Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НАСЕЛЕНИЕМ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НАСЕЛЕНИЕМ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПАРТНЕРСКИЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье затронута актуальная тема совершенствования ценностных основ профессиональной коммуникации сотрудников полиции. Отмечается проблема недостаточного доверия населения к представителям правоохранительной сферы и слабая представленность в образовательных программах психологических и аксиологических основ повышения квалификации сотрудников полиции. Ставится цель определения ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением. На основе обзора научных трудов выявлены основные направления выстраивания доверительных отношений сотрудников полиции с населением, особенности повышения имиджа сотрудников полиции и развития системы дополнительного профессионального образования в этом ключе. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступают положения теории социального взаимодействия П. А. Сорокина и концепция отношений В. Н. Мясищева. В них подчеркивается важность развития ценностных основ социальных, в том числе профессиональных коммуникаций, влияние их развития на характер социального взаимодействия с населением. Результаты работы выражены в описании содержательных и организационных возможностей дополнительного профессионального образования в развитии у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением. Описаны три содержательные линии обучения слушателей: 1) изучение основных положений психологической науки для выстраивания корректного взаимодействия с гражданами; 2) анализ современных форм дистанционной коммуникации сотрудников полиции с населением; 3) освоение партнерского характера взаимоотношений с представителями различных социальных институтов. Уточнены методы активного обучения (деловая игра, кейс-метод, тренинг) и формы развития профессиональной компетентности слушателей (лекционные и практические занятия, семинар, круглый стол, конференция), используемые для достижения цели. Научную новизну составляют идеи применения комплекса ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением. Практическая значимость исследования проявляется в возможности применения данных положений при проектировании программ дополнительного профессионального образования сотрудников системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION RESOURCES TO DEVELOP POLICE OFFICERS' VALUE ATTITUDE TOWARDS SOCIAL INTERACTION WITH THE PUBLIC

The research problem and the rationale for its relevance. The article discusses the topical issue of improving the value bases of professional communication of police officers. The problem of insufficient trust of the population to representatives of the law enforcement sphere and weak representation in educational programs of psychological and axiological foundations of professional development of police officers is noted. The aim is to determine the resources of additional professional education for the development of police officers' value attitude to social interaction with the population. On the basis of the review of scientific works the main directions of building trusting relationships of police officers with the population, the peculiarities of improving the image of police officers and the development of the system of additional professional education in this way were identified. Methodology. The methodological basis of the research is the provisions of P. A. Sorokin's theory of social interaction and V. N. Myasishchev's concept of relations. They emphasize the importance of the development of value bases of social, including professional communications, the influence of their development on the nature of social interaction with the population. Results. The results of the work are expressed in the description of the substantive and organizational possibilities of additional professional education in the development of police officers' value attitude to social interaction with the population. Three content lines of training are described: 1) study of the main provisions of psychological science for building correct interaction with citizens; 2) analysis of modern forms of remote communication of police officers with the population; 3) mastering the partnership nature of relations with representatives of various social institutions. The methods of active learning (business game, case method, training) and forms of development of professional competence of students (lectures and practical classes, seminar, roundtable, conference) used to achieve the goal were specified. Scientific novelty is the idea of applying a set of resources of additional professional education for the development of police officers' value attitude to social interaction with the population. The practical significance of the study is manifested in the possibility of application of these provisions in the design of additional professional education programs for employees of the Russian Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НАСЕЛЕНИЕМ»

УДК 378.634

Использование ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением

А. М. Шамаев

https://orcid.org/ 0000-0003-1318-2053 kafedra_terek@mail.ru

The use of additional professional education resources to develop police officers' value attitude towards social interaction with the public

А. M. Shamaev

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье затронута актуальная тема совершенствования ценностных основ профессиональной коммуникации сотрудников полиции. Отмечается проблема недостаточного доверия населения к представителям правоохранительной сферы и слабая представленность в образовательных программах психологических и аксиологических основ повышения квалификации сотрудников полиции. Ставится цель определения ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением.

На основе обзора научных трудов выявлены основные направления выстраивания доверительных отношений сотрудников полиции с населением, особенности повышения имиджа сотрудников полиции и развития системы дополнительного профессионального образования в этом ключе. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступают положения теории социального взаимодействия П. А. Сорокина и концепция отношений В. Н. Мясищева. В них подчеркивается важность развития ценностных основ социальных, в том числе профессиональных коммуникаций, влияние их развития на характер социального взаимодействия с населением.

Результаты работы выражены в описании содержательных и организационных возможностей дополнительного профессионального образования в развитии у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением. Описаны три содержательные линии обучения слушателей: 1) изучение основных положений психологической науки для выстраивания корректного взаимодействия с гражданами;

2) анализ современных форм дистанционной коммуникации сотрудников полиции с населением;

3) освоение партнерского характера взаимоотношений с представителями различных социальных институтов. Уточнены методы активного обучения (деловая игра, кейс-метод, тренинг) и формы развития профессиональной компетентности слушателей (лекционные и практические занятия, семинар, круглый стол, конференция), используемые для достижения цели. Научную новизну составляют идеи применения комплекса ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением. Практическая значимость исследования проявляется в возможности применения данных положений при проектировании программ дополнительного профессионального образования сотрудников системы МВД России.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article discusses the topical issue of

ЧИППКРО

improving the value bases of professional communication ofpolice officers. The problem of insufficient trust of the population to representatives of the law enforcement sphere and weak representation in educational programs of psychological and axiologi-cal foundations of professional development of police officers is noted. The aim is to determine the resources of additional professional education for the development of police officers' value attitude to social interaction with the population.

On the basis of the review of scientific works the main directions of building trusting relationships of police officers with the population, the peculiarities of improving the image of police officers and the development of the system of additional professional education in this way were identified.

Methodology. The methodological basis of the research is the provisions of P. A. Sorokin's theory of social interaction and V. N. Myasishchev's concept of relations. They emphasize the importance of the development of value bases of social, including professional communications, the influence of their development on the nature of social interaction with the population.

Results. The results of the work are expressed in the description of the substantive and organizational possibilities of additional professional education in the development of police officers' value attitude to social interaction with the population. Three content lines of training are described: 1) study of the main provisions of psychological science for building correct interaction with citizens; 2) analysis of modern forms of remote communication of police officers with the population; 3) mastering the partnership nature of relations with representatives of various social institutions.

The methods of active learning (business game, case method, training) and forms of development of professional competence of students (lectures and practical classes, seminar, roundtable, conference) used to achieve the goal were specified. Scientific novelty is the idea of applying a set of resources of additional professional education for the development of police officers' value attitude to social interaction with the population. The practical significance of the study is manifested in the possibility of application of these provisions in the design of additional professional education programs for employees of the Russian Ministry of Internal Affairs.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, сотрудники полиции, цен-

ностное отношение к социальному взаимодействию с населением, активные методы обучения, партнерский характер взаимоотношений.

Keywords: additional professional education, police officers, value attitude to social interaction with the population, active learning methods, partnership nature of the relationship.

Введение. Роль института полиции в формировании безопасной для населения среды является очевидной и неоспоримой. Деятельность сотрудников правоохранительных органов связывается с охраной личности от противоправных действий, обеспечением правопорядка, предупреждением правонарушений и пр. Все эти функции являются эффективными при условии конструктивного взаимодействия с населением. В Федеральном законе «О полиции» четко обозначено основное назначение этого органа - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан1. Также в законе приписаны принципы деятельности сотрудников полиции, среди которых: открытость и публичность (ст. 8), общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9), взаимодействие и сотрудничество (ст. 10) с населением и представителями различных организаций. Эти позиции ориентируют работников правоохранительной сферы не только на формальное установление контакта, но и на ценностное отношение к социальному взаимодействию с населением.

По большому счету, основная социальная функция сотрудников полиции - это служение обществу. Проводимые в последние десятилетия реформы преследовали важную цель повышения доверия населения к деятельности сотрудников органов внутренних дел на основе совершенствования профессиональной компетентности представителей правоохранительной сферы. Осуществлялось изучение характера социального восприятия полиции, статуса сотрудника полиции, его образа в глазах населения. Стоит отметить, что отношение граждан к сотрудникам полиции является неоднозначным, имеется как положительное, так нейтральное и отрицательное восприятие имиджа сотрудника полиции [1; 2; 3]. Причины тому - разные явления: а) образ со-

1 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021). URL: https://clck.ru/XAQ7K (дата обращения: 30.08.2021).

трудника полиции в СМИ, кинематографе, сети Интернет; б) собственный опыт граждан взаимодействия с сотрудниками полиции; в) содержательные и процессуальные особенности профессионального обучения и повышения квалификации представителей МВД России.

Последний аспект считаем необходимым рассмотреть более подробно. Анализ проведенных нами образовательных программ, реализуемых в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) системы МВД России, показывает их недостаточную направленность на развитие у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением. Основное внимание уделяется тактико-специальной подготовке сотрудников органов внутренних дел (ОВД), обеспечению их личной безопасности, обучению правилам оказания первой помощи, строевой подготовке и пр. В связи с тем, что в повышении квалификации сотрудников полиции недостаточно внимания обращается на вопросы развития культуры взаимоотношений с гражданами, возникает риск снижения имиджа данных специалистов и формирования негативного отношения к ним населения.

В соответствие с этим цель исследования заключается в определении ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением.

Обзор литературы. В отечественной научной периодике тема изучения социального взаимодействия сотрудников ОВД с населением активно обсуждается. Рассматривается необходимость развития социальной компетентности курсантов и слушателей вузов МВД России, выступающей ядерным компонентом общей профессиональной компетентности, обеспечивающей «функции социальной ориентации, познания социального мира... принятия социально адекватных регулятивных решений» [4, с. 50]. Обсуждаются вопросы совершенствования социального имиджа участковых уполномоченных полиции как показателя эффективности взаимодействия «участковый - население» [3]. Социальный имидж трактуется в качестве проводника, через который осуществляется информирование о профессиональной деятельности сотрудников полиции (в данном случае участковых), о работе по обеспечению об-

щественной безопасности граждан, профилактике правонарушений.

Поднимаются вопросы развития культуры взаимоотношения полиции с гражданским населением. Указываются особенности социального восприятия населением правоохранительных органов, включающие уровень правопорядка в обществе, личную оценку характера взаимодействия с сотрудниками полиции, их индивидуальных качеств и профессионализма [2, с. 115]. Утверждается, что одним из эффективных способов регулирования отношений полиции с населением является акцент на гуманитарной составляющей профессионального образования сотрудников правоохранительных органов.

Внимание обращается и на тесную взаимосвязь между качеством работы сотрудников правоохранительных органов и уровнем доверия к ним населения. Подчеркивается, что эффективность работы сотрудников полиции находится в существенной зависимости от отношения к ним граждан. Выявлено, что неготовность населения к диалогу с сотрудниками полиции, отказ от сотрудничества, неприятие производимой ими разъяснительной работы и помехи следствию могут снизить успешность профилактической работы и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами [1, с. 86]. Решение данной проблемы видится в двух плоскостях: повышение имиджа сотрудников полиции в СМИ и совершенствование профессионализма их деятельности, в том числе культуры общения.

Некоторые исследования обращены к вопросам изучения общественного мнения молодежи о деятельности полиции, отмечается неоднозначное отношение к теме сотрудничества с представителями правоохранительной сферы. С одной стороны, говорится о том, что молодые люди готовы сотрудничать с представителями данной сферы, а с другой, - что такое взаимодействие воспринимается ими как обременительное, затянутое во времени (в случае вовлечения в расследование правонарушения) [5]. Предлагаются такие варианты решения проблемы, как совершенствование кадрового отбора и профессионального обучения сотрудников полиции, улучшение морального облика данного специалиста, развитие культуры общения сотрудников полиции, освещение их позитивного образа в СМИ и сети Интернет,

повышение личных контактов сотрудников полиции с молодежью (беседы, акции, игры в неформальной обстановке).

О том, что доверие граждан к полиции подрывается после обсуждения какой-либо нелицеприятной информации в СМИ доказано и зарубежными учеными [6]. Также утверждается, что демократическая полиция предполагает постоянный диалог между сотрудниками полиции и гражданами. Неуважение граждан к сотрудникам полиции, их враждебность обратно коррелируют с воспринимаемой легитимностью их власти [7]. При этом доказано, что доверие населения к офицерам полиции снижается в связи с тем, что они могут не только защищать население от угроз, но и сами становиться источниками насилия. В исследованиях показано, что статистика проявления домашнего насилия среди гражданских и полицейских не отличается. Это вызывает необходимость разработки комплексной политики нетерпимости к такому роду активности полицейских, принятия мер сотрудничества института полиции с общественностью [8].

Предметом обсуждения российских ученых является налаживание тесного взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, в частности, описываются особенности внештатного сотрудничества с полицией как формы участия граждан в охране общественного порядка [9]. Рекомендуется создавать внятные правовые алгоритмы для участия населения в решении вопросов государственного управления.

Другое направление исследований посвящено описанию совершенствования системы повышения квалификации сотрудников полиции. В частности, раскрываются вопросы управления данным процессом, его информационного обеспечения, применения перспективных методов индивидуализации и дистанционного обучения, использования потенциала самообучающей организации, опоры на эффективные решения из зарубежных практик дополнительного профессионального образования [10]. Подчеркивается значимость не только совершенствования имеющихся компетенций, но и приобретения новых, а также целесообразность повышения общекультурного уровня сотрудников полиции [11]. Поднимается тема импле-ментации компетентностного подхода в непрерывное образование сотрудников органов

внутренних дел в части их дополнительного профессионального образования, предлагается обеспечить сокращение минимальной численности учебных групп для повышения квалификации узко специализированных сотрудников подразделений территориальных ОВД [12].

Таким образом, проведенный обзор показывает важность выстраивания доверительных отношений сотрудников полиции с населением. Повышение имиджа сотрудников полиции зависит от ряда обстоятельств: а) они связываются с распространением в отрытых источниках информации позитивного характера о деятельности сотрудников полиции; б) совершенствованием характера взаимодействия с гражданами; в) повышением качества дополнительного профессионального образования сотрудников полиции на основе обновления содержательных и организационных его составляющих.

Вместе с тем не разработаны положения и принципы, направленные на совершенствование коммуникативных компетенций сотрудников полиции в системе дополнительного профессионального образования. Требуют научного описания процессы развития аксиологических основ развития их социального взаимодействия с населением.

Методология (материалы и методы). Методологическим основанием исследования выступают положения теории социального взаимодействия П. А. Сорокина. Исследователь рассматривает социальное взаимодействие как обмен опытом, знаниями, понятиями, сопряженный с когнитивными, эмоциональными и волевыми процессами личности [13]. Ученый акцентировал внимание на культурном аспекте взаимодействия, высказывая положение о формировании культуры как совокупности норм и ценностей в процессе социального взаимодействия. Придерживаясь данных взглядов, укажем, что социальное взаимодействии сотрудников полиции с населением должно представлять собой инте-риоризацию общекультурных социальных ценностей. При этом они должны участвовать и в формировании нового типа профессиональной и шире социальной культуры, предполагающей повышение качества отношений института полиции с гражданским населением.

Вторым методологическим основанием данного исследования выступает концепция отношений В. Н. Мясищева. Ученый рассматривает

личность сквозь призму ее отношений с людьми и самим собой, а также через взаимодействие с окружающей средой. Эти отношения эмоционально окрашены, характер качественных взаимоотношений в указанной триаде обеспечивает адаптацию личности [14]. Принципиально важной для данной работы является его характеристика профессиональных отношений, которые представляют систему обязательных требований, сложную картину личностных отношений, детерминированную моральными и юридическими правилами. Эти правила в дальнейшем усваиваются специалистом и становятся идейными регуляторами профессионального поведения. Умение сотрудниками полиции управлять собой, своим эмоциональным состоянием в профессиональных отношениях является немаловажным аспектом, определяющим характер социального взаимодействия с населением. Кроме того, выстраивание коммуникации на нормах морали и в соответствии с буквой закона является особенно значимым для сотрудников полиции как образцов правового поведения. Данные положения являются основаниями для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением в системе дополнительного профессионального образования.

Результаты исследования. Проведенный ранее обзор научных источников, анализ образовательных программ повышения квалификации сотрудников полиции показал необходимость насыщения образовательного процесса определенными содержательными линиями. Они связаны с усилением психологической составляющей процесса повышения квалификации в части развития коммуникативных компетенций специалистов системы МВД России и усиления аксиологической направленности образования взрослых слушателей. В этой связи были определены три содержательные линии развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением.

Первая линия предполагает изучение основных положений психологической науки для выстраивания корректного взаимодействия с гражданами. Считаем немаловажным изучение слушателями курсов повышения квалификации ключевых положений социальной психологии, психологии общения и психологии развития. В данных науках отражены основные феномены социаль-

ного взаимодействия с различными категориями населения. Раскрываются особенности взаимоотношений с большими и малыми группами, специфика индивидуального общения, исходя из возрастных и психофизических характеристик личности. Также показаны основные механизмы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, ведущие принципы медиации. Внимание должно быть уделено не абстрактным рассуждениям, а четким понятным решениям, сформулированным на основе научных знаний, активизирующих способность слушателей применять полученную информацию в практике взаимодействия с населением. Преподавателям важно давать конкретные рекомендации, внятные алгоритмы выстраивания взаимоотношений с гражданами. Целесообразно отрабатывать теоретические знания на практических занятиях, используя активные методы обучения: деловая игра, метод кейс-стади, тренинги.

Деловая игра может представлять собой моделирование реальных профессиональных ситуаций, встречающихся в деятельности сотрудников полиции. Причем уместно слушателям практиковать себя в разной роли: сотрудников полиции, роли потерпевших, свидетелей, правонарушителей и т. п. Это необходимо для того, чтобы увидеть скрытые причины того или иного поведения, понять особенности выстраивания доверительных отношений с населением, в том числе и имеющих конфликт с законом. Важно при этом учитывать специфику профессиональной деятельности сотрудников полиции (участковый, сотрудник III 1С, следователь, криминалист и пр.). Должность предполагает определенный характер коммуникации с населением. Например, профилактические беседы с населением (подростками, молодежью) имеют один характер взаимоотношений - разъяснительный, доверительный, позитивный и т. п. А проведение допроса подозреваемого следователем - совершенно другой характер общения - настойчивый, требовательный, изобличающий. При этом и в самом допросе есть специфика его ведения в зависимости от позиции гражданина: потерпевший или обвиняемый, свидетель или подозреваемый.

Метод кейс-стади позволяет рассмотреть различные ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности сотрудников полиции и провести их психологический анализ. Ситуации могут быть реальные, смоделированные,

заимствованные из текущих дел, нераскрытых преступлений, хранящихся в архиве. Также уместно будет использовать фрагменты кинофильмов, документальных фильмов и пр. Такой анализ может включать определение психологической характеристики субъектов расследуемого дела, их возрастных и индивидуальных особенностей и выбора соответствующего подхода к взаимодействию. Обсудить также уместно, каким образом рассеять сомнения субъекта коммуникации о негативной позиции сотрудника полиции, каким образом лучше установить контакт, снять страх сообщения необходимой информации. Особое внимание важно уделить аспекту установления контакта с лицом, участвующим во взаимодействии, чтобы добиться полных и достоверных показаний.

Проведение тренингов уместно для того, чтобы сотрудники полиции освоили эмоциональную сторону взаимодействия, научились управлять своими эмоциями, влиять на состояние своего оппонента. Известно, что сотрудник полиции может вызвать шоковую реакцию у своего собеседника, чтобы повлиять на его психическое состояние, например дезориентировать подозреваемого. Или, наоборот, ему важно создавать спокойную атмосферу, способствовать снятию напряжения у свидетеля или пострадавшего. Особенно это относится к допросу несовершеннолетних потерпевших, пострадавших от физического или сексуального насилия. Все эти ньюансы уместно обсудить на тренинге и отработать в техниках саморегуляции, приемах снятия психического напряжения. Здесь важно актуализировать знания сотрудников полиции об уже имеющихся приемах, которые помогают им нормализовать собственное состояние и своего собеседника. А также предложить не затратные по времени и простые в осуществлении приемы: физические и интеллектуальные, активные и пассивные.

Таким образом, первая линия связывается с интеграцией научных психологических знаний, расширяющих представления сотрудников полиции о способах установления продуктивного взаимодействия с населением и отработку их в практических техниках.

Вторая линия предполагает анализ современных форм дистанционной коммуникации сотрудников полиции с населением. Здесь уместно сослаться на статью 11 ФЗ «О полиции», связанной

с необходимостью использования современных достижений, актуальных информационных систем в профессиональной деятельности правоохранительных органов. Сегодня полиция активно применяет электронные формы работы с документами, уведомления граждан о своей деятельности и выстраивание взаимодействия с общественными объединениями, государственными органами. Также эксплуатируются средства фото-и видеофиксации обстоятельств проведения расследования. Однако в данном случае речь идет о применении информационных средств для профилактической, просветительской работы с населением, выстраивании коммуникации с отдельными индивидами или определенным сообществом. Здесь целесообразно рассмотреть культуру общения, возможности и ограничения дистанционного взаимодействия с населением. Помимо этого, важно обратить внимание на средства коммуникации в удаленном формате, используемые для этого цифровые инструменты.

Отдельным вопросом для дискуссии может стать тема обмена знаниями между сотрудниками полиции по определенным вопросам профессионального развития. Внимание обратить на тему конфиденциальности данных и безопасности применения информационных систем. Возможно, следует обсудить проблемы утечки информации в силу некорректного применения современных средств коммуникации, возможных последствий таких явлений, правовой ответственности граждан и сотрудников полиции. Острой является тема профилей сотрудников полиции в социальных сетях. Полезно будет обсудить варианты отрицательного имиджа сотрудника полиции, демонстрируемого в открытых источниках, в том числе и в профилях самих специалистов.

Также целесообразно обратить внимание на современные способы дистанционного мошенничества, которому подвергаются различные категории граждан: подростки, молодежь, пенсионеры. Уместно обсудить, какие тактики манипуляции применяются в таком формате коммуникации с населением. Целесообразно ознакомить сотрудников полиции с основными порталами, созданными для просветительской работы с населением в вопросах цифровой безопасности, особенно в части проведения просветительской работы с детьми и молодежью. Практическое освоение данной информации

ЧИППКРО

должно предполагать обращение слушателей к конкретным сервисам, цифровым ресурсам, информационным базам данных.

Итогом такого обсуждения может стать проведение SWOT-анализа, направленного на всесторонний обзор возможностей и рисков новых форм коммуникации с населением и применением современных цифровых ресурсов для профессиональной деятельности сотрудников полиции, выполнения ими тех или иных функций, полномочий и ответственности. Таким образом, вторая линия развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением подразумевает освоение сотрудниками полиции современных форм удаленной, дистантной коммуникации с населением.

Третья линия предполагает освоение партнерского характера взаимоотношений с представителями различных социальных институтов (СМИ, образования, воспитания, здравоохранения). В поддержку актуальности данной позиции уместно сослаться на статью 8 (Открытость и публичность) ФЗ «О полиции». Тема прозрачности деятельность полиции, ее открытости для общества (с учетом соответствия требованиям законодательства РФ) выступает важным условием доверия населения к деятельности сотрудников полиции, что также определяет характер социального взаимодействия их с гражданами. Поэтому выступления сотрудников полиции в СМИ, их участие в различных телепередачах в роли эксперта, консультанта, интервьюируемого может повлиять на имидж представителей правоохранительной сферы. Для того чтобы выглядеть убедительно, профессионально, компетентно, необходимо владеть не только узкопрофессиональными знаниями, но и отличаться ораторскими способностями (умением убеждать, корректно вести диалог, грамотно оперировать фактами, не поддаваться на провокации).

Для освоения азов данных способностей уместно анализировать публичные выступления сотрудников полиции, их интервью в СМИ, передачах на телеканалах, общественных мероприятиях, имеющих освещение в сети Интернет. Целесообразно провести оценку выступлений сотрудников полиции с точки зрения их визуального образа, содержания выступления, применяемых вербальных и невербальных

средств коммуникации. Также интересным станет опыт апробации практики публичных выступлений слушателей в мини-группах, привлечения отдельных специалистов для участия в более массовых мероприятиях (конференциях, семинарах, бриффингов).

Еще одним направлением социального взаимодействия сотрудников полиции выступает их партнерство с педагогическими, медицинскими, социальными работниками. Этот вопрос важно обсудить со слушателями на обучающих для них мероприятиях. Особенно это касается темы работы с несовершеннолетними правонарушителями, проявляющими склонность к агрессивному и противоправному поведению. Также сотрудники полиции могут сотрудничать с педагогами дополнительного образования детей, представителями некоммерческих организаций, волонтерских движений. Это будет полезно с точки зрения применения не карательного, а поддерживающего подхода к подросткам и молодежи, имеющим конфликт с законом. Формой обсуждения данных тем может стать круглый стол, на который будут приглашены не только работники правоохранительной сферы, но и представители сферы образования, воспитания, медицинского сопровождения, СМИ, родительского сообщества. Такое комплексное обсуждение социальных проблем позволит сотрудникам полиции показать свою заинтересованность во взаимодействии с социальными партнерами, раскрыть свой функционал и расширить представления об обязанностях представителей других сфер и институтов в области обеспечения правопорядка.

Итак, третья содержательная линия связана с освоением в деятельностный формах партнерского характера взаимоотношений с представителями различных социальных институтов (СМИ, образования, воспитания, здравоохранения). Именно не пассивное созерцание, а активная работа сотрудников полиции на мероприятиях, инициируемых системой ДПО (курсы повышения квалификации, конференции, семинары, круглые столы с привлечением социальных партнеров), позволит сформировать у них ценностное отношение к социальному взаимодействию с населением.

Практическое внедрение указанных содержательных и организационных аспектов осуществляется в Северо-Кавказском институте

повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Сотрудники полиции совершенствуют свою профессиональную компетентность не только на курсах повышения квалификации, но и на семинарах, конференциях, круглых столах. Предпочтение отдается деятельностным формам работы (деловая игра, методы кейс-стади, тренинг, работа с видеоматериалами, освоение цифровых образовательных ресурсов и пр.). Осуществляется плавное погружение сотрудников полиции в освоение различных форм работы с населением, развитие их ценностных аспектов коммуникации, исходя из уровня сформиро-ванности ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением сотрудников полиции. Сотрудники с начальным уровнем осваивают психологические основы коммуникации, пребывают в роли наблюдателя за работой более профессиональных коллег, осуществляют некоторые пробы социального взаимодействия в активных формах работы. Специалисты со средним уровнем сформированно-сти ценностного отношения принимают участие в моделируемых ситуациях профессионального взаимодействия с населением (деловая игра, решение кейсов), выступают участниками и экспертами моделируемых ситуаций. Слушатели с высоким уровнем сформирован-ности ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением вовлекаются в различные мероприятия просветительского характера (конференции, круглые столы) с привлечением общественности.

Обсуждение. Представленные направления развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию связанны с активизацией ресурсов дополнительного профессионального образования. Они включают в себя содержательные и организационные аспекты повышения культуры социальных отношений представителей правоохранительной сферы. Содержательные основы совершенствования профессионального мастерства сотрудников полиции выражены в трех линиях: а) изучение основных положений психологической науки для выстраивания корректного взаимодействия с гражданами; б) анализ современных форм дистанционной коммуникации сотрудников полиции с населением; в) освоение партнерского характера взаимоотношений с представи-

телями различных социальных институтов. Организационные особенности развития ценностного отношения к социальному взаимодействую у сотрудников полиции предполагают применение активных методов обучения. Для этого предлагается использовать деловую игру, метод кейс-стади, тренинги, дискуссии, работу с видеоматериалами, цифровыми ресурсами. Целесообразно вовлекать сотрудников полиции в мероприятия по обсуждению острых социальных проблем (на круглых столах, конференциях, семинарах) с целью развития у них партнерских отношений с коллегами из смежных профессиональных областей. Указанные ресурсы универсальны и относятся к большинству систем ДПО представителей правоохранительной системы. Они находят практическое применение в СевероКавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России на обучающих мероприятиях (курсах, семинарах, конференциях) для начинающих и более опытных сотрудников полиции.

Заключение. Непрерывное профессиональное развитие сотрудников полиции продиктовано требованиями времени и запросом к повышению качества их профессиональной деятельности. Особенно важно представителям правоохранительной сферы развивать культуру своих отношений с населением. Для формирования положительного образа сотрудников полиции в глазах общественности необходимо сформировать ценностное отношение к социальному взаимодействию с населением. В качестве основного ресурса в данном случае может выступать дополнительное профессиональное образование. Усиление в нем психологической составляющей обучения, акцент на совершенствовании коммуникативной стороны профессиональной деятельности позволит достичь указанной цели. Среди ресурсов системы ДПО можно назвать не только традиционные курсы повышения квалификации, но и другие мероприятия, развивающие ценностное отношение к социальному взаимодействию с населением. Это конференции семинары, круглые столы, посвященные проблемам взаимодействия с населением для решения острых социальных проблем. Также в качестве ресурса можно назвать активные методы обучения слушателей, инициирующие их погружение в коммуникативную сторону профессиональной деятельности. Таким образом, именно качественно выстроенное

обучение в разных формах позволит обеспечить развитие у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением.

Библиографический список:

1. Гришай, В. Н. Отношение населения к полиции: значение и основные факторы формирования / В. Н. Гришай, А. В. Тищенко, А. В. Костюк. - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2020. - № 1 (254). -С.84-90.

2. Тюнь, А. П. Теоретико-социологический анализ проблем формирования культуры взаимоотношений гражданского населения и полиции / А. П. Тюнь. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 11-1. -С.113-116.

3. Ушакова, О. В. К вопросу о социальном имидже участковых уполномоченных полиции / О. В. Ушакова. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 3. - С. 27-28.

4. Белимова, А. А. Методологические основания подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию / А. А. Белимова. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2019. - № 63-2.- С. 48-51.

5. Клеймёнов, Е. А. Полиция в общественном мнении молодежи / Е. А. Клеймёнов. -Текст : непосредственный // Власть и управление на Востоке России. - 2021. - № 1 (94). -С.139-147.

6. Weitzer, R. Recent trends in police-citizen relations and police reform in the United States. Police-Citizen Relations Across the World. Routledge, 2017, pp. 28-45.

7. Nix, J., Pickett, J. T., Wolfe, S. E. Testing a theoretical model of perceived audience legitimacy: The neglected linkage in the dialogic model of police-community relations / Journal of Research in Crime and Delinquency, 2020, Vol. 57, No. 2, pp. 217-259.

8. Prabhu, S., Turner, N. Rising to the challenge: preventing police officer domestic violence. Annotation, 2000.

9. Щербаков, О. Н. Сущностная характеристика внештатного сотрудничества с полицией как формы участия граждан в охране общественного порядка / О. Н. Щербаков, В. Ю. Ди-янич. - Текст : непосредственный // Полицейская деятельность. - 2019. - № 3. - С. 9-19.

10. Федулов, Б. А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции / Б. А. Фе-дулов, В. А. Морозов, А. А. Левченко. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3 (74). -С. 43-47.

11. Горбачев, В. В. Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации как важнейшее условие профессионального совершенствования сотрудников органов внутренних дел / В. В. Горбачев. -Текст : непосредственный // Юридическая наука и практика : вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 4 (40). -С.235-238.

12. Васильев, В. В. Непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел в свете компетентностного подхода / В. В. Васильев. - Текст : непосредственный // Научный диалог. - 2017. - № 10.- С. 301-310.

13. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - Текст : непосредственный. - Санкт-Петербург : Изд-во «РХГИ», 2000. - 1056 с.

14. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - Текст : непосредственный / под ред. А. А. Бодалева. - Москва : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

References:

1. Grishay, V. N., Tishchenko, A. В. Kos-tyuk, A. V. The attitude of the population to the police: value and the main factors of formation [Otnoshenie naseleniya k policii: znachenie i os-novnye faktory formirovaniya], Bulletin of Adygei State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies, 2020, No. 1 (254), pp. 84-90.

2. Tyun, A. P. Theoretical and sociological analysis of the problems of forming the culture of

relations between civilians and the police [Te-oretiko-sociologicheskij analiz problem formiro-vaniya kul'tury vzaimootnoshenij grazhdanskogo naseleniya i policii], Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 2020, No. 11-1, pp. 113-116.

3. Ushakova, O. V. The social image of police commissioners [K voprosu o social'nom imidzhe uchastkovyh upolnomochennyh policii], Theory and practice of social development, 2015, No. 3, pp.27-28.

4. Belimova, A. A. Methodological foundations of police training for social interaction [Metodologicheskie osnovaniya podgotovki sotrudnikov policii k social'nomu vzaimodejstvi-yu], Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, No. 63-2, pp. 48-51.

5. Kleymenov, E. A. Police in the public opinion of young people [Policiya v obshchestvennom mnenii molodezhi], Power and Management in the East of Russia, 2021, No. 1 (94), pp. 139-147.

6. Weitzer, R. Recent trends in police-citizen relations and police reform in the United States. Police-Citizen Relations Across the World. Routledge, 2017, pp. 28-45.

7. Nix, J., Pickett, J. T., Wolfe, S. E. Testing a theoretical model of perceived audience legitimacy: The neglected linkage in the dialogic model of policecommunity relations, Journal of Research in Crime and Delinquency, 2020, Vol. 57, No. 2, pp. 217-259.

8. Prabhu, S., Turner, N. Rising to the challenge: preventing police officer domestic violence. Annotation, 2000.

9. Shcherbakov, O. N., Diyanich, V. Y. The essential characteristic of freelance cooperation with the police as a form of citizen participation in the protection of public order [Sushchnostnaya harak-teristika vneshtatnogo sotrudnichestva s policiej kak formy uchastiya grazhdan v ohrane ob-

shchestvennogo poryadka], Police activity, 2019, No. 3, pp. 9-19.

10. Fedulov, B. A., Morozov, V. A., Levchen-ko, A. A. Directions for improving the management of the process of professional development of police officers [Napravleniya sovershenstvo-vaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii], Psychopeda-gogy in law enforcement agencies, 2018, No. 3 (74), pp. 43-47.

11. Gorbachev, V. V. Additional professional education in the form of advanced training as the most important condition for professional improvement of employees of internal affairs bodies [Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v forme povysheniya kvalifikacii kak vazhnejshee uslovie professional'nogo sovershenstvovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del], Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the Russian Interior Ministry, 2017, No. 4 (40), pp. 235-238.

12. Vasiliev, V. V. Continuous education of internal affairs officers in the light of the competence approach [Nepreryvnoe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del v svete kompetentnostnogo podhoda], Scientific Dialogue, 2017, No. 10, pp.301-310.

13. Sorokin, P. A. Social and cultural dynamics: A study of change in large systems of art, truth, ethics, law, and social relations [Social'naya i kul'turnaya dinamika: Issledovanie izmenenij v bol'shih sistemah iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestvennyh otnoshenij], Saint Petersburg: RCHI Publishing House, 2000. 1056 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Myasischev, V. N. Psychology of relations [Psihologiya otnoshenij], ed. by A.A. Bodalev, Moscow: Institute of Practical Psychology, Voronezh: NGO MODEK, 1995. 356 p.

Образец для цитирования статьи:

Шамаев, А. М. Использование ресурсов дополнительного профессионального образования для развития у сотрудников полиции ценностного отношения к социальному взаимодействию с населением / А. М. Шамаев. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 3 (48). - С. 108-117.

Example for article citation:

Shamaev, А. М. The use of additional professional education resources to develop police officers ' value attitude towards social interaction with the public [Ispol'zovanie resursov dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovaniya dlya razvitiya u sotrudnikov policii cennostnogo otnosheniya k social'nomu vzai-modejstviyu s naseleniem], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 3 (48), pp.108-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.