Научная статья на тему 'Развитие компетенций тренера-преподавателя бальных танцев в сфере стимулирования творческой самореализации юных спортсменов'

Развитие компетенций тренера-преподавателя бальных танцев в сфере стимулирования творческой самореализации юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1126
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕНЕРА / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / BALLROOM DANCES COACHES’ COMPETENCES / CREATIVE SELF-REALIZATION / CREATIVE QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвергова Анна Александровна

Рассматриваются проблемы развития профессиональных компетенций тренера-преподавателя бальных танцев. Предложен перечень компетенций, характеризующих деятельность тренера в плане содействия творческой самореализации юных спортсменов. Выявлены творческие качества, которыми должен обладать спортсмен данного вида спорта. Результаты проведенного эксперимента показывают положительные изменения уровня готовности будущих тренеров-преподавателей в сфере стимулирования творческой самореализации танцоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четвергова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES DEVELOPMENT OF A BALLROOM-DANCES COACH WITHIN A SPHERE OF STIMULATION YOUNG SPORTSMEN’S CREATIVE SELF-REALIZATION

Problems of a ballroom-dances coach professional competences development are viewed here. Some competences, characterizing coaches’ activities, aimed at helping young sportsmen’s creative self-realization are proposed in the article. Some creative qualities which young people, going in for this kind of sport, have to possess are shown here. The results of the carried out experiment show positive changes in the level of future coaches’ readiness within the sphere of stimulation young sportsmen’s creative self-realization.

Текст научной работы на тему «Развитие компетенций тренера-преподавателя бальных танцев в сфере стимулирования творческой самореализации юных спортсменов»

УДК 793.38 ББК 85.326

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ В СФЕРЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

А.А. Четвергова

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

COMPETENCES DEVELOPMENT OF A BALLROOM-DANCES COACH WITHIN A SPHERE OF STIMULATION YOUNG SPORTSMEN’S CREATIVE SELF-REALIZATION

A. Chetvergova Ural State University of Physical Culture (the city of Chelyabinsk)

Рассматриваются проблемы развития профессиональных компетенций тренера-преподавателя бальных танцев. Предложен перечень компетенций, характеризующих деятельность тренера в плане содействия творческой самореализации юных спортсменов. Выявлены творческие качества, которыми должен обладать спортсмен данного вида спорта. Результаты проведенного эксперимента показывают положительные изменения уровня готовности будущих тренеров-преподавателей в сфере стимулирования творческой самореализации танцоров.

Ключевые слова: бальные танцы, компетенции тренера, творческая самореализация, творческие качества.

Problems of a ballroom-dances coach professional competences development are viewed here. Some competences, characterizing coaches’ activities, aimed at helping young sportsmen’s creative self-realization are proposed in the article. Some creative qualities which young people, going in for this kind of sport, have to possess are shown here. The results of the carried out experiment show positive changes in the level of future coaches’ readiness within the sphere of stimulation young sportsmen’s creative self-realization.

Keywords: ballroom dances coaches’ competences, creative self-realization, creative qualities.

В последние годы повышение качества образования - одна из главных задач развития образования в мире. Образовательная система Российской Федерации в настоящее время находится на пути совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Для успешного развития современного высшего профессионального образования необходимо внедрить в систему образования но-

вые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Физическая

Теория и методика профессионального образования

культура» все дисциплины, которые будут включены в структуру образовательной программы, должны способствовать формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Под компетенцией в стандарте предлагается понимать способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Специфика физкультурных вузов заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть процесс обучения идет посредством и через многообразие физических упражнений. Поэтому студент должен владеть не только общепедагогическими знаниями и умениями, но и специальными качествами, которые в большей мере зависят от его двигательнотехнического потенциала [3].

В процессе подготовки и обучения педагогов по физической культуре складываются те ориентиры, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Таким образом, резервы улучшения процесса профессиональной подготовки преподавателя физической культуры необходимо искать в вузовской системе [3].

Проанализировав ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Физическая культура», мы выявили компетенции, направленные на развитие и формирование ключевых качеств будущего педагога.

Общекультурные компетенции:

1) владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2) уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств (ОК-2);

3) готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

4) способен находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-6);

5) стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению

своей квалификации и мастерства (ОК-8);

6) умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);

7) обладает высокой мотивацией к повышению профессиональной деятельности и своего культурного и профессионального уровня (ОК-10);

8) способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-12);

9) применяет методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13).

Профессиональные компетенции:

1) способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);

2) применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);

3) способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, коммуникативность, толерантность (ПК-3);

4) самостоятельно проводит занятия по физической культуре и избранному виду спорта с детьми (ПК-5, 12);

5) способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта (ПК-6);

6) умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);

7) способен формировать личность занимающихся, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);

8) использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30).

Особенность подготовки специалиста именно физической культуры заключается в том, что согласно новому стандарту все спортивные специальности, которые существовали ранее, сейчас выделяются в профиль «спортивная тренировка». В него входит подготовка по теории и методике всех видов спорта, в том числе и бальных танцев. Все это требует конкретизации данных компетенций приме-

нительно к подготовке тренера-преподавателя в каждом виде спорта. Для бальных танцев одно из ключевых профессиональных качеств будущего тренера состоит в том, чтобы стимулировать творческую активность своих воспитанников. Во ФГОС это качество реализуется через такие компетенции, как:

• способность воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, коммуникативность, толерантность;

• способность определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;

• способность формировать личность занимающихся, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям;

• способность использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для формирования творческой активности и здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях;

• владение приемами общения и умение использовать их при работе с коллективами занимающихся и каждым индивидуумом [3].

Прежде чем выяснить, каким образом развивать эти компетенции, нужно подробнее остановиться на творческих качествах спорт-смена-танцора, которые должен уметь развивать будущий тренер.

Каждая пара должна иметь определенный образ, который говорит о том, что спортсмены данного вида спорта являются в какой-то мере актерами на сцене, воображают себя исполнителями какого-либо жанра. Танцоры обязательно должны играть свою выдуманную роль в танце и уметь показать и передать ее зрителю. Пара, создавшая себе образ, не просто танцует вариацию, выученную схему, а она полностью растворяется в танце, проживая в нем маленькую жизнь. Ведь бальные танцы являются не просто видом спорта, но и видом искусства. Поэтому очень важно иметь определенный образ.

Также танцоры должны иметь определенный стиль, чтобы отличаться от других пар. Здесь важно, как пара смотрится на паркете, какие у танцоров костюмы, какой макияж. Каждая пара должна соответствовать выдуман-

ному образу, здесь важны даже мелочи: какого цвета костюмы у пары, подходят ли они друг другу, какая прическа у спортсменов, насколько соответствует образу макияж, насколько дополняют костюм аксессуары и т. д. В соревнованиях на паркете находится как минимум 6 пар, и судьи за 2-3 минуты, пока длится танец, должны успеть посмотреть на все пары и оценить их. И не каждый судья успевает за несколько секунд оценить технику спортсменов, поэтому в предварительных турах оценивается в большинстве случаев образ и стиль пары. А когда пара движется по паркету в образе, в определенном стиле, со вкусом одета, она будет всегда заметна и выигрышно смотреться на фоне других пар.

Тренер должен развивать в танцорах и такое качество, как выразительность. В данном случае речь идет о том, как спортсмен представляет себе танец, как сочетает его с музыкой, какой характер танца преподносит зрителям. Ведь каждый танец несет свой образ, свою музыку, свой характер, свой стиль и спортсмены должны правильно охарактеризовать тот или иной танец своим телом, эмоциями, энергетикой. В этом и заключается выразительность.

Далее можно сказать о воображении. Данное качество очень важно развивать в бальных танцах. Для того чтобы добиться успеха, пара должна уметь фантазировать. Очень часто, когда пары тренируются в одном клубе, у них одинаковые вариации, так как занимаются они с одними тренерами, берут вместе семинары, и когда они оказываются на соревнованиях в одном заходе, каждая пара должна показать интерпретацию своего танца, несмотря на однотипные вариации. В этом и заключается воображение каждой пары.

И, наконец, импровизация. Каждая пара должна уметь импровизировать, потому что на соревнованиях очень часто происходят различные факторы, препятствующие достижению успеха. Один из самых распространенных - это когда пары во время танца сталкиваются друг с другом и теряются в пространстве, забывая вариации, а те пары, которые хорошо владеют навыками импровизации, очень легко выходят из таких ситуаций.

В каждом из качеств, которыми должен обладать спортсмен, прослеживается творческая составляющая, поэтому необходимо развивать у будущих тренеров компетенции, направленные именно на творческую самореализацию.

Теория и методика профессионального образования

Таблица 1

Соотношение оценок (традиционной и 100-балльной)

Оценка Неудовлетв. Удовлетв. Хорошо Отлично

Оценка по дисциплине без экзамена (с зачетом) Не зачтено Зачтено Зачтено Зачтено

Набранная сумма баллов (тах - 100) Менее 50 50-64 65-79 80-100

Таким образом, чтобы развивать компетенции, описанные выше, мы предложили включить в дисциплину «Избранный вид спорта» (ИВС) прежде всего теоретические занятия, в которые бы входили следующие темы: «развитие творческого потенциала

танцоров», «мотивация к самосовершенствованию», «творческая самореализация спортсменов» и другие, направленные на понимание будущим тренером важности творческого аспекта в избранном виде спорта и, соответственно, отработки данного материала на практике.

Конечно, для того чтобы сформировать все эти качества у студента - будущего педагога, нужно вносить коррективы не только в содержание дисциплины ИВС, но и в содержание основной образовательной программы. Например, такие дисциплины, как «Актерское мастерство», «История костюма», «Композиция и постановка танца» и др., должны преподаваться на протяжении всех 4 лет основного обучения, а не по 1-2 семестра. Также необходимо внести коррективы и в технологию организации образовательного процесса вуза физической культуры. Здесь целесообразно использовать активные методы обучения. Соответственно, нужно вносить коррективы и в практическую подготовку. Она должна носить профессиональноориентированный характер. Необходимо улучшить организацию урока, разнообразить применяемые методы обучения и воспитания, совершенствовать личные качества тренера [1].

Таким образом, экспериментальная часть исследования заключалась в том, что нами бы-

Результаты балльно-рейтинговой <

ли разработаны и внедрены изменения и дополнения в программу дисциплины ИВС. Как говорилось выше, в программу были введены новые темы лекционных занятий, направленных на самосовершенствование, самореализацию, творческий потенциал спортсменов, а затем происходила отработка их на практике. По данной программе занимались студенты Уральского государственного университета физической культуры, кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета. Мы оценивали у студентов компетентность до и после эксперимента. В качестве оценки компетентности мы взяли за основу уже существующую в университете балльно-рейтинговую систему обучения.

Данная система является базовой системой оценивания успеваемости студентов, предусматривающей непрерывный контроль знаний студентов на всех этапах обучения. Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра по результатам учебных занятий. Рейтинговый балл по каждой дисциплине складывается из баллов, набранных студентом при выполнении всех видов учебных работ (лабораторных, практических, самостоятельных и др.). По сумме баллов текущего контроля и результатам экзамена или зачета по дисциплине формируется рейтинговый балл студента. Каждая учебная дисциплина оценивается по 100-балльной шкале. Оценки успеваемости студента по каждой дисциплине выставляются в соответствии с табл. 1 [2].

Все преподаваемые в университете дисциплины по промежуточной форме контроля

Таблица 2

гмы за первое полугодие (до эксперимента)

Кол-во баллов Контрольная группа, балл Экспериментальная группа, балл

Среднее 64,8 64,7

Мах 89 91

Мш 51 50

Таблица 3

Результаты балльно-рейтинговой системы за второе полугодие (после эксперимента)

Кол-во баллов Контрольная группа, балл Экспериментальная группа, балл

Среднее 64,8 74,9

Мах 89 97

Мш 51 64

знаний делятся на две категории: с экзаменом, без экзамена (с зачетом) (табл. 1). Дисциплина ИВС, исследуемая нами, принималась с зачетом без экзамена.

В эксперименте участвовало две группы: контрольная и экспериментальная. Мы учитывали в обеих группах среднее, минимальное и максимальное количество баллов по итогам первого полугодия. Изначальные результаты балльно-рейтинговой системы у двух групп практически одинаковые. Затем в течение второго полугодия был запущен эксперимент: контрольная группа занималась по прежней программе, а экспериментальная -по разработанной нами программе. Результаты эксперимента отображены в табл. 2 и 3.

Из эксперимента видно, что внедрение наших изменений и дополнений в программу дисциплины ИВС повлекло положительные результаты. Группа, участвовавшая в эксперименте, не только повысила средний результат, но и увеличила максимальный и минимальный показатели балльно-рейтинговой системы, а также уменьшила разрыв между максимальным значением и минимальным, что тоже говорит о положительном результате.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что развитие профес-

сиональных компетенций будущих тренеров-преподавателей непременно повышает уровень готовности тренеров в сфере стимулирования творческой самореализации юных танцоров. Данный факт говорит о повышении результативности спортсменов в тренировочном и соревновательном процессах в целом.

Литература

1. Куликова, Л.М. Профессионально-

ориентированная практика бакалавров направления подготовки «Физическая культура» в ДЮСШ: программа практики /

Л.М. Куликова. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2011. - 48 с.

2. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов Уральского государственного университета физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2008. - 15 с.

3. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»). - В ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.05.2011 № 1975. - м>м>м>. fgosvpo.ru

Поступила в редакцию 26 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.