Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЁМЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ / ПСИХОГИМНАСТИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДРАМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

Статья посвящена анализу возможностей использования приемов театрализации и средств театра в развитии творческого мышления современных младших школьников. Рассмотрены особенности развития творческого мышления. Представлено понимание театрализации как образовательной технологии, направленной на развитие творческого мышления и мотивации к обучению современных младших школьников. Описаны театральные приёмы и способы их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THEATRICAL TECHNIQUES FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the analysis of the possibilities of using theatrical techniques and means of theater in the development of creative thinking of modern schoolchildren. The features of the development of creative thinking are considered. The understanding of theatricalization as an educational technology aimed at the development of creative thinking and motivation to teach modern schoolchildren is presented. Theatrical techniques and methods of their use are described.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

помогают школьникам преодолеть стеснительность, раскрывают таланты учеников и позволяют раскрыть творческие способности.

Применение театрализации на уроках литературного чтения помогает легче освоить учебных материал, позволяет ученикам полностью погрузиться в атмосферу произведения и более глубоко его проанализировать и понять, встав непосредственно на место героя. Театрализация может использоваться е только на уроках литературного чтения, широко ее применяют и, например, на занятиях английским языком. Применение приемов театрализации при обучении языкам позволяет наиболее проще понять языковой материал, заинтересовать школьников к изучению языков.

Применение приемов театрализации развивают коммуникативные и творческие способности учеников начальных классов, тем самым являясь сильнейшим ресурсом современного педагога. Ребенок учится взаимодействию с другими, развивает навыки импровизационного мышления. Через театрализацию ребенок вовлекается в коллективную деятельность, которая носит игровой характер, тем самым удовлетворяя потребность в общении, игре и обучении.

Литература:

1. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельностно-ценностного воспитания // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4834 (дата обращения: 10.05.2021).

2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56-79.

3. Ежов П.Ю. Интерактивные средства театрализации в системе формирования творческих способностей младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 176-176; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=801 (дата обращения: 08.05.2021).

4 Субботина Н.А. Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал, 2016 -С. 164-170.

5. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь: [учеб.-метод. пособие] / И.Б. Шубина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 - 284 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса кафедры «Начальное образование» Сергучева Ольга Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ

Аннотация. В статье рассматривается развитие письменной речи младших школьников. Дается обоснование, что развитие письменной речи младших школьников в процессе обучения сочинению миниатюре является одним из актуальных проблем. Цель статьи: выявить уровень сформированности развития письменной связной речи младших школьников. Описывается проведение трех диагностических методик: диагностика текстовых умений; умение писать сочинение; методика на исследование письменной речи.

Ключевые слова: речь, письменная речь, связная письменная речь, сочинение-миниатюра, младший школьник, уровень сформированности, диагностика.

Annotation. The article deals with the development of written speech in primary school children. The author substantiates that the development of the written language of younger schoolchildren in the process of teaching miniature composition is one of the actual problems. The purpose of the article: to identify the level of formation of the development of written coherent speech of primary school students. It describes the implementation of three diagnostic methods: the diagnosis of text skills; the ability to write an essay; the methodology for the study of written speech.

Keywords: speech, written speech, coherent written speech, miniature essay, junior school student, level of education, diagnostics.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирования связной речи школьников в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языга. На фоне общего снижения речевой культуры видна необходимость во введении планомерной работы по формированию речевой компетенции [2, с. 78]. Наиболее трудная форма монологической речи - письменная. Она самая развёрнутая, нормативная со своим множеством правил. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной информацией осознаётся так же процесс написания каждого слова [1, с. 34].

Данной проблеме посвятили свои исследования мыслители-гуманисты, педагоги XVII-XIX вв. Я.А. Каменский, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский и др. Именно они затронули вопросы роли речи в развитии ребенка, в воспитании у них правильной речи. Немаловажное значение придавали проблеме формирования связной (устной и письменной) речи в развитии детей Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Ломов, A.A. Лурия, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др. Научные исследования Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, В.Я. Ляудиса, В.А. Крутецкого, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, С. Френе, Ю. К. Бабанского позволяют формировать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности младших школьников [3, 4, 5].

Цель статьи - выявить уровень сформированности развития письменной связной речи младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Мы представляем срез исследования, который проводился на базе сельской школы муниципальной бюджетной образовательной организации «Майинская СОШ им. Ф.Г. Охлопкова» Мегино - Кангаласского района Якутии. В эксперименте приняли участие 32 человек -учащиеся 2 «а» класса.

Для поставленной проблемы использовали такие методы изучения, как наблюдение, беседы и письменные опросы. Было проведено 3 диагностических урока:

- диагностика текстовых умений по методике Н.А. Ипполитовой;

- умение писать сочинение;

- диагностика исследования письменной речи по методике Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.

1. В диагностике изучения уровня сформированности текстовых умений по Н.А. Ипполитовой были выбраны следующие критерии:

1. Умение озаглавить текст.

2. Умение определить тему и основную мысль текста.

3. Умение составить текст по плану.

В результате проведенной работы мы получили следующие результаты. Результаты ответов учащихся по умению озаглавливать текст представлена в рисунке 1. В экспериментальном классе 6 учеников получили

1 балл, 4 ученика 2 балла и 1 ученик не справился с заданием. В контрольной группе 2 ученика получили

2 балла, 7 учеников - 1 балл, и 4 ученика не справились с заданием.

Рисунок 1. Умения озаглавливать текст

Результаты ответов учащихся по умению определить тему и основную мысль текста представлена в рисунке 2. По диаграмме можно увидеть, что учащиеся не могут определить тему и основную мысль текста. У экспериментальной группы 3 ученика получили 2 балла, 7 учеников получили 1 балл и 1 ученик не справился. Учащиеся контрольной группы с этим заданием не справились.

Рисунок 2. Умения определить тему и основную мысль текста

Результаты ответов учащихся по умению составить текст по плану представлена в рисунке 3. В экспериментальной группе 3 ученика получили 2 балла, 4 ученика - 1 балл, и 2 ученика не справились с заданием. В контрольной группе 1 ученик получил 2 балла, 4 ученика - 1 балл, и 8 учеников не справились.

Рисунок. 3 Умения составить текст по плану

Посмотрев результаты работ учащихся, мы сделали вывод, что они еще не работали над понятиями: текст, основная мысль, тема текста.

2. Диагностика умения писать сочинение.

Для оценки умения детей создавать сочинения, были разработаны критерии представлены в таблицах 1,2,3 отражающие составные компоненты этого умения: 1) раскрытие темы, 2) композиция текста, 3) использование опорных слов. Статистика результатов исследования представлены в рисунках 4, 5, 6.

Таблица 1

Раскрытие темы

Уровни Критерии

1 ученик полностью раскрыл тему сочинения

2 тема учеником раскрыта не полностью (иногда встречаются отступления, ненужные подробности)

3 тема не раскрыта

Рисунок 4. Раскрытие темы

В экспериментальной группе тему текста раскрыли 5 учеников, не справились 2. В контрольной группе тему текста раскрыли 2 ученика, не справились 7.

Таблица 2

Композиция текста

Уровни Критерии

1 композиция текста выстроена логично, последовательно

2 композиция текста не совсем последовательна, достаточно сбивчива

3 текст сочинения построен не логично, композиционно не выстроен

Рисунок 5. Композиция текста

В экспериментальной группе 1 уровень выявлено у 4 учеников, в 2 и 3 уровне выявлено по 5 учеников. В контрольной группе равное количество учеников выявлено в 1 и 2 уровне - по 5 учеников, а остальные 7 учеников - 3 уровень.

Таблица 3

Уровни Критерии

1 опорные слова используются уместно, удачно вписываются в содержание и композицию текста

2 опорные слова используются учеником, но не всегда уместно

3 опорные слова либо не используются, либо наблюдается их чрезмерное нагромождение

Рисунок 6. Использование опорных слов

В экспериментальной группе высокий уровень выявлено у 3 учеников, средний уровень у 4 учеников и низкий уровень у 7 учеников.

В контрольной группе высокий уровень выявлено у 1 ученика, средний уровень у 6 учеников и низкий уровень у 7 учеников.

На основании оценки этих умений мы выделили 3 уровня умения учеников писать сочинения:

Высокий уровень умения создавать сочинения - ученик полностью раскрыл тему сочинения, удачно построил композицию текста, использовал опорные слова к месту. К этому уровню относится 4 ученика из экспериментальной группы и 2 ученика из контрольной группы.

Средний уровень умения создавать сочинения - ученик не раскрыл тему полностью, имеют место отступления от темы, композиция текста недостаточно последовательная, опорные слова используются не всегда. К этому уровню относится 5 учеников из экспериментальной и контрольной группы.

Низкий уровень умения создавать сочинения - ученик не раскрыл тему сочинения, текст композиционно не выдержан, сбивчив, опорные слова не используются или наблюдается их переизбыток. К этому уровню относится 5 учеников из экспериментальной группы и 6 учеников из контрольной группы.

3. Диагностика исследования письменной речи по методике Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.

Методика направлена на исследование письменной речи у младших школьников. Первый блок направлен на исследование предпосылок письменной речи. Он включает задания на языковой и звукобуквенный анализ, определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д. Второй блок направлен на оценку письма. Ученикам предлагается небольшой диктант.

Результаты ответов учащихся (Рисунок 7, 8).

Рисунок 7. Экспериментальная группа

В экспериментальной группе высокий уровень выявлено у 9 учащихся, средний уровень у 2 учеников. В контрольной группе у высокого и низкого уровня выявлено по 2 ученика, средний уровень - 8 учащихся.

Рисунок 8. Контрольная группа

В экспериментальной группе высокий уровень выявлено у 8 учеников, средний уровень у 2 учеников, и у 1 ученика низкий уровень.

В контрольной группе высокий уровень выявлено у 6 учеников, средний уровень у 2 учеников и у 4 учеников низкий уровень

Выводы. Таким образом, изучены уровни сформированности письменной связной речи в 2 классе. Речь является показателем общей культуры и интеллектуального развития ученика. По новым требованиям к планируемым результатам по Федеральному государственному образовательного стандарту отводится к коммуникативным умениям устной и письменной речи. Одним из доминирующих методов развития связной письменной речи является сочинение. Исходя из этого для решения данной проблемы, в будущем подготовим комплекс уроков русского языка с использованием сочинения-миниатюры, как один из методов развития связной письменной речи.

Литература:

1. Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. - М.: Сфера, 2011. - 774 с.

2. Ерастов Н.П. Культура связной речи. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство -2013. - 183 с.

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи [Текст] // В защиту живого слова. - М.: Просвещение, 2016. - 281 с.

4. Зайцева О.О. Сочинение в начальной школе. - 2001. - №6. - С. 28-35

5. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Изд. Либроком 2014. - 248 с.

Педагогика

УДК 376

доктор педагогических наук, профессор Шестаков Михаил Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук Сальникова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация. В настоящее время дети, имеющие различные нарушения слуха, имеют достаточно большое представительство среди других нозологических групп. Снижение или потеря слуха у детей сопровождается дефицитом внимания, которое определяет возможности развития познавательной деятельности, что создает психолого-педагогические трудности в их обучении и воспитании. Развитие познавательной сферы слабослышащих и глухих детей является неотъемлемым условием их нормального развития, эффективной образовательной деятельности и успешной социализации. Игровая деятельность является эффективным средством развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности. Одним из средств этой группы, отличающимся большим ресурсным потенциалом в развитии познавательной сферы детей младшего школьного возраста, является игра в шахматы.

Ключевые слова: школьники, младшие классы, нарушение слуха, познавательные процессы, шахматы.

Annotation. Currently, children with various hearing disorders have a fairly large representation among other nosological groups. The reduction or loss of hearing in children is accompanied by a lack of attention, which determines the possibilities for the development of cognitive activity, which creates psychological and pedagogical difficulties in their education and upbringing. The development of the cognitive sphere of hearing impaired and deaf children is an indispensable condition for their normal development, effective educational activities and successful socialization. Game activity is an effective means of developing school-significant psychological and psychophysiological functions of students, intensifying their cognitive abilities, and fostering a steady interest in intellectual activity. One of the means of this group, which has great resource potential in the development of the cognitive sphere of children of primary school age, is the game of chess.

Keywords: schoolchildren, junior classes, hearing impairment, cognitive processes, chess.

Введение. Возраст детей, обучающихся в младших классах, считается специалистами наиболее благоприятным периодом естественного и направленного формирования и развития основ осознанного рефлексивного поведения, а также воспитания типологических характеристик рефлексии. Важность этого возрастного периода в онтогенезе связана еще и с созданием фундаментальных основ социального поведения человека, возможностей его успешного самоопределения и самореализации в социуме [6].

Способность обучающегося уточнять уровень и содержание своих знаний, а также правильно оценивать собственные действия являются продуктом его познавательной деятельности, результатом рефлексивного поведения. Без самостоятельного выявления собственных ошибок, причинно-следственных связей их возникновения становится проблематичным, а порой и невозможным достижение основной целевой установки в любом виде деятельности [1].

Когда речь идет о детях с нарушениями слуха, необходимо иметь ввиду, что поражение соответствующих органов, отвечающих за восприятие звуковой информации, снижает функциональные возможности нервной системы, приводящие в последующем к определенным нарушениям процесса умственного развития, развития речи, развития аналитико-синтетического мышления [10].

При этом подобное отставание в развитии мышления у данного контингента детей становится очевидным во всех его компонентах. Это проявляется и в ухудшение вербальной стороны мыслительных процессов, и в существенном отставании словесно-логического мышления, и в запаздывании формирования умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, и в дефиците мотивационного компонента, и в низкой познавательной активности [2].

Следовательно, целенаправленное развитие познавательной сферы слабослышащих и глухих детей является необходимым условием их нормального развития, эффективной образовательной деятельности и успешной социализации [11, 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Для определения характера влияния показателей развития познавательной сферы слабослышащих и глухих детей младшего школьного возраста на успешность их образовательной деятельности был проведен корреляционный анализ между двумя соответствующими группами показателей у школьников третьих классов специальной школы., которые адаптировались к оценке их знаний по учебным предметам на основе 5-бальной системы, и накопивших за это время определенный объем знаний.

Результаты корреляционного анализа между показателями развития познавательной сферы данного контингента детей и их успеваемости по учебным предметам позволил установить следующие закономерности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.