Научная статья на тему 'Методология предупреждения преступности несовершеннолетних в России'

Методология предупреждения преступности несовершеннолетних в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
775
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / CRIME / JUVENILE / JUVENILE DELINQUENCY / METHODOLOGY / PREVENTION / FIGHT AGAINST CRIME / PREDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидова-петрова Е. В.

Обязательным условием достижения наиболее эффективных результатов в упреждении проблемных социальных явлений и преодолении их криминологически значимых последствий является построение стратегии, предусматривающей устранение причин и условий их возникновения, и следование данной стратегии. Для сферы борьбы с преступностью как социальным явлением это условие выражено в необходимости прогнозирования ее проявлений во множественных характеристиках, а также в их подверженности предлагаемым мерам воздействия. Важнейшая роль при этом отводится методологическим основам предупреждения, которое следует рассматривать как составную часть криминологической политики борьбы с преступностью в целом и с отдельным ее видом (преступностью несовершеннолетних) в частности, в тесной связи с планами экономического, социального, политического развития государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prerequisite for achieving the most effective results in the prevention of problematic social phenomena and overcoming their criminological significant consequences is to build and follow the strategy that provides for the elimination of the causes and conditions of their occurrence. Concerning the sphere of combating crime as a social phenomenon, this condition is expressed in the need to predict its manifestations in multiple characteristics, as well as their exposure to the proposed measures of impact. The most important role in this process should be given to the methodological foundations of the prevention, which should be considered as an integral part of the criminological policy of combating crime in general and its separate form (juvenile delinquency) in particular. Besides, it should be considered in close connection with the plans for economic, social, political development of the state and society as a whole.

Текст научной работы на тему «Методология предупреждения преступности несовершеннолетних в России»

ДЕМИДОВА-ПЕТРОВА Е.В., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права; Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 420108, г. Казань, ул. Магистральная, 35

DEMIDOVA-PETROVA E.V.,

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of criminology

and penitentiary law;

Kazan Law Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Magistralnaya St. 35, Kazan, 420108,

Russian Federation

МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

Аннотация. Обязательным условием достижения наиболее эффективных результатов в упреждении проблемных социальных явлений и преодолении их криминологически значимых последствий является построение стратегии, предусматривающей устранение причин и условий их возникновения, и следование данной стратегии. Для сферы борьбы с преступностью как социальным явлением это условие выражено в необходимости прогнозирования ее проявлений во множественных характеристиках, а также в их подверженности предлагаемым мерам воздействия. Важнейшая роль при этом отводится методологическим основам предупреждения, которое следует рассматривать как составную часть криминологической политики борьбы с преступностью в целом и с отдельным ее видом (преступностью несовершеннолетних) в частности, в тесной связи с планами экономического, социального, политического развития государства и общества.

Ключевые слова: преступность; несовершеннолетний; преступность несовершеннолетних; методология; предупреждение; борьба с преступностью; прогнозирование.

THE METHODOLOGY OF THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN RUSSIA

Annotation. The prerequisite for achieving the most effective results in the prevention of problematic social phenomena and overcoming their criminological significant consequences is to build and follow the strategy that provides for the elimination of the causes and conditions of their occurrence. Concerning the sphere of combating crime as a social phenomenon, this condition is expressed in the need to predict its manifestations in multiple characteristics, as well as their exposure to the proposed measures of impact. The most important role in this process should be given to the methodological foundations of the prevention, which should be considered as an integral part of the criminological policy of combating crime in general and its separate form (juvenile delinquency) in particular. Besides, it should be considered in close connection with the plans for economic, social, political development of the state and society as a whole.

Keywords: crime; juvenile; juvenile delinquency; methodology; prevention; fight against crime; prediction.

Построение и следование стратегии, предусматривающей устранение причин и условий возникновения проблемных социальных явлений, - обязательное условие достижения эффективных результатов в упреждении, а также преодолении их последствий. Для борьбы с преступностью как социальным явлением это условие выражено в необходимости прогнозирования ее проявлений во множественных характеристиках, а также их подверженности предлагаемым мерам воздействия. Данное положение является классической парадигмой в теории предупреждения

преступности, разделяемой криминологами разных научных школ и направлений. Предвосхищая запланированные оценки, в качестве гипотезы следует отметить, что такая парадигма не всегда получает практическое воплощение. Для обоснования и проверки этой гипотезы потребуется обращение к исходным криминологическим позициям методологических основ предупреждения преступности.

Профилактику преступности принято рассматривать как составную часть государственной политики, в тесной связи с планами экономического, социаль-

ного, политического развития общества [1, с. 43]. При таком подходе достигается не только системное видение процессов детерминации криминальных явлений в их внешнем и внутреннем взаимодействии. Кроме того, становится реалистичной комплексная нейтрализация причин и условий, способствующих генезису и воспроизводству криминальных явлений. Ресурсы таких возможностей заложены не столько в антикриминальных программах, какого бы уровня они не были, сколько в соответствующих действительности планах развития социально значимых сфер.

Если принять во внимание свойства преступности проникать во все сферы жизнедеятельности, оказывать на них влияние, то описываемые черты комплексного подхода к предупреждению негативных проявлений представляют собой сложный композиционный процесс одновременного управления разными социальными явлениями, с нередкими непредсказуемыми изменениями. Особые трудности такой процесс управления имеет в предупреждении преступности несовершеннолетних. Свойственные их возрасту психологические, эмоциональные, нравственные, социально-демографические характеристики восприятия действительности выступают «драйвером» изменений как внутри, так и вокруг них. В таких условиях гуттаперчевого взаимодействия социальной среды и личности, а конкретно - разных сфер общественных отношений, участниками которых становятся несовершеннолетние, статичные и узкоотраслевые программы предупреждения преступности малоуспешны. Этот довод по аналогии можно привести по отношению ко всем отраслевым программам общественного развития, которые не обладают гармонией с однородными по существу социального назначения планами, концепциями и стратегиями.

Межотраслевое планирование, в частности, предупреждения преступности несовершеннолетних через призму емких социальных отношений исключает сферическую разобщенность положений, направленных на нейтрализацию причинного комплекса криминальных проявлений среди молодежи. В данном случае оно позволяет определять риски конфликта между задачами развития сфер, которые

способны культивировать преступность несовершеннолетних. В связи с этим вопреки устоявшимся прикладным и теоретическим категориям функция планирования мер не может венчаться оформлением управленческого акта или же нормативного документа, рассчитанного на безоглядное применение, руководствование которым приведет к промежуточным результатам. Например, в действительности может быть достигнуто снижение коэффициента преступности, числа регистрируемых криминальных деяний. Однако, учитывая особенности статуса лиц (несовершеннолетние), для воздействия на которых предназначены планируемые меры, в частности, динамику воспроизводства поколения, имеющую весьма короткий срок для становления и прекращения социального возраста (от 14 до 18 лет), равно как и возраста привлечения к уголовной ответственности, эти меры окажутся одномоментными. Данное предположение можно дополнительно обосновать иными доводами.

В планировании предупреждения преступности несовершеннолетних заложен латентный потенциал издержек их одномоментности, когда, как описано выше, они применяются в конкретных условиях пространства и времени, которым соответствуют имеющиеся социальные, экономические, политические, культурные, общественные отношения. При таком положении, даже если предположить, что эти отношения стабильны и будут оставаться таковыми в будущем, то велики риски того, что они могут оказаться не соответствующими потребностям вступивших в возраст уголовной ответственности, но еще не ставших совершеннолетними. Иными словами, аккумуляция потенции профилактики преступности, рассчитанной для следующего поколения, вошедшего в зону криминогенных рисков, будет не только недостаточна, но и бесцельна.

Эту формулу дефицита планирования предупреждения преступности можно обратить и в сторону взрослых, которые избежали криминогенных рисков в несовершеннолетнем возрасте, но оказались под их воздействием позже. Такие обстоятельства могут проявить себя в том случае, когда в планировании нет элементов системы, прогноза, мониторинга и кон-

троля реализации мер профилактики, а по их итогам - корректировки программ, методического обеспечения, научного сопровождения, промежуточных индикаторов оценки предпринятых мер и степени подверженности им криминологически значимых явлений. Допустим, элемент системности может получить выражение в обеспечении соответствия между программами разного уровня или распространения. Например, в простейшем случае -в отношении лиц, к которым применимо гендерное различие. В специально-криминологическом случае - по отношению к виктимным и криминогенным субъектам.

В случае пренебрежения вышеприведенными позициями исполнение криминологических задач обречено на ординарность. В зоне рисков такой заурядности находится прежде всего региональный формат планирования, который нередко оказывается замкнутым на локальных вопросах. Ошибочным, например, может быть средоточие специальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних в городских поселениях в ущерб сельским или развитие организованных и контролируемых точек досуга и отдыха в местах учебы несовершеннолетних, без учета реальных дисклокаций их времяпровождения, где могут быть совершены правонарушения.

Исключение значительного числа описанных недостатков планирования, как представляется, возможно при сочетании двух подходов.

Первый - формальный, но конструктивный для документарного оформления и обеспечения соответствия задач предупреждения целям планирования. Этот подход предусматривает следование положениям Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»*. Рекомендации использования этого закона для решения криминологических задач в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних выражены в следующих обоснованиях. Во-первых, нормативный правовой статус программ, планов пред-

* О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3378; URL: http://pravo.gov.ru

упреждения преступности предопределяет потенциал реализуемости мер, что обеспечивается соответствующим уровнем контроля, отчетности. Во-вторых, требования к планированию предполагают формирование предваряющих предложений (мер, средств) не отвлеченно или надуманно, а на основе взаимосвязанных документов, которые выполняют методологическую функцию.

Идеи обеспечения планирования при помощи сопутствующих ему документов находили свое отражение в специальной литературе, посвященной вопросам формирования системы мониторинга и оценки состояния национальной безопасности при реализации стратегических национальных приоритетов [2, с. 13-17]. Принимая за основу ключевые положения такого планирования, в контексте темы настоящего исследования методологическое содержание требуемых обеспечительных документов можно классифицировать представленным ниже способом.

Первостепенное значение имеют документы концептуального характера, которые определяют приоритетные направления предупреждения преступности несовершеннолетних, возможные или предполагаемые институциональные преобразования (создание координационных органов, уточнение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, разработка нормативных правовых актов), взаимосвязанные средства профилактики (в области образования и культуры, здравоохранения и спорта т.д.).

Следующим по последовательности разработки и принятия должен выступать прогнозный документ, на основе которого можно предвидеть изменения преступности несовершеннолетних и отдельных ее проявлений во всех криминологически значимых характеристиках (распространенности, активности, организованности). Назначение этого документа позволяет сверять планирование с ожидаемыми результатами, осуществлять корректировку содержания основной программы предупреждения с изменяющейся криминальной ситуацией. Учитывая сложный характер функциональных задач этого документа, его разработкой должны заниматься профессионалы, обладающие специаль-

ными знаниями в области криминологии. В связи с этим в концептуальном (предшествующем) документе должны быть определены полномочия органов государственной власти и управления, порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями, ресурсы которых будут задействованы при разработке прогнозного документа, анализе и оценке его использования.

Далее следуют программные документы, в которых определены предметные области и сферы реализации конкретных мероприятий, имеющих сроки, показатели достижения результатов, объем финансовых, материальных, кадровых ресурсов, указание реципиентов профилактических мер. Криминологически значимо в позициях программных документов соблюсти паритет общих, специальных и индивидуальных мер профилактики преступности, планируемых к реализации.

Завершают документарный комплекс обеспечения программы предупреждения преступности несовершеннолетних проекты нормативных правовых актов, которые определяют ключевые положения: сроки ее реализации; ее цели и задачи; целевые группы, на которые направлена деятельность по программе; краткое обоснование проблемы преступности несовершеннолетних и необходимости ее решения программно-целевым методом; порядок и условия взаимодействия субъектов - исполнителей программы; ожидаемые результаты.

Второй подход обеспечения планирования выражен в его научном или научно-исследовательском сопровождении. Обоснование необходимости его применения состоит в том, что содержание программ предупреждения преступности должно быть адекватно криминогенным рискам и криминальной ситуации. они не просто изменчивы, но и обладают сложными характеристиками детерминации и причинности, которые подвластны анализу и оценке научно-прикладного свойства. Данный подход не предусматривает прерогатив участия в нем специалистов, представляющих одну отрасль науки, а тем более ее отдельные специальные направления.

Это обстоятельство объясняется проблематикой рассматриваемых программ предупреждения преступности, рассчитан-

ных на специфическую целевую группу, -несовершеннолетних. Здесь следует учитывать актуальность междисциплинарного взаимодействия научных отраслей и специалистов, их представляющих (прежде всего педагогов и психологов). Безусловными участниками такого научно-экспертного сопровождения программ профилактики должны быть социологи. Важно учитывать, что предложения и рекомендации органов власти, научных экспертов могут не совпадать с представлениями реципиентов программ. Криминогенные факторы социального, экономического, политического свойства рассматриваются не в качестве предикатных или сопутствующих проявлений преступности, а как привычное явление. Следовательно, планирование и программирование, а затем и реализация документов предупреждения преступности несовершеннолетних нуждаются в социологическом сопровождении.

Методология обеспечения программ предупреждения преступности при их разработке и воплощении невозможна без деятельного участия предметных специалистов в области борьбы с преступностью - криминологов. Именно они аккумулируют и используют для решения задач предупреждения информацию, полученную не только в ходе своей исследовательской деятельности. Значение участия криминологов в данном случае сложно переоценить, поскольку оно позволяет избежать поверхностных и односторонних решений, которые могут казаться достаточными с позиции экспертов - представителей других отраслей науки. Криминологи в своем анализе и оценках происходящих процессов действительности, тесно связанной с их последствиями в виде преступности, могут обеспечить разумный конформизм, то есть соответствие тех мер, которые предлагают к реализации работники управления, социологи, экономисты, педагоги, психологи, политологи, задачам предупреждения преступности. Более того, профессиональный состав криминологов образуют преимущественно люди практики, действующие (научные) работники правоохранительной системы или имеющие реальный опыт работы в сфере борьбы с преступностью. Уже одно это обстоятельство предопределяет научно-прикладной характер результатов их исследований.

Криминологическое сопровождение программ предупреждения преступности несовершеннолетних должно охватывать весь цикл - от их разработки до подведения итогов. Методологические принципы и законы, составляющие ядро других наук, «включены в самостоятельный раздел общей части криминологии, аксиоматичны для теории криминологической характеристики и поэтому используются ею без изменений» [3, с. 1491]. Ведущее назначение криминологов в методологическом обеспечении предупреждения преступности состоит в возможностях использования ими всего арсенала средств исследования преступности. Криминологи являются субъектами междисциплинарного познания, которое позволяет обосновывать корректировку программ, предвидеть необходимость исключения или прибавления усилий превенции в тех или иных сферах. Результат таких возможностей в предметном виде можно выразить в оперативных или текущих исследованиях криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, территориальных картах распространенности ее проявлений. Преимущество методов эмпирического анализа и оценки криминологических явлений и процессов в динамике перед фрагментарными средствами их наблюдения или фиксации несомненно. Представляется допустимым проиллюстрировать это утверждение следующим доводом-моделью.

Программа превентивных мер антикриминального и девиантного поведения несовершеннолетних содержит конкретное мероприятие - «Проведение социально-психологического тестирования в рамках мероприятий по раннему выявлению среди несовершеннолетних лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача»*. Предположим, что реализация этого мероприятия происходит не сплошным образом, а выборочно в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации. Селективный характер тестирования может быть предопределен незначительным объемом финансирова-

* Региональная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2015-2017 годы: утв. распоряжением Правительства Красноярского края от 15 июня 2015 г. N 519-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ния этого мероприятия или дефицитом специалистов, в нем участвующих.

Возникает множество вопросов. Например, будет ли репрезентативным результат этого мероприятия в том случае, если тестирование пройдут учащиеся общеобразовательных средних, а не средних профессиональных учебных заведений, слушатели которых в силу особенностей социальной среды и либерального состояния социального контроля более подвержены криминогенному влиянию факторов, ведущих к наркопреступности. Принципиальной может оказаться дилемма территориальных предпочтений или позиций выборки учебных заведений, учитывая географическую обширность субъекта Российской Федерации. Не менее важным, а возможно, и основным критерием выступает определение возраста обследуемых несовершеннолетних (от 7 до 18 лет), равно как и их гендерной принадлежности, принимая во внимание, что в «теле» содержания мероприятия не отмечен их социально-демографический статус. Перечень возможных следующих вопросов неисчерпаем, если не прибегнуть к помощи криминологов.

Именно они на основе имеющихся и специально проводимых исследований региональных характеристик организованной преступности и ее участников (как субъектов криминального рынка запрещенных товаров, работ и услуг), наркопреступности, преступности несовершеннолетних дадут реальную картину криминологически значимых позиций. Таковыми могут выступить: коэффициент уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота наркотиков на 100 тысяч населения в разрезе муниципальных образований; результаты конкретно-социологических исследований (опросов); составление портрета личности, которая подвергнута воздействию криминогенных факторов вовлечения в наркопреступность; состояние правоохранительной деятельности; специфические процессы детерминации и причинности криминальных проявлений, тесно связанных с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных средств. Прикладное значение криминологического сопровождения программ реализации предупредительных мер заключается не просто в фиксировании состояния исследуемых процессов, а в выявлении их закономерностей, оценке

реалистичности и соответствия мер целям превенции, установлении подверженности криминальных явлений предпринимаемым в отношении их мерам.

Важно обеспечить возможность осуществления криминологических заключений как по промежуточным этапам конкретных мероприятий, предусмотренных программой, так и по завершении их исполнения. Такие заключения должны являться обязательным отчетно-контрольным атрибутом или элементом управления программой, равно как финансовая, управленческая документация, выступающая свидетельством их исполнения.

Вопросы, связанные с подготовкой криминологических заключений, не могут автоматически решаться в условиях отсутствия правовых оснований для проведения тесно связанной с ней криминологической экспертизой, ее методики и правил осуществления. Корреляция экспертизы и заключения очевидна. Экспертиза является исследованием, заключение - формой научно и практически обоснованных выводов и предложений.

В таком контексте криминологическая экспертиза в задачах реализации программ предупреждения преступности явилась бы инструментом мониторинга их исполнения, своевременной корректировки содержания профилактических мероприятий, соответствующих изменяющимся реалиям, в том числе и тем, которые происходят в процессе успешной или проблемной превенции. Такая корректировка позволяет избежать излишних ресурсных затрат самого разного характера: финансовых, временных, кадровых, организационных, методических, аналитических.

Криминологическое сопровождение мероприятий и содержание соответствующих заключений по итогам их реализации обладают безусловным прогностическим потенциалом. Для общих задач криминологии в целом [4, с. 5; 5] и для борьбы с исследуемым видом преступности в частности прогноз носит ярко выраженный гносеологический характер.

Итак, природа явлений, связанных с преступностью несовершеннолетних, часто латентна, а процессы детерминации настолько динамичны, что предсказать их возникновение, а также дальнейшее состояние развития крайне сложно. Реалистичность данных утверждений иллюстрируют современные тенденции вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность, нелегитимные протестные акции. В условиях свершившихся фактов вовлечения несовершеннолетних в антисоциальные или криминальные процессы уполномоченные органы государственной власти, прежде всего правоохранительные органы, оказываются в ситуации реагирования на последствия. Комплекс задач установления причин, условий, процессов детерминации, возможных рисков развития тенденций вовлечения не просто отходит на второй план, но приобретает характер просроченной актуальности. Таким образом, решения подобных проблем можно избежать, если исходные обстоятельства, вызывающие необходимость их разрешения, подвластны прогнозированию и недопущению к воплощению, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность реализации стратегии и тактики предупреждения преступности несовершеннолетних.

Список литературы

1. Долгова А.И. Стратегические направления борьбы с преступностью // Формирование государственной политики борьбы с преступностью: материалы конф. М., 1997. С. 35-45.

2. Афиногенов Д.А., Воронин В.В. Роль документов стратегического планирования: правовые аспекты // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 2. С. 13-17.

3. Новикова Ю.В. Методологические начала криминологической характеристики преступности (преступлений) // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 11. С. 1488-1492.

4. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 528 с.

5. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972. 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.