Научная статья на тему 'Использование потенциала институционального фактора в процессе развития энергетического предпринимательства'

Использование потенциала институционального фактора в процессе развития энергетического предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / POWER BUSINESS / POWER ECONOMIC SYSTEM / INSTITUTIONAL FACTOR / INSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артёмова Ольга Николаевна, Латкин Александр Павлович

Рассмотрен процесс институционализации энергоэкономической системы. Показано влияние институционального фактора на развитие энергетического предпринимательства. Приведены критерии успешности данного влияния. Выделены факторы, сдерживающие развитие энергетического предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of potential of the institutional factor in development of power business

The institutionalization process of power economic system is considered. Influence of an institutional factor on development of power business is shown. Criteria of success of this influence are given. The factors constraining development of power business are allocated.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала институционального фактора в процессе развития энергетического предпринимательства»

УДК 338.242.42

Артёмова Ольга Николаевна, Латкин Александр Павлович

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Использование потенциала институционального фактора в процессе развития энергетического предпринимательства

Рассмотрен процесс институционализации энергоэкономической системы. Показано влияние институционального фактора на развитие энергетического предпринимательства. Приведены критерии успешности данного влияния. Выделены факторы, сдерживающие развитие энергетического предпринимательства.

Ключевые слова и словосочетания: энергетическое предпринимательство, энергоэкономическая система, институциональный фактор, институционализация.

Для современной России, ищущей эффективные пути экономического реформирования, институционализм, в котором гармонично связаны теоретический, практический и критический аспекты, представляет особый интерес [3]. Факт влияния институтов - правил и обеспечивающих их соблюдение механизмов - на экономический рост, развитие и в конечном счете уровень благосостояния не вызывает споров среди экономистов, хотя и существует определенный разрыв между мировоззренческим и операциональным (на уровне моделей и эмпирических исследований) представлением о такого рода влиянии [8. С. 24]. Основные элементы институциональной среды - это институты обмена (правила, традиции, нормы, обычаи); институциональная организация поставщиков и потребителей (форма собственности, типы объединений, взаимодействия и т.д.); инфраструктурные пропорции (качественный и количественный состав институциональных агентов, свобода хозяйствования, конкурентные условия) и институты государственного регулирования [6].

Институциональный фактор необходимо использовать как важный для развития предпринимательства ресурс, влияние которого реализуется через институциональные условия: совокупность возможностей, создаваемых внешней и внутренней институциональной средой по допуску субъектов экономических отношений к использованию ресурсов, осуществлению трансакций, необходимых для создания, достижения целей деятельности, развития предпринимательских структур.

Основные аспекты влияния институционального фактора на развитие предпринимательства:

- координация взаимодействия экономических субъектов;

- формирование мотивов активизации предпринимательской функции;

- характер распределения общественных финансов и развития предпринимательства в приоритетных направлениях;

- динамика трансакционных издержек при осуществлении предпринимательской деятельности, государственном регулировании экономики;

- качественные и количественные характеристики человеческого капитала, возможность реализации его потенциала;

- характер использования институтов в процессе предпринимательской деятельности, государственного регулирования экономики.

В современном обществе государство рассматривает предпринимательство в качестве основы экономического роста, способа решения текущих экономических и социальных проблем. Устойчивое развитие предпринимательства может явиться пусковым механизмом кардинального повышения эффективности энергетической отрасли, энергоэффективности экономики в целом, обеспечения общественных интересов в энергоснабжении. Существует необходимость объединения в целях государственного регулирования всех видов предпринимательства, связанных с производством, передачей, распределением, потреблением, преобразованием энергии, обеспечением энергоносителями, оказанием услуг, способствующих реализации и оптимизации данных процессов. Необходимость обусловлена общей энергетической сущностью, которая диктует выбор единых принципов обеспечения устойчивого развития предпринимательства. Кроме того, с точки зрения общественных интересов, которые представляет государство, решение проблем в отдельно взятом сегменте энергетического цикла, на одной из стадий обслуживающих процессов не позволит достигнуть общественной эффективности в целом.

Современные процессы реформирования, повышение роли энергетического аспекта в развитии общества, многофункциональный характер предпринимательства обусловливают необходимость в процессе развития энергетического предпринимательства учитывать наличие широкого спектра субъектов энергоэкономической системы, характеризуемой как совокупность субъектов экономики, взаимодействующих по поводу реализации энергетических и экономических интересов.

Основания для государственного вмешательства в экономику лежат преимущественно в сфере публичных интересов. Пределы вмешательства в дела предпринимателя определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в нужном обществу направлении [7]. В сфере регулирования предпринимательской деятель-

ности основным является принцип презумпции нецелесообразности решения проблем методом жесткого государственного регулирования и тем более государственного предпринимательства [8. С. 34]. В контексте функционирования энергоэкономической системы в процессе развития энергетического предпринимательства актуальна проблема согласования интересов субъектов энергоэкономических взаимоотношений. Институт согласования носит инновационный характер, обеспечивая консенсус партнерских позиций субъектов. Согласованию способствует такое свойство системы, как институциональность, проявляющееся в формировании правил поведения субъектов по эффективному решению возникающих противоречий. Интересы субъектов системы реализуются через институты. Соответственно процесс институционализации представляет собой закрепление институтов в общественной практике, фактическое подтверждение их в реальном поведении субъектов экономики.

В рыночной экономике в рамках энергоэкономической системы необходимо согласование интересов частного сектора и общественного. Критерии эффективности частного собственника должны согласовываться с критериями, предопределяемыми внешней средой.

Собственность определяет границы управляемой экономической системы и интересы субъекта - собственника, которые трансформируются как цели управления этой системой. В рыночной экономике со стороны общественных интересов, выразителем которых должно быть государство, могут быть сформулированы критерии, обеспечивающие совпадение (сближение) интересов частных товаропроизводителей с общественными: развитие производства при экономии всех видов ресурсов; показатель, минимизирующий стоимость конечного продукта производства (снижение стоимости (цены) продукции в расчете на единицу ее потребительского эффекта) [4. С. 153].

Необходимость и возможность институционализации энергоэкономического развития обусловлена тем, что под воздействием научнотехнического прогресса изменяются ценностные ориентиры человека. Главный аспект конструктивного влияния институционального фактора на эффективность развития энергетического предпринимательства - это воздействие на потребителя в целях формирования ценностных ориентиров.

Главным ограничением дальнейшего развития могут оказаться проблемы культуры, определяющие способность предвидеть новые вызовы и принимать эффективные упреждающие действия, возможность активизации творческого потенциала, создания общественных коалиций [1].

Институционально-экономическая организация современной энергетики неразрывно связана с применяемыми технологиями и техническими решениями [5]. Институционалисты, критикуя неоклассическую предпосылку ограниченности ресурсов, обоснованно говорят о потенциальной

неограниченности ресурсов. Решение многих социально-экономических проблем они связывают не с поиском финансирования, а с созданием новых технологий [3]. Поэтому благоприятная институциональная среда энергетического предпринимательства предполагает, прежде всего, государственное регулирование в целях утверждения приоритета энергоэффективности, обусловливающего стабильный спрос на энергоэффективную продукцию и технологии, популяризации, развития альтернативной энергетики, внедрения инновационных разработок в сфере производства, распределения и потребления энергии.

Ведущие экономисты мира видят возможность внедрения и использования новых технологий и экономических методов путем создания институтов, которые могут позволить нейтрализовать негативное влияние существующих традиций, социальных структур на необходимость коренных преобразований [2].

Важнейшим критерием успешного влияния институционального фактора на эффективность развития энергетического предпринимательства является интенсивность использования передовых достижений в энергетической сфере, их реальный вклад в развитие общества, экономики. Данный процесс представляет наибольшую трудность при формировании институциональной среды, но является важнейшим с точки зрения позитивного влияния институционального фактора на эффективность развития энергетического предпринимательства.

Институциональные структуры являются наиболее глубоким источником развития энергетического предпринимательства. Формируемый в процессе государственного регулирования институт энергетического предпринимательства должен органично встраиваться в адекватную институциональную среду с развитой предпринимательской культурой. Институциональное проектирование позволит преодолеть инерционные тенденции в мышлении хозяйствующих субъектов, заложит традиции предпринимательства в основы деятельности как можно более широкого круга субъектов экономической деятельности [8. С. 26].

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется активной государственной политикой, направленной на прямую поддержку субъектов предпринимательства, создание институциональных условий для активизации предпринимательской функции. Вместе с тем для сферы институциональных реформ характерны противоречия.

Приоритетные направления оптимизации институциональной среды имеют преимущественно функциональный характер, системные характеристики сложившейся среды остаются незыблемыми:

- асимметрия действия экономических и политических факторов;

- формализация институтов гражданского общества, способных эффективно ограничивать действия власти;

- коррупционная лояльность;

- хроническое отставание законодательства от экономических реалий, расширение зоны неопределенности и неадекватности обеспечения процессов развития экономических институтов;

- формирование «двойного стандарта», правил рыночной игры для разных классов участников, избирательное применение законов, что создает непреодолимые препятствия для формирования благоприятной институциональной среды, локальных институциональных изменений;

- негативное взаимовлияние ключевых институтов, что свидетельствует о незаинтересованности государства в установлении прозрачных правил;

- укрепление модели «государственного капитализма» [6].

Проблемы в сфере обеспечения институциональных условий для развития энергетического предпринимательства, несовершенство институциональной среды обусловливают завышение объема издержек общества на реформирование энергоэкономической сферы. Действие основных институтов, через которые реализуются интересы субъектов энергоэкономической системы, оказывают разноплановое воздействие в связи с отсутствием четких приоритетов государственной политики в долгосрочной перспективе развития.

Основные направления управляющих воздействий в данной сфере должны быть нацелены на устранение сдерживающих развитие энергетического предпринимательства факторов:

- отсутствие целостной концепции поддержки энергетического предпринимательства, адекватной современным условиям;

- несовершенство законодательный базы развития энергетического предпринимательства;

- недостаток финансовых и материальных средств для формирования эффективно работающих субъектов энергетического предпринимательства;

- отсутствие мотивации, стимулов к энергоэффективному поведению;

- неготовность основной массы населения к предпринимательскому типу хозяйствования, дефицит профессионально подготовленных кадров;

- неготовность общества к применению энергоэффективных технологий, инноваций в энергетической сфере;

- низкая адаптивность системы государственного регулирования к потребностям инновационного развития.

Процесс формирования взаимоотношений в системе государство -энергетическое предпринимательство находится на начальной стадии. Необходима своевременная корректировка структуры энергоэкономической системы. Состояние энергетического сектора обусловливает необходимость формирования институциональных условий для эффективной

предпринимательской деятельности, иначе вызывает сомнение возможность получения адекватного приложенным регулирующим усилиям социально-экономического эффекта. Институт управления развитием энергетического предпринимательства должен не использоваться в интересах отдельных групп производителей или потребителей, а обеспечивать эффективное решение актуальных проблем социально-экономического развития региона.

Уровень достигнутой социально-экономической эффективности развития энергетического предпринимательства в регионе зависит от степени реализации потенциала институционального фактора в процессе данного развития. Другими словами, критерии успешности влияния институционального фактора на развитие энергетического предпринимательства - это критерии социально-экономической эффективности развития данного вида предпринимательства в регионе.

Данные критерии отражают отдельные аспекты развития энергетического предпринимательства в регионе:

- финансовая эффективность развития энергетического предпринимательства (мультипликативный эффект, характеризующий соотношение бюджетных и частных инвестиций в энергетический сектор; оптимизация бюджетных расходов; валовые расходы на энергоресурсы в соотношении к валовому региональному продукту (ВРП); стоимость энергетической продукции (услуг) в сопоставлении с уровнем жизни; бюджетные поступления от деятельности субъектов энергетического предпринимательства);

- эффективность потребительского сектора энергоэкономической системы региона (эластичность спроса на энергию; объем энергии для производства единицы ВРП; показатель энерговооруженности региональной экономики; энергетическая составляющая в себестоимости продукции местного производства);

- качество субъектов энергетического предпринимательства (доля объемов производства с применением инновационных технологий; уровень экологической безопасности; результативность деятельности по управлению спросом);

- реализация потенциала развития энергетического сектора (уровень использования энергетических мощностей, соотношение экономии энергоресурсов с реальным потенциалом, удельный расход условного топлива при производстве тепловой энергии и электроэнергии, удельный вес местных видов топлива, возобновляемых энергоресурсов в общем объеме энергетических ресурсов).

Критерии эффективности позволяют отслеживать ход реализации стратегии развития энергетического предпринимательства в регионе, корректировать ее в соответствии с изменяющимися условиями, оценивать эффективность как отдельных мероприятий, так и системы развития энер-

гетического предпринимательства в целом. Критерии являются инструментом, позволяющим определить, насколько управление соответствует уровню достижения стратегических целей, обеспечить формирование полноценной информационной базы для принятия управленческих решений. Оценка социально-экономической эффективности развития энергетического предпринимательства с помощью критериев эффективности позволяет идентифицировать факты и область возникновения проблем.

Таким образом, для устойчивого развития энергетического предпринимательства в регионе необходимо реализовать имеющийся потенциал институционального фактора. Благоприятная институциональная среда позволяет обеспечить как эффективность самого процесса развития предпринимательства, так и адекватные приложенным усилиям социальноэкономические результаты в контексте развития региона в целом.

1. Башмаков И. Россия - 2050 / И. Башмаков // Вопросы экономики. -2008. - № 8. - С. 140 - 144.

2. Драккер Питер Ф. Управление, нацеленное на результат / Питер Ф. Драккер; пер. с англ. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 200 с.

3. Московский А. Институционализм: теория, основа принятия решений, метод критики / А. Московский // Вопросы экономики. - 2009. -№ 3. - С. 110-124.

4. Осипов В.А. Системные основы управления эффективностью промышленного производства / В.А. Осипов. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамчатГТУ, 2009. - 190 с.

5. Поспелова Т. Г. Как совершенствовать подготовку инженеров-энергетиков? / Т.Г. Поспелова // Энергетика и ТЭК. - 2009. - № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.energetika.by/arch/ (дата обращения 17.09.2010).

6. Радыгин А. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX - XXI вв.) / А. Радыгин, Р. Энтов // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 4 - 25.

7. Хакулов М.Х. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / М.Х. Хакулов // ЮрПрофи. Сайт коллегии адвокатов Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urprofy.ru/ поёе/564 (дата обращения 08.06.2010).

8. Шаститко А.Е. Институциональная среда предпринимательской деятельности / А. Е. Шаститко // Общественные науки и современность. -2008. - № 2. - С. 24 - 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.