Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Инна Владимировна

В статье рассказывается о новом учебном пособии для бакалавров-экономистов, созданном на кафедре иностранных языков Московского государственного областного университета. Делается особый упор на критерии отбора текстового материала: формирование готовности у бакалавров-экономистов к осуществлению академической и профессиональной мобильности; соблюдение компетентностного подхода; ориентация на организацию интерактивных формы обучения; использование современных аутентичных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA FOR SELECTING TEXT MATERIAL BY COMPILING A TEACHING AID ON THE SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE" FOR BACHELORS OF ECONOMICS

The article deals with the new teaching aid developed at the Department of Foreign Languages of Moscow State Regional University. The author emphasizes the criteria for selecting the text material: forming Bachelors of Economics’ readiness for realizing academic and professional mobility; observing the competence approach; aiming at interactive teaching techniques; using modern authentic sources

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

нинги по регулированию конфликтных ситуаций, тренинги эффективных продаж и управленческие бизнес-тренинги, является эффективным элементом интерактивного обучения проведения учебных занятий, который позволяет:

1. Более эффективное усвоение учебного материала, за счет свободного доступа к интернет-проекту (необходимо иметь компьютер и интернет).

2. Формирование жизненных и профессиональных навыков, за счет решения самостоятельного решения поставленных задач.

3. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной задачи тренинга.

4. Эффективно управлять своей деятельностью и временем.

5. Изменение роли преподавателя, за счет самостоятельной работы.

Эффективность данного бизнес-тренинга можно оценить на странице результатов, где собраны данные по успеваемости студентов. Успешная апробация бизнес-тренинга в режиме on-line, позволяет рекомендовать его для использования в качестве повышения квалификации кадровым службам туристских предприятий.

Литературы

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

2. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий//Наука Красноярья. 2012. № 4. С. 103-113.

3. Белгородский, B.C. Роль инновационного образования в развитии российского общества // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 22-26.

4. Родигина В.В., Родигин Л.А. Бизнес-тренинг по управлению службой бронирования с использованием онлайн-модели мотеля. Журнал «Управление развитием персонала» №2, 2014 - с.116-126.

5. Родигина В.В., Родигин Л.А. Дидактические особенности деловой online-игры в учебном курсе «организация продаж». Квартальновские научные чтения / РМАТ. -М.Ж Логос, 2014. - с.199-204.

6. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 11.

7. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. 2012. № 1. С.76-84.

8. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. С. 30.

9. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2007. - 421 с.

КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Борисова Инна Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный областной университет, г. Москва

THE CRITERIA FOR SELECTING TEXT MA TERIAL BY COMPILING A TEACHING AID ON THE SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE" FOR BACHELORS OF ECONOMICS

Inna Borisova, Candidate of Philological Science, Associate Professor, Moscow State Regional University, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье рассказывается о новом учебном пособии для бакалавров-экономистов, созданном на кафедре иностранных языков Московского государственного областного университета. Делается особый упор на критерии отбора текстового материала: формирование готовности у бакалавров-экономистов к осуществлению академической и профессиональной мобильности; соблюдение компетентностного подхода; ориентация на организацию интерактивных формы обучения; использование современных аутентичных источников. ABSTRACT

The article deals with the new teaching aid developed at the Department of Foreign Languages of Moscow State Regional University. The author emphasizes the criteria for selecting the text material: forming Bachelors of Economics' readiness for realizing academic and professional mobility; observing the competence approach; aiming at interactive teaching techniques; using modern authentic sources.

Ключевые слова: учебное пособие; критерии отбора текстового материала; бакалавр-экономист; иностранный язык; академическая и профессиональная мобильность; компетентностный подход; интерактивные формы обучения; аутентичные источники.

Key words: teaching aid; criteria for selecting text material; Bachelor of Economics; foreign language; academic and professional mobility; competence approach; interactive teaching techniques; authentic sources.

Современное общество представляет собой сложную систему, основными характеристиками которой являются, в первую очередь открытость, изменчивость, динамичность. Следовательно, для успешной личностной и

профессиональной реализации в нём молодого специалиста ему необходимо обладать «не стабильной, раз и навсегда освоенной совокупностью знаний и умений, а

способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанными на чутком восприятии перемен и активной адаптации к ним» [3, с. 216].

Именно поэтому в рамках Болонского процесса основное внимание уделяется академической и профессиональной мобильности выпускников вузов, дающей им «возможность преодолевать внутренние психологические барьеры, препятствующие профессиональной самореализации, умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способность быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и культурную среду» [2, с. 187].

В соответствии с вышеизложенным, при реализации программы подготовки бакалавров основной упор делается на компетентность^ подход к обучению, что, в свою очередь, предполагает не только обновление учебных курсов, программ, рабочих и индивидуальных планов, учебно-методической литературы, программно-информационного обеспечения, но и создание абсолютно новых учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-З и ФГОС-3+).

Компетентностный подход требует от преподавателя выбора адекватной стратегии обучения, подкреплённой широким использованием интерактивных методов: круглых столов, дискуссий, ролевых игр, case studies и др. Все эти образовательные инновации подводят преподавателя к необходимости пересмотра и постоянного обновления содержания и формы учебных и учебно-методических изданий.

На этапе бакалавриата готовность к осуществлению академической и профессиональной мобильности формируется у студентов в ходе изучения, прежде всего, общеобразовательных дисциплин, к числу которых, относится дисциплина «Иностранный язык».

На кафедре иностранных языков Московского государственного областного университета (МГОУ) в 2015 г. было издано учебное пособие для бакалавров-экономистов 1 курса [1]. В него вошли 10 разделов, каждый из которых представляет собой завершённый модуль, посвя-щённый определённому повседневному, академическому или профессиональному аспекту жизни современного молодого человека, а именно:

UNIT 1. Higher Education (Высшее образование);

UNIT 2. University Life (Университетская жизнь);

UNIT 3. E-resources for Learning (Электронные ресурсы для обучения);

UNIT 4. An Ideal Student (Идеальный студент);

UNIT 5. Students' Social Activities (Общественная деятельность студентов);

UNIT 6. Economics as a Major (Экономика как профилирующий предмет);

UNIT 7. National Economy (Народное хозяйство);

UNIT 8. Studying English (Изучение английского языка);

UNIT 9. Exchange Students (Студенты по обмену);

UNIT 10. Extracurricular Activities (Внеаудиторная деятельность).

На этапе создания и предварительной апробации пособия особое внимание уделялось отбору текстового материала, который послужил в дальнейшем не только

источником для получения студентами современной информации, взятой из аутентичных источников, но и неким ядром, на основе которого стала возможной организация интерактивных форм обучения. С этой точки зрения особую ценность представляют такие тексты, как "What are Transferrable Skills?" («Что такое 'универсальные навыки'?»); "Some Steps to Effective Time Management for Students" («Несколько шагов на пути к эффективному использованию времени студентами»); "What is a Part Time Job?" («Что такое 'работа c неполной занятостью'?»); "Online Distance Learning at Universities in Europe" («Интерактивное дистанционное обучение в университетах Европы»); "Communication Technologies" («Способы передачи информации»); "What to Do if You're Failing a Class" («Что делать, если ты стал отстающим?»); "American English vs. British English" («Американский и британский варианты английского языка в сравнении»); "Reading Techniques" («Техники чтения») и др.

Система разработанных автором предтекстовых и послетекстовых упражнений ориентирована на формирование таких личностных качеств студентов, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, готовность к самостоятельному изучению дисциплины, приобретение опыта творческой деятельности проектно-исследователь-ской работы с использованием изучаемой дисциплины, в том числе в русле выбранного профиля. Наиболее удачными эффективными с этой точки зрения, по нашему мнению, являются следующие задания:

1. Study the problems of the following students and recommend them the proper solutions based on the step(s) to effective time management given above, using the introductory phrases.

2. Work in pairs. Tell your partner about your problems. Listen to his / her recommendations. Swap your roles.

3. Rank (from 1 to 11) the following factors for your choosing a job according to their importance.

4. At home make up your CV according to the above given pattern.

5. Work in pairs. Share with your partner an experience when the Internet helped you enormously.

6. At home find some more interesting facts about E-resources for learning in the modern world. Share your ideas with the class.

7. Work in pairs. Send a text message to your partner using as many short forms as possible.

8. Compare yourself with an ideal student using the following patterns and the adjectives given in Text 1.

9. Tell the class how you cope with the difficulties arising in your studies.

10. Look through Text 2 and try to give some pros and cons of the initiative presented by the author. Provide some grounds for your ideas using the introductory phrases.

11. Skim the following information for potential exchange students. Work in pairs. Tell your partner which place you would like to go and why.

Следует также отметить, что пособие снабжено приложениями, в которые включены тесты, дополнительные тексты для чтения, аудио скрипты и справочные ма-

териалы (транскрипционные обозначения, таблица неправильных глаголов, система времён английского глагола и пр.). Список литературы представлен 33 источниками, 29 из которых взяты из электронных ресурсов.

Таким образом, при отборе текстового материала для учебного пособия автор руководствовался следующими критериями:

- направленность на формирование готовности у бакалавров-экономистов осуществлять академическую и профессиональную мобильность;

- соблюдение компетентностного подхода;

- ориентация на организацию интерактивных формы обучения;

- использование современных аутентичных источников.

В заключение необходимо отметить, что подобный подход к отбору текстового материала уже дал свои результаты на этапе предварительной апробации пособия: работа с упомянутыми выше текстами вызывала у студентов живой интерес, провоцировала бурную дискуссию,

способствовала активизации их мыслительного процесса и формированию намерения стать в будущем гармонично развитыми личностями и востребованными специалистами в своей профессиональной области.

Литература

1. Борисова И.В. Сборник текстов и упражнений по английскому языку для бакалавров экономических направлений: учебное пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. 124 с.

2. Гогленков А.М. Профессиональная мобильность в контексте концепции непрерывного образования: опыт стран Скандинавии // Ученые записки Российского Государственного гидрометеорологического университета. - 2013. - № 32. С. 185-192.

3. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). Теория и методика профессионального образования. С. 216-219.

СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Бородина Татьяна Федоровна,

старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г.Елабуга

CREATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS' READINESS FOR CREATIVE AND INNOVATIVE ACTIVITY AT SCHOOL Borodina Tatiana, Senior Lecturer of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме формирования готовности студентов педагогических специальностей к креативно-инновационной деятельности в школе, представляющей собой продуктивную педагогическую деятельность. Приводятся некоторые результаты констатирующего эксперимента. На основе теоретического анализа и практической работы определяются основные психолого-педагогические условия процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности.

ABSTRACT

The article deals with the problem of formation of future teachers' readiness for creative and innovative activity at school, which represents productive pedagogical activity. There are some results of the ascertaining experiment. On the basis of the theoretical analysis and practical work the main psychological and pedagogical conditions of formation of future teachers' readiness for creative and innovative activity are defined.

Ключевые слова: готовность; условие; креативно-инновационная деятельность.

Keywords: readiness; condition; creative and innovative activity.

Современное состояние системы образования предъявляет высокие требования к учителю общеобразовательной школы, к которым можно отнести творческую самореализацию учителя в профессиональной деятельности. Творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности, поиск новых способов решения педагогических задач, творческое преобразование окружающей действительности способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, конкурентоспособности учителя и образовательного учреждения в целом. Креативно-инновационная деятель-

ность, предполагающая творческую самореализацию учителя, представляет собой продуктивную (творческую) педагогическую деятельность с направленностью на создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательных новшеств.

Подготовка будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в школе предполагает организацию в образовательной среде вуза целенаправленного процесса формирования готовности к ней. Категория «формирование» рассматривается как достижение за определенный промежуток времени на определенном этапе личностного развития обучающегося уровня знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.