Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
297
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / МЕТОД МНЕМОТЕХНИКИ / МНЕМОТАБЛИЦЫ / СХЕМЫ / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нимаева Х.Д.

В данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.37

Нимаева Х.Д.

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №89 «Журавлёнок» (Россия, г.Улан-Удэ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье рассматривается метод мнемотехники как способ развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, повышает компетентность родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: связная речь, метод мнемотехники, мнемотаблицы, схемы, ассоциативное мышление.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития детей. Ознакомление и последующее применение родителями мнемотехники в домашних условиях.

Задачи:

-ознакомление родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения родителей.

Ход мастер-класса:

Приветствие.

Тема нашей встречи "Мнемотехника" - как метод развития связной речи".

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать: "О, как же ты красива!".

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

• Несформированность грамматического строя речи

• Нарушение звукопроизношения.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей с речевыми нарушениями является использование мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих

успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем

60

мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

МНЕМОТЕХНИКА — от греческого тпетот^п - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихотворений.

Предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту.

Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

1) Есть на новом платье

у меня кармашки,

На кармашках этих

вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки,

будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

2) В огороде много гряд. Тут и репа и салат,

тут свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

3) "Ёлочка" (Н.Нищева) Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.

4) Мой мишка (отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положи.

глядя читают

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, не на мнемотаблицу, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители стихотворения).

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Желаю всем удачи!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ELibrary.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.