УДК 001.895 JEL: О32
DO110.25513/1812-3988.2017.4.62-70
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ КОРПОРАТИВНЫХ WEB-САЙТОВ)
Е.В. Миллер
Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 9 сентября 2017 г.
Дата принятия в печать 25 сентября 2017 г.
Ключевые слова
Технологическое развитие, корпоративный сайт, машиностроение, новая индустриализация, интернет-технологии, информационная открытость
Аннотация. Рассматривается актуальность и необходимость технологического развития промышленных предприятий, указываются основные мировые технологические тренды, которые должны активно применяться и в российской промышленности. Анализируется готовность отечественных производителей к «новой индустриализации». Подчеркивается особое значение при переходе на новые «технологические рельсы» машиностроительной отрасли, имеющей наиболее тесную связь с научными достижениями и разработками. Указывается ряд преимуществ интернет-технологий для промышленного предприятия при позиционировании себя в качестве технологически продвинутой компании, а также анализируется их популярность на сегодняшний день. Рассматриваются различные точки зрения касательно адаптации бизнес-процессов компаний через цифровые технологии. Учитывая значимость технологического развития компании, в том числе и через киберпространство, ставится основная цель исследования - через корпоративные сайты отечественных предприятий машиностроительной отрасли, входящих в авторитетный инновационный рейтинг «ТехУспех», выявить их информационную открытость в сфере применения передовых производственных технологий. Указываются различные причины выявленной закрытости и непрозрачности деятельности большинства компаний в научно-технологическом направлении и приводятся авторские рекомендации для усиления внимания промышленников на технологическое позиционирование предприятия в сетевом пространстве.
THE RESEARCH OF INFORMATION TRANSPARENCY OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN MACHINE-BUILDING ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF CORPORATE WEB-SITES)
E.V. Miller
Omsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Omsk, Russia)
Article info
Received
September 9, 2017 Accepted
September 25, 2017
Keywords
Technological development, corporate website, machine-building, new industrialization, Internet technologies, information transparency
Abstract. This article discusses the relevance and necessity of technological development of industrial enterprises are the main global technological trends, which should be actively used in the Russian industry. The author analyzes the willingness of domestic producers to the "new industrialization". It has particular importance when moving to a new "technological pathways" of the engineering industry that have the closest relationship with the scientific achievements and developments. The article identifies a number of benefits of the web-sites of industrial enterprises by positioning itself as a technologically advanced company, and also analyses the popularity, today the Internet technologies. The author considers different points of view in the direction of technological development and adapt its business processes using digital technology. Given the significance of technological development of the company, including through cyberspace, the author puts the main purpose of the study is to identify the informational transparency of companies in the engineering industry in the field of the use of advanced production technology, through their corporate websites. The domestic machine-building enterprises that are popular today innovation rating of "TechUp". As a result of research the author was able to reveal that for most companies the characteristic information secrecy and opacity of their activities in scientific and technological direction. The article identifies different causes of this result and provides the author's recommendations to enhance the attention of Industrialists on the technological positioning of the company in the network space.
© Е.В. Миллер, 2017
Введение. На сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в развитии промышленности является смена технологической парадигмы. Ученые во всем мире говорят о наступлении новой эпохи технологического «прорыва», так называемой «новой индустриализации», или «индустрии 4.0», основой которой являются следующие мировые технологические тренды: математическое, компьютерное (трехмерное) моделирование и программирование производственных процессов; аддитивное производство; увеличение производственных мощностей с высокой степенью роботизации; разработка и переход к новым материалам, преимущественно к наноматериалам; переход к «умным средам». Перспективные технологии создают новые рынки и отрасли, способствуют росту производительности труда, повышению конкурентоспособности отдельных секторов и национальных экономик в целом. Поэтому нацеленность производителей на передовые производственные технологии (далее -ППТ) дает возможность завладеть конкурентными преимуществами производимой продукции в будущем, а также вырваться вперед в технологическом развитии.
В нынешних непростых экономических и политических условиях, чтобы противостоять внешним негативным факторам, таким как нестабильность финансовых рынков, резкие колебания цен на нефть, экономические санкции и многие другие, государству необходимо поддерживать отечественную индустрию, чтобы опираться на собственные силы и стремиться снизить экспортно-сырьевую зависимость страны. В России реальный сектор экономики обеспечивает около 26 % ВВП (на конец 2015 г.), но в сложных макроэкономических условиях существующие в промышленности проблемы серьезно подрывают ее развитие [1, с. 15]. Наблюдается снижение инновационной и инвестиционной активности промышленных предприятий. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе промышленных предприятий незначительный и постепенно снижается с 10,6 % в 2000 г. до 9,5 % в 2015 г., в то время как в Германии данный показатель на уровне 66,9 %, в Канаде - 63,5 %, Бельгии - 55,6 % [2, с. 58].
Слабая готовность отечественных промышленных предприятий к внедрению в производство передовых технологий подтверждается статистикой. По данным исследований НИУ
«Высшая школа экономики» (ВШЭ), большую часть имеющихся финансовых средств в последние два года предприятия тратили на модернизацию своих производств, об этом сообщал 61 % руководителей. Данные затраты были связаны в основном с высокой изношенностью основных производственных фондов. Кроме того, отечественные производители вкладывали денежные средства в расширение производства - 18 % [3, с. 6]. Перестройка производства на «прорывные» технологии потребует от производителей реализации принципиально новых решений - как технологических, так и организационных, - что на сегодняшний день для промышленников весьма сложно. К активной стратегии технологического развития, пожалуй, более всего расположены крупные предприятия, уже имеющие модернизированное оборудование, достаточные финансовые ресурсы и высококвалифицированные кадры. Замедление инвестиционной активности промышленных предприятий параллельно сокращает и затраты на ППТ. Так, их доля в общем объеме отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности в 2014 г. незначительна и составила 2,4 %, а к 2015 г. снизилась до 2,1 % [4, с. 197]. Существенным препятствием в развитии ППТ в отечественной промышленности является «узость» внутреннего рынка и ориентированность большинства российских компаний на импорт готовых решений [5, с. 16].
Технологические изменения наиболее значимы для машиностроительной отрасли, так как она имеет наиболее тесную связь с научными достижениями и внедрением в отрасли ППТ, выступает системообразующей отраслью народного хозяйства, благодаря которой обеспечивается техническое оснащение большинства других отраслей, удовлетворение потребительского спроса на различное оборудование и технику. Согласно статистическим данным, именно в машиностроении используется наибольшее количество отечественных разработок. Но, несмотря на это, российское машиностроение, к сожалению, на сегодняшний день не входит в число мировых лидеров, успешно осуществляющих внедрение передовых технологий, хотя современные исследования доказывают важность технологического прорыва для успешности и конкурентоспособности промышленного предприятия. К примеру, в июле -сентябре 2016 г. ВШЭ проведено исследование, которое было основано на результатах опро-
сов и глубинных интервью руководителей компаний - участников престижного на сегодняшний день российского рейтинга «ТехУспех», с целью выявления ключевых факторов успешности компаний, барьеров для их развития, уровня их инновационной активности, стратегий технологического развития и др. Основной массив компаний «ТехУспеха» составили машиностроительные предприятия. Данные исследования подтверждают тот факт, что активное применение российскими производителями ППТ выводит компанию в лидеры, но пока только на внутреннем рынке. По данным опроса руководителей предприятий о ключевых компетенциях, которые в наибольшей степени определяют конкурентоспособность фирмы в настоящий момент, наиболее часто назывались те, которые связаны с разработкой новых продуктов. Эти факторы заняли три первых места: сильный коллектив технических специалистов (разработчиков, инженеров, технологов) - 82 % опрошенных; наличие оригинальных технических решений - 75 %; наличие сильного R&D-подразделения - 70 % [6, с. 24].
Необходимо отметить, что в технологическом направлении промышленное предприятие не может развиваться изолированно, так как современное производство должно находиться в постоянном потоке деловых связей с клиентами и партнерами, взаимодействие между которыми в последние годы все больше происходит через киберпространство, представленное web-сайтами, мобильными приложениями, сетевыми сообществами и т. п. В связи со стремительным развитием на сегодняшний день сетевого пространства перед руководством предприятия встает задача адаптации бизнес-коммуникаций, в том числе и в области технологического развития через Интернет. Одним из элементов такого взаимодействия является корпоративный web-сайт, который дает промышленному предприятию ряд преимуществ при нацеленности его политики на мировые технологические тренды.
Во-первых, web-сайт - это своего рода «виртуальный офис», который должен обеспечивать дополнительный информационный поток о компании в интернет-среде, содержащий не только основные сведения о фирме, но и о ее политике в области применения новых ППТ, что позволяет предприятиям-партнерам не только снижать трансакционные издержки поиска информации в направлении современных тех-
нологических разработок, но и быстро находить необходимые деловые контакты для сотрудничества и обмена технологическими новинками.
Во-вторых, сайт формирует имидж компании, а также способствует продвижению предприятия на рынке, расширяет круг потенциальных партнеров из других регионов и стран, что немаловажно для позиционирования производителя как современной высокотехнологичной компании. Кроме этого, решающим преимуществом web-сайта компании является его доступность клиентам и деловым партнерам круглосуточно в рабочие и выходные дни, а также на базе корпоративных сайтов возможно организовать систему обмена информацией с партнерами. Важность позиционирования компании в сетевом пространстве подтверждают и слова Билла Гейтса: «Если вас нет в Интернете - вас нет в бизнесе».
Популярность и развитие интернет-технологий можно заметить и по статистическим показателям. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, удельный вес российских организаций, имеющих web-сайт в Интернете, в 2016 г. составил 45,9 % и по сравнению с 2003 г. вырос более чем в три раза1. Исследования ВШЭ показывают, что существенным фактором новой технологической революции является масштабная цифровизация экономики в связи со стремительным распространением в мире цифровых технологий. В таких условиях многие страны переходят на новые модели развития науки, основанные в том числе и на принципах открытости [7]. Все это подтверждает необходимость развития бизнес-коммуникаций промышленного предприятия через сетевое пространство.
Учитывая вышесказанное, автором была поставлена цель исследования - с помощью информации, присутствующей на web-сайтах машиностроительных предприятий, выявить информационную открытость компаний в сфере применения ППТ, проводимых ими научных исследованиях в области технологического развития собственного производства, определить насыщенность сайта сведениями об инновационной деятельности указанных организаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: определить базу исследования; выбрать способ исследования web-сайтов; обработать и интерпретировать полученную информацию; сформировать основные выводы исследования. Результаты
проведенного исследования могут быть полезны компаниям, стремящимся к статусу высокотехнологичного предприятия для осознания важности и необходимости развития бизнес-коммуникаций через интернет-пространство, что позволит повысить их технологическую продвинутость.
Обзор литературы. Теоретической основой исследования послужили научные подходы современных ученых. На сегодняшний день тема технологического развития отечественной промышленности и широкого применения ППТ весьма актуальна и отражается в различных научных изданиях. Так, А.Е. и М.А. Миллеры, указывая о глобальных вызовах для отечественного индустриального комплекса, говорят о необходимости движения как в технико-технологическом, так и структурно-организационном направлениях развития промышленных предприятий и отмечают, что для России жизненно важен переход от трудозатрат-ной промышленности к более инновационной, с высокой добавленной стоимостью [8, с. 90].
И. Дежина и А. Пономарев говорят о разработке системной стратегии развития новых технологических областей, которая должна стать одним из решающих направлений российской научной и технологической политики. Они также отмечают, что важное значение для развития ППТ имеет формирование институционального ядра в виде консорциумов из научных организаций и компаний [9, с. 26].
С.Г. Селиванов, О.Ю. Паньшина, С.Н. По-езжалова и О.А. Бородкина указывают, что ключевой фактор развития всей инновационной экономики государства - это инновационная подготовка машиностроительного производства [10, с. 84]. Об инновационном развитии отрасли машиностроения говорит и Ю.В. Вер-такова, акцентируя внимание на том, что в условиях санкционного давления со стороны зарубежных стран технологическое развитие данной отрасли крайне необходимо [11, с. 144]. Это подтверждает важность и особую роль машиностроительной отрасли в технологическом продвижении промышленности России.
Актуальность и необходимость выстраивания новой модели промышленного развития отражается в кратких тезисах докладов к международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, где авторы указывают на необходимость активного взаимодействия экономических субъектов в
сетевом пространстве. Необходимо обратить особое внимание на то, что участники данной конференции подчеркивают, что новые модели открытых инноваций опираются на масштабные сетевые взаимодействия, активную торговлю технологиями и иными объектами капитала знаний [7].
А.А. Алетдинова и Г.И. Курчеева, говоря о формировании цифровой экосистемы, отмечают, что социально-экономические отношения все больше переходят в сетевое пространство, и ключевым фактором успешности такой трансформации является развитие цифровой культуры в организациях. Выделяются основные положительные моменты перехода отраслевых предприятий к цифровизации: организация торговых площадок; образование виртуальных организаций в сетевом пространстве; снижение трансакционных издержек, а также увеличение скорости проводимых операций. Также отмечается, что благодаря цифровиза-ции увеличится количество открытых инноваций, активы будут интегрированы в цифровую экосистему вместе с партнерами, участвующими в цепочке создания стоимости. Вместе с тем в современной России неэффективно используются социальные каналы и интернет-технологии, что может быть резервом для развития инноваций. Информационные технологии открывают для бизнеса возможности инновационного развития: web-сайты способствуют разработке и продвижению инноваций, социальные сети и мобильные приложения создают конкурентные преимущества для предприятия при реализации товаров и услуг [12].
Важность и развитие IT-сетей описывается и в материалах зарубежных авторов, которые считают, что основными составляющими цифровизации являются технические средства, технологии, социальные сети и обмен знаниями. Все указанные элементы обеспечат, по их мнению, непрерывные инновации, доступ к знаниям, глобальным цепочкам добавленной стоимости и т. п. [13].
Подчеркивая важность информационных технологий для бизнеса, Е.Н. Ефимов, в частности, отмечает, что «интернет-экономика способствует инновационному развитию производительных сил страны, в этих условиях интеграция предприятий в виртуальные бизнес-отношения становится насущной необходимостью субъектов экономических отношений. Интернет-экономика способствует инноваци-
онному развитию производительных сил страны, а в этих условиях интеграция предприятий в виртуальные бизнес-отношения становится насущной необходимостью субъектов экономических отношений» [14, с. 149].
Возвращаясь к исследованию А.Е. и М.А. Миллеров, хотелось бы отметить, что, говоря о проблемах технологического развития отечественных производителей, авторы указывают на такой серьезный фактор, тормозящий широкое применение ППТ, как элементарное отсутствие у предприятий информации об отечественных разработках.
Приведенные выше мнения исследователей позволяют сделать следующий вывод: учитывая глобальное перестроение экономики на цифровизацию и развитие интернет-технологий, корпоративные сайты компаний должны служить «проводниками» активного применения и внедрения отечественных разработок. Сетевое пространство постепенно будет вовлекать в эффективное взаимодействие как промышленные предприятия, так и научные организации, вузы с целью обеспечения информацией всех заинтересованных сторон, установления деловых контактов для технологического сотрудничества.
Гипотезы и методы исследования. После рассмотрения различных теоретических подходов по изучаемой тематике автором был определен объект исследования, в качестве которого будут выступать отечественные машиностроительные предприятия, входящие в инновационный рейтинг «ТехУспех».
Следует отметить, что во многих развитых странах последние годы пристальное внимание уделяется быстрорастущим инновационным компаниям среднего размера, которые, по мнению многих специалистов, признаются важной частью национальных экономик. Большое количество программ государственной поддержки таких компаний существует в Европе и Азии, а также в Северной (Канада) и Южной (Бразилия) Америке, Австралии и Африке (ЮАР). Несмотря на некоторое отставание России в этом направлении, в июле 2016 г. по приказу министра экономического развития РФ стартовал приоритетный проект «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» (Национальные чемпионы), и базой для данного проекта выбран рейтинг «ТехУспех», который составляется с 2012 г. За годы существования рейтинг зарекомендовал себя как
эффективный инструмент поиска, мониторинга и продвижения перспективных быстрорастущих средних технологических компаний, которые обладают высоким потенциалом лидерства как на российском, так и на глобальном рынке. По мнению авторов методологии рейтинга, потенциальные лидеры должны в перспективе сыграть ключевую роль в развитии и модернизации российских технологических отраслей [6].
Принимая во внимание наработанный авторитет рейтинга «ТехУспех» и его поддержку со стороны Министерства экономического развития РФ, именно входящие в него предприятия выбраны в качестве базы исследования. Для целей исследования представляет наибольший интерес рейтинг инновационных компаний, критерии отбора в который следующие: за последние три года доля средних затрат на НИОКР должна быть не менее 5 %, на технологические инновации - не менее 10 %, доля новой или существенно улучшенной продукции - не менее 20-30 % от общей выручки, минимальный возраст компании - 4 года.
В рейтинг инновационных предприятий «ТехУспеха» за 2016 г. включено 100 компаний. Из данного перечня автором были выделены промышленные предприятия машиностроительной отрасли, общим количество 56 организаций, в число которых вошли компании следующих отраслей: машиностроение и нефтегазовое оборудование (17), промышленное оборудование (10), транспорт (1), электроника и приборостроение (28).
Самым распространенным способом исследования web-сайтов отечественных машиностроительных компаний является нахождение конкретного предприятия с помощью поисковой системы и просмотр всей необходимой информации на корпоративном web-сайте. Для того чтобы исследовать открытость web-сайтов предприятий машиностроения на тему ППТ, автором был сформирован следующий перечень информации, необходимой для изучения:
- наличие однотипной информации (информация о компании, продукция, лицензии и патенты, участие в выставках, контакты, услуги, новостная лента);
- удобство навигации (присутствие на сайте вкладки «поиск») и доступность информации - свободный доступ на сайт либо ограниченный (платный, требующий регистрации);
по некоторым интернет-данным, 15-20 % пользователей сайтов сразу обращаются к поиску по сайту, чтобы быстро найти требуемую информацию;
- присутствие вкладки, указывающей на тему исследования (например, «передовые производственные технологии», «технологии», «производство», «инновации», «разработки»).
Определив основную исследовательскую группу, можно сформулировать следующую гипотезу: так как предприятие, попавшее в рейтинг «ТехУспеха», соответствует критериям инновационности, предполагается, что его корпоративный сайт должен быть информационно насыщен сведениями о технологичности и «инновационной продвинутости» компании.
Результаты исследования. В ходе исследования было проверено, есть ли строго установленная однотипная информация, касающаяся разделов web-сайтов для промышленных предприятий. Оказалось, что строго зафиксированных данных для этого нет, но существуют некоторые рекомендации разработчиков
В случае отсутствия указанных вкладок автором рассматривалось, размещаются ли на сайтах машиностроительных предприятий материалы на изучаемую тему, которые можно было найти в новостной ленте, в публикуемых статьях, а чаще всего в общей информации о компании. Из 56 компаний только 12 предприятий размещали на своих сайтах информацию о различных вопросах технологического развития. Это была информация о следующих технологических трендах: робототехника, выпуск медицинских роботов-симуляторов, выпуск беспилотных летательных аппаратов, интернет вещей, применение композитных материалов, 3D-печать, интеллектуальные технологии оснащения зданий, офисов, учреждений, транспортных средств.
Дополнительно изучалось, присутствует ли на web-сайтах предприятий какая-либо ин-
web-сайтов по наполнению сайта следующими разделами: информация о компании, продукция компании, качество, закупки и тендеры, партнеры, новости, контакты, вакансии, обратная связь. В результате исследования 56 web-сайтов было выявлено, что указанная выше информация стандартна и присутствует на сайтах практически всех исследуемых организаций. Кроме этого, обратим внимание, что данная информация на сайтах безусловно необходима и направлена в целом на потребителей продукции компаний (клиентов) и партнеров.
Что касается удобства навигации и доступности информации, то можно отметить, что практически у всех компаний сайт свободно открывается и можно воспользоваться системой поиска, однако у двух предприятий на web-сайтах отсутствовала какая-либо информация об их деятельности.
И наконец, изучая присутствие раздела (вкладки), связанного с технологическим развитием предприятия, выявлено, что из 56 корпоративных сайтов всего 9 имеют данную информацию (табл.).
формация о научной и исследовательской детальности компании. Было выявлено, что всего 19 производителей размещают информацию о собственных научно-исследовательских лабораториях, конструкторских бюро и подобном, 5 - заявляли о сотрудничестве с вузами, 2 - имеют базовую кафедру при вузах, 1 -имеет собственный научно-технический совет. У большинства производителей машиностроительной отрасли (33 предприятия) указанная информация на корпоративных сайтах отсутствует.
Обобщим результаты исследования:
- 16 % исследуемых организаций имеют на корпоративном сайте раздел о технологическом развитии;
- меньше половины организаций (46 %) сообщают о своей научно-исследовательской деятельности, о сотрудничестве с вузами и т. п.;
Представленность информации о технологическом развитии на web-сайтах предприятий
Раздел корпоративного сайта предприятия Количество предприятий
Перспективные разработки 1
Проектирование 1
Изобретения 1
Исследования 1
Инновации 4
Новые технологии 1
- 21 % компаний открыто сообщает, что использует новейшие технологические тренды.
Заключение. В результате проведенного исследования web-сайтов 56 машиностроительных предприятий, входящих в инновационный рейтинг «ТехУспеха», можно сформулировать следующие выводы. Поставленная в начале авторского исследования гипотеза не подтвердилась. Очень низкий процент инновационных организаций уделяет внимание информации об их технологичности на своих корпоративных сайтах. Учитывая то, что исследуемые предприятия в своей деятельности обязательно уделяют особое внимание НИОКР и технологическим инновациям, тем не менее открытость их web-сайтов по технологическому развитию собственного производства можно оценить как крайне низкую, что говорит об информационной закрытости и непрозрачности деятельности компании в научно-технологическом развитии. Такой результат исследования, по мнению автора, можно объяснить следующими причинами: во-первых, можно допустить, что руководство предприятия намеренно не распространяет информацию о своих «технологических прорывах» с целью получения конкурентных преимуществ, либо инновационные изменения тесно связаны с особой секретностью технологических разработок; во-вторых, можно предположить наличие низкого интереса руководства к информационной насыщенности корпоративных web-сайтов и нежелания уделять этому вопросу особое внимание.
Между тем, на сегодняшний день, учитывая глобальные технологические изменения в мире, широкое применение Интернета и электронных технологий, по мнению автора, компаниям необходимо обратить внимание на информированность их интернет-страниц о научно-технологическом развитии для того, чтобы показать инновационную направленность и стремление к технологическому прорыву, что вполне реализуется через позиционирование компании на корпоративном web-сайте. Это позволит привлечь внимание к предприятию и заинтересовать в технологическом направлении не только отечественных партнеров, но и зарубежных. Для этого на web-сайт компании, кроме стандартных разделов, автором предлагается обязательно включать раздел об инновациях, при этом достаточно краткой информации о передовых разработках и технологиях. В случае, когда технологические разработ-
ки компании, в силу различных обстоятельств, невозможно раскрывать на web-сайте, предлагается установить не только общие сведения о готовности предприятия к сотрудничеству в технологическом направлении. Все это позволит производителям на первоначальном этапе знакомства с предприятием повысить интерес к нему со стороны партнеров. Кроме этого, результаты данного исследования, по мнению автора, следует учесть координаторам инновационного рейтинга «ТехУспех» для осознания важности проблемы информационной закрытости компаний, попавших в их рейтинг. В один из критериев инновационности предлагается включить унифицированные требования к корпоративным сайтам участников, которые обязательно будут включать раздел о технологическом развитии компании.
В целом, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что сегодня предпринимаются различные шаги в области встраивания отечественной промышленности на «технологические рельсы», к примеру: утверждение Указом Президента РФ Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, определение Минпромторгом РФ перечня системообразующих предприятий различных отраслей, образование института Скол-ково и технопарков на базе вузов, создание рейтинга «ТехУспех», привлечение внимания населения к новым технологиям с помощью СМИ, популяризация и пропагандирование среди молодежи престижности профессий, связанных непосредственно с новыми технологическими трендами. Однако, несмотря на все усилия, активизировать деятельность промышленников в направлении технологического развития пока не удается. Одной из существенных причин этого, по видению автора, является отсутствие организационно-экономического механизма, который бы обеспечивал твердую уверенность производителей в успешности проводимых научно-технологических изменений, помогал бы обеспечивать востребованность инновационной продукции и стабильность заказов, гарантировал бы защищенность от финансовых рисков и заинтересовывал в информационной открытости корпоративных сайтов предприятий.
Примечание
1 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations /it_technology/#.
Литература
1. Промышленное производство в России. 2016 : стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 47 с.
2. Наука. Инновации. Информационное общество: 2016 : крат. стат. сб. / Г. И. Абдрахмано-ва и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - 80 с.
3. Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2015 г. - М. : НИУ ВШЭ, 2016. - 14 с.
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2017 : стат. сб. / Н. В. Городникова и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - 328 с.
5. Публичный аналитический доклад по развитию новых производственных технологий / Сколковский Институт Науки и Технологий. - 2014. - 203 с.
6. От ТехУспеха к Национальным чемпионам : Нац. рейтинг рос. быстрораст. технол. компаний «ТехУспех-2016». - М., 2016. - 152 с. - URL : http://www.ratingtechup.ru/images/catalog 2016.pdf.
7. Глобальные тренды и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации: краткие тезисы : докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 11-14 апр. 2017 г.) / Л. М. Гохберг и др. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 39 с.
8. Миллер А. Е., Миллер М. А. Концептуальные основы технологизации промышленного производства // Изв. Ур. гос. экон. ун-та. - 2016. - № 6 (68). - С. 89-98.
9. Дежина И., Пономарев А., Фролов А. Перспективные производственные технологии: новые акценты в развитии промышленности // ФОРСАЙТ. - 2014. - Т. 8. - № 2. - С. 16-29. - DOI: 10.17323/1995-459x.2015.1.20.31.
10. Разработка системы инновационной подготовки производства в машиностроении / С. Г. Селиванов и др. // Инновации. - 2013. - № 3 (173). - С. 78-84.
11. Вертакова Ю. В. Оценка инновационного развития отраслей промышленности России с целью выявления точек кластерного роста // Теоретические основы формирования промышленной политики : моногр. / под ред. А. В. Бабкина. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - С. 103-152.
12. Алетдинова А. А., Курчеева Г. И. Теоретические положения по формированию цифровой экосистемы // Выход из кризиса: развитие экономики и промышленности : моногр. / под ред. А. В. Бабкина. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 236-259. - DOI: 10.18720/IEP/2016.2/12.
13. Nachira F., Dini P., Nicolai A. A. Network of Digital Business Ecosystems for Europe: Roots, Processes and Perspectives. - Bruxelles : European Commission, 2007. - 23 p.
14. Ефимов Е. Н. Инновационный потенциал интеграции бизнес-отношений предприятий в Интернет-среду // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 3-1 (70). - С. 149-152.
References
1. Industrial production in Russia. 2016, statistical collection, Moscow, Rosstat publ., 2016, 47 p. (in Russian).
2. Abdrakhmanova G.I. et al. Science. Innovation. Information society: 2016, short statistical collection, Moscow, HSE publ., 2016, 80 p. (in Russian).
3. The investment activity of Russian industrial enterprises in 2015, Moscow, HSE publ., 2016, 14 p. (in Russian).
4. Gorodnikova N.V. et al. Indicators of innovative activities: 2017, statistical collection, Moscow, HSE publ., 2017, 328 p. (in Russian).
5. Public analytical report on the development of new production technologies, SKOLKOVO Institute of Science and Technology, October 2014, 203 p. (in Russian).
6. From the List of National Champions, national rating, Moscow, 2016, 152 p., available at: http://www.ratingtechup.ru/images/catalog2016.pdf. (in Russian).
7. Gokhberg L.M. et al. Global trends and prospects of scientific and technological development of the Russian Federation: a brief abstract, report to the XVIII April International scientific Conference on development of economy and society, Moscow, April, 11-14, 2017, Moscow, HSE publ., 2017, 39 p. (in Russian).
8. Miller A.Ye., Miller M.A. Conceptual Framework of Technologization of Industrial Production. Journal of the Ural State University of Economics, 2016, no. 6 (68), pp. 89-98. (in Russian).
9. Dezhina I., Ponomarev A., Frolov A. Advanced Manufacturing Technologies in Russia: Outlines of a New Policy. Foresight-Russia, 2015, Vol. 9, no 1, pp. 20-31. DOI: 10.17323/1995-459x.2015.1.20.31. (in Russian).
10. Selivanov S.G., Pan'shina O.Yu., Poezzhalova S.N., Borodkina O.A. System Development of Innovation Training of Manufacturing in Machine-Building. Innovations, 2013, no. 3 (173), pp. 78-84. (in Russian).
11. Vertakova J.V. Assessment of innovative development of Russian industry in order to identify points cluster growth, in: Babkin A.V. (Ed.) Teoreticheskie osnovy formirovaniya promyshlennoi politiki [Theoretical foundations of industrial policy], St. Petersburg, SPbPU publ., 2015, pp. 103-152. (in Russian).
12. Aletdinova A.A., Kurcheeva G.I. Theoretical basis of the digital ecosystem formation, in: Babkin A.V. (Ed.) Vykhod iz krizisa: razvitie ekonomiki i promyshlennosti [Out of the crisis: the development of the economy and industry], St. Petersburg, SPbPU publ., 2016, pp. 236-259. DOI: 10.18720/IEP/2016.2/12
13. Nachira F., Dini P., Nicolai A. Network of Digital Business Ecosystems for Europe: Roots, Processes and Perspectives, Bruxelles, European Commission, 2007, 23 p.
14. Efimov E.N. Innovatsionnyi potentsial integratsii biznes-otnoshenii predpriyatii v Internet-sredu [Innovative potential of the integration of the business relations of companies in the Internet environment]. Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya, 2016, no. 3-1 (70), pp. 149-152. (in Russian).
Сведения об авторе
Миллер Елена Валерьевна - старший преподаватель кафедры финансов и кредита Адрес для корреспонденции: 644003, Россия, Омск, ул. Партизанская, 6 E-mail: [email protected]
About the author
Miller Elena Valeryevna - senior lecturer of the Department "Finance and Credit" Postal address: 6, Partizanskaya ul., Omsk, 644003, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Миллер Е. В. Исследование информационной открытости технологического развития российских машиностроительных предприятий (на примере корпоративных шеЬ-сайтов) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 4 (60). - С. 62-70. - 001: 10.25513/1812-3988.2017.4.62-70.
For citations
Miller E.V. The research of information transparency of technological development of Russian machine-building enterprises (on the example of corporate web-sites). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 4 (60), pp. 62-70. DOI: 10.25513/18123988.2017.4.62-70. (in Russian).