Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ON-LINE БИЗНЕС-ТРЕНИНГА ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ON-LINE БИЗНЕС-ТРЕНИНГА ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-ТРЕНИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Алла Леонидовна

В статье рассматриваются бизнес-тренинг, как форма интерактивного обучения. Актуальным является вопрос о повышении эффективности с помощью on-line бизнес-тренинга, обеспечивающего формирование профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, а это основной приоритет современного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE ON-LINE BUSINESS TRAINING IN THE PREPARATION IN THE TOURISM INDUSTRY

The article considers business training, as a form of interactive learning. Relevant is the question of improving the efficiency using on-line business training provides the formation of professional communicative and information competence, and this is the main priority of modern professional education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ON-LINE БИЗНЕС-ТРЕНИНГА ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ON-LINE БИЗНЕС-ТРЕНИНГА ПРИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Богданова Алла Леонидовна

старший преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

THE USE ON-LINE BUSINESS TRAINING IN THE PREPARATION IN THE TOURISM INDUSTRY Bogdanova Alla Leonidovna, senior lecturer, Russian State University for the Humanities, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются бизнес-тренинг, как форма интерактивного обучения. Актуальным является вопрос о повышении эффективности с помощью on-line бизнес-тренинга, обеспечивающего формирование профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, а это основной приоритет современного профессионального образования.

ABSTRACT

The article considers business training, as a form of interactive learning. Relevant is the question of improving the efficiency using on-line business training provides the formation of professional communicative and information competence, and this is the main priority of modern professional education.

Ключевые слова: индустрия туризма, интерактивное обучение, эффективность, бизнес-тренинг, онлайн, инновационная технологии обучения.

Keywords: the tourism industry, interactive learning, efficiency, business training, on-line, innovative learning technologies

В современном стремительно меняющемся и развивающемся мире вопросы подготовки профессионалов стоят очень остро. Постепенно набирающая темпы роста, российская индустрия туризма, все чаще испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах. Многие компании, связанные со сферой туризма, развивая и расширяя свои компании сталкиваются с таким препятствием как уход сотрудников и постоянная текучесть кадров. Отрасль нуждается в притоке компетентных специалистов.

Уникальность индустрии туризма состоит в том, что товаром является услуга. Особенность туристической услуги в том, что она неосязаема, неотделима от источника и объекта, комплексна, не храниться и качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих, то есть сотрудник является частью услуги.

На сегодняшний день на рынке конкурентным преимуществом становится не цена, а качество сервиса, направленное на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, которое напрямую зависит от квалификации работника и уровня его профессиональной подготовки. На сегодняшний день невозможно себе представить качество и эффективность работы сотрудника, без знаний в области информационных технологий, как следствие, изменения общества, вступающего в новую стадию своего развития - информационное общество.

Информационное общество, это общество, расширяющее, формирующее, взращивающее и высвобождающее человеческий потенциал, открывающее доступ к новых технологиям и инструментам через образование и

обучение, а также методам их эффективного использования. Выделяются несколько основных особенностей информационного общества:

• Основной инструмент труда - компьютер;

• Основной объект труда - информация;

• Основные ценности - знающие люди;

• Наиболее высокодоходный вид бизнеса - электронный.

Таким образом, исходя из особенностей информационного общества, можно выделить ряд требований к сотруднику. С профессиональной точки зрения работник обязан [3, с. 23]:

- способствовать непрерывному росту профессиональных знаний и умений

- формировать умения приобретать новые знания, заключающиеся в развитии новых, полезных в профессиональном плане, знаний; умения грамотной организации профессионального труда не только для себя, но и для коллектива;

- развивать профессиональное мышление и профессиональную ответственность.

С точки зрения личностных качеств специалист должен [9]:

- способствовать росту общекультурных знаний;

- приобщаться к общечеловеческим ценностям, признавать их приоритетность;

- формировать общечеловеческую ответственность;

- искать пути повышения культуры, сложившейся в обществе, согласно меняющимся парадигмам.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям необходимо внедрять новые формы организации учебного процесса и педагогические технологии с применением современных компьютерных и мультимедийных средств.

Формирование профессионально-коммуникативной и информационной компетентности будущих специалистов - один из основных приоритетов современного профессионального образования.

Применения в учебном процессе инновационных образовательных технологий способствует саморазвитию, предполагает активное участие в познавательной деятельности и раскрытие его творческого потенциала учащегося.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Слово «интерактив» перешло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — значит способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером). Интерактивное обучение — это, в первую очередь, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения;

2) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения;

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Используя классификацию методов активного обучения предложенную Смолкиным А.М., выделяем имитационные методы активного обучения, где формы проведения занятий, построена на имитации профессиональной деятельности и неимитационные методы, где используют все способы активизации познавательной деятельности на занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, тренингов, игрового проектирования, а к неигровым -анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. [8, с.30]

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Тренинг один из видов активных методов обучения направленный на развитие и усвоение знаний, формирование умений и навыков, улучшение коммуникативных и творческих способностей учащихся, а также формированию личностного подхода к возникающей проблеме.

Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме. [6, с.11]

Один из видов тренинга, это бизнес-тренинг, целью его является совершенствование навыков сотрудников организации в области успешного решения бизнес-задач,

достижения большей эффективности в сферах производственной деятельности и управленческого взаимодействия.

Бизнес-тренинг нацелен на практическое использование полученных знаний, тем самым реализуя поставленные требования, с профессиональной точки зрения работника.

Для достоверной имитации профессиональной деятельности в идеале требуется реально действующий объект, например, гостиница или туристская фирма. Однако на практике использование действующего объекта для тренинга сопряжено с неизбежными рисками ошибочных действий обучающихся, что практически сводит к минимуму возможность использования «реального» объекта. Современные компьютерные технологии позволяют моделировать различные объекты для проведения тренинга. Тем самым, последствия ошибок исключаются полностью. Однако возникает проблема соответствия бизнес-модели реальному объекту, решение которой носит технический характер.

Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки и внедрения различных бизнес-моделей организации, ее стратегии, бизнес-процессов, организационной структуры с целью формализации и оптимизации её деятельности. Бизнес-модель - это формализованное описание определенного аспекта или сферы деятельности организации.

В Российской международной академии тризма Родигиным Л.А., к.э.н проф.кафедры «Математика и информатика» и Родигиной В.В., к.п.н., доц. кафедры «Государственное и муниципальное управление и управление персоналом» был разработан и внедрен интернет-проект www.Родигин.РФ, который направлен на проверку теоретических и практических рекомендации по использованию компьютерных моделей в бизнес-тренинге менеджмента гостиниц.

В менеджменте предприятий современные компьютерные технологии позволяют смоделировать объект, а информационно-коммуникационные технологии - предмет управления. Бизнес-тренинг разработан для работы в режиме on-line. Данный тренинг ориентирован на менеджмент среднего звена предприятий на примере организации деятельности служб гостиниц по бронированию. В качестве объекта моделирования выбран мотель по следующим причинам:

■ ограничения звездности - потолок качественных характеристик для мотелей по европейской классификации ограничен четырьмя звездами, что ближе к реальным условиям России, чем 5 звезд;

■ активно строительство мотелей, вдоль протяженных российских, трасс.

Модель мотеля предназначена для бизнес-тренинга среднего звена менеджмента, ориентированного на качество обслуживания гостей и позволяет организовывать:

■ Ситуационные бизнес-тренинги.

■ Тренинги по урегулированию конфликтных ситуаций.

■ Тренинги эффективных продаж. Разработанная методика использования компьютерных моделей в бизнес-тренинге менеджмента гостиниц, включающая ситуационные бизнес-тренинги, тре-

нинги по регулированию конфликтных ситуаций, тренинги эффективных продаж и управленческие бизнес-тренинги, является эффективным элементом интерактивного обучения проведения учебных занятий, который позволяет:

1. Более эффективное усвоение учебного материала, за счет свободного доступа к интернет-проекту (необходимо иметь компьютер и интернет).

2. Формирование жизненных и профессиональных навыков, за счет решения самостоятельного решения поставленных задач.

3. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной задачи тренинга.

4. Эффективно управлять своей деятельностью и временем.

5. Изменение роли преподавателя, за счет самостоятельной работы.

Эффективность данного бизнес-тренинга можно оценить на странице результатов, где собраны данные по успеваемости студентов. Успешная апробация бизнес-тренинга в режиме on-line, позволяет рекомендовать его для использования в качестве повышения квалификации кадровым службам туристских предприятий.

Литературы

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

2. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий//Наука Красноярья. 2012. № 4. С. 103-113.

3. Белгородский, B.C. Роль инновационного образования в развитии российского общества // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 22-26.

4. Родигина В.В., Родигин Л.А. Бизнес-тренинг по управлению службой бронирования с использованием онлайн-модели мотеля. Журнал «Управление развитием персонала» №2, 2014 - с.116-126.

5. Родигина В.В., Родигин Л.А. Дидактические особенности деловой online-игры в учебном курсе «организация продаж». Квартальновские научные чтения / РМАТ. -М.Ж Логос, 2014. - с.199-204.

6. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 11.

7. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. 2012. № 1. С.76-84.

8. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

9. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2007. - 421 с.

КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Борисова Инна Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Москва

THE CRITERIA FOR SELECTING TEXT MA TERIAL BY COMPILING A TEACHING AID ON THE SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE" FOR BACHELORS OF ECONOMICS

Inna Borisova, Candidate of Philological Science, Associate Professor, Moscow State Regional University, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается о новом учебном пособии для бакалавров-экономистов, созданном на кафедре иностранных языков Московского государственного областного университета. Делается особый упор на критерии отбора текстового материала: формирование готовности у бакалавров-экономистов к осуществлению академической и профессиональной мобильности; соблюдение компетентностного подхода; ориентация на организацию интерактивных формы обучения; использование современных аутентичных источников. ABSTRACT

The article deals with the new teaching aid developed at the Department of Foreign Languages of Moscow State Regional University. The author emphasizes the criteria for selecting the text material: forming Bachelors of Economics' readiness for realizing academic and professional mobility; observing the competence approach; aiming at interactive teaching techniques; using modern authentic sources.

Ключевые слова: учебное пособие; критерии отбора текстового материала; бакалавр-экономист; иностранный язык; академическая и профессиональная мобильность; компетентностный подход; интерактивные формы обучения; аутентичные источники.

Key words: teaching aid; criteria for selecting text material; Bachelor of Economics; foreign language; academic and professional mobility; competence approach; interactive teaching techniques; authentic sources.

Современное общество представляет собой сложную систему, основными характеристиками которой являются, в первую очередь открытость, изменчивость, динамичность. Следовательно, для успешной личностной и

профессиональной реализации в нём молодого специалиста ему необходимо обладать «не стабильной, раз и навсегда освоенной совокупностью знаний и умений, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.