Научная статья на тему 'Бизнес-симуляция как форма практико-ориентированного обучения иностранному языку студентов направления "Сервис и туризм"'

Бизнес-симуляция как форма практико-ориентированного обучения иностранному языку студентов направления "Сервис и туризм" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЙ / ИГРА / КЕЙС-СТАДИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / BUSINESS SIMULATION / CLASSIFICATION OF BUSINESS SIMULATIONS / GAME / CASE STUDY / COMPUTER BUSINESS SIMULATION / SIMULATION / TRAINING OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перова Е.А.

Введение. В статье представлено исследование по определению специфики бизнес-симуляции и ее адаптации к лингвопрофессиональной подготовке будущих специалистов индустрии гостеприимства. Целью является изучение классификаций бизнес-симуляций, представленных в трудах западных ученых, и систематизация полученных данных с целью определения наиболее эффективной модели бизнес-симуляции для обучения профессиональному иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм». Методология. Исследование проводилось путем анализа научно-теоретической литературы, сравнительного анализа и обобщения научно-теоретических положений и эмпирических данных. Результатом данного исследования является разработка эффективной модели бизнес-симуляции, включающей элементы игры, компьютерного моделирования и бизнес-кейс-технологии. Заключение. Автором статьи отмечается, что успешная модель бизнес-симуляции при формировании лингвопрофессиональных компетенций в процессе обучения относится к виду игровых технологий, но при этом она строится в соответствии с реальной действительностью и интеграцией междисциплинарных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS SIMULATION AS A FORM OF PRACTICE-ORIENTATED FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF A DIRECTION “SERVICE AND TOURISM”

Introduction. The article presents a study to determine the specifics of business simulation and its adaptation to the linguistic training of future specialists in the hospitality industry. The aim is to study the classifications of business simulations presented in the works of Western scientists, and systematization of the data to determine the most effective model of business simulation for teaching professional foreign language to students of the field of study “Service and tourism”. Methodology. The study was conducted by analyzing the scientific and theoretical literature, comparative analysis and generalization of scientific and theoretical positions and empirical data. The result of this study is the development of an effective model of business simulation, including elements of the game, computer simulation and business-case technology. Conclusion. The author of the article notes that the successful model of business simulation in the formation of linguistic and professional competencies in the learning process refers to the type of gaming technology, but it is built in accordance with the reality and the integration of interdisciplinary connections.

Текст научной работы на тему «Бизнес-симуляция как форма практико-ориентированного обучения иностранному языку студентов направления "Сервис и туризм"»

7. Rudykh E. Kadry v cifrovuyu ekonomiku: problemy i perspektivy [Personnel in the digital economy: problems and prospects]. Available at: https://www.osp.ru/netcat_files/userfiles/Svyaz_2017/1.3_Ekaterina_Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta. pdf. (In Russian).

8. Solovyova N. Rossijskoj IT-industrii predrekayut ostryj kadrovyj golod [The Russian IT industry predicts a severe personnel shortage]. Available at: https://www.it-world.ru/it-news/it/140881.html8. (In Russian).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 09.03.03 Prikladnaya informatika (uroven' bakalavriata) [Federal State educational standard of higher education in the preparation 09.03.03 applied Informatics (Bachelor's level)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/090303_B_3_17102017.pdf. (In Russian).

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СЕРВИС И ТУРИЗМ»

BUSINESS SIMULATION AS A FORM OF PRACTICE-ORIENTATED FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF A DIRECTION "SERVICE AND TOURISM"

Введение. В статье представлено исследование по определению специфики бизнес-симуляции и ее адаптации к лингвопрофессиональной подготовке будущих специалистов индустрии гостеприимства. Целью является изучение классификаций бизнес-симуляций, представленных в трудах западных ученых, и систематизация полученных данных с целью определения наиболее эффективной модели бизнес-симуляции для обучения профессиональному иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм».

Методология. Исследование проводилось путем анализа научно-теоретической литературы, сравнительного анализа и обобщения научно-теоретических положений и эмпирических данных.

Результатом данного исследования является разработка эффективной модели бизнес-симуляции, включающей элементы игры, компьютерного моделирования и бизнес-кейс-технологии.

Заключение. Автором статьи отмечается, что успешная модель бизнес-симуляции при формировании лингвопрофессиональных компетенций в процессе обучения относится к виду игровых технологий, но при этом она строится в соответствии с реальной действительностью и интеграцией междисциплинарных связей.

Introduction. The article presents a study to determine the specifics of business simulation and its adaptation to the linguistic training of future specialists in the hospitality industry. The aim is to study the classifications of business simulations presented in the works of Western scientists, and systematization of the data to determine the most effective model of business simulation for teaching professional foreign language to students of the field of study "Service and tourism".

Methodology. The study was conducted by analyzing the scientific and theoretical literature, comparative analysis and generalization of scientific and theoretical positions and empirical data.

The result of this study is the development of an effective model of business simulation, including elements of the game, computer simulation and business-case technology.

Conclusion. The author of the article notes that the successful model of business simulation in the formation of linguistic and professional competencies in the learning process refers to the type of gaming technology, but it is built in accordance with the reality and the integration of interdisciplinary connections.

Ключевые слова: бизнес-симуляция, классификация бизнес-симуляций, игра, кейс-стади, компьютерная бизнес-симуляция, имитационное моделирование, обучение профессиональному иностранному языку.

УДК/UDC 378.147:811.11

Е. А. Перова

E. Perova

Keywords: business Simulation, Classification of business simulations, game, case study, Computer business simulation, simulation, training of professional foreign language.

Введение

Новое время, новые условия, новые способы обучения. Очевидно, что невозможно моментально научиться вести бизнес и овладеть управленческими навыками. Однако порой менеджер терпит неудачи потому, что не владеет стратегическим видением развития компании и навыками эффективной деловой коммуникации не только на родном, но и на иностранном языках [2, с. 151]. Средством разрешения данной проблемы является технология бизнес-симуляции, позволяющая сформировать бизнес-мышление на иностранном языке. Для выбора эффективной бизнес-симуляции необходимо владеть информацией о видах симуляций, их содержании, способе подачи информации и целях обучения.

Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием единого мнения исследователей по поводу термина «бизнес-симуляция», а также необходимостью точного описания его специфики в ряду других видов симуляций и игровых методов. Наше исследование предлагает классификации бизнес-симуляций, представленные в трудах западных ученых, и систематизацию полученных данных с целью выбора эффективной модели бизнес-симуляции для лингвопрофес-сионального обучения студентов по направлению «Сервис и туризм».

Методология

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по теории применения симуляционных и игровых технологии в высшей школе таких западных ученых, как П. Бенкендорфа, Дж. Биггса, Г Ломанна, М. Добсона, Н. Дунга, Э. Кларк, Д. Корсуна, C. М^нна, Ф. Персиваля, М. Прэтт, Л. Сове, П. Стрикленда, П. Уайтлоу, Э. Файнштейна, Г Эллингтона, C. Эрла.

При исследовании и описании полученных результатов использовались методы анализа научно-теоретической литературы, сравнительного анализа и обобщения научно-теоретических положений и эмпирических данных.

Результаты

Для определения бизнес-симуляции западные исследователи используют такие термины, как авиасимуляторы, бизнес-симуляторы, имитационные игры, макромиры, микромиры, образовательные лаборатории [5, р. 448]. Л. Сове и ряд других ученых отмечают что отсутствие определенности по поводу терминологии игр и симуляций приводит к противоречивым результатам исследований [13, р. 247]. Кроме того, отсутствие точного определения и общего понимания «бизнес-симуляции» крайне затрудняет процесс ее разработки.

Изученная нами литература недостаточно точно определяет цель, сферу применения и целевую аудиторию бизнес-симуляции. В связи с этим данная статья нацелена на описание видов бизнес-симуляций и потенциальный контекст их применения при обучении иностранному языку на примере направления подготовки высшего образования «Сервис и туризм». На наш взгляд, важно выделить симуляции для целей высшего образования (образовательный контекст) и симуляции для корпоративного обучения (контекст тренинга).

Корпоративные симуляции предназначены для моделирования процессов, характерных для определенной организации, и они не могут быть применены в иных образовательных или профессиональных контекстах. Универсальные симуляции, направленные на формирование таких социальных компетенций, как навыки коммуникации, интервьюирования и межличностного взаимодействия, адаптированы к учебной программе высшей школы [12, р. 500]. Развитие подобных способностей является неотъемлемым компонентом лингвопрофессиональной подготовки будущих специалистов различных направлений: «Сервис и туризм», «Экономика и управление», «Образование и педагогика» и т. д.

При обучении иностранному языку будущих специалистов сферы гостиничного сервиса и туризма применение бизнес-симуляции целесообразно реализовывать на третьем этапе обучения (4-6-й семестры), когда бакалавры обучаются деловому общению при изучении дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» в рамках практических занятий: «Различные виды жалоб со стороны потребителя», «Письмо-жалоба и ответ на него», «Туризм и окружающая среда», «Устройство на работу», «Презентация туристической компании/отеля» [13, р. 250].

Рис. 1. Классификация симуляций Г. Эллингтона и С. Эрла

В ходе изучения классификаций бизнес-симуляций для выбора наиболее эффективной модели обучения иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм» важно четко различать термины «компьютерная» и «некомпьютерная симуляция». Определить их отличия можно при обращении к общей классификации симуляций Г Эллингтона и С. Эрла (рис. 1) [7].

В чем же отличие компьютерных и некомпьютерных симуляций с точки зрения их дидактической ценности? Дело в том, что компьютерные игровые, тренинговые и моделируемые симуляции призваны реконструировать систему социальных, экономических или политических взаимодействий в максимально приближенной к реальности форме [8, р. 20]. Посредством информационных технологий воссоздается сложная модель реальности, выступающая средой опытного обучения, где происходит применение теоретических знаний в реальных профессиональных ситуациях.

В компьютерной бизнес-симуляции не столь важен победитель, поскольку она преимущественно направлена на ситуационное обучение, разбор внутренних аспектов успешного бизнеса и освоение необходимых действий в рамках реалистичной модели. В свою очередь, стандартный вариант некомпьютерной деловой или обучающей игры имеет изначальную установку на выигрыш по принципу «победитель и побежденный».

Во многих статьях мы наблюдаем объединение терминов «симуляция» и «игра» в понятие «игра-симуляция». Рассматривая симуляцию, Ф. Персиваль и Г Эллингтон акцентируют внимание на взаимодействии обучающей игры, симуляции и кейс-стади. Таким образом ими подтверждается тот факт, что бизнес-симуляция включает в себя элемент игры, но при этом они не называют симуляцию игрой (рис. 2) [10, р. 24].

в форме кейс-стади

Рис. 2. Диаграмма связи между игрой, симуляцией и кейс-стади Ф. Персиваля и Г. Эллингтона

На наш взгляд, бизнес-симуляция, включающая элементы игры и основанная на кейс-стади, выступает наиболее эффективным средством обучения деловому общению на функциональном уровне с учетом конкретной ситуации. В учебных условиях это достигается путем моделирования ситуаций профессионального общения.

Бизнес-симуляция «Остров» может быть успешно адаптирована к целям обучения профессиональному иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм» в рамках практических занятиях по темам: "Tourist business"; "Responsible tourism"; "General mathematics for Hospitality: calculating food costs, selling prices and making a profit"; "Marketing environment of a hospitality company"; "Growth and management of hospitality business", "Business correspondence".

Ситуация на занятии выстраивается в форме настольной бизнес-симуляции, направленной на оценку и развитие деловой иноязычной коммуникации в рамках управленческой деятельности и командного сотрудничества.

Обучающиеся выступают в роли группы высшего руководство, разрабатывая и внедряя общую стратегию развития курорта. Команды должны принять ряд решений касательно ценообразующей политики, условий проживания, модернизации, зарплаты, обеспеченности персоналом, обучения и развития персонала, маркетинга, бюджетообразующих объектов [9, p. 742].

Таким образом, бизнес-симуляция «Остров» не только стимулирует практику профессиональной иноязычной коммуникации, но и способствует овладению междисциплинарными компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов направлений «Экономика и управление», «Сервис и туризм».

Другим примером средства обучения профессиональному иностранному языку на основе бизнес-кейс и игровой технологии выступает бизнес-симуляция «Оформление на работу — от запроса к введению в должность». Данная симуляция может быть успешно адаптирована к целям обучения будущих специалистов индустрии гостеприимства лингвопрофесииональным навыкам на практических занятиях по темам: "Business correspondence", "Jobs in the hospitality industry", "Hospitality corporate training", "Human resource management in the hospitality industry".

Студент приходит в «кадровое агентство», чтобы подать документы для приема на работу. С этой целью он готовит заявление о приеме на работу, профессиональное резюме, сопроводительное письмо к нему, характеристику, автобиографию.

Остальные студенты в роли специалистов службы персонала проверяют наличие документов, правильность их оформления, этические, лингвистические и культурные параметры. Обучающиеся в роли персонала службы номерного фонда и службы безопасности проводят ознакомление нового сотрудника со структурой гостиницы, корпоративной этикой, технической и производственно-административной документацией. Студент в роли старшего портье организует тренинг в режиме наставничества.

Для успешного участия в бизнес-симуляции ее участники предварительно разрабатывают проект индивидуального плана тренинга и ориентации нового сотрудника. Успешность и эффективность предложенного проекта тренинга оцениваются на заключительном этапе в форме тестирования студента в роли нового сотрудника службы приема и размещения.

Подобная бизнес-симуляция является способом моделирования реальной действительности, поэтому назвать ее ролевой или деловой игрой неправомерно. Ее преобладающей особенностью является воссоздание профессиональной ситуации, основанной не на конкуренции, характерной для игрового метода, а на применении теоретических знаний на практике, демонстрации правил и концепций на примере системы взаимодействий и результатов.

Далее представлена разработанная нами структура бизнес-симуляции для обучения профессиональному иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм» (рис. 3).

Бизнес-симуляция проходит в три этапа: подготовительный, собственно симуляция и ее анализ. Подготовительный этап включает: подбор релевантной целям обучения бизнес-симуляции; повторение лингвистического материала; организацию речевой профессионально ориентированной подготовки студентов; объяснение сценария симуляции; определение состава групп и распределение ролей; подготовку и ознакомление с аутентичными профильно ориентированными материалами (сайтами компаний, финансовой и технической отчетностью, стандартами обслуживания, программами тренинга); поиск дополнительной информации и статистических данных; выяснение организационных вопросов (время и место проведения игры, исправность технических средств) [7].

Этап I

Этап III

1 1

Дальнейшая работа, сопряженная с предыдущей дискуссией, например написание бизнес-плана

г г

Обратная связь • Промежуточные корректирующие действия • Обсуждение ошибок • Оценка эффективности участия студентов

Лингвистический входной материал

Рис. 3. Структура бизнес-симуляции для обучения профессиональному иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм»

На наш взгляд, дидактическая значимость бизнес-симуляции заключается в том, что разные типы упражнений и ресурсов электронного обучения для активного слушания и чтения могут быть использованы студентами в качестве источников необходимой информации. Если ставится частная педагогическая задача формирования и совершенствования навыков аудирования, то необходимо применять аудио- или видеозаписи живой деловой коммуникации в контексте профессиональных ситуаций, телефонных разговоров, демонстрирующих не только лингвистическую специфику, но и стандарты делового этикета сферы гостеприимства.

Если ставится задача развития навыков чтения на иностранном языке, то релевантная информация для симуляции может быть получена из финансовых и технических отчетов; информационных буклетов гостиниц, туристических агентств; графиков работы персонала; технологических карт меню; рецептов блюд; cмет текущих расходов; планов инвентаризации; систем закупок; форм договоров; бюджетов расходов и доходов; ^ециальных локальных и международных программ лояльности гостей; схем ресторанов, гостиниц; технологических карт мероприятий и прочей рабочей документации.

На втором этапе собственно симуляции преподаватель выполняет функции наблюдения, управления и лингвистического сопровождения, преодолевая желание корректировать ошибки и руководить ходом симуляции.

При лингвистическом сопровождении преподаватель может оказать помощь лишь по просьбе студентов. Функция наблюдения является наиболее важной, так как отражает моменты эффективных и менее эффективных решений студентов и организацию правильной работы на заключительном этапе.

В бланке контроля преподаватель отмечает ошибки и коммуникативные ситуации, в которых прослеживается недостаточный уровень сформированных лингвопрофессиональных компетенций обучающихся, препятствующих эффективной деловой коммуникации на иностранном языке.

Мы полагаем, что наиболее продуктивной является работа в группах из четырех студентов с различным уровнем владения иностранным языком. Каждая команда должна провести анализ большого массива технологической и финансовой информации. Следовательно, даже слабые студенты вносят вклад в процесс поиска, отбора, обобщения и презентации полученных данных. Более способные студенты формируют финальный отчет и проводят презентацию по итогам групповой работы.

На третьем этапе симуляции анализируется и оценивается коммуникативная компетентность участников игры, а также актуализируются их профессионально значимые качества: инициативность, способность идти на компромисс, доброжелательность, внимательность. Обсуждение результатов анализа следует начинать с положительных моментов, а затем перейти к недостаткам [7]. На основе записей в бланке контроля преподаватель может определить дальнейшую стратегию работы с группой и составить план программы для каждого обучающегося.

Некоторые эмпирические данные свидетельствуют, что лингвистический материал, предъявленный перед симуляцией, редко находит применение в последующей языковой практике, а языковой материал, усвоенный в процессе и после симуляции, эффективно используется в последующих профессионально ориентированных ситуациях.

На наш взгляд, бизнес-симуляцию следует рассматривать не как форму educational entertainment (edutainment), то есть образования посредством развлечения, а как учебную технологию на основе синтезированного лингвопрофессионального материала, направленного на формирование и совершенствование навыков аудирования, чтения, письма и устной речи. Симуляция способствует накоплению и применению сформированных лингвистических знаний в ходе решения профильно ориентированных заданий, стимулирующих нестандартное, стратегические и критическое мышление.

Согласно Дж. Биггсу, Д. Корсуну, C. М^нну и Э. Файнштейну, эмуляция воссоздает определенный фрагмент реальности, в рамках которого обучающиеся решают сложные задачи, а игры-симуляции стимулируют энтузиазм и мотивацию студентов [9, p. 735], что способствует повышению интереса и вовлеченности в образовательный процесс [4, p. 250].

П. Бенкендорф, Г Ломанн, М. Прэтт, П. Рейнольда П. Стрикленд и П. Уайтлоу определяют онлайн-бизнес-симуляцию как процесс сложного моделирования, направленного на обучение конкурентному анализу, финансовому, стратегическому менеджменту, маркетингу, управлению человеческими ресурсами и тактики развития успешного бизнеса. Ими предложена простая классификация симуляций, включающая виртуальные и физические симуляции. Физическими симуляциями являются кейсы, сценарии и ролевые игры. К виртуальным относятся программы для персонального компьютера; симуляции, предполагающие инсталляцию через локальную сеть образовательного учреждения, и современные онлайн-симуляции [14, p. 250].

В свою очередь, онлайн-симуляции делятся на две группы. Первая категория представляет собой симуляции, в которых результаты приводятся в форме показателей эффективности, таких как прибыль, уровень удовлетворенности клиентов, система балансов. К подобным симуляциям относятся Capsim, Markstrat, HOTS и AIRLINEOnline. Ко второй категории принадлежат миметические симуляции, то есть имитирующие реальность, так как они погружают участников в повествовательную, визуальную и интерактивную среду. Это Ethics-LX, VirBELA, GoVentureWorld [3, p. 9].

Также заслуживают внимания агентные симуляции, то есть симуляции на основе агентов. Агентом является объект, который наделен формой человеческого персонажа и определенным типом поведения, как показано на рисунке 4 [7].

Рис. 4. Бизнес-симуляция с использованием аватаров (графическое представление игрового персонажа) в поведенческом тренинге

Использование агентов особенно наглядно представлено в структуре компьютерных симуляций The Sims. С помощью систем искусственного интеллекта симы, то есть виртуальные люди или агенты, реагируют на внешние условия, а их действиями руководит игрок [11, p. 43].

К группе симуляций The Sims относятся the Guest Experience sim, Cesim Hospitality, The Hotel Simulation (HOTS), HotelSim, позволяюшие будущим специалистам индустриии гостеприимства приобрести навыки управления гостиничным бизнесом в виртуальном пространстве посредством иноязычной коммуникации с целевой аудиторией [3, p. 7].

В данном исследовании нами были сформулированы критерии, определяющие релевантность компьютерной бизнес-симуляции на основе агентов целям обучения иностранному языку в высшей школе (табл. 1).

Таблица 1

Критерии соответствия компьютерных бизнес-симуляций на основе агентов целям обучения профессиональному иностранному языку

Критерии соответствия компьютерных симуляций целям обучения иностранному языку Компьютерная бизнес-симуляция Компьютерная бизнес-симуляция на основе применения дополнительного материала

Потенциал для изучения иностранного языка Не ориентирована на формирование лингвистических компетенций Профильно ориентированная лексика, грамматика и терминология определены на предварительном этапе

Соответствие языковому уровню студента Подростки и взрослые Студенты с уровнем владения языком Intermediate — advanced (B1 — C1)

Ориентир на смысловое содержание Оказание содействия виртуальным персонажам / агентам при решении профессиональных задач операционного и управленческого уровней Помощь персонажам в принятии эффективных решений в контексте профессиональных ситуаций с опорой на дополнительные учебные средства

Аутентичность Применение аутентичных материалов, высоко интерактивных и профессионально ориентированных ситуаций Аутентичное, целеориентированное взаимодействие в группе студентов

Положительный результат Повышение мотивации, энтузиазма, интереса относительно изучаемого материала, формирование навыков подготовки финансовых и технических отчетов, бизнес-планов и овладение спецификой бизнес-мышления

Практикоориентированность Компьютерное и программное обеспечение Программное обеспечение и два компьютера для симуляции и поиска дополнительного материала

М. Добсон отмечает такие преимущества агентных симуляций, как своевременная обратная связь по результатам действий и повышение эмоциональной вовлеченности [6, р. 68]. К сожалению, из-за высоких затрат на их разработку они не так часто используется для целей высшего образования и в основном применяются на корпоративных тренингах [7].

На основе анализа научно-теоретической литературы Э. Кларк разработала типологию, включающую четыре вида бизнес-симуляций: бизнес-симуляции микромира отдельной бизнес-организации; макромира, основанные на моделировании ряда компаний в конкурентной рыночной среде; межличностных навыков; бизнес-мышления, фокусирующиеся на вопросах стратегического управления и распределения ресурсов и услуг [5, р. 450].

Особого внимания заслуживает классификация бизнес-симуляций на основе следующих трех критериев: объем содержания; способ подачи информации и целевая аудитория; цели и результаты обучения [7]. Приведенная ниже классификация симуляций по содержанию демонстрирует ряд курсов, в которых они применяются (рис. 5) [7].

Туризм Недвижимость Музыкальная индустрия Машиностроение Инновации Гостиничный бизнес Строительный менеджмент Инновационный менеджмент Реклама Агробизнес

Управление коммунальными услугами Операционный менеджмент Средства массовой информации Лидерство

Управление человеческими ресурсами Экономика Логистика Проектный менеджмент Предпринимательство Розничная торговля Маркетинг Стратегический менеджмент Бухгалтерский учет и финансы Универсальные

1 % 1 % 1 % 1 % 1 % 1 % 1 % 1 % 1 % ■ 2 % ■ 2 % 2 % 2 % 2 % 2 % 2 % 3 % 3 %

5 %

7 % 7 % ■ 8 %

20 %

23 %

0 % 5 % 10 % 15 %

Рис. 5. Типы бизнес-симуляций по содержанию

20 %

25 %

Как следует из данной классификации, симуляции для обучения профессиональному иностранному языку не выделяются в отдельную группу. Все названные бизнес-симуляции могут использоваться на курсе обучения иностранному языку студентов в высшей школе. Дисциплина «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» предполагает включенность в учебную программу образовательного учреждения с 4-го семестра и представляет собой симбиоз взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга курсов: Основы речевой коммуникации; психология и этика делового общения; Основы конфликтологии; межкультурная коммуникация; Основы финансовой грамотности; Управление человеческими ресурсами; Техника написания бизнес-планов и проектов. То есть вся программа дисциплины основана на использовании межпредметных связей.

Следовательно, в процессе выбора симуляции для обучения лингвопрофессиональным навыкам необходимо уметь адекватно оценить ее междисциплинарную структурную организацию [1, с. 86].

Нами была разработана структура рабочей программы дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» на основе профильно ориентированных компьютерных бизнес-симуляций для индустрии гостеприимства (табл. 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», разработанного на основе компьютерной бизнес-симуляции для индустрии гостеприимства

Компьютерная бизнес-симуляция Межпред- Тема и цель практического занятия

метные компетенции Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5

Build Your Own Business (BYOB), Business Tycoon Online, Eutopia, Management Game, Virtual Leader, Wall Street Survivor Основы маркетинга Market Leaders and Challenger Customer Segmentation Developing your Product Portfoliо Building Customer Loyalty Social media

The Guest Experience sim, Cesim Hospitality, the Hotel Simulation (HOTS), HotelSim, the ServeSim, Основы конфликтологии Tourism and the Local Economy Responding to Environmental Concerns Health and Travel Tourism, Security and Safety

Предоставление услуг и информации об условиях размещения General Hotel Services and room types Restaurants and Catering Room items and cleaning equipment Business Facilities

the SLATE (Strategic Learning and Training Experience) Hotel, Virtual Hotel (Virtel) Лингвистические и коммуникативные навыки Reception Duties Food Services Housekeeping Business Travellers

Практикум: тренинг по работе с операционной системой бронирования; составление штатного расписания; разработка операционных процедур и стандартов службы приема и размещения; особенности подбора и найма персонала; стандарты высококлассного сервиса Практика общения и обслуживания гостей ресторана Практика общения с гостями по вопросам уборки номеров; инструктаж по применению профессиональной уборочной техники, стандартов уборки номеров; анализ материально-производственных запасов; оставление сметы расходов Практика оказания помощи бизнес-клиентам при разрешении различных проблем; предоставление информации и услуг

Финальный групповой проект Каждой группе дается задание: организация мероприятия. Студенты должны подготовить и представить три подробных плана проекта, включающих смету доходов и расходов: 1) вариант премиум; 2) вариант среднего; 3) бюджетного предложения. В плане проекта должно быть указано место проведения, условия размещения, меню блюд и напитков, а также программа развлечений и мероприятий

Рассматривая способ подачи симуляций, автор отмечает, что большинство из них доступно группам интернет-пользователей, а также симуляции могут быть установлены через внутреннюю корпоративную сеть компании или университета с обеспечением той же функциональности. Многопользовательский режим симуляций позволяет применять их в целях игрового обучения, или эдьютейнмента (англ. edutainment), то есть образования посредством развлечения [7].

В соответствии с целями симуляций в сфере высшего образования Г Эллингтона и C. Эрла нами разработан контекст интеграции бизнес-симуляции на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» (табл. 3) [7].

Таблица 3

Контекст применения бизнес-симуляций для обучения профессиональному иностранному языку на основе целей обучения Г. Эллингтона и С. Эрла

Цель применения симуляции Контекст

Повышение эффективности преподавания базовых фактов, принципов и правил Моделирование профессиональных ситуаций, активизирующих коммуникацию на иностранном языке в различных профильно ориентированных контекстах

Применение теории на практике Активизация межличностного и межкультурного взаимодействия в процессе принятия эффективных решений операционного и управленческого уровней

Развитие навыков общения и межличностного взаимодействия Обучающиеся реализуют коммуникативные цели обучения, направленные на формирование специфических навыков межличностного взаимодействия: собеседование при приеме на работу; разрешение конфликтных ситуаций; владение профессиональной этикой; умение понимать запросы, пожелания, требования, жалобы клиента; умения запрашивать информацию, объяснять, характеризовать, описывать, предлагать услуги и т. д.

Достижение аффективных целей Повышение внутренней мотивации, развитие самокритичного и рефлексивного отношения к обучению в результате применения аутентичных материалов, приближения учебных ситуаций к естественным и нивелирования наказания и порицания

Улучшение когнитивных навыков Достижение когнитивных целей обучения иностранному языку посредством развития навыков критического мышления, оценки альтернативных подходов и стратегий, влияющих на общую эффективность операционных и управленческих решений

Развитие разнообразных функциональных навыков В процессе опытного обучения, основанного на воссоздании реальных профессиональных контекстов; решение конфликтных ситуаций, а также сложных и нетипичных задач

Заключение

Западные исследователи представляют разнообразные классификации бизнес-симуляций, подтверждающие синтезированный характер симуляции с включением в нее элементов деловой игры, компьютерного моделирования, бизнес-кейс-технологии. По сути, симуляция не является игрой, но включает в себя характеристики обучающих и ролевых игр. Симуляции делятся на компьютерные/виртуальные (игровые, тренинговые и моделируемые; на основе метода дерева решений и агентов) и некомпьютерные/физические (интерактивные и неинтерактивные ролевые игры, кейсы, сценарии).

В отличие от игр, основанных на конкурентной стратегии, бизнес-симуляции для обучения лингвопрофессиональным компетенциям будущих специалистов индустрии гостеприимства не столько направлены на определение выигравших и проигравших, сколько на воссоздание реальной бизнес-модели и системы межличностного взаимодействия в ходе принятия операционных и управленческих решений. Центральной фигурой процесса обучения во взаимодействии становится сам обучаемый, которому приходится решать профессиональные задачи в предлагаемой конкретной ситуации, он применяет свой опыт и знания, а также комплекс навыков деловой коммуникации на иностранном языке.

Успешная и эффективная модель бизнес-симуляции предполагает наличие подготовительного этапа, на котором осуществляются поиск и ознакомление с аутентичными профильно ориентированными материалами и специальной профессиональной иноязычной терминологией, фор-

мируются группы, распределяются роли; проводятся собственно симуляция и анализ ее результатов. Идеальная бизнес-симуляция для обучения лингвопрофессиональным навыкам должна иметь междисциплинарную структуру, предполагающую формирование не только лингвистических и коммуникативных навыков, но и обучение основам конфликтологии, маркетинга, финансовой граммотности, психологии и управления человеческими ресурсами.

Литература

1. Игна О. Н. Педагогический дизайн игровых программных средств для обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2О0б. № 9. С. 85-90.

2. Степаненко Е. В., Бартельс К. Л. Бизнес-симуляция на примере курса storewars // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2008. № 131. С. 151-157.

3. Online Business Simulations: Good Practice Guide / P. Benckendorff, G. Lohmann, M. Pratt et al. Sydney : Australian Government Office for Learning and Teaching, 2015. 40 p.

4. Biggs J. Teaching for quality learning. Buckingham : SRHE and Open University Press, 1999. 335 p.

5. Clarke E. Learning outcomes from business simulation exercises: Challenges for the implementation of learning technologies // Education + Training. 2009. Vol. 51, № 5/6. P. 448-459. URL: https://doi.org/10.1108/ 00400910910987246 (дата обращения: 14.02.2019).

6. Decision training using agent based business strategy games / M. Dobson et al. // Computers and Advanced Technology in Education : proceedings of the 7th IASTED International Conference. August 16-18. Kauai, Hawaii, 2004. P. 66-71.

7. Doonga N. The Development and Implementation of Business Simulations in Higher Education in the United Kingdom : PhD thesis. Aberdeen : Robert Gordon University, 2013. P. 439. URL: http://openair.rgu.ac.uk (дата обращения: 07.02.2019).

8. Edelheim J., Ueda D. Effective use of simulations in hospitality management education - A case study // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. 2007. Vol. 6, № 1. P. 18-28.

9. Feinstein A.H., Mann S., Corsun D.L. Charting the experiential territory: clarifying definitions and uses of computer simulation, games and role Play // Journal of Management Development. 2002. Vol. 21, № 10. P. 732-744.

10. Percival F., Ellington H.I. The place of case studies in the simulation/gaming field // P. Race and D. Brooks (eds). Perspectives on academic gaming and simulation 5: Simulation and Gaming for the 1980s. London : Kogan Page Ltd. 1980. P. 21-30.

11. Roberts C. Using Computer Simulations of Enhance Teaching: Overcome The Fear // Journal of Hospitality and Tourism Education. 1999. Vol. 10, № 4. P. 42-44.

12. Ruben B. D. Simulations, games and experience-based learning: The quest for a new paradigm for teaching and learning // Simulation & Gaming. 1999. Vol. 30, № 4. P. 498-505.

13. Distinguishing between games and simulations: a systematic review / L. Sauve et al. // Educational Technology and Society. 2007. Vol. 10, № 3. P. 247-256.

14. Thavikulwat P. The Architecture of Computerized Business gaming Simulations // Simulation & Gaming. 2004. Vol. 35, № 2. P. 242-269.

15. Torrente J. Production of сreative game-based learning scenarios: a handbook for teachers. ProActive public deliverable. Education and Culture DG. Lifelong Learning Programme, 2010. P. 43. URL: http://www.ub.edu/euelearning/proactive/ documents/handbook_ creative_gbl.pdf (дата обращения: 14.12.2018).

References

1. Igna О. N. Pedagogicheskiy dizayn igrovykh programmnykh sredstv dlya obucheniya inostrannym yazykam [Instructional Design of Game Software for Foreign Language Teaching]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, no. 9, pp. 85-90. (In Russian).

2. Stepanenko E. V., Bartels K. L. Biznes-simulyaciya na primere kursa storewars [Business-simulaition by the example of rate storewars]. Civil Aviation High TECHNOLOGIES, 2008, no. 131, pp. 151-157. (In Russian).

3. Benckendorff P., Lohmann G., Pratt M., Reynolds P., Strickland P., Whitelaw P. Online Business Simulations: Good Practice Guide. Sydney, Australian Government Office for Learning and Teaching, 2015, 40 p.

4. Biggs J. Teaching for quality learning. Buckingham, SRHE and Open University Press, 1999, 335 p.

5. Clarke E. Learning outcomes from business simulation exercises: Challenges for the implementation of learning technologies. Education+Training, 2009, vol. 51, no. 5/6, pp. 448-459. Available at: https://doi.org/10.1108/00400910910987246 (accessed 14 February 2019).

6. Dobson M. et al. Decision training using agent based business strategy games. Proceedings of the 7th IASTED International Conference Computers and Advanced Technology in Education. August 16-18. Kauai, Hawaii, 2004, pp. 66-71.

7. Doonga N. The Development and Implementation of Business Simulations in Higher Education in the United Kingdom. Ph. D. thesis. Robert Gordon University, Aberdeen, 2013, 439 p. Available at: http://openair.rgu.ac.uk (accessed 7 February 2019).

8. Edelheim J., Ueda D. Effective use of simulations in hospitality management education - A case study. Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education, 2007, vol. 6, no. 1, pp. 18-28.

9. Feinstein A. H., Mann S., Corsun D. L. Charting the experiential territory: clarifying definitions and uses of computer simulation, games and role play. Journal of Management Development, 2002, vol. 21, no. 10, pp. 732-744.

10. Percival F., Ellington H. I. The place of case studies in the simulation/gaming field. P. Race and D. Brooks (eds). Perspectives on academic gaming and simulation 5: Simulation and Gaming for the 1980s. London, Kogan Page Ltd, 1980, pp. 21-30.

11. Roberts C. Using Computer Simulations of Enhance Teaching: Overcome The Fear. Journal of Hospitality and Tourism Education, 1999, vol. 10, no. 4, pp. 42-44.

12. Ruben B. D. Simulations, games and experience-based learning: The quest for a new paradigm for teaching and learning. Simulation & Gaming, 1999, vol. 30, no. 4, pp. 498-505.

13. Sauve L. et al. Distinguishing between games and simulations: a systematic review. Educational Technology and Society, 2007, vol. 10, no. 3, pp. 247-256.

14. Thavikulwat P. The Architecture of Computerized Business gaming Simulations. Simulation & Gaming, 2004, vol. 35, no. 2, pp. 242-269.

15. Torrente J. Production of сreative game-based learning scenarios: a handbook for teachers. ProActive public deliverable. Education and Culture DG. Lifelong Learning Programme, 2010, pp. 43. Available at: http://www.ub.edu/euelearning/ proactive/documents/handbook_ creative_gbl.pdf (accessed 14 December 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.