УДК 373.37
Нимаева Х.Д.
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» (Россия, г.Улан-Удэ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: связная речь, метод мнемотехники, мнемотаблицы, схемы, ассоциативное мышление.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития детей. Ознакомление и последующее применение родителями мнемотехники в домашних условиях.
Задачи:
-ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения родителей.
Ход мастер-класса:
Приветствие.
Тема нашей встречи "Мнемотехника" - как метод развития связной речи".
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать: "О, как же ты красива!".
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
• Несформированность грамматического строя речи
• Нарушение звукопроизношения.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из методов развития связной речи у детей с речевыми нарушениями является использование мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем
60
мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
МНЕМОТЕХНИКА — от греческого тпетот^п - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихотворений.
Предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту.
Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
1) Есть на новом платье
у меня кармашки,
На кармашках этих
вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки,
будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.
2) В огороде много гряд. Тут и репа и салат,
тут свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород нас прокормит целый год.
3) "Ёлочка" (Н.Нищева) Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.
4) Мой мишка (отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положи.
глядя читают
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, не на мнемотаблицу, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители стихотворения).
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Желаю всем удачи!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ELibrary.ru