basic methodological aspects of rural population employment in a post-crisis period are formulated.
Key words: agriculture; rural population employment; crisis consequences; work maintenance of the agrarian
enterprises; employment in a personal part-time farm; methodological aspects of rural population employment in a post-crisis period.
УДК 300.331+35
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ © Н.В. Киселёва, А.Ж. Тазаян
В статье рассмотрены малые предприятия, их особенности и роль в развитии сельских территорий. Отмечена инновационная составляющая малого бизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство; агрополисы; сельские территории.
Улучшение жизни на селе и развитие агропромышленного производства отнесены Президентом РФ к приоритетным направлениям социально-экономической политики. Общество заинтересовано не только в повышении уровня продовольственной самообеспеченности страны, но и в сохранении многофункциональности сельского хозяйства, исторического уклада жизни сельского населения, улучшении окружающей среды.
Сельская экономика представлена следующими основными отраслями: сельским и лесным хозяйством, торговлей, промышленностью, производством стройматериалов. Однако развитие сельской местности в большей степени зависит от состояния сельского хозяйства как наиболее крупной сферы экономики, обеспечивающей сохранение
природы и уход за культурным ландшафтом. Устойчивое развитие сельского хозяйства подразумевает постоянное и достаточное снабжение населения продовольствием на основе передовых экологически-ориентиро-ванных технологий, сокращение безработицы, повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью.
Но в современных условиях народное хозяйство страны имеет ограниченные общественные, финансовые и другие ресурсы. Это ставит перед администрациями на федеральном и региональном уровнях вопрос о выработке соответствующей региональной и структурной политики, составной частью которой является поиск новых форм организации хозяйственной деятельности. Процесс перехода к устойчивому развитию сельских
территорий - это многоэтапный процесс, лежащий не только через планирование, формирование программ социально-экономического развития, но и организацию этого развития посредством проектирования и создания малых предприятий, осуществляющих мобилизацию потенциала, его использование и настройку на саморазвитие в целях преодоления бедности и повышения благосостояния. Использование преимуществ малых предприятий способствует общеэкономическому развитию в сельской местности, облегчает диверсификацию производства и содействует расширению предпринимательства. Вот почему политика поддержки аграрного сектора может быть связана и с проведением мероприятий по стимулированию малого бизнеса.
Как показывает опыт развития мировой экономики, целенаправленная политика, ориентированная на поддержку и создание условий развития малого бизнеса, минимизацию рисков, оказывающих негативное влияние на его функционирование, способствует достижению сбалансированного экономического роста. Для сельских территорий особое значение приобретает способность малых предприятий гибко реагировать на изменения факторов внешней среды и особенности индивидуального потребительского спроса. Это дает возможность удовлетворения потребительских предпочтений во всем их разнообразии.
В Российской Федерации к малым предприятиям относятся предприятия, соответствующие следующим критериям численности занятых: в промышленности, строительстве и
на транспорте - с численностью работающих до 100 человек, в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - до 60 человек, в оптовой торговле - до 50 человек, в розничной торговле и в бытовом обслуживании -до 30 человек, остальных отраслях - до 50 человек.
Также в качестве критерия малого предприятия можно рассматривать его внутренние потенциальные возможности самодвижения, саморазвития, самосовершенствования, обеспечивающие выработку и реализацию наиболее эффективного механизма рыночного хозяйствования даже в стихийных условиях нестабильного рынка. Данный принцип можно назвать принципом малого бизнеса, формирующим качество экономического роста [1].
Еще одним качественным критерием отнесения предприятия к малому является отношение владельца предприятия к труду и управлению предприятием, степень его контакта с персоналом. Мелкий предприниматель сам управляет своей фирмой и имеет прямой контакт со своими работниками. Средний предприниматель имеет наемных работников умственного труда, контактирует в основном с ними, осуществляя общее управление предприятием. Крупный предприниматель отделен от управления предприятием и не имеет прямого контакта со своим персоналом и особенно рабочими [2].
Финансово-экономический анализ, проведенный исследователями, показал, что малые предприятия по сравнению с крупными имеют более высокие показатели по фондоотдаче, выпуску продукции на 1 кВт/ч потребленной энергии, трудоемкости. По сравнению с крупными, на малых предприятиях заметен более низкий уровень фондовооруженности и электровооруженности труда и, как следствие, более низкий уровень производительности труда при более высоком уровне трудоемкости. В то же время фондоотдача и электроотдача существенно выше по сравнению с крупными предприятиями [3].
Категория «малый бизнес» должна рассматриваться в экономике с точки зрения микро- и макроанализа. На микроуровне малый бизнес представляет собой организационную характеристику предпринимательства, начальный этап развития малых предприятий. С точки зрения макроанализа малый
бизнес следует рассматривать как совокупность предприятий, обладающих устойчивыми количественными и качественными характеристиками. Так как количественные и качественные ограничения не характеризуют всей специфики данной хозяйственной формы, необходимо учитывать такие отличительные факторы, как вид деятельности, методы и техника исполнения основных действий, тип связей с окружением.
Малые предприятия реализуют в экономике следующие функции, предопределяемые его макро- и микроэкономическими преимуществами перед крупными формами предпринимательства [1, 4].
1. Организация и управление созданным производством или другой деятельностью, создание новых рабочих мест. Относительная легкость организации нового малого предприятия обеспечивает формирование конкурентной среды в экономике. Высокий профессиональный и образовательный уровень рабочей силы предприятий малого бизнеса позволяет считать их источниками высококвалифицированных ресурсов.
2. Ускорение инновационных процессов, внедрение новых технологий, выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источников его постоянного обновления, выявление, исходя из намеченной производственной программы, необходимых ресурсов и сырья. Ввиду того, что инновационность является ключевой характеристикой предпринимательства, поиск нового сочетания факторов производства позволяет определить наиболее оптимальный вариант использования ограниченных ресурсов. Расходы на НИОКР в расчете на одного занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса примерно в 1,5 раза выше, чем в крупных компаниях. Малый бизнес в 2,5 раза более инновационен и в 24 раза его затраты более эффективны, чем у крупного бизнеса.
3. Малые предприятия являются потенциальными источниками большей части налоговых поступлений. Эта функция может быть реализована при грамотном проведении налоговой политики, прежде всего отсутствии налогового пресса. Так, в странах с развитой экономикой в виде прямых налогов изымают до 60 % прибыли, в России - до 90 %, что существенно снижает эффективность действующей налоговой системы.
4. Удовлетворение интересов крупных корпораций в результате развитых форм сотрудничества малых и крупных предприятий, что также является источником роста и развития малых форм бизнеса. Крупнейшие предприятия за рубежом опираются на огромное количество микрофирм с высоким уровнем пооперационной специализации, компьютерного обеспечения и ответственности.
5. Установление рыночного равновесия: определение параметров изделия, вида, производства, объема выпуска товара, рынка сбыта и канала движения продукции; повышение качества товаров и услуг, а также удовлетворение запросов покупателей, изучение потребностей потребителя и их платежеспособности. В странах с развитыми рыночными отношениями сферы малого и среднего бизнеса устойчиво создают до 50-60 % ВВП.
6. Преодоление кризисных ситуаций, о чем свидетельствует мировая история экономики. Большинство антикризисных программ практически во всех странах мира делают основной упор на развитие малого бизнеса и поддержку малого бизнеса вследствие высокой адаптивности малых предприятий к изменяющимся условиям внешней среды в неустойчивой экономике.
7. Ускорение экономического роста, выражаемое в увеличении основных социальноэкономических показателях, прежде всего увеличение выпуска продукции и улучшение уровня и качества жизни населения.
Реализация функций малого бизнеса в экономической системе приобретают все большее значение не только для российской экономики в целом, но и для отдельных отраслей. Несмотря на то, что малый бизнес до сих пор не занял достойного места в экономической системе страны, необходимо внимание к особенностям и проблемам его развития в аграрном секторе. Сельское хозяйство может конкурировать с общепитом и торговлей по степени привлекательности для малых предприятий, а главным стимулом является собственность на средства производства, в данном случае - на землю.
Недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для поддержки сельских территорий, может быть уравновешен процессом создания небольших, мобильных производств, не требующих больших финансовых вливаний и обладающих необходимыми спе-
циалистами. Создание условий для развития малого бизнеса в сельской местности обеспечивает возможности достижения и экономических, и социальных целей: увеличение производства товаров и услуг, создание новых рабочих мест, рост уровня дохода и уровня жизни населения, использование территориальных ресурсов. Одним из путей развития малых предприятий, деятельность которых обеспечит достижение поставленных целей, является разработка инструментов поддержки бизнеса, прежде всего, создание объектов инфраструктуры поддержки.
К объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса относят совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие виды деловых услуг, необходимых для развития бизнеса и формирования условий для производства товаров и услуг. Их целью является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научнотехническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в прочих аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей [5].
В регионах России созданы и функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в т. ч. 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого и среднего бизнеса, более 65 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств создано 50 инновационно-технологических центров (ИТЦ) [6].
Выход на качественно новый уровень развития малого предпринимательства на сельских территориях предполагает использование его инновационной составляющей. Это связано с выбором восприимчивых к инновациям групп населения, готовых проявить
себя в качестве предпринимателей. Наиболее восприимчивой к инновациям нам представляется молодежная среда. Необходимость стимулирования предпринимательской активности обусловливает деятельность региональных структур развития малых предприятий. Одним из путей развития молодежного предпринимательства является деятельность регионального бизнес-инкубатора, занятого «выращиванием» предпринимательских
структур [7, 8].
Организацию и координацию решения данных задач в масштабах отдельных регионов могут взять на себя структуры, осуществляющие взаимодействие власти и бизнеса. Это позволит активизировать и скоординировать действия органов власти всех уровней, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, образования, негосударственных структур, объединений предпринимателей; направить в практическую плоскость образовательный процесс подготовки кадров для решения региональных социально-экономических проблем, формировать молодежные бизнес-группы для строительства собственного жилья и производственных объектов с ориентацией на их послевузовскую деятельность; использовать предпринимательский ресурс в реализации программ социально-экономического развития региона; развить экономику муниципальных образований с участием студенческой молодежи; способствовать целенаправленной государственной политике по созданию условий развития бизнеса в районах области.
По данным опросов, значительная часть молодых специалистов не находят такую работу по специальности, которая удовлетворяла бы их потребности не только в оплате труда, но и в условиях проживания в сельской местности. Привлекательность труда в сельской местности можно существенно повысить не единичным строительством домов, а строительством молодежных агрополисов, оставляя коллектив молодежи как ресурс. Актуальность создания инновационно-производственных зон агрополисов определяется современным состоянием системы оплаты труда молодых специалистов и связана с необходимостью обеспечения молодых специалистов жильем, работой, инвестиционной и информационно-инновационной поддержкой. Начиная с 1-2 курса молодежь, по выбо-
ру и согласованию с организационным центром, определяет не только место работы, но и коллектив соратников, в который входят и молодые специалисты, старшекурсники. Помогая с обустройством производственно-учебно-научных организаций в молодежных поселениях - агрополисах, ноополисах, технополисах, они определяют место работы и строительство жилья усадебного типа. При этом строительство молодежных городков должно осуществляться на базе инфраструктуры разрушенных поселений, но быть не хаотичной застройкой, а современным проектированием с учетом информационной, коммуникационной, социальной инфра-
структур. Агрополисы могут рассматривать -ся как точки роста развития территорий области [7, 9].
Ресурсным началом в данной программе следует считать не только научно-практические ресурсы вузов, инвестиции (федеральные, региональные и частные), но и сформированный в вузовской среде коллектив молодежи. Этот ресурс молодежного коллективизма должен переноситься и на послевузовскую производственную деятельность, жизнь молодых семей в атмосфере общих интересов, как экономических, так и социальных. Разработчиком данной концепции могут быть высшие учебные заведения, инновационные бизнес-центры, соисполнителями -действующие бизнес-структуры и объединения промышленников и предпринимателей.
Таким образом, переход к устойчивому развитию сельских территорий требует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях считается основополагающей. В современных условиях большое внимание должно уделяться развитию не только аграрного производства, но и сельской инфраструктуры, переработке продукции, развитию местных ремесел, сферы услуг. Наличие эффективно работающих малых предприятий в сельском хозяйстве содействует занятости населения и укреплению экономических основ региона.
1. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2007.
2. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес. М., 2007.
3. Глухов В. В. Экономика малого предпринимательства. М., 2008.
4. Шахмалов Ф.И., Котилко В.В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М., 2007.
5. Карама И.М. Малый бизнес как элемент территориальной экономической подсистемы. Чебоксары, 2006.
6. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства / Голикова В.В. [и др.]. М., 2007.
7. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики / Баутин В.М. [и др.]. М., 2004.
8. Шайкин В.В., Ахметов Р.Г. Развитие сельской местности. Теория и практика. М., 2006.
9. Артамонов А.Д., Бетин О.И., Богданов И.Я., Гордеев А.В., Мерзлов А.В., Сергеев И.И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов, 2005.
Поступила в редакцию 17.09.2009 г.
Kiselyova N.V., Tazajan I.Zh. Use of organizational features of a small-scale business in social and economic development of rural territories. In the article small enterprises, its features and a role in development of rural territories are considered. The innovative component of a small-scale business is noted.
Key words: small-scale business; agro-polices; rural territories.
УДК 338
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТОЧКИ РОСТА КАК КАТАЛИЗАТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ © С.В. Беляев
В статье рассмотрены процессы активизации потенциальных точек роста и экономического развития региона. Особое внимание уделено исследованию эволюции понятий «точки роста», «точки экономического роста», «потенциальные точки экономического роста», а также качественно нового объекта изучения - «потенциальные точки социально-экономического развития», что обусловлено современными тенденциями регионального развития, потребностями выравнивания.
Ключевые слова: активизация; экономический рост; точки роста; точки экономического роста; потенциальные точки экономического роста; потенциальные точки социально-экономического развития.
В современных условиях функционирования экономики России с учетом специфики регионального развития становится очевидной необходимость поиска, идентификации первостепенных, региональных ключевых возможностей, активизировав которые можно во многих случаях инициировать решение комплексов не только назревших, но и возможных в будущем региональных проблем.
В настоящее время к проблематике социально-экономического развития регионов проявляется большое внимание. Несмотря на отсутствие фундаментальных исследований в этой области, становится очевидным и бесспорным появление нового объекта экономических интересов и экономической деятельности - феномена точек роста (ТР). Несмотря на то, что этот и родственные ему термины широко используются в литературе, современный период по существу является
начальной стадией в исследовании специфики, содержания, характерных черт данного феномена. Как показывает анализ экономической литературы, феномен ТР пока исследуется с позиций набора и анализа эмпирических подходов и не раскрывается с необходимой полнотой. В современной теории и практике отсутствуют серьезные обоснования самого понятия ТР, а также необходимости использовать возможные ТР в целях активизации и интенсификации решения актуальных социально-экономических проблем; не определен четкий механизм поиска, идентификации и последующей классификации по ряду критериев и признаков тех самых ключевых точек - точек роста - в структурном, пространственно-временном отношении, а также, что наиболее важно, механизм их активизации. Поэтому, прежде всего, следует рассмотреть более подробно и уточнить,