Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ИМИДЖ ПЕДАГОГА / ИМИДЖЕВАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМНЫЙ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красницкая Елена Сергеевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассмотрена значимость формирования имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования в современных условиях. Представлены исторические предпосылки, теоретическое обоснование, согласованность с современными нормативно-правовыми требованиями и ожиданиями общества имиджевой культуры как психолого-педагогического явления и новой надстройки в вопросах имиджа и профессиональной культуры педагогов. Дано определение имиджевой культуре в контексте профессиональной деятельности педагога. Выявлены и теоретически обоснованы методологические основания: системный, аксиологический, акмеологический, технологический подходы. Даны основные положения представленным подходам, их совокупность и возможность использования для эффективного и результативного развития имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Рассматриваются специфические принципы каждого из подходов, подчеркивающие феномен имиджевой культуры для работы с педагогами в системе дополнительного профессионального образования. Предложены основные смысловые направления. Целью является рассмотрение методологических оснований и ожидаемых результатов формирования имиджевой культуры. Методология (материалы и методы). Рассмотрение и анализ нормативно-правовых оснований, метод теоретического анализа и синтеза в обосновании системного, аксиологического, акмеологического, технологического подходов. Результаты. В результате предложен и обоснован комплекс научных подходов развития имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования и их специфические принципы. Рассматривается значение имиджевой культуры в профессиональной деятельности педагога, перспективы и смысловые направления в разработке программ повышения квалификации для работников образования. Теоретическая значимость заключается в обосновании научно-методического содержания имиджевой культуры педагогов и выделение специфических принципов. Практическая значимость заключается в разработке направлений в формировании имиджевой культуры педагогов, способствующих повышению качества обучения в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE RESOURCES OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION TO CREATE AN IMAGE CULTURE OF TEACHERS

The research problem and the rationale for its relevance. The article considers the importance of the formation of the image culture of teachers in the system of additional professional education in modern conditions. The historical background, theoretical justification, consistency with modern regulatory requirements and expectations of the society of image culture as a psychological and pedagogical phenomenon and a new superstructure in the questions of image and professional culture of teachers are presented. The definition of image culture in the context of professional activity of a teacher is given. Methodological foundations are identified and theoretically substantiated: systemic, axiological, acmeological, technological approaches. The main provisions of the presented approaches, their totality and the possibility of using them for the effective and productive development of the image culture of teachers in the system of additional professional education are given. The specific principles of each approach are presented. They emphasize the phenomenon of image culture for teachers in the educational space of additional professional education. The main semantic directions are proposed. The goal of research is to consider the methodological foundations of a new cultural configuration in the professional activity of teachers in the aspect of image - image culture and the processes of its development. Methodology. The study and analysis of normative legal documents, the method of theoretical analysis and synthesis in the justification of systemic, axiological, acmeological, technological approaches. Results. As a result, a set of scientific approaches to the development of image culture of teachers in the system of additional professional education and their specific principles are proposed and substantiated. The article considers the importance of image culture in the professional activity of a teacher, prospects and semantic directions in the development of professional development programs for educators. The theoretical significance consists in the substantiation of the scientific and methodological content of the image culture of teachers and the identification of specific principles. The practical significance consists in the development of directions in the formation of the image culture of teachers that contribute to improving the quality of education in the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378.09.398+371.123

Использование ресурсов

системы дополнительного профессионального образования для формирования имиджевой культуры педагогов

Е. С. Красницкая

https://orcid.org/ 0000-0002-0797-1702 krasnes@yandex.ru

Using the resources of the system of additional professional education to create an image culture of teachers

E. S. Krasnitskaya

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассмотрена значимость формирования имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования в современных условиях. Представлены исторические предпосылки, теоретическое обоснование, согласованность с современными нормативно-правовыми требованиями и ожиданиями общества имиджевой культуры как психолого-педагогического явления и новой надстройки в вопросах имиджа и профессиональной культуры педагогов.

Дано определение имиджевой культуре в контексте профессиональной деятельности педагога. Выявлены и теоретически обоснованы методологические основания: системный, аксиологический, акмеологический, технологический подходы.

Даны основные положения представленным подходам, их совокупность и возможность использования для эффективного и результативного развития имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Рассматриваются специфические принципы каждого из подходов, подчеркивающие феномен имиджевой культуры для работы с педагогами в системе дополнительного профессионального образования. Предложены основные смысловые направления.

Целью является рассмотрение методологических оснований и ожидаемых результатов формирования имиджевой культуры.

Методология (материалы и методы). Рассмотрение и анализ нормативно-правовых оснований, метод теоретического анализа и синтеза в обосновании системного, аксиологического, акмеологического, технологического подходов.

Результаты. В результате предложен и обоснован комплекс научных подходов развития имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования и их специфические принципы. Рассматривается значение имиджевой культуры в профессиональной деятельности педагога, перспективы и смысловые направления в разработке программ повышения квалификации для работников образования.

Теоретическая значимость заключается в обосновании научно-методического содержания имиджевой культуры педагогов и выделение специфических принципов. Практическая значимость заключается в разработке направлений в формировании имиджевой культуры педагогов, способствующих повышению качества обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article considers the importance of the formation of the image culture of teachers in the system of additional professional education in modern conditions. The historical background, theoretical justification, consistency with modern regulatory requirements and expectations of the

society of image culture as a psychological and pedagogical phenomenon and a new superstructure in the questions of image and professional culture of teachers are presented. The definition of image culture in the context of professional activity of a teacher is given. Methodological foundations are identified and theoretically substantiated: systemic, axiological, acmeological, technological approaches. The main provisions of the presented approaches, their totality and the possibility of using them for the effective and productive development of the image culture of teachers in the system of additional professional education are given. The specific principles of each approach are presented. They emphasize the phenomenon of image culture for teachers in the educational space of additional professional education. The main semantic directions are proposed.

The goal of research is to consider the methodological foundations of a new cultural configuration in the professional activity of teachers in the aspect of image - image culture and the processes of its development.

Methodology. The study and analysis of normative legal documents, the method of theoretical analysis and synthesis in the justification of systemic, axiological, acmeological, technological approaches.

Results. As a result, a set of scientific approaches to the development of image culture of teachers in the system of additional professional education and their specific principles are proposed and substantiated. The article considers the importance of image culture in the professional activity of a teacher, prospects and semantic directions in the development of professional development programs for educators.

The theoretical significance consists in the substantiation of the scientific and methodological content of the image culture of teachers and the identification of specific principles. The practical significance consists in the development of directions in the formation of the image culture of teachers that contribute to improving the quality of education in the system of additional professional education.

Ключевые слова: профессиональная культура педагога, имидж педагога, имиджевая культура, системный, акмеологический, аксиологический, технологический подходы, специфические принципы.

Keywords: image of teachers, professional culture of teachers, image culture, systemic, acmeo-logical, axiological, technological approaches, specific principles.

Введение. Время естественным образом привносит изменения в различных сферах нашей жизни, в том числе и в области образования. Современность сообщает свое видение о том, какой должен быть педагог, и вносит свои коррективы в процессы формирования и развития личности педагогов как профессионалов и мастеров своего дела. На современном этапе развития доминирующим направлением становится рассмотрение становления личности в профессиональной деятельности. Современная ситуация развития образования предлагает отказаться от стереотипных, и так привычных, но малоэффективных методов воспитания и обучения, и предлагает изучать новые способы работы.

На каждом этапе своего развития в образование входят современные технологии, приемы, совершенствуются образцы педагогических тактик. Современная ситуация предлагает усовершенствовать профессиональные компетенции педагогов, направленные на гуманистические подходы педагогики и психологии, что и определяется формированием имиджевой культуры. Требования к педагогам и к системе дополнительного профессионального образования, включающей работу по формированию имиджевой культуры, возрастают.

Недостаточная теоретико-методологическая и практическая разработанность путей и способов формирования имиджевой культуры педагогов определяют проблему исследования и способы ее разрешения. Это объясняется тем, что идет постоянное развитие и совершенствование всего общества, изменяется культурно-социальная среда, применяются более гуманные, демократические отношения, повышается культурно-нравственный уровень общества. Каждое последующее поколение совершеннее предыдущего, появляются новые ценности.

Совокупность исследований проблемы начинается с изучения теоретического аспекта самого представления образа педагога, понятия имиджа, профессиональной культуры, дополнительного профессионального образования

и анализа современных нормативно-правовых требований к педагогу.

Внимание к образу педагога складывается через исторические закономерности и проходит через понятия «профессиональная культура» и «имидж». Учитель всегда являлся воплощением истины, источником знаний, примером рассудительности, благородства, скромности, терпимости. Из века в век образ учителя наделялся определенными качествами, складывалось представление к образу учителя. Ученые, философы, педагоги всегда рассуждали о значении образа учителя. Ян Амос Коменский уделял видное место в своих трудах о роли учителя, его важных функциях для развития общества.

Его обращения к учителю до сих пор являются актуальными: любовь к детям, быть образцом внешнего и внутреннего приличия с большей простотой и естественностью, быть примером бодрости и трудолюбия, скромности и благонравия, почтения и благоразумия в личной жизни. [1].

Проблемы развития имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования через системный, аксиологический, акмеологический, технологический подходы с учетом процессов становления личности в профессиональной деятельности, успешность этой профессиональной деятельности, связь с профессиональной культурой, механизмами имиджа.

Целью является рассмотрение методологических оснований и ожидаемых результатов формирования имиджевой культуры.

Обзор литературы. Ведущие ученые считают, что высокий уровень профессиональной культуры заключается в новом педагогическом мышлении, развитой способности решать профессиональные задачи в изменяющихся современных условиях.

Многообразие профессиональной культуры, состоящей из совокупности различных видов культуры, раскрывает И. А. Зимняя. Виды культуры находятся в тесном взаимодействии: культура личности характеризуется через культуру отношений и саморегуляции; культура деятельности просматривается через культуру интеллектуальной и предметной деятельности; культура социального взаимодействия проникается культурой поведения и общения [2].

Обстоятельно рассматривает содержание профессиональной культуры Е. Ю. Сысоева. Основой являются профессиональные задачи, которые содержат в себе различные виды культуры: разнообразие интересов и широкий кругозор, глубокое и всестороннее познание; обогащение и расширение жизненного опыта, актуализация личностного потенциала в духовных интересах; высокий уровень эстетических запросов и нравственных потребностей в общении с людьми, искусством, природой; культура мышления - наследие и обновление; эмоциональная культура - понимание эмоционального состояния других людей и умение выражать собственные эмоциональные состояния; культура труда - соблюдение дисциплины, выполнение требований технологий, научная организация труда, партнерские отношения; культура общения - тактичность и деликатность, вежливость и естественность в общении; правовая культура - понимание правовой реальности общества, понимание своих и чужих прав; экологическая культура - ценность окружающей природы [3].

Приоритетность профессионального становления и развитие личности педагога, профессиональное самовоспитание рассматривает В. А. Сластёнин. Профессиональная культура, по мнению автора, - это специальные знания, навыки, умения, которые позволяют человеку быть мастером в выбранной им сфере деятельности. Включает в себя систему профессиональных знаний, умений, навыков, интересы, ценностные ориентации и высокое профессиональное мышление [4]. Однако очень точно замечает Виталий Александрович, что развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность [4]. Вследствие чего мы видим профессионала, мастера своего дела, но очень сложного в общении, с постоянными трудностями во взаимодействии.

Проанализировав позиции современных исследований, можно констатировать, что в ряду многообразий подходов и определений профессиональной культуры особое место занимает профессиональная деятельность человека, его мастерство, совершенствование дела и себя. Профессиональная культура есть в каждой профессии и не только состоит из комплекса необхо-

димых знании, навыков, умении, решении специальных профессиональных задач, но и несет в себе необходимость регулярной гармонизации личности, регулярному переосмыслению своих позиций в контексте современных изменений. Все это касается этических принципов, ценностных ориентации, образцов поведения, идеальных отношений с ориентацией на общество.

Эти направления в профессиональной культуре стоит рассматривать через составляющие имиджа. Л. М. Митина конкретизирует процессы имиджа для педагога в формах общения: профессионализм, пластичность, выразительность и т. д.

Общение должно быть многоплановым, с обменом переживаний, использовать мимику, жесты, интонации, проводить урок интенсивно с эмоциональными разрядками, придать ему импульс, экспрессию, приблизить к естественному общению [5]. Лариса Максимовна утверждает, что специфичный имидж педагога существует и главное в представлении имиджа для педагога - это внутренний мир самого педагога. Свой внутренний мир педагог обязан активно качественно преобразовывать, придавать ему принципиально новый строй и способы жизнедеятельности.

Общие положения об имидже, в рамках персональных теорий и профессионального развития личности, изучаются многими учеными. Ученые убедительно показали, что имидж является неотъемлемой частью любого человека и любой организации. Это первые серьезные отечественные разработки, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей. Значение и основные направления имиджа для педагога, которые помогают взаимодействовать в профессиональной сфере, его психологические аспекты раскрыли Л. М. Митина и др.

Анализ литературы подтвердил, что профессиональная культура и имидж необходимы для профессиональной деятельности педагога, имеют качественное значение для становления личности как профессионала и уже не могут рассматриваться как отдельные элементы в жизни педагога, а должны интегрироваться в имиджевую культуру и представлять из себя более точный, научно-обоснованный взгляд.

То, что имиджевая культура является современным требованием к личности педагога и ее необходимо формировать в системе дополни-

тельного профессионального образования, подтверждается нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 дает права и свободы педагогам, ориентирующие на обеспечение их высокого профессионального уровня. Указывается на необходимость создания условий для эффективного выполнения профессиональных задач и повышения социального статуса, значимости, престижа педагогического труда. Это расширяет возможности системе дополнительного профессионального образования, повышает ответственность за полноту и качество переподготовки и повышение квалификации педагогических работников1.

- В национальном проекте России «Образование» на период с 2019 по 2024 г. обозначена глобальная цель - конкурентоспособность российского образования. Одним из направлений становится формирование системы непрерывного обновления педагогами своих профессиональных знаний и приобретение ими новых профессиональных навыков2.

- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года ориентирует как на обогащение и развитие имеющихся компетенций, так и на приобретение и формирование новых возможностей в профессиональной, социальной и личностной сферах. Ставится задача повышения трудовой мобильности, закрепления общечеловеческих ценностей, обучение современным технологиям социального взаимодействия и личностного развития в подходах к обучению взрослых3.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/.

2 Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10). URL. https://edu. gov. ru/national-proj ect.

3 Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_ id=13095.

- Разрабатывается нормативно-правовая база требований к морально-нравственным ценностям учителя. В федеральных государственных образовательных стандартах для педагога отмечается, что педагог должен соблюдать нравственные и этические нормы, соблюдать требования профессиональной этики4.

- В письме Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. предлагается модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников5.

- В письме Министерства просвещения РФ от 20 августа 2019 г. содержатся расширенные нормы профессиональной этики педагогических работников6.

Существует еще одно положение для обсуждения - новая глобальная инициатива ЮНЕСКО «Будущее образования», в которой констатируется необходимость переосмысления задач и характера образования, в том числе вместе с переосмыслением задач в системы дополнительного профессионального образования [6]. Вопрос ставится о концепции развития и благополучия личности как профессионала. В докладе о перспективах развития образования «Будущее образования. Учиться становиться» констатируется кризис традиционной модели и это ставит под вопрос эффективность подходов, используемых в дополнительном профессиональном образовании [7]. Для нынешнего исторического этапа характерно наличие целого ряда проблем, которые требуют пересмотра самой концепции развития образования

4 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL. https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.

5 Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» (вместе с рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»). URL. https://legalacts.ru/doc/pismo-minobr nauki-ro ssii-ot-06022014-n-09-148/.

6 Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_332299/.

и внимательного изучения альтернативных моделей развития педагогов.

Как мы можем заметить, формирование имиджевой культуры педагога занимает государственную линию требований, обозначено в научных теоретических аспектах и предполагает научные поиски проблемы.

Методология (материалы и методы). Имиджевая культура рассматривает человека как единое целое во всех его репрезентативных системах. Она раскрывает понимание личности в значении и значимости себя своей деятельности для общества, умение преподнести себя как педагога правильно, культивировать позитивные личностные качества, развить свои коммуникативные умения, ораторские возможности, самостоятельно сконструировать и развить свой индивидуальный успешный профессиональный образ. Все это относится к личностному саморазвитию педагога в профессиональной деятельности.

Термин «имиджевая культура» достаточно новый. Одним из первых ученых, кто выделил это понятие в культурологическом аспекте А. Б. Череднякова. Имидж рассматривается как часть профессиональной культуры, компетентности и необходим для самореализации человека на протяжении всей жизни.

Анна Борисовна считает, что в имиджевой культуре главным составляющим является социальность, в котором демонстрируется принятие личностью общих культурных норм [8]. По мнению автора, имиджевая культура может выстраиваться самостоятельно, на основе самоанализа, саморазвития и постоянного совершенствования. При этом необходимо просвещать себя в вопросах имиджекультурных технологий.

Мы предлагаем рассмотреть формирование имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования в контексте четырех подходов: системный -на философском уровне, аксиологический -общенаучный уровень, акмеологический и технологический - конкретно-научный уровень.

Системный подход рассматривает целостность и взаимосвязность элементов имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Дает нам возможность проследить слияние компонентов в единую слаженную структуру, раскрыть их

взаимосвязь, отношения между собой и со средой, что образует структуру и целое. Относительно системного подхода все компоненты имеют определенную функциональность и влияние на дальнейшее развитие. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин описывают системный подход, что любая организация деятельности требует оформление определенной системы[9]. Все фрагменты складываются в архитектуру, чем и определяется новая форма существования материи. Каждая система всегда есть компонент другой системы. Имиджевая культура есть новая система из элементов, связанных между собой, в которую входят понятия: педагог, профессиональная культура, имидж, дополнительное профессиональное образование и др. Системный подход позволяет детализировать функционал компонентов с позиции управляемой и управляющей. Одними из основных принципов при формировании имиджевой культуры педагогов в системном подходе становятся следующие:

- принцип целостности - выделяет имиджевую культуру в объект исследования целым образованием, отграничивает от других явлений культуры в объект исследования, имеет свою конфигурацию, содержание и включение в среду;

- принцип синергии - усиливающий эффект взаимодействия нескольких факторов - педагог, имидж, профессиональная культура, дополнительное профессиональное образование. Совместное действие этих факторов существенно повышает их работоспособность и эффективность деятельности;

- принцип эмерджентности - имиджевой культуры педагога представляет собой явление, которое трансформировалось в новую систему и обладает свойствами, которыми не обладают ее компоненты по отдельности.

Это новый продукт с новыми свойствами, с несколькими компонентами, объединенными в одну систему. Этот принцип учитывает изменяемость отдельных элементов, их способности к развитию, накапливанию информации и появлению новой с учетом динамики окружающей среды;

- принцип глобальной цели - решение актуальных проблем за счет формирования имиджевой культуры педагогов, глобализация решения, где разрозненных усилий отдельных

наук уже недостаточно. Имиджевая культура обеспечивает решение нескольких проблем и обеспечивает интеграцию научного знания, открывает новые возможности в педагогике.

Имиджевая культура педагога формируется через упорядочение множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов профессиональной культуры и имиджа.

Аксиологический подход является ценностным ориентиром в научных и практических идеях имиджевой культуры. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли Б. М. Бим-Бад, В. А. Сластёнин, Г. И. Чижа-кова, Е. Н. Шиянов, Н. Е.Щуркова, Е. А. Ям-бург и др. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в имиджевой культуре, необходимых для образования, воспитания и саморазвития педагога; уделяет внимание механизмам и технологиям перевода общественных ценностей в личностные, а личностные в общественные; рассматривает процессы переосмысление ценностей, путем включения осознания и осмысления личного понимания, понимания этих ценностей другим человеком и пониманием процессов изменения в обществе.

С. И. Маслов предлагает обобщенную номенклатуру профессионально-педагогических ценностей: этические ценности, социальные ценности, интеллектуальные ценности, ценность творческой самореализации, профессионально-нравственные ценности, гуманистические ценности [10]. Ценности могут располагаться в различной иерархичной структуре. Сергей Ильич утверждает, что ценности способны менять отношение человека, освобождать его, давать энергетическую активность. Самой значимой ценностью при формировании имиджевой культуры является следующая идея автора - гармоничное развитие личности и реальное обеспечение каждому педагогу условий для максимальной реализации заложенных возможностей. Необходимо подобрать такие средства и методы самовоспитания и саморазвития, чтобы для каждого педагога эти ценности соответствовали смыслу его жизни и актуализировали внутренний аксиологический потенциал личности, творческую свободу. Эта идея определяется формированием имиджевой культуры педагогов, помогает ориентироваться личности в истории, современности, обществе,

профессиональной деятельности и значимости другой личности.

Аксиологический подход помогает выделить ценностные характеристики имиджевой культуры, которые отражаются в следующих принципах.

- Принцип ценностной рефлексии - в имиджевой культуре педагог рассматривает себя с позиции личностных ценностей, а средством переосмысления становятся знания об общезначимых ценностях, эталонах. Личность сначала должна рассмотреть себя и дать оценочное отношение к собственным ценностям, а потом выделить общезначимые ценности современности и наличие этих ценностей у себя. Сопоставление этих двух видов ценностей способствует процессу самопознания и самоидентификации. Результатом является определение перспектив своего развития, новых жизненных планов, перестройка отношений, новой модели поведения, устанавливается тождество с самим собой.

- Принцип интеграции - связность новаций и традиций, взаимообогащающий диалог между использованием учений прошлого и возможности открытия будущего определяет настоящее.

- Принцип экзистенциальности - признание уникальности человеческого бытия, установка на внутренний мир, поддержка и развитие индивидуальности, сохранение внутренней независимости, чувства свободы и творчества.

- Принцип развития идентичности - развитие ясного и уникального взгляда на себя, определение себя к различным группам, нормами социальной среды и культуры, обретение целостности во времени и пространстве.

Еще одной методологической основой в формировании имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования выступает акмеологический подход, раскрытый в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, А. Ю. Панасюка, Н. А. Рыбникова и др. Акмеологический подход ориентирован на развитие взрослого человека с профессиональной и творческой самореализацией. Актуализирует факторы прогрессивного развития человека, достижение им высшей степени индивидуального совершенствования, главным образом через профессиональную деятельность.

Е. В. Андрющенко рассматривает акмеоло-гический подход в работе с педагогами в системе дополнительного профессионального образования [11]. Автор предлагает рассмотреть интеграцию философских и психолого-педагогических наук о развитии взрослого человека в различных типах и видах образовательных системах.

Нам близка идея Н. В. Увариной в особом внимании к самооактуализации через самообразование [12]. Наталья Викторовна настаивает, что стимулирование педагогов к самостоятельному поиску знаний и приобретение знаний без помощи обучающего лица становится существенным способом в развитии личности.

Имиджевая культура в акмеологическом подходе представляет собой систему личностного развития педагога, развитие субъектности, его самостоятельное профессионально-творческое продвижение. А значительная роль и ответственность за обогащение и обновление культурного потенциала педагогов определяется системе дополнительного профессионального образования. Акмеологический подход представляет собой систему принципов, позволяющих решать проблемы и задачи формирования имиджевой культуры педагога в системе дополнительного профессионального образования:

- принцип детерминизма - определяет внутренние и внешние условия, побуждающие к саморазвитию; позволяет связать влияние внешнего воздействие на внутренние изменения и возможность управлять, направлять изменения в желательную сторону;

- принцип персонализации - знание должно быть направлено на интересы личности, его внутреннюю активность и самостоятельность; стоит учитывать взрослость личности, потенциальные возможности и ее свободу выбора в развитии своего профессионализма;

- принцип осознанности - имиджевая культура повышает осознанность педагога, и качество его профессиональной деятельности становится на порядок выше, осознает мотивы своих поступков, способен адекватно оценивать их, внутренний мир существует в гармонии с внешним;

- принцип непрерывности образования -имиджевая культура предполагает формирование в человеке сознания о том, что основные

жизненные смыслы должны быть направлены на «образование через всю жизнь» и только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности.

Технологический подход позволяет последовательно сконструировать, управлять процессом и с большей определенностью достичь результатов формирования имиджевой культуры. На научной основе систематизировать теоретический и практический опыт, выстроит логику образовательного процесса, обеспечить благоприятные условия, комплексно решать проблемы и обеспечить снижение влияния негативных факторов, оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Технологический подход динамично входит в отечественную педагогику, помогает окунуться от теории к мастерству, ему посвящены труды В. П. Беспаль-ко, М. Е. Бершадского, В. И. Боголюбова, В. В. Гузеева, Т. А. Ильиной и др. Технологический подход позволяет моделировать образовательный процесс с разнообразием методов, форм и средств, подбирая наиболее удобный комплекс, адекватный относительно ситуации [13]. Позволяет индивидуализировать обучение педагогов, принимать во внимание возраст, стаж, опыт, личные потребности, интересы, личностные особенности, эмоциональные состояния, настроение, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешное формирование имиджевой культуры педагогов.

В работе с педагогами - начинающими специалистами или мастерами своего дела -наиболее удобными методами являются дискуссии, проблемное обучение, инверсии, проекты, решения конкретных производственных задач, работа в команде, case-study, мозговой штурм, объяснения и т. д. и формы - лекции-провокации, лекции-диспуты, семинары, практикумы, групповые технологии, деловые игры, тренинги, эксперимент, стационарные практики, моделирование педагогических ситуаций, наставничество и т. д. Позволяет использовать материальные средства в виде печатных изданий - раздаточный материал, рабочие тетради, учебные пособия; электронных образовательных ресурсов - электронные учебники, сетевые сообщества, образовательные сайты; аудиовизуальной информации - слайды презентации, видеоматериалы, иллюстрации, рисунки; тех-

нических продуктов - компьютеры, мобильные телефоны, интернет. А также позволяет использовать идеальные средства - единство системы понятий (программа курсов повышения квалификация «Имиджевая культура педагога»), психологическая грамотность преподавателя и его внутренняя культура, морально-психологический климат и система обучения дополнительного профессионального образования, имеющиеся знания, умения и опыт об имидже и ценностях у обучающихся, система требований в виде логических регулятивов -подходы, принципы, традиции и ритуалы, правила, приемы, методы, методики.

Специфичными принципами технологического подхода в формировании имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования являются следующие:

— принцип индивидуализации - установка на личность педагога, при формировании имиджевой культуры у педагогов необходим учет и анализ личностных потребностей, социально-психологических характеристик личности, возможностей и ограничений (временных, финансовых, творческих ресурсов), имеющихся знаний и опыта, свободы выбора целей;

— принцип комплаентности - готовность к сотрудничеству, согласность и следование предложениям, соблюдение личностью инструкций, соглашений и рекомендаций; возникает при доверии к преподавателю, суггестивного подхода, согласия на сотрудничество и принятие помощи и последовательное прохождение этапов и выполнение заданий, участие в упражнениях;

— принцип конструирования - образовательный процесс должен строиться с учетом социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания обучения, постановки задач и их максимального уточнения на результат; организация всего хода обучения с подготовкой учебных материалов и систематизации информации;

— принцип конгруэнтности - целостность и согласованность личности преподавателя, его естественность и соразмерность поведения, аутентичность, легкость установления контактов, оптимизм и искренность в общении, уважение и интерес к людям, способность чувствовать другого, толерантное отношение.

Результаты и их описание. Мы представляем следующие определения: имиджевая культура -это совокупность знаний и представлений о сущности имиджа, с пониманием ценности себя и других, становление личности во взаимодействии с социумом; имиджевая культура педагога - это совокупность знаний и представлений о сущности имиджа педагога, с пониманием ценности себя и участников образовательных отношений, становление личности в процессе профессиональных взаимоотношений.

Роль системы дополнительного профессионального образования при формировании имиджевой культуры состоит в помощи развития профессионально-личностных качеств. Ресурсные возможности заключаются в разработке дополнительной профессиональной программы.

Исходя из основных методологических подходов и специфических принципов формирования имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования предполагается достижение следующих результатах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) достижение наиболее устойчивого и привлекательного положения педагогов в обществе, престиж профессии;

2) стимулирование процессов самосовершенствования, саморазвития, повышение самосознания у педагогов;

3) определение уникальных личностных свойств, способствующих эффективной профессиональной деятельности, новых ценностных характеристик для образовательных отношений;

4) привлечение педагогов в новые социальные требования, усвоение норм поведения актуальных требованиям государства и общества к его социально-профессиональной роли;

5) определение новой культурной модели в организации профессиональной жизни педагогов в аспекте имиджа - имиджевая культура;

6) обеспечение личной устойчивости и значимости педагогов в своей профессиональной группе, гармоничности и целостности каждой личности.

Полученные результаты позволят спроектировать и реализовать дополнительную профессиональную программу, целью которой будет являться содействие педагогам формированию их имиджевой культуры. Методологические основания определяют содержание и характер

педагогического взаимодействия, результаты рассматриваются как элемент целевого компонента программы.

Обсуждение. Анализ нормативно-правовой документации, социально-экономических преобразований, научных исследований, психолого-педагогической литературы, обобщение существующего опыта, современных тенденции в области профессиональной культуры и имиджа педагога остается недостаточно раскрытым. Научные изыскания разделяются в этих направлениях и вне поля зрения исследователей остаются важные аспекты формирования имиджевой культуры педагога.

Имиджевая культура - явление, реализующее профессиональный рост педагогов, способствующее развитию личности в целом и осмыслению ценности и достойной жизни. Имиджевая культура способствует процессам трансформации профессиональной культуры педагогов в новом самосознании и самовосприятии, с позиции имиджа. И представляем имиджевую культуру как культуру, способствующую устойчивому саморазвитию личности.

В работе по формированию имиджевой культуры педагогов особое значение имеет стремление к созданию целого и гармоничного внутреннего мира во взаимодействии с внешним миром.

Заключение. Безусловно доказано, что имиджевая культура как явление существует и включает в себя процессы профессиональной культуры и создание позитивного имиджа. Совокупность представленных подходов - системного, аксиологического, акмеологического, технологического - обеспечивает всестороннее исследование проблемы формирования имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Деятельность институтов повышения квалификации должна всегда трансформироваться и совершенствоваться под воздействием изменений времени, менять условия и способы работы с педагогами, предлагать именно те, которые реально становятся развитием педагогического сообщества и двигателем общества.

Имиджевая культура является позитивным образцом ценностей и идеалов, которые признаются и реализуются в процессе практической деятельности педагогов, делают ее более современной и эффективной.

Библиографический список:

1. Миссия учителя в трудах великих зарубежных и отечественных педагогов // Сайт Хелпикс.Орг. - URL: https://helpiks.org/7-34269.html (дата обращения: 01.06.2022). -Текст : электронный.

2. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование. - 2006. -№ 2.- С. 18-21.

3. Сысоева, Е. Ю. Основы профессиональной культуры / Е. Ю. Сысоева. - Самара : Самарский университет, 2016. - 60 с. - Текст : непосредственный.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред.

B. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2013. -576 с. - Текст : непосредственный.

5. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. -Москва : МПСИ, 2002. - 400 с. - Текст : непосредственный.

6. Переосмысление обучения. Официальный сайт ЮНЕСКО // Сайт ru.unesco.org. - URL: https://ru.unesco.org/futuresofeducation/ (дата обращения: 01.06.2022). - Текст : электронный.

7. Образование 2030. Дорожная карта : сборник статей международной научно-практической конференции, Москва, 15-16 июня 2021 года / под ред. Е. Н. Дзятковской, В. В. Пустоваловой. -Москва : Перо, 2021. - 287 с. - Текст : непосредственный.

8. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура: верификация явления и концептуализация понятия / А. Б. Череднякова, Г. М. Казакова. -Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 33. - С. 133-144.

9. Системный подход в педагогике / А. С. Ма-гауова, М. Е. Жангужинова, А. Т. Алжигитова, Б. Е. Атымтаева. - Текст : непосредственный // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 5-2. -

C. 123-126.

10. Маслов, С. И. Аксиологический подход в педагогике / С. И. Маслов, Т. А. Маслова. -Текст : непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - С. 202-212.

11. Андрющенко, Е. В. Акмеологический подход в образовании / Е. В. Андрющенко. - Текст :

электронный // Сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. -URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/3a4/3a4bdc3a71 f534358142009a96f6e217.doc (дата обращения: 30.05.2022).

12. Уварина, Н. В. К самоактуализации через самообразование / Н. В. Уварина, О. А. Шумакова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2004. - № 24. -С. 210-213.

13. Ваганова, О. И. Технологический подход в профессиональном образовании / О. И. Ваганова, А. А. Коростелев. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 4 (37). -С.35-40.

References:

1. The teacher's mission in the works of great foreign and Russian educators [Missiya uchitelya v trudah velikih zarubezhnyh i otechestvennyh pedagogov]. Available at: https://helpiks.org/7-34269.html (accessed date: 06/01/2022).

2. Zimnaya, I. A. General culture and socio-professional competence of a person [Obshchaya kul'tura i social'no-professional'naya kompetent-nost' cheloveka], Professional education, 2006, No. 2, pp. 18-21.

3. Sysoeva, E. Y. Fundamentals of professional culture [Osnovy professional'noj kul'tury], Samara University, 2016. 60 p.

4. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shiyanov, E. N. Pedagogy [Pedagogika], Edited by V. A. Slastenin. Publishing Center "Academy", 2013. 576 p.

5. Mitina, L. M. Psychology of competitive personality development [Psihologiya razvitiya konku-rentosposobnoj lichnosti], Moscow: Moscow University of Psychology and Social Sciences, 2002, 400 p.

6. Rethinking learning. Official website of UNESCO [Pereosmyslenie obucheniya. Oficial'nyj sajt YUNESKO]. Available at: https://ru.unesco. org/futuresofeducation/ (accessed date: 06/01/2022).

7. Education 2030. Roadmap: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference, Moscow, 06/15-16/2021 [Obrazovanie 2030. Dorozhnaya karta: Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii], Ed. by E. N. Dzyat-kovskaya, V. V. Pustovalova. 2021. 287 p.

8. Cherednyakova, A. B., Kazakova, G. M. Image culture: verification of the phenomenon and concep-

tualization of the concept [Imidzhevaya kul'tura: veri-fikaciya yavleniya i konceptualizaciya ponyatiya], Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history, 2019, No. 33, pp. 133-144.

9. Magauova, A. S., Zhanguzhinova, M. E., Alzhigitova, A. T., Atymtayeva, B. E. A systematic approach in pedagogy [Sistemnyj podhod v pedagogike], Eurasian Union of Scientists, 2014, No. 5-2, pp. 123-126.

10. Maslov, S. I., Maslova, T. A. Axiological approach in pedagogy [Aksiologicheskij podhod v pedagogike], Proceedings of Tula State University. Humanities, 2013, No. 3-2, pp. 202-212.

11. Andryushchenko, E. V. Acmeological approach in education [Akmeologicheskij podhod

v obrazovanii], Website of CIRIPSE. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/3a4/3a4bdc3a71f534 358142009a96f6e217.doc (accessed date: 05/30/2022).

12. Uvarina, N. V., Shumakova, O. A. Towards self-actualization through self-education [K sa-moaktualizacii cherez samoobrazovanie], Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. Chelyabinsk, 2004, No. 24, pp. 210-213.

13. Vaganova, O. I., Korostelev, A. A. Technological approach in professional education [Tekhnologicheskij podhod v professional'nom obrazovanii], Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, 2021, Vol. 10, No. 4 (37), pp.35-40.

Образец для цитирования статьи:

Красницкая, Е. С. Использование ресурсов системы дополнительного профессионального образования для формирования имиджевой культуры педагогов / Е. С. Красницкая. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 3 (52). -С.34-44.

Example for article citation:

Krasnitskaya, E. S. Using the resources of the system of additional professional education to create an image culture of teachers [Ispol'zovanie resursov sistemy' dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya dlya formirovaniya imidzhevoj kul'tury' pedagogov], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 3 (52), pp. 34-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.