РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMICS
УДК 620.3:338.2(470.620) ББК 65.285.1-551(2Рос-4Кра) Б 42
К.Н. Бекирова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел: (918)425-65-44, e-mail: [email protected].
М.В. Зелинская
Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. Тел: (918)448-68-12, e-mail: [email protected].
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭНЕРГОДЕФИЦИТА И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(Рецензирована)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ: «Разработка модели развития альтернативной энергетики региона» (проект номер 15-36-50888)
Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы направленного развития энергетической подсистемы Краснодарского края в приоритетах политики повышения энергетической эффективности региона и преодоления энергетического дефицита. Раскрыты результаты анализа системы законодательного регулирования сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне. Проведен анализ стратегических возможностей привлечения дополнительных возобновляемых энергетических ресурсов и развития альтернативной энергетики в регионе в разрезе различных энергетических источников.
Ключевые слова: энергетический дефицит, энергетическая подсистема региона, ТЭК, Краснодарский край, возобновляемые источники энергии, альтернативная энергетика.
K.N. Bekirova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maykop. Ph.:(918)425-65-44, e-mail: e-mail: [email protected]. M.V. Zelinskaya
Doctor of Economics, Professor of Public and Municipal Administration Department, Kuban State Agricultural University, Krasnodar. Ph.: (918)448-68-12, e-mail: [email protected].
ANALYSIS OF STRATEGIC OPPORTUNITIES OF ENERGY SHORTAGE OVERCOMING AND ENERGY SELF-SUFFICIENCY INCREASING OF THE KRASNODAR TERRITORY
Abstract. The presented scientific article deals with the development of directed energy subsystem of the Krasnodar Territory in the priorities of the policy of energy efficiency improvement in the region and the energy deficit overcoming. The paper reveals the results of an analysis of the legislative sphere of energy-saving control system and increasing energy efficiency at the regional level. The authors analyze strategic opportunities to attract additional renewable energy resources and alternative energy development in the region in the context of different energy sources.
Keywords: the energy shortage, the energy sub-system of the region, energy, the Krasnodar Territory, renewable sources of energy, alternative power engineering.
Проблема повышения уровня энергетической самообеспеченности регионов России в последнее время является крайне актуальной и обсуждаемой.
Согласно наиболее общим представлениям энергетический дефицит представляет собой системный дисбаланс между объемами производства и потребления электроэнергии в границах определенной территории, выражающийся в невозможности покрытия существующего спроса на топливо и энергию за счет имеющихся в энергоресурсов.
Ежегодное устойчивое повышение спроса на электроэнергию, вызванное не только ростом промышленного производства, но и расширением масштабов жизнедеятельности в условиях сокращения природных запасов топливно-энергетических ресурсов, приводит к необходимости внесения концептуальных изменений в структуру региональных топливно-энергетических балансов.
Исходя из определения энергетического дефицита можно определить два пути его преодоления:
— первый заключается в направленном воздействии на объем потребления энергии, в частности в энергосбережении и повышении энергоэффективности экономики региона. Комплекс конкретных мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности региональной экономики, значительно варьируется в зависимости от категории потребителей, ввиду различия видов деятельности и, соответственно, причин нерационального потребления энергии;
— второй путь предполагает пересмотр структуры энергетического балан-
са в части источников получения электроэнергии и активное использование собственных нетопливных энергоресурсов (возобновляемых). Рассмотрим стратегические возможности реализации данного направления применительно к энергетической подсистеме Краснодарского края более детально.
Высокая зависимость Краснодарского края от внешних поставок энергоносителей, минимальные резервы энергетических мощностей для реализации стратегических программ социально-экономического развития края определяют необходимость проведения широкомасштабных работ по внедрению принципов энергосбережения во всех секторах экономики, в том числе с учетом территориальных и прочих различий муниципальных образований. Повышение эффективности энергопотребления как резерва снижения энергодефицитности экономики Краснодарского края является крайне важным направлением совершенствования энергетической подсистемы региона. А наиболее важной характеристикой энергоэффективности является контроль за энергопотреблением и энергосбережение [1]. При этом энергосбережение должно восприниматься не только как одна из составных частей государственной энергетической политики, но и как важнейший приоритет для потребителей энергии.
Принятие закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» [2] в значительной степени способствовало активизации действий по повышению эффективности энергопотребления на территории России. Федеральная законодательная база, регу-
лирующая вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, является основой для формирования и совершенствования правовой базы, регулирующей аналогичные вопросы на региональном и местном уровнях. Так, нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности Краснодарского края представлена двумя основными документами: законом Краснодарского края №1912-КЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае» и законом Краснодарского края №723-К3 «Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае».
После вступления в силу положений Постановления Правительства РФ №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», перед всеми без исключения регионами страны была поставлена конкретная цель — разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности регионов. В Краснодарском крае своевременно была разработана долгосрочная краевая целевая программа с горизонтом планирования до 2020 г. [3]. Однако в 2013 г. действие программы было остановлено в связи с принятием государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса» [4].
Цели новой программы определяются следующими позициями:
— формирование условий для устойчивого социально-экономического развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности путем создания соответствующей такому развитию инфраструктуры, благоприятствующей развитию предпринимательской деятельности и повышению жизненного уровня населения среды;
— повышение уровня газификации населенных пунктов края;
— рациональное использование собственных энергоресурсов края и предоставление населению доступа к энергетическим услугам высокого качества по доступным ценам;
— повышение надежности теплоснабжения в регионе;
— сокращение объемов потребления энергетических ресурсов и потерь энергии при ее выработке, передаче и распределении;
— повышение надежности сетевого комплекса, а также общего уровня энергетической безопасности Краснодарского края.
Принятая программа отменила действие девятнадцати постановлений в сфере энергетической инфраструктуры Краснодарского края, объединив наиболее важные положения в одной программе и выделив приоритетные направления развития в отдельные подпрограммы. Так, в качестве приложений программы развития топливно-энергетического комплекса утверждены подпрограммы газификации Краснодарского края (2014—2016 гг.), энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2014—2020 гг., модернизации систем теплоснабжения в Краснодарском крае (2014—2016 гг.), модернизации систем электроснабжения муниципальных образований Краснодарского края (на 2014—2016 гг.).
Краснодарский край обладает относительно малыми запасами топливно-энергетических ресурсов (традиционных), поэтому наиболее перспективным направлением повышения энергетической самообеспеченности края является привлечение нетрадиционных (альтернативных) источников энергии к электрогенерации, в значительной степени возобновляемых. Возобновляемая энергетика сама по себе является, как правило, дешевой (по причине неисчерпаемости источника энергии) и экологически чистой (можно отметить значительно более низкое вредное воздействие на окружающую среду при использовании нетопливных энергетических ресурсов по сравнению с традиционной генерацией).
В силу своего природного потенциала Краснодарский край является идеальной площадкой для реализации масштабных проектов по использованию возобновляемых источников энергии и способен стать одним из ведущих регионов страны в этой сфере. Значительный потенциал региона в области использования нетрадиционных источников энергии базируется не только на наличии масштабных запасов возоб-
новляемых энергетических источников, но и на многолетнем опыте их практического использования. Однако в настоящее время степень использования возобновляемых источников энергии в энергобалансе края не превышает 2%, а единичные мощности и удельные показатели действую-
щих установок незначительно улучшились за последние двадцать лет. Вместе с тем целесообразность развития на Кубани возобновляемой энергетики подтверждается следующими данными о наличии соответствующих ресурсов и возможностях их применения (таблица 1) [5].
Таблица 1
Ресурсы возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае
Источник Прогнозная мощность
Геотермальная энергия > 1500 МВт(т) и > 100 МВт(э)
Энергия ветра > 1000 МВт(э)
Солнечная энергия > 500 МВт(т) и > 100 МВт(э)
Энергия биомассы > 200 МВт(т) и > 100 МВт(э
Итого П(э) >1300 МВт(э) и П(т) >2200 МВт(т)
Использование имеющегося потенциала альтернативных источников энергии позволит дополнительно получать до 2200 МВт тепловой энергии и 1300 МВт электрической, повысить энергетическую обеспеченность жилищного хозяйства, бюджетной сферы, производственных объектов за счет экологически безопасных и энергоэффективных установок.
По природным условиям территории Краснодарского края использование только солнечной энергии всего на одну сотую процента обеспечило бы энергетические потребности края полностью. Среди плюсов использования такого источника электрической энергии — низкая стоимость, неисчерпаемость источника, экологическая чистота, согласованность с концепцией распределенной энергогенерации, возможность использования для производства как электрической, так и тепловой энергии. К минусам же можно отнести высокую зависимость производства энергии от природных и климатических условий, а также времени суток, что приводит к объективной необходимости использования аккумуляторных батарей для хранения выработанной электроэнергии. И если сама выработка электроэнергии обходится относительно дешево, то содержание средств накопления энергии оказывается дорогостоящим. Однако проблема накопления энергии решаема совместным использованием солнечной энергии с другими способами энергообеспечения, в том
числе традиционными, менее подверженными внутрисуточным и климатическим колебаниям условий.
Если посмотреть на рисунок 1 [5], становится очевидно, что Краснодарский край находится в зоне сильного солнечного излучения, что является благоприятным фактором для развития солнечной энергетики в регионе и достаточным основанием для разработки проектов по вовлечению данного вида энергии в полезный хозяйственный оборот.
Анализ среднемесячной облачности и среднемесячного прямого излучения солнца показал, что больше 50% времени в году в Краснодарском крае средняя облачность превышает 55%, при этом среднемесячное прямое излучение солнечной энергии превышает 2 кВт/м2 [6].
По инициативе администраций Краснодарского края и города Краснодара в крае уже предпринимаются активные действия по реализации автономных солнечных энергетических систем в коммунальном хозяйстве. Первые автобусные остановки с автономной подсветкой на основе использования солнечных модулей были установлены в г. Краснодаре, а затем в г. Армавире. В этих же населенных пунктах началась и реализация автономных энергосистем для освещения подъездов жилых домов, автономных солнечных фонарей для освещения пешеходных переходов. И такая практика получает все большее распространение.
Рисунок 1. Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность на территории Краснодарского края (кВт*ч на 1 м2)
Другой перспективной для энергетической подсистемы Краснодарского края отраслью альтернативной энергетики является ветроэнергетика. Следует отметить, что современные технологии строительства ветровых энергетических установок обеспечивают очень высокую надежность постройки, что позволят их устанавливать даже в густонаселенных районах, не опасаясь за безопасность. Ветрогенераторы можно разделить на две категории: промышленные (устанавливаются государством или крупными энергетическими корпорациями; их как правило объединяют в сети, в результате получается ветряная электростанция) и индивидуальные (устанавливаются непосредственно потребителями электроэнергии с целью снижения своих затрат на ее приобретение). Такой вариант оказывается очень выгодным потребителю, поскольку при нем энергообеспечение не предполагает наличие затрат на передачу по сетям и на распределение энергии.
Обращаясь к вопросу о возможности продажи электроэнергии индивидуальным пользователям сбытовой ком-
пании, возникает вопрос о готовности сетевого хозяйства обеспечить техническую возможность такой продажи. К тому же продажа энергии в сеть подразумевает составление плана выработки, предоставляемого в энергосбытовые организации для формирования графиков закупок. И если объем энергии, вырабатываемой на основе традиционных топливно-энергетических ресурсов, — достаточно постоянная величина и может быть спрогнозирована с большой степенью точности, то в случае с ветрогенера-цией такой уверенности быть не может. Не существует точных методик прогнозирования направления и скорости ветра на конкретной территории, как и не существует дешевых способов накопления энергии. Тем не менее, инвестирование в ветроэнергетические проекты для покрытия собственных потребностей организаций представляется очень выгодным.
В целях оценки возможностей использования ветровых ресурсов для производства электрической энергии в Краснодарском крае, мы ознакомились с картой ветроресурсов России (рисунок 2).
Рисунок 2. Карта ветроресурсов России
Значительные по площади прибреж- коридора представляют интерес для мас-ные зоны Черного и Азовского морей, а штабного развития ветровой энергетики в также область Армавирского ветрового регионе (рисунок 3).
СУММАРНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕТРА > 1500 МВф) Рисунок 3. Ветроэнергетический потенциал Краснодарского края
Представленные данные подтвержда- В таблице 2 [5] представлены данные
ют возможность использования энергии по мощность ВЭС, которые могут функци-
ветра для получения электрической энер- онировать на территории Краснодарского
гии в регионе. края.
— 29 —
Таблица 2
Допустимая мощность и зоны строительства ВЭС в Краснодарском крае
Район Место предполагаемого расположения ВЭС Допустимая мощность ВЭС
1 Бугазская коса До 100—150 МВт
2 Таманский п-ов До 100—150 МВт
3 Коса Чушка До 50—100 МВт
4 Окрестности г. Темрюк До 100—150 МВт
5 Окрестности г. Анапы До 100—150 МВт
6 Побережья на участке г. Новороссийск — г. Геленджик До 150—300 МВт
7 Окрестности г. Приморско-Ахтарск До 100—150 МВт
8 Окрестности г. Ейск До 100—150 МВт
ИТОГО До 800—1150 МВт
Еще одним стратегически важным для развития энергетики региона направлением диверсификации топливно-энергетического баланса в его ресурсной части является использование геотермальных источников энергии. Можно выделить два способа использования геотермальной энергии — выработка электрической энергии и использование тепловой энергии источника для обогрева зданий. Выбор конкретного способа зависит о формы поступления геотермальной энергии («сухой» пар, смесь воды с паром или горячая вода). К основному достоинству использования геотермальной энергии относят, как правило, неограниченности источника, независимость его от природно-климатических условий, а также небольшие затраты на производство энергии (как тепловой, так и электрической). Топливо при использовании геотермальных источников бесплатное, поэтому результирующая стоимость производимой геотермальными станциями тепловой энергии оказывается на 40% дешевле традиционной. Электрическая энергия, полученная таким способом, также оказывается дешевле.
Недостатки применения геотермальных ресурсов заключаются в территориальном расположении геотермальных станций (лишь в непосредственной близости от источникав), отсутствии сведений о продолжительности жизни геотермальных источников (в связи с чем долгосрочные проекты в данной сфере неизвестны, низкая экологичность проектов геотермальной энергетики — гео-
термальная вода имеет сложный химический состав и высокую температуру, в связи с чем не может быть сброшена в наземные водоемы [7].
И тем не менее вовлечение в полезный оборот геотермальной энергии является достаточно перспективным. В Краснодарском крае в настоящее время эксплуатируется 12 геотермальных месторождений, где пробурено 79 скважин с тепловой мощностью до 5 МВт. На рисунке 4 приведены значения тепловой мощности и годовой выработки тепловой энергии основных геотермальных месторождений Краснодарского края.
Геотермальные воды распространены на территории Краснодарского края буквально повсеместно. Основные исследования геотермальных вод проводились до глубины в 3 км, однако в регионе расположено также и несколько более глубоких скважин, которые были пробурены с целью поиска нефти, но были законсервированы по причине неперспективности добычи нефти, тем не менее представляющие практический интерес для геотермальной энергетики. В соответствии с программой, утвержденной законодательным собранием Краснодарского края, ведется работа по широкому внедрению геотермальных ресурсов в экономику региона. Разработаны концепция развития геотермального теплоснабжения, бизнес-планы геотермального теплоснабжения г. Лабинска, Усть-Лабинс-ка, Горячего Ключа, Апшеронска, Анапы, пос. Мостовского, в основу которых
Рисунок 4. Тепловая мощность и годовая выработка тепловой энергии геотермальных месторождений Краснодарского края
заложен принцип высокоэффективного комплексного использования геотермальных ресурсов в энергообеспечении ЖКХ, промышленных предприятий и объектов социально-бытового и лечебно-оздоровительного назначения. Наибольшим потенциалом обладают Вознесенс-кое и Южно-Вознесенское месторождения (50 МВт), разделение которых носит условный характер.
Проведенный анализ показывает, что Краснодарский край обладает значи-
тельным потенциалом малой гидроэнергетики, составляющим 0,75% от общероссийского потенциала. Экономический потенциал малых гидроэлектростанций края составляет 25—30% от ожидаемого потребления электроэнергии в 2020 г. К настоящему моменту малая гидроэнергетика региона представлена только тремя станциями, введенными в эксплуатацию в 1950-е гг. Технико-энергетические показатели этих гидроэлнктростанций представлены в таблице 3.
Таблица 3
Общая характеристика малых ГЭС Краснодарского края
Название ГЭС Расположение Установленная мощность, МВт Выработка электроэнергии, млн.кВт ч
ГЭС Сочинских электросетей г. Сочи 28,5 164,3
Белореченская ГЭС г. Белореченск 48 232,7
Майкопская ГЭС г. Майкоп 9,4 46,4
ИТОГО 86,3 443,4
В таблице 4 [8] приведены параметры перспективных для строительства малых ГЭС на реках Краснодарского края. Технически и экономически обоснованным является строительство 17 малых ГЭС на территории края, в том числе 9 станций на реках Черноморского побережья и 8 ТЭС на притоках р. Кубань. Общая установленная мощность данных сооружений составит 75,3 МВт, среднемноголетняя выработка электроэнергии — 420,7 млн кВт ч/год.
Представленные данные наглядно свидетельствуют о крайне высокой инвестиционной привлекательности и экономической эффективности проектов малых
ГЭС на территории Кубани. Высокой энергоэффективности соответствует низкая по сравнению с иными источниками энергии себестоимость 1 кВт*ч и относительно краткосрочные периоды окупаемости проектов строительства данных объектов генерации.
Таким образом, развитие нетопливной энергетики на территории Краснодарского края в целом можно признать перспективным. Необходима детальная проработка технических вопросов дальнейшего развития альтернативной энергетики в крае и вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных возобновляемых источников энергии.
Таблица 4
Перспективные малые ГЭС Краснодарского края и их параметры
№ Наименование объекта малой гидрогенерации Установленная мощность, кВт Средняя выработка энергии в год, млн.кВт ч
Малые гидроэлектростанции на реках Черноморского побережья
1. р. Небуг 920 3,7
2. р. Агой 430 2,2
3. р. Пшенахо 1 180 6,0
4. р. Псеушко 620 3,0
5. р. Шепси 960 4,2
6. р. Армалук 100 0,5
7. р. Макопсе 600 2,8
8. р. Безымянке 600 4,4
9. р. Мзымта 4 800 38,0
Малые гидроэлектростанции в бассейне р. Кубань
10. №1 р. Бугунже 1 260 5,8
11. №2 р. Бугунже 1 260 5,8
12. Хамышкинская на р. Белой 23 000 139,8
13. Даховская на р. Белой 15 000 78,3
14. Малая ГЭС-1 на р. Цица 2 600 17,5
15. Малая ГЭС-2 на р. Цица 2 760 14,6
16. Шапсугская малая ГЭС 970 1,8
17. МГЭС на водозаборе в Афипскую 330 1,0
Примечания:
1. Зелинская М.В. Государственная поддержка предпринимательства Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 521-533.
2. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 23.11.09 г. № 261-ФЗ: [ред. от 12.12.11 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.
3. Долгосрочная краевая целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 годов»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.10 г. №1300: [ред. от 13.06.12 г.]. URL: http://admkrai.krasnodar.ru/upload/iblock/a80/ a804d3088c90c179fd84 d4c644ebf2fb.pdf.
4. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.13 г. № 1183: [ред. от 19.08.14 г.]. URL: http://dppkk.ru/ content/cms/files/3300.rtf.
5. Использование возобновляемых источников энергии. URL: http://kubancentr.com/ actions/acts_voz.php.
6. Возобновляемые источники энергии: монография / О.В. Григораш, Ю.П. Степура, Р.А. Сулейманов [и др.]; под общ. ред. О.В. Григораш. Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2012. 272 с.
7. Киржинова К.Н. Теоретические аспекты формирования энергетической стратегии региона в условиях энергодефицита: цели, задачи, принципы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 3. С. 86-91.
8. Григораш О.В., Хамула А.А., Квитко А.В. Ресурсы возобновляемых источников энергии Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 92(08).
References:
1. Zelinskaya M. State support of entrepreneurship in the Krasnodar Territory // Multidis-ciplinary network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. №107. Pp. 521-533.
2. On energy saving and energy efficiency improvements and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: the Federal Law of 23.11.09 №261-FZ of [in an edition of 12.12.11] // HLS ConsultantPlus. M., 2015. Title from the screen.
3. Long-term regional target program «Energy saving and energy efficiency of the Krasnodar Territory for the period of 2011-2020»: Resolution of the Head of Administration (Governor) of Krasnodar Region on 29.12.10 №1300 [in an edition of 13.06.12] URL: http://admkrai. krasnodar.ru/upload/iblock/a80/a804d3088c90c179fd84d4c644ebf2 fb.pdf.
4. Approval of the «Development of the Fuel and Energy Complex" of the state program of the Krasnodar Territory: Resolution of the Head of Administration (Governor) of Krasnodar region from 10.14.13 №1183 [in an edition of 19.08.14] URL: http://dppkk.ru/content/cms/ files/3300.rtf.
5. The use of renewable energy sources. URL: http: //kubancentr.com/actions/acts_voz.
php.
6. Grigorash O.V., Stepura Yu.P., Suleymanov R.A., Vlasenko E.A., Vlasov A.G. Renewable energy sources: a monograph / under general edit. O.V. Grigorash. Krasnodar: KubGAU, 2012. 272 p.
7. Kirzhinova K.N. Theoretical aspects of the formation of the region's energy strategy in the context of energy shortage: goals, objectives, principles // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economics. 2011. №3. Pp. 86-91.
8. Grigorash O.V., Khamula A.A., Kvitko A.V. The resources of renewable energy sources of the Krasnodar Territory KubGAU // Scientific Journal. 2013. №92 (08).