Научная статья на тему 'Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах'

Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1104
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / SOCIAL SUPPORT TO THE FAMILIES / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / SOCIAL CATEGORY / СЕМЬЯ / FAMILY / СЕМЕЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / FAMILY TAXATION / НАЛОГ / TAX / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / PERSONAL INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности использования принципов семейного налогообложения в некоторых странах ОЭСР. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц там могут быть как индивидуальные физические лица, так и семьи (домохозяйства). При этом в случае использования принципа семейного налогообложения источником уплаты налогов выступает совместный бюджет членов семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Using the principles of family taxation in the taxation of income of individuals in foreign countries Korableva O.

Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах Кораблева О. В.

Кораблева Ольга Владимировна /Korableva Olga - кандидат экономических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник, Центр финансов социальной сферы Научно-исследовательский финансовый институт, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования принципов семейного налогообложения в некоторых странах ОЭСР. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц там могут быть как индивидуальные физические лица, так и семьи (домохозяйства). При этом в случае использования принципа семейного налогообложения источником уплаты налогов выступает совместный бюджет членов семьи.

Abstract: the article discusses the features of the use of the principles of family taxation in some OECD countries. Since the taxpayers of tax on personal income there may be as individual persons and families (households). In the case of the use of the principle offamily taxation source tax advocates joint budget family members.

Ключевые слова: социальная поддержка семьи, социальная сфера, социальная категория, семья, семейное налогообложение, налог, налог на доходы физических лиц. Keywords: social support to the families, social sphere, social category, family, family taxation, tax, personal income tax.

УДК 336.22; 316.356.2

В настоящее время практику исключительно «семейного налогообложения» используют лишь несколько стран ОЭСР (Франция, Люксембург, Швейцарский кантон Во). В некоторых странах налогоплательщики могут выбрать между совместным налогообложением или раздельным налогообложением (на выбор налогоплательщика, либо при определенных условиях). При этом, например, Германия и США поддерживают совместный учет доходов семьи, но оставляют налогоплательщикам право выбора в пользу раздельного налогообложения при определенных обстоятельствах. Раздельное налогообложение доходов семьи применяется в Канаде, Австрии, Великобритании, Италии, но при этом для семей предусмотрены различные варианты налоговых льгот.

Последние двадцать лет, общая тенденция в странах Европейского Союза сводится к отказу от налоговой системы, где налоговой единицей является домашнее хозяйство, и расширяется использование индивидуального налогообложения. С 1970-х годов Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Италия, Нидерланды, Швеция, Португалия и Великобритания постепенно приняли раздельную систему налогообложения членов семьи. То есть в настоящее время только Франция и Люксембург до сих пор используют исключительно совместное налогообложение домохозяйств. Тем не менее, многие страны сохранили совместную налоговую систему, предоставляющую возможность налогоплательщикам выбрать отдельное налогообложение членов домохозяйства при определенных обстоятельствах [1].

Экономист европейского института профсоюзов (ETUI) Мария Джепсен рассмотрела степень и тип совместного налогообложения в пятнадцати европейских странах [2]. Согласно результатам этого исследования было выявлено, что большинство стран рассматривают в качестве налоговой единицы индивида, но это не приводит к полностью индивидуализированной налоговой системе, потому что в качестве налоговых льгот странами были введены механизмы, воспроизводящие некоторые особенности совместной системы налогообложения. Таким образом, полностью индивидуализированных налоговых систем в Европейском Союзе не существует. Только Дания, Швеция и Финляндия близки к этому. Но и в этих странах разрешается передача между супругами определенных льгот, тем самым имитируются элементы совместного налогообложения [3].

При этом выделяют две основные модели совместного налогообложения доходов домохозяйств, используемых в западных странах:

- традиционная (реализуется в США и Германии) - при которой применяется совместное декларирование доходов супругов, а размер домохозяйства, в том числе количество детей - иждивенцев, учитывается при получении налоговых кредитов и налоговых льгот, как и во всех других индивидуальных системах налогообложения;

- французская модель - представляет собой непосредственно налогообложение доходов семьи, при этом общий доход семьи делится на коэффициент, который различается в зависимости от размера домохозяйства [4].

Особенностью налогообложения доходов физических лиц в США является то, что налогоплательщикам присваиваются определенные виды декларационного статуса:

1. Лицо, не состоящее в браке - налогоплательщик, который не состоит в браке или разведен в соответствии с законами штата. Исключения составляют налогоплательщики, претендующие на декларационные статусы главы семьи или вдовца (вдовы) для целей налогообложения.

2. Супружеская пара, заполняющая совместную декларацию. Если пара состоит в браке, то супруги могут подать совместную налоговую декларацию за год.

3. Супруги, подающие отдельные декларации. Этот статус получают супруги, если предоставляют отдельные друг от друга декларации. При этом данный статус не равнозначен первому статусу (лицу, не состоящему в браке), так как для него используются более широкие границы разряда для налогообложения (таким образом, налоговая нагрузка для лиц, состоящих в браке, меньше).

4. Глава семьи - лицо, не состоящее в браке, при условии, что оно оплачивает более половины стоимости проживания (содержания дома) либо имеет иждивенца (иждивенцев), к которым относятся родственники, проживающие совместно с налогоплательщиком больше половины года и имеющие годовой доход ниже законодательно определенного уровня (к иждивенцам могут относиться не только дети, но и внуки).

5. Вдовы (вдовцы) с зависимыми детьми, отвечающие установленным критериям -налогоплательщики, которые обеспечивают проживание детей на иждивении и чьи супруги недавно погибли (в течение двух предыдущих налоговых периодов). Налогоплательщики могут претендовать на данный статус, пока они не вступили в повторный брак. По истечении двухлетнего периода со дня смерти супруга такие налогоплательщики могут претендовать на получение статуса главы семьи.

В Германии налогоплательщиками подоходного налога являются физические лица в соответствии с присвоенными им налоговыми классами, благодаря чему семейные работники имеют различные налоговые послабления. Классы присваиваются каждому работающему в Германии человеку. В зависимости от налогового класса, который присвоен работнику, определяется сумма дохода, не подлежащего налогообложению:

1. Первый налоговый класс присваивается лицам, не имеющим семьи и детей, а также тем, кто находится в процессе развода и живёт отдельно, и вдовцам, если с момента смерти супруга прошло более года, либо в случае, если супруг живёт за границей.

2. Второй налоговый класс присваивается лицам из первого класса, являющимися родителями-одиночками.

3. Третий налоговый класс - для семейных сотрудников, в случае, если один из супругов не работает или получает значительно меньшую зарплату, чем другой.

4. Четвёртый налоговый класс предназначен для семей с детьми, в которых работают оба родителя, и при этом уровень их доходов примерно одинаковый.

5. Пятый налоговый класс присваивается в паре с третьим классом для супруга с меньшим доходом.

6. Шестой налоговый класс присваивается в случае, если человек работает в нескольких местах. При этом в зарплатной карте на одном из рабочих мест указывается один из вышеперечисленных налоговых классов, а на всех остальных рабочих местах можно использовать только 6-й налоговый класс.

Во Франции для целей семейного налогообложения каждая семья рассматривается как налоговая единица, с учетом долевого состава семьи.

Законодательство предусматривает большое число возможных вариантов состава домохозяйства:

- холостые, разведенные;

- супружеские пары (также к этой категории относятся живущие по гражданскому соглашению о солидарности - pacte civil de solidarité (PACS), независимо от пола) с детьми до 18 лет либо с другими иждивенцами. До достижения 21 года (либо до 25 лет при прохождении обучения) дети при желании могут оставаться в домохозяйстве родителей;

- вдовы, вдовцы;

- одинокие родители;

- и множество других вариантов.

При подсчёте коэффициента размера семьи складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Взрослые (одинокие или супруги с официально зарегистрированным браком) - каждый имеет весовой коэффициент - 1, первый и второй несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) - по 0,5, третий и последующие несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) - каждый по 1. При разводе или смерти одного из родителей вес ребёнка в подсчёте семейного коэффициента увеличивается. Применение «коэффициента семьи» при расчете суммы уплачиваемого налога позволяет понижать степень прогрессивности налогообложения для семей с большим числом детей.

В Люксембурге также супруги облагаются налогом совместно. Но здесь отдельным лицам присваивается налоговый класс. Существует три налоговых класса налогоплательщиков - резидентов:

- Класс 1 - одинокие лица, которые не принадлежат к классу 1а или классу 2.

- Класс 1а включает следующих налогоплательщиков, при условии, что они не принадлежат к классу 2:

а) овдовевшие лица;

б) лица, получающие налоговые пособия на детей в любой форме, одинокие люди с детьми;

в) лица в возрасте не менее 65 лет на начало налогового года.

- Класс 2 включает в себя:

а) супругов, облагаемых налогом совместно, а также гражданских партнеров (при определенных условиях).

б) вдовцов, чей брак был расторгнут в связи со смертью супруга в течение 3 -х лет, предшествующих налоговому году,

в) лиц, разведённых, юридически отделённых или разделенных де-факто в силу закона или решения судебного органа в течение 3-х лет, предшествующих налоговому году.

Примеры взимания налогов с доходов граждан в ведущих странах мира демонстрируют, что социальная направленность подоходного налогообложения в современной рыночной экономике во многом формируется за счет приоритетной поддержки института семьи. Переориентация налоговой практики на предоставление социальных льгот при взимании подоходного налога не отдельному физическому лицу, а семье, как субъекту налогообложения, позволяет минимизировать налоговое давление на семейный бюджет налогоплательщиков имеющих наибольшее число иждивенцев [5]. Семья, таким образом, получает возможность максимально использовать получаемые ее трудоспособными членами доходы, а не ждать субсидий и дотаций через фонды социального обеспечения. Это стимулирует трудоспособных налогоплательщиков к легальному увеличению своих доходов и значительно снижает их стремление к уклонению от налогообложения.

Несмотря на это, в научной среде сформировалось множество вопросов по поводу актуальности применения семейного налогообложения в настоящее время, например, во Франции отмечают несколько основных недостатков данной системы налогообложения [3]:

1. Семейный фактор учета доходов основан на предпосылке о совместном использовании ресурсов домохозяйствами, некоторые экономисты, в связи с этим даже подчеркивают, что имеется «принцип, согласно которому пара обязательно должна работать как единое целое, которое объединяет все ресурсы своих членов и принимает общие решения [6]». Но различные социологические исследования показывают, что в действительности пары в настоящее время абсолютно разнообразны и управление доходами в семье может быть как общим, так и полностью раздельным. Эта практика не носит систематический характер, и фактически каждая семья сама решает, как внутри нее распределяются имеющиеся ресурсы [7].

В 2010 году во Франции было проведено исследование под руководством экономиста Софи Понтье (INSEE, 2012) [8], которое показало, что среди пар, которые жили вместе в течение, по крайней мере, одного года, и, по меньшей мере, один партнер являлся экономически активным, менее чем две трети заявили, что у них общий семейный бюджет, остальные разделились почти поровну между теми, кто заявляет, что только часть своих доходов они вносят в общий семейный бюджет, и теми, кто говорит, что у них раздельные доходы. Эти результаты аналогичны результатам, полученным в сопоставимых исследованиях в других странах. Они также предполагают, что модель общего дохода семьи в ближайшие годы может стать менее употребимой, учитывая рост тенденции к получению дохода обоими партнерами, эволюции форм союзов и меньшей устойчивости домохозяйств.

2. В последние 40 лет значительно увеличилось число внебрачных союзов. В недавнем докладе Совета по экономическим, социальным и экологическим вопросам Франции (CESE) [9] о современных формах семьи в этой связи подчеркивается, что увеличение сожительства и PACS во Франции привели к «предпочтению парами более гибких форм союза». В долгосрочной перспективе, также говорится о возможности увеличения числа смешанных семей и одиноких родителей, а также количества людей, живущих в одиночку. Такое развитие событий не может не повлиять на налогообложение домашних хозяйств.

3. Семейное налогообложение приводит к созданию ситуации сомнительной справедливости с точки зрения перераспределения финансов. Есть мнение, что двое людей, живущих вместе, получают значительную экономию средств от совместного проживания и поэтому предоставление налоговых льгот бездетной паре не имеет оснований. И наоборот, ребенок старше 15 лет, живущий на иждивении родителей, по уровню расходов обходится семье почти так же, как и взрослый, поэтому использование семейного коэффициента по отношению к нему 0,5 является сомнительным.

4. В более общем плане, функционирование семейного налогообложения является достаточно сложным. С этой точки зрения, индивидуализация налога имеет то преимущество, что устройство априори проще [3].

В Российской Федерации подоходный налог основывается на индивидуальном обложении доходов физических лиц. Поступления в бюджетную систему по НДФЛ составляет около 4% ВВП [10]. В последние годы все чаще высказываются мнения о внедрении семейного налогообложения как более гибкого инструмента поддержки семьи. Важно отметить, что до настоящего времени российское законодательство не содержит четкого определения самого понятия «семья» [11]. Поэтому прежде, чем говорить о возможности применения данной системы налогообложения в нашей стране, необходимо определить четкие критерии отнесения групп лиц к общности людей называемой «семьей» [12]. Так же необходимо проработать вопросы справедливого перераспределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками с различным составом семей. Кроме того, в связи с тем, что эффективность налоговой системы означает сбор налогов с наименьшими возможными издержками [13], необходимо проанализировать возможные затраты на административное обслуживание данного налога при разных вариантах налогообложения.

Литература

1. Marini P. La concurrence fiscale en Europe: une contribution au débat// Rapport d'information 483 (98-99) Commission des finances. [Электронный ресурс]: Сенат Франции. URL: http://www.senat.fr/rap/r98-483/r98-48353.html/ (дата обращения: 20.09.2016).

2. Jepsen M. Vers une individualisation de nos systèmes fiscaux? // Travail, genre et societies, 2012. № 27. Р. 171-176.

3. Coutelle C. Rapport d'information fait au nom de la délégation aux droits des femmes et à l'égalité des chances entre hommes et les femmes, sur la question des femmes et du système fiscal // Assemblée nationale (France). [Электронный ресурс]: Национальная ассамблея Франции. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/14/rap-info/i1875.asp/ (дата обращения: 23.09.2016).

4. Arnstein Aassve A., Pazienza M.-G., Rapallini C. Does Italy need family income taxation? // ECINEQ, 2007. № 77.

5. Журавлева Л. В. Анализ зарубежной практики социальной поддержки семей с детьми в странах ОЭСР // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 16 (58). С. 51-55.

6. Landais C., Piketty T., Saez E. Réponse de Camille Landais, Thomas Piketty et Emmanuel Saez // Travail, genre et societies, 2012. № 27. Р.177-181.

7. Roy D. Tout ce qui est à moi est à toi? Mise en commun des revenus et transferts d'argent dans le couple // Terrain, 2005. № 5. Р.41-52

8. Ponthieux S. La mise en commun des revenus dans les couples // Insee Première, 2012. № 1409. [Электронный ресурс]: Национальный институт статистики и экономических исследований. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/document.asp?ref_i d=ip1409#sommaire/ (дата обращения: 22.09.2016).

9. Capdeville M. Les évolutions contemporaines de la famille et leurs conséquences en matière de politiques publiques // Rapport du Conseil économique, social et environnemental. CESE, 2013.

10. Гурвич Е. Т., Суслина А. Л. Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход// Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 4, 2015. С. 22-33.

11. Трубин В. В., Буранкова М. А., Журавлева Л. В., Кораблева О. В. Научный доклад Анализ правовых механизмов предоставления мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации на федеральном уровне и в субъектах Российской

Федерации: Научный доклад. Под редакцией В. В. Трубина // Научно-исследовательский финансовый институт. Москва, 2015.

12. Кораблева О. В. Систематизация терминологии, используемой в области социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации// Проблемы современной науки и образования, 2016. № 13 (55). С. 63-69.

13.Малинина Т. А., Громов В. В. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц от реализации активов, полученных на безвозмездной основе или с частичной оплатой// Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 3, 2015. С. 75-82.

Organizational and managerial innovations in modern business

Parfirova A.1, Kryukova A.2 Организационно-управленческие инновации в современном

бизнесе

12 Парфирова А. А. , Крюкова А. А.

1Парфирова Алёна Алексеевна /Parfirova Alyona - студент, факультет информационных систем и технологий;

2Крюкова Анастасия Александровна /Kryukova Anastasia - кандидат экономических наук,

доцент,

кафедра электронной коммерции, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

Аннотация: в современном мире основой предпринимательства является новаторство, что предполагает выход на первый план сменяемости продукции, роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса, нацеливания на внедрение новшеств. Для предпринимателей важно проявление инновационной активности в сфере организации и управления предпринимательской структурой. В связи с чем огромное значение уделяется организационно-управленческим инновациям, которые направлены на совершенствования в системе управления организацией. Реализация организационно-управленческих инноваций позволяет решить ряд актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности систем управления, что благоприятно отражается как на результатах текущей деятельности предприятия, так и на перспективах развития в будущем.

Abstract: in the modern world the basis of entrepreneurship is innovation, which involves the forefront of change of production, productivity growth, accelerating scientific and technical progress, the aim of innovation. For entrepreneurs it is important manifestation of innovative activity in the sphere of organization and management of business structure. In this connection, special attention is paid to organizational and managerial innovations aimed at improving the system of management of the organization. Implementation of organizational and managerial innovation allows you to solve a number of pressing problems related to ensuring the effectiveness of the management systems that reflects favorably on the results of the current operations and prospects for the future.

Ключевые слова: организационно-управленческие инновации, инновационное развитие, нововведения, предприятие, бизнес.

Keywords: organizational and managerial innovations, innovative development, innovations, enterprise, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.