Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е. А.

Статья посвящена педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям. В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены некоторые приемы и упражнения для работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.94

Смирнова Е.А. воспитатель МБДОУ № 12 «Брусничка» Россия, г. Усть-Илимск РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Статья посвящена педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям. В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены некоторые приемы и упражнения для работы с детьми.

Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Плохо развитая моторика проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Такие дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у многих отмечается недостаточность мышечной силы.

Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья научился контролировать и регулировать свои движения и действия. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

- раскрашивание - эффективный способ подготовки руки к письму (это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными);

- копирование рисунков на прозрачную бумагу (очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв);

- регулярные занятия с пластилином или глиной: разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев;

- отщипывание - от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию;

- нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

Самым важным и основным из корригирующих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми навыкам письма является пальчиковая гимнастика. Целью гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом занятии, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

Остановимся подробнее на некоторых упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Упражнения с пластилином.

Для детей с нарушением координации движений, гиперкинезами, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса

пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время упражнений с пластилином можно читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Упражнения с бумагой.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Оригами помогает развивать не только мелкую моторику, но и пространственные представления, внимание, координацию движений, речь, знакомить со многими геометрическими понятиями.

Этот комплекс упражнений поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных упражнений. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами.

Ребенку с ограниченными возможностями здоровья полезно регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения, Дети учатся перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха, пальцами одной руки или между двух ладоней - шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Упражнения с природным материалом.

Гуляя с детьми во дворе, в парке, в лесу, можно обратить внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рисование.

Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Можно предложить ребенку штриховать различные

фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения - развивается творческое воображение, зрительная память и цветоощущение у детей.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Начиная с упражнений в сенсомоторике, ребенок движется к развитию интеллекта. Причем движение это происходит в определенной логике, которую задает педагог.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитии речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

Недостатки моторики детей с ограниченными возможностями здоровья выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне не развиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у детей с ограниченными возможностями здоровья, не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, так как они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Использованные источники:

1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют СПб., Паритет, 2003 г.

3.Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Издание Айрис-пресс 2015г.

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов. -М.: Академия, 2002.

5. Рахманова Е. М. 45 занятий для подготовки руки к письму, Издание Эксмо 2012г.

Стебеняева Т.В., к. э. н. главный специалист Юдинова В.В. начальник Управления Юрятина Н.Н. научный сотрудник АНО ДПО Институт международных стандартов учета и управления

г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТИТУТА КУРАТОРОВ В РАМКАХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Одной из характерных тенденций развития мировой экономики стал процесс ее глобализации. Влияние этого процесса на управление производством сказывается в необходимости постоянного внесения корректив в идеологию ведения бизнеса, в формирование нормативных и регулирующих требований и критериев безопасного функционирования предприятий и организаций всех форм собственности, построения системы правил во взаимоотношениях управляющей и управляемой подсистем. Ответом на указанные воздействия могут быть, с одной стороны, совершенствование системы регулирования экономики на государственном уровне, а с другой - создание системы обеспечения и воспроизводства интеллектуального капитала на уровне компании путем внедрения института наставничества (кураторства) в рамках систем непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации (НПО и ПК) специалистов предприятий [3].

Экономические кризисы в конце ХХ века и финансовый кризис в начале XXI века свидетельствуют о том, что в мире усиливается влияние негативных факторов на сущностные основы развития сферы реального производства продукции и услуг, адекватно этому усугубляются противоречия во взаимодействиях предприятий многих сфер производства и снижается качество и уровень квалификации занятых на них специалистов. При этом сущность современного специалиста достаточно противоречива: с одной стороны, развитие в обществе норм демократии сделало его более свободным и независимым от работодателя, а с другой - уровень его квалификации стал заметно ниже по сравнению с периодом административного управления и хозяйствования. Между тем, участие России в Болонском процессе предполагает повышение требований к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.