Научная статья на тему 'Рейтинговая информационная система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования'

Рейтинговая информационная система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕТЫРЕХБАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / РЕЙТИНГОВЫЙ БАЛЛ (РЕЙТИНГ) / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ СТУДЕНТА / РЕЙТИНГ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авербах Вера Сергеевна

Система рейтингового контроля уровня знаний студентов это способ мотивации студента к равномерной и активной работе, в том числе и самостоятельной, в течение всего времени обучения. Целью организации рейтинг-контроля является повышение качества подготовки студентов путем управления их учебной деятельностью в течение всего периода обучения. В статье изложен сравнительный анализ внедрения рейтинговой системы оценки знаний студентов в различных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авербах Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая информационная система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования»

Рейтинговая информационная система оценки знаний студентов как средство повышения качества образования

Авербах В.С.,

доцент

Самарский государственный экономический университет

Система рейтингового контроля уровня знаний студентов — это способ мотивации студента к равномерной и активной работе, в том числе и самостоятельной, в течение всего времени обучения. Целью организации рейтинг-контроля является повышение качества подготовки студентов путем управления их учебной деятельностью в течение всего периода обучения. В статье изложен сравнительный анализ внедрения рейтинговой системы оценки знаний студентов в различных вузах.

В процессе реализации многоуровневой структуры высшего образования вопрос о более дифференцированном подходе к оценке результатов учебной деятельности студентов становится весьма актуальным. В частности, существенно повышается роль корректирующей функции контроля учебной деятельности студента.

Традиционная 4-балльная система оценки знаний имеет ряд существенных недостатков: ц ориентация, в основном, на контроль знаний в период экзаменационных сессий;

ц учет выполненных в течение семестра лабораторных работ, семестровых заданий по принципу «зачтено» и «не зачтено», без оценки качества выполнения задания;

ц отсутствие, как правило, текущего контроля усвоения теоретического материала в течение семестра;

ц не стимулируется ритмичная работа студентов в течение семестра;

ц отсутствует дух здоровой постоянной состязательности (по результатам текущего контроля);

ц теоретические знания, усвоенные за несколько дней, отведенных на подготовку к экзамену, не являются систематичными, прочными, глубокими, поэтому быстро теряются, забываются;

ц не обеспечивается должным образом самостоятельная работа студентов над блоками, частями изучаемого материала;

ц сомнительна возможность объективной оценки преподавателем на экзамене знаний студента по всему учебному курсу.

Очевидно, что 4-балльная система не позволяет преподавателю учесть все нюансы ответа студента на экзамене. Таким образом, в одну категорию, например, «отличников» или «хорошистов» попадают учащиеся, весьма существенно отличающиеся друг от друга по своим знаниям, умениям и способностям.

Помимо этого, психологами было выявлено, что:

ц люди наиболее старательно желают оценивать свои успехи путем сравнения с другими, но не по абсолютным показателям;

ц небольшая награда (часто символическая) становится предлогом для позитивных радостей, а не основой для негативной реакции и борьбы;

ц даже небольшая свобода поступков в любом деле ведет к большей склонности к этому делу;

ц положительным является широкая доступность к информации о сравнении эффективности работы;

ц если человек думает, что частично контролирует свою судьбу, то настойчивость в решении значительно возрастает;

ц человек считает, что он принадлежит к лучшим 10% по своим положительным качествам и имеет постоянную потребность одновременно и выделиться, и находить смысл в своей деятельности.

Рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет минимизировать недостатки 4-балльной системы, учесть многие аспекты оценки знаний и, что очень важно, сама организация учебного процесса, сопровождаемая постоянной обратной связью и возможностью его корректировать не после подведения итогов, а в процессе самого обучения, является более эффективной и способствует повышению качества образования.

Достоинства и возможности рейтинговой системы способствовали тому, что в 80—90-х годах она стала внедряться в различных вузах России (МХТИ им. Д. И. Менделеева, Таганрогском радиотехническом институте, в ряде политехнических и других вузов).

В. Наделяевым и другими авторами (Красноярская государственная архитектурно-строительная академия) рассматривается внедрение рейтинговой системы применительно к общетехническим дисциплинам «Теоретически механика» и «Сопротивление материалов». Курс делится на шесть разделов (этапов), заканчивающихся выполнением расчетно-про-ектировочного задания (РПЗ). По каждому виду учебной деятельности студента устанавливаются оценки в баллах, соответствующие оценкам «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Суммированием этих баллов получают общие рейтинги за весь курс, соответствующие оценкам «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Отмену экзаменационной оценки авторы считают нецелесообразным, поэтому итоговая оценка выставляется по результатам рейтинга и экзамена — как среднее арифметическое с округлением. При этом возможно

№4, 2007

Экономика, Статистика и Информатика

округление и с завышением (вопрос решается в каждом конкретном случае). При рейтинге, соответствующем оценке «отлично», зачет ставится автоматически, а на экзамене студент освобождается от решения задач. При •хорошем» рейтинге на зачете и на экзамене студент также освобождается от решения задач.

Специалистами Ярославской государственной медицинской академии изложен опыт внедрения рейтинговой системы на кафедре биохимии. Учебный материал разбивается на отдельные модули, усвоение которых контролируется. За основу текущей оценки принята традиционная пятибалльная шкала, усовершенствованная введением дополнительных баллов и коэффициентов. При несвоевременном выполнении заданий баллы занижаются. Студент может и повысить балл, выполняя дополнительные задания, например, научные исследования, составление кроссвордов по биохимической тематике, написание реферата и т. п. По окончании учебного года студенты сдают переводной государственный экзамен. Экзаменационная оценка с коэффициентом 25 суммируется с баллами, набранными в учебном году. Полученная таким образом итоговая рейтинговая оценка переводится в традиционную шкалу и выставляется в ведомость. Для получения оценки «удовлетворительно» студенту достаточно по всем составляющим, включая экзамен, набрать по 3 балла, однако, чтобы получить «хорошо», набрать только по 4 балла по всем составляющим уже недостаточно.

В работе М. Панина (Государственный университет «Семей», Республика Казахстан) предлагается унифицированная рейтинговая модель (УРМ), включающая 9 элементов (для данного университета), например: посещение лекций, практические занятия, чтение художественных текстов и т. д. Для других вузов количество и наименования элементов могут изменяться. По каждому элементу учебного курса по предлагаемым формулам рассчитывается максимально возможный рейтинговый балл (МРБ) и реальный рейтинговый балл (РРБ), заработанный студентом. Студент имеет возможность повысить свой балл, выполняя дополнительные задания и т. п.

Таким образом студент может набрать баллов больше суммарного по курсу МРБ, т. е. стать «сверхотличником». В конце семестра сравнивают РРБ и МРБ и выставляют следующие оценки: если РРБ составляет 85—100% МРБ — «отлично», 70—84% МРБ — «хорошо», 45—69% МРБ—«удовлетворительно». «Сверхотличники», имеющие РРБ > 100% МРБ, являются кандидатами на именные стипендии. Таким образом, при использовании данной системы экзамены и зачеты не предусматриваются.

Система рейтингового контроля уровня знаний студентов — это способ мотивации студента к равномерной и активной работе, в

том числе и самостоятельной, в течение всего времени обучения. Целью организации рейтинг-контроля является повышение качества подготовки студентов путем управления их учебной деятельностью в течение всего периода обучения.

Рейтинговый балл (рейтинг) студента — это сумма баллов, определяющая оценку знаний этого студента по отдельной дисциплине, либо качество его подготовки за семестр, курс или за весь период обучения в университете. Определение рейтинга представляет собой способ установления уровня подготовки студента относительно других студентов в сопоставимых условиях. Рейтинг студентов определяется в баллах путем формирования списка студентов одного курса по принципу убывания баллов.

Основной целью рейтинговой технологии обучения является организация учебного процесса, обеспечивающего подготовку специалистов на уровне современных требований. Рейтинговая технология обучения призвана выполнять следующие задачи:

ц широкое использование в учебном процессе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ высшего образования;

ц систематический контроль успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям Государственных образовательных стандартов по соответствующим специальностям и направлениям;

ц поддержание постоянной обратной связи с обучающимися в усвоении учебного материала и принятие оптимальных решений в управлении качеством подготовки специалистов на уровне преподавателя, кафедры, факультета, университета в целом;

ц индивидуализация обучения, стимулирование ритмичной самостоятельной работы студентов с учетом индивидуальных способностей и интересов.

Грамотно составленная система рейтинга, подкрепленная материальной базой, сможет существенно улучшить взаимосвязь всех субъектов учебного процесса. Например, важным показателем успешности обучения студента является его участие в научной работе. Система расчета рейтинга должна учитывать все стороны деятельности студента: спортивные достижения, участие в общественной жизни вуза, в художественной самодеятельности и др. Данные, по которым подсчитыва-ется рейтинг, должны выбираться по двум критериям:

1. доступность, т.е. реальность получения достоверной информации;

2. важность основных параметров, отражающих отношение студента к учебе и характеризующих его личность.

Полная формализация критериев качества и технологического процесса образования

вряд ли возможна: в оценке интеллектуальной деятельности слишком сильны неформализу-емые аспекты. В то же время, построение математических моделей позволяет глубже понять проблему, нащупать связи между критериями качества, технологией образования и другими управляющими воздействиями, более строго сформулировать задачи информатизации высшей школы.

На кафедре экономической информатики Самарского государственного экономического университета разработан сетевой вариант информационной системы рейтинговой оценки знаний студентов с использованием современных мощных сетевых технологий серверной обработки информации (ASP NET, MS SQL-Server 2003 и др.).

В данной работе используется следующий подход: в течение учебного периода преподаватели выставляют студентам оценочные показатели, имеющие определенные числовые значения. Негативные показатели (такие, как «прогулы», «опоздания», «нарушения правил университета» и др.) имеют отрицательное значение, уменьшающее общий рейтинг студента. Помимо этого, каждый показатель принадлежит к какой-либо группе показателей: «учебные», «научные», «спортивные» и т.д. Для каждой группы показателей определен весовой коэффициент, изменяемый от 0 до 1. Наиболее важные группы показателей имеют больший коэффициент значимости. Такой механизм позволяет беспрепятственно добавлять любое количество необходимых показателей и структурировать их в зависимости от важности для учебного процесса.

В отличие от большинства рассмотренных выше методик, в работе не учитывается так называемый «максимально возможный рейтинговый балл» (который может определяться как для отдельной дисциплины, промежутка учебного периода, так и для общего итогового рейтинга). Это не ограничивает максимальное значение итогового рейтинга студента (или его рейтинга по дисциплине) и является мощным стимулом для ведения ритмичной работы. Тем не менее, в процессе эксплуатации системы данное значение можно будет определить по результатам работы студентов.

Рассмотрим математическую модель задачи. По окончании каждого семестра определяется индивидуальный рейтинг студента, который подсчитывается на основании выставленных за период обучения показателей по формуле (1):

R"

= 1I

j=i

(1)

ступ — индивидуальный рейтинг

где Е-

студента (л — номер студента, ]' — количество выставленных показателей);

I — значение оценочного показателя (т — 'количество выставленных показателей студенту);

к( Ij) — коэффициент значимости показателя, определяется по принадлежности показателей к определенным группам.

Пример 1. Расчет индивидуального рейтинга студента А по выставленным за небольшой период обучения показателям (табл. 1).

Индивидуальный рейтинг студента А:

ЯАстуд = 12 • 1 + 15 • 1 + 50 • 1 + 10 • 1 + + (-2) • 0,8 + 15 • 0,7 = 95,9

Для сопоставления успеваемости разных групп рассчитывается рейтинг группы (формула (2)):

I *

студ

Я

группы _ 1=1

(2)

где ^группы — рейтинг группы (^ — номер группы),

■ рейтинг 1-го студента из п сту-

дентов группы G.

Пример 2. Расчет рейтинга группы студентов G1 (табл. 2). Рейтинг группы G1:

Я

(95,9 + 35,7 + 80,25)

Таблица 1

Показатель Значение Группа Коэф значим

Доклад на студенческой научной конференции 12 Научные

Публикация в вестнике молодых ученых СГЭУ 15 Научные

Экзамен: 5 (ПИС) 50 Учебные

Зачет (Маркетинг) 10 Учебные

Опоздание на занятие (БЖН) -2 Взыскания

Вынесение благодарности 15 Поощрения

Таблица 2

Студенты группы G1 Рейтинг

А 95,9

В 35,7

С 80,25

Таблица 3

Студенты факультета F1 Рейтинг

А (01) 95,9

В (01) 35,7

С (01) 80,25

D (02) 9 6

E (02) 87,7

F (02) 79,54

= 70,617

Аналогично рассчитывается рейтинг факультета (формула (3):

п

студ

Я

фак _ р=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

(3)

где Ягфак — рейтинг факультета (/— номер факультета),

Я

студ

— рейтинг р-того студента из Ъ студентов факультета /

Пример 3. Расчет рейтинга факультета F1 (табл. 3).

Рейтинг факультета F1:

фак (95,9 + 35,7 + 80,25 + 96 + 87,7 + 79,54)

= 79,18

Для определения семестрового и курсового рейтинга при расчетах соответственно учитываются показатели, выставленные за эти периоды. Таким образом, меняя границы, можно рассчитать рейтинг студента, группы или факультета за любой промежуток времени.

Результаты подсчета итоговых рейтингов заносятся в соответствующие ведомости деканата, хранятся в электронных документах и вывешиваются на информационных стендах. Помимо этого, любой студент через локальную сеть вуза или через сеть Интернет может ознакомиться со своим текущим рейтингом, рейтингом по дисциплинам, а также рейтингом групп и факультетов на информационном web-ресурсе системы

Разработанная система имеет сетевые (с WEB-интерфейсом) средства администрирования, позволяющие поддерживать базу данных в актуальном состоянии. Панель администратора представлена на рис. 1.

Сетевая информационная система представляет собой базу данных и основанное на

интернет-технологиях приложение для работы как из локальной сети, так и через Интернет, что обеспечивает удобный доступ к системе, как внутри университета, так и за его пределами. Исходные данные для расчета рейтинга вводятся в течение семестра преподавателями и ответственными лицами с любого

Рис. 1. Панель администратора системы

Экономика, Статистика и Информатика^И 7 №4, 2007

сетевого компьютера. В системе предусматривается авторизованный вход всех участников с разграничением полномочий доступа к базе данных.

В качестве технологии серверной обработки информации выбрана современная технология ASP.NET. Ее основные свойства:

ц это унифицированная технология разработки Web-приложений;

ц ASP.NET позволяет создавать приложения на любом языке программирования, совместимым с .NET Framework (C#.NET, VB.NET, C++, COBOL, Eiffel, J#, Perl, Python и т.д.);

ц поддержка технологии ADO.NET для работы с базами данных (наличие специальных классов и методов для работы с СУБД MS SQL Server);

ц высокая скорость разработки (наличие удобной среды—Visual Studio .NET, документации). Мощное средство отладки как отдельных компонентов системы, так и всего приложения. Разделение HTML-кода и бизнес-логики;

ц простота сопровождения системы. Нет привязки к реестру. При переносе приложе-

ния его достаточно скопировать на другой компьютер и настроить соответствующую директорию на Internet Information Server;

ц гарантированная поддержка технологии со стороны крупнейшего производителя программного обеспечения — фирмы Microsoft.

Кроме того, ASP.NET включает новую технологию, называемую Web-сервисами, которые можно использовать для доступа к методам и свойствам объектов, а также для передачи баз данных через сеть Интернет.

Согласно математической модели системы по окончании каждого семестра определяется индивидуальный рейтинг студента, а также рейтинги группы, факультета. Эти данные могут быть использованы при подведении итогов по успеваемости факультетов.

Многие из перечисленных выше идей известны или обсуждались ранее. Новизна разработанной системы состоит в их системном объединении и в возможности реализации этих систем в среде современных и перспективных информационных технологий.

Литература

1. Рейтинг в вузе: научно-методические основы и практика /В.Н. Подлеснов, И.А. Но-ваков, В.Г. Кучеров и др.—ВолгГТУ, 1999.

2. Методика оценки успеваемости и расчета составляющей рейтинга студентов / М.Р. Нургужин, B.C. Портнов, А.А. Смолькин, А.З. Исагулов, А.М. Нургужина—Караганда: КарГТУ, 2003. — 20 с.

3. Опыт использования рейтинговой системы / Ершиков С., Лобова Т., Филиппов С., Шидловская Т. // Высшее образование в России. — 1998. — № 1. — С. 97-99.

4. К концепции построения внутривузов-ской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ / В. В. Дубиц-кий, И. А. Огородникова, И. Ф. Перепеча и др. / Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 2(25). С. 96-100.

5. Никитина Н. Ш. Технология непрерывной аттестации студентов как элемент системы мониторинга качества образования в вузе. Университетское управление: практика и анализ. — 2003.—№ 5-6(28).—С. 84-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.