СУРИНА И.В.
СТАНОВЛЕНИЕ ИНфРАСТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Успешная реализация региональных программ повышения инвестиционной привлекательности во многом определяется наличием и функционированием сбалансированной системы управления инвестиционным процессом. Действующий на сегодняшний день в российских регионах механизм привлечения инвестиций не позволяет комплексно и оперативно решать вопросы инвестиционного развития и, как следствие этого, не позволяет в достаточной мере активизировать инвестиционную деятельность на региональном уровне.
В то же время создание полноценной, эффективно функционирующей инвестиционной инфраструктуры, является одной из наиболее сложных и одновременно ключевых проблем, от решения которой зависит успешная реализация как отдельно взятого инвестиционного проекта, так и инвестиционная привлекательность государства (или региона) в целом.
Международная практика показывает, что инвестиционная инфраструктура должна включать обязательные элементы: инвестиционные и пенсионные фонды (держатели долгосрочных и больших по объемам капиталов); развитую банковскую систему (включая специализированные инвестиционные банки); национальные инвестиционные агентства (призваны продвигать инвестиционные проекты для прямого иностранного инвестирования); инвестиционные компании; клубы инвесторов; агентства финансовой информации; страховые компании; рейтинговые агентства; специализированных консультантов (по финансовому планированию, аудиту, инвестициям и т.п.); фондовые институты; управляющие компании и др.
История становления рыночных отношений в России показывает, что банковская система, во многом выступая первопроходцем внедрения новых методов и норм экономических отношений, приобрела на этом пути весомый опыт.
Региональная банковская система является наиболее сформировавшимся элементом инвестиционной инфраструктуры. В рассматриваемый период времени на территории Краснодарского края было зарегистрировано около 18% всех кредитных организаций Южного федерального округа и 25% филиалов инорегиональных банков.
По некоторым показателям своего развития банковский сектор края опережает остальные регионы, входящие в ЮФО. Так, например, удельный вес активов составляет 30% всех совокупных активов банковской системы ЮФО, объем предоставленных кредитов - 33%, объём привлеченных вкладов населения - 35% .
На территории края успешно развиваются такие банки, как ОАО АКБ «УРАЛСИБ-ЮГ БАНК», ОАО «Юг-Инвестбанк», ОАО «Крайинвестбанк», ООО «Кубань-Кредит» и другие, деятельности которых практически не коснулся финансовый кризис 1998г. На протяжении рассматриваемого времени они существенными темпами увеличивали размеры своего уставного капитала и добились определенных успехов в создании широкой филиальной сети на территории края.
В период после кризиса 1998г. региональная банковская система, как и банковская система страны в целом, существенно изменилась. На протяжении последних семи лет количество региональных банков сократилось (табл. 1). Однако, сокращение количества кредитных организаций не сказалось на объеме и качестве предоставляемых ими услуг.
Процессы, происходящие в экономике края, изменения в территориальном законодательстве, рост инвестиционной привлекательности, отразились на количестве филиалов иноре-гиональных банков. На территории края традиционно, большая часть филиалов инорегиональных банков представлена отделениями Сбербанка России.
Заметно присутствие других крупнейших российских банков, входящих в Топ-100, таких как Внешторгбанк, Альфа-Банк, Возрождение, Банк Москвы, Метракомбанк, Петрокоммерц, Россельхозбанк и других.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Таблица 1
Институциональные характеристики банковского сектора Краснодарского края в 2000-2006гг., единиц
Наименование показателя 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г.
Количество действующих банков, зарегистрированных на территории края 27 26 21 18
Количество филиалов зарегистрированных на территории края 114 102 105 103
в том числе:
- региональных банков 36 23 23 19
- инрегиональных банков 78 79 82 84
Сокращение количества региональных банков не отразилось на уровне капитализации банковского сектора края (табл. 2).
Таблица 2
Группировка действующих региональных банков по величине зарегистрированного уставного капитала в 2000-2006гг., единиц
Величина уставного капитала 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г.
До 3 млн. руб. 9 4 3 -
От 3 до 10 млн. руб. 8 8 3 2
От 10 до 30 млн. руб. 3 5 4 5
От 30 до 60 млн. руб. 6 5 2 2
От 60 до 150 млн. руб. 1 4 7 6
От 150 до 300 млн. руб. - - 1 2
От 300 млн. руб. и выше - - 1 1
Всего 27 26 21 18
Если в 2000г. 30% всех банков, зарегистрированных в крае, обладали капиталом в размере до 3 млн. руб. То в 2006г. те же 30% банков нарастили собственный капитал до 150 млн. руб. Так же появились банки с капиталом свыше 300 млн. руб.
Увеличение объема собственного капитала является острой проблемой для деятельности всех коммерческих банков, поскольку именно от его величины зависит объем проводимых ими активных операций. На наш взгляд, отмеченная позитивная тенденция повышает роль банков как элемента инвестиционной инфраструктуры.
Невозможно обойти вниманием тот факт, что именно банки обладают значительными ресурсами, привлеченными ими у населения и юридических лиц (табл. 3). По данным Центрального Банка Российской Федерации на протяжении рассматриваемого периода времени сроки привлечения ресурсов удлиняются.
Таблица 3
Объём депозитов и вкладов юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями на территории Краснодарского края с 2000-2006гг., млн. руб.
Год Всего Юридических лиц Физических лиц
всего руб. л.. £ ^ . р н и всего руб. л.. £ ^ . р н и
2000 16152,1 1387,3 966,1 421,2 14764,8 11323,3 3441,5
2002 31601 2673 1596,4 1076,6 28928 20884 8044
2004 52315,3 4332,6 2564,3 1768,3 47982,7 38452,2 9530,5
2006 102352 8802,5 6959 1843,5 93549,9 83436,7 10113,2
Объем депозитов и вкладов (в рублях и иностранной валюте) привлеченных на территории Краснодарского края вырос с 2000г. по 2006г. в 6,3 раза, то есть на 86,2 млрд. руб.
Наряду с ростом ресурсной базы наблюдается рост кредитных вложений банков в реальный сектор экономики края (табл. 4).
Таблица 4
Объём задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями на территории Краснодарского края с 2000-2006гг., млн. руб.
Наименование показателя 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г.
В рублях
Юридическим лицам 6617,5 25399 49484,5 100447
в том числе: сельское хозяйство 616,3 2563 7144,5 20075
Физическим лицам 944,8 2774 12358,2 48662
Всего 7562,3 28173 61842,7 149109
В иностранной валюте, руб.
Юридическим лицам 788,8 2873,6 6160,2 23605
в том числе: сельское хозяйство 85,9 129 97,4 105,5
Физическим лицам 32,2 370 529,7 2229,4
Всего 821 3243,6 6689,9 25834,4
Объем задолженности по рублевым кредитам, предоставленным юридическим лицам, вырос за анализируемый период на 93,8 млрд. руб., то есть в 15 раз. Впечатляет рост предоставленных банками ресурсов агропромышленным предприятиям. За рассматриваемый промежуток времени объем кредитной задолженности увеличился на 19,5 млрд. руб. или в 32,5 раза.
По оценкам Банка России Краснодарский край является одним из наиболее обеспеченных банковскими услугами регионов Южного федерального округа.
Таким образом, можно прийти к выводу, что банковский сектор Краснодарского края играет ключевую роль в формировании инвестиционной инфраструктуры.
Важным элементом инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающим межотраслевой перелив капитала, является финансовый рынок и в особенности фондовый рынок, как составная его часть.
Эффективное использование инвестиционных возможностей данного рынка реально только при наличии его инфраструктуры, снижающей затраты на совершение операций с ценными бумагами и получение капитала заемщиками, обеспечивающей надежность учета прав собственности на фондовые активы.
На протяжении ряда лет продолжается формирование краевой инфраструктуры фондового рынка, способной трансформировать свободные денежные ресурсы в инвестиции (табл. 5).
Таблица 5
Институциональные характеристики фондового рынка Краснодарского края, единиц
Наименование показателя 2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г.
Общее количество профессиональных участников рынка ценных бумаг, брокеров и дилеров (без учета специализированных регистраторов) 19 17 17 15
Общее количество специализированных регистраторов 3 3
Данные таблицы свидетельствуют о сокращении числа профессиональных участников регионального фондового рынка. Этот процесс можно считать закономерным, поскольку тенденция сокращения количества компаний связана с ростом профессионализма проведения операций на рынке, масштабным ведением торгов в режиме on-line, приходом в наш регион крупных инорегиональных компаний, предоставляющих более широкий спектр услуг.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Одной из характерных черт регионального финансового рынка является процесс концентрации регистраторской и депозитарной деятельности при одновременном росте их совокупного капитала.
На территории края в течение нескольких лет сформировалась инфраструктура учетной деятельности, включающая в себя собственных специализированных регистраторов и филиалы инорегиональных регистраторов.
К сожалению, инфраструктура фондового рынка Краснодарского края в институциональном плане уступает Ростовской области, где сосредоточено 37% от общего числа участников финансового рынка ЮФО. А в нашем регионе - только 21%.
На наш взгляд, фондовый рынок является именно тем элементом инвестиционной инфраструктуры, механизм которого позволяет привлечь достаточное количество ресурсов путем трансформации свободных средств граждан в финансовые активы. Однако, такой способ размещения свободных средств по-прежнему остается трудно доступным для большинства населения, поскольку требуются значительные затраты времени и денежных средств, умение прогнозировать рост или падение спроса на ценные бумаги.
В последние несколько лет на рынке коллективных инвестиций края происходят существенные изменения. На территории края успешно осуществляют свою деятельность следующие компании, имеющие лицензию ФСФР России на управление активами инвестиционных, паевых и негосударственных пенсионных фондов: ЗАО «Кубанская управляющая компания» г.Краснодар; ООО Управляющая компания негосударственными Пенсионными фондами «Ростовская Трастовая Компания» г.Ростов-на-Дону; ЗАО «Паллада Эссет Менеджмент» г.Москва; Управляющая компания «Портфельные инвестиции» г.Москва.
В течение рассматриваемого времени в Краснодарском крае успешно работают такие элементы инфраструктуры финансового рынка как паевые инвестиционные фонды (ПИФы): Открытый паевой инвестиционный фонд смешанных инвестиций «Вы финансист»; Открытый паевой инвестиционный фонд «Вы - рантье»; Закрытый паевой инвестиционный фонд прямых инвестиций «Сфера. Прямые инвестиции. Первый»
Кроме собственных коллективных инвесторов в крае представлены паевые инвестиционные фонды следующих управляющих компаний: паевые фонды «Кит»; УК «Альфа-капитал»; УК «Уралсиб»; УК «Пиоглобал Эссет Менджмент» и др.
Рассматривая фондовый рынок края, как элемент инвестиционной инфраструктуры, невозможно обойти вниманием характеристику состояния первичного и вторичного рынков. Эти структурные части фондового рынка лежат в основе его деятельности, порождают формирование и концентрацию финансового потока и его движение.
Предназначением первичного рынка является концентрация финансовых ресурсов и их последующее перераспределение. Успешное его развитие определяется количеством субъектов к которым, прежде всего, относятся эмитенты и инвесторы.
О привлечении инвестиционных ресурсов с использованием механизма фондового рынка, можно судить по проводимым дополнительным выпускам ценных бумаг (табл. 6).
Таблица 6
Динамика количества и объема дополнительных выпусков ценных бумаг эмитентами Краснодарского края
Наименование показателя 2000 г. 2001 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Число дополнительных выпусков, шт. 75 112 80 53
Объем дополнительных выпусков, млн. руб. 384,1 1374,6 438 664,4 435,4
в том числе:
- акций с привлечением инвестиций 287,6 686,7 135 481 379
- акций, связанных с переоценкой основных фондов 96,5 290,4 189,2 47,6 56,4
Из данных таблицы видно, что в структуре дополнительных выпусков преобладают те, размещение которых позволило акционерным обществам привлечь дополнительные инвестиции.
Вторичный рынок эмиссионных ценных бумаг Краснодарского края находится на недостаточно высоком уровне развития, так как только 7 эмитентов совершают сделки на торгах
фондовых бирж. Из них акции 5 предприятий не включены в биржевые котировальные листы и относятся к внесписочным ценным бумагам.
Стимулирование использования инструментов фондового рынка для привлечения инвестиций в экономику Краснодарского края стало одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти.
В целях активизации процесса привлечения инвестиций предприятиями Краснодарского края через выпуски корпоративных облигаций разработан и утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края № 433 от 17.05.2005 порядок субсидирования (возмещения) за счет средств краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенным инвесторами для реализации инвестиционных проектов. На реализацию данного направления в 2005 году из краевого бюджета направлено 5 млн. рублей.
Для дальнейшего стимулирования эмитентов корпоративных облигаций администрацией Краснодарского края разработана краевая целевая программа привлечения долгосрочных инвестиций с использованием корпоративных облигационных займов на 2006-2008гг. На реализацию данной программы в 2006-2008гг. планируется выделить из краевого бюджета 210 млн. рублей.
С течением времени большое внимание приобретает такой элемент инвестиционной инфраструктуры, как система страхования. Инвестиционная деятельность, в какой бы отрасли экономики она ни проводилась, всегда подвержена многочисленным рискам. Снижение влияния этих рисков, а зачастую и смягчение их последствий, возможно только при их дифференциации, то есть распределении между хозяйствующим субъектом и страховщиком.
Страхование сельскохозяйственных рисков представляет собой достаточно новую отрасль для отечественных страховщиков и их клиентов-сельхозпроизводителей. Это емкое понятие, которое включает в себя страхование урожая сельскохозяйственных культур, страхование сельскохозяйственных животных, страхование спецтехники, недвижимого имущества и т.д.
В настоящий момент времени страхование урожая находится под контролем Министерства сельского хозяйства РФ. Хозяйствам, заключившим договоры страхования, оказывается государственная поддержка (субсидии) из средств федерального бюджета в размере 50% затрат на страхование (от ставок, установленных правительством)
Безусловный плюс страхования урожая с государственной поддержкой заключается в том, что оно позволяет хозяйству или сельхозпредприятию компенсировать потенциальные убытки, которые многократно превышают стоимость страхования.
Страхование представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса, в том числе и бизнеса на Кубани, и аккумулируя денежные средства, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что в Краснодарском крае сформированы и функционируют основные элементы инвестиционной инфраструктуры. Однако, доминирующим является банковский сектор, посредством которого осуществляется большая часть финансирования инвестиционной деятельности агропромышленных предприятий. Имеющийся потенциал функционирующего фондового рынка края используется крайне слабо, но в перспективе, по нашему мнению, именно механизм фондового рынка позволит агропромышленным предприятиям привлечь инвестиционные ресурсы на долгосрочной основе.
ХУТЫЗ З.М.
факторы антикризисного управления системой региона
Кризисное состояние многих регионов России обусловлено действием факторов, имеющих трансформационную природу. Рыночные преобразования в стране далеко не завершены; в ряде аспектов в последние годы обозначился процесс регенерации административной системы хозяйствования. Ряд порожденных ими факторов следует квалифицировать
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3