Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ'

СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / УСЛОВИЕ / КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Татьяна Федоровна

Статья посвящена проблеме формирования готовности студентов педагогических специальностей к креативно-инновационной деятельности в школе, представляющей собой продуктивную педагогическую деятельность. Приводятся некоторые результаты констатирующего эксперимента. На основе теоретического анализа и практической работы определяются основные психолого-педагогические условия процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ READINESS FOR CREATIVE AND INNOVATIVE ACTIVITY AT SCHOOL

The article deals with the problem of formation of future teachers’ readiness for creative and innovative activity at school, which represents productive pedagogical activity. There are some results of the ascertaining experiment. On the basis of the theoretical analysis and practical work the main psychological and pedagogical conditions of formation of future teachers’ readiness for creative and innovative activity are defined

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ»

териалы (транскрипционные обозначения, таблица неправильных глаголов, система времён английского глагола и пр.). Список литературы представлен 33 источниками, 29 из которых взяты из электронных ресурсов.

Таким образом, при отборе текстового материала для учебного пособия автор руководствовался следующими критериями:

- направленность на формирование готовности у бакалавров-экономистов осуществлять академическую и профессиональную мобильность;

- соблюдение компетентностного подхода;

- ориентация на организацию интерактивных формы обучения;

- использование современных аутентичных источников.

В заключение необходимо отметить, что подобный подход к отбору текстового материала уже дал свои результаты на этапе предварительной апробации пособия: работа с упомянутыми выше текстами вызывала у студентов живой интерес, провоцировала бурную дискуссию,

способствовала активизации их мыслительного процесса и формированию намерения стать в будущем гармонично развитыми личностями и востребованными специалистами в своей профессиональной области.

Литература

1. Борисова И.В. Сборник текстов и упражнений по английскому языку для бакалавров экономических направлений: учебное пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. 124 с.

2. Гогленков А.М. Профессиональная мобильность в контексте концепции непрерывного образования: опыт стран Скандинавии // Ученые записки Российского Государственного гидрометеорологического университета. - 2013. - № 32. С. 185-192.

3. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). Теория и методика профессионального образования. С. 216-219.

СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Бородина Татьяна Федоровна,

старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г.Елабуга

CREATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS' READINESS FOR CREATIVE AND INNOVATIVE ACTIVITY AT SCHOOL Borodina Tatiana, Senior Lecturer of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме формирования готовности студентов педагогических специальностей к креативно-инновационной деятельности в школе, представляющей собой продуктивную педагогическую деятельность. Приводятся некоторые результаты констатирующего эксперимента. На основе теоретического анализа и практической работы определяются основные психолого-педагогические условия процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности.

ABSTRACT

The article deals with the problem of formation of future teachers' readiness for creative and innovative activity at school, which represents productive pedagogical activity. There are some results of the ascertaining experiment. On the basis of the theoretical analysis and practical work the main psychological and pedagogical conditions of formation of future teachers' readiness for creative and innovative activity are defined.

Ключевые слова: готовность; условие; креативно-инновационная деятельность.

Keywords: readiness; condition; creative and innovative activity.

Современное состояние системы образования предъявляет высокие требования к учителю общеобразовательной школы, к которым можно отнести творческую самореализацию учителя в профессиональной деятельности. Творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности, поиск новых способов решения педагогических задач, творческое преобразование окружающей действительности способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, конкурентоспособности учителя и образовательного учреждения в целом. Креативно-инновационная деятель-

ность, предполагающая творческую самореализацию учителя, представляет собой продуктивную (творческую) педагогическую деятельность с направленностью на создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательных новшеств.

Подготовка будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в школе предполагает организацию в образовательной среде вуза целенаправленного процесса формирования готовности к ней. Категория «формирование» рассматривается как достижение за определенный промежуток времени на определенном этапе личностного развития обучающегося уровня знаний

и опыта деятельности [1], а значит, педагогический процесс формирования реализуется при взаимодействии объективных и субъективных условий. Следовательно, для организации эффективного процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности необходимо создание психолого-педагогических условий, которые можно представить, как комплекс взаимосвязанных мер и способов педагогического взаимодействия, направленных на формирование субъектных свойств личности [2]. Под психолого-педагогическими условиями формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности следует понимать совокупность компонентов учебно-воспитательного процесса вуза, обеспечивающих эффективную поэтапную реализацию этого процесса.

Определение психолого-педагогических условий формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности осуществлялось в процессе анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме и в процессе проведения и анализа результатов констатирующего эксперимента.

В 2014 году был проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение уровней сформи-рованности у будущих учителей готовности к креативно-инновационной деятельности в школе. В эксперименте участвовали 525 студентов старших курсов педагогических специальностей 11 высших учебных заведений: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г.Казань), Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г.Елабуга), ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (г.Самара), ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (г.Шадринск), ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г.Махачкала), ФГБОУ ВПО «Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского» (г.Симферополь), ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (г.Екатеринбург), ФГБОУ ВПО «Набережночелнин-ский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» (г.Набережные Челны), ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет» (г.Уфа), ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт» (г.Глазов), ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет» (г.Москва). Диагностирующий инструментарий включал авторскую анкету и лист самооценки.

В процессе анализа результатов эксперимента было выявлено, что большинство респондентов (74,67% студентов, принявших участие в эксперименте) считают необходимой подготовку будущего учителя к креативно-инновационной деятельности в вузе. При этом 38,67% опрошенных студентов испытывают затруднения при оценке своей готовности к осуществлению креативно-инновационной деятельности в школе. Примерно такое же количество респондентов (36%) полагают, что готовы к данному виду деятельности, но намерены повышать уровень своей готовности к ней.

Исследование проблемы готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в школе предполагает определение и обоснование психолого-педагогических условий, способствующих эффективному

процессу ее формирования. Анкетирование студентов педагогических специальностей предполагало представление будущими учителями их мнения по рассматриваемому вопросу. Так, анкета включала вопрос на ранжирование представленных в анкете психолого-педагогических условий формирования готовности к креативно-инновационной деятельности, а также открытый вопрос о том, какие условия созданы в вузе респондента для подготовки будущих учителей к креативно-инновационной деятельности. В процессе ранжирования в качестве самого важного условия студенты отметили психолого-педагогические тренинги, которые предоставляют будущим учителям возможность «проиграть» ситуации креативно-инновационной деятельности, возникающие в реальной профессиональной педагогической деятельности. Во многом формированию готовности к креативно-инновационной деятельности, по мнению самих студентов, способствует производственная практика в школе, которая обеспечивает формирование у будущих учителей опыта креативно-инновационной деятельности. На третьем месте оказалось консультирование преподавателей, направленное на оказание помощи студентам в осознании своих сильных и слабых сторон, на преодоление возникающих психологических барьеров. Далее респондентами было отмечено изучение опыта креативно работающих учителей, которое содействует формированию у будущих учителей модели творческой самореализации в профессиональной деятельности. Менее значимыми для студентов, принявших участие в анкетировании, являются семинары и лекции, нацеленные на получение студентами знаний в области креативно-инновационной деятельности и предполагающие совместную работу преподавателей и студентов по формированию готовности к ней.

Такое распределение рангов может свидетельствовать о приоритетности для будущих учителей практических аспектов подготовки к креативно-инновационной деятельности. Однако следует отметить, что формирование деятельностно-операционального компонента готовности к креативно-инновационной деятельности предполагает сформированность таких компонентов, как когнитивный и гностический, а значит, практическому аспекту должен предшествовать теоретический, формируемый, в том числе, в процессе лекций и семинаров. Изучение опыта креативно работающих учителей, а также консультации преподавателей как психолого-педагогические условия, занимающие в списке рангов промежуточное положение, содействуют формированию мотивации и ценностного отношения к креативно-инновационной деятельности, которые предопределяют стремление студентов педагогических специальностей к формированию у себя готовности к креативно-инновационной деятельности и предшествуют приобретению будущими учителями совокупности знаний о креативно-инновационной деятельности и опыта ее осуществления.

Среди ответов респондентов на открытый вопрос анкеты о том, какие условия созданы в вузе, в результате анализа и обобщения были определены самые популярные, которые представлены в таблице 1. По мнению 4,1% респондентов, в их учебных заведениях не созданы никакие условия для формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности, а 9,3% опрошенных студентов не знают, какие условия созданы в их вузах.

В результате критического осмысления ответов респондентов можно сделать следующие выводы. Во-первых, по мнению студентов, лекции и семинары по педагогике или методике, которые тематически не связаны с креативно-инновационной педагогической деятельностью, следует рассматривать как необходимое условие рассматриваемого процесса. Однако такие лекционные и практические курсы предусмотрены основными образовательными программами, составляют основу профессиональной подготовки учителей, но не имеют прямой цели формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности. Во-вторых, формирование готовности к креативно-инновационной деятельности респонденты склонны привязывать к активизации их научно-исследовательской деятельности, к технической и методической обеспеченности образовательного процесса вуза, что практически не соответствует действитель-

Условия формирования готовности будущих учителей _в российских вузах (по мнению сту

ности: научно-исследовательская деятельность содействует формированию определенных гностических способностей личности, которые в дальнейшем способствуют формированию только гностического компонента готовности к креативно-инновационной деятельности, методическая обеспеченность может рассматриваться как необходимое условие для формирования готовности к креативно-инновационной деятельности лишь в случае тематического соответствия, а техническое оснащение аудиторий способствует модернизации и совершенствованию процесса формирования готовности к креативно-инновационной деятельности, но не оказывает прямого влияния на его эффективность. В-третьих, в вузах респондентов отсутствуют аудиторные и внеаудиторные курсы или дополнительные программы по целенаправленному формированию готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности.

Таблица 1

к креативно-инновационной деятельности, созданные

дентов, обучающихся в этих вузах)_

Ранг популярности Условие Количество респондентов

1 Лекции и семинары по педагогике и методике преподавания отдельных дисциплин 41,1%

2 Гранты, конкурсы, проекты, олимпиады 19,6%

3 Тренинги, лекции и практические занятия по формированию готовности к продуктивной педагогической деятельности 18,1%%

4 Педагогическая практика в школе 15,5%

5, 6 Индивидуальные консультации студентов 10,4%%

Новые технологии, методы обучения, применяемые преподавателями вуза 10,4%%

7, 8 Личный пример креативно работающих преподавателей 9,3%%

Техническое оснащение аудиторий 9,3%%

9, 10 Научные общества 7,8%%

Внеаудиторные курсы и проекты вуза, направленные на дополнительную подготовку будущих учителей 7,8%%

11 Методическое обеспечение образовательного процесса вуза 2,6%%

Анализ результатов метода самооценки свидетельствует о том, что у студентов, принявших участие в констатирующем эксперименте, сформированность готовности к креативно-инновационной деятельности соответствует среднему уровню. Следовательно, для достижения высокого уровня условия, созданные в вузах респондентов, являются недостаточными и требуют дополнения.

На основе теоретического анализа были выделены следующие психолого-педагогические условия процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности:

• мотивация будущих учителей к творческой самореализации, предполагающая положительное отношение к проблеме творчества в профессиональной деятельности, высокий уровень интереса к креативно-инновационной деятельности и способствующая повышению активности студентов в процессе формирования готовности к креативно-инновационной деятельности, их стремлению к достижению высокого уровня сформированности ее компонентов;

• установка на творчество, являющаяся своеобразным импульсом к креативно-инновационной дея-

тельности, предопределяющая направленность будущих учителей на творческое осуществление профессиональной деятельности;

• дивергентное мышление, которое позволяет личности генерировать большое количество идей, определять новые способы решения задач педагогической деятельности, видеть объект в новом ракурсе, разносторонне мыслить;

• благоприятный психологический климат, предполагающий установление положительного педагогического взаимодействия, взаимопомощи и взаимоподдержки, создание творческой среды, творческой атмосферы, обеспечение условий для полноценного раскрытия личностного потенциала будущих учителей, разрешение трудностей и возникающих психологических барьеров, которые препятствуют достижению поставленных целей;

• психодиагностика, которая связана с изучением индивидуальных психологических свойств будущих учителей и нацелена на выявление особенностей педагогического воздействия на конкретную личность, определение ценностей и приоритетов студентов, их сильных и слабых сторон;

• методическая подготовленность преподавателя к организации процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности и управлению им, обеспечивающая целесообразный выбор форм, методов, способов и средств педагогического взаимодействия, контроль и коррекцию результатов, организацию рефлексивной деятельности студентов, и предполагающая креативно-инновационную компетентность преподавателя;

• применение активных методов обучения, которые обеспечивают интерактивность в процессе формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности и содействуют становлению субъектной позиции студентов, их активности, формированию осознанного отношения будущих учителей к формированию у себя готовности к креативно-инновационной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

• формирование у студентов опыта креативно-инновационной деятельности, которое обеспечивается оптимальным сочетанием теоретического и практического аспектов подготовки, предоставлением будущим учителям возможности практической деятельности;

• совместная деятельность преподавателя и студента, представляющая собой их сотворчество, в процессе которого происходит взаимообогащение, взаимообмен опытом креативно-инновационной деятельности, формирование у студентов модели поведения, навыков сотрудничества, основ самостоятельной креативно-инновационной деятельности;

• мониторинг эффективности процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности, предполагающий диагностику формирования компонентов готовности к данному виду деятельности с целью выявления целесообразности выбранных способов достижения педагогической цели и отклонений от предполагаемых результатов, своевременную коррекцию педагогического воздействия, диагностику индивидуальных достижений, обучающихся в процессе реализации дифференцированного подхода. Выделенные психолого-педагогические условия процесса формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности представляют собой комплекс взаимодополняющих мер по достижению поставленной цели. Эффективность процесса формирования готовности к креативно-инновационной деятельности с учетом обеспечения в образовательном процессе вуза указанных условий требует экспериментальной проверки.

Список литературы

1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. - Самара; Спб.: СамГПУ, 1997. - 202 с.

2. Федякова И.А. Формирование субъектных свойств личности младшего школьника // Актуальные вопросы современной психологии: материалы меж-дунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 116-118.

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Володина Ольга Викторовна,

ст.преподаватель, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.Ростов-на-Дону

Дорохина Ирина Владимировна, кандидат пед.наук, доцентm, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г.Ростов-на-Дону

THE PRACTICE OF USING THE MODERN INTERNET RESOURCES IN FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE

Volodina Olga, a senior lecturer of Rostov State Economic University (RSUE), Rostov-on-Don

Dorokhina Irina, Candidate of Science, associate professor of Rostov State Economic University (RSUE), Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме формирования информационной компетенции в процессе обучения иностранному языку в современном вузе. Информационная компетенция подразумевает владение современными средствами информации и информационными технологиями; что делает актуальным использование интернет ресурсов в качестве источника актуальной информации. ABSTRACT

The article is devoted to the formation of information competence in the process of foreign language learning in a modern high school. Information competence involves knowledge of modern media and information technologies making attracting Internet resources as a source of relevant information.

Ключевые слова: информационная компетенция; обучение иностранному языку; интернет-ресурсы. Keywords: information competence; learning a foreign language; Internet resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.