Научная статья на тему 'Модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц'

Модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ) / СТАВКА НАЛОГА / РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА / СОВМЕСТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ / ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / TAX ON INDIVIDUALS'' INCOMES / TAX RATE / TAX REFORMING / COMBINED TAXATION OF INCOME / SCALE OF TAXATION / FAMILY FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов Михаил Евгеньевич

Установление в России прогрессивной шкалы ставок по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) является темой для постоянных политических, экономических и социальных дискуссий с того самого момента, как в 2001 г. вступила в силу глава 23 НК РФ, в которой была установлена так называемая плоская ставка налога. В статье исследуется новая модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации. Результаты проведенного анализа в дальнейшем могут стать основой для разработки стратегии совершенствования налога на доходы физических лиц и корректировки налоговой политики по данному налогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fixing the progressive scale of taxes for individuals' income is a topic for continuous political, economic and social discussions since 2001 when Clause 23 of the Tax Code of the Russian Federation came into force. The article studies a new model of socially oriented taxation of individuals' incomes in the Russian Federation. The results of this work can become a basis for developing strategy of improving taxation on individuals' incomes and correcting taxation policy on this tax.

Текст научной работы на тему «Модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц»

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Косов Михаил Евгеньевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Установление в России прогрессивной шкалы ставок по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) является темой для постоянных политических, экономических и социальных дискуссий с того самого момента, как в 2001 г. вступила в силу глава 23 НК РФ, в которой была установлена так называемая плоская ставка налога. В статье исследуется новая модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации. Результаты проведенного анализа в дальнейшем могут стать основой для разработки стратегии совершенствования налога на доходы физических лиц и корректировки налоговой политики по данному налогу.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), ставка налога, реформирование налога, совместное налогообложение доходов, шкала налогообложения, семейный коэффициент.

THE MODEL OF SOCIALLY ORIENTED TAXATION OF INDIVIDUALS' INCOME

Kosov, Mikhail E.

PhD, Assistant Professor of the Department for Finance and Prices of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Fixing the progressive scale of taxes for individuals' income is a topic for continuous political, economic and social discussions since 2001 when Clause 23 of the Tax Code of the Russian Federation came into force. The article studies a new model of socially oriented taxation of individuals' incomes in the Russian Federation. The results of this work can become a basis for developing strategy of improving taxation on individuals' incomes and correcting taxation policy on this tax.

Keywords: tax on individuals' incomes, tax rate, tax reforming, combined taxation of income, scale of taxation, family factor.

нижение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с

30 до 13% и установление ее единого значения (13%) стало очень

важным, если не сказать революционным решением, которое стало краеугольным камнем всей новой налоговой политики В. В. Путина, ставшего в 2000 г. Президентом России. В этой связи интересно отметить, что результатом такого достаточно неоднозначного шага стал резкий рост собираемости этого налога.

О возврате прогрессивной шкалы НДФЛ начали говорить и спорить буквально все представители государственных структур, бизнеса и ученые, причем сразу же после смены прогрессивной ставки налога на пропорциональную. Еще в конце 2004 г. на проходившем в Москве заседании Национального экономического совета в числе прочего были затронуты проблемы налоговой реформы, в частности НДФЛ. Видные российские экономисты и ученые, входившие в состав Национального экономического совета, предложили правительству России подумать о переходе с плоской на прогрессивную шкалу налога. По словам академика Л. И. Абалкина, практически все страны мира пользуются прогрессивной шкалой, и лишь в России и нищий, и миллионер платят одинаковый процент подоходного налога1.

В 2005 г. дискуссию продолжил аудитор Счетной палаты РФ, известный налоговед В. Г. Пансков, который назвал плоскую шкалу подоходного налога социально несправедливой. По его мнению, введение плоской шкалы подоходного налога не помогло решению задачи вывода доходов из «тени», так как бизнесменам все равно, сколько налогов платят их наемные работники, им важно, сколько платят они. Он считает, что бороться с «конвертной» зарплатой следовало не ликвидацией прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, а введением более справедливой и более регрессивной шкалы налогооб-ложения2.

Вместе с тем есть и сторонники действующей системы взимания НДФЛ. Так, депутат Государственной Думы, член Комитета по бюджету и налогам О. Г. Дмитриева отмечает: «Я была изначально против введения плоской шкалы налога. Однако сейчас я считаю, что возвращение к старой системе не имеет смысла. Конечно, плоская шкала является социально несправедливой, однако возвращаться к прогрессивному налогообложению можно будет, лишь когда легализация реальных доходов граждан существенно вырастет»3.

Данную позицию поддержал руководитель экспертного совета «Деловой России» А. В. Данилов-Данильян, который заключил: «Это

1 URL: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_36_aId_325212.htmI

2 URL: http://www.rbcdaily.ru/archive/2005/12/19/212777

3 URL: http://www.echo.msk.ru/ programs/klinch/583738-echo/

редкий случай, но в отношении сохранения плоской шкалы подоходного налога мы полностью согласны с правительством. Мы впервые в отношении вывода доходов из тени оказались более прогрессивными, чем другие страны. Введение прогрессивной ставки на данном этапе нам ничего не даст, более обеспеченные граждане все равно найдут способ не платить налог по высокой ставке, к примеру, будут больше довольствоваться инвестиционной составляющей прибыли, а не выплачивать дивиденды»1.

Вместе с тем стоит рассмотреть новую модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц. Несмотря на различия и особенности правового регулирования семейного налогообложения в различных государствах, общим для всех стран является то, что главной задачей совместного налогообложения граждан выступает возможность несущего семейные обязательства плательщика налога уплаты налога на доходы и несокращение его прав по сравнению с индивидуальными плательщиками.

Следующим этапом в реформировании налога на доходы физических лиц может стать переход к налогообложению совместного дохода при использовании механизма семейного налогообложения. Существуют два подхода учета в налоговой шкале семейной характеристики плательщика налога. Один из них подразумевает для определения налоговой ставки деление совместного дохода семьи на два или увеличение в два раза сумм доходов, к которым применяются соответствующие ставки в шкале налогообложения. Такой порядок исчисления не учитывает среднедушевой доход семьи, так как на установление ставки не влияет количество детей. При другом подходе, имеющем большую социальную направленность, при расчетах обязательств по налогообложению вначале формируется объем общего дохода семейной пары, соответствующий одной квоте (несовершеннолетние считаются как половина квоты, а взрослые - как целая), а затем применяется соответствующая ставка налога по предложенной шкале налогообложения. Далее посчитанная с одной доли налоговая величина умножается на коэффициент, чтобы определить совместное число обязательств по налогообложению каждой семьи.

С одной стороны, для России, имеющей сложную демографическую ситуацию, наиболее приемлемо было бы применять последний из рассмотренных подходов. С другой стороны, при использовании такой системы возникают сложности с точки зрения сложившейся практики налогообложения, а также в связи с заменой уплаты большей части налога с института налоговых агентов на декларативный механизм.

1 ШЬ: http://www.rbcdaily.ru/archive/2005/12/19/212777

В аспекте использования системы семейного налогообложения доходов предлагается установление семейных коэффициентов (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Предлагаемая шкала коэффициентов семейного налогообложения

Семейное положение Семейный коэффициент, количество детей

1 2 3 4 5 и более

Одинокий родитель 1,1 1,2 1,4 1,6 1,8

Супружеская пара (семья) 1,2 1,3 1,5 1,7 1,9

При внедрении системы налогообложения семейного дохода в российскую практику считаем целесообразным на начальном этапе оставить на усмотрение налогоплательщиков самостоятельный выбор между применением семейного или индивидуального налогообложения. При использовании системы индивидуального обложения следует установить налоговый вычет на ребенка, равный официальному прожиточному минимуму на детей, в общей сумме на обоих родителей. При этом предусмотреть за налогоплательщиками право на использование такого вычета одним из родителей по их выбору. На I квартал 2014 г. величина прожиточного минимума на детей составляла 8 283 рубля1. При выборе именно данных показателей был задан критерий необложения менее 50% совокупного дохода семьи, а с уменьшением количества детей, наоборот, - обратный принцип, т. е. увеличение совокупной облагаемой налоговой базы (рисунок).

0%

Доход

50%

70% 80% 90% 100%

Дети 5 и более 3 2 1 0

Рис. Схема обложения совокупного дохода семьи при различном количестве детей

1 См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2014 г № 586 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2014 года».

Основное назначение семейных коэффициентов - реализация дифференцируемого подхода к учету семейного положения налогоплательщиков в зависимости от количества детей (табл. 2). Применение системы семейных коэффициентов будет способствовать снижению налоговой нагрузки с увеличением количества детей каждой отдельной семейной пары, стимулированию, развитию и сохранению семьи.

Проведем анализ предлагаемой системы семейных коэффициентов на примере двух семей (табл. 2). Первая семья состоит из двух работающих супругов и двух детей, вторая - работающий супруг, неработающая супруга и двое детей. Доход супруга первой семьи составляет 80 000 рублей в месяц, супруги - 30 000 рублей, доход супруга второй семьи - также 80 000 рублей, супруги - 0 рублей.

Т а б л и ц а 2

Сравнительные расчеты по действующей и предлагаемой системе налогообложения

По действующей системе По предлагаемой системе

Супруг Супруг + Супруга

« Налог, уплачиваемый за год: (80 000 • 12 - 1 400 • 3) • 13% = 124 254 руб. Совокупный доход в месяц = 110 000 руб.

си Доход в год = 835 746 руб. Коэффициент = 1,3 (двое детей)

« « Супруга Расчеты:

Л си G Налог, уплачиваемый за год: (30 000 • 12 - 1 400 • 9) • 13% = 45 162 руб. Налог в бюджет = 188 519 руб.

Доход в год = 314 838 руб. Налог, уплачиваемый за год: 188 519 / 1,3 = 145 014 руб.

Суммарный доход = 1 150 584 руб. Суммарный доход = 1 174 985 руб.

Супруг Супруг + Супруга

Налог, уплачиваемый за год: (80 000 • 12 - 1 400 • 3 • 2) • 13% = 123 708 руб. Совокупный доход в месяц = 80 000 руб.

CU и « а Доход в год = 836 292 руб. Коэффициент = 1,3 (двое детей)

Супруга Расчеты:

н со Доход = 0 руб. Налог, уплачиваемый за год: 131 054 / 1,3 = 100 810 руб.

Суммарный доход = 836 292 руб. Суммарный доход = 859 189 руб.

Данные табл. 2 позволяют сделать вывод, что первая семья сможет получить совокупный годовой доход после налогообложения на 2,1%, а вторая семья - на 2,8% больше, что в расчете на одного человека является достаточно внушительной суммой. Тем самым доказана целесооб-

разность введения семейного подоходного налогообложения с применением семейных коэффициентов.

Рассмотрим возможные последствия введения семейных коэффициентов для бюджетной системы с использованием ранее приведенного методического инструментария. Исходя из модели социально ориентированного налогообложения доходов граждан, налоговые вычеты на детей трансформируются, следовательно, показатель ABGF (Budget gross flow)1 в данных 2010 г. составит 234 млрд рублей, что является максимально возможной теоретической величиной дополнительных доходов бюджета.

Теперь рассчитаем более точное значение. Известно, что стандартным налоговым вычетом на детей воспользовались 18 104 332 налогоплательщика и в среднем на одного налогоплательщика приходилось 12 929 рублей вычетов. Проанализируем данные по трем максимальным группам распределения среднедушевых доходов населения (табл. 3) с учетом самого распространенного количества детей в семьях - 1-2 ребенка.

Т а б л и ц а 3

Сравнительные расчеты возможных доходов бюджета (в руб.)

6-я группа 7-я группа 8-я группа

доходов - доходов - доходов - свыше

15-25 тыс. руб. 25-35 тыс. руб. 35 тыс. руб. в

в месяц в месяц месяц (11,9%)

(23,5%) (10,8%)

Доход в месяц 25 000 35 000 50 000

Доход в год 300 000 420 000 600 000

Налог в бюджет в год 36 123 52 143 773 320

Удержание из бюджета при семейном коэффициенте 1,1 3 283 4 740 7 029

Удержание из бюджета при семейном коэффициенте 1,2 6 020 8 690 12 886

Дополнительные доходы бюд-

жета при коэффициенте 1,2,

умноженном на общее число предоставленных налоговых 29 391 830 142 8 287 091 770 91 024 611

вычетов на детей с учетом про-

центной доли группы доходов

Из данных табл. 3 видно, что в зависимости от удельного веса зарплатной группы (23,5, 10,8 и 11,9%) путем суммирования соответст-

1 Изменение потока расходов/ доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых вычетов (в зависимости от конечного знака: положительного - будут формироваться дополнительные доходы бюджета, отрицательного - потери).

вующих объемов дополнительных налоговых поступлений бюджета ЛБСБ может составить 37 769 946 524 рубля, что является достаточно существенным показателем для бюджетной системы при одновременном расширении социальной составляющей налога на доходы физических лиц.

Таким образом, в предложенной методике учитывается семейное положение налогоплательщиков. Сумма уплачиваемого налога будет ниже для семей, имеющих в своем составе детей, при равном совокупном доходе. Предполагаемый порядок исчисления НДФЛ обеспечит сокращение величины обязательств для семьи, имеющей существенные различия в размерах получаемых доходов.

Расчеты показывают значительные преимущества внедрения модели совместного налогообложения доходов в отличие от индивидуального. Ее распространение поощряет плательщиков налога заводить семью, обеспечивая тем самым более широкую реализацию принципов равенства и справедливости в налоговой политике.

Количество начисленного налога на доходы граждан и налоговые ставки должны формироваться в зависимости от социального положения плательщиков налога, наличия иждивенцев и детей. Плательщики налога, получающие одинаковый доход, но имеющие разное семейное положение, характеризуются дифференцируемой способностью к уплате налогов, которую не всегда возможно учитывать, благодаря стандартным налоговым вычетам.

Другими словами, главной характеристикой современной финансовой политики является ее социально-экономическое развитие, подразумевающее стабильное материальное положение населения при увеличении его благосостояния. Формирование социально ориентированной налоговой политики - одна из важных целей актуальной экономической политики. Следовательно, социальная справедливость выступает основополагающим вектором социального развития общества.

Понятие социальной справедливости динамичное. Формулировка экономического содержания определяется историческим развитием. Актуальная трактовка социальной справедливости раскрывается в обеспечении одинаковых возможностей, социальных гарантий каждому отдельному гражданину, в формировании одинаковой оплаты за одинаковый труд, в поддержке отдельных категорий общества.

Социальная справедливость в научной среде формируется в дуалистическом подходе. С одной стороны, считается более справедливым обеспечение, характерное рыночной модели, - по степени влияния, которое формирует достаточно существенное различие в доходах, но одновременно выступает стимулирующим механизмом. С другой стороны, социальная справедливость включает в себя инструмент пере-

распределения, нацеленный на возможное сглаживание дифференциации доходов различных категорий граждан.

Различие плательщиков налога с позиции налогообложения доходов физических лиц будет формировать социальную справедливость в рамках сглаживания дифференциации в доходах различных групп граждан. В актуальных социально-экономических процессах в Российской Федерации введение модели совместного налогообложения способствовало бы справедливому распределению налогового бремени между налогоплательщиками с различным семейным положением. Вариант модели семейного налогообложения представлен в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

Модель социально ориентированного налогообложения доходов граждан

Объект Налоговая база Налоговые ставки Налоговые

обложения льготы и вычеты

Доход, полу- Доходы налого- Формульно- Налоговые вы-

е о е и ченный нало- плательщика, скользящая шкала четы согласно

н ь н е еж о гоплатель- полученные им в налоговых ставок, ст. 218-221 НК

щиком от денежной, нату- начинающаяся с РФ

у л б источников в ральной форме, 10% и доходящая

иви о о г РФ и (или) от доходы в виде до 15%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идн о источников за материальной

И ан ее пределами выгоды (ст. 210 НК РФ)

Совокупный Учитываются Формульно- Налоговые вы-

доход, полу- совокупные до- скользящая шкала четы на детей

е ченный семь- ходы супругов. налоговых ставок, замещаются

и н ей как нало- Налоговая база начинающаяся с семейными ко-

е о е еж гоплатель- определяется 10% и доходящая эффициентами

н '3 ш м е С о л б о о щиком от отдельно по ка- до 15%, впослед- при выборе со-

источников в ждому виду до- ствии дополнен- вместного (се-

г о РФ и (или) от ходов, в зависи- ная соответству- мейного) обло-

источников за мости от кото- юще выбранным жения

н ее пределами рых установлены различные налоговые ставки семейным коэффициентом

Совершенствование налога на доходы физических лиц в Российской Федерации тесным образом переплетается с противоречиями, формирующимися при стремлении к финансовой эффективности и достижении справедливости в социальной сфере экономики. В нынешних условиях государственной налоговой политике в области подоходного налогообложения населения в нашем государстве присущи

противоречивость, непоследовательность, преобладание тактических целей над более существенными и необходимыми. Большинство экспертов, экономистов, ученых полагают, что подоходному налогу в России следует возвратить присущую ему от природы социальную направленность.

Рассмотрение развития налоговой политики в нашем государстве дает основание считать, что существует превалирование в доходной части консолидированного бюджета отчислений от юридических лиц, хотя в промышленно развитых странах преобладают налоги и отчисления с граждан. Главной причиной уменьшения количества налогоплательщиков - физических лиц является депопуляция граждан страны при одновременно слабом приросте миграционных процессов. Необходимы слаженные действия в демографической, экологической, миграционной, социальной политике, сопряженной со стратегией экономической политики, включающей в себя налоговую политику, направленную на достижение социальной эффективности, справедливости и ориентированности [5. - С. 112].

Для сглаживания дифференциации граждан были обоснованы и сформулированы предложения по переходу к формульно-скользяще-му механизму исчисления налога. Предлагается мягко прогрессивная система налоговых ставок, которая призвана обеспечить не только достижение фискальных целей налоговой политики, но и реализацию задач уменьшения социальной дифференциации общества.

Для повышения финансовой независимости бюджетов и стимулирования увеличения налогооблагаемой базы было сформулировано направление предоставления права физическим лицам уплаты подоходного налога по месту жительства.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации сказано, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет того региона, в котором работает плательщик налога, а большая часть расходов на здравоохранение и образование расходуется из бюджета региона, где живет налогоплательщик. Также вычеты по налогу налогоплательщик производит из бюджета своего места жительства, а налог зачисляется по месту нахождения налогового агента.

В данном ключе обращает на себя внимание задача о целесообразности трансформации порядка уплаты подоходного налога. Решить данную задачу можно посредством предоставления права выбора самим налогоплательщикам в заявительном порядке о зачислении налога по месту жительства, сохраняя действующий порядок института налогового агента.

Возможный механизм перечисления НДФЛ в бюджет по месту жительства налогоплательщиков может предоставить значительные положительные аспекты:

- увеличится взаимосвязь между доходными поступлениями и осуществляемыми расходными операциями бюджетов, поскольку НДФЛ будет перечислятся в бюджет того же уровня, откуда граждане получают безвозмездные услуги и социальные блага;

- приблизится совместное налогообложение доходов, которое применяется в экономически развитых странах;

- будет произведена унификация зачисления НДФЛ, начисленного индивидуальным предпринимателям и наемным гражданам. В настоящее время индивидуальные предприниматели зачисляют платеж по месту своей регистрации. Если в будущем будет произведен переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан, то и доначисления НДФЛ будут производиться по месту регистрации;

- усовершенствуется процедура и уменьшится время возврата плательщиком налога налоговых вычетов, поскольку они будут выплачиваться из единого бюджета, откуда были начислены налоги;

- увеличится размер собственных доходных поступлений муниципальных бюджетов и усилится их независимость и самостоятельность.

Также следует привести в соответствующий порядок доходные и расходные обязательства муниципальных бюджетов. С позиции местного уровня наглядно прослеживается диспропорция между расходами и доходами. Расходные обязательства складываются с учетом количества граждан, а доходы формируются от числа работающих налогоплательщиков на территории. При осуществлении предлагаемой модели расходы и доходы будут формироваться от количества граждан. Необходимо сказать, что внедрение альтернативного порядка позволит лучше обеспечить налогоплательщиков по месту жительства пакетом социальных услуг.

В России в настоящее время функционирует индивидуалистическая модель налогообложения доходов граждан, в которой объектом налогообложения выступает налогооблагаемый доход отдельного гражданина, хотя следует сказать, что данная модель включает ряд механизмов совместного налогообложения доходов семьи посредством налоговых вычетов в качестве варианта социального возмещения физическому лицу произведенных гражданином затрат на здравоохранение и представителю семьи затрат на образовательные расходы и содержание детей в возрасте до 24 лет.

Используя позитивный опыт промышленно развитых стран, можно сформулировать такие направления реформирования налогообложения доходов граждан в Российской Федерации, как использование формульно-скользящего механизма исчисления налога, совместного налогообложения, системы семейных коэффициентов, что должно способствовать социальной справедливости при исчислении налога

на доходы различных категорий граждан, снизить налоговое бремя многодетных семей и низкооплачиваемых граждан.

Особенностью модели социально ориентированного налогообложения граждан выступает дополнение объекта налогообложения, т. е. налогообложению может подлежать не только доход индивидуального гражданина, но и совокупный доход супругов. Схожие налоговые механизмы практикуются в Германии, Великобритании, США, Канаде, а также в ряде других промышленно развитых стран. Семья при этом обеспечивается максимальными доходами и не зависит от социальных дотаций, субсидий из специализированных фондов. Данные мероприятия подтолкнут активных плательщиков налога к «белому» росту своих доходных поступлений и будут способствовать снижению уклонений от установленного порядка налогообложения.

При осуществлении семейного налогообложения в Российской Федерации следует детально проработать целый комплекс вопросов. В Семейном кодексе Российской Федерации не фигурирует термин «семья» для целей налогообложения. Двояко трактуется ее сущность и в Трудовом, Гражданском и Жилищном кодексах. Таким образом, для начала должны быть сформулированы конкретные особенности, характеризующие граждан, обоюдно содержащих общее хозяйство и обоюдно проживающих, через закрепление их в соответствующих кодексах РФ. Также остается нерешенной задача обложения налогом лиц, живущих в гражданском браке, хотя она может быть сформулирована достаточно просто: по стандартам и критериям зарегистрированного, законного брака в соответствии с установленным порядком РФ. Это обеспечит стимулирование продолжительных семейных отношений.

Для создания в Российской Федерации социального государства целесообразно сформировать законодательную базу по задачам семейного налогообложения доходов. При этом главная задача состоит не в формировании отдельных поправок к действующей модели налогообложения доходов граждан, а в унификации существующего законодательства в области налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и главными принципами налогообложения, закрепленными Налоговым Кодексом Российской Федерации, с учетом существующей социально-экономической ситуации в России.

Выполнение поставленных целей будет способствовать раскрытию возможностей налога на доходы физических лиц как инструмента социально ориентированной налоговой политики.

Список литературы

1. Гаджиев Г. А., Ивлиева М. Ф, Шаталов С. Д., Бациев В. В., Грачева Е. Ю., Соловьев И. Н., Гончаренко Л. И., Цыганков Э. М. Налоговая система

за последние 10 лет: мнения экспертов / / Налоговед. - 2014. - № 1. -С. 36-43.

2. Косов М. Е. Особенности налоговых систем развитых стран // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 2. - С. 4448.

3. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., Гончаренко Л. И. Реформирование налоговых систем: новое качество обсуждения // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 7. - С. 180-189.

4. Маршавина Л. Я., Князева А. В. Налоги как стимулирующий фактор инновационного развития // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 10 (76). - С. 5364.

5. Налоговые реформы. Теория и практика : монография / под ред. И. А. Майбурова и Ю. Б. Иванова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

References

1. Gadzhiev G. A., Ivlieva M. F., Shatalov S. D., Batsiev V. V., Gracheva E. Yu., Solov'ev I. N., Goncharenko L. I., Tsygankov E. M. Nalogovaya sistema za poslednie 10 let: mneniya ekspertov [Tax System for the Last 10 Years: Experts' View], Nalogoved, 2014, No. 1, pp. 36-43. (In Russ.).

2. Kosov M. E. Osobennosti nalogovykh sistem razvitykh stran [Specific Features of Tax Systems in Different Countries], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of the Moscow University of the Ministry of Home Affairs of Russia], 2010, No. 2, pp. 44-48. (In Russ.).

3. Mayburov I. A., Ivanov Yu. B., Goncharenko L. I. Reformirovanie nalogovykh sistem: novoe kachestvo obsuzhdeniya [Reforming Tax Systems: New Quality of Service], Nalogi i finansovoe pravo [Taxes and Finance Law], 2012, No. 7, pp. 180-189. (In Russ.).

4. Marshavina L. Ya., Knyazeva A. V. Nalogi kak stimuliruyushchiy faktor innovatsionnogo razvitiya [Taxes as an Incentive Factor of Innovation Development], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 10 (76), pp. 53-64. (In Russ.).

5. Nalogovye reformy. Teoriya i praktika, monografiya [Tax Reforms. Theory and Practice, monograph], edited by I. A. Mayburov and Yu. B. Ivanov. Moscow, UNITI-DANA, 2010. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.