Литература
1. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке [учеб. пособие] / П. Друкер; пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. - 272 с.
2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. - М.: Госполитиздат, 1949. - Т. 1. - 794 с.
3. Друкер П. Посткапиталистическое общество / П. Друкер // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: Academia, 1999. - С. 70-71.
4. Маслоу о менеджменте: Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория: моногр. / А. Маслоу; пер. с англ. - М.; СПб.; Н. Новгород: ПИТЕР, 2003. - 416 с.
5. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] / А. Маслоу; пер. с англ. - Режим доступа: http://psyllb.org.ua/books/masla01/index.htm.
6. Булеев И. П. Мотивация труда в промышленности: теория и практика: моногр. / И. П. Булеев, Е. И. Булеев, Г. С. Атаманчук, А. Н. Ревва. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2012. - 338 с.
7. Колодко Г. Новый прагматизм или экономика умеренности / С. Колодко // Экономика Украины. - 2013. -№11. - С. 13-28.
Представлена в редакцию 15.09.2013 г.
О.П. Завгородняя
НАПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Развитие национальной экономики, повышение уровня жизни населения Украины тесно связаны с перспективами
© О.П. Завгородняя, 2013 235
обеспечения энергетическими ресурсами. Электроэнергетическая отрасль Украины имеет уникальные резервы мощности по производству электроэнергии и развитую сеть для ее поставок потребителям, однако способность этих мощностей стабильно обеспечить экономику электроэнергией ограничена рядом проблем, в числе которых:
моральный и физический износ основного оборудования;
низкая эффективность производства и передачи электроэнергии;
критическое финансово-экономическое состояние энергетических предприятий.
Среди основных причин сложившегося в отечественной электроэнергетике положения следует выделить:
непрозрачность и непоследовательность процесса реформирования отрасли;
недостаточную обоснованность «Энергетической стратегии Украины до 2030 г. и на дальнейшую перспективу»;
отсутствие конкурентного рынка угля для тепловой энергетики;
низкую эффективность управления активами, прежде всего принадлежащими государству.
Выход украинской экономики из кризиса, ее устойчивое развитие и рост будут связаны с увеличением потребления электроэнергии и потребуют адекватного развития электроэнергетической отрасли на основе повышения эффективности энергопроизводства, капитализации электроэнергетических компаний.
Цель статьи - обосновать направления капитализации отечественных электроэнергетических компаний с учетом влияния институциональных факторов.
Основу отечественной электроэнергетики составляют энергогенерирующие мощности и распределительные сети регионов Украины, входящие в Объединенную энергетическую систему (ОЭС) страны. Операции купли-продажи электроэнергии осуществляются в системе Оптового рынка электро-
энергии (ОРЭ), созданного в 1996 г. по образцу британской модели «единого покупателя» (пула) (рис. 1). Эта модель работает следующим образом:
все субъекты энергетики (генерирующие компании, распределительные компании, поставщики электроэнергии) образуют ОРЭ, коммерческим оператором которого и тем самым «единым покупателем» выступает государственное предприятие «Энергорынок»;
потребитель покупает электроэнергию через поставщиков электроэнергии в ГП «Энергорынок», а ГП «Энергорынок», в свою очередь, заказывает и покупает необходимый объем электроэнергии у генерирующих компаний;
поставщики электроэнергии разделены правилами лицензирования на две группы - поставщики по регулируемому (фиксируемому) тарифу и поставщики по нерегулируемому (свободному) тарифу. В первую группу входят энергораспределительные компании и некоторые владельцы сетей в регионах (подразделения «Укрзалiзнищ» и др.). Вторая группа - это компании, работающие на всей территории Украины (в частности, компания «Укрэнергоэкспорт);
физически электроэнергия, произведенная генерирующими компаниями, попадает к потребителю через магистральные и распределительные электрические сети на основании договоров на передачу электрической энергии между соответствующими субъектами ОРЭ.
Следует отметить, что функционирование энергорынка в течение 4-5 лет после его создания осложнялось проблемой неплатежей потребителей электроэнергии. Лишь не более 6% отпущенной электроэнергии оплачивалось денежными средствами, в остальном действовал механизм бартерных расчетов. Впоследствии денежные расчеты стали преобладать, а затем и полностью заменили бартер, чем был достигнут некоторый прогресс.
Однако дальнейшее развитие отечественной электроэнергетики требует изменения действующей модели энерго-
к>
(ж)
ас
о л о
к
N
и ^
м К
о о л
н
^
м ч о И
о к
к 3 т о н К о
Рис. 1. Структура энергорынка Украины
рынка, поскольку она имеет ряд недостатков, основными среди которых являются: государственная монополия на оптовую торговлю электроэнергией (рис. 2), отсутствие конкурентной среды и рыночных ценовых индикаторов для инвесторов, возможности планировать инвестиционную деятельность в долгосрочной перспективе.
Рис. 2. Схема оптовой торговли электроэнергией
Концепция функционирования и развития оптового рынка электроэнергии Украины, предусматривающая переход от рынка «единого покупателя» к более прогрессивной конкурентной модели двусторонних контрактов с балансирующим рынком, была утверждена КМ Украины в 2002 г. Ее реализации препятствует необходимость проведения комплексных системных отраслевых реформ. Ключевой из них является замена непрозрачной схемы перекрестного субсидирования между промышленными потребителями и населением механизмом, позволяющим отображать реальные затраты на производство, передачу и поставки электроэнергии.
На основе положений Концепции в 2012 г. Верховной Радой Украины принят проект Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», который устанавливает четкие правила функционирования рынка и направлен на развитие электроэнергетической отрасли, привлечение инвестиций, интеграцию в единый европейский энергетический рынок. Однако вопрос перекрестного субсидирования по-прежнему остается актуальным (общий объем дотаций бытовым потребителям превышает 34 млрд грн в год, из них 31 млрд грн составляют субсидии за счет предприятий) [2].
Система тарифообразования в энергоснабжении потребителей в Украине построена таким образом, что тарифы для промышленных предприятий значительно (примерно в четыре раза) превышают тарифы для бытовых потребителей. При сравнении с другими странами приводятся следующие данные [2]:
в европейских странах предприятия находятся в более выгодном положении. В Германии и Швеции тарифы на электроэнергию для промышленности вдвое ниже, чем для населения, в ряде других стран разница между тарифами не столь существенна;
тарифы для украинских предприятий выше, чем в Швеции, Польше, Болгарии, России, соответствуют тарифам в Дании, Франции и ниже, чем в Германии, Великобритании и Латвии;
в России тарифы для предприятий выше, чем для домо-хозяйств, но разница небольшая по сравнению с Украиной.
Существующий в Украине значительный разрыв тарифов на электроэнергию для различных категорий потребителей требует их сбалансирования до уровня, который для энергетических компаний обеспечивает покрытие всех экономически обоснованных затрат и возмещение нормы прибыли на задействованные активы, а для каждой категории потребителей устанавливает приемлемую цену в соответствии с платежеспособным спросом. Механизмами обеспечения баланса
интересов производителей и потребителей являются государственное субсидирование и экономически обоснованная дифференциация тарифов.
Производство электроэнергии в Украине базируется на традиционных источниках энергии и имеет следующую структуру: ТЭС - 46%, АЭС - 47%, ГЭС и ГАЭС - 7%. Вырабатывая около половины всего объема электроэнергии в стране, тепловые электростанции (ТЭС) являются основой отечественной электроэнергетики.
Организационно генерирующие активы ТЭС входят в состав открытых акционерных обществ государственной, частной и смешанной (частно-государственной) формы собственности (см. таблицу) [3-6]. Состояние энергетического оборудования, которое представлено разработками 60-х годов
Таблица
Структура акционерного капитала открытых акционерных обществ сегмента тепловой генерации
ОАО ТЭС Владельцы акций компаний
Днепроэнерго Приднепровская Криворожская Запорожская НАК «Энергетическая компания Украины» -25%, ДТЭК - 72,9%, миноритарные акционеры - остальные
Донбассэнерго Старобешевская Славянская Энергоинвест Холдинг - 60,8%; НАК «Энергетическая компания Украины» - 25%, миноритарные акционеры - остальные
Западэнерго Бурштынская Добротворская Ладыжинская НАК «Энергетическая компания Украины» -23,84%, ДТЭК - 70,91%, миноритарные акционеры - остальные
Центрэнерго Змиевская Трипольская Углегорская НАК «Энергетическая компания Украины» -78,29%, юридические и физические лица - 20,38 и 1,33% соответственно
Востокэнерго Кураховская Зуевская Луганская ДТЭК
прошлого столетия, является критическим. Более 80% энергоблоков ТЭС превысили расчетный ресурс наработки по времени в 1,7-2,5 раза. Мощности ТЭС неэффективно используются в переменной части графика покрытия электрической нагрузки из-за увеличения выработки электроэнергии на АЭС, работающих в базовом режиме, и относительно небольших гидроресурсов для регулирования работы энергосистемы.
Из-за критического технического состояния ТЭС, а также сложившихся условий их функционирования (недоиспользование мощности, пиковые нагрузки, увеличение незапланированных остановок энергоблоков для осуществления ремонтных работ, использование угольного топлива низкого качества, не соответствующего проектным характеристикам оборудования) основной показатель эффективности работы ТЭС -объем использования органического топлива на выработку единицы электрической и тепловой энергии - значительно превышает уровень, достигнутый в развитых странах.
Кроме того, присоединение Украины к Европейскому энергетическому содружеству в соответствии с Законом Украины «О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об основании Энергетического Содружества» от 15.12.2010 г. № 2787-У1 выдвинуло в ряд основных вопросы экологии, связанные с принятием мер относительно приведения экологических показателей работы ТЭС к европейским стандартам.
Решением существующих проблем тепловой энергетики должна стать масштабная реконструкция ТЭС, их техническое переоснащение на основе современных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий сжигания топлива, а также строительство новых энергоблоков, что обеспечит повышение эффективности энергопроизводства, снижение уровня техногенной нагрузки на окружающую среду. Для этого необходимо привлечение крупных инвестиций путем формирования благоприятной институциональной среды. Ее качество зависит от соотношения эффективных и неэффективных институтов, определяющих взаимоотношения субъектов энергоэкономической системы (рис. 3).
Энергоэкономическая система
Рис. 3. Схема институционализации взаимоотношений субъектов энергоэкономической системы
Таким образом, вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Надежное и сбалансированное энергообеспечение потребителей требует дальнейшего реформирования отечественного электроэнергетического комплекса, рынка электроэнергии на основе прогрессивной конкурентной модели двусторонних контрактов, развития и капитализации генерирующих компаний посредством обеспечения и укрепления воспроизводственно-инновационного процесса.
2. На отраслевом уровне базовыми условиями повышения эффективности функционирования генерирующих компаний являются: ликвидация государственной монополии на оптовую торговлю электроэнергией; переход к прямым рыночным контрактным взаимоотношениям между субъектами энергорынка; ликвидация перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии; установление прозрачных, экономически обоснованных тарифов на производство, передачу и поставки электроэнергии; долгосрочное планирование на основе энергетических балансов.
3. Институциональная природа развития предприятий обусловлена влиянием внешних и внутренних институциональных факторов (институциональной структуры) на эффективность их деятельности. Основной характеристикой институциональной структуры, создающей стимулы к повышению эффективности функционирования предприятий энергетического сектора, является утверждение приоритетов энергоэффективности и инновационности.
4. Поскольку в энергетической сфере в большой степени пересекаются интересы всех субъектов энергоэкономической системы, требуется их сбалансирование с учетом обеспечения для энергетических компаний покрытия всех экономически обоснованных затрат и возмещения нормы прибыли на задействованные активы, а для каждой категории потребителей -установления приемлемой цены в соответствии с платежеспособным спросом. При этом прибыль предприятий электроэнергетики не может быть высокой.
5. Важными условиями привлечения в электроэнергетическую отрасль инвестиционных ресурсов являются:
репрезентативность, достоверность, доступность информации о деятельности энергетических компаний как для всех уровней управления отраслью, так и для возможных инвесторов и широких кругов общественности;
прозрачность и доступность понимания для потребителей механизма установления тарифов на электроэнергию. В регулировании тарифов возможно участие потребителей путем создания Совета потребителей.
Конечным результатом вложения инвестиционных ресурсов в отрасль должно стать снижение тарифов на электроэнергию. В мониторинге этих процессов целесообразно участие Совета потребителей.
Литература
1. Мезоэкономические условия и факторы роста капитализации предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.moluch.ru/archive/25/2688/.
2. Тарифы на свет составляли в кромешной тьме? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://racurs.ua/280-tarify-na-svet-sostavlyali-v-kromeshnoy-tme.
3. ПАО «ДТЭК Днепроэнерго» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dtek.com/ru/our-operations/electric-power-generation/dneproenergo.
4. ПАО «Донбассэнерго» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.de.com.ua/to_shareholders.
5. ПАО «ДТЭК Западэнерго» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dtek.com/ru/our-operations/electric-power-generation/zapadenergo.
6. Центрэнерго [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.centrenergo.com/ ru/ shareholders/.
7. Клейнер Г.Б. Институциональная подсистема предприятия: идентификация, трансформация, динамика [Электронный ресурс] / Г.Б. Клейнер. - Режим доступа: http: // moytext.ru/docs/index-51124.html?page=21.
Представлена в редакцию 15.09.2013 г.