УДК 334.021
О. Н. Артёмова1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ (на примере Камчатского края)
Рассмотрена необходимость регулирующей роли государства для развития предпринимательства в энергетическом секторе. Показана роль региональной политики в реализации энергетической стратегии страны в целом. Охарактеризованы основные тенденции в развитии энергетики Камчатского края. Сформулированы перспективные направления развития предпринимательской деятельности в региональной энергетике.
Ключевые слова: энергетический сектор, государственное
регулирование, предпринимательство, институциональные условия, устойчивое развитие.
Тенденции современного развития России, ориентированного на внедрение рыночных механизмов, обусловливают актуальность проблематики развития предпринимательства. Конкурентоспособное малое и среднее предпринимательство необходимо в стране в качестве фактора раскрытия потенциала и формы самостоятельного приложения деловой активности граждан. Данная проблематика не ограничивается сферой малого и среднего бизнеса, охватывая деятельность корпоративных структур, особенности предпринимательского стиля управления, мотивацию предпринимательского поведения, в том числе в бюджетном секторе. Стратегия развития предпринимательства тесно связана с курсом на модернизацию, эффективное использование человеческого капитала.
По мнению автора, одним из главных аргументов в пользу необходимости государственного регулирования в сфере развития предпринимательства является тот факт, что в предшествующие годы
1 © Ольга Николаевна Артёмова, аспирант Камчатского государственного технического университета, аудитор Контрольно-счётной палаты Петропавловск-Камчатского
городского округа, 683000 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22, e-mail: [email protected]
российской истории идеи предпринимательства не имели возможности укорениться в сознании граждан. Миссия государства создать почву для успешного развития предпринимательства. Необходимость проведения активной государственной политики обусловлена и недостаточной экономической мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации. При этом роль государства заключается не в селективных мерах поддержки, а в создании институциональных условий для развития предпринимательства.
Государственные институты являются одним из главных ресурсов развития, особенно для стран с переходной экономикой. Развитие их рассматривается многими учёными в качестве условия для существенного повышения эффективности экономической политики, направленной на стимулирование экономического роста, включая создание более благоприятных условий для развития предпринимательства. [10, 11, 13] Именно институты способны нейтрализовать негативное влияние существующих традиций, социальных структур на необходимость коренных преобразований.
Устойчивое функционирование энергетического сектора является одним из основных условий существования современной цивилизации, государство должно его гарантировать. Современное состояние отрасли, характеризующееся высоким физическим износом основных средств, низким технико-экономическим уровнем производственного аппарата обусловливают необходимость присутствия государства. Кроме того, имеет место несоответствие производственного потенциала отрасли мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты.
Понимание важности устойчивого развития энергетического сектора, повышения энергоэффективности экономики обусловили акцент в Энергетической стратегии России на период до 2030 года на создание инновационного, эффективного энергетического сектора путем, в том числе, формирования устойчивой благоприятной институциональной среды. В качестве одной из приоритетных задач названа необходимость развития использования альтернативных источников энергии. В перспективе намечено обеспечение рационального, экономически обоснованного роста использования различных видов возобновляемых источников энергии, расширение использования альтернативных видов топлива. В целом государственная политика в сфере использования возобновляемых источников энергии предусматривает рациональное применение мер государственной поддержки развития возобновляемой энергетики. В планах создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций, использование механизма венчурных фондов, поддержка развития малых предприятий, функционирующих на рынке
энергетического сервиса в сфере возобновляемой энергетики, обеспечение доступности информации о развитии возобновляемой энергетики.
В региональном контексте стратегической целью является создание устойчивой, способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. В числе приоритетов — использование местных видов топлива, поддержка развития производства местных источников топлива, в частности создание условий для выработки энергии на базе использования бытовых отходов, внедрение современных технологий, оборудования для использования торфяной продукции для нужд малой и средней энергетики.[1]
Правомерность и целесообразность названных целей для социально-экономического развития регионов, возможность их достижения определяются фактическими результатами на региональном и местном уровне. Однако, оценивая современное состояние энергетики Камчатского края, необходимо констатировать, что проводимая в масштабах страны энергетическая политика на региональном уровне далека от успешной реализации.
Энергетический сектор Камчатского края является важнейшей базовой отраслью, определяющей развитие региона. Проблемы развития энергетики региона демонстрируют с одной стороны объективную необходимость государственного участия, с другой — необходимость кардинальных изменений концепции этого участия. Пример региональной энергетики является показательным для иллюстрации того, что без полномасштабной реализации на практике предпринимательской функции в данном секторе реализовать устойчивое развитие региона не представляется возможным. Ведущая роль государства в энергетическом секторе региона объективно обусловлена и тенденциями в масштабе страны, и особенностями энергетики края. По причине удаленности и изолированности региона, наличия множества проблемных зон, как в самом секторе, так и экономике края в целом, энергетика региона, по крайней мере, в ближайшей перспективе должна быть директивной.
Наличие серьезных проблем в энергетике региона, главная из которых — это высокие тарифы, препятствует эффективному социальноэкономическому развитию региона, обуславливает значительные расходы бюджетов различного уровня на выплату субсидий, высокую энергетическую составляющую, как в стоимости производимой продукции, так и в расходах населения. Энергетика региона, несмотря на постоянное реформирование, до настоящего времени не выполняет функцию эффективного поставщика энергетических ресурсов хозяйствующим субъектам региона, бюджетным организациям, населению.
Общая установленная мощность электростанций Камчатского края в два раза превышает современную потребность и составляет 573,3 МВт. Потребители вынуждены возмещать, расходы субъектов энергетики по содержанию зарезервированных мощностей. Структура потребителей энергетики Камчатского края характеризуется высокой долей населения. В электроэнергетике, в частности, доля населения составляет 38,1%, бюджетных организаций — 22,8%, промышленных потребителей — 7%, прочие потребители — 32,1%. Темпы роста электропотребления в регионе ниже, чем на Дальнем Востоке и по всей России. Среднегодовой темп роста электропотребления в Камчатском крае ожидается 1-1,5 %. [7]
В энергетическом секторе региона доминирующее положение занимают корпоративные структуры, не имеющие адекватных стимулов для динамичного претворения в жизнь рассмотренной выше стратегии, кардинального изменения ситуации в энергетическом секторе, для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса.
Пример Камчатского края иллюстрирует, насколько хрупким является положение энергетики, находящейся в полной зависимости от регулирующей роли государства. В предыдущие годы государство поддержало развитие геотермальной энергетики в крае. В дальнейшем вектор развития сменил направление, развитие генерирующих мощностей прекратилось. Остались нереализованными проекты по использованию геотермального тепла для отопления. Аналогично, до настоящего времени не завершено строительство каскада Толмачевских ГЭС, которое ранее считалось перспективным. Предполагалось, что реализация проекта обеспечит замещение более 20 % электроэнергии, производимой в Центральном энергоузле на привозном топливе. [7]
В настоящее время приоритетной является газификация полуострова, в стадии реализации находится проект по переводу на газ ТЭЦ в Центральном энергоузле. Вместе с тем, рассматривая социальноэкономические последствия изменения приоритетов в региональной энергетике, необходимо отметить, что в Энергетической стратегии России на период до 2030 года особое значение придается программе повышения цен на газ.
Состояние энергетики края обуславливает актуальность обеспечения оптимального сочетания государственного регулирования с действием рыночных сил, необходимость реализации потенциала институционального фактора, решения проблемы качества институтов, их целевого использования. Очевидна целесообразность более тщательного исследования места и роли субъектов предпринимательства в обеспечении эффективного функционирования энергетического сектора, приоритетная необходимость совершенствования механизмов властного регулирующего воздействия на повышение устойчивости предпринимательства в энергетике.
В современных условиях, как считают многие исследователи, становление частного бизнеса в энергетике станет пусковым механизмом кардинального повышения эффективности отрасли и обеспечения общественных интересов в электро- и теплоснабжении. [4] В переходный период удельный вес общественного сектора должен постепенно уменьшаться, но прежде всего не за счет простого сокращения его масштабов, а за счет опережающего развития частного сектора, повышения его эффективности.
Либерализация энергетики означает не сокращение регулирования, а его улучшение, создание благоприятных условий для государственночастного партнерства. Вместе с тем, все чаще звучат тревожные оценки, согласно которым государство в России стало доминирующим партнером, заведомо неравные позиции власти и бизнеса могут привести к профанации идеи государственно-частного партнерства. [6]
В Камчатском крае среди организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, на долю организаций государственной и муниципальной формы собственности приходится порядка половины от общего объема производства, на долю организаций смешанной формы собственности — порядка 40 %,
частой — менее 8 %. [7]
Энергетический бизнес может основываться не только на частной форме собственности. В рыночной экономике в качестве субъекта, извлекающего прибыль от хозяйственной деятельности, могут выступать структуры, подведомственные федеральным и региональным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления. При условии эффективного общественного контроля они принимают решения, исходя из коммерческих критериев, вступают в конкурентные отношения с частным бизнесом. Однако, эффективность, привлекательность энергобизнеса резко возрастают в условиях стабильного растущего спроса, а при падающем спросе — уменьшаются. Более того, в последнем случае бизнес ожидают убытки, если их нельзя компенсировать за счет цен или диверсификации деятельности. [4] Развитие предпринимательства в
условиях энергоизбыточного региона невозможно без создания институциональных условий. Необходимы создание и эффективное использование института долгосрочного социально-экономического развития, нацеленность на долгосрочные цели с учётом интересов будущих поколений, изучение опыта прошлых ошибок и достижений.
Использование потенциала институционального фактора в развитии энергетического сектора предполагает внедрение высоких стандартов эффективности, энергосбережения, экологических требований. Институт государственного регулирования в энергетическом секторе должен использоваться не в интересах отдельных групп
производителей или потребителей, а обеспечивать решение актуальных проблем социально-экономического развития региона, страны в целом. Энергетический бизнес характеризуется социальной ответственностью, что обусловлено уникальным значением энергетики для жизни современного общества. Государство, как представитель общественных интересов, призвано создавать благоприятные экономические условия для практической реализации принципа социальной ответственности энергетического бизнеса.
Использование потенциала энергосбережения равнозначно производству энергоресурсов и при адекватном применении позволяет сэкономить до 40% произведенной энергии. [3] Для Камчатского края, где среди потребителей, в частности, электроэнергии более трети — это население, более одной пятой — организации бюджетной сферы, данный аспект развития является особенно актуальным. В этой сфере государство не сможет подменить никакой иной субъект. Институт энергосбережения принесет свои плоды при необходимом качестве и целевом использовании. В сфере энергосбережения обеспечение институциональных условий функционирования предпринимательства обусловит развитие энергосервисного бизнеса.
Институционалисты, критикуя неоклассическую предпосылку ограниченности ресурсов, обоснованно говорят о потенциальной неограниченности ресурсов. Решение многих социально-экономических проблем они связывают не с поиском финансирования, а с созданием новых технологий. Это напрямую связано с активизацией потенциала человеческого капитала. Ставя во главу угла, прежде всего, «человека действующего», а не потребляющего, институционалисты стремятся выделить тот аспект человеческой личности, который отражает и обусловливает развитие общества — технологическое, экономическое, интеллектуальное. [9]
Реалии современной России свидетельствуют о ведущей роли государства в определении приоритетов развития общества. В частности, активная политика государства в сфере информатизации обусловила увеличение бюджетных расходов на данные цели, реализацию большого количества долгосрочных целевых программ различного уровня, активизацию предпринимательских структур.
В энергетическом секторе также есть тенденции, достаточно противоречивые в части взаимоотношений субъектов энергетического сектора. В основном делается акцент на учёт энергоносителей на стадии их потребления. Расходы на установку приборов учёта бюджетов всех уровней, активизация бизнес структур приобрели широкомасштабный характер. Деятельность в данной сфере обеспечивает определенный эффект, обусловленный, прежде всего, завышенными ранее объемами потребления. При этом почва для внедрения приборов учета не
подготовлена, состояние инфраструктуры оставляет желать лучшего. Не достаточно внимания уделяется внедрению нового эффективного оборудования для получения тепла и электроэнергии, расширению использования возобновляемых источников энергии. В тоже время, ресурсоснабжающим организациям дано право на перерасчет оплаты фактически отпущенных ресурсов, для потребителей законодательно закреплена возможность потребления энергетических ресурсов по нормативу, сохраняется субсидирование. [2] До тех пор пока у
потребителей и производителей энергетических ресурсов не будет адекватных стимулов к бережливости, институт энергосбережения функционировать не будет.
На стыке проблем энергетической безопасности полуострова и развития предпринимательства стоит вопрос самообеспечения предпринимателей энергоресурсами. Энергоснабжающие организации без конкуренции различных способов самообеспечения энергетических
потребностей потребителей и воздействия власти могут быть полностью
инфантильны к вопросам повышения энергоэффективности. С другой стороны и сама власть при еще не сформировавшихся дефицитах
энергетических мощностей может двигаться в сторону энергоэффективности только под воздействием потребителей, болезненно воспринимающих рост стоимости энергоресурсов. Обеспечение энергобезопасности обуславливает диверсификацию в развитии энергетического сектора.
Предпринимательство не только создает новые товары, но и стимулирует новые потребности. Содержательный момент
предпринимательской деятельности проявляется не только в завоевании преимуществ, но и создании для себя лучших условий хозяйствования. Результатом является предпринимательская выгода, как отражение реализованных конкурентных преимуществ.
Для Камчатского края актуальна тема малой генерации. Отсутствие продолжительного и дорогого инвестиционного цикла, низкие эксплуатационные расходы, простота управления делают малую генерацию при отсутствии дискриминации по выходу на рынки и гарантиях сбыта электроэнергии и тепла привлекательной сферой энергетического бизнеса. Являясь по сути региональной, малая энергетика дает возможность преодолеть технологическую и экономическую инерционность системной энергетики. Развитие малой энергетики положительно влияет на энергетическую безопасность регионов, повышает надежность электроснабжения, расширяя спектр используемых ресурсов, разгружая сети. Становление частного предпринимательства в сфере малой генерации активизирует конкуренцию.[4]
В контексте развития альтернативных источников энергии, необходимо отметить, что, не имея возможности преодолеть
естественную монополию без потери эффективности, государству приходится выбирать одни из двух основных подходов: использовать меры регулирования не для устранения монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста, либо заполнять зоны естественной монополии предприятиями, организациями и программами общественного сектора. Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов.[12]
В связи с превалированием крупных корпораций в энергетике региона условия развития энергетического сектора должны способствовать формированию горизонтальных связей с остальной экономикой. Необходим комплекс мер стимулирующего характера по привлечению частных инвестиций в сферу энергетики. Важно сформировать эффективный специализированный сервисный сектор. Возможность проникновения на рынки соответствующих работ максимально затруднена из-за закрепления последних за сервисными подразделениями крупных вертикально интегрированных компаний. Чтобы укрепить связи энергетического комплекса с остальной экономикой, повысить эффективность использования природных ресурсов, необходимы целенаправленные усилия по формированию соответствующей системы государственного регулирования.[5]
Энергетический бизнес характеризуется высокой сложностью, рискованностью во многих аспектах. Это предполагает создание государством комплекса определенных условий во внешней среде и прежде всего прозрачных и работоспособных систем защиты инвестиций и прав собственности, антимонопольного, технического, тарифного регулирования. В связи с управлением рисками участие государства имеет решающее значение в части правового обеспечения действий субъектов бизнеса, прозрачных и стабильных правил регулирования бизнеса, системы финансовых гарантий для инвесторов, работающих в условиях повышенного риска. [4] Следует отметить значение централизованного информационного обслуживания субъектов предпринимательства.
Повышение энергоэффективности экономики, устойчивое развитие энергетического сектора необходимо рассматривать
комплексно, в контексте технико-технологических, организационноэкономических и социальных аспектов данных проблем.
Необходимость рассматривать любые проблемы в сфере устойчивого развития энергетики с точки зрения комплексного подхода и учета интересов всех участников обсуждается на международном уровне, поскольку изменение поведения одного участника системы генерации, транспортировки, распределения и потребления энергии или
совершенствование только одного аспекта функционирования
энергетической системы неспособно решить всего многообразия проблем
устойчивого развития. Возникающие риски и проблемы требуют поиска инновационных ответов на старые и новые вопросы, поиска более гибких и прагматических стратегий, подходов, методов, инструментов и действий, превосходящих по эффективности стандартные
государственные подходы. Новое качество окружающей среды предлагает весомую роль правительства в обеспечении работы рыночных механизмов. Эти изменения воздействуют на поведение частного сектора, научно-технических кругов и гражданского общества. [8]
Резюмируя вышеизложенное, необходимо констатировать, что общество в целом способно воздействовать на эволюцию хозяйственной культуры. Реализация данного влияния осуществляется через общенациональные институты, которые непосредственно соприкасаются с действием хозяйственной культуры при формировании целей и ценностных ориентиров общества.
Перед государством стоит задача перевода энергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения
платежеспособного спроса на энергию. И именно предпринимательство, как особый вид хозяйственного поведения, реализующий свои свойства в условиях конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, способно эффективно воздействовать на материальную культуру, нейтрализовать негативное влияние существующих традиций, социальных структур на необходимость коренных преобразований. Регулирующая роль государства в энергетике как фактор устойчивого развития предпринимательства позволит достигнуть надлежащего равновесия между экономической оптимизацией, социальной приемлемостью и жизнеспособностью экосистемы в контексте перспектив устойчивого развития.
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении «Энергетической стратегии России на период до 2030 года»».
2. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
3. Башмаков И. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды // Вопросы экономики. — 2009. — № 2. — с. 71-89.
4. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 416 с.
5. Григорьев Л., Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать России? — // Вопросы экономики. — 2009. — № 12. — с. 71-89.
6. Клинова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса. // Вопросы экономики. — 2008. — № 8. — с. 78-90.
7. Краткие итоги социально-экономического развития Камчатского края (2007-2009 гг.). URL:http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=news_ info&menu=1&menu2=0&news_id=4440 (дата обращения 27.02.2010).
8. 8.Маркин В.В. Оценка влияния энергетического сектора на
устойчивое развитие регионов // Проблемы современной экономики, № 2(22). Ц^: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22316 (дата
обращения 05.07.2010).
9. Московский А. Институционализм: теория, основа принятия решений, метод критики // Вопросы экономики. — 2009. — № 3. — с. 110-124.
10. Радыгин А., Энтов Р. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX — XXI вв.).- // Вопросы экономики. — 2008 — № 8. — с. 4 — 25.
11. Чепель С. Как повысить эффективность экономической политики: эмпирический анализ роли государственных институтов. // Вопросы экономики. — 2009. — № 6. — с. 62-74.
12. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. — М.: Наука, 1995. — 276 с.
13. Ясин Е. Модернизация и общество. // Вопросы экономики. — 2007. — № 2. — с. 62-74