УДК 343.983.25 ББК 67.5
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10028
© Е.В. Чеснокова, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МАРКИРОВОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ В ЦЕЛЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ ХИЩЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Елена Владимировна Чеснокова, заместитель заведующего отделом научно-методического обеспечения производства судебных экспертиз ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России
Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции России (109028, Москва, Хохловский переулок, 13, строение 2) E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлены некоторые вопросы использования результатов криминалистической экспертизы маркировочных обозначений в расследовании хищений транспортных средств. Показаны формы выводов данного рода экспертизы, отмечена возможность получения расширенного объема информации при исследовании объекта — транспортного средства, значимой для расследования указанного вида преступлений.
Ключевые слова: экспертиза маркировочных обозначений, потерпевший, владелец похищенного транспортного средства, выводы экспертизы
USE THE RESULTS OF FORENSIC IDENTIFICATION NUMBERS IN ORDER TO ESTABLISH THE VICTIM IN THE THEFT OF VEHICLES
Elena Vladimirovna Chesnokova, deputy head of the Department of scientific and methodological support of production
of judicial examinations of the FBI, Federal center of forensic expertise of the Ministry of justice
Russian Federal center of judicial expertise under the Ministry of justice of Russia (109028, Moscow, khokhlovskiy
pereulok, 13, building 2)
E-mail: [email protected]
Annotation. In article some questions of use of results of criminalistic examination of marking designations in investigation of plunders of vehicles are taken up. Forms of conclusions of this sort of examination are shown, the possibility of obtaining expanded volume of information at an object research is noted — the vehicle, significant for investigation of the specified type of crimes.
Keywords: examination of marking designations, the victim, the owner of the stolen vehicle, examination conclusions
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Чеснокова Е.В. Использование результатов криминалистической экспертизы маркировочных обозначений в целях установления потерпевшего при хищении транспортных средств. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):109-111.
При расследовании хищений, в частности краж транспортных средств (ТС) важным этапом является поиск потерпевшего — законного владельца. Обычно в результате проверок сотрудниками Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД) документов и идентификационных но-
меров ТС, могут быть выявлены факты их изменения, и при проведении необходимых процессуальных действий, ТС становится объектом криминалистической экспертизы маркировочных обозначений (МО).
Разумеется, главная цель — установление и поимка лиц, совершивших кражу, остается неизменной.
Однако, проблема раскрываемости такого вида преступлений стоит остро и в настоящее время, о чем свидетельствует соотношение общего числа похищенных ТС к числу нераскрытых преступлений1. Установление потерпевшего — владельца похищенного ТС может снизить ущерб от преступной деятельности в отдельном случае. Так как вслед за признанием лица потерпевшим — законным владельцем похищенного ТС следует процедура его возврата.
Для достижения этой цели в расследовании хищения ТС, результаты экспертизы маркировочных обозначений ТС (далее — МО ТС) имеют очень важное значение. Они могут послужить ключом к установлению владельца ТС. Похищенные автомобили, особенно дорогостоящие, становятся объектом основательного обезличивания индивидуальных номеров, даже конструктивных изменений и последующего маркирования.
Зинин А.М. и Майлис Н.П. при определении объекта экспертизы указывают, что к ним относятся события, факты, явления и другие нематериальные объекты, необходимость изучения которых в процессе расследования требуют специальных познаний и проведения экспертного исследования. Изучение этих фактов осуществляется путем исследования материальных носителей информации о них2. Так, при экспертном исследовании МО на предмет установления идентификационного номера и других индивидуализирующих маркировок ТС, комплекс следов на кузове, отдельных деталях, состояние обшивки салона позволяют эксперту делать выводы о качестве проведенного криминального изменения. Например, во взаимосвязи с данными уровня комфортабельности и соответственно, стоимости ТС, зависимости качества криминального изменения от специфики технологии маркирования на предприятии-изготовителе; имеющейся на ТС противоугонной системы, времени и условий страхования в соотношении от времени и способа его хищения. В итоге, экспертом устанавливается целый ряд фактов, имеющих значение для расследования хищений, в частности, краж ТС.
Выделение ТС как носителя доказательственной информации при расследовании преступлений осуществляется на основе следственных версий и информационных моделей механизма расследуемого события. В.Я. Колдин указывает, что такое выделение — «важный первоначальный этап работы, без которого невозможна индивидуализация носителя...»3. Так, установление идентификационного номера автомобиля, влекущее за собой установление потерпевшего — законного владельца, последующее производство следственных действий, в том числе с
потерпевшим, сопровождаемое анализом полученной на всех этапах расследования информации, может привести к установлению лиц, совершивших хищение исследованного ТС.
Интеграция в автомобильную промышленность, особенно у ведущих зарубежных производителей, компьютерных технологий привело к всеобъемлющему оснащению ТС зарубежного производства компьютерными системами обработки и хранения информации о состоянии систем ТС. Все больше объектов в комплексном объекте — ТС являются носителями информации в электронном виде4.
Данное обстоятельство не могло не оказать воздействие на методические подходы к экспертному исследованию ТС. Так, результатом комплексного исследования объектов-носителейинформации о МО ТС, позволяет прийти к категорическому выводу о содержании идентификационного номера ТС или индивидуализирующих номеров5.
В связи с тем, что среди эксплуатируемых в настоящее время ТС, имеется достаточно большое количество автомобилей среднего класса, отечественного производства, не имеющих по сравнению с ТС комфорт-класса, широких технических опций, при их исследовании не всегда имеется возможность прийти к категорическому выводу о содержании идентификационного номера ТС. Часто в таких случаях эксперту приходится ограничиваться восстановлением идентификационного номера, нанесенного на металлических поверхностях кузова или двигателя ТС. Однако, при помощи физико-химических методов не во всех случаях удается однозначно их восстановить. Часто в результате химического (электрохимического) травления выявляются лишь отдельные фрагменты цифр номера, по отношению к какому-либо знаку, имеют неоднозначную трактовку и могут принадлежать целому ряду знаков и символов. Распространение иных, например, основанных на рентгеновском воздействии, технических средств, как правило, не дает лучшего результата. Формулировка вывода может выглядеть таким образом: «На поверхности представленного на исследование объекта выявлены знаки маркировочного обозначениявиде цифр: «0112*456». Знаком «*» обозначен неразборчивый фрагмент маркировочного обозначения, нижняя часть которого отобразилась в виде дуги. Очертания данного фрагмента дают возможность предположить, что он мог быть составной частью следующих цифр...».Вследствие чего, субъект расследования получает вероятный вывод эксперта о содержании идентификационного номера ТС. Для того, чтобы максимально сузить круг ТС, субъекту
110
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2019
расследования необходимо обратиться к поисковым базам данных автотранспорта, находящихся в ведении ГИБДД. В поисковой базе данных по имеющимся марке, модели, цвету и некоторым другим позициям группового значения, отобразится довольно большое количество принадлежащих к данной группе автомобилей. Затем исследователю необходимо вносить в поисковую строку базы данных различные варианты идентификационного номера. Результатом таких действий может стать установление одного автомобиля, однако практика свидетельствует о том, что поиск окончится несколькими единицами, десятками, или даже сотнями автомобилей. Для достижения цели потребуется проведение дополнительных следственных действий и оперативных мероприятий.
При расследовании хищений, в частности, краж ТС, результаты криминалистической экспертизы МО имеют важное значение. Однако, от объективной
возможности экспертным путем установить идентификационный номер ТС будет зависеть и результат криминалистической идентификации похищенного транспортного средства.
1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2016 г. М.: ГИАЦ МВД России , 2017. С. 39.
2 Зинин А.М. и Майлис Н.П. Судебная экспертиза. М., 2002. С. 21
3 Колдин В.Я. Анализ информационных полей как метод декодирования криминалистической информации // Вестник криминалистики. М., 2012, вып. 4 (44).
4 Чеснокова Е.В. Источник новой информации при идентификации транспортного средства. Теория и практика судебной экспертизы. 2017. Т. 12. № 3. С. 85-88.
5 Чеснокова Е.В. О взаимосвязи объекта исследования и терминологии, используемой в исследованиях маркировочных обозначений транспортных средств. В сборнике: Теория и практика судебной экспертизы: международный опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов I Международного форума. 2017. С. 622-626.
Предупреждение
преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел
Учебник Третье издание
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. С.Я. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. 655 с.
Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилактики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определены милицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонарушений. Особое внимание уделено предупреждению милицией преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; против личности; в сфере экономики; террористической и экстремистской направленности; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; в сфере экологической безопасности; безопасности дорожного движения и др.
Для курсантов, слушателей, адъюнктов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений системы МВД России, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.