© СЕМЕНОВА О.С., ШКАВРО Т.К. — 2010
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА И ЕГО ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
О.С. Семенова, Т.К. Шкавро (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Залогом качественной подготовки выпускника медицинского вуза является сочетание фундаментальных теоретических знаний с формированием практических умений и навыков. С 2009 учебного года в ИГМУ для улучшения профессиональной подготовки врачей введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Рейтинг в своей основе обеспечивает систематическую, мотивированную, активную, творческую работу как студентов, так и преподавателей. Важное место в рейтинговой системе занимает разъяснительная работа и информирование студентов о целях и методике системы. С этой целью на кафедре стоматологии детского возраста разработан вариант памятки для студента.
Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая система оценки, балльно-рейтинговая система, памятка студенту.
THE SCORE SYSTEM FOR ASSESSING STUDENTS' KNOWLEDGE AND THEIR NON-EDUCATIONAL WORK
O.S. Semenova, T.K. Shkavro (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. In order to improve the training of doctors in the conditions of modern medicine the score system for assessing students is introduced, which involves continuous control over the quality of knowledge and skills obtained throughout the duration of studying the discipline. Explanatory work and informing students about the objectives and methods of the system takes an important place in this score system. For this purpose, there is a commemorative booklet for students which is developed by the Department of Pediatric Stomatology.
Key words: score , score system estimate, booklet for students.
Залогом качественной подготовки выпускника медицинского вуза является сочетание фундаментальных теоретических знаний с формированием практических умений и навыков. С 2007 года в ИГМУ для улучшения профессиональной подготовки врачей введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Рейтинг в своей основе обеспечивает систематическую, мотивированную, активную, творческую работу как студентов, так и преподавателей. Важное место в рейтинговой системе занимает разъяснительная работа и информирование студентов о целях и методике системы. С этой целью на кафедре стоматологии детского возраста разработан вариант памятки для студента.
Иркутский государственный медицинский университет является первенцем высшего медицинского образования на востоке России. Это старейшее высшее учебное заведение Сибири через обучение и воспитание будущих медицинских специалистов, стараясь вооружить их знаниями последних достижений науки, стремится сохранять и улучшать здоровье и культуру жителей своего региона.
Залогом качественной подготовки выпускника медицинского вуза является сочетание фундаментальных теоретических знаний с формированием практических умений и навыков. С 2007 года в ИГМУ для улучшения профессиональной подготовки врачей введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов.
Рейтинговая система оценки знаний — это оценка накапливаемых знаний в течение всего аттестуемого периода. Качество обучения любой конкретной дисциплине определяется оценкой результатов работы каждого обучаемого за определенный период времени, что позволяет оценить полученные теоретические знания, приобретенные навыки самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применение их в практической деятельности [1].
Рейтинг — это индивидуальный суммарный показатель уровня знаний студента и его отношения к процессу обучения, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний. За каждый выполненный вид учебной деятельности студент получает оценку в виде балла. По завершении курса баллы суммируются. С одной стороны, в рамках рейтинговой системы оценки реализуется тематический контроль и текущая аттестация студентов по дисциплине, с другой — она побуждает студентов к регулярной и плано-
мерной учебной деятельности — как на практических занятиях, так и самостоятельно, что особенно важно.
Введение рейтинговой оценки знаний студентов позволяет решить следующие задачи [1]:
1) оптимизировать управление образовательным процессом на кафедре и в вузе в целом;
2) стимулировать самостоятельную работу студентов;
3) повысить уровень сознательности и дисциплинированности студентов;
4) активизировать социально-психологический дух соревнования;
5) улучшить обратную связь «преподаватель — студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса;
6) повысить качество подготовки будущего врача для обеспечения его конкурентоспособности в системе здравоохранения.
Рейтинговая система учёта и оценки успеваемости студентов предполагает непрерывный контроль успеваемости в течение всего срока изучения дисциплины. Своевременное проведение контрольных мероприятий и получение высокого рейтинга предполагает повышение интереса студента к изучению дисциплины. Это должно стимулировать его работу в течение семестра и всего учебного года и тем самым повысить качество подготовки по специальности [2].
Студент обязан выполнять домашние письменные работы, проходить рубежный тестовый контроль, сдавать зачёты и экзамены. Для набора рейтинга необходимо активно работать на семинарских занятиях, своевременно сдавать зачеты и экзамены, выполнять дополнительную работу во внеучебное время. Другими словами, целеустремлённость и активность студентов положительно скажутся на общем итоговом результате.
Рейтинг в своей основе обеспечивает систематическую, мотивированную, активную, творческую работу, как студентов, так и преподавателей. Достоинством рейтинговой системы является возможность оперативно проводить текущий и итоговый анализ процесса обучения, при этом оперативный анализ помогает выявить слабые места каждого раздела подготовки, каждого студента и предпринять соответствующие корректирующие меры [3].
На кафедре стоматологии детского возраста разработана система «штрафных» и «премиальных» баллов,
Таблица 1
Количество баллов по разделам дисциплины в различные семестры
Разделы стоматологии детского возраста Семестры
IV V VI VII VIII IX X Итого
Профилактика основных стоматологических заболеваний 2,52 2,52 2,016 - - - - 7,056
Терапевтическая стоматология детского возраста - - 2,68 1,428 0,84 1,47 0,924 6,93
Ортодонтия - - - 0,84 1,26 0,924 1,596 4,62
Хирургическая стоматология детского возраста - - - - 0,924 1,386 2,772 5,082
Итого 23,688
оговорена шкала перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок, разработана форма рабочего журнала.
Важное место в рейтинговой системе занимает разъяснительная работа и информирование студентов о целях и методике системы.
Кафедра устанавливает количество баллов за каждый вид занятий и форму отчетности, а также поощрительные баллы за участие в научноисследовательской работе. Важно в начале аттестационного периода рассказать студентам об условиях реализации этой задачи. С этой целью мы предлагаем вариант памятки студенту, разработанной на кафедре стоматологии детского возраста.
Памятка студенту стоматологического факультета, обучающемуся по балльно-рейтинговой системе на кафедре стоматологии детского возраста.
1. Уважаемый студент, посещение занятий является обязательным. При пропуске занятия (по болезни — при предоставлении медицинской справки, в других случаях — при наличии объяснительной записки) необходимо его отработать. Расписание отработок занятий у преподавателей вывешивается на информационном стенде кафедры. Помните, что списки задолжников по кафедре подаются ежемесячно в деканат.
2. Рабочая программа по стоматологии детского возраста включает в себя 4 дисциплины: профилактика основных стоматологических заболеваний; терапевтическая стоматология детского возраста; ортодонтия; хирургическая стоматология детского возраста. Зачет по окончании семестра выставляется общий, по результатам изучения каждого раздела.
3. Рейтинговая система оценки успеваемости основана на оценке каждого вида работы по дисциплине в рейтинговых баллах. Текущий контроль успеваемости по дисциплине осуществляется преподавателем, ведущим занятия в данной студенческой группе. Подсчитывается максимальная сумма баллов, которую может набрать студент после прохождения всех видов контроля.
4. Чтобы быть допущенным к сдаче зачета или экзамена по дисциплине, необходимо посетить все обязательные виды занятий, выполнить рабочую программу каждого раздела либо набрать по балльно-рейтинговой
системе оценок текущей успеваемости определенное количество баллов по разделу (табл. 1).
5. Необходимо помнить, что существует система «штрафных» и «премиальных» баллов, информацию о которой предоставляет преподаватель в начале цикла.
6. Вы обязаны выполнять домашние письменные работы, проходить рубежный тестовый контроль, сдавать зачёты и экзамены. Для набора рейтинга необходимо активно работать на семинарских занятиях, своевременно сдавать зачеты и экзамены, выполнять дополнительную работу во внеучебное время. Другими словами, помни, что целеустремлённость и активность, будут отмечены преподавателем, что, безусловно, положительно скажется на общем итоговом результате.
7. Все зачеты должны быть получены не позднее даты, назначенной учебным отделом. Экзамены сдаются в сессию по установленному расписанию, которое вывешивается в деканате.
Вышеописанная рейтинговая система оценки работы студентов выдвигает определенные требования и к деятельности преподавателя. Он должен создать студентам условия для получения максимума баллов. Для этого необходимо предложить разнообразные формы устных и письменных ответов, поощрять инициативу, побуждать студентов к работе с медицинской литературой.
Таким образом, новая система оценки знаний студентов позволяет регулярно контролировать и стимулировать их самостоятельную работу, что способствует смещению акцента с экзаменационного контроля на текущий контроль в течение всего семестра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитина Н.Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — N 4 (27). — С. 62-70.
2. Приказ Министерства образования России №2654 от
11.07.2002 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».
3. Рейтинговая система и менеджмент качества образования // Вузовская педагогика: Сб. науч. работ. — Красноярск: Крас ГМА, 2006. — С. 157-213.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]
Семенова Оксана Сергеевна — ассистент,
Шкавро Татьяна Константиновна — ассистент, к.м.н.
© СМОЛЬКОВА Л.Г., ДАВЫДОВА А.В. — 2010
НАКОПЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОМ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Л.Г Смолькова, А.В. Давыдова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Обучение студентов-старшекурсников ИГМУ осуществляется на базе знаково-контекстного обучения, предназначенного для применения в высшей школе, ориентированного на профессиональную подготовку студентов и реализуемого посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от