Научная статья на тему 'Пути совершенствования учебного процесса в рамках военного образования'

Пути совершенствования учебного процесса в рамках военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MILITARY SPECIALIST / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / CURRICULUM / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / LONG-TERM PLAN OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессарабов Александр Васильевич, Савкина Татьяна Борисовна, Пиунов Вячеслав Вячеславович

В статье рассматриваются некоторые недостатки в подготовке военных специалистов, выявляются характер и причины этих недостатков, а также обосновывается необходимость их устранения в целях качественного планирования учебного процесса в военных вузах в условиях проведения реформы военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессарабов Александр Васильевич, Савкина Татьяна Борисовна, Пиунов Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF PERFECTION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE MILITARY EDUCATION

The article deals with some of the shortcomings in the training of military specialists, identify the nature and causes of these shortcomings and gives a reason for the need to their elimination to good planning of the educational process in the military schools in the reform of military education.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования учебного процесса в рамках военного образования»

УДК 378.14.145

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Бессарабов, Т.Б. Савкина, В.В. Пиунов

Постоянное обеспечение и поддержание высокого уровня боеготовности частей и соединений являются важнейшими задачами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту статьи ВС РФ). В современных условиях быстро меняющейся политической ситуации в мире и реформирования ВС РФ эти задачи приобрели наибольшую актуальность. Наряду с укомплектованностью и обеспеченностью войск материальными средствами, подготовленность личного состава играет определяющую роль в обеспечении и поддержании необходимого и достаточного уровня боеготовности войск.

Для подготовки личного состава служит система подготовки военных специалистов (ВСп), которая должна обеспечивать и поддерживать достаточный уровень обученности личного состава. Первичная подготовка большинства офицерского состава производится в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ, составляющих основу системы подготовки ВСп.

Главной задачей процесса обучения в военном вузе является достижение обучаемыми необходимого и достаточного уровня компетенций, соответствующих квалификационным требованиям, использование которых в условиях практической деятельности приводит к качественному и своевременному выполнению возложенных на военных специалистов профессиональных обязанностей.

Очевидно, что в такой сложной системе как учебный процесс нарушение порядка

Бессарабов Александр Васильевич - аспирант, преподаватель отдела иностранных языков и психологической работы Учебного военного центра при Южном федеральном университете, 347900, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, e-mail: [email protected], т. 8(8634)371690;

Савкина Татьяна Борисовна - кандидат военных наук, преподаватель отдела иностранных языков и психологической работы Учебного военного центра при Южном федеральном университете, e-mail: [email protected];

Пиунов Вячеслав Вячеславович - кандидат военных наук, преподаватель кафедры управления войсками и службы штабов Военной Академии РВСН им. Петра Великого, 103074, г. Москва, Китайгородский проезд, 9, e-mail: [email protected], т. 8(495 2983917.

прохождения дисциплин, неправильное определение их структуры, нерациональное распределении времени между дисциплинами, разделами, темами или неправильный выбор видов занятий приведут к неэффективному использованию учебного времени и снизят уровень подготовки ВСп.

Поэтому задача определения содержания подготовки и планирования учебного процесса занимает одну из ключевых позиций в системе организации профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях Вооруженных Сил.

Данную проблематику подробно исследовали в своихработах такие военные ученые как В.Е. Мереняшев, В.А. Фирсов, А.Н. Черкесов [1-3]. Ими доказывается актуальностьвопро-сов совершенствования планирования учебного процесса в целях осуществления повышения качества подготовки военных специалистов в военных вузахс минимальными материальными затратами за счет разработки методического обеспечения планирования учебного процесса, включающего в себя комплекс методов, моделей, алгоритмов, методик, используемых при разработке учебных планов, программ и тематических планов изучения дисциплин.

Актуальность вышеперечисленных вопросов, несомненно, растет в свете продолжающейся с 2008 г. кардинальной военной реформы, ставящей задачу перехода на новый качественный уровень всей военной организации российского государства [4] и подтверждается анализом результатов итоговых проверок соединений и частей, результатов

Alexandr Bessarabov - postgraduate student, teacher of the Department of Foreign Languages and Phsycology Educational Military Center at the Southern Federal University, 44, Nekrasovsky Side Street, Taganrog, 347900, e-mail: [email protected], tel. +7(8634)371690;

Tatyana Savkina - Ph.D. in Military Sciences, teacher of the Department of Foreign Languages and Phsycology Educational Military Center of Southern Federal University, e-mail: [email protected];

Vyacheslav Piunov - Ph.D. in Military Sciences, teacher of the Department of Management of Forces and Service Staff Military Academy SMFUD named by Peter the Great, 9, Kitaygorodsky Street, 103074, Moscow, e-mail: piunov@ list.ru, tel. +7(495)2983917.

работы Государственной аттестационной комиссии, в частности, в Военной академии Ракетных Войск Стратегического Назначения, отзывов на выпускников вузов которые свидетельствуют о ряде серьезных недостатков в их подготовке [5, 6]. Сталкиваясь на практике с нетиповыми задачами, выпускники зачастую теряются и оказываются не в состоянии принять обоснованное решение даже в несложной ситуации, оказываются неспособными действовать в условиях достаточно быстро меняющейся обстановки. Не в полной мере обладают командными и организаторскими компетенциями и умениями управлять подчиненными на различных этапах подготовки и ведения боевых действий. Затруднения возникают также в работе по выработке совместных решений.

Анализ источников [1-3, 7] позволяет сделать вывод о том, что указанные выше недостатки обусловливаются рядом факторов, основными из которых являются: недостаточная практическая направленность подготовки военных специалистов в вузе; отсутствие диагностично поставленных целей обучения; недостаточное учитывание значимости каждого раздела, темы и вида занятия при разработке рабочих программ учебных дисциплин для приобретения обучаемыми соответствующих компетенций; недостаточно точное и рациональное распределение бюджета учебного времени внутри дисциплины.

Прежде, чем перейти к определению путей устранения указанных выше недостатков, требуется провести анализ их первопричин, обусловленных объективно существующим противоречием, которое заключается в несоответствии между требованиями к качеству профессиональной деятельности военных специалистов в войсках и возможностями по их удовлетворению в вузе ввиду несовершенства существующих подходов к корректному формированию содержания учебных программ.

Первой причиной является несоответствие между двумя взаимодействующими системами: системой практической деятельности военных специалистов в войсках и системой обучения в вузе. Данное несоответствие заключается в следующем.

Военный специалист, находясь в системе практической деятельности в войсках (первая система), которая имеет собственную структуру, должен решать целый ряд задач, связанных с его профессией. Этот ряд задач определяет квалификационные требования к военному специалисту, на базе которых

должны формироваться учебные планы и программы в вузе.

С другой стороны, система обучения в вузе (вторая система) имеет отличную от первой системы структуру. В системе обучения процесс подготовки обучаемого проводится не по каждой конкретной задаче деятельности, а по отдельным дисциплинам, только в той или иной мере вносящих свой вклад в способность обучаемого решать каждую конкретную практическую задачу. Изменить полностью существующую систему подготовки нельзя, так как развитие и накопление новых знаний традиционно идет по научным направлениям, в целом совпадающим с изучаемыми дисциплинами. Кроме этого, значительные ограничения на структуру системы обучения в вузе накладывают государственные образовательные стандарты военно-профессионального образования.

Таким образом, для согласования работы двух систем требуется оценка доли вклада каждой отдельной дисциплины в подготовку будущего специалиста по той или иной задаче практической деятельности. Чтобы добиться повышения качества обучения военных специалистов необходимо, чтобы система обучения в вузе могла своевременно перестраиваться в соответствии с новыми задачами, постоянно выдвигаемыми системой деятельности военных специалистов в войсках. Этого можно достичь только при оперативной корректировке учебных программ, а значит при оперативном и научно обоснованном учете значимости вклада каждой темы дисциплины в способность военных специалистов решать ту или иную задачу практической деятельности.

Второй причиной является то, что основные цели обучения задаются в виде вербальных уровней усвоения учебного материала, которые не имеют четкой количественной оценки. В то же время, на практике существует необходимость производить именно количественную оценку качества усвоения учебного материала по каждому из заданных уровней усвоения для адекватного вынесения суждения о достижении обучаемым цели обучения. Поэтому для учета научно обоснованных численных значений уровней усвоения необходимо их диагностичное задание, что позволит избежать указанного недостатка. При этом появляется возможность использовать их на каждом этапе формирования и совершенствования процесса обучения:

от составления учебных планов до определения отдельных учебных вопросов, как это следует из ряда исследований [2, 3, 7, 8]. Диагностичное задание целей обучения позволяет перейти от вербальных методов описания моделей обучения к математическим, которые позволяют проводить оптимизацию учебного процесса.

Третья причина тесно взаимосвязана с предыдущими и заключается в том, что на практике при определении затрат учебного времени на достижение целей обучения предполагается линейный характер процессов усвоения учебного материала. При этом отведенное учебным планом время на изучение учебной дисциплины распределяется по темам и видам учебных занятий методами экспертного оценивания, как правило, по одному выбранному показателю. В качестве такого показателя часто принимают либо сложность учебного материала, либо его количество, либо степень важности для профессиональной деятельности [9, 10]. Однако установлено, что процесс обучения не является линейным, а протекает по экспоненциальной зависимости [7, 8]. Это приводит к значительным ошибкам при определении затрат учебного времени. В результате преподаватель вынужден либо сокращать учебный материал на занятии и выносить значительную его часть на самостоятельное изучение, либо необоснованно наполнять занятие дополнительной информацией. На практике устранение данных ошибок осуществляется в недопустимо большие сроки, в основном за счет приобретения педагогического мастерства преподавателем, разработок методических рекомендаций по проведению каждого занятия и периодической корректировкой тематических планов. Кроме этого, еще одной из причин, приводящих к снижению качества подготовленности военных специалистов является отсутствие методического аппарата планирования подготовки, в полной мере обеспечивающего возможность адекватного и оперативного реагирования на изменения в содержании характеристик целей и порядка их подготовки. Иными словами, существующие образцы методического обеспечения работы органов управления вузов не в полной мере обладают свойством, позволяющим им осуществлять адаптивное планирование подготовки военных специалистов.

В данной статье под адаптивностью планирования подготовки военных специалистов

следует понимать свойство организуемого органами управления вузапроцесса подготовки и принятия решения на разработку учебных планов и программ в части, касающейся рационального распределения нормативно выделяемого временного ресурса между предметами обучения, темами и видами учебных занятий, определение рациональных, относительно нормативно установленной цели подготовки, системы самих этих предметов обучения, тем и видов занятий, а также их содержания.

Таким образом, при определении содержания подготовки военных специалистов к профессиональной деятельности необходимо учитывать указанные выше недостатки, основными путями устранения которых, исходя из анализа причин их возникновения, являются:

- введение количественных связей между структурными элементами содержания подготовки и задачами профессиональной деятельности;

- применение диагностичных способов задания целей обучения;

- применение методов математического моделирования при определении затрат учебного времени.

Для реализации данных путей совершенствования учебного процесса за счет определения рационального варианта содержания и порядка подготовки военных специалистов к профессиональной деятельности требуется проведение анализа и выбора способов определения системы сведений, подлежащих усвоению в процессе изучения дисциплины; задание целей обучения; определение затрат времени на обучение.

Изложенные подходы могут служить основой для разработки практических рекомендаций по планированию учебного процесса в вузе, использование которых повысит качество учебного процесса и эффективность подготовки военных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мереняшев В.Е. Требования к структуре методики определения степени готовности военного специалиста к решению функциональных задач // Проблемы управления поддержанием боевой готовности соединений и частей в условиях повседневной и боевой деятельности: Сб. науч.-метод. мат-лов военно-научного семинара № 7. Ростов н/Д: РВИ РВ, 2002. С. 66-68.

2. Фирсов В.А. Разработка методического аппарата планирования профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях ВС (на

примере РВСН): Дис. ... канд. воен. наук. Ростов н/Д, 1998. 164 с.

3. Черкесов А.Н. Методическое обеспечение работы должностных лиц по планированию учебного процесса // Информационные технологии. 2003. № 1. С. 13-17.

4. Самойлов В.И. Реформирование военного института российского общества (теоретико-методологический анализ). М.: Издательский дом "Академия", 2008. 246 с.

5. Анализ уровня подготовки офицеров - выпускников вузов по результатам входного контроля в войсках. Директива первого заместителя ГК РВ СН № 432/347 от 04.11.2010. 24 с.

6. Отчет ГАК РВИ РВ о проведении итоговых экзаменов и выпуске курсантов в 2010 году. Инв. № И-3018 от 11.04.2010 г. 16 с.

7. Семенов П.Ю. Методика определения рацио -нального содержания подготовки военных специалистов к функционально-устойчивой деятельности // Информационный сборник РВСН. 2002. № 1. С. 49-56.

8. Титов В.Б., Дробот И.С., Лободин В.В. Научные и организационные основы непрерывной профессионализации военнослужащих. М.: ВА РВСН, 2008. 124 с.

9. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Европейский фонд образования, 2002. 638 с.

10. Военная дидактика / Под. ред. В.Г. Михайловского. М.: ВА РВСН, 2005. 536 с.

24 ноября 2012 г.

УДК 371.31

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (из опыта филиала СКФУ в г. Пятигорске)

И.А. Свинторжицкая, О.В. Соломинцева

Авторы многих публикаций, посвященных проблемам преподавания иностранных языков в неязыковых вузах, на протяжении последних десяти лет отмечают возрастание потребностей специалистов во владении иностранным языком, обусловленное интеграцией нашей страны в мировое экономическое сообщество и общеевропейское образовательное пространство [1].

Российское сообщество преподавателей иностранных языков возлагало большие надежды на ФГОС ВПО нового поколения, основанные на компетентностной модели специалиста, так как в ходе предварительных обсуждений дисциплина "Иностранный язык" была определена одной из немногих обязательных дисциплин цикла ГСЭ, и на ее изучение планировалось выделить 10 кредитов [2].

Свинторжицкая Ирина Андреевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске, 357503, г. Пятигорск, пр. Кирова, 45, e-mail: svintorzhitskaja.irina@ yandex.ru, т.8(8793)331237;

Соломинцева Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент той же кафедры e-mail: [email protected], т.8(8793)331237.

Проанализировав Государственные образовательные стандарты 32 специальностей бакалавриата, утвержденных Министерством образования РФ в 2009 и 2010 годах и реализуемых в вузах неязыкового профиля, мы пришли к следующим выводам

1. Бакалавр в соответствии с Государ -ственным стандартом должен быть подготовлен к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности. В процессе своей профессиональной деятельности специалист осуществляет поиск, переработку и хранение информации для ее дальнейшего использования, т.е. осуществляет информационную деятельность, которая является одним из структурных компонентов профессиональной деятельности. Соответственно, в зависимости от конкретных условий информационная деятельность на род-

Irina Svintorzhitskaja - Doctor of Pedagogy, professor, Head of the Department of Foreign Languages at the North Caucasian Federal University (Branch) in Pyatigorsk, 45, Kirov Street, Pyatigorsk, 357503, e-mail: svintorzhitskaja. [email protected], tel.+7(8793)331237;

Olga Solomintseva - Ph.D. of Philosophy, assistant professor of the Same Department, 45, Kirov Street, Pyatigorsk, 357503, e-mail: [email protected], tel. +7(8793)331237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.