Научная статья на тему 'Использование оценочной технологии обучения в процессе подготовки специалистов педагогического вуза'

Использование оценочной технологии обучения в процессе подготовки специалистов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / КОНТРОЛЬ / CONTROL / БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / BALL AND RATING SYSTEM / ОЦЕНОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ESTIMATED TECHNOLOGY / КВАЛИМЕТРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / KVALIMETRIYA OF PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы использования предлагаемой автором оценочной технологии обучения в процессе подготовки специалистов педагогического вуза. Раскрывается специфика деятельности студентов факультета физической культуры. Анализируются и выделяются основные, составляющие компоненты критериев оценки качества деятельности преподавателя. Автором сделан вывод о том, что качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, в том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PSYCHOTECHNICAL GAMES IN THE COURSE OF FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO THE SUBJECT MATTER "PHYSICAL CULTURE"

In article questions of use of the estimated technology of training offered by the author in the course of training of specialists of pedagogical higher education institution are considered. Specifics of activity of students of faculty of physical culture reveal. The author drew a conclusion that quality of education and training of specialists in any higher education institution including pedagogical, first of all depends on quality of work of teachers.

Текст научной работы на тему «Использование оценочной технологии обучения в процессе подготовки специалистов педагогического вуза»

Представленные выше современные образовательные технологии и активные методы обучения разнообразны по целевому назначению и степени сложности использования в процессе формирования профессиональной направленности и мотивационно-ценностного отношения бакалавров к учебной дисциплине «Физическая культура», но все они направлены на осуществление одной цели - подготовить грамотного специалиста.

Выводы. Таким образом, рассмотренные психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированном образовании, позволяют сделать вывод о том, что развитие уровневой подготовки в вузе может быть эффективным при условии реализации компетентностного подхода, ориентированного на личность бакалавра.

Литература:

1. Попова Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов. // Форум молодых ученых. - 2016. - № 3(3). - С. 207-210

2. Самойлов Е.А. Компетентностно-ориентированное образование. - Монография. - Самара: СГПУ,2006. - 160 с.

3. Талызина Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. - Москва: Проспект, 2009. - 214 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования предлагаемой автором оценочной технологии обучения в процессе подготовки специалистов педагогического вуза. Раскрывается специфика деятельности студентов факультета физической культуры. Анализируются и выделяются основные, составляющие компоненты критериев оценки качества деятельности преподавателя. Автором сделан вывод о том, что качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, в том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей.

Ключевые слова: деятельность; контроль; бально-рейтинговая система; оценочная технология; квалиметрия педагогического труда.

Annotation. In article questions of use of the estimated technology of training offered by the author in the course of training of specialists of pedagogical higher education institution are considered. Specifics of activity of students of faculty of physical culture reveal. The author drew a conclusion that quality of education and training of specialists in any higher education institution including pedagogical, first of all depends on quality of work of teachers.

Keywords: activity; control; ball and rating system; estimated technology; kvalimetriya of pedagogical work.

Введение. В связи с модернизацией отечественного образования, обусловленной требованиями Болонского соглашения, обеспечивающими вступление России в современное образовательное пространство, происходят изменения требований к качеству образования и системе ее оценки. Учреждениям высшего образования необходим поиск, разработка и применение современных систем и технологий оценок качества подготовки выпускников.

Формулировка цели статьи. Повышение качества образования, и первую очередь высшего, является ключевой задачей, а для России - еще и актуальной. Поиск путей ее решения требует четкого определения связанных с этим проблем.

Изложение основного материала статьи. Вопрос повышения качества образования получает в последнее время довольно широкое освещение, во многом благодаря тому, что концепция модернизации российского образования декларирован главной задачей российской образовательной политики, а также тому, что руководители высших учебных заведений справедливо усматривают в качестве образования гарантию устойчивого положения на рынке образовательных услуг.

Система менеджмента качества - продукт корпоративной работы вуза, созданный с учетом специфики и индивидуальных особенностей, традиционно сложившихся в конкретном учебном заведении, составляющим его уникальность и имидж на рынке образовательных услуг.

В работах исследователей рассматриваются теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Определяют совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально-педагогической культуры [4].

Анализ проблемы качества образования исследователи сводят к нескольким составляющим: качественный состав абитуриентов; цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности преподавателей и организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса образования.

Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий. В работах ученых рассматривается развитие познавательной активности студентов в процессе проблемного обучения. Раскрывается и обосновывается педагогическая система развития познавательной активности студентов, состоящая из пяти элементов: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного [1].

Качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, а том числе и педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей. Основные виды деятельности преподавателя: учебная, научная, методическая, организационная, воспитательная и повышение квалификации. Кафедра, руководствуясь этими критериями, анализирует отчет преподавателей и принимает соответствующее заключение.

Важным направлением совершенствования качества подготовки специалистов в различных профессиональных сферах является формирование культуры учебной деятельности студентов как исходный этап становления культуры учебного труда, как фактор непрерывного образования и саморазвития личности [2].

В связи с выше изложенным становится необходимой разработка квалиметрического подхода к оценке качества деятельности преподавателя вуза. В последние годы в высшей школе широко внедряются методики рейтинговой оценки знаний студентов, осуществляется переход на многобалльные оценочные шкалы, разрабатываются методики аттестации профессорско-преподавательского состава.

Становится целесообразным установление рейтинги каждого преподавателя на основе единой унифицированной методики с многомерным анализом и многобалльной оценкой его деятельности. Диагностирование профессиональных качеств педагога позволит судить о его профессионализме, мастерстве, новаторстве, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация.

Основу критериев оценки качества деятельности преподавателя составляют следующие компоненты: профессионализм и образовательный уровень преподавателя; результативность исследовательской и научно-методической работы; уровень педагогического мастерства; личностные качества; повышение квалификации.

Процесс обучения в вузе представляет собой единую и взаимообратную связь между преподавателем и студентами. Результативность учебного процесса зависит от этих главных субъектов, поэтому при оценке качества образования обращается основное внимание на результаты достижений обучаемых (студентов) и качество преподавания.

Для получения информации о качестве педагогической деятельности преподавателей очень часто используются различные опросы студентов, например, опрос «Преподаватель глазами студентов». Оценивание преподавателя по выставленным студентами баллам приводит, на наш взгляд, к субъективизму к оценке его работы и занижению требований к студентам.

В связи с этим представляем интерес анкета, которая разработана в Новосибирском государственном техническом университете [5]. В этой анкете студенты оценивают не личностные качества преподавателя, с которым они работают, а свою собственную деятельность, активность на занятиях, свое самочувствие и настроение в процессе учебы.

Следующим важным компонентом, связанным с повышением качества подготовки специалистов в высшей школе, является внедрение в учебный процесс новейших образовательных и информационных технологий. В нашей работе рассматриваются вопросы использования оценочной технологии. Разработанная и внедренная в университете модульно-рейтинговая технология обучения выявляет необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки.

В связи с общевузовской политикой снижения числа аудиторных занятий (лекций, семинаров и практик) и увеличения количества времени отведенного на самостоятельную работу студентов, возникла острая необходимость изменения системы преподавания предметов и контроля качества их освоения со стороны студентов.

Одной из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг, является бально-рейтинговая система. Основной ее целью является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебных дисциплин через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и в целом образовательной программы. Она также позволяет активизировать учебную и внеучебную (самостоятельную) работу студентов.

Данная система использования оценочной технологии создавалась в процессе делегирования такой возможности со стороны руководства вуза, на основе локальных нормативных актов. Тщательный анализ документов дает основание считать их фундаментальной основой для дальнейшей разработки отдельных действий, компонентов, операций системы оценивания. В своем поиске ее составляющих мы стремились учесть специфику деятельности студентов факультета физической культуры, которая обусловлена следующими факторами: участием студентов-спортсменов в соревнованиях; участием студентов-спортсменов в тренировочном процессе; спецификой организации учебных занятий проводимых как в аудиториях, так и в спортивных залах, на открытых спортивных площадках города.

Измерением учебного труда и интеллектуальной деятельности в педагогическом процессе занималось большое число исследователей. В системе образования особый интерес представляют научные разработки К. Гаусса, Е. С. Харрингтона, Б. Руппа и др. [6]. Первое, что необходимо было сделать - это определить, какие составляющие интегральную оценку учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов будут убедительными для лиц принимающих решение.

Понятие деятельности мы понимаем из осмысления ее структуры А. Н. Леонтьевым [3]. Деятельность состоит из отдельных действий, а действия - из отдельных операций, и, наконец, они, в своей технологической составляющей, предполагают наличие показателей. Совокупность показателей позволяет определить степень соответствия чего-либо. Это и является конкретным критерием: «обучен-необучен», «эффективен-неэффективен».

Приведенный фрагмент алгоритмического анализа составляющих учебного труда и интеллектуальной деятельности, на наш взгляд, важнейший атрибут искомой системы оценки. Нам необходимо отличать критерии и показатели эффективности от критериев и показателей результатов (качество). Качество это то, что характеризует результат, а эффективность - то, что характеризует процесс.

Успешность (эффективность) изучения отдельной дисциплин оценивается суммой набранных баллов (из 100 возможных), а успеваемость студента в целом - по интегральной оценки эффективности обучения (ИОЭО). Она формируется на основе оценки знаний и умений студента в течение обучения (семестровый период) и по итогам зачетно-экзаменационных испытаний.

В контексте нашей проблемы набранное студентом количество баллов, по 100-бальной шкале, характеризует эффективность освоения им учебных единиц предмета, и усвоение информации из условных блоков «запоминание и понимание». Последующий перевод из 100-бальной системы в традиционную 5-бальную должен обеспечивать возможность характеристики показателя качества учебного труда.

Оценка успеваемости студентов в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Систематический контроль полученных знаний формирует наиболее объективную оценку успеваемости и позволяет регулярно контролировать учебную деятельность студентов; стимулирует студента к регулярной и планомерной учебной работе, как в аудитории, так и самостоятельно.

Показатель эффективности будет получен в 100-бальной системе. Для перевода его в оценочный критерий качества обученности необходимо будет воспользоваться шкалой интервалов рекомендованной вузом (Алтайским государственным педагогическим университетом) (Таблица 1).

Таблица 1

Шкала перевода баллов АлтГПУ в традиционную оценку, Зачет и дифференцированный зачет

Количество баллов эффективности обучения (рейтинговый балл) Оценка качества обученности

Экзамен Зачет Дифференцированный зачет

85-100 5 (отлично) Зачет 5(зачтено)

70-84 4 (хорошо) 4(зачтено)

50-69 3 (удовлетворительно) 3(зачтено)

0-49 2(неудовлетворительно) Незачет 2(незачтено)

На наш взгляд, в качестве пилотного проекта используемая нами шкала перевода баллов в оценки имеет право на существование. Необходимо учитывать в своей деятельности направленность на современное образовательное пространство.

Нами было проведено анкетирование преподавателей работающих с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения, в ходе которого были получены следующие результаты: около 70% преподавателей считают, что данная технология обучения активизирует и стимулирует к ритмичной работе студентов, 20% опрошенных преподавателей считают, что вследствие этого повышается качество знаний и успеваемость студентов.

Проведенный опрос студентов первых и вторых курсов показал, что около 60% опрошенных считают модульно-рейтинговую технологию обучения существенным стимулом в получении качественных образовательных услуг; творчески развиваться путем дополнительного участия в научных исследованиях и разработках.

Разработанная и внедренная в университете модульно-рейтинговая технология обучения и созданная на ее основе автоматизированная система управления учебной деятельностью студента выявляют необходимость в осуществлении непрерывного контроля в условиях повышения качества подготовки, уровня организации учебного процесса и эффективности обучения студентов.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Активные методы обучения всегда находили широкое применение в профессиональной подготовке студентов. Они способствуют активному вовлечению обучаемых в учебно-познавательную деятельность, обеспечивают самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности.

Физическая культура, является обязательной учебной дисциплиной и изучается студентами разных форм обучения в количестве 408 часов. Мы считаем, целесообразным в теоретический курс «Физической культуры» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине. Рассмотрим деловую игру «мозговой штурм (атака)» на конкретном примере одного из занятий (таблица 2).

Таблица 2

Деловая игра «мозговой штурм (атака)» по теме «Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья»

Этап Содержание Время

I Организационный этап: Определение целей «мозгового штурма» (необходимо предельно четко поставить цель и ее формулировку записать в тетрадь); представление последовательной мыследеятельности; формирование групп по 5-7 человек; установление регламента; принятие правил. 5 мин.

II Этап индивидуальной работы: каждый студент письменно на отдельных листочках формулирует как можно больше заданий для определения структуры ЗОЖ, не подписывая листочки и не подвергая идеи критике и обсуждению с товарищами. 10 мин.

III Этап групповой работы: группа перечитывает все варианты заданий, исключая повторы и систематизируя остальные идеи следующим образом: 1. идеи ценные, «готовые к употреблению»; 2. идеи ценные, но плохо сформулированные; 3. бредовые идеи. Далее, объединяя ценные и «готовые к употреблению» идеи, дорабатывая плохо сформулированные варианты и анализируя «бредовые» идеи, студенты компонуют и формируют идеальные требования к составляющим ЗОЖ. 15 мин.

IV Этап коллективной работы: Оглашаются результаты работы каждой группы, проводится сравнение полученных вариантов заданий (выявление положительных и отрицательных сторон), подводятся итоги, полученные задания записываются в тетрадь. 10 мин.

V Аналитический этап: обсуждение хода работы, рефлексия, заключительное слово преподавателя. 5 мин.

Выводы. Представленные выше современные образовательные технологии и активные методы обучения разнообразны по целевому назначению и степени сложности использования в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», но все они направлены на осуществление одной цели - подготовить грамотного специалиста.

Литература:

1. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 58-60.

2. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

4. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

5. Скок Г.Б., Лебедева Е.А. Оценка качества деятельности преподавателя // Материалы третьей международной научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы». -Новосибирск: НГТУ, 2000. - С. 38-40

6. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Изд. иностр. лит., 1963. - 830 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Правдюк Ольга Владимировна

Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Севастополе (г. Севастополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ МЕНОНИТОВ КРЫМА В КОНТЕКСТЕ ГЕНЕЗИСА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВНЕШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации и проведения педагогических конференций у крымских меннонитов во второй половине XIX - начале XX вв. Акцентировано, что эти конференции представляли собой специальное дополнение в образовательной подготовке учителей с целью повышения их профессиональной квалификации, выполняли функцию обмена инновационными методиками обучения, опыта работы между педагогами не только Крымского региона, но и всего Юга России.

Ключевые слова: история образования, этнические и конфессиональные общности Крыма, педагогические конференции, система профессиональной педагогической подготовки учительские съезды, поликультурное пространство.

Annotation. The article deals with the peculiarities of organization and holding of pedagogical conferences of Crimean Mennonites in the second half of XIX - beginning of XX centuries. It is accented, that these conferences were the special addition in educational preparation of teachers with the purpose of increase of their professional qualification, performed the duty of exchange innovative methodologies of educating, experience between the teachers of not only the Crimean region but also all South of Russia.

Keywords: history of education, ethnic and confessional communities of Crimea, pedagogical conferences, the system of professional pedagogical preparation is teaching conventions, multicultural space.

Введение. На современном этапе развития отечественной педагогической науки и оптимизации подготовки будущих специалистов в сфере образования и воспитания усиливается интерес к ретроспективному изучению культурно-образовательного опыта многочисленных национальных этносов и конфессий, проживающих в различных регионах Российской Федерации. Такой подход позволяет не только по-новому оценить их педагогическое наследие, конкретизировав генезис важнейших проблем образования и воспитания, но также комплексно осмыслить тенденции развития национальных императивов в соотношении с российским и зарубежным педагогическим процессом. В этом контексте отдельное внимание заслуживает исследование таких форм общественной мысли и педагогического движения как съезды и конференции, целью которых было повышение квалификации и уровня знаний учителей, а также приобщение к новейшим методам и приемам педагогики и дидактики [8; с. 3-4]. Важным отличием этих мероприятий явилось их способствование развитию педагогической мысли во всей Российской империи. Показательным в этом отношении стал Крымский регион, на территории которого исторически проживало множество народов, каждый из которых создал и апробировал собственную педагогическую систему.

В контексте данной статьи рассматриваются особенности организации и проведения педагогических конференций у этнических и конфессиональных общностей Крыма в контексте генезиса теории и практики внешкольной педагогики России во второй половине XIX - начале XX вв. на примере немцев-меннонитов, сохранивших образцы самобытной локальной организации учебно-воспитательного процесса в условиях иноязычной и инодуховной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Общим вопросам меннонитской педагогики в условиях Юга России, и в частности, в Крыму, посвящены статьи отечественных и зарубежных авторов: А. Безносова, М. Беликовой, Л. Тутик, И. Черказьяновой, П. Фризена, И. Унру, А. Клауса, Л. Фрёзе и других. При этом, особенности проведения и значение педагогических конференций осталось на периферии научных интересов указанных авторов. Предлагаемая публикация стремится восполнить этот пробел.

Основной причиной педагогических конференций у меннонитов явилось классическое противоречие между растущими социально-культурными запросами общества к образованию и низким уровнем преподавания в школах. Проведение таких учебно-методических мероприятий, по мнению руководителей меннонитских общин, способствовало эффективному самообучению и совершенствованию педагогов, их положительному обмену опытом, а в итоге - качественному росту профессионального уровня менонитского образования [2].

Общие педагогические конференции меннонитов начали проводится с 1850 г. по распоряжению Сельскохозяйственной комиссии [1]. Как правило, они созывались трижды в год: - 15 мая, 15 августа, 30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.