подражая взрослому, дети использовали язык эмоционально вербального сопровождение действий «имитировали плач». Однако наблюдалась эмоционально-двигательная хаотичность подражательных действий. Низкий уровень эмоций в игровой ситуации присутствовал у 50 % девочек с задержанным развитием и проявился: в слабости мотивации, отсрочености включения в игровое действие при этом только совместно с взрослым, слабостью, заторможенностью пантомимического проявления эмоции при передаче образа, отсутствием вербального выражения эмоций.
Выводы. Результаты в количественных и качественных показателях позволили выявить особенности эмоциональны проявлений младших дошкольников и сделать следующие выводы:
1. Диагностический инструментарий по выявлению особенностей проявления эмоций в театрализованных играх для младших дошкольников с задержанным развитием оказалась информативной.
2. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о незрелости эмоциональных проявлений детей 3-4 лет с задержанным развитием в диадных театрализованных играх.
3. Экспериментальные данные на основе методики Манна-Уитни показали статистические различия выраженности эмоций младшими дошкольниками с задержанным развитием и их сверстниками с нормальным развитием в передаче театрализованного образа, что характеризовалось неоднородностью их проявления у детей с задержанным развитием в большей степени на среднем и низком уровне выраженности. При этом низкие показатели проявления эмоций при передаче воображаемого образа в большей степени присутствовали у мальчиков с задержанным развитием, чем у девочек данной категории.
4. Сравнительный анализ полученных данных позволил получить критериально выраженные уровневые качественные характеристики по проявлению эмоций младших дошкольников с задержанным развитием и сформулировать особенности эмоциональной выразительности в театрализованных играх.
6. Результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы о наличии особенностей проявления эмоций детей 3-4 лет с задержанным развитием в диадны игровых действиях с взрослым, обусловленных незрелостью развития детей данной категории. А также показали необходимость проведения коррекционной работы по формирования эмоциональных проявлений детей данной категории и возможность осуществлять это через театрализованные игры.
Литература:
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова. - Москва: Просвещение, 1991. - 127 с.
2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.
- М.: Педагогика, 2010. - 186 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 93 с.
4. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие / И.Г. Векчанова. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.
5. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. - С. 12-15.
6. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация / Т.И. Ерофеева, О.Л. Зверева // Воспитание детей в игре. - М., 1994. - 128 с.
7. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. Ежегодник РАО. - М., 2002. - 58 с.
8. Запорожец, А.В. Избранные психол. труды: в 2-х т. Т. 1. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником / А.В. Запорожец. - М., Педагогика. - 1986. - 320 с.
9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в2-х т. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
10. Медведева, Е.А. Технологии театрализованно-игровой деятельности в развития воображения и творчества дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - С. 169-172.
11. Рубенок, Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника / Е. Рубенок // Дошкольное воспитание. - 1983. - №12.
- С. 18-21.
12. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.
13. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников / Э.Г. Чурилова. - М., Владос. - 2001. - 162 с.
14. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / А.В. Запорожец, ЯЗ. Неверович, А.Д. Кошелева, и др.; под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
Педагогика
УДК 376.37
кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Дружинина Марина Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ В РАЗВИТИИ И КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье актуализирована проблема поиска инновационных ресурсов логопедического воздействия с целью развития и коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведен обзор исследований, характеризующих нарушения связной монологической речи. Дана оценка имеющихся ресурсов, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение логопедической работы в направлении связной речи. Обсуждается применение технологии логопедического воздействия средствами поликодовых текстов. Терминологически закреплено понятие поликодового текста. Представлен авторский технологический алгоритм использования поликодовых текстов для развития и коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В основу заложено формирование речевых действий через моделирование текста средствами поликодовых конструкций. Предложенный алгоритм включает в себя две взаимосвязанные стадии и отдельные операции внутри. Описанный ресурс имеет интерактивную основу.
Детализированы результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность инновационного технологического подхода.
Ключевые слова: поликодовый текст, коррекция и развитие связной речи, общее недоразвитие речи, технология, комикс.
Annotation. The article actualizes the problem of finding innovative resources for speech therapy in order to develop and correct coherent speech in preschoolers with general speech underdevelopment. A review of studies characterizing the violations of coherent monologue speech is given. An assessment is given of the available resources that provide organizational and methodological support for speech therapy work in the direction of coherent speech. The application of the technology of logopedic influence by means of polycode texts is discussed. The concept of a polycode text is terminologically fixed. The author's technological algorithm for using polycode texts for the development and correction of coherent speech in preschoolers with general speech underdevelopment is presented. It is based on the formation of speech actions through text modeling by means of polycode structures. The proposed algorithm includes two interrelated stages and separate operations inside. The described resource has an interactive basis. The results of the experimental study are detailed, confirming the effectiveness of the innovative technological approach.
Key words: polycode text, correction and development of coherent speech, general underdevelopment of speech, technology, comic.
Введение. Одной из главных проблем логопедической науки и практики является разработка вопросов развития и коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), как неотъемлемой составляющей речевой компетенции, определенной Федеральным государственным стандартом. Многими специалистами в области логопедии доказано, что дошкольники с ОНР самостоятельно не могут овладеть монологической речью, испытывают трудности в программировании связного высказывания, что является следствием недоразвития всей языковой системы, начиная с фонетического восприятия обращенной речи, лексического строя языка и заканчивая грамматическими конструкциями.
Предпосылками для коррекции и развития выступают частичное владение фразовой речью, уверенное использование простых предлогов, в некоторых случаях интуитивное ощущение отличия текста от простой фразы и набора предложений, зачатки верного грамматического оформления фраз. Некоторые дошкольники различают словообразовательные модели и различные грамматические формы слов в импрессивной речи, так как имеют достаточный для этого объем понимания; они знакомы с различными поликодовыми конструкциями в виде пиктограмм, схем, комиксов, в многообразии представленных в логопедических тетрадях и пособиях. В связи с этим использование поликодовых тестов в развитии и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР в настоящее время рассматривается как инновационный ресурс [5]. Технология поликодовых текстов в рамках обозначенной проблемы предполагает использование различных семиотических систем: текста, звукового канала, видеоряда, графики, инфографики, фотографий, видео, анимации и прочих семиотических систем, которые при правильной композиции могут служить средством ассоциативных опор при трансляции, воспроизведении или порождении связного высказывания у дошкольников указанной категории. Данный подход включает в себя моделирование краткой и развернутой программы связного сообщения, отражающей смысловую и языковую опору при пересказе и составлении самостоятельного связного высказывания.
Изложение основного материала статьи. Как показывают многочисленные исследования, среди нарушений связной речи у дошкольников с ОНР отмечаются фрагментарность восприятия и понимания текста, ограниченная возможность самостоятельного высказывания. При этом пропуск и перестановка семантически ключевых звеньев текста, соскальзывание на второстепенные смысловые части, включение «внеконтекстуальных» эпизодов нарушают логичность и целостность связного сообщения. В дальнейшем, обозначенные недостатки приводят к несформированности ключевых компетенций, являющихся базовыми средствами последующего школьного обучения детей. Перечисленные позиции диктуют необходимость осуществления специально организованной логопедической работы по развитию и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
Жулина Е.В, характеризуя связную речь дошкольников с ОНР, говорит, что основным признаком связного высказывания детей данной категории, является ограничение простым перечислением действий [6]. Баряева Л.Б. относит к своеобразию связной речи дошкольников с ОНР такое качество, как искаженное представление в сознании детей о языковых нормах [2]. Воробьевой В.К. отмечаются трудности в программировании связного высказывания у дошкольников с ОНР, что выражается в пропусках смысловых звеньев, незавершенности фрагментов. Имеют место «длительные паузы на границах фраз», отсутствие самостоятельности при выполнении заданий в различных форматах связной монологической речи (рассказ по картинке, серии картин, пересказ и рассказ - описание). Перечисленные недостатки отчетливо прослеживаются в сферах лексики, грамматики и синтаксиса [4]. По мнению Глухова В.П. данные проявления при ОНР, не устранённые в дошкольном возрасте, в дальнейшем скажутся на усвоении школьной программы, развитии важных психических процессов; выполнении ребенком ряда учебных действий (умение давать развернутые ответы на вопросы; воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы; самостоятельно излагать свои суждения). Данные умения требуют достаточно высокого уровня развития связной речи [5].
В ходе проведенного нами исследования, в котором приняли участие 40 человек, были зафиксированы аналогичные нарушения связной монологической речи у дошкольников с ОНР, которые не детализируется в рамках данной статьи. По мнению Воробьевой В.К., все вышеперечисленные недостатки свидетельствуют о несформированности навыка перевода наглядной образной иконической программы связного сообщения с субъективного языка внутренней речи на единицы натурального языка [4].
В логике данной дискуссии мы считаем, что необходимо создать условия для развития и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР. Проведенный анализ имеющихся условий на базе четырех дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода показал следующее. Техническое оснащение учебно-воспитательного процесса в вышеперечисленных дошкольных учреждениях представлено компьютерной техникой, оснащенной различными современными программами обработки цифровой информации, мультимедиа проигрывателями и различными интерактивными средствами. Было зафиксировано, что в данных организациях ведется работа по развитию и коррекции связной монологической речи на подгрупповых, фронтальных, индивидуальных занятиях, где используются элементы театральной деятельности с применением арт-технологий. Дошкольники знакомы с поликодовыми текстами в виде графической записи структуры связного сообщения по методике Воробьевой В.К. [4], блоками - квадратами Глухова В.П. [5], схемами Теремковой Н.Э. [9], а также с поликодовыми текстами в виде комиксов по методике развития связной речи Ткаченко Т.А. [10], и т.д. Согласно общей оценки проанализированных условий, основные проблемы связаны с отсутствием четкого алгоритма, включенного в единый технологический процесс развития и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР.
С целью оптимизации организационно-методических условий сопровождения логопедической работы была предложена технология поликодовых текстов в развитии и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР. Она предполагает формирование речевых действий при пересказе и составлении связных самостоятельных высказываний с
опорой на модель смысловой и языковой организации текста средствами поликодовых конструкций.
Поликодовый текст мы рассматриваем как модель краткой и развернутой программы связного сообщения, которая отражает смысловую и языковую опору при пересказе и составлении самостоятельного высказывания. Данное определение опирается на утвержденное в науке представление о связной речи как о «совокупности речевых действий, которые следует формировать поэтапно» [3], параллельно с овладением старшими дошкольниками действиями наглядного моделирования на основе поликодовых структур (создание и использование наглядных моделей, планирование действий с наглядными моделями в форме образов-представлений в уме) [1].
Кравцовой К.А. было установлено, что старший дошкольный возраст является «сензитивным периодом формирования способности к наглядному моделированию». Способность к наглядному моделированию является интегративным личностным образованием этого периода в единстве операционально-деятельностного, ценностно-регулятивного, мотивационно- коммуникативного аспектов [7]. Наличие интерактивности и обратной связи с дошкольником обеспечивается возможностью коммуницирования с интерактивным героем игры средствами поликодовых объектов и сопровождается графическими и звуковыми эффектами. Поликодовые объекты с их широким доступом к мобильным устройствам и телевидению выступают средством стимулирования мотивации современных детей к логопедическим занятиям. Визуальный способ получения и усвоения информации является привычным, понятным и приоритетным, а активизация речи путем взаимодействия с героем интерактивной игры позволяет преодолеть речевой негативизм у этой категории дошкольников. Применение в технологической цепочке поликодовых текстов рассматривается нами как «формирование новых действий и соответствующих им чувственных образов и понятий» [4].
В рамках данного исследования был разработан технологический алгоритм использования поликодовых текстов для развития и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР. Он состоит из взаимосвязанных стадий:
- стадия предварительного усвоения системы ориентиров и правил организации связного высказывания;
- стадия активных действий на основе усвоенных ориентиров.
Обозначенные стадии подразделяются на этапы. На первой стадии было выделено два этапа. Первый этап направлен на формирование у дошкольников с ОНР ориентировочной деятельности по узнаванию текста, ознакомление со знаковой системой поликодовых конструкций, уточнение их значений. Рекомендуется подбирать поликодовые тексты таким образом, чтобы можно было наглядно объяснить дошкольнику отличия текста от набора несвязных предложений или обычной фразы. Для этого подбираются упражнения, которые направлены на выбор нужной пиктограммы из ряда других, предложенных логопедом. Далее, средствами интерактивных игр организуется работа на сравнение рассказа и отдельных бессвязных предложений. В игру вводятся поликодовые конструкции, иллюстрирующие содержание рассказа и материал, который не имеет отношения к его содержанию, таким образом осуществляется переход от интуитивного восприятия текста к его сознательному мотивированному исследованию на предмет нахождения содержания.
На втором этапе формирования первоначального навыка связывания фраз отрабатывается алгоритм установления связи между символическими изображениями предметов и их функциями. Главное методическое правило на этом этапе технологии сопряжено с «необходимостью показа внутренних смысловых отношений в максимально наглядном, «ощутимом виде», что предполагает отбор текстов повествовательной и описательной структуры и четкую проработку символики поликодовых структур. В целях развития и коррекции повествовательной речи вводятся картографические схемы, комиксы и пиктограммы, символизирующие последовательную организацию построения текста и создаются условия для формирования знаний о смысловой организации связного сообщения [4]. По итогам прохождения первой стадии технологии поликодовых текстов у дошкольников с ОНР появляется представление об отличиях связного сообщения от простой фразы или набора несвязных предложений, умение соединять предложения в связное сообщение с опорой на смысловые правила построения текста.
Первый этап в рамках второй стадии (активных действий на основе усвоенных ориентиров) предполагает закрепление знаний о правилах смысловой и языковой организации связного сообщения и последовательности логического конструирования фразы путем выбора необходимого символа или поликодовой конструкции. Технологическая цепочка формирования навыка связного высказывания на данном этапе выглядит следующим образом. Сначала непосредственные действия героев рассказа заменяются предметными картинками и происходит выстраивание плана истории в нужном порядке, который демонстрирует объектно-субъектная картографическая схема в предложенной интерактивной игре. Используется образец речевых средств при пересказе истории, вопросный план, игры и упражнения по подбору нужной лексики предметного и предикативного ряда, активизации словаря. При помощи пиктограмм ребенок выстраивает произнесенную им фразу, подбирает группу пиктограмм по одному общему признаку, составляет логические цепочки. Далее происходит усложнение задачи для дошкольников за счет отсутствия речевого образца логопеда [3].
На последнем этапе осуществляется переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой организации текста, автономной ориентировки в системе знаков поликодовой конструкции и самостоятельному составлению плана связного сообщения. Технологически происходит создание условий для самостоятельного составления плана связного высказывания с последующим пересказом текста по краткой программе с опорой на субъектно-объектную картографическую схему в виде комикса. В завершении этапа осуществляется переход к упражнениям с опорой на наглядную модель (комикс) будущего самостоятельного рассказа.
Результаты экспериментального исследования подтвердили эффективность предложенного технологического подхода по развитию и коррекции связной речи средствами поликодовых текстов. Были получены следующие данные: 60,42% дошкольников с ОНР показали средний уровень связной речи при кратком и развернутом пересказе текста и самостоятельной продукции связного изложения, у 39,58% был зафиксирован высокий уровень воспроизведения самостоятельной речевой продукции (по сравнению с 10,75% исходного уровня). Показателей низкого уровня зафиксировано не было по сравнению с данными констатирующего этапа (23,3%).
Выводы. Технологический алгоритм использования поликодовых текстов в развитии и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР, предполагающий целенаправленную логопедическую работу с опорой на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного высказывания, позволяет повысить уровень связности речевой продукции, мотивацию говорения и коммуникации, расширить речевой опыт, развивать когнитивные и творческие способности детей. Результаты экспериментального исследования подтвердили, что материал, содержащий поликодовую информацию, способствует успешному решению задач развития и коррекции связной речи у дошкольников с ОНР, лучшему запоминаю и усвоению тематических блоков, целостному пониманию содержательной и смысловой стороны речи. Следует отметить, что на данный момент недостаточно изучен вопрос о типологии связности речевой продукции в соответствии с уровнями речевого недоразвития, не разработаны четкие критерии и условия перехода с одного уровня на другой, остаются открытыми вопросы планирования речевых действий у дошкольников с ОНР в форме образов-представлений в уме. Данные позиции мы рассматриваем как наиболее приоритетные для дальнейшего обсуждения в рамках выше обозначенной проблематики.
Литература:
1. Багинская, Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). - Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. - 294 с.
2. Баряева, Л.Б. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи / Л.Б. Баряева, Н.В. Миккоева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - №6 (147). -С. 163-165.
3. Визель, Т.Г. Нейролингвистический подход к дифференциальной диагностике детей с тяжелыми расстройствами речи // В сборнике: Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты. Международный сборник научных трудов. - Москва. - 2016. - С. 71-78.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: МПСИ, 2016. - 328 с.
5. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. - Изд. 2-е, исправ. и перераб. - М.: В. Секачев, 2014. - 537 с.
6. Жулина, Е.В. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза / Е.В. Жулина, С.Е. Аргунова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №57-10. - С. 173-179
7. Кравцова, К.А. Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. - Самара: Интерактив плюс, 2011. - 218 с.
8. Кружилина, Т.В. Понимание текста детьми дошкольного возраста с учетом факторов социального окружения ребенка / Экспериментальное исследование. - Курск. - 2016. - 171 с.
9. Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э. Теремкова. - 2-е изд.,испр. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. - 32 с.
10. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2013. - 112 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна
Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная
академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань);
старший преподаватель кафедры математики и
естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна
Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная
академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань);
преподаватель кафедры математики и
естественнонаучных дисциплин Воронина Марина Александровна
Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Аннотация. В статье раскрываются общие пути и рациональные способы решения проблемы обучения умению обучающихся формулировать выводы по итогам экспериментального исследования. Авторы излагают основные положения методики формирования у обучающихся умения самостоятельно формулировать выводы на основе результатов экспериментального исследования. С этой целью они обращаются к логике выполнения любого эксперимента. В результате предлагается обобщенная модель. Обобщенная модель содержит в себе структуру действий как метод исследования. Цель предложенной обобщённой модели - сформировать у обучающихся так называемое «полное знание» об экспериментальном базисе физической науки. Обобщенная модель состоит из последовательных действий, определяющих порядок проведения эксперимента. Особая роль отводится выполнению эксперимента с элементами научного исследования. В связи с чем, авторами приводятся определённые соотношенния (сопоставления). Цель соотношенний (сопоставлений) - раскрыть содержание этапа формулирования выводов в структуре экспериментального исследования. Очень важен их итог, от которого будет зависеть суть выводов, вытекающих из опыта, значимость выполненного экспериментального исследования и его роль в решении поставленной проблемы. Итоги приведённых соотношений рассматриваются авторами на конкретных примерах опытов, экспериментов великих учёных.
Ключевые слова: обучающиеся, преподаватели, экспериментальные исследования, физический эксперимент, опыты, выводы, физика.
Annotation. The article reveals the general ways and rational ways to solve the problem of teaching the ability of students to formulate conclusions based on the results of an experimental study. The authors present the main provisions of the methodology for the formation of students' ability to independently formulate conclusions based on the results of an experimental study. To this end, they turn to the logic of performing any experiment. As a result, a generalized model is proposed. The generalized model contains the structure of actions as a research method. The purpose of the proposed generalized model is to form in students the so-called "complete knowledge" about the experimental basis of physical science. The generalized model consists of sequential actions that determine the order of the experiment. A special role is given to the implementation of the experiment with elements of scientific research. In this connection, the authors provide certain ratios (comparisons). The purpose of correlations (comparisons) is to reveal the content of the stage of formulating conclusions in the structure of an experimental study. Their outcome is very important, on which the essence of the conclusions arising from the experiment, the significance of the experimental study performed and its role in solving the problem posed will depend. The results of the above relations are considered by the authors on specific examples of experiments, experiments of great scientists.
Key words: students, teachers, experimental research, physical experiment, experiments, conclusions, physics.
Введение. Каждый преподаватель физики знает, как сложен для обучающихся этап завершения лабораторной работы из-за необходимости самостоятельно сформулировать выводы на основе результатов выполненного экспериментального исследования. Лишь очень немногие инструкции к работам содержат указания, помогающие обучающимся справиться с