Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технологические компетенции / инновационное развитие / компетентностный подход / регионы / машиностроительные предприятия / technological competence / innovative development / competence approach / regions / machine-building enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Тронина, Г.И. Татенко, И.В. Злобина

Вопросы инновационного развития территории в современной теории и практике управления социально-экономическими системами разных уровней: от наднационального до субъектного, являются актуальными и многоаспектными. В рамках данного исследования цель заключается в проведении анализа дифференциации технологических компетенций российских регионов на основе изучения деятельности участников машиностроительной отрасли с позиции рассмотрения проблем и перспектив их развития в технологическом совершенствовании и инновационном аспекте роста отдельных районов страны. Для этого использован компетентностный подход, позволяющий формировать компетентностный профиль региона на основе технологических компетенций предприятий отраслевой специализации. Проанализированы компетенции предприятий машиностроения с их группировкой по регионам согласно российского регионального инновационного индекса. В результате чего составлена модель компетентностного профиля инновационно-активного региона страны на примере машиностроительной отрасли. Обоснована зависимость инновационного развития региона от уникального состава его технологических компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И.А. Тронина, Г.И. Татенко, И.В. Злобина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPETENCIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

Issues of innovative development of the territory in the modern theory and practice of management of socio-economic systems at different levels: from supranational to subject, are relevant and multidimensional. The purpose of this study is to analyze the differentiation of technological competencies in Russian regions based on the study of the activities of participants in the machine-building industry from the point of view of problems and prospects for their development in the technological improvement and innovative aspect of the growth of individual regions of the country. For this purpose, the competence approach is used, which allows forming the competence profile of the region based on the technological competencies of enterprises of industry specialization. The author analyzes the competence of machinebuilding enterprises with their grouping by region according to the Russian regional innovation index. As a result, a model of the competence profile of an innovative and active region of the country is compiled on the example of the machinebuilding industry. The dependence of innovative development of the region on the unique composition of its technological competencies is proved.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10654

И.А. Тронина - зав. кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н., доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, irina-tronina@yandex.ru,

I.A. Tronina - head of the Department of management and public administration, doctor of economic sciences, docent, Oryol state university named after I.S. Turgenev;

Г.И. Татенко - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, galinatatenko@yandex.ru,

G.I. Tatenko - associate professor of the Department of management and public administration, candidate of economic sciences, docent, Oryol state university named after I.S. Turgenev;

И.В. Злобина - магистрант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, irina.zlobina.98@m ail.ru,

I.V. Zlobina - undergraduate, Oryol state university named after I.S. Turgenev.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ53 TECHNOLOGICAL COMPETENCIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS

Аннотация. Вопросы инновационного развития территории в современной теории и практике управления социально-экономическими системами разных уровней: от наднационального до субъектного, являются актуальными и многоаспектными. В рамках данного исследования цель заключается в проведении анализа дифференциации технологических компетенций российских регионов на основе изучения деятельности участников машиностроительной отрасли с позиции рассмотрения проблем и перспектив их развития в технологическом совершенствовании и инновационном аспекте роста отдельных районов страны. Для этого использован компетент-ностный подход, позволяющий формировать компетентностный профиль региона на основе технологических компетенций предприятий отраслевой специализации. Проанализированы компетенции предприятий машиностроения с их группировкой по регионам согласно российского регионального инновационного индекса. В результате чего составлена модель компетентностного профиля инновационно-активного региона страны на примере машиностроительной отрасли. Обоснована зависимость инновационного развития региона от уникального состава его технологических компетенций.

Abstract. Issues of innovative development of the territory in the modern theory and practice of management of socio-economic systems at different levels: from supranational to subject, are relevant and multidimensional. The purpose of this study is to analyze the differentiation of technological competencies in Russian regions based on the study of the activities of participants in the machine-building industry from the point of view of problems and prospects for their development in the technological improvement and innovative aspect of the growth of individual regions of the country. For this purpose, the competence approach is used, which allows forming the competence profile of the region based on the technological competencies of enterprises of industry specialization. The author analyzes the competence of machinebuilding enterprises with their grouping by region according to the Russian regional innovation index. As a result, a model of the competence profile of an innovative and active region of the country is compiled on the example of the machinebuilding industry. The dependence of innovative development of the region on the unique composition of its technological competencies is proved.

Ключевые слова: технологические компетенции, инновационное развитие, компетентностный подход, регионы, машиностроительные предприятия.

Key words: technological competence, innovative development, competence approach, regions, machine-building enterprises.

На современном этапе формирования потенциала страны в области инновационного развития исключительную значимость приобретает промышленность, поскольку именно данная сфера народного хозяйства является крупнейшей в российской экономике. Масштабы выпуска промышленного сектора обеспечивают основной прирост ВВП нашего государства, при этом его структура такова, что большая доля, составляющая 65%, принадлежит обрабатывающим производствам. Более того приоритетом роста для значительной части субъектов РФ выступает машиностроительный комплекс, являющийся сложной дифференцированной отраслью промышленности и играющий решающую роль в реализации достижений научно-технологического прогресса. На 2019 год машиностроение находится на 2 месте после фармацевтической отрасли по влиянию на рост промышленности, обеспечивая вклад в размере 8,9% в общий объем всего производства [1].

На протяжении долгих лет машиностроение остается особым центром межотраслевой интеграции наукоемких сфер деятельности. Подобным образом воплощается одна из основополагающих функций этой отрасли, заключающаяся в организации технологического задела, характеризующего связь изготовления продукции с инновационной составляющей. Особенности машиностроения демонстрируют необходимость учёта ряда факторов

53 Данная статья подготовлена в рамках проекта 19-010-00144 на тему «Управление инновационным развитием территорий: концепция «умной специализации» в российских условиях», при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

по повышению степени инновационности многих территориальных единиц. Такими качествами считаются следующие отличительные параметры:

- сложный отраслевой состав, пополняющийся новыми производственными функциями;

- расширяющийся товарный ассортимент со значительным уровнем выпуска технически сложных изделий, созданных с привлечением новых знаний;

- участники отрасли - лидирующее звено в рамках осуществления международных экономических связей.

Изучение вопроса взаимозависимости прогрессивного совершенствования машиностроения в конкретном субъекте с уровнем развития данной области позволяет сделать заключение о необходимости транслирования ключевых возможностей компании в рамках повышения инновационно-технологического потенциала региона. Кроме того согласно различным рейтингам в районах, где расположены машиностроительные предприятия, для которых присуще выпускать наукоёмкую продукцию и использовать современные технологии популярной концепции «Индустрия 4.0», ранг инновационности приближен к наивысшим оценкам. Следовательно, у таких регионов одним из драйверов развития становится успешно функционирующий машиностроительный комплекс, отличающийся особыми технологическими компетенциями. В итоге при обозначении важности в инновационном плане того или иного субъекта РФ целесообразным подходом является рассмотрение структуры данных компетенций в разрезе отраслевого анализа. Вместе с тем, информация, полученная в ходе его проведения, преобразуется в механизм преодоления негативных экономических последствий и в фактор достижения статуса конкурентоспособной территориальной единицы по освоению технологий нового поколения. Принимая во внимание выше представленные сведения, обозначается актуальность темы исследования, раскрывающаяся в изучении вопроса инновационного развития регионов с точки зрения оценки и выявления перспективных технологических компетенций стратегической отрасли национальной экономики России, формируя базис для эффективного использования современных возможностей бизнеса в ходе наращивания совокупного потенциала территориальных образований государства.

На сегодняшний день главными ориентирами и регуляторами развития инноваций являются государственные документы, сопряженные с достижением установленных целевых индикаторов и показателей. Одним из таких документов выступает государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», задачи которой сводятся к формированию экономики знаний и высоких технологий [2]. Возможности данного направления подкрепляются стратегией научно-технологического развития России до 2035 года. Её меры обеспечивают системную поддержку взаимодействия науки, власти и бизнеса в рамках технологического обновления отраслей народного хозяйства. Особенно акцентными становятся национальные проекты в области науки, цифровой экономики и экологии. Так, в контексте проекта «Экология» в условиях внедрения наилучших доступных технологий важнейшим моментом, касающимся машиностроительной отрасли, является введение в промышленную эксплуатацию мощностей экологического машиностроения и преобразования приборостроения в целях производства отечественной продукции, используемой при переходе бизнес-субъектов на принципы доступных технологий [3]. Исходя из этого, зарождаются новые технологические компетенции отрасли, своевременные для текущего уровня инновационного задела.

Безусловно, спектр технологических компетенций во многом зависит от сложившейся экономической ситуации. Сегодня тенденции их трансформации обусловлены процессами цифровизации и нестабильной обстановкой 2020 года, вызванной пандемией. Согласно цифровому развитию, положения которого базируются на истоках четвертой промышленной революции, инновационная сторона деятельности каждого предприятия связана с освоением «сквозных» цифровых технологий. Подобная компетенция способствует масштабированию бизнес-процессов, увеличению операционной производительности и осуществлению автоматизации производства [4]. Непосредственно всё это свидетельствует о числе других значимых отраслевых компетенций таких, как готовность к дальнейшему развитию и способность к ответственному инвестированию. Что касается последнего положения, то оно представляет собой возможность преодоления отрицательных исходов кризиса посредством вложения средств в реализацию «природосберегающих» технологий с учётом социальных и управленческих факторов [5]. Интерес к данной трендовой возможности резко возрос в условиях пандемии, демонстрирующей важность перехода на новый этап устойчивого развития, исходя из опыта компаний, функционирование которых устроено по принципам экологически ответственных участников мирового хозяйства. Несомненно, формирование очередных технологических компетенций в условиях зарождения иной экономики, где машиностроительная отрасль по-прежнему останется значимым звеном, но уже действующей по критериям вектора будущего развития, также отражает уровень инновационности того или иного субъекта, на территории которого продолжает свою работу модернизированное современное предприятие. Однако грандиозные перспективы развития машиностроительного комплекса с устоявшимися и вновь возникшими технологическими компетенциями участников отрасли, задающих инновационный такт развития, возможно лишь в случае решения явного комплекса проблем. По предварительным итогам текущего года проблемными факторами остаются:

- определенная зависимость отрасли от импортных поставок комплектующих и оборудования;

- отсутствие четкого видения цели развития;

- снижение деловой активности фирм в результате падения цен на ресурсы;

- слабость системы экологической безопасности на предприятиях;

- недостаточное финансирование.

По нашему мнению, рассмотренные в ходе исследования перспективы и проблемы машиностроения можно превратить в уникальные технологические компетенции отрасли в разрезе регионального инновационного профиля. Особенности такого механизма представим на рисунке 1.

Текущее состояние экономики

Ряд других факторов инновационной деятельности

Рисунок 1 - Место технологических компетенций отрасли в инновационном развитии региона

В контексте рисунка технологические компетенции напрямую оказывают влияние на уровень инноваци-онности региона совместно с прочими факторами, в том числе через совокупное воздействие проблем и перспектив развития отрасли. Вдобавок использование участниками машиностроительной отрасли возможностей и угроз внешней среды функционирования в сочетании с правильной расстановкой приоритетов деятельности формируется компетентностный диапазон, направленный на решение конкретного класса задач, результативность которых приводит к росту инновационного потенциала как фирм - производителей, так и территориальных единиц в географии размещения компаний. Практический опыт свидетельствует, что при исследовании технологических компетенций на примере машиностроительной отрасли в регионах локализации производств, важно смещать акцент в сторону получения знаний о предприятиях лидерах и аутсайдеров. Это позволит определить фактические данные в рамках поиска компетенций, связанных с инновационной базой той или иной области страны [6]. Ряд сведений могут быть интерпретированы и применены в качестве успешного примера управления технологическими компетенциями, как инструмента повышения ранга инновационности субъекта, являющегося местоположением предприятий машиностроения.

В рамках исследования осуществим выборку в составе компаний машиностроительной отрасли из регионов страны согласно рейтингу инновационного развития субъектов РФ, где раскрывается информация, характеризующая научно-технический потенциал, степень инновационной активности и социально-экономические условия новаторской деятельности [7]. Все предприятия разделены по признаку совокупной оценки, образующей российский региональный инновационный индекс (РРИИ):

1 группа: организации, расположенные на территории, где РРИИ отличается от возглавляющего рейтинга региона не более чем на 20%;

2 группа: организации, составляющие многочисленную структуру, отличающуюся РРИИ более чем на 20%, но не более чем на 40%;

3 группа: организации, локализация которых представлена субъектами, отстающих по величине индекса от первого в списке региона более чем на 40%, но не более чем на 60%;

4 группа: компании, освоенные в субъектах, где РРИИ ниже, чем у лидера рейтинга, более чем на 60%.

В итоге сформирована выборка из 21 региона в составе 35 предприятий машиностроительной отрасли.

Полученные сведения отобразим в таблице 1.

В рамках анализа данных согласно таблице 1 можно установить, что успешные компании смогли идентифицировать и реализовать свои компетенции рациональным образом. В частности концентрация таких предприятий приходится на 1 группу регионов, где уровень инновационности соответствует наивысшему значению,

подтверждая тем самым факт зависимости инновационного роста субъекта страны от базы сформированных технологических компетенций представителей машиностроительной отрасли. Значимым звеном в данном контексте выступает один из лидеров машиностроения ПАО КАМАЗ, производственные мощности которого локализованы на территории Республики Татарстан. В фокусе внимания компании находится аспект создания современного «цифрового игрока» отрасли [8]. Подобный подход отражает следующие компетенции фирмы, обеспечивающие её инновационный задел:

- способность создавать технологические возможности в формате организации площадок, гарантирующих реализацию полного производственного цикла;

- выстраивание производственных процессов с применением технологий нового поколения;

- навык использования системного инжиниринга и разносторонней модернизации;

- опыт работы в формате «Умная фабрика».

Таблица 1 - Группы регионов согласно РРИИ с локализацией машиностроительных центров

Группа Количество регионов Машиностроительные центры Состав машиностроения Количество исследуемых предприятий

1 2 3 4 5

1 8 субъектов Свердловская область, Санкт - Петербург, Новосибирская область, Москва и Московская область, Нижегородская область, Республика Татарстан. Тяжелое машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, точное машиностроение. 10

2 42 субъекта Хабаровский край, Иркутская область, Красноярский край, Воронежская область, Астраханская область, Ростовская область, Ульяновская область, Краснодарский край, Самарская область, Белгородская область. Тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, точное машиностроение. 15

3 29 субъектов Брянская область, Амурская область, Республика Карелия, Орловская область. Тяжелое машиностроение, приборостроение, автомобилестроение. 10

4 6 субъектов - - 0

Компетентностный профиль ПАО КАМАЗ уникален и является ярким примером того, как следует превращать внешние возможности в ключевые стороны деятельности организации, становясь главным инноватором автомобилестроения. В свою очередь в сфере энергетического машиностроения 1 группа регионов характеризуется присутствием всемирно известного авторитетного предприятия ПАО «ЗИО - Подольск», расположенного в Московской области. Технологические компетенции компании строятся на основе современных принципов ведения бизнеса путем объединения потенциалов производственного комплекса и конструкторских служб, способных претворить в жизнь совокупность работ, олицетворяющих «опережающие темпы» прогресса. Равным образом инновационное развитие первенствующей группы регионов определяется также за счет функционирования компании АО «ОДК-Климов», базирующейся в городе Санкт-Петербурге. Стратегическая важность авиадвига-телестроительной корпорации, выступающей гордостью Российской промышленности, отождествляется с устоявшимися технологическими компетенциями, возникновение которых идентифицировано конструкторскими составляющими. То есть профессиональной в инновационном плане делает фирму её умение организовывать высокотехнологичное производство с учётом внедрения унифицированных процедур, применения новейшего высокопроизводительного оборудования и непрерывно развивающегося исследовательско-экспериментального навыка.

Второй группе рассматриваемых предприятий свойственны технологические компетенции, соответствующие компаниям-лидерам, однако часть представителей не обладает уникальными особенностями, позволяющими вывести компанию на новый уровень развития, оставаясь инновационным элементом в узкоспециализированной области. Во многом достаточно высокий инновационный ранг регионов сгенерирован благодаря влиянию иных факторов и работе машиностроительных компаний, предлагающих исключительные изделия с неповторимыми характеристиками. Одним из таких участников отрасли является ООО «Комбайновый завод «Ростсель-маш» - ключевой игрок глобальных инновационных процессов. Именно на производственной площадке этой современной фирмы сконцентрированы все необходимые компетенции будущего, заключающиеся в следующих возможностях:

- умение задавать новые тренды;

- обладание актуальными инженерными и технологическими решениями;

- способность внедрять передовые технологии;

- постоянное освоение новых навыков;

- непрерывное использование компонентов укрепления и модернизации.

Стоит отметить, что география машиностроения свидетельствует о размещении предприятий данной отрасли практически во всех крупных городах России, однако центрами машиностроения становятся лишь те районы, где компании продемонстрировали свои превосходства в осуществлении своего хозяйственного дела, при этом образуя ядро промышленности того или иного субъекта страны. Такая особенность унифицирует практику распределения компетенций среди регионов, стремящихся к более высоким оценкам инновационной активности. Исходя из этого, складывается ситуация преобладания лидеров машиностроения в первой и второй исследуемых группах. Безусловно, территориальные единицы 3 группы также имеют своих ценных участников машиностроительной отрасли. Но конкурентный уровень подобных фирм разнится, их компетентностные факторы характеризуют предприятие, как аутсайдера в отдельных процессных аспектах или как бизнес-структуру со среднестатистическими показателями деятельности, за исключением небольшой части ведущих отраслевых учреждений. Кроме того в 4 группе не установлено присутствие центров машиностроения, следовательно, субъекты данной категории не располагают технологическими компетенциями, влияющими на рост ряда показателей, позволяющих определить конкретный район как инновационно-развитый в пределах границ данных регионов.

Разумеется, инновационное развитие регионов складывается из совокупности воздействия всевозможных стимулов. Тем не менее, в случае абстрагирования от всех факторов кроме структуры технологических компетенций отрасли машиностроения, устанавливается связь между качественными и количественными характеристиками подобных составляющих и уровнем инновационной активности субъектов страны. В частности, можно отметить как прямую взаимосвязь между представленными элементами, так и обратную, поскольку, если в регионе сформированы неблагоприятные социально-экономические условия с инновационной точки зрения, то вопрос о зарождении совершенных компетенций у участников отрасли уходит на «второй план». Особенность такого феномена определяет важные атрибуты технологического прогресса, включающего в себя учреждение новых хозяйствующих элементов по разворачиванию производств с высоким индексом новаторского потенциала. В конечном счёте, при условии непринятия очевидных мер в рамках разработки и реализации инновационной политики регионами из четвертой и частично из третьей групп состав «технологической конфигурации» не приобретёт преимуществ, позволяющих установить конкурентоспособный статус субъекта страны. К примеру, бесспорными прототипами удачного управления взаимосвязанными инновационными сторонами развития являются город Москва, Московская область, Республика Татарстан и город Санкт-Петербург со своими исключительными компетенциями актуальных машиностроительных бизнес - моделей.

В итоге, анализ деятельности ряда машиностроительных предприятий в сочетании с рассмотрением регионального признака размещения компаний отражает реальную ситуацию проблем и перспектив инновационного развития субъектов РФ в аспекте расширения технологических компетенций машиностроительных фирм. Опыт лидеров отрасли можно использовать как инструмент дифференциации и составления компетентностного профиля инновационно-успешного региона страны. Так, в таблицу 2 выведем информацию об имеющихся возможностях предприятий машиностроительного комплекса с будущими навыками, овладение которыми непосредственно скажется на достижении высокого ранга инновационности определенными территориальными единицами.

Таблица 2 - Компетентностный профиль инновационно-активного региона

на примере машиностроительной отрасли

Сформированные компетенции Компетенции будущего

Базовые Исключительные

Способность производить конкурентоспособную продукцию Овладение технологиями нового поколения Способность задавать новые тренды, как в отрасли, так и за её пределами

Навык осуществления реинжиниринга бизнес-процессов Знания об актуальных инновационных процессах Организация деятельности на принципах ББО (осваивание «зелёных» технологий)

Умение модернизировать производственные мощности Опыт ввода новых производственных площадок Развитие собственных цифровых компетенций

Способность разрабатывать инновационную продукцию / технологию Умение располагать свежими технологическими идеями Использование облачных решений

Опыт ведения НИОКР Наличие задела по направлению цифровой трансформации производства Понимание особенностей РИРК (технологии распределённых реестров, искусственного интеллекта, расширенной реальности и квантовых вычислений)

Навык ведения базы сложных внутренних технологических решений

Инновационно-развитым субъектом Российской Федерации на основе компетентностного подхода становится регион, отличающийся ключевыми технологическими компетенциями, представленными не только текущими способностями бизнеса, но и восприимчивостью новой экономической эпохи. Стоит отметить, что для машиностроительных компаний главным моментом выступает развитие собственных цифровых компетенций, тем самым укрепляя и модернизируя свое дело, благодаря чему решая волнующие вопросы и проблемы отрасли

в целом. Именно устранение преград деятельности и зарождение иных компетенций закрепит за фирмой возможность использовать на практике глобальные революционные методики и продукты, в том числе широко популярные «сквозные» технологии и высоко имиджевые «зелёные» тенденции.

Исходя из этого, инновационное совершенствование на региональном уровне в значительной степени установится в зависимости от уникального состава технологических компетенций машиностроительной отрасли, задающей вектор дальнейшего развития всего государства, определяя его позицию на мировой политической арене.

Практически любая территориальная единица России связывает свое развитие в контексте выделения конкурентных сил в сфере наличия высокотехнологичного сектора, базирующегося на компетенциях машиностроительного комплекса в региональном аспекте, при этом каждый регион имеет как общие признаки, так и специфический набор драйверов инновационного совершенствования. Поэтому выбор предприятий машиностроения в качестве объекта исследования был связан, прежде всего, со спецификой географии размещения данной отрасли, олицетворяющей её приоритетность для всего народного хозяйства.

В результате, на основе фактических данных и опыта деятельности компаний машиностроительного комплекса осуществлен анализ и установлена взаимосвязь влияния технологических компетенций стратегической отрасли экономики страны на эффективность развития инновационной составляющей субъектов РФ. В частности, обоснованно определен компетентностный профиль инновационно-активного региона, характеризующегося наличием обязательного перечня сформированных компетенций у предприятий - представителей отрасли и совокупности возможностей дальнейшего инновационного поведения с учётом актуальных экономических явления общества. Подобный метод является ярким примером того, как следует превращать перспективы и проблемы функционирования в действенный механизм инновационного процветания региона. Кроме того, результаты исследования имеют информационную значимость для предприятий машиностроительной отрасли, инновационное положение которых оставляет желать лучшего.

Таким образом, существенным фактором ускорения инновационного развития выступает уникальность состава технологических компетенций, приобретающих роль интегратора по направлению создания новых производств и наукоёмких проектов, формируя так благоприятную среду для получения дополнительных преимуществ относительно других областей страны в условиях единой федеральной политики развития.

Источники:

1. Промышленное производство в России. 2019: Статистический сборник/Росстат, 2019. - 286 c.

2. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316). Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 10.10.2020).

3. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. Москва, 2019. Режим доступа: https://www.comnews.ru/sites/default/files/ de/docs/informacionnye_materialy-1.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

4. Гётц М. Потенциал кластеров по формированию востребованных компетенций и развитию гибкости компаний // Форсайт. 2019. - №2 - С. 72-83.

5. Львова Н.А. Ответственные инвестиции: теория, практика, перспективы для Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2019. № 3. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41188935 (дата обращения: 10.10.2020).

6. Стрельцова Е.А., Кузьмин Г. Российские технограды: технологические профили городов // Форсайт. 2019. - № 3 -С. 41-49.

7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г.И. Абдрахманова, С.В. Артемов, П.Д. Бихтин и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. -264 с.

8. Индустрия 4.0 в ПАО «КАМАЗ» // Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности. 2018. №3 Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/kamaz-industry4.html (дата обращения: 12.10.2020). References:

1. Industrial production in Russia. 2019: a Statistical compendium/Rosstat, 2019. - 286 p.

2. State program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" (approved by decree of the Government of the Russian Federation No. 316 of April 15, 2014) Retrieved from: http://gov.garant.ru/SESSION/PI-LOT/main.htm (Accessed 10.10.2020)

3. National projects: targets and key results. Based on national project passports approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and national projects on December 24, 2018. Moscow, 2019. Retrieved from: https://www.comnews.ru/sites/default/files/ de/docs/informacionnye_materialy-1.pdf (Accessed 10.10.2020)

4. Götz M. The Industry 4.0 Induced Agility and New Skills in Clusters. // Foresight and STI Governance, 2019. vol. 13, no 2, pp. 72-83.

5. Lvova N.A. Responsible investments: theory, practice, and prospects for the Russian Federation // Scientific journal of NRU ITMO. Series: Economics and environmental management. 2019. № 3. Retrieved from: https://eli-brary.ru/item.asp?id=41188935 (Accessed 10.10.2020)

6. Streltsova E., Kuzmin G. (2019) The Russian Technograds: The Technological Profiles of the Cities. // Foresight and STI Governance, vol. 13, no 3, pp. 41-49.

7. Rating of innovative development of subjects of the Russian Federation. Issue 6 / G. I. Abdrakhmanova, S. V. Artemov, P.D. Bikhtin et al.; edited by L. M. Gokhberg; National research. Higher school of Economics, Moscow: HSE, 2020. -264 p.

8. Industry 4.0 in PJSC "KAMAZ" // Digital production: today and tomorrow of the Russian industry. 2018. № 3. Retrieved from: http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/kamaz-industry4.html (Accessed 10.10.2020)

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10655

А.С. Узденова - магистрант ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

A.S. Uzdenova - FGBOU VO North-Caucasus State University student, Cherkessk;

Т.М. Борлакова - доцент ФГБОУ ВО Северо-Кавказская Государственная Академия, Черкесск,

T.M. Borlakova - FGBOU VO North-Caucasus State University assistant professor, Cherkessk.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ THE MAIN PROBLEMS OF STIMULATING THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY BUSINESS IN RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена изучению основных проблем стимулирования развития технологического бизнеса в России. Государственное регулирование и поддержка технологического бизнеса является важнейшим условием формирования эффективной экономики в стране. Из этого следует, что государственное регулирование и поддержка таких предприятий является объективной необходимостью. Целью государственной поддержки технологического бизнеса является способствование образованию и развитию бизнеса, увеличение его роли в улучшении экономики государства. Авторами выявлены проблемы, препятствующие поддержке развития технологического бизнеса в России: ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса, Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции, Недостаточные кооперационные связи, Недостаток кадров, Недостаточный уровень координации мер государственной политики в сфере развития технологического бизнеса. На основе выявленных проблем, существующих законов и стратегий предложены рекомендации, которые помогут повысить эффективность стимулирования технологического бизнеса государственным органам

Abstract. The article is devoted to the study of the main problems of stimulating the development of technology business in Russia. State regulation and support of technology business is the most important condition for the formation of an effective economy in the country. It follows from this that government regulation and support of such enterprises is an objective necessity. The goal of state support for technology business is to promote education and business development, increase its role in improving the state's economy. The authors identified problems that hinder the support of the development of technology business in Russia: limited access to finance for business development, Problems in finding markets for products, Insufficient cooperation ties, Lack of personnel, Insufficient level of coordination of government policy measures in the development of technology business. Based on the identified problems, existing laws and strategies, recommendations are proposed that will help to increase the efficiency of stimulating technology business to government bodies

Ключевые слова: технологический бизнес, технологический менеджмент, стартап, инновационный продукт, MVP, бизнес-модель.

Key words: technology business, technology management, start-up, innovative product, MVP, business model.

На сегодняшний день имеются следующие проблемы, препятствующие поддержке развития технологического бизнеса в России:

1. Ограниченный доступ к финансам для развития бизнеса.

Отсутствие доступных и долгосрочных финансовых ресурсов - основная проблема низкой инвестиционной активности субъектов технологического бизнеса, которая проявляется в полной мере в условиях нестабильной экономической ситуации на внутреннем и внешних рынках.

2. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции.

Развитие собственного бизнеса субъектом технологического бизнеса зависит от понимания перспектив реализации товаров, работ и услуг.

Наиболее остро это проявляется в сфере производства товаров, которая, зачастую, не имеет границ потенциальных покупателей.

Ориентация на реализацию произведенной продукции на внутреннем рынке требует наличия развитых экономических связей между производителем и потребителем. Предпринимательское сообщество не обладает информацией о потребностях в конкретной продукции на соседних рынках, что в значительной степени усложняет поиск потенциальных покупателей. При этом организация сбора и публикации данной информации органами власти не потребует дополнительных бюджетных затрат.

Сектор государственных и муниципальных закупок остается для большинства представителей технологического бизнеса закрытым. Это вызвано систематическими изменениями законодательства в сфере закупок, сложностью и затратностью процедур, отсутствием доступной системы обучения сектора технологического бизнеса по участию в закупках, а также высокой долей влияния «человеческого фактора» на принятие окончательного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.