Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЩЕСОЦИАЛЬНОМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

УЧАСТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЩЕСОЦИАЛЬНОМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович

В статье отмечены особенности и преимущества социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в общесоциальном предупреждении преступлений. Приведены результаты исследования антикриминального потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций. Обозначены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предупреждении преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хомутов Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN PUBLIC CRIME PREVENTION

The article notes the features and advantages of socially-oriented non-profit organizations involved in the general social prevention of crime. The results of a study of the anti-crime potential of socially-oriented non-profit organizations are presented. Some of the problems faced by socially-oriented non-profit organizations involved in crime prevention are outlined.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЩЕСОЦИАЛЬНОМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Хомутов Максим Владимирович

Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в общесоциальном предупреждении преступлений

В статье отмечены особенности и преимущества социально ориентированных некоммерческих организаций, участвующих в общесоциальном предупреждении преступлений. Приведены результаты исследования антикриминального потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций. Обозначены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предупреждении преступлений.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, социально ориентированные некоммерческие организации, криминологические исследования, общественные объединения, общесоциальное предупреждение преступлений.

Participation of socially oriented non-profit organizations in public crime prevention

The article notes the features and advantages of socially-oriented non-profit organizations involved in the general social prevention of crime. The results of a study of the anti-crime potential of socially-oriented non-profit organizations are presented. Some of the problems faced by socially-oriented nonprofit organizations involved in crime prevention are outlined.

Keywords: crime prevention, socially oriented non-profit organizations, criminological research, public associations, general social crime prevention.

В современных условиях объединения граждан являются важным элементом сферы общественной жизни и социально значимой деятельности. Они участвуют в достижении национальных целей развития Российской Федерации, оказывают существенную поддержку органам государственной власти и местного самоуправления в реализации социальных функций, выступают субъектом реализации практически всех направлений государственной политики, в том числе в сфере охраны прав и законных интересов граждан и обеспечения правопорядка.

Следует отметить, что практика участия общественных объединений в предупреждении преступлений как в нашей стране, так и за рубежом, существует достаточно давно. Однако, несмотря на то что действующее федеральное законодательство, национальные стратегии, ведомственные приказы и инструкции содержат прямые указания и рекомендации о целесообразности взаимодействия субъектов, реализующих государственную политику в правоохранительной сфере в целом и в области предупреждения преступлений в частности, с общественными формированиями [1], потенциал последних в данной сфере используется не в полной мере и локализован в основном в

деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.

Так, отмечая успехи общественных организаций в социальной сфере в 2014 и 2015 гг., Президент России В.В. Путин в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркивал необходимость интенсивного привлечения негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, установления правового статуса «некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг», а также ряда льгот и преференций для них, поэтапного направления некоммерческим организациям (далее - НКО) до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ и др. [2].

Среди НКО особое место занимают социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО), деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в нашей стране.

Преимуществами СО НКО, осуществляющими деятельность в социальной сфере, в том числе и антикриминальную, являются:

1. Ориентация на потребности и интересы населения. Деятельность СО НКО нередко

44

отличаются от формального, а иногда и карательно-властного отношения со стороны государственных органов и организаций к населению, основной задачей которых зачастую является выполнение ведомственных планов и достижение показателей, имеющих бюрократический характер и порой не отражающих интересы людей, что зачастую приводит не только к ухудшению качества оказываемых услуг населению, но и к серьезным репутацион-ным потерям органов государственной власти и местного самоуправления [3].

Так, широкий общественный резонанс вызвало изъятие 25 мая 2020 г. детей из многодетной семьи и помещение их в детский дом представителями органов опеки и попечительства Оренбургской области, аргументировавшими свои действия аварийным состоянием жилья, в котором проживала семья [4]. При этом органы соцобеспечения не оказывали никакой поддержки до момента изъятия детей из семьи. В то же время действующие в регионе СО НКО были готовы оказать всестороннюю помощь, в том числе предоставить жилье, однако к ним никто не обращался [5].

2. Оперативность. СО НКО оказывают социальные услуги максимально быстро и без лишних бюрократических процедур (т. е. не требуют предоставления различных справок, заключений комиссий и др.), моральных или физических усилий со стороны нуждающихся в помощи. Гражданам нужно просто сообщить СО НКО о своей проблеме, позвонив на горячую линию (например, если требуется психологическая поддержка) или обратившись лично к представителям организации (например, за получением одежды и еды для лиц без определенного места жительства).

При этом речь не идет о конкуренции СО НКО с государственными органами. Напротив, в социальной сфере такие объединения граждан являются помощниками государственных организаций и учреждений, действуя инициативно и частично выполняя их функции.

3. Инициативность. СО НКО самостоятельно выявляют лиц, которые находятся в социально опасном положении и оказывают им необходимую помощь.

4. Просвещение населения и пропаганда социально полезной деятельности. Большинство СО НКО имеют свои сайты в сети Интернет или страницы в социальных сетях, на которых размещаются цели, формы и методы работы, контактная информация, фото- и видеоотчеты об их деятельности.

Заметим, что информационная поддержка деятельности СО НКО крайне важна. Во-пер-

вых, наличие информационного сопровождения наглядно показывает, какая социальная работа проводится, какие виды помощи оказываются гражданам. Во-вторых, грамотно размещаемый в Интернете и социальных сетях контент способствует популяризации среди населения (особенно среди молодежи как основного потребителя интернет-контента) деятельности СО НКО, прививает культуру уважения к людям, занимающимся общественно полезной работой, и стимулирует вовлечение добровольцев в такую деятельность. В-третьих, постоянные отчеты, публикуемые в открытом доступе, формируют атмосферу доверия к СО НКО и свидетельствуют об определенной прозрачности их работы. Это, в свою очередь, способствует привлечению потенциальных инвесторов, готовых оказать финансовую помощь СО НКО для развития их деятельности.

5. Финансирование. Основными финансовыми источниками СО НКО являются собственные денежные средства, пожертвования, гранты и компенсация социально полезных услуг из бюджета. Не получая стабильного финансирования из федерального, регионального или местного бюджетов, СО НКО вынуждены конкурировать друг с другом, вести активную деятельность и, как следствие, постоянно отчитываться перед гражданами о проделанной ими работе, внедряемых инновационных методах.

Таким образом, ориентация на потребности и интересы населения, инициативность и оперативность социально полезной деятельности, креативность, инновационные формы деятельности и грамотное освещение ее результатов в средствах массовой коммуникации являются несомненными преимуществами СО НКО перед государственными органами и организациями.

Рассмотрим антикриминальный потенциал СО НКО, действующих в различных отраслях социальной сферы и участвующих в профилактике правонарушений на общесоциальном уровне.

Так, в сфере здравоохранения СО НКО устраняют причины и условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, обусловленные распространением таких социальных патологий, как алкоголизм, наркомания, социально опасные заболевания. Реализацию отдельных направлений государственной политики в области здравоохранения уже практически невозможно представить без участия СО НКО. Например, они проводят профилактические мероприятия, направленные на формирование культуры поведения, в том числе у таких

45

групп риска, как несовершеннолетние, лица, освобожденные из мест лишения свободы, лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Особо стоит отметить тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» СО НКО вправе осуществлять мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

Одним из основных направлений деятельности СО НКО является социальная защита и социальное обслуживание населения. Главными его задачами выступают общесоциальная профилактика, устранение базовых причин и условий, продуцирующих преступность. Наиболее важную роль в реализации указанных задач играют СО НКО - исполнители общественно полезных услуг. Данная категория НКО введена на законодательном уровне с 2017 г. и характеризуется более высоким качеством услуг, оказываемых населению, перечень которых [6] устанавливается Правительством РФ. Реализуя общественно полезные услуги, СО НКО способны позитивно воздействовать либо нейтрализовать такие детерминанты преступности, как безработица (оказание помощи в трудоустройстве, проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам, организация помощи в получении образования, в том числе профессионального, инвалидам в соответствии с их способностями), коммерциализация социальной сферы (организация досуга несовершеннолетних (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия). Кроме того, СО НКО оказывают помощь наиболее виктимным категориям населения -инвалидам, сиротам, многодетным семьям. Граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, лица без определенного места жительства и иные социальные группы также получают необходимую помощь от СО НКО.

Антикриминальная деятельность СО НКО в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта направлена в первую очередь на несовершеннолетних. Вовлечение подростков в занятие различными видами массового спорта и организация их культурного досуга (например, участие в спортивных, научных, творческих мероприятиях) в сочетании с воспитательной работой не только способствуют физическому, творческому и интеллектуальному развитию несовершеннолетних, но и снижают

риск совершения ими противоправных деяний. Так, Алтайская краевая общественная организация «Военно-спортивный клуб «Вега-Кри-сталл» реализует проект, в рамках которого на протяжении пяти лет школьники и подростки, состоящие на учете в органах и учреждениях системы профилактики Индустриального района г. Барнаула, посещают мастер-классы по стрельбе из лука, арбалета и пневматического оружия, участвуют в межшкольных соревнованиях по стрельбе, занимаются в секциях бокса и восточных единоборств [7].

В Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» такое направление деятельности СО НКО, как культура, обозначено следующим образом: «деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности». В связи с этим рассматривать участие СО НКО в общесоциальном предупреждении преступлений исключительно в рамках мероприятий, направленных на поддержку культуры, весьма сложно. Однако если проанализировать их деятельность в социальной сфере в целом, то оказывается, что любое направление работы СО НКО неразрывно связано с формированием у граждан культуры поведения в общественных местах и быту, духовно-нравственным, военно-патриотическим воспитанием, т. е. развитием положительных качеств личности, формированием негативного отношения к антиобщественному поведению, совершению правонарушений и преступлений.

Между тем деятельность СО НКО зачастую носит явно антикриминальный характер. Так, в области экологии СО НКО занимаются предупреждением или пресечением экологических правонарушений, воспитывают у граждан культуру бережного отношения к окружающей среде, т. е. участвуют в общесоциальном предупреждении преступлений. Более того, деятельность СО НКО коррелирует с теорией разбитых окон, сформулированной в 1982 г. американскими криминологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом. Суть ее сводится к тому, что попустительство общества к мелким нарушениям, в том числе разбрасыванию мусора на улицах, способно спровоцировать многих людей на подобные действия и даже совершение правонарушений.

46

В качестве примера можно привести движение «Чистомэн» [8], главной целью которого является не уборка мусора в лесопарковых зонах, местах отдыха граждан, снятие стихийно расклеенных на автобусных остановках и столбах рекламных объявлений, а разъяснение и воспитание у граждан неравнодушного отношения к своей среде проживания. На сегодняшний день движение имеет около 80 тыс. подписчиков в социальных сетях. Благодаря нестандартному подходу к проблеме загрязнения природы и городской среды (участники движения «Чистомэн» убирают мусор в масках по образу супергероев из комиксов), активной информационной деятельности десятки последователей «Чистомэна» проводят аналогичные акции во многих городах России, распространяя позитивный мультипликативный эффект своей социальной деятельности.

С целью выявления проблем, возникающих при осуществлении деятельности СО НКО, связанной с общесоциальным предупреждением преступлений, нами было проведено специальное криминологическое исследование. В качестве методов исследования были использованы опрос и интервьюирование экспертов, анкетирование представителей СО НКО. Экспертами выступили сотрудники органов государственной власти, осуществляющие контроль и взаимодействие с СО НКО в сферах оказания социальных услуг населению, здравоохранения, молодежной политики, культуры и др., из 7 регионов России - Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Воронежской, Самарской, Брянской и Белгородской областей. По их оценкам, на сегодняшний день наибольшим антикриминальным потенциалом обладают СО НКО, работающие с несовершеннолетними и молодежью, в первую очередь с социально незащищенными группами - воспитанниками детских домов, приютов, подростками, состоящими на профилактических учетах в ОВД, и др.

СО НКО, реализующие программы патриотического воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, привлечения к занятиям спортом, пропаганды здорового образа жизни, действуют повсеместно и пользуются государственной поддержкой. В то же время следует отметить, что в каждом регионе имеется собственный уникальный опыт привлечения СО НКО к оказанию социальных услуг населению, соответствующих сути общесоциального предупреждения преступлений. Например, целью регионального проекта «Волонтеры ради жизни», организаторами которого выступили

Комитет по молодежной политике Ростовской области и Ростовской региональной молодежной благотворительной общественной организацией «Молодые медики Дона», является профилактика социально значимых заболеваний и пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков [9].

Программа «Консультационный кабинет для зависимых и их родственников «Начало» Благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого (Воронежская область) была разработана для оказания комплексной (психологической, юридической, социальной) помощи зависимым людям и их родственникам. В ходе реализации данного проекта были созданы условия для ресоциализации наркозависимых в стационарных условиях - в церковной общине [10].

С 2001 г. отделение помощи семье, женщинам и детям со стационаром в Центре социальной помощи семье и детям пос. Белые Берега Фокинского района г. Брянска сотрудничает с Брянским региональным фондом реабилитации и восстановления личности «Любовь» [11]. Сотрудники фонда оказывают практическую помощь в проведении профилактических мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек (не реже 1 раза в неделю).

Вместе с тем, несмотря на очевидный положительный (в том числе и антикриминальный) эффект деятельности СО НКО, указанные примеры являются единичными. Более того, следует констатировать, что социальные патологии, являющиеся детерминантами преступности, в российском обществе сохраняются, и их негативное влияние лишь усиливается, осложняя социально-экономическую обстановку в стране.

Наиболее частой причиной отказа в доступе СО НКО к оказанию социальных услуг либо в признании их социально ориентированной организацией или поставщиком общественно полезных услуг является несоответствие документации либо оказываемых услуг установленным требованиям.

Представители СО НКО (68 человек), участвовавшие в нашем опросе, подтвердили актуальность указанной проблемы. Более половины из них - 55,8% отметили сложности при оформлении заявок на получение статуса СО НКО или СО НКО - поставщика общественно полезных услуг, получении мер поддержки и т. д. В частности, опрошенные нами эксперты указали на:

недостаточный уровень доступности информации о мерах поддержки, предусмотренных для НКО - исполнителей общественно полез-

47

ных услуг, и об организациях, получивших государственную (муниципальную) поддержку;

отсутствие необходимых правовых знаний для оформления документов;

недостаточную компетенцию у работников органов системы профилактики правонарушений по работе с СО НКО;

«размытость» формулировок норм права, позволяющая субъективно оценивать результаты деятельности СО НКО.

Представители СО НКО также обращают внимание на то, что доступ СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмы их поддержки анализируются лишь представителями органов государственной власти, а общественная оценка деятельности этих организаций практически отсутствует.

Опрошенные эксперты из числа сотрудников СО НКО видят решение вопросов о поддержке деятельности СО НКО в привлечении широкой общественности, в т. ч. общественных советов различного уровня.

Еще одной проблемой, о которой упоминают не только представители СО НКО, но и эксперты - работники органов исполнительной власти и местного самоуправления, является отсутствие эффективных механизмов координации деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по развитию рынка услуг (в том числе и относящихся к антикриминальной деятельности) в социальной сфере с привлечением НКО и общественных палат разного уровня.

В силу того, что СО НКО зачастую более оперативно реагируют на запросы общества, чем государственные организации, последние не всегда своевременно вносят новые виды деятельности и услуг, предлагаемые СО НКО гражданам, в соответствующие списки и перечни. Это, с одной стороны, лишает граждан возможности получения необходимых для них услуг, а с другой - ограничивает доступ СО НКО к мерам соответствующей поддержки. В связи с этим, на наш взгляд, следует обеспечить регулярный пересмотр существующих перечней услуг с учетом новых востребованных гражданами услуг, оказываемых СО НКО.

С позиции предупреждения преступлений органам исполнительной власти целесообразно будет обсуждать с представителями общественности и антикриминальные виды деятельности с целью включения их в указанные перечни. Такая инициатива будет способствовать привлечению новых СО НКО к оказанию услуг населению либо мотивировать уже дей-

ствующие организации к расширению сферы своей деятельности.

В свете современных тенденций информатизации общества весьма актуальной является цифровизация всех стадий взаимодействия СО НКО с органами власти - от регистрации СО НКО до предоставления ими отчетов о своей деятельности.

Вопросы повышения квалификации сотрудников СО НКО также требуют особого внимания. В качестве решения этой проблемы эксперты из числа представителей СО НКО предлагают создавать соответствующие образовательные программы либо предоставлять им доступ к программам повышения квалификации для работников государственных либо муниципальных организаций.

Следует сказать и о низком уровне информированности граждан о деятельности СО НКО, участвующих в общесоциальном предупреждении преступлений. Это является причиной как незнания граждан о возможности получить социальные услуги, так и недоверия к СО НКО. В то же время повышение уровня информированности общества о деятельности СО НКО позволит не только расширить круг объектов оказания социальных услуг, но будет способствовать созданию новых СО НКО и привлечению сотрудников и волонтеров в уже действующие. Здесь, несомненно, важную роль должны играть средства массовой информации и социальные медиа. Необходимо подключение потенциала и ресурсов гражданского общества к выполнению запланированных мероприятий, а затем к оценке их результативности, подготовке корректировок и формированию планов развития.

Предупреждение преступлений для указанных СО НКО не является основной целью деятельности. Однако их работа направлена на устранение кризисных явлений и диспропорций в обществе, детерминирующих преступность, что объективно способствует предупреждению преступлений. При этом цели СО НКО, действующих в этой сфере, возможно, даже более глобальные - устранение или уменьшение таких широко распространенных явлений, как детская беспризорность, безработица, нищета, бытовая неустроенность и иных социальных патологий, связанных с преступностью.

В заключение отметим, что перечень рассмотренных проблем не является исчерпывающим, однако выявление, обсуждение и выработка путей их решения будут способствовать не только минимизации социальных проблем,

48

но и профилактике правонарушений, устранению причин и условий, детерминирующих преступность. Иными словами, комплексное решение многих социальных проблем, нейтрализуемых в процессе общесоциального преду-

преждения силами СО НКО, является, по сути, эффективным способом устранения детерми-национных факторов антиобщественного поведения, способного впоследствии трансформироваться в преступное.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р. Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».

3. НКО вступились за оренбургскую семью, у которой жестоко отобрали детей, и призвали реформировать систему органов опеки. URL: https://takiedela.ru/news/2020/06/03/ nko-vstupilis-za-mat-u-kotoroy-zabrali-detey/ (дата обращения: 12.02.2021).

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 3 дек. 2015 г. Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».

5. Стали известны обстоятельства изъятия четверых детей из российской семьи. URL: https://lenta.ru/news/2020/06/01/take_ away/(дата обращения: 12.02.2021).

6. Крымские чиновницы в шубах подарили блокадникам по батону и медали. URL: https:// lenta.ru/news/2020/01/30/bread/ (дата обращения: 12.04.2021).

7. «Зачем слепому телевизор?»: сахалинский инвалид возмущен подарком чиновников. URL: https://www.ntv.ru/novosti/1925789/ (дата обращения: 12.02.2021).

8. Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг: постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236. URL: https://docs. cntd.ru/document/420235908 (дата обращения: 12.04.2021).

9. Алтайская краевая общественная организация «Военно-спортивный клуб "Вега-кри-сталл"». URL: https://vk.com/vegakristall (дата обращения: 12.04.2021).

10. Страница сообщества «Чистомэн» в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/chisto_men (дата обращения: 12.04.2021).

11. Молодые медики Дона - Ростовская региональная молодежная благотворительная общественная организация. URL: https:// mmdona.ru/(дата обращения: 12.04.2021).

1. National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015 № 683. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

2. Action plan for the implementation of the Concept for promoting the development of volunteering (volunteering) in the Russian Federation until 2025: order of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 27, 2018 № 2950-r. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

3. NGOs stood up for the Orenburg family, whose children were brutally taken away, and called for reforming the system of guardianship authorities. URL: https://takiedela.ru/news/2020/06/03/nko-vstupilis-za-mat-u-kotoroy-zabrali-detey/ (date of access: 12.02.2021).

4. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly d.d. Dec. 3, 2015. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

5. The circumstances of the removal of four children from a Russian family have become known. URL: https://lenta.ru/news/2020/06/01/ take_away/ (date of access: 02.12.2021).

6. Crimean officials in fur coats presented the blockade with a loaf and medals. URL: https:// lenta.ru/news/2020/01/30/bread/ (date of access: 04.12.2021).

7. Why does a blind man need a TV?: sakhalin disabled person is outraged by a gift from officials. URL: https://www.ntv.ru/novosti/1925789/ (date of access: 02.12.2021).

8 On approval of an approximate list of social services by type of social services: decree of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 24, 2014 № 1236. URL: https://docs. cntd.ru/document/420235908 (date of access: 12.04.2021).

9. Altai regional public organization «Militarysports club "Vega-crystal"». URL: https://vk.com/ vegakristall (date of access: 04.12.2021).

10. Community page «Chistomen» in the social network VKontakte. URL: https://vk.com/chisto_ men (date of access: 12.04.2021).

11. Young Doctors of Don - Rostov Regional Youth Charitable Public Organization. URL: https://mmdona.ru/ (date of access: 12.04.2021).

12. Foundation of St. Anthony Smirnitsky -assistance to addicts in Voronezh. URL: http:// socburo.ru/ (date of access: 04.12.2021).

49

12. Фонд святителя Антония Смир-ницкого - помощь зависимым в Воронеже. URL: http://socburo.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).

13. Региональный фонд реабилитации и восстановления личности «Любовь». URL: http://vizov32.narod.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).

13. Regional Fund for the rehabilitation and restoration of personality Love. URL: http:// vizov32.narod.ru/ (date of access: 04.12.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Хомутов Максим Владимирович, преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: Khomutov2008@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.V. Khomutov, Lecturer of the Chair of Philosofy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Khomutov2008@mail.ru

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.