Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / рынок / товар / рыночный механизм / экономические ресурсы / эффективность / метод / оценка / конкурентная среда / сегмент / качество продукции / прибыль / competition / market / product / market mechanism / economic resources / efficiency / method / evaluation / competitive environment / segment / product quality / profit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З.У. Темирова, Р.А. Ялмаев

В любой стране мира, где господствуют рыночные отношения между предприятиями выпускающими однородную продукцию существует жесткая конкуренция. В настоящее время, первостепенной задачей любой фирмы является выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции, которая бы по сравнению с аналогичными товарами пользовалась спросом и каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Кроме того, категория конкурентоспособности являясь одной из мер прибыльности предприятия оказывает влияние на объем реализации продукции и, поэтому, оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и планировании финансовых результатов, как одной из целей организации. Оценка конкурентоспособности товаров представляет собой совокупность операций по выбору критериев, характеризующих конкурентоспособность товара или услуги, расчету абсолютных и относительных значений показателей для товаров-конкурентов и сравнению полученных значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве сравнения. В статье рассмотрены наиболее распространенные подходы к проблеме теоретического и практического исследования конкурентоспособности продукции, проведен анализ подходов с точки зрения эффективности их использования в оценке конкурентоспособности товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF PRODUCT COMPETITIVENESS

In any country in the world where market relations prevail, there is fierce competition between enterprises that produce homogeneous products. Currently, the primary task of any company is to produce high-quality, inexpensive, competitive products that would be in demand compared to similar products, and each company strives to do everything to make its products competitive. In addition, the category of competitiveness as one of the measures of profitability of the enterprise affects the volume of sales of products and, therefore, the assessment of competitiveness plays an important role in determining and planning financial results, as one of the goals of the organization. Evaluation of the competitiveness of goods is a set of operations for selecting criteria that characterize the competitiveness of a product or service, calculating absolute and relative values of indicators for competing products, and comparing the obtained values of indicators of the analyzed goods with the goods used as a comparison. The article considers the most common approaches to the problem of theoretical and practical research of product competitiveness, analyzes the approaches from the point of view of the effectiveness of their use in assessing the competitiveness of goods.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10651

З.У. Темирова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск,

Z.U. Temirova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

Р.А. Ялмаев- к.э.н., доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный,

R.A. Yalmaev - Candidate of Science in Economics, Associate Professor, Department of Regional Economics Management, FSBEI of HE Chechen State University, Grozny.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ THEORETICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF PRODUCT COMPETITIVENESS

Аннотация. В любой стране мира, где господствуют рыночные отношения между предприятиями выпускающими однородную продукцию существует жесткая конкуренция. В настоящее время, первостепенной задачей любой фирмы является выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции, которая бы по сравнению с аналогичными товарами пользовалась спросом и каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Кроме того, категория конкурентоспособности являясь одной из мер прибыльности предприятия оказывает влияние на объем реализации продукции и, поэтому, оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и планировании финансовых результатов, как одной из целей организации.

Оценка конкурентоспособности товаров представляет собой совокупность операций по выбору критериев, характеризующих конкурентоспособность товара или услуги, расчету абсолютных и относительных значений показателей для товаров-конкурентов и сравнению полученных значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве сравнения.

В статье рассмотрены наиболее распространенные подходы к проблеме теоретического и практического исследования конкурентоспособности продукции, проведен анализ подходов с точки зрения эффективности их использования в оценке конкурентоспособности товара.

Abstract. In any country in the world where market relations prevail, there is fierce competition between enterprises that produce homogeneous products. Currently, the primary task of any company is to produce high-quality, inexpensive, competitive products that would be in demand compared to similar products, and each company strives to do everything to make its products competitive. In addition, the category of competitiveness as one of the measures of profitability of the enterprise affects the volume of sales of products and, therefore, the assessment of competitiveness plays an important role in determining and planning financial results, as one of the goals of the organization.

Evaluation of the competitiveness of goods is a set of operations for selecting criteria that characterize the competitiveness of a product or service, calculating absolute and relative values of indicators for competing products, and comparing the obtained values of indicators of the analyzed goods with the goods used as a comparison.

The article considers the most common approaches to the problem of theoretical and practical research of product competitiveness, analyzes the approaches from the point of view of the effectiveness of their use in assessing the competitiveness of goods.

Ключевые слова: конкуренция, рынок, товар, рыночный механизм, экономические ресурсы, эффективность, метод, оценка, конкурентная среда, сегмент, качество продукции, прибыль.

Keywords: competition, market, product, market mechanism, economic resources, efficiency, method, evaluation, competitive environment, segment, product quality, profit.

Одним из важных составляющих механизма функционирования всей системы рынка является конкуренция. Именно она выполняет регулирующую, координирующую функцию , обеспечивающую взаимодействие всех рыночных субъектов и создает условия и среду для его эффективного формирования и развития. Кроме того ,именно конкуренция обеспечивает единство действия составляющих элементов всего рыночного механизма, интегрируя в единое целое все хозяйствующие субъекты, которые между собой конкурируют, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам. Важным является и то, что без конкуренции рыночная система в целом не может выполнять свои функции и не может , она является ее стержнем. Конкуренция оказывает так же влияние на рыночную систему в части выполнения им функции по реализации новаторских и творческих начал субъектов рынка, их инициативу и поиск.

Сам термин конкуренция имеет латинское происхождение concurrentia, что в переводе и означает соревнование, соперничество, состязание. На самом деле - это и есть соревнование, борьба экономических субъектов за использование ограниченных ресурсов , это процесс взаимодействия, взаимосвязи, соревнования между выступающими на рынке хозяйствующими субъектами для обеспечения наиболее оптимальных возможностей сбыта своей продукции.

Результатом конкуренции является обострение либо смягчение противодействий производственно-рыночных взаимоотношений и связей, а также повышение результатов деятельности предприятий и организаций, на основанного на инновационном прогрессе.

Конкуренция, являясь одним из особых механизмов регулирования рынка, «заставляет» субъекты рынка представлять товары и услуги , имеющие конкурентные преимущества. Между конкуренцией и конкурентоспособностью продукции существует диалектическая связь, которая обуславливается тем, что на рынке не может обращаться неконкурентоспособная продукция.

Конкурентоспособность многими исследователями трактуется, как признак предмета, определяющая степень возможного или потенциального удовлетворения им специфической потребности по сравнению с аналогичными объектами на одном и том же рынке. Конкурентоспособность характеризуется возможностями выстоять соперничество в соревновании с другими хозяйствующими субъектами на рынке. На Европейском форуме были рассмотрены проблемы управления и конкурентоспособность трактовалась как существующая и потенциальная возможность субъекта хозяйствования в реальных условиях создавать, предоставлять услуги, которые по стоимостным и натуральным показателям являются более привлекательными для потребителя, чем услуги конкурента [2].

Большое теоретическое и практическое значение в развитие теории конкурентоспособности имеют труды М. Портера. Согласно теории М. Портера, конкурентоспособность демонстрирует результативность применения ресурсов. В связи с этим, для обеспечения конкурентоспособности предприятия должны заботиться об эффективном использовании своих ресурсов, и, которые могут быть приобретены в будущем. По мнению М. Портера, конкурентоспособность не является постоянным качеством. Ее можно оценить сопоставив показатели предприятия с состоянием конкурентов. Исходя из этого, считает он, конкурентоспособность является относительным понятием. [1].

Фасхутдинов Р. А. рассматривает конкурентоспособность как "...свойство объектов, которое характеризуется тем, что способен удовлетворить данную конкретную потребность лучше, чем аналогичные объекты, которые представлены на этом рынке". Ко множеству субъектов, которые обладают свойствами конкурентоспособности следует отнести, кроме продукции, законодательные акты и нормативы, проектно-строительную документацию, инновационно-консалтинговые документы, кадровый потенциал предприятия, ценные бумаги, обслуживающую инфраструктуру, информационные технологий, которыми могут воспользоваться [3].

Подытоживая высказывание различных ученых и результаты их исследований, понятию конкурентоспособность можно дать следующее определение: конкурентоспособность, это экономическая категория характеризующая производственные, распределительные и потребительские стороны результатов производственно-экономической деятельности субъекта хозяйствования, реализующаяся в борьбе с другими аналогичными субъектами.

Конкурентоспособность - это категория присущая всем элементам и участникам рынка, но свои черты проявляет в ситуациях конфликта, при возникновении угрозы (риска) перераспределения рынка. Кроме этого, конкурентоспособность - это категория, которая является важным атрибутом рынка, характеризующее важнейшее свойство рынка -интегрирование конкурентной среды. При постоянных качественных характеристиках товара, конкурентоспособность данного товара может меняться в широких границах, реагируя на факторы внешней среды, которые определяются в условиях конкуренции. [4 ].

Обобщая выше представленные понятия общей конкурентоспособности, следует определить место конкурентоспособности продукции среди других экономических категорий:

В первую очередь , конкурентоспособность продукции, это тот показатель на который больше всего обращает внимание потребитель;

во-вторых, привлекательность товара определяется степенью удовлетворения совокупных потребностей потребителя;

в третьих, требования, предъявляемые товару зависят от приоритетных предпочтений потребителя; в четвертых, конкурентоспособность характеризуется относительностью своего содержания, ибо рассматривается в отдельности для каждого рынка и конкретного субстрата;

в пятых, конкурентоспособность характеризуется динамичностью и рассматривается относительно определенного момента времени, с учетом изменений рыночной конъюнктуры и его составляющих; в шестых, конкурентоспособность товара определяется его стадией жизненного цикла; в седьмых, вопрос конкурентоспособности в большей степени относится к насыщенному рынку, который находится в подвижном равновесии;

в восьмых, говоря о конкурентоспособности той или иной продукции, на определенном сегменте рынка, необходимо учитывать долю рынка в предыдущем периоде.

Таким образом , обобщая сказанное, предложим следующие утверждения:

- продукция является полностью конкурентоспособной, если обладает, либо превосходит по различным показателям, товарам, товарным группам которые представлены на конкретном рынке;

- для оценки конкурентоспособности каждого типа продукции необходимо провести маркетинговое исследование состояние рынка, где представлена данная продукция. Это позволит дать достоверную оценку и определить место данного товара на соответствующем сегменте рынке в сравнении с аналогичными продуктами;

- потребитель, при выборе товара останавливается на том, который наилучшим образом может соответствовать его потребностям.

Потребности, характеризуется совокупностью параметров, определяющих зону ее существования , содержащих необходимый набор полезного эффекта. Данное утверждение можно отнести как к сфере производства, так и к сфере личного потребления. Для обеспечения интереса потребителя к тому или иному товару, необходимо чтоб товар имел превосходства над аналогичными товарами. Оптимальным является состояние при котором потребности потребителей и наличие товаров у производителя совпадают. Для обеспечения данного условия на рынке необходимо чтобы продукция была конкурентоспособной.

Важным при определении конкурентоспособности продукции является количественная оценка ее состояния. В случае ее отсутствия, меры предпринимаемые хозяйствующим субъектом по поддержанию конкурентоспособности товара останутся не реализованными. При анализе важным является определение места данного товара на рынке по сравнению с аналогичным товаром и сравнить их по определенным параметрам. Когда речь идет о возможностях сбыта товара на конкретном рынке, то необходимо проанализировать и использовать сведения, которые содержат информацию об изделиях и которые появятся на рынке, изменения спроса, предполагаемые новшества в нормативных документах [4]. Главным показателем характеризующим конкурентоспособность продукции является состояние рыночных условий. После уточнения объекта анализа, необходимо определить перечень показателей, которые участвуют в оценке. Для получения ясной картины необходимо руководствоваться теми же критериями, что и потребитель, при его оценке и выборе товара. В связи с тем, что товары имеют разное назначение, иметь технические, потребительские и т.д. свойства, то сравнения проводятся по соответствующим параметрам. В группу технических критериев входят следующие параметры: назначения, эргономические, эстетические и нормативные [2].

Область использования данной продукции, а также функции, которые она обязана осуществлять определяются параметрами назначения. Параметры назначения показывают, какого полезного эффекта можно достичь при применении данной продукции или же, если воспользоваться предлагаемыми услугами.

Соответствия данной продукции свойствам человеческого организма показывают эргономические параметры.

Информационную выразительность продукции, рациональность ее форм, правильное производственное применения продукции или техники характеризуют эстетические параметры. Эти параметры способствуют эффекту внешнего восприятия продукции, а также подчеркивают те свойства продукции, которые являются наиболее важными для потребителя [1].

Каждая продукция должна обладать комплексом свойств, которые должны соответствовать устанавливаемым нормам, стандартам, нормативным документам, а также законодательным актом, действующим на данном рынке и которые решаются на основе нормативных параметров.

В зависимости от принадлежности продукции той или иной отрасли , различают конкурентоспособность сельскохозяйственной и промышленной продукции. С помощью экономических, организационных и технических показателей осуществляется оценка конкурентоспособности промышленных товаров. Набор показателей конкурентоспособности и его количество определяется в зависимости от типа, вида, состояния, сложности продукции как в техническом , так и в эксплуатационном отношении.

Относительно продукции сельского хозяйства отметить, что технические параметры характеризуют качественные характеристики продукции, а экономические показатели представляют собой совокупность затрат на приобретение и потребление товара.

Таким образом, основные показатели характеризующие конкурентоспособность сельхоз продукции, к числу которых относятся и продовольственные товары, классифицируются на качественные и экономические, формирующие цену реализации. Первым этапом для покупателя в приобретении товара является оценка качественных параметров продукции, а также его цены.

В зарубежных и отечественных источниках литературы нашли отражение методические основы характеризующие в основном способы оценки качественные характеристики промышленных товаров, а специфические особенности продукции агропромышленного комплекса изучены недостаточно полно. Последнее диктует необходимость изучения методологического аппарата к разработке критериев ее оценки. При этом совокупность показателей должны наиболее полно отражать конкурентные преимущества изучаемого товара, быть статистически доступными и содержать минимум субъективной интерпретации [3 ].

Критерии конкурентоспособности продукции должны отражать конкурентные преимущества продукции и раскрывать в полном обьеме содержание исследуемой категории.

Так , в частности, при изучении продукции в молочного скотоводства к качественным критериям продукции следует отнести показатели, определенные ГОСТ. Это такие как количество реализованного молока высшего и первого сорта, удельный вес продукции высшего и первого сорта в общем обьеме продукции, содержание жира, белка в молоке, калорийность продукции.

Показателями конкурентоспособности в мясном скотоводстве является объем реализации крупного рогатого скота высшей упитанности, а в свиноводстве это объем реализации мяса свиней II и III категории.

К числу экономических показателей конкурентоспособности можно отнести объем реализации продукции, совокупность затрат на единицу продукции и средняя реализационная цена единицы продукции.

Оценка конкурентоспособности по представленному методу проводится поэтапно:

На первом этапе осуществляется выбор совокупности показателей для конкретного вида продукции и базового образца необходимых для сравнения. Затем проводят расчет группового коэффициента по качественным и экономическим критериям. Завершающим этапом является расчет интегрального показателя конкурентоспособности.

Индексы конкурентоспособности формируются под влиянием внутренних и внешних факторов: конъюнктуры рынка, покупательская активность населения, масштабов и интенсивность внедрения новых технологий. В связи с этим становится необходимым глубокий и всесторонний анализ причин и факторов конкурентоспособности, их плановых и фактических соотношений по товарным группам и хозяйствующим субъектам.

Для сельскохозяйственной и продовольственной продукции нашли применение методы, учитывающие специфику аграрной сферы и сложившуюся конкурентную среду .

1. Индексный метод. В основе данного метода лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности (К),котрый представляет собой кратную модель состоящую из индекса качества (/к) на экономический индекс (1э).

К=1Мэ , (1)

где К - интегральный индекс конкурентоспособности; 1к - групповой индекс качества продукции; 1Э - индекс цены потребления [11.

Индекс качества(/к) продукции представляет собой комплексный показатель и определяется как среднее взвешенная величина показателя качества продукции. Экономический индекс(1э) представляет собой относительный показатель динамики.

Индексы определяются с учетом значимости включаемых в расчет критериев, на основе опроса потребителей продукции и товаропроизводителей

Ели расчетный коэффициент больше единицы, то продукция считается потенциально конкурентоспособной, что свидетельствует о превышении качественных параметров над стоимостными и является резервом повышения конкурентоспособности продукции, обеспечивающим ее востребованность.

Недостаток данного метода заключается в том, что не все критерии конкурентоспособности могут войти в модель расчета, так как не имеют количественного выражения или несопоставимы между собой. Такими показателями могут быть уровень сервисного обслуживания покупателей, платежеспособность населения, имидж предприятия. Эти показатели сложно представить в функциональной связи.

При оценке конкурентоспособности товаров широко используется балльный метод. По сравнению с другими методами оценки, он проще в расчетах, так как нейтрализует затрудненность количественного измерения качественных параметров. Кроме того, преимуществом данного метода является широкий спектр его использования в сравнительном межхозяйственном анализе, который имеет большое значение при выявлении резервов роста конкурентоспособности и разработке стратегии ее повышения конкурентоспособности на перспективу. Методика балльной оценки конкурентоспособности продукции проводится поэтапно:

- на первом этапе определяются критерии и балльность оценки конкурентоспособности. Параметр выбирается производителем, так как именно он является заинтересованным лицом в дальнейшем увеличении объема продаж продукции и расширении сегментов рынка и наращивании масштабов реализации. Диапазон шкалы оценки может принимать значение 5,10 или 100 балльная.

- на следующем этапе в зависимости от уровня востребованности потребителями каждого параметра определяется его коэффициент значимости.

- в рамках третьего этапа экспертами присваивается балл каждому из параметров конкурентоспособности товара, который в дальнейшем корректируется на соответствующий ему коэффициент значимости.

на четвертом этапе в зависимости от абсолютного значения совокупности показателей конкурентоспособности и с учетом их значимости используя среднее арифметическую взвешенную рассчитывается средний балл:

где:

Кбср - коэффициент конкурентоспособности рассчитанный бальным методом i - параметры конкурентоспособности; - количество параметров конкурентоспособности

х - балл по параметрам конкурентоспособности продукции; к - коэффициент значимости параметра конкурентоспособности.

- после расчета среднего балла определяется отклонение от выбранного значения балла, характеризующего результативный показатель в сравнении с максимально возможным.

Следующим методом оценки конкурентоспособности товаров является коэффициентный метод или метод функционального множества. Согласно данному методу, коэффициент конкурентоспособности определяется по формуле:

Ккс=f (Q, Cost, Mar, Con), (3)

Где: Q - качество продукции;

- издержки производства с учетом цены; ar - маркетинг (спрос, объем продаж);

- потребитель (удовлетворение потребностей покупателей на данном сегменте рынка).

Если рассчитанный коэффициент равен единице, то это характеризует реализацию продукции с высоким качеством и относительно низким уровнем цены, равным или превышающим затраты на ее производство и реализацию. Если коэффициент больше единицы, то это значит, что спрос на данный продукт растет и обеспечивает товаропроизводителю прирост прибыли. Значение коэффициента меньше единицы характеризует низкий уровень неконкурентоспособности продукции и не соответствие ее параметров требованиям потребителей и производителя.

Таким образом, с учетом сложившейся ситуации как на мировом, так и на внутреннем рынках особый интерес приобретает определение методов оценки уровня конкурентоспособности продукции, адекватных рыночным условиям функционирования предприятий, которые прямо или косвенно способствуют решению важных задач по производству высококачественной продукции, росту спроса и увеличению объема реализации, что при прочих равных условиях обеспечивает эффективность производства.

Источники:

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

2. Родионова Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1. С. 63-77.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА - М. 2000.

4. Шардан С. К., Пучкина Ю.В. Методика оценки конкурентоспособности перерабатывающих предприятий АПК региона // Новые технологии. М. : Изд-во МГТУ, 2011. №4.

5. Мищенко, А.П.Маркетинг: учебное пособие [Текст] / А.П.Мищенко. - М: Кнорус, 2011.-с. 83. References:

1. porter M. Competitive strategy: Methods for analyzing industries and competitors. Per. s Engl. M.: Alpina Business books, 2005. - 454 p.

2. Rodionova L. N. Evaluation of product competitiveness. // Marketing in Russia and abroad. 2000. no. 1. Pp. 63-77.

3. Fatkhutdinov R. A. Competitiveness: economy, strategy, management. - M.: INFRA-M. 2000. 4. Shardan S. K., Puchkina Yu.V. Methodology for assessing the competitiveness of processing enterprises of the agro-industrial complex of the region // New technologies, Moscow: MSTU publishing House, 2011, no. 4.

4. Mishchenko, A. p. Marketing: textbook [Text] / A. p. Mishchenko. - M: KnoRus, 2011. - p. 83.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10652

И.А. Тронина - зав. кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н., доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, irina-tronina@yandex.ru,

I.A. Tronina - head of the Department of management and public administration, doctor of economic sciences, docent, Oryol state university named after I. S. Turgenev;

А.Г. Зимин - аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, lyakhovaiv@yandex.ru,

A. G. Zimin - graduate student, Oryol state university named after I. S. Turgenev.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА51 USING TARGETED SOFTWARE CONTROL IN THE PROCESS OF INNOVATIVE RENEWAL OF INDUSTRIAL REGIONAL STRUCTURES

Аннотация. В статье определена необходимость применения программно-целевого управления в процессе инновационного обновления промышленных структур в регионе, выявлены обосновывающие этот процесс и выбор инновационных программ факторы, а также обозначены основные этапы внедрения и использования инновационных проектов на основе программно-целевого управления в целях обеспечения согласованной, целенаправленной и результативной деятельности промышленных структур и инновационного развития регионов.

51 Данная статья подготовлена в рамках проекта 19-010-00144 на тему «Управление инновационным развитием территорий: концепция «умной специализации» в российских условиях», при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.