Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT / PROJECT-BASED ACTIVITY / PRACTICE-ORIENTED TEACHING / FOREIGN LANGUAGE / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Юлия Николаевна, Хайруллин Рестям Давлетбаевич

Данное исследование посвящено изучению возможности использования практико-ориентированных форм и методов обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Обращается внимание на то, что данные технологии можно использовать для достижения целей, так как они обеспечивают профессиональное развитие студентов, их коммуникабельность. В работе актуализируется значимость практико-ориентированной направленности на занятиях иностранного языка для подготовки профессиональных специалистов. По мнению автора, формированию иноязычной профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза способствует использование практико-ориентированных форм и методов обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмова Юлия Николаевна, Хайруллин Рестям Давлетбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PRACTICE-ORIENTED FORMS AND METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

This research is devoted to the study of the possibility of using practice-oriented forms and methods of training in a foreign language of students of a non-linguistic university. Attention is drawn to the fact that these technologies can be used to achieve goals, as they ensure the professional development of students and their interpersonal skills. The importance of a practice-oriented focus on foreign language classes for the preparation of professional specialists is updated in the work. According to the author, the use of practice-oriented forms and methods of teaching a foreign language contributes to the formation of foreign professional competence among students of a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема суицидального поведения среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Описаны стресс-факторы, которые оказывают значительное влияние на попытки суицида у лиц, осужденных к лишению свободы. Рассмотрены причины суицидального поведения осужденных Дана характеристика критических периодов для личности во время осуждения. Представлена личностная характеристика и типы суицидентов данной категории. Описана характеристика коллектива осужденных и представлена его структура.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, стресс-фактор.

Annotation. This article addresses the problem of suicidal behavior among persons serving sentences in places of detention. Stress factors that have a significant impact on suicide attempts in persons sentenced to imprisonment are described. The causes of suicidal behavior of convicts are considered. The characteristic of critical periods for the person during the conviction is given. Presented personal characteristics and types of suicides in this category. The characteristic of the collective of convicts is described and its structure is presented.

Keywords: suicide, suicidal behavior, stress factor.

Литература:

1. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - Олма: Медиа групп, 2004. - 352 с.

2. Диденко О.И. Суицидальные намерения в психологическом портрете преступника / О.И. Диденко; за общ. ред. С.И. Яковенко // Психология суицидального поведения: Диагностика, коррекция, профилактика: сб. наук. трудов. - К.: РВВ К1ВС, 2000 г. - 122 с.

3. Еникеев М.И. общая и юридическая психология / М.И. Еникеев. - Спб.: Питер, 2004 - 631 с.

4. Ковалев О.Г., Тимонин Н.П. Психология суицидального поведения осужденных / О.Г. Ковалев, Н.П. Тимонин. - Владимир: Юрид. Ин-т Минюста России, 2002. - 103 с.

5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / Ю.М. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - 321 с.

6. Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания / В.В. Кузнецов. - Спб.: Питер, 2010. - 370 с.

7. Мелентьев М.П. Предупреждение самоубийств среди лиц, осужденных к лишению свободы / М.П. Мелентьев, А.П. Тищенко. - К.: Медиздат, 1994 г. - 123 с.

8. Москалева В.П. Психология суицида: пособие / В.П. Москалева. - К.: Академияв, 2004. - 286 с.

УДК: 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна Российский государственный университет правосудия Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич Российский государственный университет правосудия Приволжский филиал (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В условиях углубляющегося экономического и политического кризиса в России особую остроту приобретает проблема поиска путей активизации творческого потенциала личности, в том числе при подготовке специалистов-профессионалов. Важность этой задачи осознается как учеными-исследователями, так и практиками. В связи с этим в формировании творческой личности все очевиднее проявляются затруднения, связанные с переносом имеющихся в науке концептуальных подходов к развитию творческих способностей человека в область конкретных педагогических технологий. Поэтому одним из путей решения поставленной задачи могут быть такие средства, как использование практико-ориентированных форм и методов обучения.

Изложение основного материала исследования. Ценностью современного общества становится информационная и коммуникативная компетентность. Специалист должен уметь находить необходимую информацию, обсуждать пути решения возникающих проблем с коллегами и уметь воплотить предложенное решение на практике.

Компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, умений и навыков, но и сформированность их использования. В связи с этим, преподавателю необходимо так организовать обучение, чтобы студент не просто запоминал и воспроизводил знания, но и умел применять их на практике. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, коллективные способы обучения, дифференцированный подход и т.д. - все это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, «косметически» улучшающие традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод [2, с. 86].

Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что при обучении иностранному языку нужны деятельностные, практико-ориентированные формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании.

Мы разделяем точку зрения Н.Ю. Пахомовой, что коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования и обучения, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств [5].

К корректировке целей приводит понимание того, что профессиональный специалист - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий приобретать их, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющие знания в любой ситуации.

Среди соответствующих форм и методов обучения, ориентированных на достижение указанных целей, можно назвать метод учебных проектов. Данный метод возник во второй половине XIX веке в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1895-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо обществу.

Т.е. по данному методу обучения, учащимся предлагалась проблема, и они самостоятельно (учитель являлся консультантом) должны были ее решить [1].

Известно, что термин «проект» означает замысел, план, текст и чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Использование «проектирования» в учебных условиях предполагает, что студенты должны самостоятельно предложить способ решения поставленной перед ними проблемы, найти необходимую для этого информация [4, с. 245]. Например, в проекте «Какая нужна потребителю реклама?» проблема может быть поставлена так: «Сформулировать психологические, этические, эстетические требования к содержанию рекламы и способам ее подачи».

Продуктом деятельности является презентация решения проблемы в виде выступлений, схем, иллюстраций и т.д. Проект реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности студентов [7, с. 69]. Точнее, о методе проектов надо говорить как об обучении через деятельность.

Следовательно, современное переосмысление основных идей Джона Дьюи приводит к пониманию «проектирования» в обучении как совместной учебно-познавательной деятельности студентов, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения и интегрирует в себе рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики. Характеристиками проектной деятельности является самостоятельность и практическое применение имеющихся знаний и умений [3, с. 12].

Рассматривая обучение иностранному языку в неязыковом вузе и уровень соответствующей компетенции выпускника, следует подчеркнуть, что современный специалист должен обязательно владеть деловым иностранным языком. Деловой иностранный язык является необходимым элементом профессиональной культуры, так как решение профессиональных проблем в современных условиях предполагает совместную деятельность специалистов разных стран и культур [8, с. 491].

Считается, что общий язык коммуникации в большинстве случае является английский язык. Следовательно, в состав компетенции специалиста должно войти умение обсуждать и решать профессиональные проблемы на иностранном языке.

На наш взгляд, видом учебного проекта, при реализации которого студент приобретает умения самостоятельного поиска необходимой информации, обсуждения способа решения проблемы и предлагает продукт ее решения, является обсуждение и решение профессиональных типовых задач - «case study». В результате происходит формирование речевого иноязычного поведения [6, с. 311].

Выводы. Принципиально важно отметить, что при использовании профессиональных задач, иностранный язык соотносится с профессиональной деятельностью и рассматривается как средство понятийного аппарата в сфере деятельности специалиста, а учебный материал отражает специфику и логику предмета, который является сутью данной специальности.

Таким образом, обучение становится более осмысленным для студента, а знания и умения не преподносятся в готовом виде для запоминания, а требуют умственных усилий с его стороны для овладения ими.

Наш опыт показывает, что метод учебного проекта является практико-ориентированной формой обучения студента, а соответствующая методика обучения заслуживает разработки.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможности использования практико-ориентированных форм и методов обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Обращается внимание на то, что данные технологии можно использовать для достижения целей, так как они обеспечивают профессиональное развитие студентов, их коммуникабельность. В работе актуализируется значимость практико-ориентированной направленности на занятиях иностранного языка для подготовки профессиональных специалистов. По мнению автора, формированию иноязычной профессиональной компетенции студентов неязыкового вуза способствует использование практико-ориентированных форм и методов обучения иностранному языку.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, практико-ориентированное обучение, иностранный язык, компетентностный подход, профессиональная деятельность.

AnMtation. This research is devoted to the study of the possibility of using practice-oriented forms and methods of training in a foreign language of students of a non-linguistic university. Attention is drawn to the fact that these technologies can be used to achieve goals, as they ensure the professional development of students and their interpersonal skills. The importance of a practice-oriented focus on foreign language classes for the preparation of professional specialists is updated in the work. According to the author, the use of practice-oriented forms and methods of teaching a foreign language contributes to the formation of foreign professional competence among students of a non-linguistic university.

Keywords: project, project-based activity, practice-oriented teaching, foreign language, competence-based approach, professional activities.

Литература:

1. Дьюи Джонс. Школа и общество. — Москва, 1925.

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. - 112 с.

3. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2011. №2. С. 11-14.

4. Орлова Л.Г., Корнилова Е.С. Использование активных и интерактивных образовательных технологий на занятиях по иностранному языку // Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // Великие реки 2013. Труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума. В 3-х томах. 2014. С. 313-316.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с.

6. Храмова Ю.Н. Хайруллин Р.Д. Использование инновационных технологий в преподавании делового английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 309-312.

7. Храмова Ю.Н. Пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс вуза при обучении иностранного языка // Педагогический вестник. 2018. №1. С. 69-71.

8. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Различные способы обучения английскому языку в неязыковом вузе // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: новые векторы судебной реформы Материалы III научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 490-493.

УДК 371

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

магистрант Хромов Николай Николаевич Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования, процесс образования понимается не только как усвоение системы умений, знаний и навыков, но и как процесс развития личности, принятие духовно-нравственных, семейных и других ценностей, что является ключевым инструментом в области воспитания ребенка как самостоятельной личности.

Изложение основного материала исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания личности, сегодня является ведущей темой в педагогики, так как имеет обширный спектр решения данной задачи. На протяжении многих лет многие деятели педагогики и просто педагоги пытались внедрить и распространить свою самостоятельную систему воспитания. Это такие исследователи в области образования, как: Ю.К. Бабанский, Н.В. Коноплина, В.В. Серикова [1, с. 18].

Основной задачей в области воспитания, является правильное ориентирование личности ребенка на реализацию своих возможностей в разных областях знаний. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием так как, является неотъемлемой ее частью. В процессе формирования школьного коллектива, каждый ребенок закладывает свой индивидуальный фундамент для развития, существования и реализации своих возможностей [2, с. 34].

Педагогу нужно четко понимать и уметь тот час, же среагировать на построение взаимоотношений между участниками школьного коллектива. Формирование нравственно-воспитанной личности во многом зависит от классного руководителя. С самого первого класса, педагог как классный руководитель должен понимать, как он сможет правильно и четко построить свою работу по воспитанию дружественной, комфортной обстановки для каждого обучающегося в классе, как преодолеть коммуникативные барьеры между участниками данной группы. Выявить лидеров и аутсайдеров в классе.

На протяжении всего образовательного процесса, более активные и менее пассивные учащиеся могут стать помощниками в формирование коллектива внутри класса [3].

В процессе образовательной системы, педагог формирует с помощью системно-деятельностного подхода, мировозренческое видение учащихся той или иной ситуации вокруг себя, толерантное отношение к другим участникам образовательного процесса, понимание и сопереживание в ситуации успеха или неуспеха, взаимную помощь в решении учебной задачи.

Ребенок уже на первом году своей образовательной деятельности, должен четко понимать, как устроена система взаимоотношений между другими учащимися. Как правильно взаимодействовать внутри коллектива, научится управлять своими психофизиологическими особенностями. Педагог как наставник должен всячески способствовать развитию личностных качеств учащегося, если они не являются неприемлемы в социальном пространстве.

Процесс глобализации негативно влияет на отношение человека к государству и к другим людям. Именно поэтому четкое построение алгоритма взаимодействия и дальнейшее развитие и укрепление личностных качеств, обучающихся очень важно в современном мире [4, с. 13].

Образовательный процесс тесно связан с нравственным воспитанием школьников. Каждая система имеет свою определенную структуру и зависимость от ряда компонентов, именно поэтому выделяются определенные задачи и цели для формирования всесторонне развитой личности, будущего гражданина своего государства:

1. Обучение детей понимать себя и умению контролировать свои личные качества.

2. Воспитание интереса к окружающим людям, понимание чувств и сопереживание.

3. Развитие навыков коммуникации с другими людьми.

4. Развитие оценочного суждения, направленного на анализ свой деятельности.

5. Умение вырабатывать положительных черт характера, способствующих правильному взаимодействию в обществе.

6. Социализация ребенка как ключевое понятие образованной личности.

На основе вышеизложенных принципов формирования нравственной личности, можно выделить главное положение формирования и развития личностных качеств детей. Это гражданская позиция индентичности личности в форме сознательного уровня понимания действительности.

В первую очередь при развитии личностных качеств ребенка, должна быть четкая ориентация на содержательный компонент моральных принципов. Развитие его этических чувств как регулятора морального поведения.

Педагог в процессе своей деятельности должен выявить некоторые ценностные характеристики личности, для того, чтобы в дальнейшем уметь правильно структурировать свою работу в формировании единого школьного коллектива, то есть класса [5, с. 44].

Если будут соблюдены все задачи, цели по формированию целостной системы личностных качеств детей, тогда процесс образования будет проходить на высоком уровне доверия, правильной расстановке приоритетов в разных областях знаний и человеческих факторов.

Также педагог должен сформировать четкое представление обучающихся об понятии самооценки. Каждый ученик на разном уровне взаимоотношений с окружающими, должен разграничивать собственные приоритеты и уметь правильно и грамотно организовать взаимодействие с другими детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.