Научная статья на тему 'Обучение молодёжи танцам в системе дополнительного образования как средство удовлетворения потребности в творческой самореализации'

Обучение молодёжи танцам в системе дополнительного образования как средство удовлетворения потребности в творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТАНЦЫ / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / МОТИВАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / DANCING / BALLROOM DANCING / MOTIVATION / SELF-REALIZATION / CREATIVITY / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов И. А., Филимонюк Л. А.

В статье представлена авторская общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир спортивного бального танца», реализующаяся в системе дополнительного образования детей на базе МАУ ДО «Ставропольский Дворец детского творчества» и направленная на удовлетворение потребности обучающихся в творческой самореализации. Бальные танцы находятся на пересечении сфер дополнительного образования, культуры и спорта. Сочетание этих трех составляющих позволяет личности гармонично развиваться. В результате проведённого исследования удалось выявить основные мотивирующие факторы, влияющие на степень удовлетворения потребности в творческой самореализации. Анализ этих факторов позволяет внести коррективы в педагогическую деятельность, учесть интересы обучающихся, оценить степень их удовлетворенности от образовательного процесса и качественно его улучшить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапов И. А., Филимонюк Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF YOUTH DANCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A MEANS OF SELFACTUALIZATION

The article presents the authors' general educational program “World of sports ballroom dance”, used in the system of additional education of children on the basis of UIA TO “Stavropol Palace of Children's Creativity” and aimed at meeting the needs of students in creative self-realization. Ballroom dancing is located at the intersection of additional education, culture and sports. The combination of these three components allows a person to develop harmoniously. As a result of the study it is possible to identify the main motivating factors affecting the degree of satisfaction of the need for creative self-realization. The analysis of these factors allows to make adjustments in pedagogical activity, to take into account interests of students, to estimate degree of their satisfaction from educational process and to improve it qualitatively.

Текст научной работы на тему «Обучение молодёжи танцам в системе дополнительного образования как средство удовлетворения потребности в творческой самореализации»

Физическая подготовленность - важная универсальная компетентность допризывников. Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей. Физический компонент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца. Физическая готовность допризывника к службе в Вооруженных силах определяется главным образом способностью реализовать двигательные возможности в экстремальных условиях современного боя. Для исследования развития физической готовности юношей допризывного возраста (п-173) нами широко используются следующие тесты, которые приняты в современном комплексе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) (таблица 2), в том числе и показатели физической подготовленности с учетом нормативных требований комплекса ГТО VI ступени для промежуточной аттестации студентов на «Элективной дисциплине по физической культуре и спорту (Общая физическая подготовка)» [3].

В основе получения информации о состоянии и эффективности деятельности занимающихся студентов-призывников в процессе учебных занятий по «Элективной дисциплине физическая культура и спорт (ОФП)» лежит педагогический контроль с использованием адекватного тестирования из ВФСК ГТО. Контрольные упражнения (тесты), результат которых рассматривают как качественный и количественный показатель физической подготовленности. Педагогические тесты дают возможность объективно и комплексно определять отдельные стороны физической подготовленности студентов, оценить эффективность используемых средств и методов, выделить основные и вспомогательные упражнения для контроля над уровнем развития физических качеств. В соответствии с методикой обучения преподавателям кафедры физической культуры необходимо планировать и регулировать физическую нагрузку в строгом соответствии с возможностями организма занимающихся, способствовать развитию у них высокого уровня адаптации к мышечным напряжениям, т.е. соблюдать принципы физического воспитания - доступности и индивидуализации. Разрабатываемые тесты и нормативы позволяют в большей степени учесть различия в физическом состоянии студентов допризывного возраста, методически целесообразно подойти к проведению учебного процесса, определить уровень развития физических качеств каждого студента.

Для оценки физического состояния студентов мы опирались на следующие методические приемы, направленные на создание системы непрерывного контроля:

1) определение оптимального объема показателей;

2) выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели для массовых исследований (измерений).

Физическая подготовленность студентов допризывного возраста оценивается относительной шкалой оценок, разработанных на базе модельных статистических показателей подготовленности с учетом региональных, возрастных особенностей.

В основу разработки нашей шкалы оценивания показателей тестирования положена система нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО, предусматривающая установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов: 70% испытуемым (п-121) посильны нормативы бронзового значка ГТО, 20% (п-35) - серебряного значка ГТО и 10% (п-17) - золотого значка ГТО.

Физическая подготовленность юношей допризывного возраста зависит от занятий и тренировок на занятиях профессионально-прикладной физической культурой, ориентированной на подготовку будущих воинов.

Таким образом, в ходе проведённого экспериментального исследования решена задача и рассмотрены универсальные военно-профессиональные компетенции студентов призывного возраста, которые способны поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полной социальной и профессиональной деятельности, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Раскрыто содержание нового формата физической подготовленности призывника в ряды российской армии. Не всем современным юношам призывного возраста доступен золотой значок ГТО.

Обоснована актуальность безопасного прохождения обязательной военной службы по совокупности критериев сформированных военно-профессиональных универсальных компетенций студентов призывного возраста. Основными достоинствами предложенного отбора приоритетных универсальных компетенций для студентов призывников, готовящихся к военной службе. Возможность оценивания, тестирования и получение конкретного результата, определяющего уровень развития универсальных компетенций военно-профессионального профиля, а также формирование универсальных военно-профессиональных компетенций у студентов специальностей «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности», необходимых для прохождения обязательной военной службы осуществляется через систему освоения важных структурных элементов ВФСК ГТО.

Библиографический список

1. Гидрович С.Р, Егорова И.И., Курочкина А.Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. Санкт-Петербург, 2010.

2. Магомедов РР, Лещишин В.С. Технологизация военного образования в контексте повышения качества подготовки военнослужащих в сфере физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 211 - 213.

3. Магомедов РР, Адамова О.В. Мониторинг физического состояния занимающихся физической культурой: монография. Под общей ред. проф. РР Магомедова. Ставрополь, 2017.

4. Магомедов РР, Лещишин В.С. Краткий анализ педагогических условий формирования методической компетентности у военнослужащих в сфере физической культуры и спорта. Проблемы современного педагогического образования. 2018; Вып. 58; Ч. 1: 132 - 134.

5. Магомедов РР, Лещишин В.С. Методическая компетентность военнослужащего в сфере физической культуры и спорта как объект научной рефлексии. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 81 - 83.

6. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf

7. Available at: http://академия-ввс.рф/images/data/zhurnal_vks/5-2018/160-168.pdf

References

1. Gidrovich S.R., Egorova I.I., Kurochkina A.Yu. Kompetentnostnyjpodhod k formirovaniyu osnovnyh obrazovatel'nyh programm tret'ego pokoleniya. Sankt-Peterburg, 2010.

2. Magomedov R.R., Leschishin V.S. Tehnologizaciya voennogo obrazovaniya v kontekste povysheniya kachestva podgotovki voennosluzhaschih v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 211 - 213.

3. Magomedov R.R., Adamova O.V. Monitoring fizicheskogo sostoyaniya zanimayuschihsya fizicheskoj kul'turoj: monografiya. Pod obschej red. prof. R.R. Magomedova. Stavropol', 2017.

4. Magomedov R.R., Leschishin V.S. Kratkij analiz pedagogicheskih uslovij formirovaniya metodicheskoj kompetentnosti u voennosluzhaschih v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; Vyp. 58; Ch. 1: 132 - 134.

5. Magomedov R.R., Leschishin V.S. Metodicheskaya kompetentnost' voennosluzhaschego v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta kak ob'ekt nauchnoj refleksii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 81 - 83.

6. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf

7. Available at: http://akademiya-vvs.rf/images/data/zhurnal_vks/5-2018/160-168.pdf

Статья поступила в редакцию 06.06.19

УДК 371

Potapov I.A., master, North-Caucasian Federal University; choreographer, Stavropol City House of Culture; teacher of additional education MAU TO SDT

(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Filimonuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute

(Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

TRAINING OF YOUTH DANCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AS A MEANS OF SELF-ACTUALIZATION. The article presents the authors' general educational program "World of sports ballroom dance", used in the system of additional education of children on the basis of UIA TO "Stavropol Palace of Children's Creativity" and aimed at meeting the needs of students in creative self-realization. Ballroom dancing is located at the intersection of additional education, culture and sports. The combination of these three components allows a person to develop harmoniously. As a result of the study it is possible to identify the main motivating

factors affecting the degree of satisfaction of the need for creative self-realization. The analysis of these factors allows to make adjustments in pedagogical activity, to take into account interests of students, to estimate degree of their satisfaction from educational process and to improve it qualitatively. Key words: system of additional education, dancing, ballroom dancing, motivation, self-realization, creativity, sports training.

И.А. Потапов, магистр, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет»; балетмейстер, МБУК Ставропольский городской дом культуры; педагог дополнительного образования МАУ ДО СДДТ, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЁЖИ ТАНЦАМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СРЕДСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

В статье представлена авторская общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир спортивного бального танца», реализующаяся в системе дополнительного образования детей на базе МАУ ДО «Ставропольский Дворец детского творчества» и направленная на удовлетворение потребности обучающихся в творческой самореализации. Бальные танцы находятся на пересечении сфер дополнительного образования, культуры и спорта. Сочетание этих трех составляющих позволяет личности гармонично развиваться. В результате проведённого исследования удалось выявить основные мотивирующие факторы, влияющие на степень удовлетворения потребности в творческой самореализации. Анализ этих факторов позволяет внести коррективы в педагогическую деятельность, учесть интересы обучающихся, оценить степень их удовлетворенности от образовательного процесса и качественно его улучшить.

Ключевые слова: система дополнительного образования, танцы, бальные танцы, мотивация, самореализация, творчество, спортивная подготовка.

В иерархии потребностей потребность в самореализации является наивысшей. Особенность этой потребности заключается в том, что личность не может удовлетворить её полностью в единичных актах и действиях и, лишь удовлетворяя её в различных видах деятельности, личность находит свое место в системе общественных связей и отношений и находит свое место в этом мире [1].

Говоря о всесторонней и гармонично развитой личности, нужно делать акцент не только на богатстве и всесторонности её способностей, но и на её потребностях, в удовлетворении которых осуществляется самореализация человека. Творчество является производной реализации индивидом уникальных умений в определенной области, поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь [2 - 8].

У каждого есть потребность в реализации своего творческого потенциала. Такую возможность дает дополнительное образование, в котором существуют различные направления деятельности, позволяющие удовлетворять потребности в творческой самореализации личности [5]. Особой популярностью пользуются танцевальные направления.

Бальные танцы находятся на пересечении сфер дополнительного образования, культуры и спорта. Сочетание этих трех составляющих позволяет личности гармонично развиваться. Но в последние годы наблюдается серьезный перекос в сторону спортивной составляющей бальных танцев. Обучающиеся «натаскиваются» на участие в соревнованиях, процесс обучения превращается в дрессировку, а воспитание ребенка отступает на второй план.

В настоящее время не получил должного научного обоснования вопрос о роли бальных танцев в формировании художественно-эстетической культуры детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, а также не оценена эффективность занятий бальными танцами в удовлетворении потреб-

ности в творческой самореализации молодежи. Назрела необходимость в рассмотрении и решении современных проблем обучения спортивному бальному танцу в условиях учреждения дополнительного образования, опираясь на историю зарождения культуры бального танца в России и требования общества к современной личности.

Цель нашего исследования заключалась в качественном улучшении процесса обучения бальным танцам в рамках дополнительного образования, таким образом, чтобы помимо того, что его освоение было возможно каждым желающим, с учетом его физических и психофизических возможностей и отвечало современным запросам общества, но и было направлено на развитие личности и её творческую самореализацию.

Базой исследования являлось Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Ставропольский дворец детского творчества» и существующие уже много лет на базе Дворца образцовый ансамбль бального танца «Меридиан» и танцевально-спортивный клуб «Алмаз». Учащимся были заданы вопросы: «Почему вам нравится заниматься бальными танцами?» и «В чем лично для вас проявляется эффективность занятий?» В опросе принимало участие 69 человек (41 девушка и 28 юношей) в возрасте от 14 до 18 лет. Все полученные результаты были обобщены и результаты опроса представлены на рисунке 1.

Анализ результатов показывает, что для юношей наибольшее значение имеют их физическое развитие и общение со сверстниками, а эстетическая сторона занятий бальными танцами не так важна. Для девушек наибольшее значение физическое развитие и осанка, эстетика и красота танцевального искусства. Так же важна возможность побороть собственные комплексы, такие как боязнь сцены и неуверенность в себе.

На вопрос об уровне потребности участников коллектива в творческой самореализации и степени её удовлетворения в результате занятий танцами, были

Рис. 1. Мотивация обучающихся образцовогоансамбля бального танца«Меридиан»МАУДО«СДДТ» и танцевально-спортивногоклуба «Алмаз»

0123456789 10

Изменение собственной оценки уровня творческой самореализации V девушек "до" и "после" начала занятий танцами

■ Изменение собственной оценки уровня творческой самореализации у юношей "до" и "после" начала занятий танцами

■ Потребность в творческой самореализации у девушек

■ Потребность в творческой самореализации у юношей

Рис. 2. Потребность в творческой самореализации обучающихся образцового ансамбля бального танца «Меридиан» МАУ ДО «СДДТ»

итанцевально-спортивного клуба«Алмаз»

получены результаты, представленные на рисунке 2. Необходимо было по шкале от 1 до 10 (где 1 - неудовлетворительно, а 10 - отлично) оценить уровень своей потребности в творческой самореализации в целом, и уровень удовлетворения этой потребности «до» и «после» того как участники коллектива начали заниматься танцами.

Анализ полученных результатов показал, что занятия в танцевальном коллективе практически полностью удовлетворяют потребность учащихся в творческой самореализации.

Участники образцового ансамбля бального танца «Меридиан» МАУ ДО «СДДТ» и танцевально-спортивного клуба «Алмаз» занимаются по авторской общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир спортивного бального танца», которая ориентирована на творческое саморазвитие учащихся. Обучение проходит в три этапа и имеет концентрическую структуру - с каждым уровнем происходит углубление, расширение содержания материала, увеличивается сложность практических навыков, которые реализуются в концертных выступлениях.

Первый уровень (1 год обучения) - вовлечение детей в процесс обучения бальным спортивным танцам, воспитание интереса, обучение стойке, балансу, технике трех танцев европейской программы и трех танцев латиноамериканской программы [4], правила поведения на соревнованиях, воспитание выносливости в целом и подготовка тела к нагрузкам, с учетом специфики спортивного бального танца. Обучающиеся первого года - дети младшего школьного возраста 8-10 лет. Они умеют взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Потребность в положительных эмоциях и успехах со стороны педагога и родителя во многом определяет их поведение [6]. Программа учитывает эту потребность, опирается на позитивное взаимодействие с детьми и получение от обучающихся положительной ответной реакции. Выступления на конкурсах и фестивалях всегда вызывают бурюэмоций.Победыпридаютдетям уверенностьвсебе.

Второй уровень (2-3 год обучения) - обучение технике четырех европейских и четырех латиноамериканских танцев, развитие навыков стойки и баланса, работа над музыкальностью исполнения, развитие исполнительской культуры, основы актерского мастерства, ознакомление с историей танцев народов мира и спортивных бальных танцев, активное участие в конкурсах и фестивалях по спортивным бальным танцам, развитие силы воли, упорства и т. д. Возраст обучающихся 11-15 лет. Это время бурной психофизиологической перестройки и развития социальной активности детей, Время становления собственного «Я», стремительного наращивания знаний, умений. Успешность во многом зависит от мотивации [3], от того личностного смысла, которое обучающиеся вкладывают в занятия. Особое значение имеет обсуждение результатов выступлений на конкурсах и фестивалях, оценка действий каждого отдельного воспитанника и коллектива в целом, позволяющее повысить творческий уровень группы. Современная мода, а также индивидуальные интересы и склонности обучающихся отражаются в индивидуальном стиле пары и в её имидже. Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с партнером и другими детьми [4; 7]. Развивается упорство, стремление к победе и самосовершенствованию, командный дух.

В программе это развитие стимулируется через участие в различных конкурсах и фестивалях.

Третий уровень (4-5 год обучения) - обучение технике пяти европейских и пяти латиноамериканских танцев, совершенствование навыков стойки и баланса, музыкальности, усложнение и совершенствование техники, совершенствование актерского и исполнительского мастерства, активная соревновательная, концертная деятельность. Возраст обучающихся 15 - 18 лет. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения, самосовершенствования и вступления во взрослую жизнь [7]. Формируются профессиональные интересы, потребность в достижении поставленных целей, способность строить долгосрочные жизненные планы на будущее, утверждается самостоятельность и самодостаточность личности. Для пар, демонстрирующих лучшие результаты, предусмотрено составление индивидуального календарного плана участия в конкурсах ифестивалях.

Особое внимание уделяется русскоязычному музыкальному материалу при постановке номеров. Существует социальный заказ на использование русскоязычной и народной музыки. Для совмещения спортивных бальных танцев и народной музыки используется народная стилизация. Подобные композиции знакомят детей с культурой не только европейских и латиноамериканских танцев, но и с русскими народными и эстрадными танцами.

Отличительной особенностью образовательной программы является то, что её окончательные практические опыты будут реализовываться в концертных выступленияхучащихся студиииихучастие в конкурсах и фестивалях.

Обучение по программе «Мир спортивного бального танца» способствует гармоничному развитию детей в рамках дополнительного образования и, по уровню полученных знаний, является профессионально ориентированным.

В среднем, пара тренируется 8 часов в неделю. Опрос показал (рисунок 3), что для юношей и девушек оптимальное желаемое количество часов занятий в неделюбольшереальнозатрачиваемогонаэтовремени.

При этом для юношей желаемое количество часов в среднем 19.44, а для девушек 13,21. Эти цифры говорят о том, что для юношей наиболее важна спортивная составляющая при занятии танцами, в которой не получается реализовать себя на 100%, т.к. для этого необходимобольше времени проводить в зале. А девушкам лучше получается удовлетворить свою потребность в творческой самореализации, за счет приближения к внутреннему идеалу эстетики и красоты и борьбы со своими комплексами. Образовательная программа - это минимум, который необходим для освоения материала по бальной хореографии. Дополнительные индивидуальные уроки позволяют закрепить материал, углубить полученные знания и усовершенствовать практические навыки.

Для поддержания интереса обучающихся к занятиям проводятся мастер-классы с ведущими специалистами по бальным танцам России. Ежемесячно обучающиеся образцового ансамбля бального танца «Меридиан» МБУ ДО «СДДТ» и танцевально-спортивного клуба «Алмаз» участвуют в городских, краевых, российских и международных соревнованиях по танцевальному спорту и в фестивалях разного уровня. Так 1 июня 2019 года МАУ ДО СДДТ прошел отчет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.