УДК 371.31
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (на примере филиала СКФУ в г. Пятигорске)
Ю.С. Дадаян, И.А. Свинторжицкая, О.В. Соломинцева, О.В. Анцелевич, Л.П. Пилат, Е.М. Шевченко
Инновационный тип общественной системы, направленный на расширение возможностей влияния личности на социальные и экономические процессы, возможен при успешной социализации человека через его профессиональную деятельность, что повлияло на развитие системы высшего образования.
Образование в XXI в. не должно сводиться лишь к усвоению знаний, оно предполагает развитие мыслящей и деятельной личности. Его смысл заключается в том, что необходимо ввести обучающегося в мир развития с самого начального этапа, где и создается основа к его дальнейшему образованию, которое он будет получать в течение жизни, а не однажды на всю жизнь. Этому способствуют новейшие педагогические технологии, используемые с целью усовершенствования процесса образования с учетом интересов развития личности. Многие педагоги одними из наиболее эффективных педагогических технологий считают: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и др. [1].
На кафедре иностранных языков филиала СКФУ в г. Пятигорске преподаватели активно внедряют в учебный процесс современ-
Дадаян Юлия Сергеевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г Пятигорске, 357503, г. Пятигорск, пр. Кирова, 45, e-mail: [email protected];
Свинторжицкая Ирина Андреевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая той же кафедрой e-mail: [email protected], т. 8(8793)331237;
Соломинцева Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент той же кафедры, e-mail: [email protected], т.8(8793)331237;
Анцелевич Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент той же кафедры, e-mail: ancelevich@ mail.ru, т. 8(8793)331237;
Пилат Лариса Павловна - кандидат исторических наук, доцент той же кафедры, e-mail: [email protected];
Шевченко Елена Михайловна - кандидат исторических наук, доцент той же кафедры, e-mail: [email protected].
ные личностно ориентированные технологии обучения, среди которых проектная методика представляется нам очень эффективной.
Несмотря на современный статус, данная методика имеет многолетнюю историю - она в образовательном процессе используется уже около ста лет. Основоположниками метода проектов можно по праву считать американских педагогов и философов Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др. [2]. В 20-е годы ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги М.В. Крупени-на, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий [3].
Проектная технология получила широкое распространение в различных предметных областях и в воспитательном процессе как личностно ориентированная технология, реализующая обучение в сотрудничестве. Популярность проектной технологии, как среди учащихся, так и среди преподавателей и ее перспективность объясняются тем, что проектное задание связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания.
При этом создание проекта является личным образовательным продуктом и делает процесс овладения предметным знанием значимым для учащегося, личностно мотивированным. Данная технология основана
Yulia Dadayan - senior teacher of the Department of Foreign Languages of the North Caucasian Federal University (Branch) in Pyatigorsk, 45, Kirov Street, Pyatigorsk, 357503, e-mail: [email protected];
Irina Svintorzhitskaja - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Same Department, e-mail: svintorzhitskaja. [email protected], tel. +78(8793)331237;
Olga Solomintseva - Ph.D. in Philosophy, associate professor, assistant professor of the Same Department, e-mail: [email protected], tel. +7(8793)331237;
Olga Antselevich - Ph.D. in Pedagogy, associate professor, assistant of the Same Department, e-mail: [email protected], tel. +7(8793)331237;
Larisa Pilat - Ph.D. in History, Associate professor of the of the Same Department, e-mail: [email protected];
Elena Shevchenko - Ph.D. in History, Associate professor of the Same Department, e-mail: [email protected].
на идее взаимодействия учащегося в группе в ходе учебного процесса, взаимного обучения, при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.
Проектная технология позволяет сделать учебно-познавательную деятельность актуальной и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития творческой деятельности учащегося, обеспечивает по настоящему продуктивный характер учебной деятельности. По существу проектная технология - это взаимодействие в ходе обучения, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия.
Основной целью метода проектов можно считать предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые возникают в разных областях профессиональной сферы студентов. Преподаватель здесь выступает в роли координатора, дополнительного источника информации и наставника.
В отечественной педагогике была разработана классификация проектов. Наиболее полно она представлена, на наш взгляд, в работе [1], где выделены следующие разновидности проектов:
- по методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, практико-ориентированные;
- по характеру координирования проекта: с явной координацией, со скрытой координацией;
- по характеру контактов: внутренние (региональные), международные;
- по количеству участников: личностные (индивидуальные), парные, групповые;
- по продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Активно применяя данную методику во всех учебных дисциплинах в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века, педагоги стали рассматривать его и как один из до-
статочно эффективных методов преподавания иностранного языка, выделяя два основных аспекта:
- метод проектов позволяет использовать иностранный язык в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения, выбор темы будущего проекта зависит от самих учащихся;
- акцент делается на самостоятельную или групповую работу учащихся.
Существует много подходов к процессу обучения иностранному языку с точки зрения проектной методики, но как наиболее отвечающие целям и задачам учебного процесса в нашем вузе мы выделяем: внеаудиторную работу; альтернативу к основному курсу обучения; часть традиционного курса обучения.
Примерами проектов по иностранному языку, используемых преподавателями нашей кафедры как форму внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины; участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, учебного заведения, города; подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время. При этом важную роль играют внешние стимулы для организации проектов (поощрения, призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.). [4]. Следует учесть, что такое использование проектов требует много времени со стороны как учащихся, так и преподавателей.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы наглядно представляются в виде стенда, брошюры, видеофильма, театрального представления в зависимости от поставленной цели. Наиболее ярким примером таких проектов для наших студентов 1-го курса является "Путешествие по Великобритании". Мы можем с уверенностью сказать, что учащиеся
всегда с большим интересом берутся за такой вид деятельности. На первом этапе студентам предлагается найти географические карты Великобритании, затем подобрать иллюстрации самых знаменитых мест, выбрать интересные факты из истории, особенно малоизвестные, и проследить за развитием страны до наших дней. Работа делится на три части:
- подготовка стенда (географическое положение Великобритании);
- подготовка слайдов и краткое их описание (достопримечательности);
- историческая справка (доклад, эссе и т. д).
После этого можно развивать тему дальше, и взять, к примеру, проект "Англоговорящие страны" и работать по такому же принципу.
Курс обучения, в основе которого лежит проектная методика, строится как цепочка проектов, тематически связанных между собой и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала. Преподавателями нашей кафедры разработаны модули, содержащие основные темы для развития устной и письменной речи, которые используются в работе над проектами, что ведет к лучшему усвоению предлагаемого материала. Многие работы становятся творческими, и их можно применять как часть занятия, как одно из заданий аудиторного занятия или как заключительное задание урока. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реальных-коммуникативных задач.
Чтобы приступить к проектной деятельности, необходимо подобрать темы, которые могли бы заинтересовать студентов. Традиционно мы предлагаем такие темы: "Путеводитель по стране изучаемого языка", "Кухня народов мира", "Мое хобби - путешествие" и т.д. С этими темами обучающиеся были знакомы еще в школе, поэтому они могут использовать уже знакомую им лексику, постепенно усложняя задания. Надо заинтересовать учащихся и дать им возможность понять, что занятие может быть не скучным, а увлекательным и разнообразным, и что сделать его таковым студенты могут сами.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить ряд ви-
дов проектов в области изучения иностранного языка:
Практические проекты На своих занятиях мы стараемся не только обучать студентов говорить на иностранном языке, но и предлагаем им заняться прикладной деятельностью. На факультете дизайна студентам предлагается создать коллекцию одежды и представить ее на суд зрителей, на технологическом факультете студенты всегда с удовольствием устраивают дегустацию разнообразных блюд и т.д. Данная работа предназначена для индивидуальной деятельности и порождает дух состязательности. Игровые - ролевые проекты Это разыгрывание фрагментов занятия (программы практики устной речи, грамматики, фонетики). Здесь мы предлагаем студентам раскрыть свой творческий потенциал и попробовать себя в роли туриста, таможенника, строителя, создать ситуацию, приближенную к его профессиональной деятельности.
Информативно-исследовательские проекты
В качестве примера назовем такой проект, как «Изучение региона какой-либо страны». Результатом такой работы может служить доклад, сочинение, презентация. Сценарные проекты Уже ставшие традиционными, такие проекты в нашем университете вовлекают в деятельность все больше студентов различных специальностей, которые отвечают за определенный вид работы, образуя тем самым один целостный проект, объединенный одной темой и одними задачами. Ежегодно проводятся межфакультетские мероприятия. Одним из наиболее ярких примеров является проект "Строительство завода Rolls-Royce в Пятигорске". Этот проект является междисциплинарным, в его подготовке принимали участие кафедры строительства, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, технологии продуктов общественного питания и пищевых производств, дизайна. Творческие работы
Примерами могут служить свободное литературное сочинение, перевод научной специализированной литературы на родной язык (программы практики устной и письменной речи).
Издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, чертить, организовывать презентации, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету, можно создать и свой видеофильм. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями: студент, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать, осуществлять техническую сторону проекта.
Применяя проектную методику в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что целесообразнее применять две разновидности проектов:
- проект как форму внеаудиторной работы;
- проект, интегрированный в традиционный учебный процесс.
Продемонстрировать эффективность использования проекта как формы внеаудиторной работы, мы предлагаем на примере мероприятия, которое, с одной стороны, показало умение и желание обучающихся общаться на иностранном языке в сфере своей профессиональной деятельности, с другой - раскрыло творческий потенциал его участников.
Тема была выбрана с учетом интересов студентов двух различных факультетов -строительно-энергетического и факультета информационных систем и технологий "Smart house" ("умный дом").
Основная цель данного мероприятия -развитие познавательной активности, творческих способностей и повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Каждому факультету было предложено создать свой "умный дом", и каждый из участников принялся за работу по-своему.
Студентами строительного факультета такой дом был "построен" из фанеры, причем он отвечал всем требованиям "умного дома": двери открывались при помощи дистанционного управления, так же зажигался свет, звучала музыка.
Выполнив первое задание, учащиеся приступили ко второму: описание дома на английском языке. На этом этапе они выявляли и формулировали стоящие перед ним задачи и проблемы, находили пути их решения при помощи необходимых источников (были использованы и смонтированы кадры из филь-
ма "Smart house", найдены рекламные ролики новейших технологий, используемых в строительстве; силами студентов факультета информационных технологий был сделан фильм о развитии общества от древних времен и до наших дней).
Студенты блестяще применили полученную информацию в своем проекте. На данном этапе они четко формулировали свои мысли в устной форме, анализировали полученную информацию, участвовали в создании новых идей. Здесь была представлена работа не отдельной личности, а коллектива в целом и тем самым активизировалась совместная познавательная деятельность.
Использование данного метода позволило сформировать индивидуальное восприятие мира, дало возможность творческого преобразования, широкого использования своего опыта в интерпретации и оценки фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностных ценностей.
Примером использования метода проектов, интегрированного в традиционный учебный процесс, может служить творческая работа под названием "Дом моей мечты". Данный вид творческой работы предлагается проводить как заключительный этап по теме "My flat" ("Моя квартира") или "My house" ("Мой дом").
Студентам инженерных специальностей не составит труда начертить план дома или подготовить проект здания. Здесь хорошо видна связь с другими предметами, изучаемыми параллельно с иностранным языком. Но целью является описание дома, его внешнего вида, расположения материалов, применяемых при его строительстве и т.п.
Происходит отбор нужной информации, обобщение, выделение главного. Требуется умение преподнести эту информацию. Здесь работа является не групповой, а индивидуальной. Учащиеся могут раскрыть себя в полной мере, поучаствовать в дискуссиях, отстоять свою точку зрения. Их основная задача заключается в том, чтобы хорошо продумать цели, которые они должны достигнуть. Их сообщение должно быть подчинено логике небольшого исследования и иметь определенную структуру. В процессе этой работы студенты развивают свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретают определенные учебные навыки, которые помо-
гут им в дальнейшей деятельности. Изучение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики требует высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений.
Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы студентов. При этом важно, чтобы проекты не только были ориентированы на внешний (наглядный) результат, но и реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера. Проект, который исполняют студенты, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или других людей, студенты должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Совместная работа над подготовкой проекта - это прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде.
В основном большинство проектов выполняется в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения можно оценить усвоение учащимися определенного учебного материала.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.
Итак, проектная работа основана на формировании учебной компетенции учащегося, развитии продуктивной учебной деятельности, ориентирована на личностно значимую, познавательную мотивацию учащегося.
Она определяется самими учащимися в ходе обсуждения и с учетом реальных потребностей и интересов всех участников проектной группы, нацелена на создание личного образовательного продукта и обеспечивает условия для развития творческих качеств учащегося как языковой личности, а также носит межпредметный характер.
Еще раз подчеркнем, что проектная методика в первую очередь направлена на личность обучающегося, на его стремления и возможности, интересы и потребности. Педагог здесь является координатором процесса обучения, его главная цель - направлять и помогать, развивать у студентов чувство взаимопомощи, самостоятельность, познава-тельность, что обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, расширению кругозора, развитию самостоятельной, поисковой, исследовательской, аналитической, сопоставительной деятельности, развитию благородных чувств и стремлений, эстетических взглядов; повышению уровня компетентности учащихся в области информационной культуры; мотивации, интереса к предмету, исследуемому материалу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр "Академия", 2003.
2. Дьюи Д. Школы будущего // Народное образование. 2000. № 8. С. 244-269; Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе // Пер. с англ. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. 44 с.; Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926.
3. Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. М.: Работник просвещения, 1929. 186 с.; Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. 304 с. + 416 с.
4. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теории и практика // Сайт центра методических информационных ресурсов. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php.
28 февраля 2013 г.