7. Коптева Е. В., Тукач В. С. Иностранные инвестиции в экономике Калининградской области // Молодой ученый. 2015. № 10.2. 121-124 с.
8. Джерелейко И. С., Мнацаканян А. Г. Финансовые инструменты таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности: монография. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2011. 145 с.
9. Погребняк Е. Ю. Экономические последствия отмены таможенных льгот для Калининградской области // Балтийский экономический журнал. 2017. № 1 (17). С. 52-60.
10. Федеральный закон от 30.03.2016 № 72-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КосультантПлюс».
С. Ю. Цыпранюк
использование опыта таможенной службы сингапура в целях совершенствования таможенных операций в воздушных пунктах пропуска
Проведен анализ положения Российской Федерации в международных рейтингах простоты ведения бизнеса и уровня логистической и таможенной сфер. Исследованы показатели одного из лидеров рейтингов - Республики Сингапур. Даны рекомендации по применению опыта данной страны в аэропортах Российской Федерации в целях совершенствования таможенных операций.
Ключевые слова: таможенные операции; воздушные пункты пропуска; «единое окно»; таможенный контроль; таможенное оформление; международные аэропорты.
S. Yu. Tsypranyuk
applying singapore customs service experience in order to facilitate customs operations in airports of entry
The analysis of the current situation of the Russian Federation in international ratings of the simplicity of doing business and the level of logistics and customs was carried out. The indicators of Singapore as one of the leaders of the ratings were researched. Recommendations for using the experience of this country in airports of the Russian Federation in order to improve customs operations are given.
Keywords: customs operations; airports of entry; "single window"; customs control; customs clearance; international airports.
Эффективная работа таможенной службы, качественное и быстрое совершение таможенных операций, бизнес-ориентированный подход в реализации функций и государственных услуг являются в настоящее время определяющими факторами развития каждого государства, желающего преуспеть на международной арене. Увеличение международного товарооборота, развитие внешнеэкономических связей с большим числом стран ставят перед государствами задачи по улучшению функционирования таможенной системы в целом.
Перемещение товаров через таможенную границу может осуществляться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным,
воздушным, трубопроводным. Воздушный (авиационный) транспорт представляет собой вид транспорта, перевозящий пассажиров, багаж, грузы (товары) и почтовые отправления с помощью воздушных судов, обеспечивая при этом:
1) высокую скорость перевозки;
2) возможность доставки товаров в отдаленные и труднодоступные регионы;
3) минимальные риски порчи груза в процессе перевозки [1].
В связи с этим становится актуальным вопрос поиска возможностей увеличения скорости совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска.
Ежегодно группа Всемирного банка [2] проводит исследование, оценивающее простоту ведения предпринимательской деятельности в 190 странах мира, - доклад «Ведение бизнеса» (Doing Business Report [3]). Исследование основано на десяти индикаторах:
- «Создание предприятий» (Starting a business);
- «Получение разрешений на строительство» (Dealing with construction permits);
- «Подключение к системе электроснабжения» (Getting electricity);
- «Регистрация собственности» (Registering property);
- «Получение кредитов» (Getting credit);
- «Защита инвесторов» (Protecting minority investors);
- «Налогообложение» (Paying taxes);
- «Международная торговля» (Trading across borders);
- «Обеспечение исполнения контрактов» (Enforcing contracts);
- «Разрешение неплатежеспособности» (Resolving insolvency).
С 2011 г. Российская Федерация (РФ) постепенно улучшает свой рейтинг и, согласно последнему докладу Doing Business 2018, опубликованному 31.10.2017, занимает 39-е место [4].
Однако следует отметить, что если взять отдельно индикатор «Международная торговля» (Trading across borders), то здесь Россия на сегодняшний день занимает 100-ю позицию. Конкретные показатели представлены в табл. 1.
Таблица 1
Оценка индикатора «Международная торговля» по Российской Федерации в рейтинге Doing Business 2018
Наименование показателя Значение
Время на экспорт
оформление документов, ч 25,4
пограничный и таможенный контроль, ч 72
Стоимость экспорта
оформление документов, долл. США 92
пограничный и таможенный контроль, долл. США 665
Время на импорт
оформление документов, ч 42,5
пограничный и таможенный контроль, ч 38,6
Стоимость импорта
оформление документов, долл. США 152,5
пограничный и таможенный контроль, долл. США 587,5
Как видно из данных табл. 1, для улучшения позиций РФ в международном рейтинге Doing Business необходимо обеспечить условия, влияющие на формирование индикатора «Международная торговля» (Trading across borders). Одним из направлений улучшения данного индикатора может стать использование опыта зарубежных стран.
На протяжении последнего десятилетия Республика Сингапур, наряду с Новой Зеландией, является лидером по простоте ведения бизнеса, что подтверждается докладами группы Всемирного банка (2006 г. - 2-е место, 2007-2017 гг. - 1-е место, 2018 г. - 2-е место). Несмотря на то, что по индикатору «Международная торговля» (Trading across borders) Республика Сингапур занимает 42-ю позицию в последнем рейтинге [4] (это связано с тем, что на первых позициях находятся страны Европейского союза, имеющие самый высокий показатель открытости границ в связи с наивысшим уровнем развития интеграционной группировки и большим количеством государств-членов), эта страна имеет впечатляющие показатели (табл. 2).
Таблица 2
Оценка индикатора «Международная торговля» по Республике Сингапур в рейтинге Doing Business 2018
Наименование показателя Значение
Время на экспорт
оформление документов, ч 2
пограничный и таможенный контроль, ч 10
Стоимость экспорта
оформление документов, долл. США 37
пограничный и таможенный контроль, долл. США 335
Время на импорт
оформление документов, ч 3
пограничный и таможенный контроль, ч 33
Стоимость импорта
оформление документов, долл. США 40
пограничный и таможенный контроль, долл. США 220
Одним из способов оценки уровня развития логистической и таможенной сфер также является исследование группы Всемирного банка «Индекс логистического развития» (The Logistics Perfomance Index). Исследование проводится и публикуется раз в два года и охватывает 160 государств. Данный индекс рассчитывается на основе следующих показателей:
- эффективность процесса таможенного оформления;
- качество логистической инфраструктуры;
- простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам;
- качество логистических услуг и компетентность;
- отслеживание грузов;
- своевременность поставок грузов [5].
Данное исследование является инструментом, созданным для того, чтобы помочь странам выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в работе по совершенствованию логистического потенциала, и определить возможности по развитию указанной сферы [6].
В соответствии с последним исследованием по итогам 2016 г. Республика Сингапур занимает 5-ю позицию в общем рейтинге по данному индексу [7], и первая пятерка лидеров выглядит следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Экономика стран-лидеров по рейтингу The Logistics Perfomance Index - 2016
Страна Позиция Баллы %
Германия 1 4,23 100
Люксембург 2 4,22 99,8
Швеция 3 4,2 99,3
Нидерланды 4 4,19 98,8
Сингапур 5 4,14 97,4
Российская Федерация в данном рейтинге находится на 99-м месте по соседству с такими странами, как Иран, Босния и Герцеговина, Коморские острова и Нигер (табл. 4).
Таблица 4
Позиции Российской Федерации в рейтинге The Logistics Perfomance Index - 2016
Страна Позиция Баллы %
Иран 96 2,6 49,6
Босния и Герцеговина 97 2,6 49,5
Коморские острова 98 2,58 49
Российская Федерация 99 2,57 48,7
Нигер 100 2,56 48,4
Можно предположить, что столь низкие позиции в данном рейтинге связаны с большой протяженностью территории РФ, слабой развитостью транспортной сети в Сибири, на Дальнем Востоке и районах Крайнего Севера, в том числе в связи с не совсем благоприятными условиями проживания и сложностью рельефа. Однако, выделив из данного индекса конкретный показатель, отражающий эффективность процесса таможенного оформления, можно увидеть, что именно он является самым низким (табл. 5).
Что касается Республики Сингапур, то согласно данному рейтингу сингапурская таможенная служба имеет наивысший балл (4,18), опережая даже лидера общего рейтинга - Германию (табл. 6). Данный факт свидетельствует о высоком уровне развития таможенной администрации Республики Сингапур и ее соответствии всем международным требованиям.
Таблица 5
Позиции Российской Федерации в разрезе конкретных показателей согласно рейтингу The Logistics Perfomance Index - 2016
Страна Общий рейтинг Таможенное оформление Инфраструктура Международные отправки Качество логистики и компетентность Отслеживание грузов Своевременность поставок
позиция позиция баллы позиция баллы позиция баллы позиция баллы позиция баллы позиция баллы
Босния и Герцеговина 97 67 2,69 77 2,61 140 2,28 99 2,52 95 2,56 103 2,94
Коморские острова 98 75 2,63 98 2,36 98 2,58 88 2,60 113 2,44 115 2,82
Российская Федерация 99 141 2,01 94 2,43 115 2,45 72 2,76 90 2,62 87 3,15
Нигер 100 81 2,59 121 2,22 91 2,63 100 2,50 121 2,35 98 3,02
Парагвай 101 103 2,38 92 2,45 96 2,58 78 2,69 126 2,30 107 2,93
Таблица 6
Экономические показатели стран-лидеров согласно рейтингу The Logistics Perfomance Index - 2016
Страна Общий рейтинг Таможенное оформление Инфраструктура Международные отправки Качество логистики и компетентность Отслеживание грузов Своевременность поставок
позиция позиция баллы позиция баллы позиция баллы позиция баллы позиция баллы позиция баллы
Германия 1 2 4,12 1 4,44 8 3,86 1 4,28 3 4,27 2 4,45
Люксембург 2 9 3,9 4 4,24 1 4,24 10 4,01 8 4,12 1 4,80
Швеция 3 8 3,92 3 4,27 4 4,00 2 4,25 1 4,38 3 4,45
Нидерланды 4 3 4,12 2 4,29 6 3,94 3 4,22 6 4,17 5 4,41
Сингапур 5 1 4,18 6 4,20 5 3,96 5 4,09 10 4,05 6 4,40
Таможенное дело и сбор налогов в Сингапуре осуществляет таможенная служба, созданная при Министерстве финансов страны. На таможенные органы возлагаются задачи по сбору таможенных доходов, предотвращению уклонения от уплаты пошлин и налогов и соблюдению законодательства, а также упрощению торговых процедур. Кроме того, таможенные органы сами занимаются выдачей лицензий, сертификатов происхождения и классификационных решений.
Вся структура работы была переделана с учетом функций и принципов, которые установлены «Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли». Переход к подобной организационной структуре стал результатом внедрения информационных технологий и изменения принципов работы. Налоговая администрация была реорганизована по функциям, а не по типам собираемых налогов, был усилен аудиторский блок и перестроена работа с клиентами. Кроме того, отдельно велась работа по упорядочению внутренних процедур взаимодействия самих сотрудников.
В целом организационная структура была, прежде всего, адаптирована для работы с бизнесом и в ней были максимально снижены временные издержки и бюрократические барьеры. Основываясь на рекомендациях Всемирной таможенной организации, таможенная служба теперь позиционирует себя, прежде всего, не как орган государственной власти, а, скорее, как бизнес-структура, оказывающая государственные услуги [8].
Главным достижением таможни Сингапура стала система «единого окна», которая получила не одну награду от международных организаций. В начале своего существования, в 1989 г., система TradeNet объединяла лишь несколько правительственных учреждений, а на современном этапе она предоставляет предприятиям возможность подавать документы на рассмотрение во все необходимые инстанции (таможня Сингапура и регуляторные органы) в электронном виде через «единое электронное окно». В течение 10 мин после подачи заявки на получение разрешения заявителю дается ответ в электронном виде с указанием решения (выдача или отказ в выдаче разрешения), а также условий выдачи или причин отказа.
При создании системы TradeNet преследовались следующие цели:
1) снижение затрат на торговую документацию;
2) снижение затрат времени на рассмотрение торговой документации;
3) повышение эффективности работы государственных органов в результате упрощения и упорядочения процедур;
4) привлечение прямых иностранных инвестиций в результате повышения операционной эффективности и прозрачности.
TradeNet - первая в мире общенациональная система подачи торговой документации - признана вносящей большой вклад в создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Сингапуре. Благодаря инновационному использованию информационных технологий была увеличена эффективность и снижены затраты торгового сообщества Сингапура.
В 2007 г. таможенная служба Сингапура приняла решение о разработке и внедрении системы TradeXchange для расширения возможностей TradeNet, была выбрана смешанная форма с участием как государственного, так и частного капитала.
TradeXchange - это нейтральная и безопасная 1Т-платформа, облегчающая обмен деловой и регуляторной информацией для участников торгового сообщества
(например, импортеры, экспортеры) и лиц, обеспечивающих услуги по логистике (например, экспедиторы). Она позволяет поставщикам дополнительных услуг оказывать экспортерам, импортерам и экспедиторам комплексные услуги, такие как управление цепочкой поставок, подготовка торговой документации, финансирование и страхование перевозки грузов. TradeNet - основное приложение системы TradeXchange - было обновлено с целью упорядочения и упрощения процедуры подачи деклараций, а также предоставления расширенного ассортимента дополнительных услуг пользователям [9].
Таким образом, проведенное исследование показало, что на сегодняшний день таможня Сингапура является одной из наиболее развитых в мире. Оперативная работа и бизнес-ориентированный подход позволяют обрабатывать большой поток грузов, одновременно обеспечивая прозрачность и безопасность процессов. Возможно, таможенным органам РФ следует перенимать опыт зарубежных стран-лидеров по организации системы таможенного оформления грузов, в частности лидера рейтинга - Сингапура.
Безусловно, полное копирование и внедрение аналогичных технологий не имеет смысла, так как существуют достаточно большие различия между странами: уровень экономического развития, протяженность территории, исторически сложившиеся связи между ведомствами, различный подход государственных органов к реализации своих функций и т. д. Однако возможно апробирование технологий таможенного оформления Сингапура и в российский таможенных органах в рамках пилотного проекта. Наиболее приемлемой базой для данного пилотного проекта могут стать международные аэропорты, например аэропорты московского авиационного узла, что обусловлено следующими факторами:
- необходимость увеличения скорости и качества совершения таможенных операций в аэропортах в связи со спецификой воздушных перевозок (обеспечение минимальных временных задержек грузов при трансграничном перемещении);
- наличие опыта реализации других пилотных проектов;
- наличие минимальных различий в функционировании таможенных постов России и Республики Сингапур в аэропортах (таможенную границу транспорт пересекает непосредственно при прибытии).
Применение опыта реформирования таможенной службы Сингапура в аэропортах РФ в рамках пилотного проекта ФТС России, на наш взгляд, является одним из направлений ускорения совершения таможенных операций, улучшения межведомственного взаимодействия ФТС России с другими контролирующими органами, принимающими участие в контроле импорта и экспорта товаров.
Использованные источники
1. Липатова Н. Г., Цыпранюк С. Ю. Повышение эффективности деятельности таможенных органов в воздушных пунктах пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 51-58.
2. Официальный сайт Всемирного банка. URL: http://www.worldbank.org/.
3. Доклад «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Doing Business Report. URL: http://www.doingbusiness.org/.
4. A World Bank Group Flagship Report - Doing Business 2018: Reforming to Create Jobs. URL: http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/ English/DB2018-Full-Report.pdf.
5. Официальный сайт The Logistics Perfomance Index. URL: https://lpi.worldbank.org/.
6. Chartsbin - web-based data visualization tool. URL: http://chartsbin.com/view/41356.
7. The Logistics Perfomance Index - 2016. URL: https://lpi.worldbank.org/international/global.
8. Быркова Е. Почему таможню Сингапура считают лучшей в мире? [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД». URL: http://провэд.рф/ custom-house/national/40836-pochemu-tamozhnyu-singapupa-schitayut-samoy-luchshey-v-mipe.html/.
9. Справочная информация о системе TradeNet [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейской экономической комиссии ООН. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ cefact/single_window/sw_cases/Download/Smgapore_RUS.pdf.
Г. М. Точеный
система государственного регулирования обеспечения населения россии мясом и мясопродуктами
Статья посвящена системе государственного регулирования обеспечения населения мясом и мясопродуктами. Рассмотрено использование тарифных квот на мясо и мясопродукты. Предложены меры по стимулированию отечественного производства и импорта мяса и мясопродуктов.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация; меры государственной поддержки; Евразийский экономический союз; интеграционные процессы; международная торговля; таможенный тариф; тарифное квотирование; сельское хозяйство; мясо и мясопродукты; санкции.
G. M. Tocheniy
state regulation system for providing the population of russia with meat and meat products
This article is devoted to the system of state regulation of providing the population of the country with meat and meat products. The use of tariff quotas on meat and meat products is considered in the article. Measures to stimulate the domestic production and import of meat and meat products are proposed.
Keywords: the World Trade Organization; measures of state support; the Eurasian Economic Union; integration processes; international trade; customs tariff; tariff quotas; agriculture; meat and meat products; sanctions.
Обеспечение населения продовольствием должно осуществляться в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания. Согласно нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) потребление мяса и мясопродуктов должно составлять 73 кг на человека в год, из которых на мясо крупного рогатого скота (КРС) приходится 20 кг; на мясо овец и коз - 3 кг; на свинину - 18 кг; на мясо птицы - 31 кг; на мясо других животных - 1 кг [1].
По состоянию на 2016 г. отечественные производители способны удовлетворить потребности населения в мясе на 95%. Однако в производстве отдельных мясных групп продуктов имеются существенные диспропорции. Если в отношении свинины (131,3%) и мяса птицы (104,1%) наблюдается профицит производства, то в отношении мяса КРС (56,6%), мяса овец и коз (48,8%), мяса других