Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие сельских территорий Алтайского края: опыт и проблемы'

Социально-экономическое развитие сельских территорий Алтайского края: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / ПРИУМНОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА / СТРАТЕГИЯ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / EMPLOYMENT AND LIVING STANDARDS OF RURAL POPULATIONS / NATURAL OF RESOURCES AND PROTECTING THE NATURAL ENVIRONMENT / INCREASE THE CULTURAL POTENTIAL OF THE VILLAGE / STRATEGY AND PROGRAM DEVELOPMENT IN RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першукевич П. М., Гриценко Г. М.

В статье на примере Алтайского края рассмотрены ключевые аспекты устойчивого развития сельских территорий, показана роль региональных органов управления в реализации целей государственной политики в этой сфере, раскрыты проблемы организации переработки и сбыта продукции для субъектов малого аграрного бизнеса, показаны на -правления продвижения продукции региона на международные рынки, проблемы, связанные с оплатой труда работников сельского хозяйства и диверсификацией сельской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Першукевич П. М., Гриценко Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL LANDS IN ALTAI REGION: THE EXPERIENCE AND PROBLEMS

In the article on the Altai region covered key aspects you have sustainable development in rural areas, shows the role of regional governments in implementing the goals of public policy in this area, revealed the problem of how a small processing and marketing of production for small agricultural businesses, are shown direction of the promotion products in the region to international markets, the problems associated nyewage workers in agriculture and diversification of the rural economy.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие сельских территорий Алтайского края: опыт и проблемы»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

П.М. ПЕРШУКЕВИЧ, академикРоссельхозакадемии, директор

Г.М. ГРИЦЕНКО, доктор экономических наук, зав. лабораторией

Сибирский НИИЭСХ Россельхозакадемии E-mail: economika@ngs.ru

Резюме. В статье на примере Алтайского края рассмотрены ключевые аспекты устойчивого развития сельских территорий, показана роль региональных органов управления в реализации целей государственной политики в этой сфере, раскрыты проблемы организации переработки и сбыта продукции для субъектов малого аграрного бизнеса, показаны на -правления продвижения продукции региона на международные рынки, проблемы, связанные с оплатой труда работников сельскогохозяйства и диверсификацией сельской экономики. Ключевые слова: занятость, уровень и качество жизни сельского населения, использование природных ресурсов и сохранение природной среды, приумножение культурного потенциала села, стратегия и программы развития сельских территорий

Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г определено 7 целей государственной политики в этой сфере: создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;

устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;

увеличение занятости, уровня и качества жизни населения, приближение села к городским жизненным стандартам;

замедление процесса депопуляции, стабилизация численности населения и увеличение продолжительности жизни;

сокращение меж- и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;

рационализация использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды;

сохранение и приумножение культурного потенциала. Рассмотрим возможные пути их достижения на примере Алтайского края.

Для выполнения селом производственной функции необходимы благоприятные социально-экономические условия, способствующие повышению конкурентоспособности его продукции. Это возможно только в результате развития переработки. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края вносят значительный вклад в его развитие, производя 35 % от объема промышленной продукции. Поэтому в регионе значительное внимание уделяется их реконструкции и модернизации. Однако этот процесс коснулся в основном крупных предприятий. А для развития сельских территорий нужны прежде всего предприятия районного звена. Еще большее обострение проблемы переработки молока-сырья имеющимися мощностями можно прогнозировать в связи с принятием краевой программы, предусматривающей строительство, реконструкцию и модернизацию 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм, после реализации которой объем производства молока должен вырасти на 48,6 тыс. т

Нацеленность региональных органов управления на формирование высокотоварного производства решает важную государственную задачу обеспечения продовольственной безопасности. Однако внутри региона на важнейших товарных рынках (зерна, молока) происходит активный процесс монополизации, в результате которого мелкому товаропроизводителю, составляющему основу сельской экономики, места практически не остается. В этой ситуации мы считаем необходимым активнее использовать опыт Комитета по сельскому хозяйству Европарламента, который обосновал комплекс мер по регулированию отрасли: необходимость выработки механизма подачи жалоб на несправедливые действия участников рынка и соответствующие наказания за злоупотребления с частными торговыми марками, например, использование «собственного бренда» розничных торговцев;

создание европейского наблюдательного пункта за аграрными ценами и торговой маржой;

ограничение господствующих рыночных позиций на каждом этапе продовольственной цепочки, включающей перерабатывающую промышленность и розничных торговцев, а также публичное наказание за нарушение этого требования;

введение фиксированной наценки в розничной торговле;

обязательная ежегодная отчетность ведущих торговых домов, переработчиков, оптовиков и представителей розницы о своей доле в торговле основными продуктами питания;

обязательное заключение стандартных контрактов, предотвращающих задержку выплат, перепродажу с убытками, выплату необоснованных гонораров за включение в списки («листинг»);

сокращение максимального периода, разрешенного для оплаты по цепочке «покупатель - производитель» до 30 дней [2].

Для обеспечения устойчивого повышения эффективности сельского хозяйства и вклада отрасли в экономику страны и благосостояние российских граждан администрация края и крупный бизнес проводят большую работу по продвижению региональной продукции на национальный и международные рынки, привлечению иностранного капитала и крупных торговых сетей. Сегодня Алтайский край поставляет свое сельскохозяйственное сырье и продовольствие как минимум в третью часть регионов России, в том числе на Север, на международном рынке сотрудничает с Монголией, Китаем, Испанией, Республикой Казахстан, Францией, Германией, Индонезией [3-8]. Редкий регион может похвастаться такими широкими связями в агропродовольственной сфере. Однако они могли бы быть еще шире, если бы товаропроизводители владели знаниями о европейских стандартах качества, имели доступ к недорогой переработке и упаковке продукции, а главное - могли бы участвовать в формировании крупных партий товара. К сожалению, сегодня такие ресурсы есть только у крупных компаний, составляющих не более четверти хозяйствующих субъектов отрасли.

Говорить о серьезном вкладе региона в экономику страны, укрепление ее продовольственной безопас-

ности можно только при условии эффективного ведения сельскохозяйственного производства. Однако в Алтайском крае при беспрецедентном уровне государственной поддержки и благоприятнейших природно-климатических условиях урожайность зерновых остается одной из самых низких среди основных зернопроизводящих регионов Сибири (см. табл.).

Во многом это обусловлено тем, что так называемые «эффективные собственники» скрывают часть урожая. Это, в свою очередь, служит причиной низкой заработной платы в сельском хозяйстве Алтайского края, по сравнению не только с ее уровнем в остальных отраслях региона, но и относительно заработной платы в отрасли в других субъектах Федерации.

В Алтайском крае отлично организована разработка территориальных государственных программ. Только в 2010 г. Комиссия по координации вопросов кредитования АПК приняла решение о поддержке 13 региональных проектов в виде субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. Такой подход повышает товарность производства и конкурентоспособность продукции [1]. Однако возможности софи-нансирования у регионального бизнеса ограничены. Значительный по объёму собственный (местный) капитал накоплен в основном у зернопереработчиков, при этом многие из них, в том числе и сельскохозяйственные, принадлежат инорегиональным структурам. Активы предприятий других отраслей недостаточны,

Таблица. Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий чтобы своими вложениями из-Сибирского федерального округа (в расчете на убранную площадь), ц/га менить технический ур°вень

производства. Предложенный

наименование 1 2004 г. 12005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Сибирский федеральный округ 14,0 11,9 15,3 14,3 18 0

Алтайский край 10,9 8,8 10,4 13,2 11,3 15 3

Красноярский край 20,8 16,2 15,9 19,7 22,4 23 5

Иркутская область 15,9 15,3 14,9 18,6 19,6 18 5

Кемеровская область 17,3 15,0 15,1 19,6 19,5 21 0

Новосибирская область 14,4 10,9 11,5 15,9 15,7 18 9

Омская область 14,6 13,9 14,2 15,3 11,4 19 0

Томская область 17,1 14,0 12,3 15,5 16,6 15 9

Заключаемые сегодня соглашения между администрациями края и главами муниципальных районов, в том числе о поддержке заработной платы на уровне не менее 10 тыс. руб., на наш взгляд, не решит этой проблемы до тех пор, пока каждый руководитель предприятия, вступая в должность, не будет заключать договор с коллективом и брать на себя обязательства по уровню развития производства и своевременной выплате заработной платы, адекватной труду. Контроль за соблюде-

Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края механизм вовлечения инвестиций позволяет решить эту проблему лишь отчасти [3] .

Модернизацию, как основу развития отрасли, сдерживает и инерционность мышления отдельных руководителей и собственников предприятий. Единственный серьезный рычаг государства в этом вопросе - меры технического регулирования, стандарты и регламенты, принуждающие к инновациям - покупке нового более экономичного оборудования, техники, производству продукции определенного качества. Для этого приняты правила Таможенного союза, введены европейские стандарты, однако для разработки соответствующей законодательной базы нужны дальнейшие исследования.

с > Тип 1. Регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития: регионы с интенсивным сельским хозяйством и относительно плотным крупноселенным расселением; регионы с экстенсивным сельским хозяйством и разреженным сельским расселением; республики Поволжья и Предуралья с интенсивным сельским хозяйством; республики Северного Кавказа и Юга Сибири с экстенсивным традиционным сельским хозяйством. Г N Тип 2. Регионы с поли-функциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности.

т т

ТИПЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

± Л.

▼ л Тип 3. Регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии: с наиболее неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности; с относительно неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности; с сочетанием неблагоприятных социальных и природных условий развития сельской местности. ( Л Тип 4. Регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природноклиматическими условиями ее развития: очагового освоения с преобладанием добывающей и лесной промышленности; малозаселенные северные территории. V ^

Рисунок. Типы сельских территорий Российской Федерации.

нием этих договоров нужно закрепить законодательно, а их выполнение должны обеспечивать исполнительные органы власти. Кроме того, необходимо расширять полномочия районных органов управления по отношению к местному бизнес-сообществу в вопросах регулирования социальных сторон его деятельности.

Сегодня задачи устойчивого роста сельской экономики решаются только на основе софинансирования.

Сегодня для всех стало аксиомой, что проблему сельской занятости, которая кратно превышает городскую (напряженность на рынке труда в городе составляет 8,6, в селе - 62 человека на 1 рабочее место), можно решить только путем диверсификации экономики. И процесс этот не должен идти стихийно. Нужна разработка целевых программ, направленных на производство импортозамещающих товаров народно__ Достижения науки и техники АПК, №06-2011

го потребления, включающих создание новых рабочих мест, переквалификацию кадров, госзаказ на вновь осваиваемую продукцию и формирование системы ее продвижения в регионе и за его пределами. Такие программы должны быть в каждом муниципальном районе.

В плане приближения села к городским жизненным стандартам в крае реализуется много пилотных проектов, однако на ситуацию в целом они значительного влияния не оказывают. Реконструкция водоснабжения ведется лишь в 13 из 60 муниципальных районов, дороги, кроме федеральных трасс, находятся в крайне плачевном состоянии, а средства, выделенные из федерального бюджета (18 млрд руб.), вряд ли решат проблему, так как места строительства будут определять, исходя из численности населения (не меньше 125 тыс. человек) и их удаленности от существующих трасс (не более 5 км). Решать эту проблему на уровне районов, на наш взгляд, следует только собственными силами. В России уже есть положительный опыт создания частных дорожно-строительных компаний и кооперативов, имеющих собственные асфальтовые и кирпичные заводы. И этот опыт следует шире внедрять в практику.

Несмотря на привлечение инвестиций АО «Росга-зификация» и АО «Инновация», уровень газификации в Алтайском крае составляет всего 10,6 %. Это обусловлено высокой себестоимостью строительно-монтажных работ, что связано с отсутствием современных технологий; труднодоступностью отдельных населенных пунктов; низким уровнем платежеспособности сельского населения и муниципальных бюджетов; опасениями относительно безопасности эксплуатации газового оборудования.

Решение первых двух проблем, на наш взгляд, возможно при взаимодействии региональных органов управления с менеджментом компании-исполнителя, двух других - при активной позиции районных органов управления, часто не готовых к этому.

Замедлить депопуляцию населения можно только удержав молодежь, и программы строительства жилья вряд ли решат эту проблему, так как их ресурсы ограничены. Образованные и амбициозные в состоянии самостоятельно купить и обустроить жилье. Но для этого нужны высокие доходы и общественное признание. Удовлетворить первую потребность можно путем создания благоприятных условий ведения малого бизнеса, вторую - с помощью морально-организационного стимулирования, поддерживающего в молодых лидерах чувство востребованности. Губернатор Алтайского края умеет это делать, но системного подхода к решению такой проблемы нет. Нужна не просто молодежная политика, а продвижение молодых сельских предпринимателей, основывающих свой бизнес на социальном партнерстве и инновационных технологиях.

Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. выделено 4 типа и 9 подтипов сельской местности (см. рисунок).

Алтайский край относится к подтипу 1б, который характеризуется экстенсивностью сельского хозяйства и разреженным расселением, преимущественно зерновой и молочно-мясной специализацией. Исследования наших ученых позволили разделить территорию региона по таким же критериям, что служит основой для обоснования в каждой из групп своей аграрной политики и направлений господдержки, позволяющих сократить внутрирегиональную дифференциацию в уровне и качестве жизни сельского населения.

Рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды в Алтайском крае связаны, прежде всего, с его главным богатством -землями сельскохозяйственного назначения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель и утверждение её результатов позволило бы выйти на новый уровень налогообложения. Однако в ходе этих мероприятий стоимость отдельных участков была необъективно завышена, что стало существенной проблемой для начинающего бизнеса и предпринимателей, которые развивают производственные виды деятельности. Поэтому сегодня при определении платежей необходим индивидуальный подход, учитывающий структуру себестоимости производимой продукции и услуг, что требует глубокого научного обоснования.

Главный неиспользуемый ресурс - решение проблемы сохранения и приумножение культурного потенциала села, способность творческой части населения заниматься народными промыслами. Это особенно актуально в связи с развитием в крае туризма. Федеральным законодательством регионам делегировано право разработки и утверждения перечня видов ремесленной деятельности, которые дают возможность субъектам малого предпринимательства претендовать на получение государственной поддержки в рамках местных целевых программ.

В Алтайском крае проделана значительная работа по стратегическому планированию развития экономики, результатом которой стала реализация 7 краевых и 12 ведомственных программ, позволивших на каждый рубль бюджетных средств привлечь 14,4 руб. заемных ресурсов. А создание более 900 рабочих мест дало возможность восстановить докризисный уровень безработицы на селе.

Однако, как показали наши исследования, участие в той или иной программе определяется прежде всего возможностями предпринимателей, разрабатывающих и реализующих бизнес-проекты. Это выливается в следующие проблемы:

бизнес-проекты направлены прежде всего на развитие самих предпринимателей, что в большинстве случаев никак не отражается на уровне и качестве жизни даже работающих у них людей, не говоря уже о территории в целом. Об этом свидетельствует ситуация со своевременностью выплаты и размером заработной платы работников сельхозорганизаций, которую пришлось выравнивать волей президента и глав регионов;

направления развития экономики сельской территории зачастую определяются стихийно. Участие бизнеса в тех или иных программах в большинстве случаев никак не связано с Комплексными программами социальноэкономического развития муниципальных районов, и уж тем более со стратегий развития АПК края;

большинство начинающих предпринимателей попросту не знают о полном перечне действующих программ, о том, как можно принять в них участие, какое выбрать направление развития;

комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов начинаются с социального блока, требующего финансового обеспечения, а экономика остается на втором плане, что значительно снижает эффект от их практического применения, ориентируя руководителей территории в первую очередь на потребительское отношение к бюджету и отбивая интерес к развитию экономики;

перспективные показатели развития экономики сельских территорий научно не обоснованы. В них не

учтено главное - место товаропроизводителей территории на товарных рынках региона. Несмотря на то, что региональные рынки зерна и молока Алтайского края характеризуются низким уровнем концентрации переработчиков-монополистов (на молочном рынке её образуют 5 крупнейших преджприятий, на зерновом - 10) и умеренной степенью конкуренции, попасть на них достаточно сложно. Особенно малому бизнесу, не располагающему для этих целей достаточными средствами;

перспективы развития экономики ни коим образом не связаны с освоением новых технологий в производстве, каждая из которых также требует экономического обоснования. Кроме того, мелкие сельхозтоваропроизводители попросту не располагают информацией о таких технологиях, что потребует их подбора применительно к конкретным исполнителям;

поставив задачу диверсификации сельской экономики и выделив на это средства из фондов развития малого предпринимательства, на уровне региона не определены направления импортозамещения по товарам народного потребления, развития туристи-

ческой инфраструктуры и других стратегических направлений развития Алтайского края, что позволило бы формировать инфраструктуру сбыта продукции вновь создаваемых предприятий и выделять средства на определенные цели, то есть под заказ. При этом многие открывающиеся малые предприятия испытывают большие трудности в вопросах сбыта своей продукции или услуг. Научного обоснования в этом случае требует и выбор направления диверсификации, и продвижение новой продукции на рынок.

Таким образом, необходимо повышение ответственности крупного бизнеса за выполнение социальных обязательств, переработчиков - за выстраивание паритетных отношений с сельхозтоваропроизводителями, районных органов управления - за формирование инфраструктуры агропродовольственного рынка, основанной на соблюдении интересов малых субъектов рынка, выполнение бизнесом своих социальных обязательств, а региональных органов управления - за продвижение продукции территории на национальный и международные рынки, реализацию эффективной аграрной и молодежной политики.

Литература.

1. http://agronews.ru/newsshow.php?NId=61725&Page=20

2. Худяков Н. ЕС: цены на еду должны быть честными и прозрачными: Комментарий//Крестьянские ведомости. -

3. bin/readmsg_Q_id=_________________&folder=0

4. http://altairegion22.ru/region_news/_____.html

08/07/2010

5. http://news.mail.ru/economics/_

_/

_#/cgi-

6. http://win.mail.ru/cgi-bin/msglist?folder=0&___

7. http://www.altaiinter.info/news/?id=______

8. support@www.agro.altai.ru

SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL LANDS IN ALTAI REGION:

THE EXPERIENCE AND PROBLEMS P.M. Pershukevich, G.M. Gritsenko

Summary: In the article on the Altai region covered key aspects you have sustainable development in rural areas, shows the role of regional governments in implementing the goals of public policy in this area, revealed the problem of how a small processing and marketing of pro-duction for small agricultural businesses, are shown direction of the pro-motion products in the region to international markets, the problems associated nye-wage workers in agriculture and diversification of the rural economy.

Keywords: employment and living standards of rural populations, natural of resources and protecting the natural environment, increase the cultural potential of the village, strategy and program development in rural areas

УДК 551.5:633.1

АГРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВОЗДЕЛЫВАНИЮ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Е.В. САМОХВАЛОВА, кандидат географических наук, доцент

Самарская ГСХА E-mail: kinel_evs@mail.ru

Резюме. Установлена количественная зависимость между статистическими показателями урожайности зерновых культур в Самарской областии, метеорологическими величинами и характеристиками почвы. Приведена продуктивность по-чвенно-климатическихресурсов на госсортоучастках области и эффективность их использования в сельхозпредприятиях. Рассчитаны климатические коэффициенты и проведена балловая оценка сельскохозяйственных угодий отдельных административных районов Самарской области по отношению к возделыванию зерновых культур.

Ключевые слова: агрометеорологическая оценка, продуктивность почвенно-климатических ресурсов, бонитет сельскохозяйственных угодий

В условиях продолжающейся интенсификации сельскохозяйственного производства для наиболее эффек-

тивного использования земель становится очевидной необходимость их инвентаризации и оценки. Мировой опыт включает разнообразные методы и приемы проведения этой процедуры. Использование той или иной системы оценки обусловлено, прежде всего, различием целевой направленности земельно-оценочных работ и особенностями организационной структуры их проведения.

В Российской Федерации на сегодня сложилась система оценки земель, основу которой составляет бонитировка (оценка «доброкачественности») по свойствам почвы. Учитываются мощность органогенного горизонта, содержание гумуса в пахотном слое, гранулометрический состав, кислотность почвы [1]. Климатические ресурсы территории учитывают по остаточному принципу с помощью специальных коэффициентов, вычисляемых при выравнивании цены балла бонитета почвы в пределах района. Для этого используют показатель урожайности зерновых культур в сельхозпредприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.