Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖЕВАЯ КУЛЬТУРА / ИМИДЖЕВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красницкая Елена Сергеевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье представлено значение обучения педагогов имиджевой культуре как современному методологическому направлению к успешному развитию профессиональной педагогической деятельности. Обоснована необходимость профессиональной деятельности педагогов для социума, определен смысл понятия «имиджевая культура». В статье представлена актуальность имиджевой культуры на государственном уровне, отражение в нормативно-правовых документах. Обосновывается идея о необходимости введения дисциплины по имиджевой культуре на курсах повышения квалификации для педагогов. Доказывается значимость включения в образовательный процесс и содержание курсов повышения квалификации институтов повышения квалификации механизмов продвижения имиджевой грамотности и понимания фундаментальных основ культуры. Цель исследования. Содействие формированию имиджевой культуры педагога средствами дополнительного профессионального образования. Данная цель способствует обновлению содержания, форм и методов в развитии педагогов в дополнительном профессиональном образовании и рассматривает уникальную культурную конфигурацию в профессиональной деятельности педагога в аспекте имиджа. Методология (материалы и методы). Изучение и анализ психолого-педагогических источников, нормативно-правовых документов, методической литературы, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания. Результаты. В статье предложено современное методологическое направление в развитии педагогов в системе повышения квалификации в аспекте имиджевой культуры. Рассматривается научно-методическое содержание имиджевой культуры, ее значение в профессиональной деятельности педагога, перспективы и положительные эффекты в профессиональном и личностном совершенствовании педагогов при обучении имиджевой культуре. Теоретическая значимость имиджевой культуры заключается в рассмотрении новой культурной надстройки для успешного развития профессиональной педагогической деятельности. Практическая значимость предлагаемой стратегии заключается в описании перспектив и положительных эффектов и может быть использована в работе с педагогами на курсах повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE IMAGE CULTURE OF A TEACHER IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The research problem and the rationale for its relevance. The article presents the importance of teaching teachers image culture as a modern methodological direction to the successful development of professional pedagogical activity. The necessity of teachers' professional activities for society is substantiated, the meaning of the concept "image culture" is defined. The article presents the relevance of image culture at the state level, reflection in normative legal documents. The idea of the necessity of introducing a discipline on image culture in professional development courses for teachers is substantiated. The significance of the inclusion in the educational process and content of professional development courses of professional development institutes mechanisms to promote image literacy and understanding of the fundamentals of culture is proved. The goal of research is promotion of image culture of a teacher by means of additional professional education. This goal contributes to updating the content, forms and methods in the development of teachers in additional professional education and considers the unique cultural configuration in the professional activity of the teacher in the aspect of image. Methodology is study and analysis of psychological and pedagogical sources, normative legal documents, methodical literature, the method of mental experiment with idealized situations, and the method of empirical description. Results. The article offers a modern methodological direction in the development of teachers in the system of professional development in the aspect of image culture. The scientific and methodological content of image culture, its importance in the professional activity of a teacher, prospects and positive effects in the professional and personal improvement of teachers when teaching image culture are considered. The theoretical significance of image culture lies in the consideration of a new cultural superstructure for the successful development of professional pedagogical activity. The practical significance of the proposed strategy lies in the description of the prospects and positive effects and can be used in the work with teachers on professional development courses in the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Исследования молодых ученых

УДК 378.09.398+371.123

Формирование имиджевой культуры педагога в дополнительном профессиональном образовании

Е. С. Красницкая

https://orcid.org/0000-0002-0797-1702 krasnes@yandex.ru

The formation of the image culture of a teacher in additional professional education

E. S. Krasnitskaya

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье представлено значение обучения педагогов имиджевой культуре как современному методологическому направлению к успешному развитию профессиональной педагогической деятельности. Обоснована необходимость профессиональной деятельности педагогов для социума, определен смысл понятия «имиджевая культура». В статье представлена актуальность имиджевой культуры на государственном уровне, отражение в нормативно-правовых документах. Обосновывается идея о необходимости введения дисциплины по имиджевой культуре на курсах повышения квалификации для педагогов. Доказывается значимость включения в образовательный процесс и содержание курсов повышения квалификации институтов повышения квалификации механизмов продвижения имиджевой грамотности и понимания фундаментальных основ культуры.

Цель исследования. Содействие формированию имиджевой культуры педагога средствами дополнительного профессионального образования. Данная цель способствует обновлению содержания, форм и методов в развитии педагогов в дополнительном профессиональном образовании и рассматривает уни-

кальную культурную конфигурацию в профессиональной деятельности педагога в аспекте имиджа.

Методология (материалы и методы).

Изучение и анализ психолого-педагогических источников, нормативно-правовых документов, методической литературы, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания.

Результаты. В статье предложено современное методологическое направление в развитии педагогов в системе повышения квалификации в аспекте имиджевой культуры.

Рассматривается научно-методическое содержание имиджевой культуры, ее значение в профессиональной деятельности педагога, перспективы и положительные эффекты в профессиональном и личностном совершенствовании педагогов при обучении имиджевой культуре.

Теоретическая значимость имиджевой культуры заключается в рассмотрении новой культурной надстройки для успешного развития профессиональной педагогической деятельности.

Практическая значимость предлагаемой стратегии заключается в описании перспектив и положительных эффектов и может быть использована в работе с педагогами на курсах

повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article presents the importance of teaching teachers image culture as a modern methodological direction to the successful development of professional pedagogical activity. The necessity of teachers' professional activities for society is substantiated, the meaning of the concept "image culture " is defined. The article presents the relevance of image culture at the state level, reflection in normative legal documents. The idea of the necessity of introducing a discipline on image culture in professional development courses for teachers is substantiated. The significance of the inclusion in the educational process and content of professional development courses of professional development institutes mechanisms to promote image literacy and understanding of the fundamentals of culture is proved.

The goal of research is promotion of image culture of a teacher by means of additional professional education. This goal contributes to updating the content, forms and methods in the development of teachers in additional professional education and considers the unique cultural configuration in the professional activity of the teacher in the aspect of image.

Methodology is study and analysis of psychological and pedagogical sources, normative legal documents, methodical literature, the method of mental experiment with idealized situations, and the method of empirical description.

Results. The article offers a modern methodological direction in the development of teachers in the system of professional development in the aspect of image culture. The scientific and methodological content of image culture, its importance in the professional activity of a teacher, prospects and positive effects in the professional and personal improvement of teachers when teaching image culture are considered. The theoretical significance of image culture lies in the consideration of a new cultural superstructure for the successful development of professional pedagogical activity. The practical significance of the proposed strategy lies in the description of the prospects and positive effects and can be used in the work with teachers on professional development courses in the system of additional professional education.

Ключевые слова: имидж, имиджевая культура, имиджевая культура педагога, профессиональная культура, профессиональная деятельность педагога, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: image, image culture, image culture of teacher, professional culture, professional activity of the teacher, additional professional education.

Введение. Профессия педагога представляет собой одну из самых значимых профессий для социума. Эта значимость отмечена исторически сложившейся общностью людей и подчеркивается на государственном уровне. Его деятельность направлена на развитие и воспитание подрастающего поколения и обладает большим влиянием на развитие общества.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Естественные изменения, связанные с течением времени, развитием общества в мире - культуре, техническом прогрессе, экономических переменах, - влекут за собой реформирования и преобразований в системе образования. Такие изменения неизбежно обусловливают переоценку подходов, мировоззрений, происходит смена взглядов и то, что казалось привычным, удобным, уже не имеет должной эффективности. Педагогу приходится отказаться от привычных педагогических взглядов, методов воспитания и обучения и взглянуть на современную ситуацию развития не через призму прошлых устоев, а через современную ситуацию развития. И сейчас современное образование невозможно представить без новых технологий, приемов и более совершенных образцов педагогических тактик, сущность которых заключаются в новых профессиональных компетенциях, направленных на более гуманистические подходы педагогики и психологии. Достаточно трудно перестроить себя на новые актуальные профессиональные позиции, и эти трудности влияют на настроение педагогического сообщества, но возможно внести в обучение педагогов те качества, которые приведут к пониманию значения новых систем норм и требований общества, что и определяется формированием имиджевой культуры педагога для его профессиональной деятельности.

Значимость имиджевой культуры в профессиональной деятельности педагога как цен-

ность возрастает в свете потребностей современного общественного развития и в требованиях на государственном уровне:

- Федеральные государственные образовательные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» ориентируют педагогов на разработку, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. В документе также отмечено, что педагог должен соблюдать нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

- В Национальном проекте «Образование» сказано об основных направлениях развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой, что обеспечит глобальную конкурентоспособность российского образования. Предложены федеральные проекты, обозначены цели развития образования, которые касаются образования в целом и каждого педагога лично. Предполагается внедрение и использование более сложных инновационных технологий, подходов в профессиональном развитии педагогов.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 дает права и свободы педагогам направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда, что дает возможность педагогам образовательных организаций самим определять свои профессиональные потребности.

Таким образом, государству требуется педагог, который будет успешно выполнять профессиональные задачи с учетом всех вышеперечисленных требований. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, возможно ре-

ализовать в механизмах формирования и функционирования имиджевой культуры педагога в профессиональной деятельности.

Обзор литературы

Имиджевая культура - достаточно новый термин и находится на стадии своей концептуализации. А. Б. Череднякова, Г. М. Казакова рассматривают имиджевую культуру как новый программный процесс в обществе, его направление в социальной культуре [1]. Имиджевая культура, по мнению авторов, представляет собой разносторонность социально-психологических характеристик как самой личности, так и социума. Личность и социум связаны между собой, и эта связь отражается в умении жить в межкультурном взаимодействии, в сходстве и различиях, терпеливости и понимании, чувствовать себя равноправными и равнозначными. Умение слышать и слушать друг друга, конструктивно строить взаимоотношения, общение и при этом продолжать стремиться к самосовершенствованию.

Относительно нашего представления основы и общие положения об имиджевой культуре педагога стоит рассматривать в интеграции понятий имиджа и профессиональной культуры педагога, в рамках персональных теорий и профессионального развития личности.

Особенности профессиональной культуры педагогов, этических аспектов, компетенций в профессиональной деятельности исследуется Е. В. Бондаревской. Ученый в своих работах отмечает, что человек является основным источником творческого поиска, путеводителем к переходу новой цивилизации. И объективное действенное передвижение зависит от образования человека, от его воспитания и культуры, на чем и основывается концепция культурно-воспитательного идеала [2]. Ядром культуры человека для Е. В. Бондаревской является образ культуры двадцать первого века, которому должен соответствовать педагог как первый помощник ребенку в становлении его культурной тождественности, стремлении подражать, в усвоении им норм, правил, ценностей и жизненных устремлениях.

Профессиональная культура нашла свое отражение в изучениях В. Л. Бенина, который рассматривает особенности педагогической культуры в анализе педагогической деятельности, педагогических способностей, педагогиче-

ского мастерства. В своих исследованиях В. Л. Бенин проводит четкую связь культуры с качеством деятельности педагога, подчеркивает проблему педагогической культуры в личном и профессиональном развитии педагога [3]. Культурологическое направление в образование утверждается и другими педагогами-новаторами, и сущность профессиональной культуры заключается в раскрытии системности и совокупности качеств к высококвалифицированному и высококультурному педагогу.

А. Б. Череднякова обращает внимание [4], что имиджевая культура может выстраиваться самостоятельно на основе самоанализа и саморазвития личности, но педагога как профессионала необходимо стимулировать и просвещать к более правильному прогрессивному совершенствованию, с ориентацией на основные и современные научные положения, современные позитивные практики, образованность в области имиджекультурных технологий [4].

Из этого следует, что исключительная роль и ответственность за обновление и обогащение культурного и нравственного потенциала педагога определяется дополнительному профессиональному образованию как институту воспитания и образования взрослых. С. Б. Серякова подчеркивает историческую значимость появления институтов дополнительного образования для специалистов. Раскрывает современное развитие и необходимость продолжения функционирования системы дополнительного профессионального образования [5]. Проведен целостный научный анализ значимости и становления дополнительного профессионального образования для взрослых в работах Л. В. Тара-сенко, А. В. Духавневой, где отмечается, что дополнительное профессиональное образование представляет собой целую систему развития и самосовершенствования человека в своей профессиональной деятельности.

Значение имиджа для педагогов, влияние на профессиональную культуру, способность к решению профессиональных задач, развитие профессионального мышления активно рассматривается в работах А. А. Калюжного В. М. Шепеля, Л. М. Митиной, Е. Ю. Сысоевой [6].

К имиджевой культуре появился интерес, имеется достаточный опыт в теоретических и практических изучениях профессиональной

культуры педагога и значение имиджа для педагога, но проблема формирования имиджевой культуры педагогов в дополнительном профессиональном образовании остается недостаточно изученной.

Цель исследования. Содействие формированию имиджевой культуры педагога средствами дополнительного профессионального образования. Данная цель способствует обновлению содержания, форм и методов в развитии педагогов в дополнительном профессиональном образовании и рассматривает уникальную культурную конфигурацию в профессиональной деятельности педагога в аспекте имиджа.

Методология (материалы и методы). Данное методологическое направление имеет в основе нормативно-правовые документы, которые выдвигают новые требования к профессиональной деятельности педагога, и может быть рассмотрено в рамках акмеологиче-ского подхода, который изучает развитие личности на ступени взрослости и стремится к достижению высшей степени индивидуального развития главным образом через профессиональную деятельность. Имиджевая культура имеет профессионально-личностное продвижение, которое закладывается в акмеологических знаниях. Современную акмеологию составляют исследования А. А. Ушакова, который закладывает в акмеологический подход психолого-педагогические теории, изучает целостное развитие взрослого человека, его личностно-профессиональное становление [7]. В акмеоло-гическую концепцию вошли методологические принципы аксиологии, культурологи и лич-ностно-деятельностные подходы. Данные позиции раскрывает в своих изучениях Е. В. Ан-дрющенко [8].

Акмеологический подход является совокупностью теоретических идей, в основе которых лежит система психологических, педагогических, социальных ценностей. Изучает созидательную деятельность взрослого человека, гуманность общения. Имиджевая культура раскрывает потенциал педагога в данных направлениях, помогает достичь вершины профессионализма, соотнести ценности личные с общественными. Имиджевая культура педагогов в дополнительном профессиональном образовании - это вид профессиональной культуры педагога, который представляет собой совокуп-

ность профессионально-личностных качеств, ценностных ориентаций, знаний, обеспечивающих стремление педагога к осуществлению саморазвития, профессионального совершенствования для себя и для общества.

Имиджевая культура педагога является комплексом составляющих имиджа и профессиональной культуры личности, соединяет в себе профессиональные и личностные ценности. В имиджевую культуру входят знание педагогом теории и практики процессов массового сознания, образцов поведения, совокупность приемов формирования нужного образа; умение создать и поддержать свой имидж в рамках своей профессиональной деятельности; понимание и учитывание изменений в ценностных ориентирах общества и последних требований современности; принятие новейших открытий науки. В имиджевую культуру входят и психологические качества [9]. Имидж педагога изменяется и в настоящее время формируется открытый, стремящийся расширить свою деятельность и наращивать лучшим и качественным новшеством, учитывающий мнение участников образовательных отношений, умеющий организовать себя. Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества [10].

Результаты и их описание

В педагогической практике преобладают ситуации, требующие от педагога способность нестандартно мыслить, различные поведенческие умения, эмоциональной регуляции, психологической грамотности, физического, духовного и интеллектуального саморазвития, культуры мышления, мастерства общения и творческих подходов. В связи с чем имиджевая культура педагога становится формой самовыражения ценных качеств, которые оказываются основой успешного выполнения своей профессиональной педагогической функции. Имиджевая культура предполагает продвижение в личном и профессиональном развитии того, что так необходимо для жизни в целом - быть полезным. Решению этой основной задачи, на наш взгляд, способствует создание такой образовательной среды в условиях дополнительного профессионального образования, которая бы обеспечивала у педагогов формирование имиджевой культуры, в которой заложено расширение чувства личностной ценности и обще-

ственной значимости, чувство успешного выполнения профессиональной функции, чувство персонального успеха [11].

Информирование и просвещение педагогов в области имиджевой культуры педагога имеет перспективы и эффекты в следующих направлениях:

1) в разработке стратегии развития личности педагога, стимулирование процессов самосовершенствования, саморазвития, повышения самосознания у педагогов;

2) в изучении профессиональных качеств педагога, в умении определять качества, способствующие эффективной профессиональной деятельности;

3) в осознании педагогом уникальных личностных свойств, которые обладают ценностью и важностью для участников образовательных отношений;

4) в обучении педагогов позиционирование себя - умение выявлять и выделять у себя особенности, делающие себя узнаваемым среди других педагогов, определять свои возможности с учетом спроса и нужд участников образовательных отношений;

5) в развитии у педагога исследовательской компетенции современного пространства, умение анализировать современную ситуацию развития, выискивание инновационных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

6) в обучении новым знаниям, формирующих новые ценности, идеалы для определения эффективных линий поведения;

7) во включении педагога в новые социальные требования, усвоении им нового опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих современным требованиям государства и общества к его социально-профессиональной роли;

8) в обеспечении устойчивости педагога в своей профессиональной группе, значимости и целостности личности;

9) в определении новой культурной надстройки в организации профессиональной жизни педагога в интеграции с имиджем, упорядочивание, приведение единой системы понятий имиджевой культуры педагога;

10) в повышении компетентности педагога в вопросах имиджа, имиджелогии, имиджмей-кинга, имиджирования и нахождение этих понятий в профессиональной культуре.

Вышеперечисленные положения возможно реализовать в механизмах формирования и функционирования имиджевой культуры педагога в дополнительном профессиональном образовании.

Обсуждение. Данный факт способствует обновлению содержания, форм и методов в развитии педагогов в дополнительном профессиональном образовании и рассматривает новую культурную надстройку в профессиональной деятельности педагога в аспекте имиджа. В содержание курсов повышения квалификации следует вносить темы, раскрывающие осознание у педагогов ценностное отношение и интерес к совершенствованию своей профессиональной деятельности, стремление к успеху, саморазвитию, личностные мотивы в самоактуализации и самореализации [12]. Раскрывать у педагогов на курсах повышения квалификации значимость формирования имиджевой культуры для себя и общества через обучение имиджевым характеристикам профессии. Направлять восприятие и осознание педагогов тому, как их воспринимают другие, сопоставлять собственную имиджевую концепцию, оценивать свой образ у других. Учить обнаруживать в своей имидж-концепции внутренние противоречия. Проводить анализ устойчивых и категоричных представлений в сознании обучающихся и их родителей о личности и профессиональной деятельности педагога. Учить нивелировать негативные штампы и ярлыки.

Имиджевая культура способствует формированию профессионального сознания, переосмыслению прошлого опыта, актуализирует собственные возможности и развивает способность к рефлексии, оценке результатов своей деятельности.

Данные темы обсуждались нами с педагогами на курсах повышения квалификации. Анализ опроса слушателей на протяжении 2020 г. обнаружил, что значительная часть слушателей, работающих в образовательных организациях, не обладают готовностью к формированию у себя имиджевой культуры. Ответом на проблемные ситуации в педагогической деятельности становилась ориентация восприятие и осознание педагогов тому, как их воспринимают другие, сопоставление собственной имиджевой позиции, оценивание себя и своего образа у других, нахождение внутренних проти-

воречий. После обсуждения опрос слушателей показал, что в повышении имиджевой грамотности и культуры заинтересовались 86% опрошенных. Слушатели отмечают, что данное направление для них новое, интересное и открывает иное видение профессии, наводит на творческие идеи, побуждает к самоанализу, переосмыслению себя и своих профессиональных действий. Особенно данной темой заинтересовались руководители образовательных организаций (100%), которые считают, что педагогам и административному персоналу образовательных организаций вопросы имиджа следует знать обязательно, так как это влияет не только на профессиональное развитие личности педагога, но и на развитие образовательного учреждения в целом и влияет на повышение качества образования. Этот факт также доказывает необходимость включения в обучение педагогов форм, методов и средств, направленных на формирование имиджевой культуры. А также обновление содержания курсов повышения квалификации в направлении повышения уровня имиджевой грамотности и понимание фундаментальных основ культуры.

Заключение. Анализ теоретических и практических теорий в исследуемой области показывает, что имиджевую культуру педагогов следует формировать и повышать - способствовать формированию профессионального сознания, актуализировать собственные возможности и развивать способность к рефлексии, оценке результатов своей деятельности, принимать новое и более гуманистические установки.

Изучение имиджа связано не только с внешним обликом человека, но и с его внутренним содержанием, ценностными ориентирами. Профессиональная деятельность педагога зависит от его имиджа, требований к профессии, субъектной позиции и представляет единое целое из личностных качеств и профессиональных характеристик.

Дополнительное профессиональное образование должно адекватно и быстро реагировать на требования государства и обеспечивать развитие специалистов, которые способны эффективно работать в новых условиях, в соответствии с изменяющимися требованиями государства и общества. Дополнительное профессиональное образование более гибко и быстрее

реагирует на изменения в государственной политике и инновациях в науке. Программы повышения квалификации и переподготовки работников образования реализуются в краткие сроки и быстрее ориентируются в конкретной ситуации развития.

Имиджевая культура в русле акмеологиче-ского подхода является условием достижения вершин личностно-профессионального развития педагога, стимулирует процессы самосовершенствования.

Имиджевая культура становится современным методологическим направлением к успешному развитию профессиональной педагогической деятельности.

Формирование имиджевой культуры педагога тесно связано с развитием образования в целом. Данное направление реализует требования государства и общества как ведущих современных факторов изменения профессионального мышления педагога.

Библиографический список:

1. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура: верификация явления и концептуализация понятия / А. Б. Череднякова, Г. М. Казакова. -Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 33. -С.133-144.

2. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Т. 1. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2006. - Текст : непосредственный.

3. Акопян, А. В. Профессионально-педагогическая культура в трудах отечественных педагогов. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12.

4. Череднякова, А. Б. Имиджевая культура в контексте культурологического подхода / А. Б. Череднякова. - Текст : непосредственный // Вестник культуры и искусств. - 2018. -№ 2 (54). - С. 53-58.

5. Серякова, С. Б. Теория и практика дополнительного профессионального образования в России и за рубежом / С. Б. Серякова, В. В. Кравченко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования

«Московский пед. гос. ун-т». - Москва : Mill У, 2016. - 210 с. - Текст : непосредственный.

6. Сысоева, Е. Ю. Имидж педагога / Е. Ю. Сысоева. - Самара : Изд-во Самарского университета, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.

7. Ушаков, А. А. Акмеологические основы высшего образования / А. А. Ушаков. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2019. - 148 с. -Текст : непосредственный.

8. Андрющенко, Е. В. Акмеологический подход в образовании / Е. В. Андрющенко. - Текст : электронный // Сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. -URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/3a4/3a4bdc3a7 1f534358142009a96f6e217.doc (дата обращения: 30.05.2021).

9. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - Москва : Академия, 2004. - 320 с. -Текст : непосредственный.

10. Литке, С. l. Психология формирования имиджа: методический кейс / С. Г. Литке. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2021. -128 с. - Текст : непосредственный.

11. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / под ред. Е. Ярской-Смирновой. (Библиотека Журнала исследований социальной политики). - Москва : ООО «Вариант», 2014. - 148 с. - Текст : непосредственный.

12. Уварина, Н. В. Инновационные процессы в образовании : коллективная монография / Е. А. Гнатышина, Д. Н. Корнеев, Н. Ю. Корнее-ва, А. А. Лоскутов, А. А. Саламатов, Н. В. Ува-рина. - Челябинск : Цицеро, 2016. - 210 с. -Текст : непосредственный.

References:

1. Cherednyakova, A. B., Kazakova, G. M. Image culture: verification of the phenomenon and conceptualization of the concept [Imidzhevaya kul'tura: verifikaciya yavleniya i konceptualizaciya ponyatiya], Bulletin of Tomsk State University. Culturology and Art History, 2019, No. 33, pp.133-144.

2. Bondarevskaya, E. V. Pedagogical culture as social and personal value [Pedagogicheskaya kul'tura kak obshchestvennaya i lichnaya cennost'], Upbringing as a meeting with a personality. Rostov-on-Don: Publishing house of Russian State Pedagogical University, 2006.

3. Hakobyan, A. V. Professional and pedagogical culture in the works of domestic teachers [Pro-fessional'no-pedagogicheskaya kul'tura v trudah otechestvennyh pedagogov], Theory and practice of social development, 2013, No. 12.

4. Cherednyakova, A. B. Image culture in the context of culturological approach [Imidzhevaya kul'tura v kontekste kul'turologicheskogo pod-hoda], Herald of Culture and Arts, 2018, No. 2 (54), pp. 53-58.

5. Seriakova, S. B., Kravchenko, V. V. Theory and practice of additional professional education in Russia and abroad [Teoriya i praktika dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom], Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow Pedagogical State University. Moscow: MPGU, 2016. 210 p.

6. Sysoeva, E. Yu. Teacher's image [Imidzh pedagoga], Samara: Publishing house of Samara University, 2019. 148 p.

7. Ushakov, A. A. Akmeological bases of higher education [Akmeologicheskie osnovy vysshego obrazovaniya], Krasnodar: Kuban State University, 2019. 148 p.

8. Andryushchenko, E. V. Akmeological approach in education [Akmeologicheskij podhod v obrazovanii], Site of CIRIPSE. Available at: https://ipk74.ru/upload/iblock/3a4/3a4bdc3a71f534 358142009a96f6e217.doc (accessed date: 05/30/2021).

9. Mitina, L. M. Psychology of labor and professional development of the teacher [Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya], Moscow: Publishing Center "Academy", 2004. 320 p.

10. Litke, S. G. Psychology of image formation: methodical case [Psihologiya formirovaniya im-idzha: metodicheskij kejs], Chelyabinsk: A. Miller Library, 2021. 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Professional culture: the experience of sociological reflection [Professional'naya kul'tura: opyt sociologicheskoj refleksii], ed. by E. Yarskaya-Smirnova. Moscow, 2014. 148 p.

12. Uvarina, N. V., Korneev, D. N., Kor-neeva, N. Yu. Loskutov, A. A., Salamatov, A. A., Uvarina N. V. Innovative processes in education: a collective monograph [Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya], Chelyabinsk: Cicero, 2016. 210 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.