Научная статья на тему 'Возможности использования проектной методики при преподавании иностранных языков'

Возможности использования проектной методики при преподавании иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / PROJECT METHOD / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванцова Н.В., Исламов Д., Хусяинов Т.М.

Авторы данной работы рассматривают возможность использования проектной методики в рамках преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях. В статье рассматриваются основные особенности данной методики и их проявление в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванцова Н.В., Исламов Д., Хусяинов Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PROJECTIVE TECHNIQUES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The authors of this study are considering the use of projective techniques in the framework of the teaching of foreign languages in higher education. The article discusses the main features of this technique and their manifestation in the process of learning of foreign language.

Текст научной работы на тему «Возможности использования проектной методики при преподавании иностранных языков»

Педагогические науки

№ 10. - 2016

УДК 37

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Н.В. Ванцова, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - Нижний Новгород (Нижний Новгород, Россия).

Д. Исламов, Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан) Т.М. Хусяинов, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - Нижний Новгород; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Global Association for Humanities and Social Science Research (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. Авторы данной работы рассматривают возможность использования проектной методики в рамках преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях. В статье рассматриваются основные особенности данной методики и их проявление в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: проектный метод, иностранный язык, преподавание, университет.

USE OF PROJECTIVE TECHNIQUES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Abstract. The authors of this study are considering the use of projective techniques in the framework of the teaching of foreign languages in higher education. The article discusses the main features of this technique and their manifestation in the process of learning of foreign language.

Keywords: project method, foreign language teaching, university.

В современных условиях расширения международных контактов в современном мире, процессов глобализации и формирования международного рынка труда, а также усложнения производственных процессов всё большее значение приобретает знание иностранных языков и иноязычное общение. Знание иностранных языков становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, особенно среди молодого поколения, которое вынужденно включаться в трудовые отношения, не имея достаточного опыта и обладая в большей степени теоретическими знаниями. Таким образом, роль дисциплины «иностранный язык» в процессе обучения значительно возрастает.

В контексте личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранным языкам, важное место занимает обучение посредством сотрудничества. В данном контексте мы рассмотрим использование проектных методик при обучении иностранным языкам, однако отметим, что эта технология исчерпывает понятие личностно-ориентированного подхода.

Современное образование не должно сводиться к простому усвоению знаний, оно предполагает развитие мыслящей и деятельностной личности. Проектный метод представляет собой процесс самостоятельной работы студентов по разработке идеи и планированию. При этом внимание уделяется формированию условий реализации проекта: поиск не-

обходимых ресурсов, материалов, определение основных участников. Проектная методика основанная на внутригрупповом взаимодействии в ходе учебного процесса, взаимном обучении, а ответственность за результат становится не только индивидуальной, но и коллективной [1].

Метод проектов возник ещё в начале XX века, когда педагоги и учёные начали искать способы развития активного самостоятельного мышления ребёнка, обучения его не только запоминанию и воспроизведению полученных знаний, но и умению применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи и У. Килпатрик обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности учащихся при решении общей проблемы. Основоположниками метода проектов можно считать американских исследователей Дж. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса и др., в 1920-е работать в этой области начали советские педагоги М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий.

Проектный метод в последние годы набирает всё большую популярность как при обучении в университете, так и в школьном образовании. Использование проектных методик в современном университете может быть успешно адаптировано к существующей в России системе занятий.

Участие в проектной деятельности позволяет обучаемому раскрыть свой творческий потенциал, проявить активность и самостоятельность.

Важное значение проектной методики при изучении иностранных языков проявляется в возможности создания студентами собственного образовательного продукта, поскольку данная деятельность сопряжена с личностной мотивацией и делает процесс овладения предметным знанием значимым для студента.

Кроме того, в контексте требований ФГОС [6] относительно учета профессиональной специфики при изучении иностранных языков, использование проектной методики позволяет ставить перед студентами задачи, напрямую связанные с будущей профессией. Студенты получают возможность проявить свои профессиональные знания в сочетании со знаниями иностранных языков [3].

Процесс создания проекта студентами позволяет студентам принять на себя и выполнять различные социальные роли, организатора или исполнителя, решать различные проблемные задачи, возникающие в ситуациях реального взаимодействия.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что проектная методика при освоении иностранных языков позволяет сделать учебную деятельность более практико-ориентированной, даёт студентам возможность активизироваться как субъектам деятельности, проявить свой личностный потенциал, а также посредством взаимодействия приобрести необходимые иноязычные навыки.

В условиях использования проектной методики преподаватель выступает в роли координатора и наставника, он может предоставлять дополнительную информацию, а также оценивает выполненную работу.

Использование данной методики повышает интерес студентов к изучению иностранных языков с помощью развития внутренней мотивации, когда центр образовательного процесса переходит с преподавателя на самого студента [2]. При реализации проекта студенты получают возможность сотрудничества и взаимодействия, что сопряжено с процессом получения знаний и приобретением коммуникативных навыков.

№ 10. - 2016

Литература:

1. Дадаян Ю.С.. Свинторжицкая И.А., Соломинцева О.В., Анцелевич О.В., Пилат Л.П., Шевченко Е.М. Использование проектной методики в обучении иностранным языкам в неязыковом ВУЗе // Научная мысль Кавказа. 2013. №2. С. 71-75.

2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 5. С. 38-40.

3. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. №2 (14). С. 121-129. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey#ixzz4Vk1sNFom

4. Минакова Л.Ю. Обучение иноязычному дискурсу студентов неязыковых специальностей с использованием профессионально ориентированной проектной деятельности / под науч. ред. С.К. Гураль. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000498826

5. Насырова Д.М., Очилова М.Р., Кадырова З.Б. Проектный метод // Наука. Мысль. 2014. № 6. С. 43-47. URL: wwenews.esrae.ru/6-43

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

References:

1. Dadajan Ju.S.. Svintorzhickaja I.A., Solominceva O.V., Ancelevich O.V., Pilat L.P., Shevchenko E.M. Ispol'zovanie proektnoj metodiki v obuchenii inostrannym jazykam v nejazykovom VUZe // Nauchnaja mysl' Kavkaza. 2013. №2. S. 71-75.

2. Dusheina T.V. Proektnaja metodika na urokah inostrannogo jazyka // Inostrannye jazyki v shkole. 2003. № 5. S. 38-40.

3. Matuhin D.L. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku studentov nelingvisticheskih special'nostej // Jazyk i kul'tura. 2011. №2 (14). S. 121-129. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey#ixzz4Vk1sNFom

4. Minakova L.Ju. Obuchenie inojazychnomu diskursu studentov nejazykovyh spe-cial'nostej s ispol'zovaniem professional'no orientirovannoj proektnoj deja-tel'nosti / pod nauch. red. S.K. Gural'. - Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta, 2014. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000498826

5. Nasyrova D.M., Ochilova M.R., Kadyrova Z.B. Proektnyj metod // Nauka. Mysl'. 2014. № 6. S. 43-47. URL: wwenews.esrae.ru/6-43

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart

— • —

Сведения об авторах

Наталья Владимировна Ванцова, преподаватель департамента социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород (Нижний Новгород, Россия).

Дильшод Исламов, преподаватель французского языка, Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан)

Тимур Маратович Хусяинов, менеджер факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - Нижний Новгород; аспирант кафедры философии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;

Global Association for Humanities and Social Science Research (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.