Следующим методом оценки конкурентоспособности товаров является коэффициентный метод или метод функционального множества. Согласно данному методу, коэффициент конкурентоспособности определяется по формуле:
Ккс=f (Q, Cost, Mar, Con), (3)
Где: Q - качество продукции;
- издержки производства с учетом цены; ar - маркетинг (спрос, объем продаж);
- потребитель (удовлетворение потребностей покупателей на данном сегменте рынка).
Если рассчитанный коэффициент равен единице, то это характеризует реализацию продукции с высоким качеством и относительно низким уровнем цены, равным или превышающим затраты на ее производство и реализацию. Если коэффициент больше единицы, то это значит, что спрос на данный продукт растет и обеспечивает товаропроизводителю прирост прибыли. Значение коэффициента меньше единицы характеризует низкий уровень неконкурентоспособности продукции и не соответствие ее параметров требованиям потребителей и производителя.
Таким образом, с учетом сложившейся ситуации как на мировом, так и на внутреннем рынках особый интерес приобретает определение методов оценки уровня конкурентоспособности продукции, адекватных рыночным условиям функционирования предприятий, которые прямо или косвенно способствуют решению важных задач по производству высококачественной продукции, росту спроса и увеличению объема реализации, что при прочих равных условиях обеспечивает эффективность производства.
Источники:
1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
2. Родионова Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1. С. 63-77.
3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА - М. 2000.
4. Шардан С. К., Пучкина Ю.В. Методика оценки конкурентоспособности перерабатывающих предприятий АПК региона // Новые технологии. М. : Изд-во МГТУ, 2011. №4.
5. Мищенко, А.П.Маркетинг: учебное пособие [Текст] / А.П.Мищенко. - М: Кнорус, 2011.-с. 83. References:
1. porter M. Competitive strategy: Methods for analyzing industries and competitors. Per. s Engl. M.: Alpina Business books, 2005. - 454 p.
2. Rodionova L. N. Evaluation of product competitiveness. // Marketing in Russia and abroad. 2000. no. 1. Pp. 63-77.
3. Fatkhutdinov R. A. Competitiveness: economy, strategy, management. - M.: INFRA-M. 2000. 4. Shardan S. K., Puchkina Yu.V. Methodology for assessing the competitiveness of processing enterprises of the agro-industrial complex of the region // New technologies, Moscow: MSTU publishing House, 2011, no. 4.
4. Mishchenko, A. p. Marketing: textbook [Text] / A. p. Mishchenko. - M: KnoRus, 2011. - p. 83.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10652
И.А. Тронина - зав. кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н., доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, irina-tronina@yandex.ru,
I.A Tronina - head of the Department of management and public administration, doctor of economic sciences, docent, Oryol state university named after I. S. Turgenev;
А.Г. Зимин - аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, lyakhovaiv@yandex.ru,
A. G. Zimin - graduate student, Oryol state university named after I. S. Turgenev.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА51 USING TARGETED SOFTWARE CONTROL IN THE PROCESS OF INNOVATIVE RENEWAL OF INDUSTRIAL REGIONAL STRUCTURES
Аннотация. В статье определена необходимость применения программно-целевого управления в процессе инновационного обновления промышленных структур в регионе, выявлены обосновывающие этот процесс и выбор инновационных программ факторы, а также обозначены основные этапы внедрения и использования инновационных проектов на основе программно-целевого управления в целях обеспечения согласованной, целенаправленной и результативной деятельности промышленных структур и инновационного развития регионов.
51 Данная статья подготовлена в рамках проекта 19-010-00144 на тему «Управление инновационным развитием территорий: концепция «умной специализации» в российских условиях», при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Выявлено, что основой инновационного обновления региональных промышленных структур выступает применение новейших достижений в инновационно-техническом развитии промышленности, для чего необходимо правильное соотношение отраслевого, территориального и программно-целевого планирования и управления, а также эффективного нормирования затрат, раскрытия неиспользованных производственных резервов, учет факторов повышения инновационно-технического уровня производства, ключевых показателей деятельности сотрудников (KPI).
Abstract. The article defines the need to apply program-target management in the process of innovative renewal of industrial structures in the region, identifies the factors that justify this process and the choice of innovative programs, and also identifies the main stages of implementation and use of innovative projects based on program-target management in order to ensure coordinated, purposeful and effective activities of industrial structures and innovative development of regions. It is revealed that the basis for innovative renewal of regional industrial structures is the use of the latest achievements in innovative and technical development of industry, which requires the correct ratio of industry, territorial and program-target planning and management, as well as effective cost rationing, disclosure of unused production reserves, taking into account factors for increasing the innovative and technical level of production, key performance indicators of employees (KPI).
Ключевые слова: инновационное обновление, промышленность, предприятие, программно-целевое управление, стратегия, ключевые показатели эффективности KPI.
Key words: innovative renewal, industry, enterprise, program and target management, strategy, key performance indicators KPI.
Комплексное инновационное обновление промышленных структур необходимо для взаимодействия различных субъектов хозяйственной деятельности как в регионе, так и в межрегиональном масштабе. Важное значение при этом имеет повышение эффективности государственного регулирования производственной деятельности промышленных структур.
Промышленные структуры должны определить направления деятельности с учетом внешней среды, выявления факторов угрожающего характера. Необходимо разрабатывать стратегию и обеспечивать эффективное управление, позволяющее организации в перспективе успешно развиваться в среде с быстрыми, радикальными и непредсказуемыми изменениями, в частности обновлением.
Основой инновационного обновления промышленных структур служит применение инноваций в программно-целевом управлении. Усиление инновационного обновления достигается за счет развития ресурсно-целевой системы планирования промышленных структур на основе органической связи целей и ресурсов. При этом целенаправленный характер имеет вся трудовая деятельность. Поэтому программно-целевое управление должно обеспечить согласованную, целенаправленную деятельность множества производителей.
Актуальность использования программно-целевого управления в процессах инновационного обновления промышленных предприятий региона обусловлена необходимостью структурных и ассортиментных изменений выпускаемой продукции, а также оптимизации инновационно-технологических процессов в регионе.
Проблема эффективности управления обновлением предприятий промышленности находит свое отражение в исследованиях и разработках таких ученых, как Андрюхина А.В. [1], Лаврентьева В.А. [2], Луц-кого С.Я. [3], Савицкой Г.В. [4], Фрайлингера К. [5] и др.
Однако, несмотря на глубину проработки указанной выше проблемы, а именно применения различных форм обновления, остаются открытыми вопросы применения и внедрения инноваций в управлении деятельностью промышленных структур регионального сектора.
Программно-целевое управление инновационным обновлением направлено на применение инноваций и рассматривает организационно-процессуальные аспекты, в том числе выработку стратегии инновационного обновления.
При выработке региональной стратегии инновационного обновления промышленных структур выделяют следующие три группы организаций: не нуждающиеся в обозримом будущем в обновлении; организации, которым срочно требуется обновление; организации с угрозой несостоятельности (из-за отсутствия спроса на продукцию, возможности банкротства, исчерпания природных ресурсов).
Стратегический подход приводит в порядок процедуры прогнозирования, оценки и выявления будущих последствий решений, которые принимаются на сегодняшний день.
В частности, для оценки инновационно-технического потенциала необходимо использовать следующие факторы: соотношение проведенных исследований и разработок, взаимодействие между подразделениями, жизненный цикл, затраты на инновационно-технические исследования. Их анализ позволяет сделать вывод о возможности применения определенного типа инновационной стратегии.
Основой инновационного обновления промышленных структур служит применение новейших достижений в инновационно-техническом развитии. Прогноз позволит оценить влияние инновационно-технического развития на эффективность деятельности промышленных структур, в том числе на его инновационное обновление. Поэтому ключевое значение приобретает инновационный подход в управлении обновлением.
Инновационные стратегии основываются на развитии сильных позиций научно-технической сферы. Инновационно-технический потенциал оценивается относительно требований к технологиям в перспективе [4].
При разработке стратегии, особенно внедрении инноваций, нужно рассчитывать резерв для непредвиденных ситуаций. Задачами менеджмента служат развитие и создание новых продвигающих сил, помогающих достижению целей, и преодоление противодействующих, то есть препятствующих.
Определяются возможности с разными формами производства с большим периодом, продолжительность которого должна позволять удовлетворять технологические потребности предприятия, если не с помощью обновления, то путем реконструкции и расширения.
Реконструкция может происходить в двух вариантах. Во-первых, проходит переустройство и расширение существующих сооружений. При втором варианте - техническом перевооружении - большая часть инвестиций предназначены для инновационного обновления активной части основных фондов кабельных предприятий при использовании старых производственных сооружений. Увеличение затрат на оборудование позволяет при том же объеме инвестиций получить больший прирост изделий с меньшими материальными затратами и в более короткие сроки, чем новое строительство организаций [3].
Решать проблемы инновационного обновления предприятий региона необходимо также с помощью применения регулирования норм затрат, раскрытия неиспользованных резервов, отражения факторов повышения организационно-технического уровня производства с помощью ведения книг записей учета.
Решение задач и проблем, стоящих перед промышленными структурами, с помощью программно-целевого управления состоит из трех стадий: выявление и анализ проблемы, разработка программы по решению проблемы, организация выполнения программы [2].
Ключевым моментом служит включение разработки программы в общую систему управления, а механизма преобразования программ - в план. Для этого необходимо правильное соотношение отраслевого, территориального и программного планирования и управления.
При разработке комплексной программы инновационного обновления на основе целей развития производства устанавливается потребность в необходимой технике. Этот процесс подразумевает определение объема работ, структуры необходимого ресурсного обеспечения, сроков, методов реализации и организации программы.
На начальном этапе рассматривают цели инновационного обновления, показатели деятельности, общественные потребности коллектива предприятия.
На этапе выбора форм обновления организации происходит интерактивное планирование. У разных менеджеров преобладает направление деятельности на разные времена, в том числе и на взаимодействие (интерактивизм), рассматривает времена как различные взгляды на планируемый проблемный массив. Без учета всех этих аспектов развитие организации будет нарушено. Формируется некий «проблемный массив», а также идеализированная разработка. Разрабатывается проект внедрения.
Далее формируется комплексная программа, анализируется инновационно -технологическая обеспеченность, определяется базовая потребность в технике в рассматриваемом периоде методом экспертных оценок. Производственная программа составляется по плановому периоду с помощью прогноза потребностей в продукции.
Затем определяются потребности в ресурсах для инновационного обновления. Оно зависит от сроков внедрения техники. При сопоставлении и сравнении потребностей в ресурсах описывается объем работ по каждому мероприятию. При рассмотрении ограничений ресурсов, уточнении стратегии определяется состав техники. Определяются объем реализации, прибыль, рентабельность, фондоотдача, производительность труда. Составляется схема связи потребности в технике для обновления с ресурсами предприятия.
Вышеперечисленные мероприятия требуют привлечения большого количества участников и конкретных документов и заданий. Это обеспечивается наличием в оргтруктуре подразделения, отвечающего за достижение поставленной цели [1].
В качестве показателей внедрения инновационных проектов в процессе программно-целевого управления инновационным обновлением целесообразно использовать показатели PI (индекс рентабельности инвестиций), IRR (внутренняя норма доходности), NPV (чистая текущая стоимость, чистый дисконтированный доход), показатель экономической добавленной стоимости EVA.
Также с помощью автоматизированных систем нового поколения решаются вопросы бизнес - планирования, организации работы различных подразделений при программно-целевом управлении, связывая стратегические приоритеты региональных структур с текущей деятельностью. Использование этой системы позволяет принимать решения на основе результатов анализа большого объема информации [5].
Почти все элементы данных систем используют ключевые показатели эффективности - KPI. К элементам системы KPI относятся:
- сбалансированная система показателей - для критериев эффективности всей организации;
- формирование бюджетов в зависимости от определенных приоритетов организации;
- выборка, трансформация и хранение данных из учетных систем; инструменты мониторинга показателей и отчетности, бизнес-анализ информации, инструменты оценки результативности, мотивации и стимулирования персонала;
- регулирование усилий подразделений и сотрудников в рамках целевого управления. Их взаимосвязанное применение позволяет добиться синергии, которая выражается в более высокой степени управляемости и эффективности деятельности организации.
С одной стороны, путем трансляции данных из операционных учетных систем объединяется и структурируется информация о важнейших аспектах функционирования предприятия, с другой стороны эти показатели показывают степень управляемости процессов, достижение средне- или долгосрочных целей. Данная система должна руководствоваться не только количественными показателями, но и качественными показателями для оценки деятельности работ и проектов [2].
В таблице 1 отражены основные показатели для оценки результатов системы КР1.
С помощью ключевых показателей оценивается эффективность деятельности каждого сотрудника и рассчитывается премия.
Усиление программно-целевого управления в инновационном обновлении достигается за счет смещения приоритетов от ресурсных к целевым оценкам. Но это не решает проблему распределения ресурсов по целям и не уменьшает значения разработки ресурсного обеспечения программ и плана в целом. Действующая ресурсно-целевая система планирования промышленных предприятий должна развиваться и совершенствоваться на основе органической связи целей и ресурсов. Целенаправленный характер имеет вся трудовая деятельность. Поэтому усиливается роль инновационного управления, призванного обеспечить согласованную, целенаправленную и результативную деятельность производителей региона.
Таблица 1 - Показатели для оценки результатов системы KPI
Показатель Оцениваемый объект Периодичность расчета Цели использования
Прибыль Руководители Каждый месяц, квартал, год Оценка рентабельности вложений
Показатели рентабельности Руководители отделов, ответственные за выпуск продукта или оказание услуги Каждый год, месяц до выпуска или окончания технологического процесса Для оценки перспектив развития продукции
Отношение общего числа уволенных к среднесписочной численности за определенный период Директор по персоналу Каждый месяц, квартал, год Для определения степени влияния текучести кадров на результаты эффективности работы предприятия
Средний объем продаж Отдел продаж Каждый день, месяц, квартал, год Составление плана доходов бюджета подразделения, распределение премиального фонда
Таким образом, управление инновационным обновлением промышленных структур реализуется с помощью инновационных программ и определяется этапами внедрения инновационных проектов на основе программно-целевого управления.
Источники:
1. Андрюхин А.В. Построение методики принятия управленческих решений, связанных с выбором способа и установлением срока обновления основных средств предприятия / А.В. Андрюхин // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - № 5. - 2014. - С.12-13.
2. Лаврентьев В.А. Определение скорости и эффективности модернизации промышленных предприятий / В.А. Лаврентьев, Л.В. Лаврентьева, А.В. Самойлов // Международный научный журнал «Научное обозрение». - № 2. - 2011. -С.16-17.
3. Луцкий С.Я. Корпоративное управление обновлением промышленных организаций: учебное пособие / С.Я. Луцкий, А.Я. Ландсман. - Москва: Высшая школа, 2013. - 319 с.
4. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие. 4-е издание, исправленное и дополненное / Г.В. Савицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
5. Тронина И.А. Инновационное развитие региона: концепция интеграционного бизнеса / И.А. Тронина // Перспективные технологии проектного менеджмента в ре-гиональной и отраслевой индустрии: материалы I Всероссийской научно-практической кон-ференции (25-26 апреля 2019 г., Орел). Орел: ФГБОУ ВО « ОГУ имени И.С. Тургенева», 2019. - С.41-45.
6. Тронина, И.А. Обоснование технического перевооружения промышленных предприятий регионального сектора с учетом факторных аспектов / И.А. Тронина, А.Г. Зимин //Управленческий учет. - 2019. - №8. - С. 24 - 30
7. Фрайлингер К. Управление изменениями в организации: как успешно провести преобразования / К. Фрайлингер, И.Фишер И. - Москва: Книгописная палата, 2012. - 264 с.
References:
1. Andryukhin, A. V. Development of methodology for management decisions related to choice of method and terms of renewal of basic funds of the enterprise / O. V. Andryukhin // News Of Tulsu. Economic and legal Sciences. - No. 5. -2014. - P. 12-13.
2. Lavrentiev V. A. Determination of speed and efficiency of modernization of industrial enterprises / V. A. Lavrentiev, L.V. Lavrentieva, A.V. Samoilov // International scientific journal "Scientific review". - No. 2. - 2011. - P. 16-17.
3. Lutsky S. Ya. Corporate management of industrial organizations renewal: textbook / S. Ya. Lutsky, A. Ya. Landsman. -Moscow: Higher school, 2013. - 319 p.
4. Savitskaya G. V. Method of complex analysis of economic activity: textbook. 4th edition, corrected and supplemented / G.V. Savitskaya. - Moscow: INFRA-M, 2012. - 384 p.
5. Tronina I. A. Innovative development of the region: the concept of integration business / I. A. Tronina // Promising technologies of project management in the regional and branch industry: materials of the first all-Russian scientific and practical conference (April 25-26, 2019, Orel). Eagle: Turgenev OSU, 2019.-P. 41-45.
6. Tronina, I. A. Justification of technical re-equipment of industrial enterprises of the regional sector, taking into account factor aspects / I. A. Tronina, A. G. Zimin //Management accounting. - 2019. - no. 8. - P. 24-30
7. Freilinger K. Managing changes in your organization: how to successfully carry out transformations / K. Freilinger, I. Fischer, I.-Moscow: An iconography of Commerce and industry, 2012. - 264 р.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10653
И.А. Тронина - зав. кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н., доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, irina-tronina@yandex.ru,
I.A Tronina - head of the Department of management and public administration, doctor of economic sciences, docent, Oryol state university named after I. S. Turgenev;
Г.И. Татенко - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, galinatatenko@yandex.ru,
G. I. Tatenko - associate professor of the Department of management and public administration, candidate of economic siences, docent, Oryol state university named after I. S. Turgenev;
И.В. Ляхова - аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, lyakhovaiv@yandex.ru,
I. V. Lyakhova - graduate student, Oryol state university named after I. S. Turgenev.
ХОЛДИНГ КАК ПЛАТФОРМА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА52 HOLDING AS A PLATFORM FOR INTER-REGIONAL INTERACTION AND COOPERATION
Аннотация. Целью исследования является изучение современных форм межрегионального сотрудничества как инструмента комплексного развития территорий, обеспечивающих налаживания между ними долгосрочных и взаимовыгодных отношений. В статье рассматриваются объективные причины и положительные аспекты возникновения форм межрегиональных объединений с акцентом на холдинги как механизмы межрегионального взаимодействия, а также приводятся направления национальных и региональных программ и платформы поддержки развития холдинговых структур, ориентированные на подъем промышленности и укрепление территориальной целостности регионов. Внедрение современных форм межрегионального сотрудничества и взаимодействия приведет к повышению эффективности деятельности производственных структур как на региональном, так и межрегиональном уровнях, а именно росту производительности труда, повышению качества жизни и благосостояния населения, росту конкурентоспособности промышленной продукции.
Abstract. The purpose of the research is to study modern forms of interregional cooperation as a tool for the integrated development of territories, ensuring the establishment of long-term and mutually beneficial relations between them. The article examines the objective reasons and positive aspects of the emergence of forms of interregional associations with an emphasis on holdings as mechanisms of interregional interaction, as well as provides directions for national and regional programs and platforms to support the development of holding structures aimed at raising industry and strengthening the territorial integrity of regions. The introduction of modern forms of interregional cooperation will lead to improving the efficiency of production structures, both at the regional and interregional levels, namely, growth of labor productivity, improvement of quality of life and well-being of the population, growth of competitiveness of industrial products.
Ключевые слова: холдинг, межрегиональное взаимодействие и сотрудничество, платформа, промышленность.
Key words: holding, interregional interaction and cooperation, platform, industry.
Межрегиональное взаимодействие является одним из важнейших механизмов расширения внутреннего потенциала территории. Реализация такого механизма строится на принципах взаимовыгодного сотрудничества и направлена на достижение максимального социально-экономического эффекта для каждого субъекта взаимоотношений.
52 Данная статья подготовлена в рамках проекта 19-010-00144 на тему «Управление инновационным развитием территорий: концепция «умной специализации» в российских условиях», при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.