Научная статья на тему 'Организационно-функциональные условия развития энергетического предпринимательства в регионе'

Организационно-функциональные условия развития энергетического предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / POWER ECONOMIC SYSTEM / POWER ENTERPRISE / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ACTIVITY DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемова О. Н.

Показано значение институциональной среды для развития энергетического предпринимательства в регионе. Обоснована необходимость создания на региональном уровне интегрированной системы управления процессом развития энергетического предпринимательства. Рассмотрены направления деятельности энергетической ассоциации, выделены основные функции управления в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and functional conditions of energy enterprise development in region

Value of institutional environment for power enterprise development in the region is shown. Necessity of creation at regional level of the integrated management system of power enterprise development is proved. Activity directions of power association are considered, the basic functions of management in the given sphere are allocated.

Текст научной работы на тему «Организационно-функциональные условия развития энергетического предпринимательства в регионе»

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 338.242:620.9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

О.Н. Артемова

Петропавловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Петропавловск-Камчатский, 683031

e-mail: artona@mail.ru

Показано значение институциональной среды для развития энергетического предпринимательства в регионе. Обоснована необходимость создания на региональном уровне интегрированной системы управления процессом развития энергетического предпринимательства. Рассмотрены направления деятельности энергетической ассоциации, выделены основные функции управления в данной сфере.

Ключевые слова: энергоэкономическая система, энергетическое предпринимательство, институциональная среда, энергетическая ассоциация, направления деятельности.

Organizational and functional conditions of energy enterprise development in region. O.N. Artyomova (Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683031)

Value of institutional environment for power enterprise development in the region is shown. Necessity of creation at regional level of the integrated management system of power enterprise development is proved. Activity directions of power association are considered, the basic functions of management in the given sphere are allocated.

Key words: power economic system, power enterprise, institutional environment, activity directions.

Развитие энергетического сектора во многом определяет основные финансово-экономические показатели региона. Для большинства развитых стран характерен процесс институциональных преобразований в энергетике, трансформация форм государственного управления, активное развитие предпринимательства в данной сфере.

Энергетический и экономический аспекты развития регионального хозяйства находятся в тесной взаимосвязи. Автор предлагает рассматривать энергоэкономическую систему региона, характеризуемую как совокупность отношений между субъектами экономики по поводу реализации энергетических и экономических интересов. Для целей государственного управления существует объективная необходимость объединения всех видов предпринимательства, связанных с производством, передачей, распределением, потреблением, преобразованием энергии, обеспечением энергоносителями, оказанием услуг, способствующих реализации и оптимизации данных процессов, определив их общим понятием - энергетическое предпринимательство. Объединение перечисленных видов предпринимательской деятельности основано на тесной взаимозависимости указанных процессов, обусловлено их общей энергетической сущностью, которая диктует выбор единых принципов обеспечения устойчивого развития субъектов предпринимательства. С точки зрения общественных интересов, которые представляет государство, решение проблем в отдельно взятом сегменте энергетического цикла, на одной из стадий обслуживающих процессов не позволит достигнуть общественной эффективности в целом. Координация деятельности отдельных составляющих единого процесса энергообеспечения обусловливается, в частности, фундаментальными свойствами энергии как продукции одновременного производства и потребления.

Возможности субъектов экономических отношений в использовании ресурсов, осуществлении трансакций, необходимых для достижения целей их деятельности, развития напрямую определяются качеством институциональной среды. Основные характеристики

институциональной среды обусловлены количественным и качественным составом институциональных агентов, состоянием конкуренции, степенью свободы хозяйствования, организацией поставщиков и потребителей, их взаимоотношений и институтами управления [4]. В целях эффективного формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства необходимо определить наиболее перспективные направления данной деятельности, способные обеспечить максимальный результат в долгосрочной перспективе.

Важным направлением формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства является организационно-функциональное обеспечение его развития через преобразование элементов организационной структуры региона. Без обновления системы, в которой функционируют субъекты энергоэкономических отношений, улучшения будут минимальны. Вложение средств в неотлаженную систему не гарантирует получение адекватных затраченным ресурсам результатов.

Управляющие структуры обладают большим потенциалом оптимизации институциональных условий развития энергетического предпринимательства. Для реализации данного потенциала необходимо использовать реалистичные и значимые концепции социальных изменений, социального контроля, коллективные действия, технологии, рынок как институциональный комплекс. Основополагающая функция управления в контексте развития энергетического предпринимательства в регионе состоит в преодолении инерционности развития энергетической сферы через определение приоритетов развития. Данные приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям современного технологического уклада, обеспечивая возможность становления следующего; гарантировать получение внешних эффектов, улучшение экономической среды, условий для развития деловой активности.

Эффективный механизм управления реализует потенциал формальных и неформальных институтов энергоэкономической сферы, активизирует институциональные структуры, обеспечивает модернизацию и реструктуризацию энергоэкономической сферы, пресекает деятельность, не соответствующую нормам, стандартам, дискредитирующую энергетическое предпринимательство. Благоприятная институциональная среда создает условия для успешного согласования интересов частного и общественного секторов.

Камчатский край - уникальный регион, рекреационный потенциал которого имеет международное значение. Принимать решения в части приоритетов развития необходимо продуманно, развивая энергетическое предпринимательство в контексте устойчивого развития региона в целом. Рынок не всегда безошибочно находит верный спектр развития, ориентация на интересы потребителей не всегда обеспечивает оптимальную аллокацию ресурсов общества. В современных условиях асимметрии информации обеспечить адекватный социально-экономический эффект энергетического предпринимательства возможно при условии регулирования данной сферы в контексте четко сформулированной социально-ориентированной модели развития, в которую органично впишется рыночно регулируемая система энергетического предпринимательства.

Важный фактор формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства - система индикативного планирования, главная составляющая которой -механизм укрепления взаимного доверия, достижения консенсуса, координации усилий в обществе. В целях организационно-функционального обеспечения развития энергетического предпринимательства через институциональный механизм регулирования, внедрения индикативного планирования в практику управления развитием энергоэкономического сектора региона предлагается создание координирующего центра - Камчатской энергетической ассоциации (далее - КЭА, Ассоциация). Деятельность КЭА позволит обеспечить отраслевую и территориальную интеграцию субъектов энергоэкономических отношений, социальную ориентацию вектора развития энергетического предпринимательства, полноту и достоверность информации как по целям развития энергоэкономического сектора, затратам на их достижение, так и по полученному эффекту.

Ассоциацию нельзя рассматривать как псевдогосударственное или псевдорыночное устройство. Нецелесообразно в функции Ассоциации включать жесткое внешнее регулирование рынка в целом. Исключительно на коммерческой основе организовывать Ассоциацию также, по мнению автора, не стоит, иначе все аспекты деятельности будут рассматриваться как простые объекты купли-продажи.

С точки зрения организационно-правовой формы для Ассоциации наиболее приемлемой является некоммерческая организация, члены которой сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Развитие энергетического предпринимательства предполагает тесное межотраслевое взаимодействие на взаимовыгодной основе субъектов региональной экономики,

так как модернизация, инновационное развитие отраслей регионального хозяйства возможны исключительно на основе обеспечения энергоэффективности экономики в целом. Структуру Ассоциации необходимо сформировать в соответствии с функциями управления развитием энергетического предпринимательства в регионе (рис. 1).

Рис. 1. Функциональные элементы системы управления развитием энергетического предпринимательства

в деятельности КЭА

Необходимость информационно-аналитического обеспечения развития энергетического предпринимательства в регионе предполагает выделение в структуре КЭА исследовательского центра, в компетенцию которого необходимо включить вопросы:

- применения передового мирового опыта в энергоэкономической сфере с учетом конкретных особенностей региональной экономики;

- проведения анализа эффективности институтов энергоэкономической системы, оценки состояния хозяйствующих субъектов, степени самообеспеченности предприятий энергетической продукцией;

- реализации мониторинга состояния системы развития энергетического предпринимательства;

- выделение актуальных направлений развития энергоэкономической системы региона, в которой необходимо согласовать интересы ее субъектов и т. д.

Эффективное применение инструментария информационно-аналитического обеспечения, формирование системы обратных связей в рамках деятельности КЭА - это факторы, определяющие успешность создания благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства. Регулярный мониторинг ключевых показателей системы энергетического предпринимательства обеспечивает своевременное применение мер по устранению и предотвращению негативных явлений, по изысканию оптимальных инструментов для достижения указанной цели. Мониторинг результатов позволяет анализировать состояние сферы регулирования, прогнозировать дальнейшее развитие, осуществлять переориентацию с процесса регулирования на результаты, предполагает внедрение новых методов сбора информации, внесение изменений в административные регламенты властных структур. Организация постоянной системы наблюдений, оценки, прогноза экономической конъюнктуры, социальной обстановки в энергетической отрасли, смежных отраслях выступает базовым моментом в управлении. На основе результатов данной деятельности необходимо проводить регулярные форумы, конференции, деловые встречи, практиковать регулярные обращения, заявления, направлять рекомендации, конкретные предложения в различные инстанции. Основополагающим направлением в деятельности КЭА является систематическое взаимодействие с общественностью, бизнесом и органами власти различного уровня.

Задача КЭА - проводить максимально глубокий анализ сложившейся ситуации, определять возможные и предпочтительные варианты развития в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития региона, обеспечивая смещение акцентов с производства и транспортировки энергии на вопросы потребления энергии. Важно оценивать современную структуру использования конечных видов энергии, перспективы ее развития.

Деятельность КЭА - это одно из направлений создания устойчивых институтов общественного участия. Социальная ориентация развития энергетического предпринимательства обеспечивается через согласование интересов потребителей, предпринимательских и управленческих структур. Роль гражданского общества в качестве внешнего механизма обратной связи является определяющей. Деятельность Ассоциации предполагает нацеленность на общественную поддержку устойчивого развития энергетического сектора, концентрацию интеллектуального, делового и финансового потенциала региона на инновационных направлениях развития энергетического сектора и региона в целом.

Приоритетными направлениями деятельности КЭА в целях формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства являются:

- консолидация усилий субъектов системы развития энергетического предпринимательства в целях получения конкретных социально-экономических результатов;

- формирование соответствующей законодательной базы, эффективной правоприменительной практики;

- увеличение ответственности органов управления; упорядочение процессов лоббирования, ограничения конкуренции;

- внедрение стандартов энергоэффективности по всем направлениям социально-экономического развития региона; настройка системы санкций и стимулирования;

- развитие предпринимательства в сфере энергоаудита;

- обеспечение благоприятных условий для развития инновационной активности субъектов энергетического предпринимательства, рынка энергосервисных услуг;

- создание условий для развития и поддержки предпринимательства в сфере нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВИЭ), местных энергетических ресурсов (микро- и малая энергетика, торфяные и биотехнологии);

- информационное обеспечение, практическая помощь предпринимателям в выборе рациональных решений в сфере ВИЭ;

- развитие энергетического предпринимательства по направлениям непрофильных видов деятельности промышленных предприятий (рационализация энергопотребления, повышение энергоэффективности, ремонтное обслуживание, инжиниринг, биллинг);

- поддержка неформальных прогрессивных институтов, способствующих формированию предпринимательской культуры, устойчивому развитию субъектов энергетического предпринимательства, нивелированию деструктивных институтов.

В целях формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства необходима координация усилий широкого круга субъектов энергоэкономической системы, взаимная ответственность которых является реальной предпосылкой формирования единства энергоэкономических интересов и, как следствие, формирования условий развития энергетического предпринимательства (рис. 2).

Партнерство между общественным и частным секторами принимает различные формы, подразумевая различную степень вовлечения частного сектора - от передачи собственности до контрактов на управление. Использование частной инициативы позволяет выбирать наиболее эффективные проекты и решения, привлекать наиболее дешевые ресурсы, контролировать исполнение. Государство выступает как партнер, предоставляющий должные стимулы, партнерское участие. Конструктивное взаимодействие государства, предпринимательских и общественных структур сводится к согласованию целей и интересов, определению условий взаимодействия, распределению рисков. Реализация на практике принципов государственно-частного партнерства обусловливает институциональное оформление долгосрочного взаимодействия между субъектами экономики для достижения общественно-значимых целей [1, 2]. КЭА является эффективной площадкой по обмену опытом, предполагающей разработку в сотрудничестве с участниками рынка решений, применяемых на всей территории региона, пилотных проектов, носящих образцово-показательный характер, оказывающих долгосрочное влияние на принятие инвестиционных решений, определение наиболее перспективных с точки зрения энергобезопасности,

энергосбережения и интересов предпринимателей инновационных направлений инвестирования.

Отраслевые объединения, в частности самоуправляемые организации

Органы власти федерального, регионального, муниципального уровня

Организации различной организационно-правовой формы, участвующие в энергоэкономических взаимоотношениях

Общественные объединения

Ту

КЭА: - межсекторальная, межвременная, межрегиональная координация;

- координация в заимствовании

новых технологий;

- координация деятельности институтов

развития

Ж

Стратегия развития

энергетического предпринимательства

Концепция развития

энергетического предпринимательства

Приоритетные направления развития энергетического предпринимательства в регионе

Прогноз развития отраслей региональной экономики

Концепция устойчивого развития региона

Потенциал энергосбережения, энергоэффективности региона

Современное состояние энергетического сектора региона

Рис. 2. Схема координации взаимодействия субъектов энергоэкономических отношений

в рамках деятельности КЭА

Партнерство предполагает согласование и учет взаимных интересов, систему уступок и преференций для достижения индивидуальных целей партнеров. Согласованность взглядов является важнейшим элементом гражданской культуры, без которой институты оказываются непрочными. Система регулирования отношений субъектов энергоэкономической системы опосредуется в рамках институционализации связей и взаимодействий предпринимателей, органов власти, потребителей, общественных организаций. Коллегиальные связи формируют гибкую систему согласования, придают институционализированным отношениями характер ценного ресурса гибкости, что неоценимо в контексте формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства. Необходима идентификация проблемных зон, препятствующих оптимизации данного процесса. Осуществление управляющих воздействий на основе поиска путей решения проблем предпринимательства обеспечивает адресность управления.

Деятельность КЭА по формированию социально-ориентированной модели энергетического предпринимательства предполагает внедрение в практику экономических методов:

- определение приоритетов развития посредством финансирования целевых программ, софинансирования бизнес-проектов, льготных кредитов, государственных закупок, концессионных соглашений, гарантий под инвестиции, налоговых льгот, благоприятных тарифов, дотаций и т. п.;

- развитие системы кредитования и венчурного финансирования - институционализация управления риском и нововведениями - широкий доступ к заемным средствам, оценка идей, анализ рынка, возможности новых начинаний;

- формирование конкуренции в интересах потребителей.

Важный фактор формирования благоприятной институциональной среды функционирования энергетического предпринимательства - минимизация трансакционных издержек [3] взаимоотношений поставщиков и потребителей через разработку и реализацию комплекса

организационных, нормативно-правовых, финансово-экономических, научно-технических и информационно-образовательных мероприятий.

На современном этапе общественного развития актуальны административные методы регулирования, предполагающие принятие законодательных актов, стимулирующих социальную ориентацию субъектов энергетического предпринимательства, контроль соблюдения стандартов энергоэффективности, качества продукции (услуг), санкции за нарушения, контроль выполнения обязательств в рамках государственно-частных проектов. Нормативная правовая база регионального уровня создает условия для реализации приоритетных направлений развития энергетического предпринимательства, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля. Задача КЭА -обеспечить существенные изменения, действовать стратегически, используя доступные рычаги для изменения внутреннего механизма энергоэкономической системы так, чтобы менялось поведение каждого элемента. Необходима программа развития энергетического предпринимательства, детализирующая реализацию стратегии развития энергетики региона. В частности, следует законодательно оформить создание экономической основы для стимулирования применения нетрадиционных ВИЭ, что важно на этапе продвижения, становления и адаптации на энергетическом рынке. Необходимы правовые условия, обеспечивающие экономические преимущества для инвесторов в энергетической сфере. Нормативное правовое регулирование должно способствовать полному определению прав собственности для эффективного распределения ресурсов, перемещения их от менее производительного к более производительному использованию.

Решающим фактором формирования благоприятной институциональной среды функционирования энергетического предпринимательства являются справедливые тарифы, отражающие соотношение спроса-предложения, позволяющие потребителю реализовать свое право выбора. Деятельность КЭА в сфере ценообразования должна обеспечить компромисс интересов производителей и потребителей энергии при регулировании тарифов, создать для производителя долговременный стимул для повышения эффективности производства. Часть экономической прибыли должна оставаться у производителей, а за счет остальной части -снижаться тарифы. Производители должны иметь возможность получения максимальной прибыли путем снижения издержек производства, но тарифы должны снижаться во времени в пользу потребителей. Необходимо установление цен по спросу и предложению, формирование социально ориентированной конкуренции на благо потребителей. Открытость и многосторонность диалога в рамках деятельности КЭА, курирующей процесс доказательства необходимости включения затрат (издержек), способствует минимизации политических столкновений корпоративных интересов при установлении регулирующим органом тарифа на энергию. Правильные ценовые сигналы формируют соответствующие мотивации потребителей энергии к самостоятельным действиям.

В энергетическом секторе экономики на первом месте объективно находятся интересы потребителей. Главное направление формирования благоприятной институциональной среды функционирования энергетического предпринимательства связано с потребителями. Взаимовыгодный процесс,

не только обеспечивающий создание данной среды, но и повышающий эффективность потребительского сектора экономики, - это управление спросом. Необходима мотивация энергокомпаний к управлению спросом посредством целенаправленного стимулирования со стороны КЭА. Повышение эффективности использования энергии и развитие генерирующих (сетевых) мощностей - взаимодополняющие способы энергообеспечения потребителей. В результате активного воздействия на спрос с минимальными издержками формируются дополнительные энергетические потребности в регионе через рационализацию режимов энергопотребления; формирование взаимоприемлемых цен (тарифов); координацию программ развития энергопотребляющих установок, генерирующих и транспортных мощностей энергосистем; участие потребителей в инвестициях.

Наиболее ярко взаимообусловленность энергетического предпринимательства и потребительского сегмента экономики проявляется в таком аспекте общественного развития, как качество жизни. Освоение высокого потенциала экономии энергии связано с решением проблем отопления зданий и сооружений, повышения качества микроклимата, энергоснабжения, интеллектуализации зданий. Необходимы институты, ориентированные на достижение ценностей, популяризация эффективного использования энергии, массовое обучение персонала, рядовых граждан, формирование доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации, обмен опытом и т. д.

Автором рассмотрены направления формирования благоприятной институциональной среды

развития энергетического предпринимательства, несущие максимальную факторную нагрузку. При этом в связи с многоаспектностью проблематики развития энергетического предпринимательства перечень данных направлений значительно шире (см. табл.).

Система мер по формированию благоприятной институциональной среды развития энергетического

предпринимательства в регионе

Наименование Содержание целей

1. Защищенные права и свободы граждан Разнообразие источников и способов получения и передачи информации Разнообразие форм публичной деятельности Высокая мобильность населения Приоритет ценностных установок на самореализацию, личную свободу, повышение уровня образования Устранение информационной асимметрии Высокое качество государственных услуг, социального обеспечения

2. Защищенные права предпринимателей Свободный доступ к кредитам Презумпция нецелесообразности жесткого государственного регулирования Наличие альтернативных форм разрешения споров Четкое законодательство о правилах регулирования Внедрение в практику упрощенных процедур регистрации, лицензирования, уплаты налогов, сокращение количества согласований и пр. Предоставление государственных услуг в электронном виде Снижение фактора коррупционности Укрепление позиций общественной экспертизы, активное привлечение экспертного сообщества в процессе законотворчества

3. Предпринимательская инфраструктура Становление и целевое использование институтов развития предпринимательства Формирование предпринимательских сетей Развитие общественных объединений предпринимателей Качественное нормативное правовое обеспечение предпринимательской деятельности Формирование культуры предпринимательства

4. Рыночная инфраструктура Отсутствие недобросовестной конкуренции Эффективное государственное регулирование локальных монополистов Качественный механизм государственно-частного партнерства Развитая система коммерческих банков, бирж, оптовых и посреднических организации

5. Устойчивое развитие региона Реализация экологического подхода при принятии управленческих решений Высокий уровень энергоэффективности экономики Становление института устойчивого развития региона Приоритетное развитие инновационных высокотехнологичных отраслей Внедрение передовых достижений техники (технологии)

6. Макроэкономическая стабильность Отсутствие дефицита регионального бюджета Эффективное антикризисное регулирование Стабильность стратегии социально-экономического развития региона Индикативный характер стратегического планирования развития региона Ясность и предсказуемость стратегии развития энергетического сектора Экономический рост, обусловливающий высокий платежеспособный спрос и деловую активность населения Развитая рыночная инфраструктура

7. Защищенные права собственности Спецификация прав собственности хозяйствующих субъектов Ясные правила изъятия собственности Беспристрастный и независимый суд Институциональная система защиты прав собственности

8. Межрегиональные и международные связи Повышение качества законодательного регулирования Самостоятельность регионов в реализации международных взаимодействий Ориентир на конкретные результаты

* Источник: составлено автором с использованием положений [5].

Автором предложено наименование и содержание целей, выделенных курсивом.

Таким образом, институт управления развитием энергетического предпринимательства должен использоваться не в интересах отдельных групп производителей или потребителей, а обеспечивать решение актуальных проблем социально-экономического развития региона. В целях формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства необходимо, прежде всего, институционально оформить долгосрочное взаимодействие субъектов энергоэкономических отношений региона на основе согласованности частных интересов предпринимателей с общественно значимыми целями развития региона. Важным фактором формирования благоприятной институциональной среды энергетического предпринимательства является его организационно-функциональное обеспечение через создание интегрированной системы управления, способной создать условия для объединения усилий государства, предпринимателей, потребителей, общества в целом.

Необходимо способствовать деловому сотрудничеству органов власти, предпринимателей и общества, повышению инициативы, роли, обязанностей и ответственности предпринимателей и граждан в формировании устойчивой и эффективной энергоэкономической системы региона. Реализовать масштабный потенциал развития энергетического предпринимательства позволяет полная ясность и предсказуемость стратегии развития системы энергетического предпринимательства в рамках системы индикативного планирования. Роль управляющей системы не сводится к управлению конкретными субъектами предпринимательства или их опеке, а предполагает разработку приоритетов и «коридоров» роста для формирования долговременной энергетической политики, ориентированной на достижение устойчивого развития региона в целом.

Литература

1. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 61-77.

2. Клинова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 78-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коуз Р. Проблема социальных издержек. - М.: Новое изд-во, 2001. - 225 с.

4. Радина О.И. Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона [Электронный ресурс]: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Ростов н/Д., 2007. - Режим доступа: http://dissers.info/disser_384378.html.

5. Тамбовцев В.Л. Цели социально-экономического развития России в четырех стратегиях // Вопросы экономики. - 2008. - № 3. - С. 124-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.