Научная статья на тему 'Использование ресурсов финансово-банковской системы региона для обеспечения безопасности его экономики'

Использование ресурсов финансово-банковской системы региона для обеспечения безопасности его экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов финансово-банковской системы региона для обеспечения безопасности его экономики»

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЕГО ЭКОНОМИКИ

С.М. ДАРЬКИН, губернатор Приморского края

Обеспечение национальных интересов в экономике регионов страны связано с тенденциями развития денежной и платежно-расчетной сфер региона.

Стратегический подход к обеспечению национальной безопасности Приморского края в денежной и платежно-расчетной сферах основывается на следующих моментах и положениях:

• обеспечение национальных интересов Приморского края в этих сферах экономики находится в жесткой и неотвратимой зависимости от четкости согласования и обеспечения этих интересов на страновом, межрегиональном и внутрирегиональном уровнях;

• особое геостратегическое положение Приморского края, с характерными для него отраслевой структурой экономики и внешнеэкономическими связями, определяет специфику угроз национальным интересам региона в сфере денежного обращения и платежных отношений;

• обеспечение экономической безопасности Приморского края жестко связано с состоянием и развитием финансовой и денежно-кредитной сфер, возможностями управления этими процессами в интересах развития края. Реализация стратегических направлений преодоления угроз безопасности Приморского края в области денежного обращения, платежно-расчетных отношений и в других финансовых сферах основывается на следующих положениях:

• выработка методов оценки сложившихся диспропорций в сфере денежного обращения, их

резко негативного влияния на экономическое развитие региона — усиление социально-экономических различий и нестабильность;

• разработка системы сбалансированности спроса региона на деньги по основным каналам их обращения и накопления (платежных средств, накоплений юридических и физических лиц) и предложения денег в соответствии со структурой спроса;

• создание институциональной базы и инфраструктуры обеспечения сбалансированности развития денежных отношений в регионе и управление кредитно-денежными отношениями (в банковской и финансовой сферах) в сочетании с обеспечением потребностей развития внутри регионального рынка (энергетического, биоресурсов, потребительского, сельхозпродукции, промышленной продукции и др.);

• оценка ситуации в денежно-кредитной сфере Приморского края с позиции угроз безопасности в этих сферах Дальневосточного округа и Российской Федерации с учетом того, что на федеральном уровне, в отличие от анализа в региональном и отраслевом аспектах, существенные деформации и накопление негативных моментов скорее скрываются, чем отражают реальные тенденции и нарастание угроз национальным интересам в этой области экономики. Региональные сегменты банковской системы

России формируются и развиваются под влиянием двух внешних сторон. Как звенья нацио-

нальной кредитно-финансовой системы они функционируют по универсальным для страны нормам и правилам и в соответствии с макроэкономической конъюнктурой. Как секторы региональной экономической системы банковские сегменты подвержены влиянию экономической ситуации на конкретной территории и вынуждены учитывать особенности развития регионального хозяйства. Среди объектов банковской системы главными носителями «региональной ментальности» выступают местные коммерческие банки. Во-первых. региональную коррекцию вносят их учредители и акционеры. Как правило, это хозяйствующие субъекты региона, имеющие свои интересы в экономической и денежно-кредитной политике. Во-вторых, большинство финансовых потоков местных коммерческих банков локализуется границами территории, а значит, проходя по стадиям воспроизводственного цикла, они «впитывают» специфику конкретных хозяйственных интересов.

Территориальный фактор отражается и на общих характеристиках развития банковской системы: источниках формирования денежно-финансовых ресурсов, пропорциях распределения мобилизованного капитала, соотношении накопительных и потребительских приоритетов.

С исчерпанием резервов экстенсивного роста и разделом сфер влияния банковских институтов на столичном рынке региональные банки оказались в поле воздействия двух мощных процессов. С одной стороны, они лишились дешевых и доступных источников формирования своей кредитно-ресурсной базы, с другой — столкнулись с жесткой конкуренцией на местных рынках банковских услуг с филиалами крупных российских банков, для которых освоение российского пространства стало важным звеном стратегии развития. Упрочнение позиций, и тем более создание новых региональных банков, тормозятся и такими факторами, как недостаточное развитие средств связи, удаленность от централизованных финансовых фондов, сужение воспроизводственного потенциала региональных экономик, дефицит квалифицированных кадров.

Характерной особенностью банковских сегментов российской периферии является высокий удельный вес мелких и средних кредитных учреждений и взаимосвязанная с этим проблема низкой кредитно-ресурсной обеспеченности местных банков. Процесс реструктуризации банковской системы сопровождается острейшей проблемой дефицита ресурсов региональных банков. Ресурсная база региональных банков на три четверти и более формируется средствами на текущих и расчетных счетах, вкладами и депозитами

хозяйствующих субъектов и населения, при этом экономике регионов остается мало временно свободных среднесрочных и «длинных» денег, а также трансакционных денежных средств, предназначенных для оперативных расчетов.

Перед многими кредитными организациями региона остро стоит проблема «выживания» или резкого сокращения круга разрешенных операций. «Высвобождающиеся» в этих случаях счета клиентов и ниши услуг становятся притягательными для других кредитных структур, как местных, так и внешних, поэтому потенциал для внешней экспансии в регион остается, и этот фактор активно используется.

Исходя из сводных балансов, в субъектах Федерации филиалы неместных банков вместе с подразделениями Сбербанка России концентрируют от 50% активов и привлеченных средств хозяйствующих субъектов. В Приморском крае, по итогам 2002 г., в филиалах ведущих российских, как правило московских банков, было сосредоточено 29% средств корпоративных клиентов и 87% вкладов населения (включая счета в Сбербанке России). В объеме совокупных обязательств кредитных организаций на долю местных коммерческих банков приходилось 35,5%, на долю филиалов инорегиональных банков (без Сбербанка России) — 21,5%, на территориальные подразделения Сбербанка России — 43%.

Таблица 1

Средства ресурсов банковской системы Приморского края (доля в совокупном объеме), %

Г Филиалы Филиалы

Наименование Местные банки инорегиональных банков. инорегиональных банков,

включая Сбербанк России без Сбербанка России

Активы, 37,7 62,3 17.8

в том числе: кредиты 58,4 41,6 37,7

Обязательства, 35,5 64,5 21,5

в том числе:

- средства корпоративных клиентов 71.4 28,6 17,0

- вклады населения 13,5 86,5 2,9

В денежном обращении и кредитно-банковской сфере Приморского края развитие получили ряд деструктивных тенденций, определяющих угрозы безопасности развития края. Некоторые из них характерны для многих регионов и связаны с резким переходом к рыночной экономике и реформа-ционным периодом, другие — связаны с особым геостратегическим положением Приморского края.

В процессе трансформации банковского сектора российской экономики большое значение имеет влияние регионального фактора: наблюдаются изменения географической конфигурации

сети кредитных организаций, углубляются различия в характеристиках периферийных региональных сегментов по сравнению с усредненными параметрами национальной банковской системы.

Однако в сфере банковских услуг следует отметить общую тенденцию спонтанного становления банковского сектора в режиме соподчинения коммерческим интересам, несмотря на принятие соответствующих законов в этой сфере, с исходным нарушением экономических интересов регионов в обеспечении стабильности денежных отношений (по всем структурным и функциональным элементам этого процесса). Это нашло свое отражение, в частности, в следующих деформациях, составляющих угрозы безопасности регионов:

1. Запредельная концентрация банков и банковского капитала в Москве создала (при инде-ферентной к региональным интересам и угрозам национальной безопасности политики и деятельности Банка России) чрезвычайно опасную ситуацию в финансово-денежной сфере в большей части субъектов РФ, породив, прежде всего, негативную реакцию регионов — всего экономического контингента — предприятий, организаций, населения. Нарастание дефицита денежной массы, несвоевременность финансирования федеральных расходов, резкие ограничения финансовых и денежных ресурсов регионов и соответственно рост неплатежей, дефицита финансовых и кредитных ресурсов, снижение уровня и качества банковских услуг и многие другие моменты чрезвычайно опасной ситуации в денежной сфере со всей очевидностью вызвали негативную адаптацию, приспособление администраций регионов и предприятий, а также населения. Высокий уровень самостийности в сфере денежно-расчетных отношений регионов стал органичным для их выживания в сложившихся условиях.

2. Характерным для большей части регионов стало нарастающее разрушение платежных — межотраслевых и межрегиональных — отношений, дефицит денежной массы в большей части регионов при излишках в других (особенно в Москве и так называемых офшорных зонах, Дагестан — от 25 до 40 банков и филиалов).

3. Диспропорции в формировании банковского сектора на региональном уровне проявляются в смещении банковских ресурсов от промышленных регионов в центр финансового рынка — банки г. Москвы. Такая ситуация способствует возникновению угроз национальной безопасности в сфере движения финансового капитала — обеспечения финансовой стабильности и эффективности российского финансового капитала.

Высокий уровень концентрации объема кредитных вложений банками Москвы — 86,0% от объема суммарных кредитов, предоставленных предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам по сравнению со структурой реального размещения кредитов — региональной задолженности по кредитам (соответственно — 86 и 38%) отражает смещение кредитно-денежных потоков и банковской прибыли от промышленных регионов в финансовый центр (г. Москва), вызывая негативную реакцию регионов на постоянный дефицит финансовых и кредитных ресурсов. Кроме того, неравномерность распределения последних приводит к усилению зависимости промышленных регионов от финансового центра.

На фоне искусственной, нерегулируемой концентрации кредитных ресурсов создается реальная угроза:

• образование излишних «кредитных ресурсов» (денег на счетах) крупных банков, сосредоточенных в Москве (имеющих дочерние банки в других странах и «офшорных зонах»);

Таблица 2

Региональная структура кредитов (предоставление кредитов и задолженность ио кредитам) на конец 2001 г.

Региональная структура Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам Объем задолжени предоставленным к ре, юридическим и ( ости по кредитам, дитпым организациям, )изическим лицам

млрд руб. % п млрд руб. %

Российская Федерация 956.3 100,0 818.6 100,0

Центральный федеральный округ 821.9 86,0 392,5 47,9

г. Москва 811,8 85,0 311,5 38.0

Московская область 5,8 0,6 21,8 2,6

Северо-Западный федеральный округ 46,7 4,9 63,3 7,7

Южный федеральный округ- 6,8 0,7 65,6 8,0

Приволжский федеральный округ 41,8 4.4 117,9 14.4

Уральский федеральный округ 24,7 2,6 67,4 8,3

Сибирский федеральный округ- 9,1 0,9 88.3 10,8

Дальневосточный федеральный округ 5.1 0.5 23,5 2,8

• утечка российского капитала (капитала промышленных предприятий, размещенных в столичных банках) при нарастающем дефиците кредитных ресурсов в промышленных регионах. Высокая концентрация денежных ресурсов и капитала в Москве одновременно создает серьезные угрозы дестабилизации финансового состояния и платежно-расчетных отношений по другим федеральным округам. Если в Москве просроченная кредиторская задолженность составляла в 1999 г. 15,4% и 16,5% — дебиторская и 16% и 13,5% соответственно в 2000 г., то в Сибирском, Уральском и других округах — соответственно от 40 до 58%.

4. Угрозы национальной безопасности в кредитно-денежной сфере на региональном уровне оказывают особое влияние на стабильность внутренних энергетических рынков и проявляются в нарушении кредитно-банковской инфраструктуры основных внутренних энергетических рынков.

В условиях повышенной ценности финансовых ресурсов задержки платежей на этом сегменте совокупного внутреннего рынка во многом объясняется повышенной вероятностью того, что финансовые ресурсы становятся объектом спекулятивных операций московских банков на валютном и фондовом рынках. Кредитно-банковская инфраструктура развивалась в режиме явного противодействия развитию, в частности газовой промышленности и трансмагистралей.

Немногочисленность кредитных учреждений в ареалах Дальневосточного и Восточносибирского энергетических рынков может обусловить повышенную вероятность затрудненного движения финансовых потоков от потребителей Читинской области (3 кредитных учреждения), Республики Тыва (3 кредитных учреждения), Республики Хакасия (92 кредитных учреждения) и ряда других областей. Тот факт, что на этих энергетических рынках

проводниками финансовых потоков служат, по-видимому, в основном, филиалы банков, головная организация которых находится за пределами региона, означает повышенную вероятность дополнительных препятствий на пути движения финансовых потоков вследствие несамостоятельности филиалов в принятии ряда решений.

В целом, обеспеченность этих регионов кредитными учреждениями представляется недостаточной. С учетом того факта, что Западная и Восточная Сибирь — основные газодобывающие регионы, представляется вероятным нарастание задолженности за потребляемую газовиками продукцию других отраслей отчасти вследствие того, что денег в регионе просто нет.

Рост дебиторской задолженности в промышленности Приморского края с 1996 по 2001 г. составил 3,1 раза, при том, что доля просроченной задолженности увеличилась с 48,0 до 70,0%, а кредиторская задолженность повысилась на 61,3%, что свидетельствует о крайне опасном состоянии платежно-расчетных отношений края.

Кроме того, существенные изменения произошли в структуре привлечения и размещения средств банковской системы Приморского края. Особую угрозу представляет снижение потенциала собственных ресурсов края — с 53,0 до 10,2% в средствах краевой банковской системы при росте доли вкладов в иностранной валюте с 25,2 до 84,8%. Не менее угрожающей представляется тенденция размещения средств банковской системы Приморского края в 1996 — 2001 гг.: доля кредитов в рублях, представленных предприятиям, организациям и физическим лицам,, снизилась с 70,6 до 43,0%, а доля кредитов в иностранной валюте, представленных предприятиям, организациям и физическим лицам, напротив, увеличилась с 22,9 до 35%.

Таблица 3

Источники привлечения и направления размещения средств банковской системы Приморского края (в % к итогу)

Источники 1996 1997 1998 1999 2000

Средства предприятий, организаций, учреждений на расчетных и текущих счетах в рублях 53,0 53,0 37,3 15,2 10.2

Средства предприятий, организаций, учреждений на расчетных и текущих счетах в иностранной валюте 19,5 21,8 23,9 7.8 2,6

Средства на депозитах предприятий, организаций и кооперативов в рублях и иностранной валюте 2,3 4,0 6.7 5,4 2,4

Вклады граждан в рублях и иностранной валюте 25,2 21,2 32,1 71,6 84,8

Кредиты в рублях, предоставленные предприятиям, организациям и физическим лицам 70,6 69.8 52,6 32,6 43,0

Кредиты в иностранной валюте, предоставленные предприятиям, организациям и физическим лицам 22.9 16.4 45.2 57.7 35,0

Кредиты (ресурсы) банков в рублях, предоставленные другим банкам 6.0 4,3 0,3 8,5 19,5

Кредиты (ресурсы) банков в иностранной валюте, предоставленные другим банкам 0,5 9,5 1.9 1.2 2.5

В стратегическом плане важнейшим направлением формирования экономической безопасности Приморского края в денежно-кредитной сфере являются:

• повышение монетизации краевой экономики на основе установления большего соответствия между денежной массой ВРП, деловой активностью, инвестициями и динамикой среднего уровня цен;

• введение в систему банковского мониторинга финансового состояния территориальной структуры ЦБ РФ предприятий в целях приближения кредитных рынков;

• решение ряда важнейших задач оптимизации институционального состава, устойчивости и функциональной диверсификации банковских сегментов через управленческую вертикаль ЦБ РФ, представленного в регионах соответствующими подразделениями:

- преодоление чрезмерной концентрации банковского капитала в одном-двух финансовых центрах;

- стимулирование добросовестной конкуренции на региональном рынке банковских услуг;

- поддержание разумных пропорций между местными и инорегиональными источниками в структуре совокупного капитала региональной банковской подсистемы;

- минимизация регионального внутрисистемного банковского риска, обусловленного как состоянием ликвидности кредитных институтов, так и ликвидностью реального сектора экономики.

Формирование нормативной базы и экономической среды, обеспечивающей, с одной стороны, селекцию и укрепление финансовой устойчивости опорных региональных банков; с другой — сохранение и поддержку небольших кредитных учреждений, обслуживающих потребности малых предприятий и жителей небольших территориально разбросанных по региону поселений.

Угрозы безопасности экономики края на рынках ценных бумаг и меры по их нейтрализации. Отдаленность Приморского края от основных экономических районов страны вносит серьезные коррективы в функционирование местного рынка ценных бумаг. Огромная разность в часовых поясах между Приморским краем и Центром затрудняет участие местных акционерных обществ, банков и финансовых компаний в участии в торгах на ММВБ, РТС, Петербургской фондовой бирже и других региональных биржах.

В этих условиях основной торговой площадкой Приморского края является Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа. На ней ведутся торги государственными ценными бума-

гами, имеющимися у участников местного фондового рынка, а также эпизодические операции с долговыми бумагами местных займов.

Небольшое количество акций акционерных обществ Приморского края котируется на ММВБ и РТС. Доходы от операций с ними получают участники рынка ценных бумаг в Москве. В регион эти доходы практически не поступают.

В целом, рынок ценных бумаг Приморского края развит слабо. Связь его с реальным сектором практически отсутствует. В 2000 — 2003 гг. наиболее реальными угрозами экономической безопасности на фондовом рынке Приморского края являлись следующие факторы.

Негативное влияние на экономическую безопасность края оказывает все большая монополизация рынка ценных бумаг. На Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной бирже большая часть общего объема сделок с акциями приходилось на 3 — 5 компаний. На рынке государственных ценных бумаг основная часть сделок приходится на несколько десятков юридических лиц (в основном коммерческих банков). Рост монополизации фондового рынка Приморья делает его все более замкнутой системой, препятствует участию в операциях с ценными бумагами средних и мелких инвесторов. Это не позволяет расширить масштабы операций, снизить зависимость состояния рынка от поведения небольшого числа крупных спекулятивных инвесторов.

Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что возобновление эмиссии государственных ценных бумаг с конца 1999 г. вернуло фондовый рынок в систему бюджетно-перераспределительных отношений. Средства, полученные от размещения ГКО и ОФЗ, идут не на финансирование бюджета Приморского края, не на инвестирование его хозяйства, а на покрытие текущих потребностей федерального бюджета, в том числе на выплату процентов нерезидентам-держателям ОФЗ и на погашение этих ценных бумаг. В 2002 г. эмиссия федеральных облигаций резко возросла. Было выпущено ОФЗ на сумму 120 млрд руб. Из них 100 млрд руб. пошло на погашение прежних выпусков ОФЗ.

Вовлечение фондового рынка в бюджетную систему, строительство пирамиды госбумаг, как убедительно показала практика 1997 — 1998 гг., подрывает инвестиционный потенциал страны, ведет просто к губительным последствиям для экономики (дефолт 1998 г.). Возрождение рынка государственных ценных бумаг по образцу рынка додефолтовского периода увеличивает неустойчивость фондового рынка России в целом и Приморского края в частности.

Угрозу экономической безопасности фондового рынка Приморского края представляет его криминализация, рост теневого сектора, уход от налогов. Наиболее очевидными угрозами в этой сфере являются:

1. Увод из-под налогообложения нематериальных активов. Возможностью для желающих снизить налоговое бремя стал перечень нематериальных активов, содержащийся в ст. 257 НК России. К ним, в частности, отнесены ноу-хау — амортизация их позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Между тем сегодня в России нет четкого понятия «ноу-хау». Ноу-хау даже не подлежат бухгалтерскому учету ввиду того, что в российском законодательстве в области нематериальных активов нет норм, регулирующих оборот ноу-хау. Ноу-хау, к примеру, могут считаться варранты в бездокументарной форме и т.п.

2. Еще одной возможностью уклонения от налогов является использование задатков. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 251 НК России, денежные средства, поступившие в виде задатка, не облагаются налогом на прибыль. Этим пользуются участники фондового рынка. Например, финансовая компания намеревается продать ценные бумаги. Курсовая цена одной акции — 5 руб. С покупателем заключается договор, предусматривающий продажу 10 тыс. акций по цене 52 тыс. руб., но с отсрочкой платежа на один год. По договору предусмотрен задаток в размере тех самых 50 тыс. руб., передаваемых покупателем в момент заключения договора. И эти деньги в налогооблагаемую прибыль не включаются — продавец должен будет включить всю выручку в налоговую базу только тогда, когда получит от покупателя оставшиеся 2 тыс. руб., а если тот их не заплатит — то по истечении срока давности.

Через эти схемы бюджет Приморского края на совершенно законных основаниях теряет десятки миллионов рублей.

3. Криминализация высших менеджеров акционерных обществ. Одной из главных форм поощрения руководства акционерных обществ является выдача им бонуса в виде акций. Далее менеджеры действуют следующим образом. Они добива-

ются поднятия курса акций своего общества. На российском рынке добиться краткосрочного подъема котировок нетрудно. Достаточно лишь пустить слух о досрочной выплате дивидендов, выплате дивидендов в больших, чем ожидалось размерах, предстоящей эмиссии акций и т.д. и т.п. С уверенностью можно сказать, что курсы акций данного общества на короткое время, пускай даже в течение одного дня, подскочат. Менеджеры тут же продают акции. Подобная операция сама по себе имеет «серый» оттенок. Но кроме этого она имеет серьезные последствия. Участники рынка, не зная всей подноготной этой операции, начинают скупать акции по растущей цене. В результате, после возвращения курса акций на свой естественный уровень (уровень до начала махинации менеджеров) их покупатели несут потери, что уменьшает их налогооблагаемую базу.

Для устойчивого функционирования рынка ценных бумаг Приморья важнейшее значение имеет создание системы пороговых значений экономической безопасности на фондовом рынке. Они служат важнейшим инструментом реализации функции экономической безопасности на рынке ценных бумаг, да и в реальном секторе края в целом. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности представляют собой количественные параметры, очерчивающие границу между безопасной и опасной зонами на фондовом рынке, придают интересам Приморского края в области экономики количественную определенность.

Учитывая это, необходимо создать систему национальных и территориальных индикаторов экономической безопасности на рынке ценных бумаг.

Система пороговых значений фондового рынка Приморского края взаимодействует с общей системой пороговых значений экономической безопасности края и позволяет контролировать негативные процессы, ведущие его к неустойчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение системы пороговых значений экономической безопасности на фондовом рынке, совершенствование системы его регулирования позволят повысить устойчивость рынка страны в целом и -Приморского края в частности, ориентировать его на инвестирование экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.