Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / «DOING BUSINESS» / «LOGISTICS PERFORMANCE INDEX» / УПРАВЛЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ / INTERNATIONAL TRADE / CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS ADMINISTRATION / INTERNATIONAL RATINGS / MANAGEMENT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова А.А.

В данной статье проанализированы международные рейтинги «Doing Business» и «Logistics Performance Index (индекс эффективности логистики)» от Всемирного банка и их роль в совершенствовании управления таможенными органами. Рассмотрены современные условия и направления развития таможенного администрирования, результаты работы таможенной службы Российской Федерации, а также, были выделены проблемные вопросы в системе таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малахова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION

This article analyzes the international rankings ";Doing Business" and "Logistics Performance Index" from the World Bank and their role in improving the management of customs authorities. The modern conditions and directions of development of customs administration, the results of the work of the customs service of the Russian Federation, and also, problematic issues in the system of customs administration were highlighted.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

ОРИЕНТИРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

А.А. Малахова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11134

Аннотация: В данной статье проанализированы международные рейтинги «Doing Business» и «Logistics Performance Index (индекс эффективности логистики)» от Всемирного банка и их роль в совершенствовании управления таможенными органами. Рассмотрены современные условия и направления развития таможенного администрирования, результаты работы таможенной службы Российской Федерации, а также, были выделены проблемные вопросы в системе таможенного администрирования.

Ключевые слова: международная торговля, таможенная служба, таможенное администрирование, международные рейтинги, «Doing Business»; «Logistics Performance Index», управление в таможенных органах.

В настоящее время международные рейтинги играют важную роль в определении текущего состояния страны по сравнению с другими странами. Международные рейтинги необходимы, так как они позволяют выявлять имеющиеся проблемы и применять опыт лучшей практики для ее решения.

На сегодняшний день страны всего мира проявляют значительный интерес к рейтингу «Doing Business». Исследование «Doing Business» представляет собой ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 190 странах условия ведения бизнеса на основе 10 показателей. Для каждого показателя авторами были сформулированы определенные типовые ситуации, с помощью которых и оцениваются порядок действий предпринимателей или связанных с ними лиц. В расчет берутся города, являющиеся крупнейшим деловым центром в стране. Доклад составляется с 2003 года и публикуется осенью.

Однако, стоит отметить, что в настоящее время публикация международного рейтинга «Doing Business» прервана из-за ряда нарушений, касающихся изменений данных в отчетах «Doing Business 2018» и «Doing Business 2020». Из сообщения, опубликованного на официальном сайте Всемирного банка, следует, что под пересмотр попадут данные отчетов за последний пять лет, проверкой будет заниматься

группа внутреннего аудита Всемирного банка. Также в организации подчеркнули, что «будут действовать на основе полученных результатов» и скорректируют в прошлых публикациях данные по странам, «которые больше всего пострадали от нарушений».

В рейтинге «Doing Business» оцениваются следующие показатели: подключение к сетям, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, регистрация предприятий, кредитование, защита миноритарных акционеров, налогообложение, разрешение неплатежеспособности, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов.

Рейтинг стран по степени благоприятности условий для ведения международной торговли определяется путем сортировки баллов для показателя «Международная торговля». В нем оцениваются различные затраты (временные, финансовые), которые несет предприятие при экспорте или импорте товаров, включая время подготовки необходимых документов.

Сбор данных о международной торговле осуществляется путем опросов, проводимых среди экспедиторских компаний, таможенных брокеров, администраций портов и трейдеров.

Если в той или иной стране частный бизнес официально не осуществляют международную торговлю в крупных масшта-

бах в результате торговых ограничений (введены правительством страны, вооруженные конфликты или стихийные бедствия), то такая страна считается страной, где «практика отсутствует», и, следовательно, получает 0 баллов по всем показателям международной торговли.

Показатель «Международная торговля» имеет определенные параметры: количество документов для экспорта, время на экспорт (в днях), стоимость экспорта, количество документов для импорта, время на импорт (в днях), стоимость импорта. Данный показатель ежегодно отражает время и стоимость, связанные с логистикой при экспорте и импорте товаров. В зависимости от характера данных, определённые изменения классифицируются как реформы.

Таким образом, для таможенных органов исследование «Doing Business» позволяет проанализировать, насколько эффективны предложенные меры, направленные на обеспечение автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, насколько эффективен таможенный контроль, как происходит обеспечение взаимодействия с бизнесом. А также дает возможность увидеть временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности. Развитие и совершенствование предоставления таможенных услуг позволит занимать высокие места в международных рейтингах.

В настоящее время показатель «Международная торговля» рейтинга «Doing Business» также тесно связан с рейтингом «Logistics Performance Index», или индекс эффективности логистики (далее - LPI), который проводится Всемирным Банком с 2007 года один раз в два года на основе экспертных оценок и анализа 6 критериев, характеризующих состояние торговой логистики разных стран мира.

Исследование проводится по следующим критериям: эффективность таможенного оформления, качество торговой и транспортной инфраструктуры, простота организации поставок по конкурентоспособной цене, качество логистических услуг и компетентность, возможность от-

слеживания и сопровождения грузов и соблюдение сроков доставки.

Цель данного рейтинга заключается в том, чтобы помочь странам выявить проблемы, а также возможности в области торговой логистики.

LPI состоит из качественных и количественных показателей и помогает создать профили логистики исследуемых стран. Индекс эффективности логистики измеряет производительность вдоль логистической цепочки поставок в стране и предлагает две разные перспективы: международные и внутренние.

Данный рейтинг основан на опросе логистических операторов на местах, то есть, LPI опирается на онлайн-опрос специалистов по логистике из компаний, ответственных за перевозку грузов по всему миру: многонациональные экспедиторы и основные курьерские перевозчики.

В настоящее время для таможенных органов индекс эффективности логистики дает возможность проводить сравнения в 160 странах и позволяет разработать меры для повышения эффективности своей деятельности.

В новом рейтинге Всемирного банка Doing Business-2020 об условиях ведения бизнеса в мире Россия заняла 28-е место, поднявшись на 3 позиции по сравнению с прошлым годом. Однако, стоит отметить, что по направлению «Международная торговля», Россия занимает 99 место и значительно отстает от стран с сопоставимым уровнем экономического развития. При этом специалисты отмечают, что место России в рейтинге Doing Business потенциально выше, так как банк учитывает не все реализуемые в стране реформы. В свою очередь, Россия предложила усовершенствовать методику подсчета и эти предложения были изучены банком.

В рейтинге «Индекс эффективности логистики» Россия по итогам 2017-2018 годов заняла 75-е место, однако по критерию «эффективность таможенного оформления» занимает 97-е место.

В настоящее время таможенная служба Российской Федерации находится в условиях полномасштабного реформирования. Основная цель - формирование качествен-

но новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [1].

В ходе проводимых реформ планируется провести ряд значимых преобразований:

- разработка перспективных моделей пунктов пропуска на основе использования современных технологий и единой информационной системы для применения при строительстве и реконструкции пунктов пропуска;

- полномасштабное внедрение и применение во всех таможенных органах технологии оценки уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени;

- создание безопасных цепей поставок за счет взаимного признания уполномоченных экономических операторов с зарубежными странами на основе обмена информацией в режиме реального времени и другие.

Для достижения этой цели осуществлены следующие мероприятия:

- с 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

- вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федера-

ции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- начали работать электронные таможни и центры электронного декларирования;

- продолжается реализация мероприятий Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года;

- утверждена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года.

Несмотря на проделанную работу, существующая система таможенного администрирования имеет следующие недостатки:

- многоэтапность таможенного оформления;

- осуществление контроля товаров в рамках отдельной поставки (одной таможенной декларации);

- недостаточная аналитическая работа в рамках системы анализа рисков и управления ими;

- приоритетность на сбор таможенных платежей в максимально доступных размерах без учета других экономических факторов, влияющих на развитие предпринимательства и внешней торговли.

Таким образом, международные рейтинги могут служить ориентирами выявления направлений дальнейшего совершенствования, без которого невозможно достижения поставленных целей перед таможенной службой Российской Федерации.

Библиографический список

1. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 24.10.2020).

2. Основы таможенного дела: учебник / под общей ред. А.Я. Черныша, д-ра военных наук, проф. - М.: Изд-во Российская таможенная академия, 2012. - 366 с.

3. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: Монография -М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. - 130 с.

4. Всемирный банк. Доклад «Doing Business 2020». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.doingbusiness.org/en/reports/global-reports/doing-business-2020 (дата обращения: 06.06.2020).

5. Официальный сайт Всемирного банка. Международный LPI. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения: 06.06.2020).

GUIDELINES FOR IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION

A.A. Malakhova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This article analyzes the international rankings "Doing Business" and "Logistics Performance Index" from the World Bank and their role in improving the management of customs authorities. The modern conditions and directions of development of customs administration, the results of the work of the customs service of the Russian Federation, and also, problematic issues in the system of customs administration were highlighted.

Keywords: international trade, customs service, customs administration, international ratings, «Doing Business», «Logistics Performance index», management in the customs authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.