УДК 81-139
М.Н.Ангелова
Кандидат исторических наук Северо-кавказкий федеральный университет(филиал в г.Пятигорске)
Доцент кафедры иностранных языков,
Ю.С. Дадоян Доцент кафедры иностранных языков
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ INTERNET
В связи с всё более активным применением новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам представляется интересным изучение опыта систем дистанционного образования, а также возможное применение этого опыта в образовательных учреждениях. Понятия дистанционное обучение и дистанционное образование существенно отличаются. Дистанционное обучение рассматривается как реализуемый в специфической дидактической системе целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени. Дистанционное образование определяется как система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется студентом достижение и подтверждение образовательного ценза.
Центральным звеном системы дистанционного образования являются средства телекоммуникации Среди всех технических средств, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер сегодня выступает самым важным в процессе обучения иностранным языкам. Исследования отечественных и зарубежных учёных, педагогов-практиков свидетельствуют о том, что применяемые адекватным образом современные компьютерные технологии, в частности Интернет, могут существенным образом содействовать эффективности преподавания и изучения иностранных языков.
В первую очередь это обеспечивается тем, что международная компьютерная сеть предоставляет огромное количество информации, обрабатывая которую обучающиеся являются не только потребителями накопленных человеческих знаний, но и создают при этом что-то сами, выступая в роли созидателей. Интернет повышает мотивацию у изучающих иностранный язык, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения, делает доступным аутентичные материалы, усиливает коммуникативное взаимодействие, обеспечивает независимость от одного, а иногда и единственного, источника информации.[1]
Поиски путей эффективного обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам, велись давно во многих странах мира. Для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи, а в последние годы - CD-ROM.
Однако проблема самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих регулярной связи с преподавателем, довольно сложна для большинства обучаемых. При изучении же иностранных языков она приобретает особую сложность, несмотря на разнообразные попытки придать подобным курсам элементы развлекательности, коммуникативности. Дело в том, что без эффективной, причем систематической, обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя подобные курсы, как правило, обречены на неудачу.[2]
Именно поэтому самые увлекательные телевизионные и радиокурсы, видеозаписи, CD-ROM сами по себе, вне реального учебного процесса под руководством опытного педагога, редко дают ощутимый эффект.
В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам. В настоящее время в сети Интернет можно увидеть в свободном доступе достаточно большое количество таких курсов, однако подавляющее большинство из них все-таки предназначены для
самообразования.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: -эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого; -используемых при этом педагогических технологий;
-эффективности разработанных методических материалов и способов их использования; -эффективности обратной связи.
Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно, действительно, по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.
В этих условиях на первый план в системе дистанционного обучения выходит педагогическая, содержательная его организация. Имеются в виду не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала, а также методы обучения.
Поэтому важно, на каких концептуальных педагогических положениях строится курс дистанционного обучения иностранным языкам. Коротко их можно свести к следующим.
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Самостоятельная работа по овладению различными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания.
Отсюда, с одной стороны, необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.
С другой стороны, при дистанционном обучении обучаемый должен владеть не только пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, уметь работать с электронными справочниками и словарями, которые могут находиться в данном курсе или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работу со справочными электронными материалами.[3]
Любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу (справочные, дополнительные материалы), и оперативного, систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, а также групповую работу с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Кроме того, она должна предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмена мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами, в том числе и зарубежными через сеть Интернет.
Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным при разработке соответствующих учебных материалов и итоговым со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, презентаций, творческих работ. В последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.
Надо помнить, что речь в данном случае идет фактически об электронных учебниках модульного
характера, имеющих очень большую специфику, и потому разрабатывать их должны квалифицированные ученые-методисты, даже не просто учителя, а именно методисты, владеющие к тому же компьютерными телекоммуникационными технологиями.[4]
При овладении любым видом речевой деятельности необходимо опираться на слухомоторные навыки, т.е. в основе обучения любым видам речевой деятельности должны быть устные упражнения (отсюда значимость в таких курсах звуковой основы либо в сетевом варианте, либо на основе CD-ROM);
Овладение иностранным языком предусматривает необходимость опоры на родной язык обучаемых, что обеспечивает сознательное, а следовательно, и более прочное усвоение;
Независимо от избранной методики изучения иностранного языка обучение необходимо строить таким образом, чтобы в сознании обучаемого формировалась система языка.
Вот почему, выбирая часто зарубежные курсы, строящиеся на других методических принципах, особенно если они не учитывают опору на родной язык обучаемых и необходимость сознательного усвоения языкового материала, пользователь не достигает ожидаемых результатов.
Таким образом, разрабатывая концепцию дистанционного обучения иностранным языкам, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств в качестве технологической основы обучения, а с другой - концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне. Кроме того, следует учитывать специфику обучения иностранным языкам общего плана (например, указанные выше закономерности, одинаково рекомендуемые для любой системы обучения) и избираемые при разработке определенного курса концептуальные положения конкретной методической системы.
В настоящее время активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием Интернета. Существуют сторонники идеи обучения иноязычной деятельности только с помощью всемирной сети, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.
Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы распечатываются и используются в ходе традиционного урока. Естественно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении всемирной сети обучение иностранным языкам меняется кардинально: пользователь получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.
Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его непосредственно в студенческой аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Самыми распространенными видами работы в настоящее время являются различные Интернет-проекты. Как известно, проекты могут проводиться и без подключения к всемирной сети. Однако многие преподаватели отмечают, что Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки В ходе работы над проектами студенты применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную информацию. .[5]
Существуют два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.
Темы могут быть следующими: - изучение информации о каком-либо городе, регионе, стране; -составление плана путешествия самолётом, поездом или другим транспортным средством по стране изучаемого языка; - поиск и нахождение информации о возможностях работы или учёбы в стране изучаемого языка и т.д.[6]
Преподаватель должен не только сформулировать тему проекта, но и тщательно подготовить его проведение: определить временные рамки проекта; продумать, какие материалы кроме Интернета могут быть использованы; выбрать оптимальную форму презентации результатов. Следует отметить, что в таком случае работа преподавателя усложняется: даже при очень тщательной подготовке проекта результаты поиска в Интернете не всегда предсказуемы. Преподавателю нужно быть готовым быстро реагировать на различные вопросы обучающихся, помогать им и направлять их работу. Можно сказать, что использование Интернета на уроках предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам преподавателя. Интернет- проекты могут быть различными по своим временным рамкам, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Интернете или даже созданием такой страницы.
Интернет представляет новые возможности и для E-mail-проектов. Различают два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Участники синхронной коммуникации обмениваются письменными сообщениями в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. В аудитории этот вид деятельности трудно организовать, поэтому он больше подходит для индивидуального изучения иностранного языка.[7]
Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, предоставляя возможность продумать, исправить, переписать свой текст. Лучше всего коммуникация по электронной почте осуществляется в виде E-mail-проектов. Залог успешности таких проектов состоит в их тщательном планировании, интересном подборе тем и соответствии уровню обучаемых.
Польза E-mail-проектов очевидна: они предоставляют возможность общения на иностранном языке с реальными партнёрами. Отсюда следует более ответственное отношение к продуцируемым текстам, расширяется языковая компетенция обучаемых и повышается мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка.
Многие авторы всё чаще отмечают "революционную роль" Интернета в изменении самого процесса обучения языку. Используя ресурсы всемирной сети на занятиях, преподавателю неизбежно приходится менять всю структуру урока и его концепцию в целом. При правильном, разумном и творческом его применении Интернет может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития обучаемым новой культуры учёбы
Однако, следует упомянуть и о тех проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков при обращении к различным видам и формам дистанционного обучения. Прежде всего, это касается финансовых затрат. Не все ещё образовательные учреждения имеют бесплатный доступ в Интернет, не могут позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами всемирной сети. Недостаток технической подготовки преподавателей также отражается на их работе. Но всё это, по-видимому, только временные трудности. Главное - осознать, что все мы находимся на пороге монументальных технологических преобразований, которые в недалёком будущем повлияют не только на формы и методы преподавания современных иностранных языков, но и на то, каким образом обучающиеся будут эти языки изучать.
Список использованной литературы:
1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2001. - №2 2. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностр. языки в школе. -2001. - № 1.
2. Свинторжицкая И.А. Методологические и педагогические основы человеческого измерения информационных технологий дистанционного обучения в высшей школе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Ставрополь, 2002. - 305с
3. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам//Иностр. Языки в школе. - 2003. - №5.
4. Pilat L.P., Svintorzhitskaya I.A., Shevchenko E.M., Solomintseva O.V. Multimedia Applications in Teaching of Foreign Language // Middle-East Journal of Scientific Research. - IDOSI Publications, 2013. - № 13 (5). - P. 612-615.
5. Свинторжицкая И.А., Лукова Н.В., Никулина Е.В., Шмагринская Н.В. Применение модульного обучения на занятиях иностранного языка в неязыковых вузах (на примере филиала СКФУ в г. Пятигорске) // Образование и общество. - М., 2013. - №5(82). - С. 62-65
6. Пилат Л.П., Соломинцева О.В. Медийные средства в интенсификации процесса обучения иностранным языкам // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: межвузовский сборник научных трудов.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2013. - Вып.19. - С.63-70.
7. Дадаян Ю.С., Свинторжицкая И.А., Соломинцева О.В., Анцелевич О.В., Пилат Л.П., Шевченко Е.М. Использование проектной методики в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе (на примере филиала СКФУ в г. Пятигорске) // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2013.-№2(74).- С.71-75.
©М.Н.Ангелова , Ю.С. Дадоян,2015
УДК 37
И.А. Андреева, К.п.н, доцент О.Б. Шепелина, студентка 5 курса Факультет иностранных языков Армавирская государственная педагогическая академия Г.Армавир, Российская Федерация
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена вопросу обучения иноязычному говорению по теме «Music» на основе использования иформационных технологий, в частности, электронного мультимедийного учебно-методического пособия «Let the Music Begin!».
Ключевые слова
Электронное мультимедийное учебно - методическое пособие, коммуникативная и культурологическая компетенции, эффективность обучения, личностно-ориентированный подход.
С развитием общества наблюдается все больший интерес к изучению иностранных языков. Это объясняется желанием путешествовать, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит большая часть населения земного шара, считается английский, поэтому он не случайно является одним из распространенных языков, изучаемых в школе.
Сегодня в стандартах нового поколения перед учителем иностранного языка стоит задача - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, расширение и систематизирование знаний о языке, расширение кругозора.
А при обучении коммуникации, учитель иностранного языка все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Сегодня мы уже не можем представить себе урок без использования информационных технологий. ИКТ является главным помощником в повышении мотивации учащихся, развивает наглядно-образное мышление. Всё это ведет к новой системе знаний, переосмыслению восприятия всей картины мира.
На факультете иностранных языков АГПА разработано и внедрено в образовательный процесс школы электронное мультимедийное учебно-методическое пособие (ЭМУМП) «Let The Music Begin!» (авторы: И.А. Андреева, О.Б. Шепелина, свидетельство № 20101 от 7 мая 2014 года), предназначенное для обучающихся 9 класса общеобразовательных учреждений с целью совершенствования навыков устной речи по теме «Music», расширения кругозора, повышения мотивации к изучению английского языка, воспитания толерантного отношения к иноязычной культуре.