Научная статья на тему 'Специальная криминологическая методика исследования участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений'

Специальная криминологическая методика исследования участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / CRIME PREVENTION / RESEARCH METHODOLOGY / SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / CRIMINOLOGICAL RESEARCH / PUBLIC ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович

Ний Представлена авторская методика исследования участия социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в предупреждении преступлений. Методика состоит из трех основных частей, содержащих группы методов, направленных на получение эмпирической информации об участии СО НКО в предупреждении преступлений через оценку такой деятельности представителями СО НКО, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов внутренних дел. Описываются группы методов, позволяющих получить научную информацию о предупредительной деятельности СО НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special criminological technique of research of participation of socially oriented non-profit organizations in prevention of crimes

The article presents the author's methodology for studying the participation of socially-oriented non-profit organizations (SO NPO) in crime prevention. The methodology consists of three main parts containing groups of methods aimed at obtaining empirical information on the participation of SO NPOs in crime prevention through the evaluation of such activities by representatives of SO NPOs, regional executive authorities, local governments and internal affairs bodies. We describe the group of methods that allow to obtain scientific information about the preventive activities of SO NPO.

Текст научной работы на тему «Специальная криминологическая методика исследования участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений»

Хомутов Максим Владимирович

Специальная криминологическая методика исследования участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений

Представлена авторская методика исследования участия социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в предупреждении преступлений. Методика состоит из трех основных частей, содержащих группы методов, направленных на получение эмпирической информации об участии СО НКО в предупреждении преступлений через оценку такой деятельности представителями СО НКО, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов внутренних дел. Описываются группы методов, позволяющих получить научную информацию о предупредительной деятельности СО НКО.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, методика исследования, социально ориентированные некоммерческие организации, криминологические исследования, общественные объединения.

Special criminological technique of research of participation of socially oriented non-profit organizations in prevention of crimes

The article presents the author's methodology for studying the participation of socially-oriented non-profit organizations (SO NPO) in crime prevention. The methodology consists of three main parts containing groups of methods aimed at obtaining empirical information on the participation of SO NPOs in crime prevention through the evaluation of such activities by representatives of SO NPOs, regional executive authorities, local governments and internal affairs bodies. We describe the group of methods that allow to obtain scientific information about the preventive activities of SO NPO.

Key words: crime prevention, research methodology, socially-oriented non-profit organizations, criminological research, public associations.

Современное российское общество претерпевает многочисленные позитивные изменения в социальной сфере, экономике, политике. Президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ говорил о необходимости расширения пространства свободы во всех сферах, укрепления институтов демократии, местного самоуправления, структур гражданского общества [1]. Особое положение среди институтов гражданского общества занимают некоммерческие организации, которые ведут свою работу практически во всех сферах общественной жизни.

В рамках правового поля России некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества, именуются социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СО НКО) [2].

Государственная политика России направлена на увеличение доли некоммерческих организаций в различных сферах общественной жизни. Участие СО НКО способно оказать органам государственной власти и местного самоуправления существенную помощь и поддержку в решении, в том числе, многих правоохранительных проблем. Центральное место здесь отводится сфере предупреждения преступлений.

СО НКО различных видов уже продолжительное время осуществляют свою деятельность по таким направлениям предупреждения преступлений, как участие в охране общественного порядка, профилактика наркомании и алкоголизма, предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помощь неблагополучным семьям, противодействие торговле людьми, предупреждение преступлений в сети Интернет и т.п.

Однако ни понимание на высшем государственном уровне значимости участия СО НКО

28

в предупреждении преступлений, ни довольно большой отечественный и зарубежный опыт работы общественных формирований в этой сфере [3, с. 28] на сегодняшний день не обеспечивают поступательного развития данного направления антикриминальной практики.

Потенциал участия СО НКО в практике предупреждения преступлений раскрыт не в полной мере [4, с. 12]. Проблема их участия в предупреждении преступлений стоит не только перед практикой. Истоки ее кроются и в отсутствии необходимой научно-теоретической базы использования антикриминального потенциала СО НКО. Здесь мы обнаруживаем отсутствие современных исследований, в том числе таких, в основе которых лежала бы прочная эмпирическая база.

Для создания теоретической основы рассматриваемого явления необходимо исследование отечественного и зарубежного опыта участия СО НКО в предупреждении преступлений. И если зарубежный опыт можно изучать на основе научных публикаций в юридической литературе, то отечественный опыт (за исключением советского периода) в современной литературе качественно не представлен. Нет необходимой эмпирической информации о современном состоянии участия СО НКО в предупреждении преступлений.

В целях ее получения нами была разработана специальная криминологическая методика (далее - методика), представляющая собой теоретико-методологическую базу осуществляемых исследовательских процедур (сбора, обработки и анализа информации) и являющаяся основой для получения теоретических выводов о предупредительном потенциале СО НКО и практических рекомендаций использования этого потенциала в профилактике преступлений.

Методика состоит из трех основных и ряда дополнительных частей. Каждая из основных частей предусматривает использование специального комплекса методов исследования.

I. Первой частью методики предусмотрено изучение деятельности СО НКО по предупреждению преступлений через призму оценки их работы и результатов деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют с ними взаимодействие в указанной сфере. Органы государственной власти и местного самоуправления в системе предупреждения преступности являются, в первую очередь, субъектами общего (общесоциального) предупреждения преступлений. Они оказывают предупредительное

воздействие на криминогенные факторы, возникающие в политической, социальной, экономической, духовной и иных сферах общества.

Для участия в исследовании нами были разработаны критерии формирования выборки органов государственной власти и их структурных подразделений, способных дать оценку предупредительной деятельности СО НКО. Назовем эти критерии.

1. Относимость к субъектам профилактики правонарушений. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» к числу субъектов профилактики правонарушений относятся федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

2. Уровень полномочий органов власти. СО НКО участвуют в профилактике правонарушений на местном и региональном уровнях. Соответственно, адекватную оценку их деятельности в предупреждении преступлений способны дать органы региональной и местной власти. НКО осуществляют свою деятельность и на федеральном уровне. Однако работа таких организаций, как правило, осуществляется через региональные или местные отделения.

3. Наличие информации о взаимодействии с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений, в нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Структура региональных органов власти и органов местного самоуправления весьма сложна. В нее входит множество различных подразделений, департаментов, отделов и т.п. В связи с этим следует включать в выборку те органы и их структурные подразделения, которые в силу возложенных на них задач оказывают правовую, консультативную, финансовую, информационную и др. поддержку СО НКО, проводят с ними совместные мероприятия, направленные на предупреждение преступлений, либо иными способами осуществляют взаимодействие с СО НКО в антикриминальном направлении.

При формировании выборки с использованием критерия наличия информации нами применялся метод изучения нормативных правовых документов. Особое внимание уделялось следующим положениям нормативных правовых актов:

наличие норм права, указывающих на осуществление органом государственной власти,

29

его структурным подразделением, комитетом, комиссией деятельности по предупреждению правонарушений;

наличие норм права, указывающих на возможность либо необходимость взаимодействия при осуществлении служебной деятельности с СО НКО.

Названый критерий позволит определить круг органов власти и их структурных подразделений, взаимодействующих с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений, и способных дать оценку их деятельности по предупреждению преступлений.

4. Информационная наполненность электронных ресурсов органов государственной власти данными об участии СО НКО в предупреждении преступлений. Речь идет об официальных сайтах органов государственной власти, страницах либо группах в соцсетях. К информации, размещенной на таких электронных ресурсах, следует предъявлять ряд требований:

относимость к предмету исследования -размещенная информация должна иметь отношение к деятельности СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений, речь идет о мероприятиях антикриминальной направленности с участием СО НКО либо организованных ими (например, на сайте Департамента здравоохранения г. Москвы размещена информация о мероприятиях антинаркотической направленности, ряд которых проводился с привлечением СО НКО [5]);

частота размещения - чем чаще встречается искомая информация, тем большую значимость в качестве респондента исследования приобретает орган государственной власти.

Учитывая большой объем данных на электронных ресурсах органов государственной власти, для поиска необходимой информации нами были использованы слова-маркеры: СО НКО, общественные организации, некоммерческие организации, НКО, общественные объединения и др.

В результате такого отбора формируется окончательная выборка органов государственной власти и местного самоуправления, их структурных подразделений, способных дать объективную оценку деятельности СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений. Например, из органов государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края в выборку были включены: департамент по делам казачества и военным вопросам, министерство труда и социального развития, департамент информационной политики, министерство образования, науки и молодежной

политики, министерство здравоохранения, управление региональной безопасности и др.

После формирования выборки объектов исследования наступает этап сбора эмпирической информации. Реализация этого этапа предусматривает использование следующих методов.

1. Обращение к органам власти с официальным запросом. Данный метод предусматривает разработку формализованного бланка и направление его в органы власти, входящие в сформированную нами выборку. Бланк может быть оформлен в виде приложения к официальному запросу. Он содержит ориентирующую информацию для получения сведений, имеющих значение для целей исследования:

1.1. Перечень СО НКО, с которыми органы власти осуществляют взаимодействие. Интерес представляют организационно-правовые формы, направления работы, иные данные, характеризующие участие СО НКО в предупреждении преступлений. Предполагается, что информация об организационно-правовых формах СО НКО будет предоставлена в соответствии с действующим гражданско-правовым законодательством. Направлениями деятельности СО НКО в рассматриваемой сфере являются: профилактика алкоголизма и наркомании, семейного насилия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; работа с лицами, ставшими жертвами преступлений; освободившимися из мест лишения свободы; социальная работа с лицами без определенного места жительства (бездомными); профилактика вандализма и некоторые другие. К иным данным могут относиться наименования СО НКО, их контактные данные, электронные адреса их интернет-сайтов.

1.2. Нормативные правовые акты, на основе которых строится взаимодействие региональных и местных органов власти с СО НКО. Их анализ позволяет ознакомиться с правовыми формами и механизмами взаимодействия органов власти с СО НКО в рассматриваемой сфере.

1.3. Порядок организации работы с СО НКО. Здесь важна информация об основных направлениях и формах взаимодействия органов власти с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений. Предполагается получить информацию об алгоритме взаимодействия органов власти с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений, оценке результатов совместно проведенных мероприятий, мерах организационно-методической, юридической, финансовой поддержки СО НКО. Здесь

30

же предполагается получить информацию об опыте проведения органами власти совместных с СО НКО мероприятий, направленных на предупреждение преступлений (акций, программ и т.п.). Такая информация должна содержать название мероприятия, его краткое описание, дату проведения, наименование СО НКО, принимавшей в нем участие, а также направление профилактической деятельности, в рамках которой проходило мероприятие.

1.4. Формы деятельности СО НКО, с которыми осуществляется взаимодействие. Такими формами могут быть: содействие в трудовом и бытовом устройстве, оказание психологической, юридической и иной помощи, мониторинг СМИ, Интернета, правовое просвещение, организация акций, тренингов, фестивалей, диагностика социального неблагополучия, привлечение внимания общественности к определенной проблеме и т.д.

1.5. Иная информация о взаимодействии с СО НКО. Это сведения о перспективных антикриминальных направлениях взаимодействия органов власти с СО НКО, о возможных проблемах, возникающих при таком взаимодействии, способах их решения, предложениях должностных лиц органов власти по совершенствованию действующего законодательства, касающегося участия СО НКО в предупреждении преступлений.

2. Интервьюирование специалистов органов власти. Методикой исследования предусмотрены нестандартизированные интервью специалистов органов власти, местного самоуправления и их структурных подразделений, которые были включены в выборку по вышеуказанным критериям. Положительной чертой этого метода получения эмпирической информации является его большая гибкость по сравнению с иными методами. Так, при общении со специалистами можно скорректировать формулировку вопросов либо их объем, уточнить ответ респондента, получить дополнительную эмпирическую информацию.

Интервьюирование специалистов органов власти позволяет уже на этапе сбора эмпирического материала сделать определенные выводы об особенностях участия СО НКО в предупреждении преступлений, о наиболее актуальных направлениях и формах предупредительной деятельности СО НКО, проблемах, с которыми сталкиваются специалисты при осуществлении взаимодействия с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений, и т.д.

3. Контент-анализ официальных сайтов или страниц/групп в соцсетях органов госу-

дарственной власти [6]. Данный метод предусматривает глубокий анализ содержимого официальных электронных ресурсов органов государственной власти.

При помощи этого метода можно получить информационные материалы, в которых отражается совместная деятельность СО НКО и органов государственной власти по предупреждению преступлений [7], отчеты о проведенных мероприятиях, списки и реестры СО НКО, которым оказывается поддержка со стороны органов власти [8].

Примером использования такого метода может служить изучение сайта правительства Ростовской области [9] и созданного им электронного ресурса поддержки СО НКО «Гражданский форум Ростовской области» [10]. Эти ресурсы содержат важную для целей исследования информацию: отчеты о проводимых СО НКО мероприятиях, методические рекомендации по организации их деятельности, ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми СО НКО оказывается финансовая и правовая поддержка со стороны региональных и федеральных органов власти, и многое другое.

4. Изучение нормативных правовых документов. Данный метод предусматривает более глубокое изучение регионального и местного нормативного материала, который регулирует деятельность органов власти по взаимодействию с СО НКО в предупреждении преступлений [11], определяет меры поддержки таких организаций и требования к СО НКО для получения этой поддержки.

II. Вторая часть методики предусматривает изучение участия СО НКО в предупреждении преступлений через оценку их предупредительного потенциала со стороны правоохранительных органов, в частности полиции.

Учитывая, что первая часть исследования направлена в большей степени на изучение участия СО НКО в предупреждении преступлений на общесоциальном уровне, во второй части методики акцент сделан на уровень специально-криминологического предупреждения преступлений.

Основной объем работы по специально-криминологическому предупреждению преступлений выполняется органами внутренних дел [12, с. 134]. По этой причине исследование участия СО НКО в предупреждении преступлений на данном уровне целесообразно проводить через оценку их деятельности со стороны органов внутренних дел.

Органы внутренних дел представляют собой большое количество служб и подразделе-

31

ний, выполняющих разнообразные задачи, в том числе по предупреждению преступлений. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 утвердил Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, в которой указаны полномочия служб и подразделений органов внутренних дел в этой сфере. К таким службам относятся: структурные подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России, участковые уполномоченные полиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков, сотрудники подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения и др.

Деятельность по предупреждению преступлений осуществляется органами внутренних дел на уровне центрального аппарата и территориальных подразделений.

Для формирования выборки объектов исследования из подразделений центрального аппарата МВД России был применен единственный критерий - направленность деятельности по предупреждению преступлений. Нами были определены основные направления профилактики преступлений, по которым органами внутренних дел осуществляется работа совместно с СО НКО: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие в охране общественного порядка, профилактика наркооборота и наркопотребления, обеспечение безопасности в сфере дорожного движения, розыск лиц, пропавших без вести. С учетом этого критерия в выборку нами были включены: Главное управление МВД России по контролю за оборотом наркотиков, Главное управление МВД России по обеспечению безопасности дорожного движения и Главное управление МВД России по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В выборку также было включено Управление МВД России по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, поскольку в число его основных функций входит «создание необходимых условий для эффективного участия институтов гражданского общества в разработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел».

Из территориальных подразделений органов внутренних дел в выборку были включены главные управления и управления МВД России

по субъектам Российской Федерации. Именно эти подразделения обобщают результаты деятельности по предупреждению преступлений, в том числе с участием СО НКО, и способны предоставить интересующую нас эмпирическую информацию.

Для сбора первичной эмпирической информации нами были использованы следующие методы.

1. Обращение с официальным запросом в органы внутренних дел. В качестве приложения к официальному запросу был разработан формализованный бланк с ориентирующей информацией по теме исследования, который предполагает получение следующих данных:

О СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений. Предполагается получить обобщенную информацию, содержащуюся в отчетах подразделений, участвующих в профилактике преступлений, - участковых уполномоченных полиции, подразделений по охране общественного порядка, подразделений по делам несовершеннолетних и иных субъектов профилактики. Это имеющиеся в распоряжении органов внутренних дел сведения: о количестве народных дружин, казачьих обществ, волонтерских организаций и общественных объединений правоохранительной направленности, участвующих в профилактике преступлений; количестве участников таких организаций; количестве преступлений и административных правонарушений, выявленных и пресеченных такими организациями.

О проведенных на обслуживаемой органами внутренних дел территории мероприятиях, направленных на предупреждение преступлений, реализованных с участием СО НКО. Это информация о наименовании, направленности и форме мероприятия, его содержании и полученных результатах.

О проведенных с участием представителей МВД занятий для представителей НКО, участвующих в предупреждении преступлений. Эта информация будет являться показателем заинтересованности территориальных органов МВД России в использовании возможностей СО НКО по предупреждению преступлений и повышению качества выполнения ими профилактической работы.

О службах и подразделениях, осуществляющих взаимодействие с СО НКО в сфере предупреждения преступлений. Это сведения о подразделениях территориальных органов внутренних дел, которые наиболее тесно взаимодействуют с СО НКО в области предупреждения преступлений, а также направлениях

32

работы, по которым это взаимодействие осуществляется.

2. Контент-анализ электронных информационных ресурсов МВД России и его территориальных подразделений. Содержащаяся на интернет-сайтах и официальных страницах в соцсетях МВД России и его территориальных подразделений информация способна дополнить общую картину об участии СО НКО в предупреждении преступлений. Здесь размещаются: реестры народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности [13]; информация для СО НКО, осуществляющих или планирующих участие в деятельности по предупреждению преступлений [14]; информация о мероприятиях, проводимых с участием СО НКО. Например, на официальном сайте УМВД России по Томской области размещена информация о проведенной совместно с членами общественного движения «Стопнаркотик» акции «Закрась зло» [15]. На официальном сайте ГУ МВД России по Самарской области периодически размещается информация о совместных рейдах сотрудников ГИБДД с членами общественной организации «Ночной патруль» [16].

3. Анкетирование сотрудников полиции. Не стоит упускать из внимания опыт должностных лиц, которые непосредственно взаимодействуют с СО НКО на местном уровне. Являясь субъектами специально-криминологической профилактики преступлений, полицейские способны на основе своего профессионального опыта дать качественную оценку предупредительным возможностям СО НКО. С целью получения такой информации нами была разработана специальная анкета, вопросы которой позволят респондентам с профессиональной точки зрения дать наиболее полную характеристику и оценку предупредительной деятельности СО НКО.

В качестве опрашиваемых могут выступать сотрудники, проходящие службу в подразделениях участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, ГИБДД, патрульно-постовой службы полиции, подразделениях по контролю за оборотом наркотиков. В число респондентов следует включать сотрудников ОВД, имеющих стаж службы не менее 5 лет, поскольку за более короткий срок службы не представляется возможным накопить значимый для нашего исследования объем профессионального опыта.

В первую очередь опрос позволяет получить информацию об участвующих в предупреждении преступлений СО НКО, с которыми у со-

трудников полиции имеется опыт взаимодействия. Наиболее распространенными видами таких организаций являются: народные дружины, казачьи общества, религиозные организации, молодежные организации, общественные организации и т.п. Респондентам следует предложить выбрать из представленных вариантов те СО НКО, с которыми они чаще всего взаимодействуют в рамках своей профессиональной деятельности.

Важное значение будут иметь сведения о направлениях предупреждения преступлений, по которым сотрудниками полиции осуществлялось взаимодействие с СО НКО. Такими направлениями на специально-криминологическом уровне могут быть: охрана общественного порядка и поиск без вести пропавших лиц, профилактика незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, профилактика сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, борьба с распространением детской порнографии, профилактика различных видов мошенничества, противодействие торговле людьми и иным формам эксплуатации человека, участие в обеспечении безопасности дорожного движения, борьба с коррупцией, противодействие распространению экстремистских материалов и вовлечению граждан в экстремистскую деятельность и др.

На общесоциальном уровне профилактики преступлений к таким направлениям могут относиться: профилактика потребления алкоголя, профилактика наркопотребления, работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, работа с неблагополучными семьями, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с лицами без определенного места жительства (бездомными), профилактика расизма, ксенофобии, национально-религиозной неприязни и многие другие направления.

Респондентам следует предложить выбрать наиболее распространенные формы, в которых осуществлялось их взаимодействие с СО НКО, участвующими в предупреждении преступлений. Например, совместное участие в охране общественного порядка, обмен информацией об отдельных категориях лиц (например, о лицах, страдающих алкогольной/наркотической зависимостью, о неблагополучных семьях, о несовершеннолетних, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, и т.п.), привлечение СО НКО для проведения индивидуально-профилактической работы с гражданами, правового информирования, правового просвещения граждан, встречи с представителями СО НКО

33

с целью выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Такими формами также могут быть: проведение совместно с СО НКО акций, фестивалей, участие в реализации муниципальных и региональных программ по профилактике правонарушений, проведение оперативно-профилактических операций, встреч с гражданами, использование возможностей СО НКО в диагностике социального неблагополучия; привлечение СО НКО к содействию в организации досуга несовершеннолетних, привлечение внимания общественности к определенной проблеме, размещение социально значимой информации (социальной рекламы), мониторинг средств массовой информации, в том числе Интернета, и многое другое.

Далее респондентам нужно предложить на основе профессионального опыта в свободной форме: отразить наиболее эффективные формы работы СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений; дать оценку деятельности тех, с которыми имеется опыт взаимодействия; указать возможные проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности; отразить личное отношение к участию СО НКО в предупреждении преступлений.

Проведение такого опроса позволит получить ценную информацию об антикриминальной деятельности СО НКО, источником которой будет профессиональный опыт субъектов предупреждения преступлений. В рамках данного исследования полученная информация позволит оценить масштабы участия СО НКО в практической антикриминальной деятельности, а также выявить проблемы, актуальные направления и наиболее эффективные формы участия СО НКО в предупреждении преступлений преимущественно на специально-криминологическом уровне.

III. В третьей части методики предусмотрено изучение деятельности самих СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений.

При формировании выборки следует исходить из того, что СО НКО изначально представляют собой группу НКО, имеющих особый социально-правовой статус. Его определяют положения ст. 2.1, ч. 4 ст. 31, ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также меры финансовой, правовой и информационной поддержки со стороны государства. В эту группу в соответствии с действующим законодательством [2] не входят политические партии, государственные корпорации и государственные компании. Кроме этого, применительно к

задачам исследования из числа СО НКО нами были исключены государственные и муниципальные организации (учреждения), финансирование которых осуществляется из бюджетов органов власти различных уровней.

Среди множества СО НКО нами были отобраны те, которые осуществляют деятельность, соответствующую основным направлениям профилактики правонарушений. Эта деятельность может осуществляться как на уровне общесоциального, так и в рамках специально-криминологического предупреждения преступлений. Основные направления такой работы предусмотрены ст. 6 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». К ним относятся: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан, мероприятия по медицинской реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, профилактика социально опасных форм поведения граждан и некоторые другие.

Особенностью данной части методики является то, что корректировка выборки происходит и непосредственно в процессе сбора эмпирического материала, поскольку легально закрепленные антикриминальные направления деятельности СО НКО весьма размыты и позволяют лишь достаточно условно определить круг организаций, представляющих интерес для целей исследования.

Для получения эмпирической информации об участии СО НКО в предупреждении преступлений в этой части методики планируется использовать следующие методы.

1. Анкетирование представителей СО НКО. С целью получения значимой для исследования информации нами была разработана специальная анкета, состоящая из трех блоков.

В рамках первого блока следует получить общую информацию об организации. К такой информации относятся сведения об организационно-правовой форме и видах деятельности СО НКО, предусмотренных нормами федеральных законов от 12 января 1996 г.

34

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Такими видами деятельности могут являться: оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям; правовое просвещение населения; деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан и др.

В этот же блок включена информация: о количестве сотрудников организации; уровне, на котором она осуществляет свою деятельность (федеральный, межрегиональный, региональный, местный); о привлечении к деятельности добровольцев (волонтеров); об источниках финансирования. Источниками финансирования СО НКО могут быть: собственные средства участников организации; средства из местных или региональных бюджетов, получаемые в виде субсидий на возмещение расходов; осуществление предпринимательской деятельности, приносящей доход; привлечение спонсорской помощи; помощь благотворительных организаций; получение грантов и другие источники.

Второй блок анкеты направлен на изучение предупредительного потенциала организации. Здесь предполагается получение информации о направлениях деятельности СО НКО, формах и методах их работы по предупреждению преступлений. Нас интересуют следующие направления их предупредительной деятельности: профилактика незаконного распространения алкогольных напитков; профилактика наркопотребления; работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы; работа с потенциальными жертвами преступлений; работа с неблагополучными семьями; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; борьба с проституцией; профилактика семейного, школьного насилия; профилактика различных видов мошенничества; участие в обеспечении безопасности дорожного движения; профилактика расизма, ксенофобии, национально-религиозной неприязни, противодействие распространению экстремистских материалов и вовлечению граждан в экстремистскую деятельность; профилактика вандализма; работа с лицами без определенного места жительства (бездомными) и др.

Осуществление профилактической деятельности по указанным направлениям предполагает использование разнообразных форм работы. К таким формам будут относиться: содействие в бытовом устройстве, содействие в

трудовом устройстве, оказание юридической помощи, оказание материальной помощи, проведение лекций, бесед, разъяснений, консультаций, проведение игр, конкурсов, оказание психологической помощи, правовое просвещение, оказание помощи в возмещении причиненного правонарушением морального, физического и иного вреда, диагностика социального неблагополучия, организация культурных мероприятий (концерты, фестивали, выставки и т.д.), организация спортивной работы, содействие в получении образования, привлечение внимания общественности к определенной проблеме, обращение в правоохранительные органы, размещение социально значимой информации (социальной рекламы), мониторинг средств массовой информации и Интернета.

Здесь же следует оценить степень персонификации работы СО НКО с гражданами. Такая работа может проводиться в индивидуальном порядке, с определенными группами граждан (учебные, трудовые коллективы и т.п.) либо через воздействие на неопределенный круг лиц с использованием средств массовой коммуникации.

В рамках данного блока анкеты необходимо также получить информацию о категориях граждан, с которыми проводится работа СО НКО. Категорирование осуществляется по следующим параметрам: пол, возраст, социальное положение. Это позволит дополнительно уточнить направленность участия СО НКО в предупреждении преступлений.

Отдельный вопрос следует посвятить выявлению и учету мнения представителей СО НКО о необходимости принятия правовых, организационных, финансовых и иных мер по совершенствованию деятельности в рассматриваемой сфере.

Третий блок анкеты содержит вопросы, направленные на получение информации о взаимодействии СО НКО с субъектами профилактики правонарушений. К числу таких субъектов могут относиться: органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, иные СО НКО, органы власти регионального и местного уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь же предполагается получить оценку представителями СО НКО своего опыта взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений.

В заключительной части анкеты респондентам предлагается в свободной форме сформулировать инициативы по повышению эффективности их взаимодействия с субъектами

35

профилактики в сфере предупреждения преступлений.

2. Контент-анализ электронных ресурсов СО НКО. Данный метод применяется для получения информации о СО НКО и деятельности, которая нашла отражение на их официальных сайтах и (или) страницах в соцсетях Интернета. Применение этого метода даст возможность ознакомиться с содержанием проводимых СО НКО мероприятий в рассматриваемой сфере, получить представление о применяемых организациями формах и методах предупредительной деятельности, оценить масштабы этой деятельности, определить наиболее значимые направления и достигнутые результаты.

Таким образом, основные части методики включают в себя группы методов, направленные на получение эмпирической информации об участии СО НКО в предупреждении преступлений через оценку такой деятельности органами власти различного уровня, органами внутренних дел и самими СО НКО.

Помимо основных частей методика включает в себя и ряд дополнительных методов сбора эмпирического материала:

1. Мониторинг сообщений о деятельности СО НКО в электронных средствах массовой коммуникации. Данный метод направлен на получение первичной информации о предупредительной деятельности СО НКО путем введения поисковых запросов с использованием слов-маркеров и указанием отдельных направлений профилактической работы СО НКО в системах поиска информации в сети Интернет и последующего анализа новостной информации. Этот метод позволяет получить дополнительные данные о формах и направлениях участия СО НКО в предупреждении преступлений, проводимых ими мероприятиях, взаимодействии СО НКО с органами власти.

2. Изучение реестров, создаваемых органами государственной власти в целях поддержки СО НКО. Данный метод получения эмпирической информации направлен на анализ федеральных [17] и региональных [18] реестров некоммерческих организаций. Он позволяет получить дополнительную информацию о направлениях деятельности СО НКО, источниках их финансирования, продолжительности ведения ими предупредительной деятельности.

3. Изучение данных федеральной, региональной и ведомственной статистики. Источниками получения статистической информации для целей нашего исследования будут являться:

статистические данные, представленные Федеральной службой государственной стати-

стики; в соответствии с приказом Росстата от 22 сентября 2017 г. № 623 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 1-СОНКО «Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации», данная форма отчетности содержит сведения о видах деятельности СО НКО, формах и результатах их работы, источниках финансирования, численности работников и добровольцев;

статистические сведения Министерства экономического развития России [19] позволяют получить данные о СО НКО (официально зарегистрированных в качестве юридического лица), объемах и источниках их финансирования;

статистические данные ГИАЦ МВД России об участии отдельных категорий СО НКО в профилактике правонарушений. Основой формирования массива таких данных является приказ МВД России от 19 февраля 2015 г. № 269 «Об утверждении формы статистической отчетности "Профилактика"». Данная форма предписывает вести учет количества участвующих в предупреждении правонарушений добровольных народных дружин, общественных объединений правоохранительной направленности и иных общественных объединений; количества выявленных и пресеченных ими преступлений и административных правонарушений, задержанных с участием общественных организаций правонарушителей.

Основной проблемой, с которой мы столкнулись при исследовании предупредительных возможностей СО НКО, стало отсутствие доступного массива данных об общественных формированиях, деятельность которых так или иначе соотносится с предупреждением преступлений. Такая информация отсутствует и у органов власти различного уровня. Это не только мешает проведению научных исследований в рассматриваемой сфере, но и не позволяет на практике органам власти эффективно использовать возможности общественности в предупреждении преступлений. Для решения этой проблемы нами была разработана форма реестра для упорядоченного сбора сведений об участии СО НКО в предупреждении преступлений. Реестр состоит из нескольких разделов:

официальное наименование СО НКО; организационно-правовая форма (в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

направления деятельности (направления профилактики преступлений (правонаруше-

36

ний), предусмотренные федеральными законами от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

методы и формы работы по предупреждению преступлений;

количество участников (число постоянных членов организации и количество привлекаемых добровольцев);

источники финансирования деятельности организации;

масштаб осуществления деятельности (международный уровень, федеральный, межрегиональный, региональный);

контактные данные организации (номер телефона, адрес интернет-сайта, страницы в соц-сетях, адрес организации, данные руководителя/контактного лица организации).

Разработанная форма реестра СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений, используется и для отражения информации, полученной нами в процессе использования рассматриваемой методики. Это позволяет сконцентрировать и упорядочить большой объем научной информации об участии общественности в предупреждении преступлений.

Форма учета сведений о СО НКО, участвующих в предупреждении преступлений, будет полезна не только для целей научного исследования, но и для практического использования в

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/copy/56957 (дата обращения: 07.10.2018).

2. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

3. Хомутов М.В. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в предупреждении преступлений: теоретические и социально-правовые предпосылки // Общество и право. 2018. № 2(64). С. 26-32.

4. Симоненко А. В. Перспективные криминологические исследования Краснодарского университета МВД России в контексте современных криминальных угроз и проблем правоохранительной практики // Общество и право. 2018. № 3(65). С. 9-20.

5. Отдел по делам молодежи администрации города Ростова-на-Дону. Официаль-

деятельности различных субъектов профилактики преступлений и иных правонарушений.

Таким образом, представленная специальная криминологическая методика исследования участия СО НКО в предупреждении преступлений позволяет получить ценную эмпирическую информацию: о направлениях и формах предупредительной деятельности СО НКО; особенностях нормативного правового регулирования такой деятельности на региональном и местном уровнях; ее результатах, количестве участвующих в предупреждении преступлений СО НКО и их членов; организационных и правовых сложностях, возникающих в процессе этой деятельности, и возможных вариантах их преодоления. Последующее обобщение и анализ этих данных позволит получить до сих пор не нашедшую отражение в криминологической литературе новую научную информацию и сформировать практические предложения и рекомендации по оптимизации и совершенствованию правовых и организационных основ участия СО НКО в предупреждении преступлений.

Представленные теоретико-методологические подходы могут быть положены в основу формирования и развития криминологических технологий участия СО НКО в предупреждении преступлений [20-22].

Предложенная методика не претендует на исключительность и может быть дополнена иными эмпирическими методами.

1. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly d.d. March 1, 2018. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/copy/56957 (date of access: 07.10.2018).

2. On non-profit organizations: fed. law d.d. Jan. 12, 1996 № 7-FL (as amended on July 29, 2018) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 3. Art. 145.

3. Khomutov M.V. Participation of socially oriented non-profit organizations in the prevention of crimes: theoretical and socio-legal background // Society and law. 2018. № 2(64). P. 26-32.

4. Simonenko A.V. Perspective criminological researches of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia in the context of modern criminal threats and law-enforcement practices problems // Society and law. 2018. № 3(65). P. 9-20.

5. Department of Youth Affairs of the Administration of the city of Rostov-on-Don.

37

ная группа Вконтакте. URL: https://Vk.com/ molrostov (дата обращения: 08.10.2018).

6. Правительство Ростовской области // Новости. Официальный сайт. URL: http:// www.donland.ru/news/Donskaya-molodezh-uchastvuet-v-meropriyatiyakh-antinarkoticheskojj-napravlennosti (дата обращения: 08.10.2018).

7. Официальная группа администрации городского округа города Воронеж. URL: https:// vk.com/album-116035629_254211581 (дата обращения: 14.10.2018).

8. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной поддержки, оказываемой органами государственной власти Краснодарского края. URL: http://reestrsono.krasnodar.ru/ (дата обращения: 08.10.2018).

9. Правительство Ростовской области // Официальный сайт. URL: http://www.donland. ru/Socialnaya-sfera/Gragdane/?pageid=76870 (дата обращения: 14.10.2018).

10. Гражданский форум Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http:// civil-society.donland.ru/ (дата обращения: 14.10.2018).

11. О создании территориальных координационных комиссий по профилактике правонарушений на территории муниципального образования город Краснодар: постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 20 сент. 2017 г. № 4234. URL: http://docs. cntd. ru/document/53 7894162 (дата обращения: 12.10.2018).

12. Алексеев А. И. Криминология: курс лекций. М., 2006.

13. Управление Министерства внутренних дел России по Ярославской области // Официальный сайт - Региональный реестр народных дружин. URL: https://76.мвд.рф/deyatelnost/ vzaimodejstvie_s_vlastju/Vzaimodejstvie_s_ OFPN_i_vneshtatnimi/Regionalnij_reestr_ narodnih_druzhin (дата обращения: 04.10.2018).

14. Главное управление МВД России по Пермскому краю // Официальный сайт - Народные дружины. URL: https://59.мвд.рф/slujba/народ-ные-дружины (дата обращения: 04.10.2018).

15. Управление Министерства внутренних дел России по Томской области // Официальный сайт. URL: https://70.мвд.рф/news/ item/14475841/(дата обращения: 04.10.2018).

16. Главное управление МВД России по Самарской области // Официальный сайт. URL: https://63.мвд.рф/news/item/14635162/ (дата обращения: 08.10.2018).

17. Сведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно по-

Official group Vkontakte. URL: https://vk.com/ molrostov (date of access: 08.10.2018).

6. Government of the Rostov region // News. Official site. URL: http://www.donland. ru/news/Donskaya-molodezh-uchastvuet-v-meropriyatiyakh-antinarkoticheskojj-napravlennosti (date of access: 08.10.2018).

7. The official group of the administration of the city district of Voronezh. URL: https://vk.com/ album-116035629_254211581 (date of access: 14.10.2018).

8. Register of socially oriented non-profit organizations - Recipients of state support provided by the state authorities of the Krasnodar Region. URL: http://reestrsoNokrasnodar.ru/ (date of access: 08.10.2018).

9. Government of the Rostov region // Official site. URL: http://www.donland.ru/Socialnaya-sfera/Gragdane/?pageid=76870 (date of access: 14.10.2018).

10. Civil forum of the Rostov region [Electronic resource]. URL: http://civil-society.donland.ru/ (date of access: 14.10.2018).

11. On the establishment of territorial coordination commissions on the prevention of offenses on the territory of the municipal entity of the city of Krasnodar: resolution of the municipal administration of the city of Krasnodar d.d. Sept. 20, 2017 № 4234. URL: http://docs. cntd.ru/document/537894162 (date of access: 12.10.2018).

12. Alekseev A.I. Criminology: course of lectures. Moscow, 2006.

13. The Office of the Ministry of the Interior of Russia for the Yaroslavl Region // Official site - Regional register of national teams. URL: https://76mvdr.rf/deyatelnost/vzaimodejstvie_s_ vlastju/Vzaimodejstvie_s_OFPN_i_vneshtatnimi/ Regionalnij_reestr_narodnih_druzhin (date of access: 04/10/2018).

14. The Main Directorate of the Ministry of the Interior of Russia for the Perm Region // Official site - People's squads. URL: https://59.m.dr. rf/slujba/narodnyje-druzhiny (date of access: 04.10.2018).

15. The Office of the Ministry of the Interior of Russia for the Tomsk Region // Official site. URL: https://70mvd.rf/news/item/14475841/ (date of access: 04.10.2018).

16. The Main Directorate of the Ministry of the Interior of Russia forthe Samara Region // Official site. URL: https://63.mvdr.rf/news/item/14635162/ (date of access: 08.10.2018).

17. Information on the registry of non-profit organizations - performers of socially useful services of the Ministry of Justice of Russia. URL:

38

лезных услуг Минюста России. URL: http:// unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx (дата обращения: 07.10.2018).

18. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Краснодарского края. URL: http://reestrsono.krasnodar.ru (дата обращения: 07.10.2018).

19. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: http://nko.economy.gov.ru (дата обращения: 07.10.2018).

20. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1(55). С. 121-127.

21. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии: теория и методология // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32). С. 8-12.

22. Грибанов Е.В. Культура противодействия преступности и технологии предупреждения преступлений // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2017. С. 211-216.

http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx (date of access: 07.10.2018).

18. Register of socially oriented non-profit organizations of Krasnodar Region. URL: http://reestrsonokrasnodar.ru (date of access: 07.10.2018).

19. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Portal of a single automated information system to support socially-oriented non-profit organizations. URL: http://nko.economy. gov.ru (date of access: 07.10.2018).

20. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological technologies and engineering: place in the science and law enforcement practice meaning // Society and law. 2016. № 1(55). P. 121-127.

21. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological technologies: theory and methodology // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2016. № 2(32). P. 8-12.

22. Gribanov E.V. Culture of crime counteraction and crime prevention technology // Criminal policy and culture of crime counteraction: proc. of the Intern. sci. and practical conf. 2017. P. 211-216.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Хомутов Максим Владимирович, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.V. Khomutov, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.