Научная статья на тему 'Развитие ИТ-образования в регионах в условиях становления цифровой экономики'

Развитие ИТ-образования в регионах в условиях становления цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / INFORMATION TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH EMPLOYERS / EMPLOYMENT OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Т. Ф., Сусленкова Ю. В.

Введение. Становление цифровой экономики в регионах выявило проблемы и требует изменения механизма взаимодействия вузов и работодателей для вовлечения ИТ-индустрии в подготовку кадров. Методология. Исследования проводились путем анализа видов взаимодействия предприятий с учебными заведениями с позиции их востребованности в условиях развития цифровой экономики; а также статистических данных, полученных методом анкетного опроса обучающихся и свободного интервьюирования сотрудников кафедры. Результаты заключаются в обосновании и осуществлении классификации групп видов взаимодействия компаний региона с образовательными учреждениями по подготовке кадров в сфере информационных технологий (ИТ); обработке и анализе результатов опросов. Заключение. Авторами отмечается, что подготовка ИТ-специалистов в условиях становления цифровой экономики требует тесного взаимодействия работодателей и участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Т. Ф., Сусленкова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF IT EDUCATION IN REGIONS IN THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Introduction. The formation of the digital economy in the regions has revealed problems and requires changes in the mechanism of interaction between universities and employers to involve the it industry in training. Materials and Methods. The research was carried out by analyzing the types of interaction between enterprises and educational institutions from the standpoint of their demand in the development of the digital economy; as well as statistical data obtained by a questionnaire survey of students and free interviewing of employees of the Department. The results consist in substantiation and implementation of classification of groups of types of interaction of companies in the region with educational institutions for training in the field of information technology (IT); processing and analysis of survey results. Conclusion. The authors note that the training of it professionals in the conditions of the formation of the digital economy requires close cooperation between employers and participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «Развитие ИТ-образования в регионах в условиях становления цифровой экономики»

10. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций [Электронный ресурс] / Е. А Челнокова, С. Н Казначеева, К. В. Калинкина, Н. М. Григорян // Перспективы науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 7-12. URL: https://pnojoumal. files.wordpress.com/2017/08/pdf_170501.pdf.

11. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 138-143

12. Волкодав Т. В. Актуализация творческого потенциала личности студента в условиях реализации инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S 1. С. 29-32.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij [On approval of the federal educational standard of higher education in the specialty 08.05.01 Construction of unique buildings and structures]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 11, 2016 No. 1030. Available at: https://fgosvo.ru (accessed 19.11.2018). (In Russian).

2. Kvalifikacionnye trebovaniya k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov (dopolnenie k federal'nomu gosudarstvennomu obrazovatel'nomu standartu vysshego obrazovaniya) [Qualification requirements for military vocational training of graduates (addition to the federal state educational standard of higher education)]. Available at: https://classinform.ru/fgos.ru (accessed 19.11.2018). (In Russian).

3. Ilyin E. P. Psihologiya voli [Psychology of the will]. St. Petersburg, 2000, 288 p. (In Russian).

4. Prakticheskie zanyatiya po psihologii [Practical classes in psychology]. Ed. A. Ts. Puni. Moscow, 1977. 160 p. (In Russian).

5. Rudik P. A. Psihologicheskie osnovy moral'no-volevoj podgotovki sportsmena [Psychological foundations of moral and volitional training of an athlete]. Problems of the psychology of sports. Moscow, 1962. (In Russian).

6. Rubinstein S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, 2000, 720 p. (In Russian).

7. Storitelling [Storytelling]. Available at: http://www.eduneo.ru/dva-vida-pedagogicheskogo-storitellinga (accessed 23.12.2008). (In Russian).

8. Novichkova A. V., Vokresenskaya Y. V. Storitelling kak sovremennyj instrument upravleniya personalom [Storytelling as modern personnel management tool]. Science studies, 2014, no. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf. (In Russian).

9. Simmons A. Storitelling. Kak ispol'zovat' silu istorij [Storytelling. How to use the power of stories]. Moscow, 2013, 177 p. (In Russian).

10. Chelnokova E. A., Kaznacheeva S. N., Kalinkina K. V., Grigoryan N. M. Storitelling kak tekhnologiya effektivnyh kommunikacij [Storytelling as technology of effective communications]. Perspectives of Science and Education, 2017, no. 5 (29), pp. 7-12. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/08/pdf_170501.pdf. (In Russian).

11. Kuzovenkova A. I. Storitelling kak novaya mediatekhnologiya [Storytelling as a new media technology]. Sign: the problem field of media education, 2017, no. 4 (26), pp. 138-143. (In Russian).

12. Wolkodav T. V. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala lichnosti studenta v usloviyah realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya [Actualization of the creative potential of the individual student in the context of the implementation of inclusive education]. Historical and social-educational ideas, 2016, no. S 1, pp. 29-32. (In Russian).

УДК/uDC 378+338.2:004.9 Т. Ф. Лебедева, Ю. В. Сусленкова

T. Lebedeva, Y. Suslenkova

РАЗВИТИЕ ИТ-ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ цИФРОВОй ЭКОНОМИКИ

THE DEVELOPMENT OF IT EDuCATION IN REGIONS in the formation of the DIGITAL ECONOMY

Введение. Становление цифровой экономики в регионах выявило проблемы и требует изменения механизма взаимодействия вузов и работодателей для вовлечения ИТ-индустрии в подготовку кадров.

Методология. Исследования проводились путем анализа видов взаимодействия предприятий с учебными заведениями с позиции их востребованности в условиях развития цифровой экономики; а также статистических данных, полученных методом анкетного опроса обучающихся и свободного интервьюирования сотрудников кафедры.

Результаты заключаются в обосновании и осуществлении классификации групп видов взаимодействия компаний региона с образовательными учреждениями по подготовке кадров в сфере информационных технологий (ИТ); обработке и анализе результатов опросов.

Заключение. Авторами отмечается, что подготовка ИТ-специалистов в условиях становления цифровой экономики требует тесного взаимодействия работодателей и участников образовательного процесса.

Introduction. The formation of the digital economy in the regions has revealed problems and requires changes in the mechanism of interaction between universities and employers to involve the it industry in training.

Materials and Methods. The research was carried out by analyzing the types of interaction between enterprises and educational institutions from the standpoint of their demand in the development of the digital economy; as well as statistical data obtained by a questionnaire survey of students and free interviewing of employees of the Department.

The results consist in substantiation and implementation of classification of groups of types of interaction of companies in the region with educational institutions for training in the field of information technology (IT); processing and analysis of survey results.

Conclusion. The authors note that the training of it professionals in the conditions of the formation of the digital economy requires close cooperation between employers and participants of the educational process.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровая экономика, взаимодействие образовательных организаций с работодателями, трудоустройство выпускников.

Keywords: information technologies, digital economy, interaction of educational organizations with employers, employment of graduates.

Введение

Одним из пяти базовых приоритетных направлений развития цифровой экономики в стране, о котором говорится в утвержденной в 2017 г правительством РФ программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа), является направление «Кадры и образование». Как отмечается в Программе, «численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования». Одним из условий успешной реализации программы является устранение существующего дефицита профессиональных ИТ-кадров в нашей стране, обусловленного как спецификой и существующими проблемами системы подготовки ИТ-специалистов, так и последствиями «демографической ямы». Поэтому в Программе в целевых показателях представлены объемы подготовки ИТ-специалистов, которые должны будут выпускать вузы к 2024 г — по 120 тыс. специалистов в год [6].

Цифровая экономика (далее — цЭ) — это экономика, основанная на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях. Различные подходы к определению этого понятия рассмотрены авторами в [3]. Что меняет ЦЭ?! В первую очередь те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий (интернет-экономика) и где информация является основным ресурсом, объемы данных постоянно увеличиваются, а в центре стратегии развития бизнеса — клиент и его быстро меняющиеся потребности [7].

Рассмотрим основные вызовы ЦЭ, связанные с подготовкой ИТ-специалистов:

1) нехватка кадров в ИТ-индустрии;

2) недостаточный уровень, по мнению работодателей, подготовки ИТ-специалистов в профессиональных образовательных организациях;

3) низкий уровень цифровой грамотности:

— выпускников школ, не готовых выбирать ИТ-профессии;

— предприятий-потребителей, заказчиков ИТ-проектов и ИТ-специалистов, особенно компаний малого бизнеса, часто не готовых к решению задач цифровизации на новом уровне, а следовательно и к увеличению расходов;

— граждан — потребителей цифровых услуг.

Методология

Исследуем более подробно вызовы ЦЭ, изучая и систематизируя свой опыт подготовки ИТ-специалистов в течение 20 лет, статьи и аналитические обзоры по данной тематике. С одной стороны, вузы и особенно техникумы, осуществляющие подготовку ИТ-специалистов, за последние два года увеличили количество бюджетных мест по этому направлению почти вдвое. Из общего количества вузов (более 2,6 тыс. вместе с филиалами) 951 обеспечивает подготовку как минимум

по одному ИТ-направлению, магистерские программы предлагают около двухсот вузов. Самыми популярными направлениями являются «Прикладная информатика», «Информатика и вычислительная техника» и «Бизнес-информатика» [7].

С другой стороны, ситуация с набором кадров для всей ИТ-отрасли продолжает ухудшаться. Все большее число ИТ-кадров будет требоваться организациям самых различных отраслей. Исследования h-индекса (количество резюме, которое приходится на одну вакансию) показали его снижение:

— в 2016 г. - до 3,0-3,6;

— в первом полугодии 2017 г — до 2,9;

— в первом полугодии 2018 г. — до 2,6.

Это говорит о росте кадрового дефицита в ИТ-сфере. Так, с января по июнь 2018 г. количество вакансий в сфере ИКТ, в сравнении с аналогичным периодом 2017 г., выросло на 45 %, при этом число резюме увеличилось только лишь на 13 %. К 2027 г., согласно данным исследования Фонда развития интернет-инициатив, российский рынок ИКТ будет ощущать острый кадровый голод — ему грозит дефицит в два миллиона ИТ-специалистов. Самыми востребованными станут квалифицированные сотрудники в сферах машинного обучения, искусственного интеллекта (ИИ), big data аналитики, компьютерного зрения и дополненной реальности [8].

Требуются специалисты новых ИТ-профессий [1 ], умеющие быстро обучаться, адаптироваться к новым технологиям и требованиям. В условиях ЦЭ резко возрастают требования к уровню цифровых компетенций всего персонала, так как ЦЭ базируется на сборе, передаче, обработке больших объемов информации, а к ИТ-специалистам в этих условиях предъявляются достаточно жесткие требования.

Увеличение набора на ИТ-направления среднего профессионального и высшего образования, а также подготовка на различных курсах ведут к тому, что к 2024 г. не менее 800 тыс. выпускников системы профессионального образования будут обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, а не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования будут готовиться по ИТ-специальностям. Предполагается, что доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2021 г. составит не менее 40 % [6].

Подготовка данных специалистов ведется и будет продолжена, но устроят ли эти специалисты работодателей, и как компании-работодатели принимают участие в их подготовке? Прежде чем ответить на вопросы, попробуем разобраться в категориях предприятий, основных потребителей ИТ-специалистов.

1. Крупные ИТ-компании, представленные в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах («Яндекс», Mail.ru, «Лаборатория Касперского», 1С, Microsoft и др.).

2. ИТ-отделы крупных компаний, представляющих смежные с информационными технологиями высокотехнологичные сферы, такие, например, как банковская связь и телекоммуникации, производство телекоммуникационного оборудования, космос, атомная энергетика и т. д. Головные офисы таких компаний, как правило, также находятся в крупных городах.

3. Локальные компании среднего и малого бизнеса в ИТ-отрасли, например фирмы-дилеры и -франчайзи 1С.

4. Локальные компании в регионах, представляющие высокотехнологичный бизнес (филиалы банков, представительства компаний-операторов сотовой связи).

5. Компании и организации всех остальных сфер деятельности, которые могут позволить себе ИТ-подразделения, состоящие из нескольких сотрудников (государственное управление, промышленность, маркетинг, реклама, PR, недвижимость, образование и культура, торговля и общественное питание, строительство, налогообложение, медицина, юриспруденция, административное управление).

6. Предприятия малого бизнеса по оказанию ИТ-услуг, также состоящие из нескольких сотрудников (от 3 до 30). Компании этой категории наиболее широко представлены на рынке Кузбасса: они создают сайты и продвигают их на рынке путем рекламы в Интернете (контекстная реклама, реклама на «Яндексе» и Google), предлагают услуги по ремонту компьютерной техники, IT-аутсорсинг, поставку программного обеспечения.

7. Компании очень малого бизнеса, администрации небольших муниципальных образований и другие организации различных сфер деятельности, которые могут позволить себе одного ИТ-специалиста и чаще даже не на полную ставку.

Компаниям первой-второй категорий категорий требуется высокий уровень подготовки выпускников ИТ-направлений, они тратят на дополнительную подготовку на рабочем месте от 6 месяцев до года и большие деньги. Такие компании активно участвуют в разработке модели цифровых компетенций, сотрудничают с учебными заведениями всех уровней, начиная со школ. Крупные игроки этого рынка (1С, «Яндекс», Mail.ru, «Лаборатория Касперского», Microsoft и др.) набирают и обучают стажеров, проводят конкурсы и соревнования для студентов и молодых специалистов. Компании борются между собой за талантливых выпускников ведущих вузов страны. Во многих компаниях созданы подразделения UR (University Ре1аЁюпэ)-менеджмента, отвечающие за взаимодействие с вузами [4]. В регионах, как правило, компании этих категорий не представлены, основными «потребителями» ИТ-специалистов являются компании третьей — седьмой категорий. Компании третьей — пятой категорий также не удовлетворены практическими навыками и владением определенными технологиями ИТ-выпускников. Для компенсации нехватки практических знаний и навыков необходимо организовывать совместные мероприятия ИТ-компаний с вузами.

Так, Институт развития Интернета (ИРИ) провел исследование «Взаимодействие ИТ-бизнеса и вузов». Помимо московских учебных заведений, участвовали образовательные организации из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Новокузнецка, Кемерова, Самары, Тулы, Ярославля и др. Более 85 % ИТ-вузов подтверждают, что реализуют совместные проекты с российскими и зарубежными ИТ-компаниями. Из тех, кто пока не участвует в таких проектах, более 50 % планируют их запуск в ближайшие годы. Региональные вузы преимущественно взаимодействуют с локальными игроками, представляющими высокотехнологичный или ИТ-бизнес. ИТ-вузы все больше заинтересованы во взаимодействии с отечественными поставщиками образовательных услуг и в работе с российскими ИТ-продуктами [7].

Результаты

Видов и форм взаимодействия предприятий с вузами много. Результаты анализа своего опыта партнерских отношений с предприятиями, а также предложений, основанных на изучении работы ведущих вузов в этом направлении, представлены в таблице. Особый интерес вызывает взаимодействие всех сторон с точки зрения пересечения именно взаимных интересов. Первый столбец (целевая группа) отражает цель группы действий компаний-работодателей. «Ожидания» показывают, для чего тот или иной вид взаимодействия нужен образовательной организации в целом.

Вузы получают конкурентное преимущество за счет внедрения в образовательный процесс новейших информационных технологий, а также увеличения числа компаний-работодателей, принимающих выпускников на работу. Кроме того, показатель успешности трудоустройства студентов используется в расчетах при проведении ежегодного мониторинга эффективности вузов.

Рассмотрим выгоду непосредственных участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) от партнерства с компаниями-работодателями. Преподаватели (особенно выпускающих кафедр) заинтересованы во всех рассмотренных видах взаимодействия. Виды взаимодействия первой целевой группы позволяют мотивировать студентов младших курсов в выбранной специальности, а также повысить творческий потенциал конкретных курсов. Компании со своей стороны видят пользу в мероприятиях этой группы и охотно их проводят сами или принимают в них участие, например Goodline, «Первый бит» в Кемерово.

В мероприятиях второй группы компании участвуют неохотно и часто формально в видах 7-9. Совместное создание качественной образовательной программы на кафедре в вузе (6) — процесс долгосрочный, затратный и маломобильный. Он требует множество согласований и утверждений, поэтому преподаватели здесь помощи не получают. У компаний первой-второй категорий есть опыт создания своих факультативных курсов в ведущих вузах страны.

Виды взаимодействий с компаниями-работодателями третьей группы наиболее важны вузам в целом и преподавателям и студентам в частности. Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют обязательный процент практиков, участвующих в образовательном процессе. Преподавателям для повышения своей квалификации в сфере самых передовых информационных технологий очень нужны виды взаимодействия 10, 16, 18, но компании третьей-четвертой категорий не готовы в них участвовать, так как цепочка знаний от преподавателя к студенту для них слишком длинна и технологии свои они не хотят предоставлять для обучения, считая их главным конкурентным преимуществом на рынке. Успешно зарекомендовали себя только виды 13, 14.

Таблица

Виды взаимодействия предприятий с учебными заведениями

Целевая группа Вид взаимодействия Категория предприятий-участников Ожидания образовательной организации

I. Знакомство с профессией, визитная карточка предприятия 1. Организация презентаций компаний-работодателей в вузе Первая — четвертая, шестая Формирование более углубленного представления о специальностях, знакомство студентов с рынком труда

2. Организация экскурсии в лаборатории и отделы компании

3. Совместное проведение (участие) дней встреч с выпускниками/партнерами

4. Совместное проведение (участие) дней профессий

5. Совместное проведение (участие) чемпионатов по профессиональному мастерству, бизнес-игр

II. Помощь в планировании и организации образовательного процесса 6. Совместная разработка, корректировка образовательных программ Первая — пятая Обеспечение соответствия требованиям работодателей. Проверка качества и соответствия перспективным задачам подготовки кадров ЦЭ

7. Участие в экспертизе основных образовательных программ

8. Разработка требований к качеству подготовки специалистов

9. Рецензирование учебно-программной документации: рабочих программ дисциплин, методических пособий и т. д.

III. Участие в реализации образовательного процесса, научной деятельности 10. Консультационная помощь преподавателям в освоении современных передовых технологий и программных продуктов Первая — четвертая Содействие подготовке преподавателей

11. Проведение мастер-классов ведущих специалистов компании Первая — четвертая, шестая Содействие формированию практических навыков студентов

12. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по заказу компаний-работодателей Первая — седьмая

13. Открытие базовых кафедр вуза на предприятиях-работодателях Первая — пятая

14. Проведение практик на базе компаний Первая — седьмая

15. Непосредственное участие сотрудников компаний-работодателей в образовательном процессе: чтение лекций, проведение практических занятий, семинаров факультативных курсов, экзаменов и т. п. Первая — пятая Выполнение требований к кадровым условиям реализации основных образовательных программ [9]

16. Трансфер технологий компании в образовательный процесс Первая — четвертая, шестая Содействие освоению современных технологий. Приобретение навыков исследовательской деятельности

17. Научное сотрудничество, проектная деятельность: участие работодателей в научно-практических конференциях, днях науки и др.

18. Совместное участие студентов и преподавателей вуза в долгосрочных проектах компании Первая — шестая

IV. Участие в трудоустройстве выпускников 19. Помощь в формировании индивидуальных образовательных траекторий для подготовки специалистов Первая — пятая Содействие трудоустройству выпускников по специальности

20. Организация стажировок на предприятиях Первая — четвертая, шестая

21. Целевая подготовка специалистов для компаний Первая — пятая

22. Трудоустройство студентов и выпускников Первая — шестая

23. Совместное проведение (участие) ярмарок вакансий Первая — пятая

Привлечение сотрудников компаний к преподаванию (вид 15) затруднено по нескольким причинам:

1) отсутствие мотивации у сотрудников, работают энтузиасты, которым нравится как сам процесс преподавания, так и работа со студентами;

2) очень низкая оплата в региональных вузах (около 150 руб. за час);

3) большой объем сопутствующей образовательному процессу бумажной работы, которой перегружены штатные преподаватели, не готовые взять на себя еще и подготовку учебной документации практиков;

4) отсутствие заинтересованности руководства компаний третьей — пятой категорий, поскольку ценного специалиста, которых и так не хватает, отрывают от его непосредственных служебных обязанностей.

Компании готовы участвовать в отборе лучших студентов, предоставлять им места для стажировки, а затем рабочие места выпускникам (четвертая группа).

Какие виды взаимодействия интересны студентам направления «Прикладная информатика» — показало исследование. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по направлениям подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» и 38.00.03 «Бизнес-информатика». Исследование проводилось в течение первого семестра 2018/19 уч.г посредством опроса. Уровень заинтересованности студентов оценивался при помощи онлайн-анкеты, разработанной в приложении «Google Формы». Обучающимся было предложено выбрать несколько предпочтительных видов взаимодействия и сфер профессиональной деятельности.

На рисунке 1 представлена гистограмма уровней заинтересованности сферой деятельности, присвоенных обучающимися при прохождении онлайн-анкетирования в социальных сетях.

Из гистограммы видно, что основное предпочтение студенты отдают компаниям третьей и шестой категорий. Популярной сферой деятельности также является работа в Интернете, которая чаще всего предполагает удаленные виды деятельности в сфере электронного бизнеса, маркетинга и рекламы. Студенты проявили активную заинтересованность в трудоустройстве в органы государственного и административного управления. Однако анализ вакансий с сайта hh.ru по Кемеровской области показывает, что основная группа предложений поступает от компаний-работодателей пятой категории, например: «Сибирская генерирующая компания», ООО «Разрез Кузнецкий», ООО «Азот Майнинг сервис» (Сибирский филиал), группа компаний «Холидей». И только

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Укажите сферу профессиональной деятельности (организации/компании), в которой вам бы хотелось в дальнейшем работать в качестве IT-специалиста

Другое I Административное управление Юриспруденция

Налогообложение Финансы Страхование Строительство Торговля и общепит Образование и культура Недвижимость Маркетинг, реклама и PR Связь

Промышленность Государственное управление IT-консалтинг Работа в Интернете IT-компании

0

Рис. 1. Выбор сферы профессиональной деятельности

4,7 %

74,4 %

Какие формы взаимодействия вуза и компаний-работодателей, по вашему мнению, являются наиболее продуктивными и приемлемыми?

Трансфер технологий компании в образовательный процесс

Совместное проведение / участие в днях встреч с выпускниками Совместное проведение / участие в днях профессий Совместное проведение / участие в днях карьеры Совместное проведение / участие в ярмарках вакансий Совместное проведение / участие в бизнес-играх

Совместное участие студентов и преподавателей вуза в долгосрочных проектах компании

Открытие базовых кафедр вуза на предприятиях работодателей

Научное сотрудничество, проектная деятельность: участие работодателей в научно-практических конференциях

Участие в экспертизе основных образовательных программ Привлечение к преподаванию ведущих специалистов предприятий

Непосредственное участие компаний-работодателей в образовательном процессе

Организация презентаций компаний-работодателей в вузе

Проведение семинаров с представителями компании в вузе Проведение мастер-классов специалистами компании Целевая подготовка специалистов для компаний Трудоустройство студентов и выпускников

Организация экскурсии в лаборатории и отделы компании Проведение практик на базе компаний

Организация стажировок на предприятиях работодателей

Помощь в формировании индивидуальных образовательных траекторий со стороны 1Т-компаний

0

Рис. 2. Предпочтительный вид взаимодействия вузов и компаний-работодателей по мнению обучающихся по направлению «Прикладная информатика»

около 5 % вакансий получены от ИТ-компаний (третья и шестая категории). Следовательно, намерения студентов расходятся с текущим в регионе положением на рынке труда.

Результаты ответа на вопрос о выборе наиболее приемлемых форм взаимодействия вузов и компаний-работодателей представлены на рисунке 2.

Анализ диаграммы показывает, что студенты предпочитают всему остальному «трудоустройство студентов и выпускников».

Стажировка, практика, научное сотрудничество и проектная деятельность совместно с работодателем — это возможности получить первую запись в резюме, поработать над реальным проектом и набраться бесценного опыта, который так необходим при трудоустройстве в начале карьеры. Также им интересны мастер-классы ведущих специалистов и экскурсии в лаборатории и отделы компании, что предполагает знакомство студентов с современными ИТ-технологиями.

Одна из причин неудовлетворенности компаний уровнем подготовки выпускников — это наличие разрыва между профилем выпускника вуза и требованиями современной ИТ-индустрии к молодым специалистам в области программирования. Одним из объяснений этого разрыва является традиционная ориентация отечественного университетского образования на фундаментальную подготовку универсальных специалистов, способных создавать новые технологии с нуля, в то время как современная ИТ-индустрия нуждается в сильных и грамотных инженерах, способных разрабатывать качественные решения на основе уже существующих «строительных блоков» — компонентов современных технологий. Опора на профессиональные стандарты при разработке новых версий ФГОС по ИТ-направлениям мало что дает, так как профессиональные стандарты отстают и быстро устаревают [2]. Например,

rn 9 %

5 %

■ 7 %

I

5 %

■ 7 %

I

■ 7 %

I

■ 7 %

7 %

12 %

9 %

21 %

16 %

28 % 33 %

14 ,%

51 %

%

10 % 20 % 30 % 40 % 50 % 60 %

на смену веб-мастерам (профессиональный стандарт «Web-мастер») пришли фронтенд-разработ-чики. Продукт их деятельности — тот же веб-сайт, но «начинка» профессии изменилась радикально. Это совсем другие навыки, другие знания, владение другими инструментами решения профессиональных задач. Да и без уверенного владения английским языком стать хорошим профессионалом в этой специальности просто невозможно [5]. Для устранения этого разрыва в ИТ-образовании необходимо активное участие представителей ИТ-компаний с использованием накопленных специалистами знаний и опыта, особенно в следующих видах взаимодействий: 6-11, 15, 16, 18, 19.

Заключение

ИТ-сфера характеризуется быстрой сменой используемых технологий, решений и продуктов. В свою очередь, появление новых технологий влечет за собой резкий всплеск потребности в соответствующих специалистах. Без активного и неформального взаимодействия учебных заведений с бизнесом, особенно с большими ИТ-компаниями, подготовленные специалисты будут не соответствовать требованиям цифровой экономики и компаний-работодателей. Руководство организации должно поощрять сотрудников, участвующих во всех формах работы с учебными заведениями.

ИТ-компаниям полезно партнерство с вузами, поскольку это дает возможность:

— привлечения молодых специалистов;

— формирования цифровых компетенций у выпускников посредством участия в разработке образовательных программ;

— позиционирования, продвижения компании и внедрения ее программных продуктов на рынке;

— проведения силами студентов и сотрудников вуза тестирования и исследования программного обеспечения.

Для поддержки всестороннего взаимодействия необходима разработка и внедрение механизмов мотивации участников со стороны государства. Например, для компаний (работодателей), кто стажирует и трудоустраивает студентов, направляет своих специалистов преподавать в региональные образовательные организации, должна быть введена система налоговых льгот.

Литература

1. Лебедева Т. Ф., Муравьев С. А Подготовка специалистов для профессий будущего в сфере ИТ // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 38-45.

2. Лебедева Т. Ф., Муравьев С. А. Профессиональные стандарты в сфере информационных технологий как руководство к действию // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 92-97.

3. Муравьев С. А., Лебедева Т. Ф., Долгина Т. В. Проблемы подготовки ИТ специалистов для цифровой экономики // Теория и практика инновационной стратегии региона : междунар. межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 2018. Вып. 12. С. 161-175.

4. Марданов С. Как бизнесу эффективно работать с университетами - советы и кейсы [Электронный ресурс]. URL: https:// rb.ru/opinion/biznes-vuz/.

5. Пахомов Ю. Построение цифровой экономики: что может дать система профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=196685.

6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.

7. Рудых Е. Кадры в цифровую экономику: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://www.osp.ru/ netcat_files/userfiles/ Svyaz_2017/1.3_Ekaterina_Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta.pdf.

8. Соловьева Н. Российской ИТ-индустрии предрекают острый кадровый голод [Электронный ресурс]. URL: https://www. it-world.ru/it-news/it/140881.html.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/090303_B_3_17102017.pdf.

References

1. Lebedeva T. F., Muravev S. A. Podgotovka specialistov dlya professij budushchego v sfere IT [Training for professions of the in the IT sector]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 3 (27), pp. 38-45. (In Russian).

2. Lebedeva T. F., Muravyov S. A. Professional'nye standarty v sfere informacionnyh tekhnologij kak rukovodstvo k dejstviyu [Professional standards in the field of information technology as a guide to action]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 92-97. (In Russian).

3. Muravev S. A., Lebedeva T. F., Dolgina T. V. Problemy podgotovki IT specialistov dlya cifrovoj ekonomiki [The problem of training IT specialists for the digital economy]. International Interuniversity Collection of Scientific Works "Theory and Practice of the Innovation Strategy of the Region". Kemerovo, 2018, iss. 12, pp. 161-175. (In Russian).

4. Mardanov S. Kak biznesu effektivno rabotat' s universitetami - sovety i kejsy [How businesses work effectively with universities -tips and cases]. Available at: https://rb.ru/opinion/biznes-vuz/. (In Russian).

5. Pakhomov Y. Postroenie cifrovoj ekonomiki: chto mozhet dat' sistema professional'nogo obrazovaniya [Building a digital economy: what can the system of professional education give]. Available at: https://www.itweek.ru/digitalization/article/ detail.php?ID=196685. (In Russian).

6. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [The program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 no. 1632-p. (In Russian)

7. Rudykh E. Kadry v cifrovuyu ekonomiku: problemy i perspektivy [Personnel in the digital economy: problems and prospects]. Available at: https://www.osp.ru/netcat_files/userfiles/Svyaz_2017/1.3_Ekaterina_Rudyh_Institut_razvitiya_Interneta. pdf. (In Russian).

8. Solovyova N. Rossijskoj IT-industrii predrekayut ostryj kadrovyj golod [The Russian IT industry predicts a severe personnel shortage]. Available at: https://www.it-world.ru/it-news/it/140881.html8. (In Russian).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 09.03.03 Prikladnaya informatika (uroven' bakalavriata) [Federal State educational standard of higher education in the preparation 09.03.03 applied Informatics (Bachelor's level)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ Bak/090303_B_3_17102017.pdf. (In Russian).

БИЗНЕС-СИМУЛЯЦИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «СЕРВИС И ТУРИЗМ»

BUSINESS SIMULATION AS A FORM OF PRACTICE-ORIENTATED FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS OF A DIRECTION "SERVICE AND TOURISM"

Введение. В статье представлено исследование по определению специфики бизнес-симуляции и ее адаптации к лингвопрофессиональной подготовке будущих специалистов индустрии гостеприимства. Целью является изучение классификаций бизнес-симуляций, представленных в трудах западных ученых, и систематизация полученных данных с целью определения наиболее эффективной модели бизнес-симуляции для обучения профессиональному иностранному языку студентов направления «Сервис и туризм».

Методология. Исследование проводилось путем анализа научно-теоретической литературы, сравнительного анализа и обобщения научно-теоретических положений и эмпирических данных.

Результатом данного исследования является разработка эффективной модели бизнес-симуляции, включающей элементы игры, компьютерного моделирования и бизнес-кейс-технологии.

Заключение. Автором статьи отмечается, что успешная модель бизнес-симуляции при формировании лингвопрофессиональных компетенций в процессе обучения относится к виду игровых технологий, но при этом она строится в соответствии с реальной действительностью и интеграцией междисциплинарных связей.

Introduction. The article presents a study to determine the specifics of business simulation and its adaptation to the linguistic training of future specialists in the hospitality industry. The aim is to study the classifications of business simulations presented in the works of Western scientists, and systematization of the data to determine the most effective model of business simulation for teaching professional foreign language to students of the field of study "Service and tourism".

Methodology. The study was conducted by analyzing the scientific and theoretical literature, comparative analysis and generalization of scientific and theoretical positions and empirical data.

The result of this study is the development of an effective model of business simulation, including elements of the game, computer simulation and business-case technology.

Conclusion. The author of the article notes that the successful model of business simulation in the formation of linguistic and professional competencies in the learning process refers to the type of gaming technology, but it is built in accordance with the reality and the integration of interdisciplinary connections.

Ключевые слова: бизнес-симуляция, классификация бизнес-симуляций, игра, кейс-стади, компьютерная бизнес-симуляция, имитационное моделирование, обучение профессиональному иностранному языку.

УДК/UDC 378.147:811.11

Е. А. Перова

E. Perova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.