УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10021
© Л.Н. Посельская, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Посельская Людмида Николаевна, профессор кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с назначением и производством налоговой экспертизы. Определяется правовая природа, объект и предмет налоговой экспертизы, решаемые задачи, субъекты экспертной деятельности.
Ключевые слова: налоговая экспертиза, налогооблагаемая база, объекты налогообложения, эксперт, преступления в сфере экономики.
USE OF RESULTS OF TAX EXPERTISE IN DETECTION AND INVESTIGATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF ECONOMY
Poselskaya Lyudmila Nikolaevna, professor, Department of criminology, PhD in law, associate Professor. Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotya (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117437) E-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with the issues related to the purpose and production of tax expertise. The legal nature, object and subject of tax expertise, solved problems, subjects of expert activity are determined. Keywords: tax assessment, tax base, tax entities, expert, crimes in the economic sphere.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Посельская Л.Н. Использование результатов налоговой экспертизы в выявлении и расследовании преступлений в сфере экономики. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):81-3.
В последние годы значительное количество научных работ посвящено исследованию вопросов использования специальных экономических знаний в раскрытии и расследовании преступлений. Использование специальных знаний позволяет установить объективную истину по уголовному делу, получить определенные результаты, имеющие доказательственное значение.
Наряду с осуществлением финансового контроля и финансового мониторинга, у государства имеются специализированные правоохранительные органы, основной задачей которых является непосредственно борьба с преступлениями в сфере экономики.
На Министерство внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О полиции»[1] возлагаются обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности. Возглавляет это направление работы подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции. На основе полученной информации подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией осуществляют предварительную проверку,проводят оперативно-розыскные мероприятия.
Актуальным является и взаимодействие со специалистами налоговой службы при выявлении разных
преступлений в сфере экономики. Сотрудничество в этой сфере между оперативными службами и органами предварительного расследования Министерства внутренних делРФ и Федеральной налоговой службой РФ осуществляется в рамках совместного Приказа о взаимодействии при передаче и использовании оперативно-розыскных данных и подписанного руководителями соответствующих ведомств, при расследовании налоговых преступлений осуществляется по следующим направлениям. Во-первых, это выявление нарушений законодательства о налогах и сборах, о валютном регулировании и валютном контроле; во-вторых, выявление и пресечение незаконной деятельности физических и юридических лиц, уклоняющихся от налогообложения, либо скрывающих налогооблагаемую базу, а также фактов возмещения налоговых платежей из бюджетных средств.[2]
При расследовании преступлений в сфере экономики участие специалиста — налогового инспектора реализуется в виде справочно-консультативнойдея-тельности; в производстве выездной или камеральной; либо целенаправленно при проведении оперативно-розыскных мероприятий для поиска несоответствия в различных учетных данных. Но главное — использование специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики может осуществляться при назначении и производстве экспертиз. По результатам налоговых проверок, как проводимых налоговым органом самостоятельно, так и по инициативе правоохранительных органов, назначается судебная налоговая экспертиза. Налоговая экспертиза предполагает исследование бухгалтерских, финансовых и организационно-управленческих документов для установления фактических обстоятельств и получения доказательств.
Сравнительно недавно определившийся подвид судебных экономических экспертиз в настоящее время достаточно активно используется в судебно следственной практике.
Правовую основу данный подвид экспертиз получил на основании ст. 95 и 31 Налогового кодекса РФ[3], дальнейшее развитие в нормативно-правовых актах. Так, в Приказе Министерства внутренних дел РФ №511[4] данный подвид экспертиз четко обозначен. В свою очередь министерство юстиции РФ не выделяет налоговую экспертизу ни в отдельный вид, ни в подвид. Исследование предполагается осуществлять в рамках финансово-экономической экспертизы.
Дискуссионным остается вопрос о правовых и процессуальных основаниях назначения такой экспертизы. Более того, налоговая экспертиза еще до возбуждения уголовного дела может быть назначена на основании постановления должностного лица налогового органа. Возникает вопрос о том, кто может быть в данном случае экспертом?
Из общего смысла действующего законодательства предполагается, что налоговый инспектор может приглашать для проведения выездных и камеральных
проверок привлекать экспертов в нужной сфере исследования. Налоговое законодательство определяет только возможность привлечения налоговым инспектором специалиста для проведения налоговых проверок, но профиль специалиста не указывается. В таком случае мы вправе предположить, если в ходе выездной или камеральной проверок налоговым инспектором решаются задачи, связанные с определением:
• сокрытия таких объектов налогообложения как выручка или реальная прибыль от результатов финансово-хозяйственной деятельности;
• необоснованно завышенных затрат на производственные или непроизводственные затраты;
• в целом результатов финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации за налоговый период;
• инспектор может пригласить в качестве экспертов финансистов или бухгалтеров соответствующего профиля.
Однако, сам инспектор устраниться от исследо-ванияв рамках проводимой экспертизы не может. Для проведения налоговой экспертизы не достаточно знаний в области финансов или бухгалтерского учета, а еще и в сфере налогового законодательства. В данном случае исследования будут носить комплексный характер. А возможно ли их тогда считать только налоговой экспертизой.
При решении более простых задач, например, соответствует ли определяемая хозяйствующим органом налогооблагаемая база положениям законодательства о налогах и сборах, либо отвечает ли требованиям налогового законодательства порядок исчисления налогов, примененный хозяйствующим органом, а так же, о своевременности и полноте уплаты налогов, может назначаться и проводится налоговая экспертиза. И специалист налогового органа сам может быть экспертом.
Но чаще всего в последнее время назначение налоговой экспертизы осуществляется по решению правоохранительных органов, либо следователем. Функции эксперта, выполняет лицо, назначенное в качестве эксперта из числа специалистов, обладающих вышеуказанными знаниями. При назначении налоговой экспертизы в экспертные подразделения МВД РФ, экспертиза производится соответствующим профилю экспертом. При назначении налоговой экспертизы по инициативе правоохранительных органов, круг исследуемых вопросов расширяется.
В связи с чем, не менее значимым для проведения налоговой экспертизы и использования ее результатов является определение объекта и предмета экспертизы.
По общепризнанной практике к объекту таких экспертиз относят документальные материалы бухгалтерского учета и налоговых учетно-отчетных документов, электронный документооборот юридического лица, документы, формирующие налогооблагаемую базу, электронные формы отчетности по исчислению и уплате налогов.
Предмет исследования может отличаться от обще-
82
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2019
признанной практики в зависимости от направления и условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, либо различного рода оказания услуг, включая использование интернет ресурсов.
В основном комплекс разрешаемых вопросов касается определения вида налогов, которые данное юридическое лицо обязано уплатить по результатам своей деятельности, но уклоняется от уплаты налогов, фальсифицируя различные показатели своей деятельности. Следующими вопросами, вытекающими из вышеуказанных, будут определение правильности и своевременности формирования налогооблагаемой базы и ее размера. В ходе расследования уголовных дел к основным вопросам исследования необходимо отнести выявление фактов сокрытия объектов, результатов финансово-хозяйственной деятельности, денежных средств. На предприятиях со значительным месячным и годовым оборотом целесообразно выявлять факты сокращения до минимальных размеров прибыли путем завышения производственных и непроизводственных затрат, с целью уменьшения налогооблагаемой базы.
Отметим, что налоговая экспертиза является одним из самых значимых доказательств не только при расследовании налоговых преступлений, но и других преступлений в сфере экономики. В большинстве случаев совершение налоговых преступлений является способом сокрытия других преступных деяний в сфере экономики, таких как криминальное банкротство, легализация и отмывание криминальных доходов, уклонение от погашения кредиторской задолженности и других.
В связи с изложенным, становится понятным, что в настоящее время появилась необходимость более подробно изучить практику назначения и производства налоговых экспертиз, найти ее место в классификации видов и родов экспертиз, определить компетенции экспертов, осуществляющих данный вид исследовательской деятельности.
Литература
1. Федеральный закон «О полиции».- Москва: Проспект, 2011. Ст.12,13.
2. Приказ Министерства внутренних дел РФ, Федеральной налоговой службы от 29.05.2017 №317/ММВ-7-2/481@ «О порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности налоговому органу»/ зарегистрирован в Минюсте от 15.08.2017 №47780.
3. Налоговый кодекс РФ. С изменениями и доп. в ред. от 28.12.2017, вступившими в силу 01.01.2018/ Kodeks.sisteks.ru
4. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2005г. №511 г. Москва «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминали-стических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»Приложение 2; Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 2012г. № 939 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 июня 2005г. №511».
Reference
1. Federal law «on police».- Moscow: Prospect, 2011. St.12,13.
2. The order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Federal tax service of 29.05.2017 №317/MMV-7-2/481@ «on the procedure for submitting the results of operational search activities to the tax authority»/ registered in the Ministry of justice of 15.08.2017 №47780.
3. The tax code of the Russian Federation. With the changes and EXT. ed. from 28.12.2017, in force 01.01.2018/ Kodeks.sisteks.ru
4. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation dated 29 June 2005. No. 511 Moscow «Questions of production organization of judicial examinations in ekspertno-the criminalistic departments of internal Affairs of the Russian Federation» in Annex 2; the Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation of 15 October 2012. No. 939 «On amendments to order of the Ministry of internal Affairs of Russia from June 29, 2005. No. 511».