Научная статья на тему 'Формирование стратегической конкурентоспособности компаний на основе интеллектуального лидерства и ключевых компетенций'

Формирование стратегической конкурентоспособности компаний на основе интеллектуального лидерства и ключевых компетенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ КОМПАНИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / STRATEGIC COMPETITIVENESS / INTELLECTUAL LEADERSHIP / TECHNOLOGY COMPANIES / KEY COMPETENCIES / INNOVATION TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселовский Михаил Яковлевич, Погодина Татьяна Витальевна

Исследованы источники и факторы формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компаний на основе системной реализации интеллектуального лидерства. Методологическая основа исследования включает теорию компетентностного подхода, инновационного и стратегического менеджмента. Информационная база исследования содержит официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, российских компаний обрабатывающей промышленности и собственные научные авторские изыскания. Результаты исследования заключаются в систематизации новых конкурентных преимуществ компаний, формируемых на основе интеллектуального лидерства (корпоративная культура, управление системой знаний о ключевых стейкхолдерах, «умное» производство, искусственный интеллект) и ключевых компетенций. Представлена пирамида интеллектуального лидерства, позволяющая компаниям выстраивать стратегию управления персоналом с учетом постепенного перехода от делового к коллективному, а затем и духовному лидерству. Выделены и проанализированы ключевые компетенции, позволяющие повышать инновационную активность предприятий промышленности (ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «Красный октябрь»). Отмечено, что крупные металлургические и машино-строительные компании, компании пищевой промышленности России активно используют современные цифровые технологии (электронные торговые площадки, интернет-магазины, электронный документооборот, электронные закупки, онлайн-сервисы для клиентов, электронные закупки для нужд предприятия и т. д.) для формирования и развития своих ключевых компетенций. В современных условиях цифровизация бизнес-процессов становится все более самостоятельным ресурсом производства и ключевой компетенцией компаний, способствующей достижению стратегических целей развития. Рассматриваются действующие и формирующиеся кластеры в сфере информационных технологий, которые могут содействовать решению задач ускоренной цифровизации экономики: кластер информационных технологий Новгородской области, кластер информационных технологий (Пермский край), кластер информационных технологий (Республика Татарстан), кластер информационно-коммуникационных технологий (Ростовская область).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING COMPANY STRATEGIC COMPETITIVENESS BASED ON INTELLECTUAL LEADERSHIP AND KEY COMPETENCIES

The article explores the sources and factors of forming the competitive advantages and competitiveness of companies based on the systematic implementation of intellectual leadership. The methodological basis of the research includes the theory of competency-based approach, innovative and strategic management. The research information base includes the official data from the Federal State Statistics Service, Russian manufacturing companies and the own scientific research findings. The research results include systematizing the new competitive advantages of companies formed on the basis of intellectual leadership (corporate culture, managing a knowledge system about key stakeholders, smart manufacturing, artificial intelligence) and key competencies. The pyramid of intellectual leadership is presented, which allows companies to build a personnel management strategy taking into account the gradual transition from the business management to collective management, and then to the spiritual leadership. The key competencies are identified and analyzed; they allow to increase the innovative activity of industrial enterprises (Research and Production Corporation United Wagon Company, PJSC; Novolipetsk Metallurgical Plant, PJSC; Red October, PJSC). It has been found that in Russia the large metallurgical and car manufacturing companies, food production companies are actively using modern digital technologies (electronic trading platforms, online stores, electronic document management, electronic procurement, online services for customers, electronic procurement for the needs of the enterprise, etc.) for developing their key competencies. In modern conditions digitalization of business processes is becoming an increasingly independent production resource and a key competency of companies contributing to the achievement of strategic development goals. There are considered the operating and emerging clusters in the field of information technologies that can contribute to solving the problems of accelerated digitalization of the economy in the Novgorod region, in the Perm Territory, in the Republic of Tatarstan, and the cluster of information and communication technologies in the Rostov Region.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегической конкурентоспособности компаний на основе интеллектуального лидерства и ключевых компетенций»

DOI: 10.24143/2073-5537-2020-2-19-27 УДК 339.146

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

М. Я. Веселовский1, Т. В. Погодина2

1 Технологический университет, Королев, Российская Федерация

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Исследованы источники и факторы формирования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности компаний на основе системной реализации интеллектуального лидерства. Методологическая основа исследования включает теорию компетентностного подхода, инновационного и стратегического менеджмента. Информационная база исследования содержит официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, российских компаний обрабатывающей промышленности и собственные научные авторские изыскания. Результаты исследования заключаются в систематизации новых конкурентных преимуществ компаний, формируемых на основе интеллектуального лидерства (корпоративная культура, управление системой знаний о ключевых стейкхолдерах, «умное» производство, искусственный интеллект) и ключевых компетенций. Представлена пирамида интеллектуального лидерства, позволяющая компаниям выстраивать стратегию управления персоналом с учетом постепенного перехода от делового к коллективному, а затем и духовному лидерству. Выделены и проанализированы ключевые компетенции, позволяющие повышать инновационную активность предприятий промышленности (ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «Красный октябрь»). Отмечено, что крупные металлургические и машиностроительные компании, компании пищевой промышленности России активно используют современные цифровые технологии (электронные торговые площадки, интернет-магазины, электронный документооборот, электронные закупки, онлайн-сервисы для клиентов, электронные закупки для нужд предприятия и т. д.) для формирования и развития своих ключевых компетенций. В современных условиях цифровизация бизнес-процессов становится все более самостоятельным ресурсом производства и ключевой компетенцией компаний, способствующей достижению стратегических целей развития. Рассматриваются действующие и формирующиеся кластеры в сфере информационных технологий, которые могут содействовать решению задач ускоренной цифровизации экономики: кластер информационных технологий Новгородской области, кластер информационных технологий (Пермский край), кластер информационных технологий (Республика Татарстан), кластер информационно-коммуникационных технологий (Ростовская область).

Ключевые слова: стратегическая конкурентоспособность, интеллектуальное лидерство, технологичные компании, ключевые компетенции, инновационные технологии, цифровизация.

Для цитирования: Веселовский М. Я., Погодина Т. В. Формирование стратегической конкурентоспособности компаний на основе интеллектуального лидерства и ключевых компетенций // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 19-27. DOI: 10.24143/2073-5537-2020-2-19-27.

Введение

Начиная со второй половины ХХ в. существенным образом трансформировались вопросы конкуренции и факторов конкурентоспособности, перешедшие с национального на глобальный уровень. Факторы конкурентоспособности рассматривались в работах ведущих исследователей (С. Ю. Глазьев, Л. Е. Никифорова, М. Портер). Однако с учетом трансформации бизнес-процессов необходимы новые подходы к формированию стратегической конкурентоспособности компаний на глобальном уровне [1-4].

Ведущим направлением в исследовании глобальной стратегической конкурентоспособности является обеспечение интеллектуального лидерства, которое формирует устойчивый стратегический вектор развития. Необходимо также отметить, что в современных условиях приоритет отдается конкурентоспособности компании в целом, а не конкурентоспособности производимых ею товаров и услуг.

Исходя из вышесказанного, цель настоящего исследования заключается в выявлении конкурентных преимуществ компаний и формировании стратегической конкурентоспособности в условиях интеллектуализации производственных процессов. В рамках реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

- выявлена эволюция факторов конкурентных преимуществ и конкурентоспособности в мировой экономике;

- доказана необходимость внедрения компетентностного подхода для обеспечения стратегической конкурентоспособности компаний;

- проанализированы ключевые компетенции, способствующие повышению инновационной активности промышленных компаний;

- определена роль цифровых технологий в формировании ключевых компетенций производственных компаний.

Эволюция конкурентных преимуществ компаний

Устойчивое развитие производственных компаний в современных условиях возможно благодаря усилению конкурентных преимуществ, которые дают превосходство над другими компаниями в техническом, структурном и управленческом аспектах. Однако в процессе эволюции конкурентные преимущества претерпевали существенные изменения, становясь все более сложными и переходя от количественного выражения к качественному содержанию. Чем более уникальными ресурсами обладает компания, тем более значимыми являются ее конкурентные преимущества. Цифровое и интеллектуальное лидерство в XXI в. формирует неповторимый облик компании и обеспечивает ей превосходство над конкурентами. Цифровое и интеллектуальное лидерство особенно актуально в условиях глобальной экономики, поскольку оно способно сгладить влияние территориальной, национальной и религиозной разобщенности людей. Интеллектуальное и цифровое лидерство обеспечивает более быстрое распространение и продвижение инновационной продукции и услуг. Анализ конкурентных преимуществ и их источников представлен в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика конкурентных преимуществ и источников их формирования*

Годы Виды конкурентных преимуществ Источники конкурентных преимуществ

1960-1970 Эффект масштаба Объем производства и реализации, издержки производства

1970-1980 Конкурентная стратегия Лидерство по издержкам, дифференциация, концентрация на узком сегменте рынка

1980-1990 Уникальные ценности компании Инновации, качество продукции

1990-2000 Интеллектуальное лидерство Корпоративная социальная ответственность, управление системой знаний о ключевых стейкхолдерах, социальное инвестирование, управление ключевыми компетенциями, корпоративная культура

2000-2010 Цифровое лидерство Робототехника, «умная» фабрика, искусственный интеллект, цифровые двойники, большие данные, дополненная реальность, интернет вещей

* Составлено по [3-6].

Таким образом, в XXI в. формируются новые факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества, которые характерны для глобальной экономики. Существенный рост значимости интеллектуальных факторов конкурентоспособности объясняется повышением роли информации и образования, а также преобладанием стратегических целей над оперативными задачами.

Конкурентные факторы и конкурентоспособность являются динамическими характеристиками компании. Интеллектуальное лидерство можно рассматривать как новый подход к стилю жизни, выражающийся в стремлении человека обладать новыми знаниями и развиваться в данном направлении. Объединение людей, обладающих интеллектуальным лидерством, формирует и интеллектуальное лидерство компаний.

Интеллектуальное лидерство может развиваться в непосредственной взаимосвязи с корпоративными ценностями и культурой, которые в свою очередь формируются под воздействием промышленной и социальной макросреды.

Концептуальный подход к формированию конкурентоспособности российских компаний на основе интеллектуального лидерства

В развитии теории конкурентных преимуществ существенный вклад внесли идеи Г. Хэмела и К. К. Прахалада. В соответствии с их идеями и выводами по результатам научных исследований успешность современного бизнеса преимущественно определяется используемыми технологиями. В этой связи основными конкурентными преимуществами выступают интеллектуальные ценности, определяющие развитие как технологий производства, так и управления, ведения бизнеса [5, 7, 8].

Интеллектуальное лидерство рассматривается как ключевой стратегический ресурс, движущая сила реализации основных функций компаний в условиях, когда успех зависит от способности упреждать и минимизировать риски, осваивать передовые технологии и осуществлять инновации. Таким образом, интеллектуальное лидерство можно рассматривать как способность сочетать и применять разные компетенции [2, 9, 10]. Интеллектуальное лидерство формируется в долгосрочном периоде времени посредством наращения, накопления и воспроизведения интеллектуального и человеческого капитала. Носителями и генераторами интеллектуального лидерства являются люди, их жизненный и профессиональный опыт, квалификация, ценностные ориентиры и установки, коммуникации между людьми, которые активно используются в деятельности компании. Интеллектуальное лидерство как ценный ресурс компании сложно анализировать, поскольку оно не имеет очевидной стоимостной оценки, но от этого его значимость не становится меньше. Концептуальный подход к интеллектуальному лидерству можно представить на рис. 1.

1. Эмоциональное лидерство

Человеческие симпатии Межличностное общение

2. Деловое лидерство

Высокая компетентность Деловой авторитет, опыт

3. Коллективное лидерство

Объединение людей для решения производственных задач Самостоятельное объединение людей для решения задач непроизводственного характера

4. Духовное лидерство

Формирование внутренней мотивации работников Единство целевых установок в деятельности людей

Рис. 1. Концептуальный подход к интеллектуальному лидерству

Таким образом, интеллектуальное лидерство представляет собой объединение и взаимосвязь ключевых составляющих - эмоционального, делового, коллективного и духовного лидерства. В современных условиях интеллектуальное лидерство является самостоятельным фактором производства и условием обеспечения опережающего инновационного развития национальной экономики. Интеллектуальное лидерство конкретизируется в формировании и использовании ключевых компетенций.

Развитие инновационной деятельности компаний на основе использования ключевых компетенций

Несмотря на значительный интерес исследователей к проблемам формирования конкурентоспособности, до сих пор не разработан универсальный инструментарий для управления ею. Особенно неразработанной является проблема повышения инновационной активности отечественных компаний на основе формирования и управления ключевыми компетенциями. Ком-петентностный подход к управлению компаниями получил распространение в середине XX в. Ключевые компетенции оправданно рассматривать как своеобразный вид ресурсов, который приобретает высокую значимость в условиях формирования инновационной экономики [11].

Особенность ключевых компетенций заключается не просто в наличии определенной суммы знаний, а в их взаимосвязи с процессами, ресурсами и управленческими решениями, направленными на достижение стратегических конкурентных преимуществ компаний. Есть все основания утверждать, что в компетентностном подходе решающую роль играет способность использовать определенную совокупность имеющихся знаний. В современных условиях наиболее значимыми ключевыми компетенциями является способность компаний адекватно реагировать на внешние вызовы и осуществлять эффективную инновационную деятельность. Особенно данный тезис актуален для среднетехнологичных и высокотехнологичных отраслей и компаний.

О сформированности и реализуемости компетентностного подхода в высокотехнологичном и среднетехнологичном секторах экономики свидетельствует инновационный мультипликатор, который характеризует предельную эффективность затрат на технологические инновации. Результаты расчетов за 2018 г. представлены в табл. 2.

Таблица 2

Инновационный мультипликатор в отдельных отраслях промышленности России

в 2018 г. и его характеристика*

Вид деятельности Темп прироста объема отгруженной инновационной продукции, % Темп прироста затрат на технологические инновации, % Инновационный мультипликатор Характеристика эффективности

Производство кокса и нефтепродуктов 34,962 -26,325 -1,328 «Слепая» зона

Производство химических веществ и химических продуктов 4,283 40,226 0,106 Умеренная

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях -1,239 51,630 -0,024 «Слепая» зона

Производство металлургическое -12,860 45,113 -0,285 «Слепая» зона

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 6,356 4,581 1,387 Высокая

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,008 3,264 2,760 Очень высокая

Производство электрического оборудования 6,996 28,567 0,245 Умеренная

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 62,353 13,107 4,757 Очень высокая

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 27,078 20,514 1,320 Высокая

* Составлено по [6].

Если оценивать значения инновационного мультипликатора в разрезе видов экономической деятельности, то можно заметить большой разброс от прямой неэффективности («слепая» зона) в производстве кокса и нефтепродуктов, металлургическом производстве до очень высокой эффективности (более 2,0) в производстве машин и оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий.

В целом можно заметить, что компетентностный подход получает развитие в тех отраслях, где доминируют крупные производственные компании. Результаты исследования ключевых компетенций крупных российских компаний обрабатывающей промышленности представим в табл. 3.

Таблица 3

Характеристика ключевых компетенций российских компаний обрабатывающей промышленности

Компании Область деятельности Ключевые компетенции

ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» Выпуск и реализация грузовых вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками; является лидером по их производству в России и СНГ Эффективная бизнес-модель, уникальная инновационная продукция, развитая система корпоративного управления, активный выход на зарубежные рынки, наличие мощностей для роста производства

ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Крупнейший в России производитель металлопродукции с высокой добавленной стоимостью. Осуществляет выпуск холоднокатаного, оцинкованного проката, проката с полимерными покрытиями, электротехнической динамной стали Энергоэффективность, позитивное воздействие на снижение производственных, социальных и экологических рисков в рамках цепочки поставок. Осуществление технологических, продуктовых и экологических инноваций

ПАО «Красный октябрь» Лидер российского рынка по производству кондитерской продукции Использование передовых технологий производства, оптимальное соотношение пользы и вкуса, высокая социальная ответственность, опора на традиции, проверенные временем

Таким образом, трансформация бизнес-процессов и внедрение компетентностного подхода оказывают положительное влияние на инновационную активность российских промышленных компаний. Крупные металлургические и машиностроительные компании, компании пищевой промышленности России для формирования и развития своих ключевых компетенций активно используют современные цифровые технологии (электронные торговые площадки, интернет-магазины, электронный документооборот, электронные закупки, онлайн-сервисы для клиентов, электронные закупки для нужд предприятия).

Роль цифровых технологий в формировании интеллектуального лидерства и ключевых компетенций

В целях ускоренного преодоления разрыва с экономически развитыми странами и перехода к верхнему технологическому пути развития экономики России необходимо постепенно внедрять компетентностный подход в деятельность компаний. Цифровизацию бизнес-процессов можно рассматривать как ведущее направление в формировании и развитии ключевых компетенций. Расчеты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ доказывают, что в базовом сценарии при умеренно-благоприятных макроэкономических и институциональных условиях к 2030 г. цифровизация может значительно повысить факторную производительность как отраслей промышленности, так и сферы услуг. Цифровизация бизнес-процессов становится все более самостоятельным ресурсом производства и важной компетенцией компаний, обеспечивающей достижение их стратегических целей развития.

Решению задачи ускоренной цифровизации экономики может способствовать развитие кластеров в сфере информационных технологий (1Т) (табл. 4).

Таблица 4

Действующие и формирующиеся кластеры в сфере ГГ-технологий

Регион Кластер Ключевые компетенции

Новгородская область Кластер информационных технологий Новгородской области Активное использование и продвижение 1Т-технологий, поддержка цифровых решений за счет организации технологической и технической базы, разработка программного обеспечения для компаний реального сектора, обучение и переподготовка кадров в сфере 1Т-технологий

Пермский край Кластер информационных технологий Обеспечение широкого доступа пользователей к высоким технологиям, интеграции с экономическими субъектами реального сектора, популяризация ГГ-технологий

Республика Татарстан Кластер информационных технологий Коммерциализации ГТ-инноваций и формирование фокуса динамичного развития региона

Ростовская область Кластер информационно-коммуникационных технологий Формирование региональной экосистемы, способствующей коммерциализации инновационно-инвестиционных проектов в области коммуникационно-информационных технологий

В качестве положительного примера мы исследовали деятельность кластера информационных технологий Новгородской области, который встроен в региональную систему органов власти и управления. В деятельность данного кластера непосредственно задействовано Министерство инвестиционной политики Новгородской области. Кластер осуществляет сотрудничество с ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» и региональным бизнес-сообществом. Следовательно, в отдельно взятом кластере реализуется модель «тройной спирали», которая стимулирует инновационное развитие в регионе, обеспечивает интеллектуальное и технологическое лидерство по сравнению с другими регионами [10, 12, 13].

Цифровизация российской экономики имеет положительные тенденции, однако все еще далека от уровня развивающихся стран. Для преодоления разрыва целесообразно осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение цифровой грамотности и стимулирование спроса на цифровые товары со стороны всех экономических субъектов (государства, населения, предприятий). Только посредством решения данной задачи возможно достижение ключевого целевого показателя, установленного Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а именно «...увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в 3 раза» к 2024 г. по сравнению с 2017 г. [1, 14, 15].

Следует отметить, что цифровизация ускоряет не только процессы производства и обращения, она приводит к интеллектуализации производства и формированию интеллектуального лидерства благодаря трансформации конечного и производственного потребления посредством развития новых форм и моделей коммуникаций между людьми, значительного роста доли товаров общемирового значения, являющихся продуктами технологического прогресса, развитию креативного потребления. В конечном счете технологическое (цифровое) лидерство наряду с формированием интеллектуального лидерства и внедрением компетентностного подхода являются основой повышения инновационной активности компаний и формирования инновационной экономики (рис. 2).

Рис. 2. Условия и факторы формирования инновационной экономики

Как видим, сочетание современных технологий с высоким интеллектуальным капиталом является основой обеспечения опережающего развития национальной экономики.

Заключение

Проведенный анализ позволил выделить возможности повышения стратегической конкурентоспособности компаний за счет обеспечения интеллектуального лидерства, представляющего собой новый стиль жизнедеятельности людей, и формирования ключевых компетенций

инновационной экономики. На основе объединения интеллектуального лидерства отдельных людей формируется интеллектуальное лидерство компаний.

Ключевые направления стратегического подхода к управлению производственной компанией, ориентированные на интеллектуальное и компетентностный подход, включают:

- развитие организационно-экономических форм предпринимательства на основе инновационных и IT-кластеров;

- формирование интеллектуальной цепочки, начинающей свое восхождение от эмоционального к деловому, коллективному и затем духовному лидерству;

- развитие ключевых компетенций компаний как ведущих факторов конкурентоспособности, обеспечивающих интеллектуальное лидерство и способствующих активизации инновационной деятельности предприятий;

- осуществление социального инвестирования, основанного на корпоративной социальной ответственности и корпоративной культуре, гуманизации производства и потребления;

- оценка эффективности корпоративной стратегии на основе управления по ключевым компетенциям.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Глазьев С. Ю. О путях обеспечения роста российской экономики // Науч. тр. Вольн. экон. о-ва России. 2017. Т. 203. С. 229-242.

2. Никифорова Л. Е. Методология стратегического управления организацией на основе развития интеллектуального капитала: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2010. 48 с.

3. Nikiforova L. E. Innovative Strategy of Organization as a Factor of Stability of its Competitive Advantage // Proceedings of the II International Conference "Integration Processes in International Economy and Education". Durban (RSA): MANCOSA (PTY) LTD, 2010. P. 50-54.

4. Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review. 1987. May/June. P. 43-59.

5. Кейхе А., Ховейда Р., Ягхуби Н. М. Разработка модели интеллектуального лидерства для государственных университетов // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 66-74.

6. Официальный сайт Федеральной службу государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 25.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bass B. M., Avolio B. J. Improving Organizational Effectiveness through Transformational Leadership. 1st edn. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994, 238 p.

8. Oplatka I. Foundations of educational management-Leadership and management in educational organizations. 1st edn. Haifa: Pardess, 2007. 220 p.

9. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М., Дранев Ю. Я. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апрел. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 09-12 апреля 2019 г.). М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. 82 с.

10. Sydanmaanlakka P. Intelligent leadership and creativity: Supporting creativity through intelligent leadership. Paper presented at the 2nd International Conference "Creativity And Innovation Management: Integrating Inquiry and Action" (2008, May 28 - 30, Buffalo). URL: https://media.pertec.fi/userfile/files/files/ Artikkeli%20Intelligent%20leadership%20and%20creativity%20-%20Intelligent%20leadership%20and% 20creativity.pdf (дата обращения: 29.05.2020).

11. Rowold J., Schlotz W. Transformational and Transactional Leadership and Followers, Chronic Stress // Leadership Review. 2009. N. 9. P. 35-48.

12. Thrash A. Leadership in higher education // International Journal of Humanities and Social Science. 2012. Vol. 2 (13). P. 1-12.

13. Veselovsky M. Ya., Pogodina T. V., Lobacheva E. N., Pilipenko P. P., Rybina G. A. Organization and management of clusters in Russia in the context of import substitution // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21 (4). P. 142-150.

14. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 22.05.2020).

15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (дата обращения: 22.05.2020).

Статья поступила в редакцию 31.05.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Веселовский Михаил Яковлевич — Россия, 141070, Королев; Технологический университет; д-р экон. наук, профессор; заведующий кафедрой управления; consult46@bk.ru.

Погодина Татьяна Витальевна — Россия, 125993, Москва; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; д-р экон. наук, профессор; профессор департамента менеджмента; tpogodina@fa.ru.

FORMING COMPANY STRATEGIC COMPETITIVENESS BASED ON INTELLECTUAL LEADERSHIP AND KEY COMPETENCIES

M. Ya. Veselovsky1, T. V. Pogodina2

1 University of Technology, Korolev, Russian Federation

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article explores the sources and factors of forming the competitive advantages and competitiveness of companies based on the systematic implementation of intellectual leadership. The methodological basis of the research includes the theory of competency-based approach, innovative and strategic management. The research information base includes the official data from the Federal State Statistics Service, Russian manufacturing companies and the own scientific research findings. The research results include systematizing the new competitive advantages of companies formed on the basis of intellectual leadership (corporate culture, managing a knowledge system about key stakeholders, smart manufacturing, artificial intelligence) and key competencies. The pyramid of intellectual leadership is presented, which allows companies to build a personnel management strategy taking into account the gradual transition from the business management to collective management, and then to the spiritual leadership. The key competencies are identified and analyzed; they allow to increase the innovative activity of industrial enterprises (Research and Production Corporation United Wagon Company, PJSC; Novolipetsk Metallurgical Plant, PJSC; Red October, PJSC). It has been found that in Russia the large metallurgical and car manufacturing companies, food production companies are actively using modern digital technologies (electronic trading platforms, online stores, electronic document management, electronic procurement, online services for customers, electronic procurement for the needs of the enterprise, etc.) for developing their key competencies. In modern conditions digitalization of business processes is becoming an increasingly independent production resource and a key competency of companies contributing to the achievement of strategic development goals. There are considered the operating and emerging clusters in the field of information technologies that can contribute to solving the problems of accelerated digitalization of the economy in the Novgorod region, in the Perm Territory, in the Republic of Tatarstan, and the cluster of information and communication technologies in the Rostov Region.

Key words: strategic competitiveness, intellectual leadership, technology companies, key competencies, innovation technologies, digitalization.

For citation: Veselovsky M. Ya., Pogodina T. V. Forming company strategic competitiveness based on intellectual leadership and key competencies. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2020;2:19-27. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2020-2-19-27.

REFERENCES

1. Glaz'ev S. Yu. O putyah obespecheniya rosta rossijskoj ekonomiki [On ways to ensure the growth of the Russian economy]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, 2017, vol. 203, pp. 229-242.

2. Nikiforova L. E. Metodologiya strategicheskogo upravleniya organizaciej na osnove razvitiya intel-lektual'nogo kapitala: avtoreferat dis. ... d-ra ekon. nauk [Methods of strategic management of organization based on development of intellectual capital: diss. abstr. doct. econ. sci.]. Novosibirsk, 2010. 48 p.

3. Nikiforova L. E. Innovative Strategy of Organization as a Factor of Stability of its Competitive Advantage. Proceedings of the II International Conference "Integration Processes in International Economy and Education ". Durban (RSA), MANCOSA (PTY) LTD, 2010. Pp. 50-54.

4. Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy. Harvard Business Review, 1987, May/June, pp. 43-59.

5. Kejhe A., Hovejda R., Yaghubi N. M. Razrabotka modeli intellektual'nogo liderstva dlya gosudarstven-nyh universitetov [Development of intellectual leadership model for state universities]. Forsajt, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 66-74.

6. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhbu gosudarstvennoj statistiki [Official site of Federal State Statistics Service]. Available at: www.gks.ru (accessed: 25.05.2020).

7. Bass B. M., Avolio B. J. Improving Organizational Effectiveness through Transformational Leadership. 1st edn. Thousand Oaks, CA, Sage Publications, 1994, 238 p.

8. Oplatka I. Foundations of educational management-Leadership and management in educational organizations. 1st edn. Haifa, Pardess, 2007. 220 p.

9. Abdrahmanova G. I., Vishnevskij K. O., Gohberg L. M., Dranev Yu. Ya. i dr. Chto takoe cifrovaya ekonomika? Trendy, kompetencii, izmerenie [What is digital economy? Trends, competencies, measurement]. Doklad k XX Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva (Moskva, 09-12 aprelya 2019 g.). Moscow, Izd. dom NIU VShE, 2019. 82 p.

10. Sydanmaanlakka P. Intelligent leadership and creativity: Supporting creativity through intelligent leadership. Paper presented at the 2nd International Conference "Creativity And Innovation Management: Integrating Inquiry and Action" (2008, May 28 - 30, Buffalo). Available at: https://media.pertec.fi/userfile/files/files/ Artikkeli%20Intelligent%20leadership%20and%20creativity%20-%20Intelligent%20leadership%20and% 20creativity.pdf (accessed: 29.05.2020).

11. Rowold J., Schlotz W. Transformational and Transactional Leadership and Followers, Chronic Stress. Leadership Review, 2009, no. 9, pp. 35-48.

12. Thrash A. Leadership in higher education. International Journal of Humanities and Social Science, 2012, vol. 2 (13), pp. 1-12.

13. Veselovsky M. Ya., Pogodina T. V., Lobacheva E. N., Pilipenko P. P., Rybina G. A. Organization and management of clusters in Russia in the context of import substitution. European Research Studies Journal, 2018, vol. 21 (4), pp. 142-150.

14. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [On Strategy of Developing the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030]. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed: 22.05.2020).

15. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024]. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204. Available at: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (accessed: 22.05.2020).

The article submitted to the editors 31.05.2020

INFORMA TION ABOUT THE A UTHORS

Veselovsky Mikhail Yakovlevich — Russia, 141070, Korolev; University of Technology; Doctor of Economics, Professor; Head of the Department of Management; consult46@bk.ru.

Pogodina Tatiana Vitalievna — Russia, 125993, Moscow; Financial University under the Government of the Russian Federation; Doctor of Economics, Professor; Professor Department of Management; tpogodina@fa.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.