Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики как взаимодействие со всеми высшими свойствами сознания'

Развитие мелкой моторики как взаимодействие со всеми высшими свойствами сознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1437
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ / СЕНСОМОТОРИКА / ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PLASTILINOGRAFIYA / SENSORIMOTOR / OPTICAL-SPATIAL PERCEPTION / SPATIAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимбекова Гулжанат Абдулмуидовна

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики как взаимодействие со всеми высшими свойствами сознания»

Развитие мелкой моторики как взаимодействие со всеми высшими свойствами сознания Халимбекова Г. А.

Халимбекова Гулжанат Абдулмуидовна /Halimbekova Gulzhanat Abdulmuidovna - воспитатель,

МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка», г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО

Аннотация: проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев.

Abstract: the problem of development of fine motor skills, hand skillfulness in the classroom for graphic activity as well is very relevant, since it promotes the development of representational activity sensomotoriki - consistency in the eyes and hands, improving coordination, flexibility, strength, accuracy in the performance of movements, correcting fine motor finger.

Ключевые слова: пластилинография, сенсомоторика, оптико-пространственное восприятие,

пространственная ориентация.

Keywords: plastilinografiya, sensorimotor, optical-spatial perception, spatial orientation.

В 2014 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Изучив труд Г. Н. Давыдовой, перечитав множество литературы, я решила создать кружок по пластилинографии. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работают, загораются новыми идеями, им нравится, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что, оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить. Но в первую очередь проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев.

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появившихся новых жанров в изобразительной деятельности.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Занимаясь пластилинографией, ребёнок развивает умелость рук, укрепляет силу рук; движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Исходя из вышеизложенного была определена цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Определены следующие задачи:

1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проецируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптикопространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха. Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

Виды пластилиновой аппликации

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобится разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыть ее таким же куском стекла и вставить в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхность с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Литература 1 2 3

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.- 96.

2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.

3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: астрель - АСТ - Ермак, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.