Научная статья на тему 'Индикаторы качества таможенных услуг в центрах электронного декларирования'

Индикаторы качества таможенных услуг в центрах электронного декларирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ / CUSTOMS SERVICES / CENTER OF ELECTRONIC DECLARATION / DIGITAL TRANSFORMATION / INDICATORS OF QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / SYSTEM OF INDICATORS OF ACTIVITY OF CENTERS OF ELECTRONIC DECLARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макрусев В.В., Ворона А.А.

В статье рассматривается методика расчета Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), при этом дается авторская трактовка итоговых показателей LPI и их группировка. Предлагается два основных индикатора для анализа качества таможенных услуг центров электронного декларирования, направленных на сокращение времени выпуска товаров в них. Приводится обзор позиции России в рейтинге LPI, и роль таможенных органов в сокращении времени совершения таможенных операций в целях обеспечения дальнейшей положительной динамики. Дается характеристика внедрения и применения технологии автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров в центрах электронного декларирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макрусев В.В., Ворона А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES IN THE CENTERS OF ELECTRONIC DECLARATION

The article discusses the methodology for calculating the logistics performance index (LPI), with the author's interpretation of the final indicators of LPI and their grouping. Two main indicators are proposed to analyze the quality of customs services of electronic Declaration centers, aimed at reducing the time of release of goods in them. The article provides an overview of Russia's position in the LPI rating, and the role of customs authorities in reducing the time of customs operations in order to ensure further positive dynamics. The characteristic of introduction and application of technology of automatic registration of declarations and automatic release of goods in the centers of electronic declaring is given.

Текст научной работы на тему «Индикаторы качества таможенных услуг в центрах электронного декларирования»

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12) УДК 339.543

ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ЦЕНТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Макрусев В.В., Ворона А.А.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

INDICATORS OF THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES IN THE

CENTERS OF ELECTRONIC DECLARATION

Makrusev V.V., Vorona A.A.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматривается методика расчета Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), при этом дается авторская трактовка итоговых показателей LPI и их группировка. Предлагается два основных индикатора для анализа качества таможенных услуг центров электронного декларирования, направленных на сокращение времени выпуска товаров в них. Приводится обзор позиции России в рейтинге LPI, и роль таможенных органов в сокращении времени совершения таможенных операций в целях обеспечения дальнейшей положительной динамики. Дается характеристика внедрения и применения технологии автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров в центрах электронного декларирования.

Ключевые слова: таможенные услуги, центр электронного декларирования, цифровая трансформация, индикаторы качества таможенных услуг, система показателей деятельности центров электронного декларирования.

Abstract

The article discusses the methodology for calculating the logistics performance index (LPI), with the author's interpretation of the final indicators of LPI and their grouping. Two main indicators are proposed to analyze the quality of customs services of electronic Declaration centers, aimed at reducing the time of release of goods in them. The article provides an overview of Russia's position in the LPI rating, and the role of customs authorities in reducing the time of customs operations in order to ensure further positive dynamics. The characteristic of introduction and application of technology of automatic registration of declarations and automatic release of goods in the centers of electronic declaring is given.

Keywords: customs services, center of electronic Declaration, digital transformation, indicators of quality of customs services, system of indicators of activity of centers of electronic Declaration.

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики в 7 мая 2012 года В.В. Путин подписал Указ [1], в котором он дал задание Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, в состав которого входит Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI).

Для эффективной оценки развития логистики необходима качественная методика, позволяющая оценить текущее состояние логистической отрасли стран мира. В 2007 г. Всемирным банком совместно с университетом г. Турку (Финляндия) впервые

была разработана методика оценки уровня развития логистики в различных странах. Индекс эффективности логистики ^Р1) - индекс Всемирного банка, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. LPI - это интерактивный инструмент для сравнительного анализа, созданный для того, чтобы помочь странам определить проблемы и возможности, с которыми они сталкиваются в своей деятельности в области торговой логистики, и то, что они могут сделать для улучшения своих показателей. В последний раз индекс LPI был представлен в 2018 году. Этот индекс позволяет проводить сравнения по 160 странам [2].

Рис. 1. Итоговые показатели LPI

ЬР! состоит как из качественных, так и количественных показателей и помогает составить профили логистической дружественности для этих стран. Он измеряет производительность по всей цепочке логистических поставок внутри страны и предлагает две разные перспективы: международную и внутреннюю.

Индекс эффективности логистики составляется Всемирным банком каждые два года на основе опросов международных логистических компаний. Они оценивают состояние логистики как в своей стране, так и в странах, с которыми им приходилось контактировать, по шести показателям: эффективность таможенного и пограничного контроля, качество инфраструктуры, простота организации международных перевозок, профессиональная компетентность, про-слеживаемость прохождения грузов и своевременность доставки.

К основным критериям эффективности логистики относятся:

1. Субиндикатор «Упрощение таможенных формальностей» - это индикатор, отражающий эффективность процесса оформления (т.е. скорость, простота и предсказуемость формальностей) органами пограничного контроля, включая таможню. В качестве характеристик этого субиндикатора выступают следующие критерии:

- использование инструментов цифро-визации в деятельности таможни;

- упрощение процедуры оформления транзита;

- сокращению времени простоя.

2. Субиндикатор «Качественная транспортная и таможенная инфраструктура» -это индикатор, отражающий качество торговой и транспортной инфраструктуры (например: порты, железные дороги, дороги, информационные технологии).

3. Субиндикатор «Простота и прозрачность международных перевозок» - это индикатор, отражающий простоту организации поставок по конкурентным ценам.

4. Субиндикатор «Логистическая компетенция транспортных операторов и брокеров» - это индикатор, отражающий компетентность и качество логистических услуг, оказываемых транспортными операторами и транспортными брокерами (например: транспортные операторы, транспортные брокеры).

5. Субиндикатор «Отслеживание поставок участниками ВЭД» - это индикатор, отражающий возможность заинтересованных лиц отслеживать грузы на всех этапах их перемещения.

6. Субиндикатор «Своевременная поставка участникам ВЭД» - это индикатор, отражающий своевременность прибытия поставки в пункт назначения в течение запланированного или ожидаемого времени доставки.

Индикаторы выбраны на основе теоретических и эмпирических исследований и практического опыта специалистов в области логистики, занимающихся международным экспедированием грузов. Рисунок 1 отображает шесть индикаторов ЬР! по двум основным категориям:

Таблица 1

Респонденты из страны с низким уровнем дохода Респонденты из страны со средним уровнем дохода Респонденты из страны с высоким уровнем дохода

Респонденты из прибрежных стран Пять самых важных экспортных страны-партнера + Три самых важных страны-партнера по импорту Три самых важных страны-экспортера + Самый важный импорт страны-партнера + Четыре страны, выбранные случайным образом, одна из каждой группы стран: а. Африка б. Восточная Азия и Центральная Азия с. Латинская Америка д. Европа, не центральная Азия и ОЭСР Две страны, выбранные случайным образом из списка пяти самых важных экспортных стран-партнеров и пять наиболее важных стран-партнеров по импорту + Четыре страны, выбранные случайным образом, одна из каждой группы стран: а. Африка б. Восточная Азия и Центральная Азия с. Латинская Америка д. Европа не центральная Азия и ОЭСР + Две страны, выбранные случайным образом из объединенной страны

Респонденты из не имеющие выхода к морю страны Четыре самых важных экспорта страны-партнера + Два самых важных импорта страны-партнера + Две сухопутные страны Три самых важных страны-экспортера + Самый важный импорт страны-партнера + Две сухопутные страны + Две страны, выбранные случайным образом, одна из каждой группы стран: а. Африка, Восточная Азия и Центральная Азия, и Латинская Америка б. Европа, не центральная Азия и ОЭСР1

1. Области государственного регулирования с указанием основных факторов, влияющих на цепочку поставок (таможня, инфраструктура и услуги).

2. Результаты работы цепочки поставок в интересах участников ВЭД (соответствующие LPI) показатели времени, стоимости и надежности-своевременность, международные перевозки, а также отслеживание и отслеживание).

LPI использует стандартные статистические методы для агрегирования данных в единый показатель. Это единственный индикатор, который может быть использован для сравнения страны, региона и групп по

доходам. Поскольку логистические операторы на местах могут лучше всего оценить жизненно важные аспекты логистики, LPI опирается на онлайн-опрос специалистов по логистике из компаний, ответственных за перевозку грузов по всему миру: многонациональные экспедиторы и основные курьерские перевозчики, методология представления выбора групп стран для опроса респондентов представлена в табл.1. Таким образом, их участие имеет решающее значение для качества и доверия LPI. Чем выше значение показателей государства, тем более развитой является его логистическая система

Таблица 2.

Нагрузки компонентов для Международного 1_Р1 2018

Показатели Вес

Упрощение таможенных формальностей 0.4072

Качественная транспортная и таможенная инфраструктура 0.4130

Простота и прозрачность международных перевозок 0.3961

Логистическая компетенция транспортных операторов и брокеров 0.4166

Отслеживание поставок участниками ВЭД 0.4106

Своевременная поставка участникам ВЭД 0.4056

Поскольку в логистике имеется множество подходов к расчетам затрат, измерение и обобщение производительности во всех странах становится сложным процессом. Исследуя время и расходы, связанные с логистическими процессами, такими как: портовая обработка, таможенное оформление, транспорт, становится сложно объединение в единый, согласованный, межстра-новой набор данных, поскольку существуют значительные структурные различия в цепочках поставок разных стран. В случаях, когда информация по логистическим процессам легко доступна - это облегчает расчет показателя ЬР!.

Наиболее важными элементами логистики являются прозрачность процесса и качество обслуживания, предсказуемость и надежность, при этом используется только время и информация о расходах на логистику.

Респонденты принимают участие в опросе онлайн. Для Обзора 2018 года, опрос был открыт в период с сентября 2017 года по февраль 2018 года. Опрос включает в себя подход рандомизированной унифицированной выборки (USR), которая позволяет получить максимально возможные ответы от стран. Поскольку механизм опроса в значительной степени опирается на специализированную методологию выбора страны для респондентов, а также опроса на основе большого объема торговли между странами, USR может помочь странам с низким уровнем торговли, подняться выше в рейтинге во время выбора страны.

Каждый респондент оценивает восемь зарубежных рынков по шести основным компонентам эффективности логистики. Восемь стран выбираются на основе самых важных экспортных и импортных рынков страны, в которой находится респондент.

При случайном выборе и для стран, не имеющих выхода к морю, используются данные по соседним странам, которые образуют часть сухопутного моста , соединяющего их с международными рынками. Метод, используемый для выбора групп стран, оцениваемых каждым респондентом варьируется в зависимости от страны, где респондент находится.

По каждому из показателей выставляются баллы, на основе которых затем вычисляется средний балл. Шесть основных компонентов:

- Эффективность таможенного и пограничного контроля, оценивается от «очень низкого» (1) до «очень высокого» (5).

- Качественная транспортная и таможенная инфраструктура оценивается от «очень низкого» (1) до «очень высокого» (5).

- Простота и прозрачность международных перевозок оценивается от «очень трудно» (1) до «очень легко» (5).

- Логистическая компетенция транспортных операторов и брокеров, оцениваются от «очень низкого» (1) до «очень высокого» (5).

- Возможность отслеживания поставок участниками ВЭД, рейтинг от «очень низкий» (1) до «очень высокий» (5).

- Частота, с которой грузы достигают грузополучателей в запланированные или ожидаемые сроки поставки, оцененные от «почти никогда» (1) до «почти всегда» (5).

Далее полученные результаты усредняются при помощи веса, каждый субиндикатор умножается на соответствующее значение веса (см. табл.2).

Сегодня таможенная служба пытается решить вопрос цифровой трансформации в рамках создания центров электронного декларирования (ЦЭД).

Рис. 2. Система показателей работы таможенных органов [3]

ЦЭД - представляют собой специализированный таможенный орган, занимающийся электронным декларированием и документарным контролем поступающих в электронной форме деклараций на товар.

Создание ЦЭД, по нашему мнению позволит улучшить позиции в международном рейтинге LPI, за счет улучшения работы ЦЭД, и как следствие сокращение времени на таможенные формальности, необходимо выработать систему показателей работы ЦЭД, которые необходимо улучшать.

Современные исследователи предлагают следующую систему показателей работы таможенных органов, представленную на рис.2.

Соответственно можно объединить систему Субиндикатор «Упрощение таможенных формальностей», который входит в категорию «область политического регулирования» индекса LPI и показатель «скорость совершения таможенных операций» используемый при определении эффективности деятельности таможенных органов.

В целях оценки осуществления деятельности таможенных органов в соответствие с Приказом ФТС России от 26.12.2018 № 2131 «Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС

России» можно индексировать качество таможенных услуг. Нами предлагается два основных индикатора для анализа качества таможенных услуг ЦЭД, направленных на сокращение времени выпуска товаров в ЦЭД (что в свою очередь позволит ускорить процесс совершения таможенных операций), а именно:

1. Первый индикатор качества таможенных услуг «Сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров».

2. Второй индикатор качества таможенных услуг «Сокращение времени выпуска отдельных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта».

Чтобы улучшить позиции России в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка ^Р1), необходимо реализовать комплекс мер: как в аспекте инфраструктуры и поиска новых подходов к управлению, так и в аспекте автоматизации логистической отрасли.

Далее рассмотрим позиции России в рейтинге LPI. Россия в отчете за 2018-й год набрала 2,76 балла. Для сравнения: ее лучший результат - 2,69 балла (2014-й год), в предыдущем отчете отечественная логистическая отрасль была оценена в 2,57 балла.

Если верить индексу LPI, то за последние два года улучшилась ситуация на российских таможенных и пограничных постах (с 2,01 балла сразу до 2,42).

Система показателей деятельности ЦЭД, влияющих на субиндикатор «"Упрощение таможенных формальностей» индекса ЬР1

1 1

Сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров. Сокращение времени выпуска отдельных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта

Рис. 3. Система показателей деятельности ЦЭД, влияющих на субиндикатор «Упрощение таможенных формальностей» индекса ЬР!

Ранее низкие оценки по этому показателю эксперты объясняли забюрократизи-рованностью таможенных процедур (а также еще коррупционной составляющей). Не исключено, что нынешние более высокие баллы стали следствием перехода на электронное декларирование и предпринимаемых мер по упрощению таможенных процедур. Так, согласно отчету ФТС за 2018 год в целях сокращения времени совершения таможенных операций внедрены и применяются технологии автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров.

По данным ФТС в 2018 году отмечена позитивная динамика по оценке бизнесом снижения административной нагрузки со стороны таможенных органов Российской Федерации. Значение показателя для ФТС России в 2018 году снизилось на 1,5% в сравнении с 2017 годом (34,7%). Использование в ЦЭД ФТС России таких передовых информационных технологий, как автоматическая регистрация и автоматический выпуск товара, позволяет существенно сократить время на осуществление таможенных формальностей. Также использование этих информационных технологий значительно облегчает совершение таможенных операций, снизить связанные с ними издержки, как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов [4].

Россия также показала рост в оценках качества инфраструктуры (с 2,43 балла до 2,78), организации международных перево-

зок (с 2,45 балла до 2,64) и своевременности доставки (с 3,15 балла до 3,31). Судя по рейтингу, эффективность прослеживаемо-сти грузов в России остается на прежнем уровне (2,62 балла в 2016-м против 2,65 балла за 2018-й), равно как и профессиональная компетентность (2,76 балла в 2016-м и 2,75 балла в 2018-м).

Стоит отметить, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предусматривающий обязательное использование электронных навигационных пломб при международном транзите грузов по территории России автомобильным и железнодорожным транспортом. Основным средством осуществления таможенного контроля количественных и качественных признаков товаров и грузов являются таможенные печати и пломбы. В ФТС отмечают, что внедрение системы навигационных пломб является одним из наиболее перспективных решений для обеспечения мониторинга перевозок, причем как для бизнеса, так и для государственных органов. Использование навигационных пломб - одна из мер по оптимизации грузовых перевозок, а это, в свою очередь, одно из ключевых направлений работы Министерства транспорта. При этом, стоит отметить, что транспорт нуждается в самых современных цифровых технологиях, чтобы оставаться конкурентоспособным на мировом рынке [6].

Использование навигационных пломб позволит значительно уменьшить время доставки товаров до пункта назначения, упростить прохождение таможенных процедур,

а также даст возможность получать юридически значимую и достоверную информацию о нахождении груза и о его сохранности.

Применение навигационных пломб будет способствовать обеспечению контроля за сохранностью грузов при перевозках товаров, предотвращению возможных случаев противоправных действий и тем самым поможет снизить вероятность их недоставки.

Таким образом, сегодняшнее состояние цифровой трансформации и применение электронных навигационных пломб позволит достигнуть повышения темпов и

обеспечения устойчивости экономического роста, за счет принимаемых мер, определенных В.В. Путиным в майском Указе 2012 года. При этом применение рассмотренных мероприятий в практической деятельности позволит улучшить позиции России в рейтинге эффективности логистики. Использование электронного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, приведет к сокращению и упрощению совершения таможенных операций, снижению временных и финансовых издержек бизнес-сообщества.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»// СПС «КонсультантПлюс».

2. Официальный сайт международного банка. URL: https://lpi.worldbank.org/intemational/global

3. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А.В. Кнышов. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 164 с.

4. Ворона А.А. Повышение качества работы центров электронного декларирования в условиях реа-

лизации концепции «электронная таможня»// Вестник Российской таможенной академии. 2019. №1. С. 150-155.

5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году

http://customs.ru/index.php?option=com_content&vie w=article&id=27216:-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588.

6. Ворона А.А. Использование электронных навигационных пломб при таможенном контроле// Экономика. Право. Инновации. 2018. № 5 (2). С. 54-58.

Поступила в редакцию 22.09.2019

Сведения об авторах:

Макрусев В.В. - профессор кафедры управления Российской таможенной академии, доктор физико-математических наук, профессор, e-mail: makrusev@mail.ru

Ворона А.А. - старший преподаватель кафедры управления Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.