Научная статья на тему 'Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста'

Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелкая моторика / пластилинография / дошкольный возраст / развитие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычёва Марина Владимировна, Вантеева Анастасия Алексеевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Раскрывается значение развития кистей и пальцев рук в интеллектуальном, психофизическом и личностном развитии детей. В статье рассматривается пластилинография как эффективное средство развития мелкой моторики у старших дошкольников. Овладение детьми таким видом деятельности как пластилинография способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и творческих способностей, фантазии, абстрактного мышления и внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычёва Марина Владимировна, Вантеева Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-126-130

Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста

Сычёва Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Пензенский государственный университет, г. Пенза

Вантеева Анастасия Алексеевна,

студент

Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Раскрывается значение развития кистей и пальцев рук в интеллектуальном, психофизическом и личностном развитии детей. В статье рассматривается пластилинография как эффективное средство развития мелкой моторики у старших дошкольников. Овладение детьми таким видом деятельности как пластилинография способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и творческих способностей, фантазии, абстрактного мышления и внимания.

Ключевые слова: мелкая моторика, пластилинография, дошкольный возраст, развитие.

В наше время актуальной проблемой является полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста, так как это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими ему людьми, через игровые отношения и взаимодействие со сверстниками. В этот не простой период создаются наиболее благоприятные условия для развития мелкой моторики. Педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности движений в пальцах кисти.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Именно поэтому ее развитие играет очень важную роль для общего развития ребенка [2].

Сформированная мелкая моторика рук важна не только для успешного интеллектуального и психофизического, но и для личностного развития детей. Владея рукой, дошкольник в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Формирование навыков мелкой моторики позволит ребенку в дальнейшей жизни использовать точные, координированные движения кистей и пальцев рук, что так необходимо при одевании, письме, рисовании и при выполнении множества других бытовых и учебных действий.

Таким образом, развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Подвижная кисть помогает при рисовании, лепке, любой игровой и бытовой деятельности, тренирует руку перед письмом [4].

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, препятствует овладению ими навыками самообслуживания, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Все это свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук. Поиск наиболее эффективных способов и средств обучения и воспитания, форм организации деятельности детей-дошкольников с целью развития мелкой моторики является решением данной проблемы.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Существует много интересных методов и приемов, игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. В ДОО наиболее эффективным способом является пальчиковая игра. Формирование навыков мелкой моторики происходит также в различных видах предметно-практической деятельности. Такой деятельностью считается лепка из глины и пластилина, аппликационная лепка, рисование, мозаика, ниткопись, работа со штампами, штриховка.

Близким и интересным для детей дошкольного возраста видом деятельности является изобразительная деятельность. Благодаря ей развивается мелкая моторика, ребенок усваивает целый ряд графических и живописных умений и навыков, учится анализировать предметы и явления окружающего мира, снимает напряжение, страх.

Пластилинография - это один из новых нетрадиционных видов изобразительной деятельности, при которой пластилином создаются лепные картины с изображением полуобъёмных, более или менее выпуклых предметов на горизонтальной бумажной, картонной или иной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла [1].

Пластилин имеет большое значение в развитии детей. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию мелкой моторики: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает обучение письму. Такой вид изобразительной деятельности, как пластили-нография, интересен и разнообразен для детей, поэтому дошкольники с удовольствием выполняют задания [3].

Уже с младшего возраста дети начинают заниматься лепкой и учатся самым простым приемам работы с пластилином: раскатывают его, сплющивают, вытягивают. Эти способы помогают ребенку в дальнейшем создавать разные композиции, картины, рисунки, сказочных героев, персонажей из пластилина.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Существует несколько способов использования пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста:

1. Развитие зрительно-моторной координации. Дошкольники могут копировать или создавать рисунки с помощью пластилина. Это помогает им развивать точность движений и улучшать координацию глаз и рук.

2. Дети могут использовать отпечатки пальцев или пластилиновые отпечатки, давя пальцами или руками на пластилин. Этот процесс помогает укреплять мускулатуру пальцев и кистей, развивает мелкую моторику и сенсорные навыки.

3. Создание 3D фигур. Работа с пластилином позволяет детям создавать различные фигуры и объекты. Это способствует развитию пространственного восприятия, пониманию форм и размеров, а также развивает творческое мышление.

4. Экспериментирование со структурой. Дети могут менять текстуру пластилина, добавлять в него предметы, создавать различные поверхности. Это помогает им развивать сенсорные навыки, тактильную чувствительность и понимание различных материалов.

5. Развитие когнитивных навыков. Работа с пластилином может быть связана с развитием когнитивных навыков, таких как сортировка, классификация, сравнение и сопоставление. Дети могут создавать фигуры определенной формы, цвета или размера, что помогает развивать их понимание этих концепций.

Пластилинография имеет большое значение в развитии старших дошкольников по следующим причинам:

1. Развитие мелкой моторики. При работе с пластилином дети вырабатывают навыки манипуляции, растягивания, скручивания и лепки. Эти движения требуют точности и координации рук, что способствует укреплению мышц и совершенствованию двигательных навыков.

2. Развитие творческого мышления. Пластилиновые фигуры не имеют четких границ и форм, поэтому дети могут воплощать в жизнь свои фантазии и идеи. Это развивает их творческое мышление, способность к самовыражению и развивает воображение.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

3. Развитие координации глаз и рук. Для работы с пластилином требуется умение сосредоточиться на конкретном предмете и передвигать руки синхронно с взглядом. Это способствует развитию координации глаз и рук у детей.

4. Улучшение психомоторных навыков. Работа с пластилином требует концентрации и внимания к деталям. Во время лепки фигур дети могут развивать наблюдательность, усидчивость и улучшение моторной активности.

5. Работа с эмоциями и сенсорными ощущениями. Пластилин - это материал, который можно мять, расстилать и формировать. Это позволяет детям выразить свои эмоции и чувства через тактильные ощущения. Также, работа с пластилином стимулирует развитие интуиции, чувства формы и пропорции.

Таким образом, использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики позволяет улучшить у детей старшего дошкольного возраста навыки работы с руками, координацию движений и творческое мышление. Это также способствует развитию зрительно-моторной координации, когнитивных навыков и сенсорной чувствительности.

Библиографический список

1. Ажиев А. В., Гадаборшева З. И. Психолого-педагогические аспекты использования «Пластилинография» в дошкольном детстве // Фундаментальные основы инновационного развития науки и технологического образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 132-142.

2. Гатанова Н. В. Развиваю мелкую моторику / Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина. СПб.: Издательство «Питер», 2014. 32 с.

3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: Скрипторий 2003, 2018. 79 с.

4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М.: ЭКСМО, 2014. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.