Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович, Грибанов Евгений Викторович

Статья посвящена использованию полицией возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений. Определено значение их антикриминогенного потенциала для совершенствования предупредительной деятельности полиции. Представлены правовая основа и оценка практики взаимодействия полиции и социально ориентированных некоммерческих организаций в области предупреждения преступлений. Выявлены основные препятствия, мешающие выстраиванию партнерских отношений между ними. Определены основы технологии привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к решению правоохранительных задач предупредительного характера, предложены меры, направленные на совершенствование их антикриминогенного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович, Грибанов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE BY THE POLICE OF THE POSSIBILITIES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE PREVENTION OF CRIMES

The article is devoted to the use by the police of the possibilities of socially oriented non-profit organizations in the prevention of crimes. The significance of their anti-criminogenic potential for improving the preventive activities of the police is determined. The legal basis and assessment of the practice of interaction between the police and socially oriented non-profit organizations in the field of crime prevention are presented. The main obstacles that hinder the building of partnerships between them. The fundamentals of the technology for attracting socially oriented non-profit organizations to solving law enforcement problems of a preventive nature are determined, measures aimed at improving their anti-criminogenic potential are proposed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Хомутов Максим Владимирович Грибанов Евгений Викторович

Использование полицией возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений

Статья посвящена использованию полицией возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений. Определено значение их антикриминогенного потенциала для совершенствования предупредительной деятельности полиции. Представлены правовая основа и оценка практики взаимодействия полиции и социально ориентированных некоммерческих организаций в области предупреждения преступлений. Выявлены основные препятствия, мешающие выстраиванию партнерских отношений между ними. Определены основы технологии привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к решению правоохранительных задач предупредительного характера, предложены меры, направленные на совершенствование их антикриминогенного потенциала.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактика преступлений, социально ориентированные некоммерческие организации, антикриминальная практика, полиция, органы внутренних дел.

Use by the police of the possibilities of socially oriented non-profit organizations in the prevention of crimes

The article is devoted to the use by the police of the possibilities of socially oriented non-profit organizations in the prevention of crimes. The significance of their anti-criminogenic potential for improving the preventive activities of the police is determined. The legal basis and assessment of the practice of interaction between the police and socially oriented non-profit organizations in the field of crime prevention are presented. The main obstacles that hinder the building of partnerships between them. The fundamentals of the technology for attracting socially oriented non-profit organizations to solving law enforcement problems of a preventive nature are determined, measures aimed at improving their anti-criminogenic potential are proposed.

Keywords: crime prevention, crime prevention, socially oriented non-profit organizations, anticriminal practice, police, internal affairs bodies.

Возрастающая нагрузка на подразделения органов внутренних дел в сфере противодействия преступности ограничивает объем фактической предупредительной деятельности полиции. В таких условиях особое значение приобретает поиск внешних источников для наращивания и совершенствования профилактической работы. Одним из них является привлечение помощи организованной общественности. Значительный интерес для подразделений полиции представляет потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция в установленном законодательством порядке

при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности не только государственных и муниципальных органов, но и общественных объединений и организаций. В соответствии с п. 3 ст. 10 данного Федерального закона полиция в пределах своих полномочий оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. В свою очередь, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей. Таким образом, Федеральный закон «О полиции» заложил необходимую правовую основу для использования полицией потенциала общественности, в первую очередь СО НКО, в сфере предупреждения преступлений.

Указанные положения Федерального закона «О полиции» были детализированы в актах нижестоящего уровня. В частности, Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденная приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19, обязывает участковых уполномоченных полиции привлекать общественные объединения к работе по предупреждению преступлений и проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения, а подразделения по делам несовершеннолетних - принимать участие в подготовке предложений в общественные объединения и религиозные организации по вопросам совершенствования их деятельности в сфере профилактики и безнадзорности несовершеннолетних.

Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», организацию взаимодействия подразделений участковых уполномоченных полиции с СО НКО возлагает на заместителя начальника территориального органа внутренних дел.

Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, содержит наибольшее количество указаний как для инспектора по делам несовершеннолетних, так и для его руководителей по организации взаимодействия с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений.

Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» конкретизирует положения ст. 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и также содержит указание на необходимость взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с СО НКО.

Приведенный перечень нормативных правовых актов далеко не полный, поскольку закрепленный в ст. 9 Федерального закона «О полиции» принцип взаимодействия в служебной деятельности с гражданами и их объединениями нашел отражение практически во всех нормативных актах, регламентирующих

деятельность служб и подразделений органов внутренних дел.

Взаимодействие полиции и СО НКО наиболее эффективно на уровне территориальных подразделений МВД России силами сотрудников, которые непосредственно участвуют в предупреждении преступлений и административных правонарушений и в повседневной служебной деятельности наиболее часто взаимодействуют с гражданами и их объединениями (участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, сотрудники ГИБДД).

Опрошенные нами сотрудники полиции указали, что в основном осуществляют взаимодействие с некоммерческими организациями, участвующими в охране общественного порядка, реже - с представителями молодежных и религиозных организаций. С иными некоммерческими организациями взаимодействие возникает эпизодически и не имеет системного характера. Так, основными направлениями взаимодействия сотрудников полиции с некоммерческими организациями и объединениями граждан являются: охрана общественного порядка, поиск без вести пропавших лиц, обеспечение безопасности дорожного движения, профилактика потребления и незаконного оборота алкоголя и наркотиков, профилактика правонарушений несовершеннолетних. Значительно меньше отмечены такие направления антикриминальной практики, как работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, с потенциальными жертвами преступлений, профилактика сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, киберпрофилактика, профилактика школьного насилия и суицидального поведения, распространения порнографии, эксплуатации человека, противодействие коррупции и др. Именно в этих областях профилактики правонарушений сконцентрированы основные резервы для совершенствования участия СО НКО в предупреждении преступлений.

В качестве основных форм совместной с СО НКО деятельности в сфере профилактики правонарушений сотрудники полиции отметили: охрану общественного порядка - 73%; обмен информацией об отдельных категориях лиц -40%; привлечение СО НКО для проведения индивидуально-профилактической работы с гражданами - 40%; привлечение СО НКО для проведения правового информирования, правового просвещения граждан - 33%; выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, - 22%; проведение

7

совместно с СО НКО акций и профилактических мероприятий - 23%; совместное участие в реализации муниципальных и региональных программ по профилактике правонарушений - 22%; проведение совместно с СО НКО оперативно-профилактических операций - 29%; проведение встреч с гражданами с привлечением представителей СО НКО - 21%; использование возможностей СО НКО по диагностике социального неблагополучия - 12%; привлечение СО НКО к содействию в организации досуга несовершеннолетних - 21%; размещение социально значимой информации (социальной рекламы) - 12%.

Как показывают результаты проведенных исследований, на практике такая деятельность организована не всегда эффективно и качественно. Возникает множество препятствий для использования антикриминальных возможностей СО НКО в деятельности ОВД ввиду отсутствия четкого порядка (алгоритма) взаимодействия.

Для решения указанной проблемы в первую очередь необходимо сформировать у сотрудников полиции, наделенных профилактическими функциями, соответствующие профессиональные компетенции путем изучения положительного опыта в данной области, научной и методической литературы, повышения квалификации на базе ведомственных образовательных организаций. В качестве положительного примера можно привести Краснодарский университет МВД России, где разработана не имеющая аналогов в системе ведомственного профессионального образования дополнительная профессиональная программа повышения квалификации сотрудников полиции «Использование полицией в предупреждении правонарушений потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций».

Использование потенциала СО НКО сотрудниками полиции в предупреждении преступлений предполагает определенный механизм организационной деятельности. Можно говорить о необходимости формирования технологии привлечения сил СО НКО к решению правоохранительных задач предупредительного характера. В самом общем виде такая технология может состоять из следующих этапов.

1. Выявление и фиксация СО НКО, осуществляющих деятельность в области предупреждения преступлений, на территории региона или муниципального образования. Для привлечения СО НКО к антикриминальной деятельности подразделения полиции должны обладать исчерпывающей информацией о СО НКО, участвующих в профилактике правонарушений.

Такую информацию можно получить из следующих источников:

открытые источники - социальные сети, официальные сайты СО НКО, средства массовой информации (публикации в газетах, журналах, телепередачи), официальные сайты организаций, оказывающих поддержку СО НКО;

реестры СО НКО, формируемые на региональном и федеральном уровнях;

информация, имеющаяся в распоряжении территориальных подразделений органов внутренних дел, - региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности;

информация, полученная от подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, относящихся к субъектам профилактики правонарушений;

информация, полученная в ходе профессиональной деятельности.

В целях совершенствования организационного механизма взаимодействия подразделений полиции с СО НКО в сфере профилактики правонарушений целесообразно аккумулировать информацию о их деятельности на конкретной территории в форме специального реестра. Реестр СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений, должен включать в себя: направление деятельности организации; формы и методы, применяемые в работе; контактную информацию СО НКО (адрес, телефон, адрес электронной почты, страница в социальных сетях, ФИО руководителя или иного сотрудника для взаимодействия);

информацию об организационно-правовой форме общественного формирования.

2. Установление контактов с СО НКО и определение возможностей проведения совместной профилактической работы. В зависимости от уровня СО НКО такую работу могут проводить со стороны полиции руководители территориальных подразделений, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, ГИБДД. Формами такой работы могут быть проведение встреч, семинаров, совещаний, направление писем, запросов, составление планов и программ совместной предупредительной деятельности.

3. Обучение представителей СО НКО и оказание им помощи для реализации профилактической деятельности. Речь идет о проведении обучающих мероприятий (инструктажи, семинары, мастер-классы, тренинги), предоставлении информации, осуществлении организационной и информационной поддержки.

8

4. Реализация профилактической деятельности и фиксация ее результатов. Профилактическая деятельность СО НКО может быть реализована ими как самостоятельно, так и совместно с сотрудниками полиции в тех формах, в которых указанные организации осуществляют свою деятельность. По итогам проведенных мероприятий их обобщенные результаты следует зафиксировать, дать им оценку и при необходимости оказать помощь СО НКО в совершенствовании их деятельности.

Существенную помощь СО НКО в профилактике правонарушений способны оказать различным подразделениям полиции. Наиболее показательны в этом смысле перспективы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и СО НКО. Участковый уполномоченный полиции может прибегнуть к использованию антикриминальных возможностей СО НКО во многих направлениях его профилактической деятельности. Приведем некоторые из них.

1. Работа с лицами, в отношении которых установлен административный надзор. Поскольку административный надзор устанавливается в отношении освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы лица, то в рамках индивидуальной профилактики после проведения ознакомительной беседы необходима помощь поднадзорному в установлении контакта с СО НКО, способной оказать содействие в трудоустройстве, восстановлении документов, бытовом устройстве, моральную поддержку (например, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям [1], Благотворительный фонд святителя Антония Смирниц-кого [2] либо иная аналогичная организация).

2. Работа с алкоголиками и наркоманами. Для осуществления индивидуальной профилактической работы с данной категорией лиц следует использовать возможности СО НКО, осуществляющих деятельность по медицинской и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией.

3. Профилактическая работа с лицами, допускающими правонарушения в семейно-бы-товой сфере. В зависимости от конкретной ситуации необходимо использовать возможности определенной организации или даже нескольких СО НКО. Не следует забывать, что, помимо работы с самим лицом, допускающим правонарушения в семейно-бытовой сфере, не меньшее внимание стоит уделять и членам его семьи, пострадавшим от его действий. Примером такой СО НКО является АНО кризисный центр «Анна», оказывающий психологическую, юридическую, медицинскую, консультативную

помощь женщинам и детям, пострадавшим от семейного насилия [3].

4. Работа с лицами, совершившими административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий. Большинство граждан данной категории - подростки и молодежь, что делает целесообразным использование в индивидуальной профилактике возможностей СО НКО, специализирующихся на работе с подростками и молодежью. Примером такой организации может служить молодежная общественная организация «Патриот» [4]. Если гражданин допустил правонарушение на спортивно-массовом мероприятии, то целесообразно будет осуществлять индивидуальные профилактические мероприятия в его отношении с использованием возможностей общественных организаций болельщиков [5].

Развитию антикриминального потенциала СО НКО препятствует ряд проблем. Остановимся на наиболее важных из них. Направления предупредительной деятельности СО НКО на специально-криминологическом уровне в целом получили определенную правовую регламентацию (охрана общественного порядка; розыск без вести пропавших лиц; участие в обеспечении безопасности дорожного движения). Вместе с тем массив иных направлений антикриминальной практики оказался фактически вне рамок правового поля. К ним можно отнести следующие направления антикриминальной деятельности СО НКО: выявление и диагностика криминальных явлений в сети Интернет; правовое (криминологическое) воспитание и просвещение населения; работа с потенциальными жертвами преступлений; работа с лицами, пострадавшими от преступлений; профилактика незаконного наркооборота; работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в том числе в отношении которых установлен административный надзор; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика сексуальной эксплуатации несовершеннолетних; профилактика семейного и школьного насилия; профилактика различных видов мошенничества; борьба с экологическими правонарушениями; профилактика проституции и противодействие торговле людьми и иным формам эксплуатации человека; профилактика вандализма; участие в борьбе с коррупцией; профилактика экстремистской и террористической деятельности; содействие в осуществлении правоохранительного контроля по месту жительства граждан.

9

Все указанные направления деятельности СО НКО требуют детального нормативного правового регулирования. Это позволит не только создать необходимые предпосылки для развития деятельности СО НКО в рассматриваемом направлении, но и предупредить возможные злоупотребления и нарушения со стороны СО НКО в ходе осуществления ими профилактической работы.

Также встает вопрос о финансовой поддержке деятельности таких организаций. В отличие от сферы оказания социальных услуг общего характера, где вопросы поддержки СО НКО урегулированы, деятельность СО НКО в области специально-криминологического предупреждения преступлений не получила адекватной правовой регламентации. Организации, ведущие работу в этой области, вынуждены обращаться за поддержкой к органам власти общей компетенции, для которых противодействие преступности не является основной формой деятельности, и они объективно не могут оценить работу СО НКО в рассматриваемой сфере и предлагаемые ими проекты.

Отметим также отсутствие механизмов регистрации, лицензирования, контроля и надзора за деятельностью СО НКО, участвующих в профилактике правонарушений. Ряд из них в ходе своей деятельности вторгаются в сферу антикриминальной практики, где необходимы специальные знания, опыт, профессиональная подготовка, т. е. требуется соответствие определенным критериям. Специально-криминологическая профилактика преступлений по своей сути предполагает реализацию силами специальных субъектов - сотрудников правоохранительных органов. Деятельность же членов СО НКО в этой сфере при отсутствии правоохранительного контроля в отдельных случаях может приводить к обратному результату. Вопрос здесь стоит не в запрещении профилактической деятельности общественных формирований, а в осуществлении контроля за такой деятельностью, находящейся в плоскости специально-криминологического предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Для решения указанных проблем необходимо принятие комплекса правовых, организационных, образовательных и финансовых мер. Назовем наиболее важные из них.

Заметим, что механизмы регистрации и лицензирования СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений, не должны быть причиной дополнительных бюрократических барьеров для создания и деятельности таких организаций. В большинстве случаев возможно предусмотреть уведомительный порядок регистрации СО НКО и лишь в наиболее чувствительных сферах (на-

пример, охрана общественного порядка) - необходимость лицензирования.

Прошедшие регистрацию СО НКО должны получать дополнительную финансовую поддержку. Ведущими субъектами оказания такой поддержки СО НКО, участвующим в предупреждении преступлений, должны быть органы внутренних дел. Они способны оценить качество и значимость антикриминальной деятельности СО НКО. Для устранения возможных злоупотреблений в этой области при принятии решений о поддержке СО НКО должны быть задействованы общественные советы, созданные при органах внутренних дел.

В этих целях необходимо создание и формирование реестра СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений на специально-криминологическом уровне, на базе территориальных подразделений органов внутренних дел.

Контроль деятельности общественных формирований, участвующих в предупреждении преступлений и иных правонарушений, необходимо осуществлять одновременно с налаживанием взаимодействия с ними. Это приведет к созданию устойчивой взаимосвязи между обществом и государством в сфере предупреждения преступлений, расширит возможности гражданского общества по участию в реализации государственной социальной и правоохранительной политики. На сегодняшний день полиция как основной субъект предупреждения преступлений лишена возможности стимулировать активность общественных формирований, участвующих в предупреждении преступлений, и осуществлять контроль за ними.

Если для народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности существует обязанность по регистрации в региональном реестре, который ведут органы внутренних дел, то иные формы профилактической деятельности общественных формирований, помимо охраны общественного порядка, остаются вне поля зрения полиции. При этом у МВД России нет полномочий по распределению финансовой поддержки между общественными организациями с целью стимуляции деятельности их участников. Здесь необходимо принятие ряда организационно-правовых решений:

внесение в список видов деятельности СО НКО, занятие которыми позволяет получать государственную поддержку (ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), деятельности по профилактике правонарушений;

установление обязанности СО НКО, осуществляющих деятельность по профилактике правонарушений в указанных выше сферах,

10

уведомлять территориальные подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об осуществлении такой деятельности;

наделение территориальных подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями по поддержке СО НКО, осуществляющих деятель-

1. Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям [Электронный ресурс]. URL: https://zekovnet.ru/about/ (дата обращения: 12.05.2022).

2. Фонд святителя Антония Смирницкого -помощь зависимым в Воронеже [Электронный ресурс]. URL: http://socburo.ru/ (дата обращения: 12.05.2022).

3. Ресурсный Центр «АННА» [Электронный ресурс]. URL: https://anna-center.ru/ (дата обращения: 12.05.2022).

4. Московская областная общественная молодежно-патриотическая организация «<Патриот» [Электронный ресурс]. URL: https://www.patriot-balashiha.ru/ (дата обращения: 12.05.2022).

5. Всероссийское движение болельщиков осуждает поступок болельщиков, оскорбивших память Яшина [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20081117/155312093.html (дата обращения: 12.05.2022).

ность по предупреждению преступлений на специально-криминологическом уровне.

Такие меры позволят оказывать поддержку СО НКО со стороны полиции, будут способствовать организации и стимулированию деятельности СО НКО по наиболее значимым направлениям профилактики преступлений.

1. Charity fund for helping convicts and their families [Electronic resource]. URL: https:// zekovnet.ru/about/ (date of access: 12.05.2022).

2. Foundation of St. Anthony Smirnitsky - help to addicts in Voronezh [Electronic resource]. URL: http://socburo.ru/ (date of access: 12.05.2022).

3. Resource Center «ANNA» [Electronic resource]. URL: https://anna-center.ru/ (date of access: 12.05.2022).

4. Moscow regional public youth-patriotic organization «Patriot» [Electronic resource]. URL: https://www.patriot-balashiha.ru/ (date of access: 12.05.2022).

5. The All-Russian movement of fans condemns the act of fans who insulted the memory of Yashin [Electronic resource]. URL: https://ria. ru/20081117/155312093.html (date of access: 12.05.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Хомутов Максим Владимирович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: khomutov2008@ mail.ru;

Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

M.V. Khomutov, Candidate of Law, Lecturer at the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: khomutov2008@mail.ru;

E.V. Gribanov, Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@ yandex.ru

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.