Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ВОСХОДЯЩЕГО ВЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ВОСХОДЯЩЕГО ВЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / принцип восходящего вектора / естественнонаучный блок учебных дисциплин / индивидуальный образовательный маршрут / содержательная линия «Экологическая безопасность» / экологический кризис / ситуационные задания проблемного характера / educational process / ascending vector principle / natural-science block of academic subjects / individual learning route / content line “Environmental safety” / ecological crisis / situational tasks of problem question

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Кравченко, П.В. Станкевич

Авторами рассматривается стратегия разработки образовательного процесса в предметной области экологической безопасности и тактика построения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин через применение в образовательном процессе принципа восходящего вектора при усвоении содержания учебных дисциплин, включённых в данный блок в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. По мнению авторов, данный подход будет способствовать усвоению содержания учебных дисциплин, составляющих данный структурно-содержательный компонент, сформированный содержательными линиями и дидактическими единицами природоохранной направленности, и обеспечит проведение эффективного образовательного процесса. Данным подходом определен один из путей реагирования системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях существующих угроз и опасностей экологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Кравченко, П.В. Станкевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING OF THE ASCENDING VECTOR PRINCIPLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The authors consider the possibility and significance the strategy for constructing the educational process in the subdiscipline of environmental safety and the tactics for constructing educational material for the natural-science block of academic subjects through the use of the ascending vector principle in the educational process when mastering academic subjects, included in this block in the system of training bachelors of education in the field of life safety. It is the authors’ opinion that this approach will provide mastering of the content of academic subjects that make up this structure-content-related component, formed by content lines and didactic units of nature protection tendency, and will provide an effective educational process. This approach defines one of the ways to respond to the system of higher pedagogical education in the field of life safety in the context of existing threats and environmental hazards.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ВОСХОДЯЩЕГО ВЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378.048.2

Kravchenko A.V., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: alvlkra@mail.ru

Stankevich P.V., Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: p_v_stan@mail.ru

APPLYING OF THE ASCENDING VECTOR PRINCIPLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The authors consider the possibility and significance the strategy for constructing the educational process in the subdiscipline of environmental safety and the tactics for constructing educational material for the natural-science block of academic subjects through the use of the ascending vector principle in the educational process when mastering academic subjects, included in this block in the system of training bachelors of education in the field of life safety. It is the authors' opinion that this approach will provide mastering of the content of academic subjects that make up this structure-content-related component, formed by content lines and didactic units of nature protection tendency, and will provide an effective educational process. This approach defines one of the ways to respond to the system of higher pedagogical education in the field of life safety in the context of existing threats and environmental hazards.

Key words: educational process, ascending vector principle, natural-science block of academic subjects, individual learning route, content line "Environmental safety", ecological crisis, situational tasks of problem question

А.В. Кравченко, соискатель, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

Е-mail: alvlkra@mail.ru

П.В. Станкевич, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: p_v_stan@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ВОСХОДЯЩЕГО ВЕКТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторами рассматривается стратегия разработки образовательного процесса в предметной области экологической безопасности и тактика построения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин через применение в образовательном процессе принципа восходящего вектора при усвоении содержания учебных дисциплин, включённых в данный блок в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. По мнению авторов, данный подход будет способствовать усвоению содержания учебных дисциплин, составляющих данный структурно-содержательный компонент, сформированный содержательными линиями и дидактическими единицами природоохранной направленности, и обеспечит проведение эффективного образовательного процесса. Данным подходом определен один из путей реагирования системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях существующих угроз и опасностей экологического характера.

Ключевые слова: образовательный процесс, принцип восходящего вектора, естественнонаучный блок учебных дисциплин, индивидуальный образовательный маршрут, содержательная линия «Экологическая безопасность», экологический кризис, ситуационные задания проблемного характера

Существующая в настоящее время экологическая ситуация в современном мире, «... характеризующаяся стремительным ростом техногенных изменений и связанного с этим ухудшения экологического состояния природной среды ...» [1, с. 3], определяет требования к педагогическому образованию и, в частности, к образованию в области безопасности жизнедеятельности по подготовке педагогических кадров, знающих «.концептуальные основы экологической безопасности, пути сохранения безопасной окружающей среды» [1, с. 3] и готовых применять соответствующие знания и практические навыки в будущей профессиональной деятельности. В связи с необходимостью реагирования педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на обозначенный спектр угроз и опасностей экологического характера определена актуальность настоящего исследования.

Одним из направлений совершенствования педагогического образования в предметной области «Безопасность жизнедеятельности» определено включение в образовательный процесс будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности естественнонаучной подготовки, основной контент которой направлен на обучение «. всех возрастных и социальных групп осознанным действиям по снижению негативного воздействия на окружающую среду ...» [2, с. 35]. Реализация данной образовательной составляющей осуществляется через естественно-научный блок учебных дисциплин, сформированный содержательными линиями и дидактическими единицами учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (далее - ОПОП).

Цель исследования: повышение эффективности подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности через применение в образовательном процессе принципа восходящего вектора при усвоении учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин.

Достижение поставленной цели возможно при определении и решении следующих задач:

- формирование стратегии построения образовательного процесса в предметной области экологической безопасности;

- определение тактики построения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин;

- построение структуры, содержания и усвоения учебного материала через принцип восходящего вектора.

Научная новизна: определение стратегии и тактики построения образовательного процесса в предметной области экологической безопасности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

- построение нового образовательного компонента, естественно-научной подготовки бакалавров (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») «. по принципу восходящего «вектора», то есть от профессиональных знаний и умений к профессиональной деятельности ...» [3, с. 160];

- возможность построения структуры, содержания и усвоения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин через содержательные линии, ряды понятий и дидактические единицы [4];

- реализация образовательного процесса освоения учебного содержания естественно-научной подготовки проведена с основой на контекстное обучение через систему ситуационных заданий проблемного характера (природоохранной направленности);

- возможность последовательного перехода типов практических занятий с учётом усложнения ситуационных заданий.

«Подготовка бакалавров ... в области естественно-научного образования требует . определения стратегии и тактики построения основных образовательных программ и маршрутов студентов в педагогическом университете .» [5, с. 4-5] и направлена в условиях экологического кризиса на решение задач природоохранного типа.

Реализация естественно-научной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в формате естественно-научного блока учебных дисциплин является стратегией построения образовательного процесса в предметной области экологической безопасности.

Особенностью построения нового образовательного компонента, естественно-научной подготовки является применение принципа восходящего вектора. Данный подход рассматривался педагогами-исследователями РГПУ им. А.И. Герцена в области безопасности жизнедеятельности в контексте перехода «... от профессиональных знаний и умений к профессиональной деятельности в процессе освоения образовательной программы по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» ...» [3, с. 160]. Применение принципа восходящего вектора определено как тактика построения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин.

Преломляя принцип восходящего вектора в контексте естественно-научной подготовки, данное понятие трактуется как принцип построения ее структуры, содержания и усвоения учебного материала, при котором усвоение понятий (дидактических единиц) учебных дисциплин содержательных линий, составляющих естественно-научный блок учебных дисциплин, идёт поэтапно, с учётом усложнения содержания понятий, логичности и последовательности переходов понятий в содержательных линиях и между ними. При этом понятия содержательных линий, проходя через этапы введения, развития, обобщения, обретают уровень вводимых, развиваемых, обобщаемых понятий следующих содержательных линий блока учебных дисциплин. Итогом применения принципа восходящего вектора является формирование содержания учебной дисциплины «Глобальная экология» как системообразующей дисциплины блока учебных дисциплин естественно-научной направленности.

Применение принципа восходящего вектора позволяет получить «... знания о поведении биологических объектов в природе, биологических формах организации материи, развитии живых систем, структуре биосферы и ее эволюции, а также

Таблица 1

Переход учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин по принципу восходящего вектора

Наименование содержательных линий Дидактические единицы Обобщённое понятие

Организм и среда Живой организм как открытая органически целостная система. Проявление свойств организма в связи с действием экологических факторов. Планета Земля - место обитания человека. Биосфера - глобальный уровень существования живого природная система

Структура, развитие и энергетика природных систем Особенности структурных уровней живой природы ... Структура и функции живого вещества в биосфере. Глобальный круговорот, его материковые и океанические звенья, внутриматериковый круговорот. Круговорот на земном шаре содержащихся в воде веществ. Геодинамические процессы и их воздействие на природные системы происходящие в природной среде процессы

Физические и химические процессы в природной среде Соотношение динамических и статистических законов, как отображение необходимых связей в природе, их роль в окружающем мире. Фундаментальные физические взаимодействия. Законы термодинамики в системе миропонимания. Эволюционная химия как высший уровень развития химического знания и наука о самоорганизации и саморазвитии химических систем. Синергетика и самоорганизация в природных системах Экологические проблемы современного человечества

закономерности функционирования экосистем и популяций, рациональное природопользование, принципы и экономика охраны природы, изучение последствий антропогенного воздействия на биосферу» [6], на основании которых будут формироваться профессиональные компетенции природоохранной направленности.

Особая значимость при усвоении учебного материала естественно-научной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности отводится принципу восходящего вектора. С учетом структуры естественно-научной подготовки в формате блока учебных дисциплин, основу которого составляют содержательные линии и дидактические единицы, данный принцип заложен в самой структуре блока, когда содержательные линии последовательно и логично переходят в свое новое содержание. Переход учебного материала содержательных линий естественно-научного блока учебных дисциплин по принципу восходящего вектора представлен в материалах табл. 1.

Вооруженные основами фундаментальных знаний естественно-научной направленности, обучающиеся приступают к изучению учебного материала содержательной линии «Экологическая безопасность». По принципу восходящего вектора понятия (дидактические единицы) учебных дисциплин, составляющих ряды понятий данной содержательной линии, передаются и усваиваются обучающимися.

Таблица 2

Структурная модель индивидуального образовательного маршрута (теоретический аспект), содержательная линия «Экологическая безопасность» (реализуемая на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена)

Наименование учебных дисциплин Распределение зачетных единиц по курсам

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Концепции современного естествознания 4

Науки о Земле 3

Безопасность жизнедеятельности 2

Культура безопасности человека 3

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании 2

Концептуальные основы безопасности жизнедеятельности 4

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них 4

Глобальные проблемы человечества 2

Глобальная экология 3

Ноксология 2

Экологическая безопасность 2

Опираясь на естественно-научный базис знаний, происходит последовательный и логический переход рядов понятий в структуре содержательной линии «Экологическая безопасность»: «Экологические проблемы современного человечества» «Поля экологических опасностей и показатели их негативного влияния на человека и окружающую среду» «Защита от опасных природных явлений» «Охрана природной среды».

Следовательно, определяя содержательные линии, учебные дисциплины которых изучаются, в соответствии с учебным планом ОПОП, с первого по четвертый курсы программы бакалавриата, мы ведем их по принципу восходящего вектора поэтапно, в течение всего периода обучения бакалавров.

При этом принцип восходящего вектора поддерживает взаимосвязь между понятиями (дидактическими единицами) учебных дисциплин для обучающихся, выбравших для себя индивидуальный образовательный маршрут на основе содержательной линии «Экологическая безопасность» в рамках естественно-научной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Структурная модель индивидуального образовательного маршрута (теоретический аспект), содержательная линия «Экологическая безопасность» в системе подготовки бакалавров (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), представлены в материалах табл. 2.

Применение данного принципа позволяет сохранить и развить логику усвоения учебного материала, формируя на основании понятий (дидактических единиц), входящих в содержание учебных дисциплин изучаемой содержательной линии, начальные понятия следующей содержательной линии. Так, понятие «природная система», сформированное на основании понятий содержательной линии «Организм и среда», в содержательных линиях «Структура, развитие и энергетика природных систем» и «Физические и химические процессы в природной среде» продолжает своё развитие как природная среда и становится начальным понятием по сфере присутствия в ряде понятий «экологических проблем современного общества» содержательной линии «Экологическая безопасность».

Рассмотрение последующих рядов понятий содержательной линии «Экологическая безопасность» через принцип восходящего вектора определяет последовательный и логичный переход учебного материала от экологических проблем современного человечества к формированию полей экологических опасностей, требующих защиты человека и окружающей среды от опасных природных явлений, и направлено на создание системы охраны природной среды.

Реализация принципа восходящего вектора осуществляется в рамках контекстного обучения через ситуационные задания проблемного характера с акцентом на действия обучающихся по подготовке и выработке решений в повседневной жизни, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

С учетом решения ситуационных заданий при проведении практических занятий по принципу восходящего вектора происходит последовательный переход типов практических занятий учебной дисциплины «Глобальная экология», когда содержание ситуационных заданий усложняется с введением более сложного уровня понятий, характеризующихся большими гранями характеристик, расширением самих характеристик понятий. Данное усложнение ситуационных зада-

Таблица 3

Результаты выполнения ситуационных заданий

Содержание ситуационных заданий Группы Сумма баллов Результат выполнения, %

1. Определить последствия парникового эффекта окружающей природной среде Э К 67 58 89,3 77,3

2. Определить группы факторов экологической опасности, в которых прослеживаются зависимость последствий деятельности человека Э К 68 56 90,7 74,7

3. Определить возможности по снижению проявления ресурсного вида фактора экологической опасности Э К 68 54 90,7 76,0

4. Вы работаете специалистом структурного подразделения, в компетенции которого находится экологический контроль деятельности нефтеперерабатывающего предприятия. Определить перечень основных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на атмосферный воздух данного предприятия Э К 66 52 88,0 69,3

5. Определить основные виды негативного воздействия на атмосферный воздух, сопряжённые с деятельностью транспортного предприятия Э К 67 55 87,3 73,3

6. Определить основные виды негативного воздействия на водные объекты, сопряжённые с деятельностью теплоэнергетического комплекса Э К 68 56 90,7 74,7

7. Вы работаете специалистом структурного подразделения, в компетенции которого находится экологический контроль деятельности теплоэнергетического комплекса. Определить перечень основных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на почвенный покров при работе данного предприятия Э К 67 55 89,3 73,3

8. Вы - учитель общеобразовательного учреждения. Школа, в которой вы работаете, присоединилась к региональному проекту «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами национального проекта «Экология». Определите основные направления деятельности школы в целях реализации регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами национального проекта «Экология» Э К 69 59 92,0 78,7

9. Источники и производители негативных экологических факторов при обращении с отходами представляют собой сектор или отдельный объект, или лицо, отвечающие за возникновение такого экологического фактора. Рассматривая человека как источник образования отходов, определите возможные ситуации в повседневной жизни, при которых образуются те или иные виды отходов Э К СО О СО СО 90,7 80,0

ний обусловлено необходимостью подготовки будущих педагогов и специалистов в области безопасности жизнедеятельности к анализу и осмыслению проблемных ситуаций экологического характера, заложенных в заданиях, подготовке и выработке управленческих решений в целях достижения состояния экологической безопасности. При этом при переходе групп тематики учебной дисциплины «Глобальная экология» происходит переход «... от профессиональных знаний и

Библиографический список

умений к профессиональной деятельности ...» [4, с. 160] в процессе выполнения ситуационных заданий.

Апробация результативности применения в образовательном процессе естественно-научной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в формате естественно-научного блока учебных дисциплин при выполнении ситуационных заданий по тематике учебной дисциплины «Глобальная экология» проводилась в процессе педагогического эксперимента на базе факультета безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (экспериментальная группа) и кафедры безопасности жизнедеятельности института естественных наук и техносферной безопасности ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» (контрольная группа), результаты которой представлены в материалах табл. 3 и 4.

Таблица 4

Данные математико-статистической обработки результатов выполнения ситуационных заданий

Статистический параметр Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество обобщенных вопросов контрольной работы, (л) 9 9

Среднее значение процента усвоения учебного материала, % 90,1 75,3

Дисперсия, ^2) 1,2644 9,2066

Среднеквадратичное отклонение, ® 1,124 3,034

Коэффициент вариации, (V) % 1,248 4,029

По законам математической статистики, при меньшем значении коэффициента вариации определяется более высокая однородность (стабильность) результатов, чем подтверждается эффективность проведения обучения в экспериментальной группе.

Таким образом, как показали результаты проведенного исследования, подтвержденного итогами выполнения ситуационных заданий по тематике учебной дисциплины «Глобальная экология», обеспечена эффективность проведения образовательного процесса и возможность формирования профессиональных компетенций природоохранной направленности, чем определено достижение поставленной цели исследования.

Применение принципа восходящего вектора в образовательном процессе естественно-научной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности определяет:

- последовательный и логичный переход учебного материала в содержательных линиях и рядах понятий естественнонаучного блока учебных дисциплин, что определяет непрерывность усвоения учебного материала в течение всего периода обучения;

- структурирование типов практических занятий учебной дисциплины «Глобальная экология» с учетом усложнения содержания ситуационных заданий проблемного характера (природоохранной направленности);

- переход от профессиональных знаний и умений к профессиональной деятельности при выполнении ситуационных заданий, требующих подготовки и выработки управленческих решений, направленных на сохранение окружающей природной среды.

В связи с этим принцип восходящего вектора:

- создает основу построения структуры, содержания и усвоения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин, как стратегии построения образовательного процесса в предметной области экологической безопасности;

- определяет тактику построения учебного материала естественно-научного блока учебных дисциплин;

- обеспечивает проведение эффективного образовательного процесса и формирование профессиональных компетенций природоохранной направленности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике педагогических вузов, осуществляющих подготовку специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, и для повышения квалификации педагогов в области безопасности жизнедеятельности по направлению «Экологическая безопасность».

1. Станкевич П.В., Абрамова С.В., Попова РИ. и др. Экологическая безопасность. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2023.

2. Кравченко А.В. Содержательная линия «Экологическая безопасность» как основа естественнонаучной подготовки бакалавров (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»). Вестник НЦБЖД. 2023; № 2 (56): 34-43.

3. Верещагина Н.О., Попова Н.О., Станкевич П.В. Особенности организации педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (уровень образования - бакалавриат). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019; № 194: 156-162.

4. Кравченко А.В. Содержание и структура естественнонаучного блока учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 175-178.

5. Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования. Наука и школа. 2009; № 1: 3-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Информационный портал. Available at: https://studfile.net/preview/9895090/page:2/

References

1. Stankevich P.V., Abramova S.V., Popova R.I. i dr. 'Ekologicheskaya bezopasnost'. Sankt-Peterburg: OOO "Mediapapir", 2023.

2. Kravchenko A.V. Soderzhatel'naya liniya «'Ekologicheskaya bezopasnost'» kak osnova estestvennonauchnoj podgotovki bakalavrov (profil' «Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti»). VestnikNCBZhD. 2023; № 2 (56): 34-43.

3. Vereschagina N.O., Popova N.O., Stankevich P.V. Osobennosti organizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti (uroven' obrazovaniya -bakalavriat). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2019; № 194: 156-162.

4. Kravchenko A.V. Soderzhanie i struktura estestvennonauchnogo bloka uchebnyh disciplin v sisteme podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 175-178.

5. Stankevich P.V. Obnovlenie sistemy estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya kak rezul'tat standartizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2009; № 1: 3-5.

6. Informacionnyjportal. Available at: https://studfile.net/preview/9895090/page:2/

Статья поступила в редакцию 21.01.24

УДК 378

Krasilnikova L.V., senior teacher, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: LVKrasilnikova@fa.ru

FACTORS FOR UPDATING TYPES OF ASSESSMENT IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article highlights issues based on the necessity for updating the types of assessment in the process of foreign language teaching, using as an example the academic discipline "Foreign language in the professional sphere". The study infers that under the influence of digitalisation in the educational field and due to the occurrence of new technologies, apparent changes have been noticed in the methods of communicative interaction between the stakeholders of the educational process. The article discusses the factors under which the need to revise or modify existing forms and principles for assessing the results and mastering the competencies is identified. Having the indicated above subject as a field of an experiment, the possibility of introducing a video project-based form for assessing the results of mastering the competencies in the intermediate level of studying is discussed, taking into consideration the principles of communicative approach and the fundamentals of content-language integrated learning.

Key words: communicative interaction, problems of communication, assessment, video project, retention

Л.В. Красильникова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: LVKrasilnikova@fa.ru

ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ВИДОВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья посвящена рассмотрению факторов актуализации форм оценивания и контроля уровня сформированности коммуникативных иноязычных компетенций по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере». В процессе исследования делается вывод, что под влиянием циф-ровизации образования и развития новых интерактивных технологий произошли изменения в видах и формах коммуникативного взаимодействия, что влечет за собой изменение структуры некоторых элементов процесса обучения. В статье делается попытка определить условия, при которых выявляется необходимость актуализации или видоизменения существующих форм и принципов оценивания результатов освоения компетенций. Используя указанную выше академическую дисциплину как пример, в статье рассматривается возможность внедрения видеопроекта как формы для оценивания промежуточных результатов освоения необходимых компетенций, исходя из базовых принципов коммуникативного подхода и теории предметно-языкового интегрированного обучения.

Ключевые слова: коммуникативное взаимодействие, проблемы коммуникации, оценивание, видеопроект, вовлеченность

Проблемы иноязычной коммуникации в профессиональной сфере давно являются предметом исследования российского и международного научно-образовательного сообщества. В теории компетентностного подхода предусматривается наличие разработанных специалистами критериев для оценивания уровня овладения компетенциями. Эти критерии подвергаются влиянию многих факторов современной жизни и требуют своевременного усовершенствования и актуализации. Объединение таких элементов процесса обучения иностранному языку в высшей школе, как использование новых технологий ^ - виртуальная реальность, AR - дополненная реальность, А1 - искусственный интеллект), профессионально ориентированный подход, коммуникативная методика дают широкую базу для формирования новых оценочных средств и форм контроля результатов образовательного процесса.

Актуальность темы, рассматриваемой в данной статье, обусловлена необходимостью внесения изменений в перечень форм и видов контроля при оценке освоения иноязычных коммуникативных компетенций в профессиональной сфере.

Цель настоящего исследования - выявить и проанализировать факторы современного процесса коммуникации, обусловливающие необходимость изменения или актуализации процедуры оценивания результатов освоения компетенций.

Задачи, поставленные для достижения заявленной цели, могут быть следующие:

1) определить вероятные факторы, возникшие под воздействием изменений процесса коммуникации; 2) выявить степень актуальности подобных изменений в образовательном процессе; 3) спрогнозировать возможность использования новых форм оценивания в процедурах различного вида контроля.

В рамках подготовки материалов данного исследования использовались следующие методы: метод анализа научной литературы по проблемам коммуникативного взаимодействия и оценивания результатов обучения, метод наблюдения за деятельностью фокус-группы при проведении практического эксперимента, опрос участников фокус-группы.

Научная новизна данного исследования может заключаться в попытке закрепления в дидактике обучения иностранному языку новых форм коммуникативного взаимодействия при оценивании результатов освоения иноязычными компетенциями в профессиональном дискурсе.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в попытке выявления, определения и прогнозирования возникновения новых форм оценивания, что может стать предметов дальнейшего исследования.

В современном быстроменяющемся и противоречивом мире иностранные языки остаются неотъемлемой частью образовательной траектории на всех уровнях обучения. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования Российской Федерации, за время обучения по направлениям подготовки бакалавриата студент должен овладеть определенным набором универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В высшей школе принято традиционное деление на языковые и неязыковые направления подготовки, что в современных реалиях кажется не совсем актуальным, так как в любой области знаний настоящий профессионал своего дела должен уметь получать информацию, качественно презентовать свои умения и навыки, развивать компетенции, используя различные источники и каналы общения как на родном, так и на иностранных языках. Российские и зарубежные специалисты и ученые в течение последнего десятилетия ставят вопрос о том, что актуальная методика обучения иностранному языку должна соответствовать новым тенденциям, направленным на развитие профессионально ориентированного обучения, где акцент, по словам Казаковой О.П., ставится на изучении языка на «уровне, необходимом и достаточном для решения проблем профессиональной коммуникации в конкретной сфере деятельности» [1].

В мировой практике такой подход зародился в рамках теории CLIL (Content and Language Integrated Learning). Термин CLIL впервые появился в начале 1990-x в документах Еврокомиссии - высшего органа исполнительной власти Европейского союза, в публикациях зарубежных авторов, в частности в работах Д. Марша [2]. Можно определить, что цели данной методики изначально были политические, так как в тот момент шел бурный период объединения европей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.